3 . Житие Симеона Нового Богослова и его творения. Жития преподобных Лазаря Галисийского и Симеона, инока Синайского; житие Иоанна и Евфимия, Афонский Патерик. «Повесть временных лет» (о равноапостольном князе Владимире). 2-е поколение 1 .Преподобный Никита Стифат , блаженный Иоанн Евхаитский, преподобный Лазарь Галисийский, препо-добные Антоний и Феодосий Печерские , преподобный Варфоломей Криптоферратский, преподобный Ефрем Переяславский, Георгий Иверский; связь преподобного Феодосия Печерского со Студитским монастырем времени Никиты Стифата . 2 . Константинополь, Афон, Киев, Антиохия. 3 . Жития указанных святых; творения преподобного Никиты Стифата ; Печерский Патерик, «Повесть временных лет». 3-е поколение 1 . Преподобный Мелетий Миупольский, блаженный Иоанн Евхаитский, преподобный Никон Черногорец (около Антиохии), первые ученики преподобных Антония и Феодосия Печерских , блаженный Феофилакт Болгарский , Филипп Пустынник. 2 . Константинополь, Антиохия, Киев, Русь. 3 . Житие преподобного Мелетия Миупольского; творения блаженного Иоанна Евхаитского, Феофилакта Болгарского , Филиппа Пустынника, «Диоптра», творения Никона Черногорца; Печерский Патерик. XII век 1-е поколение 1 . Печерские подвижники (преподобный Никола Святоша и др.), блаженный Феофилакт Болгарский , Владимир Мономах . 2 . Киев, Русь, Константинополь, славянские земли. 3 . Печерский Патерик и «Повесть временных лет»; творения блаженного Феофилакта Болгарского , житие преподобного Мелетия Миупольского. Поучение Владимира Моиомаха. 2-е поколение 1 . Преподобная Евфросиния Полоцкая, преподобный Петр Дамаскин , святой Леонтий, патриарх Иерусалимский, Николай, игумен Странтский. 2 . Киев, Русь, Палестина. (Юг Италии.) 3 . Житие преподобной Евфросинии Полоцкой; творения преподобного Петра Дамаскина ; житие святого Леонтия Иерусалимского , Путешествие Фоки; творения Николая, игумена Странтского. 3-е поколение 1 . Преподобные Кирилл и Лаврентий, епископы Туровские, преподобный Симеон Сербский, преподобный Савва Сербский , Николай Странтский.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Mansuro...

Кондак, гл. 6. Святую еси заступницу сущим в бедах, благочестно воспоим Параскеву всечестную: та бо житие оставльши тленное, и нетлеемое прият во веки; сего ради славу обрете, чудес благодать, Божиим велением. Совершается собор ее в Сербах. Муч. епископа Газской церкви. См. 4 мая. Пр. (то же что именованного Святоши, князя Черниговского, Печерского чудотворца. Сын Черниговского князя Давида Святославича, он княжил сначала в Луцке, а потом в Чернигове. Будучи женат и имея детей, он оставил семью, княжество и все земные удовольствия и в 1107 г. принял иночество в Киево-Печерской обители. Здесь он подвизался, как простой инок, исполняя все монастырские послушания, и вел жизнь, полную всяких лишений. Напрасно братья князя старались вызвать в нем сожаление о прежней богатой и роскошной жизни. Блаж. Николай проводил время в трудах и молитве, посте и бдении более тридцати лет. Предание сообщает, что им на монастырских вратах устроена церковь в честь Пресвятой Троицы, а также больница с храмом св. Николая (близ Лаврских ворот). Вкушая одну монастырскую пищу, пр. Николай раздавал нищим и странным все то, что получал от братьев – князей и бояр. Скончался он в 1143 г., и почти все Киевляне явились в монастырь воздать последний долг блаженному князю. Прославившиеся исцелениями мощи его почивают в Антониевой пещере. Даже оставшаяся по смерти пр. Николая одежда источала исцеления. Так, когда князь Изяслав тяжко заболел, то на него надели власяницу пр. Николая, и больной тотчас выздоровел. Название «Святоша» осталось за пр. Николаем, как уменьшительное имени Святославу которое дано ему было при рождении. Ему есть служба с полиелеем. См. 28 сент. 15 . Пр. отца нашего нового. Сын благочестивых родителей из селения Опсо (в Галатии, в Мал. Азии), воспитанный в правилах добродетельной жизни, он, по смерти отца, женился по настоянию матери. Считая родившееся от этого брака дитя достаточным утешением для жены и матери, пр. Евфимий решился избрать «тесный путь» угождения Господу и тайно оставил дом отчий, когда ему было всего 18 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Макарий Московск. митр., 15, 79, 152, 156, 161, 209, 212. Макарий Оптинский старец, 369–376. Макарий Уншенский, 133. Максим Грек , 195, 207. Мария Горетти св., 26, 410. Марк пещерник, 52. Мартиниан преп., 135. Мефодий Песношский, 119. Михаил Ярославович Тверской кн. муч., 70, 253. Митрофан Воронежский св., 311. Моисей Новгородский святит., 77. Моисей Путилов преп., 365. Моисей Угрин, 51, 52. Нафанаил, 226. Никита, 49, 197. Нестор Летописец (в иноч. Стефан),  23, 25, 31–35, 37–41, 44, 65, 113. Нестор (не летописец), 22. Никандр Псковский, 233. Никита муч., 22. Никита Новгородский святит, 75. Никита Переяславский святит, 60, 78. Никифор игумен, 350. Никифор митрополит, 44. Никита святоша, 46, 67. Николай Чудотворец св., 14, 146, 262 Николай Японский еп., 115. Никон мастер, 34. Никон игумен, 49. Никон скупой, 52. Никон патриарх , 150. Нил Сорский преп., 132, 136, 137, 1622, 167–193, 194, 200–202, 205209, 215–216, 228–229, 224, 263, 348, 361, 362, 411. Нил Столбенский, 232. Ольга кн. равноапост., 14, 64, 251, 254. Павел Обнорский, 119, 127, 130, 132, 136, 192. Павел Сорский святит., 268. Павел Тобольский, 79. Паисий Величковский преп., 347–364. Паисий Ярослав., 131, 169. Парфений еп., 110., Пахомий Великий св., 387. Пахомий Логофет, 15, 76, 99. Пахомий Сербии, 82, 120. Пафнутий Боровский св., 81, 197–199, 205, 224, 230. Петр Московский митр, св., 79, 82, 152. Пимен св., 36. Пимен Многоболезненный, 51. Питирим св., 115. Поликарп Печерский монах, 45, 47,4 50. Прокопий Устюжский юрод., 241, 243–244. Прохор лебедник, 46. Прохор Ростовский, 79. Ростислав Всеволодович, 48. Савва св., 33, 56, 98. Савва Вишерский св., 133. Савва Черный, 198. Савватий св., 132–133. Серафим Саровский св., 15, 18, 32, 150, 235, 255, 385–409, 413. Серапион Новгородский архиеп., 208. Сергий Нуромский, 108, 127, 131. Сергий Радонежский св., 15–18, 32, 80, 81, 85–109, 119, 121, 136, 139, 150, 189, 192, 194, 206, 209, 214, 234, 344, 348, 409, 413. Сильвестр Обнорский, 119. Симеон Новый богослов , 191, 192, 362, 385.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По его просьбе инок Феодосий перевел на славянский язык послание св. Льва папы против Евтихия. 401 В 1142 г. видим князя инока миротворцем между князьями. По просьбе в. князя, он примирил князей черниговских с братьями в. к. Всеволода. 402 Это было последнее служение его церкви и отчизне. В следующем году, 14 октября, почил он от трудов своих. 403 «На погребение его собрался весь Киев. – Брат его Изяслав выпросил себе на благословение крест почившего». Спустя некоторое время Изяслав так был болен, что отчаивались в жизни его. – Лежа в беспамятстве, больной попросил воды из печерского колодезя. Игумен послал воды, которою омывали мощи пр. Феодосия, и власяницу пр. Николая. Еще не возвратился посланный, как больной сказал: «идите встречать пр. Феодосия и Николая». Когда же вошел в дом посланный: «Николай, Николай Святоша»! сказал больной. Его напоили водою Феодосия, покрыли власяницею Николая, и больной мгновенно выздоровел. – Князь надевал потом власяницу – преподобного, когда выходил на войну, и оставался цел. Царь Иоанн, пересказав сказание Симона о св. Николае, говорит, «и по преставлении его, от деревянной скамейки, на которой сиживал он у ворот, бегали бесы». 404 Блажен. Симон, окончив свою повесть, говорит иноку Поликарпу; нужное и для других: «ты что подобное сделал? Богатство ли оставил? Но у тебя не было его. Славу ли? Но ты не владел ею? Ты из бедности перешел к известности и счастью. Подумай об этом князе. Подобного ему никто из князей не сделал; никто из них волею не пошел в иночество: истинно он выше всех русских князей. – Как же сравняется твоя низость с его власяницею? Ты рожден для наготы и украшаешься одеждами. Не будешь ли ты лишен за то одежды нетленной и осужден, как не имеющий брачного одеяния?.. Вчера ты – инок и уже отрекаешься от иночества. Не научившись иночеству, желаешь епископства и выставляешь из себя законодателя грозного. – Не научившись сам покорности, хочешь смирять других. Думаешь высоко о себе, повелеваешь гордо, отвечаешь вопреки. Из твоих уст узнал я об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Симон, служить в трапезе, затем волей игумена и братии вынужден он был иметь свою келью. Построив её, он завёл при ней сад, где садил растения руками. О нём говорят и то, что никогда не бывал он без дела во всё время монашества своего: постоянно занимался рукоделием, поя псалмы, и тем снискивал себе содержание. Хотя и получал он имения, но не употреблял для себя, а всё раздавал нищим и на церковное строение» 188 . Последние слова блаж. Симона дают вероятие тому преданию, что храм Св. Троицы над св. вратами и больничный храм св. Николая построены были усердием св. князя-инока 189 . По известию Кальнофойского, Троицкий храм над вратами – того же фасада, какого храм Благовещения над златыми вратами Ярослава. – Это служит новым оправданием мысли о строителе св. врат – князе-вратаре. «У нас много книг его», говорит ещё Симон Печерскому иноку. Ныне известно, что св. князь усердно побуждал и других к книжным занятиям. По его просьбе инок Феодосий перевёл на Славянский язык послание св. Льва папы против Евтихия 190 . В 1142 г. видим князя-инока миротворцем между князьями. По просьбе в. князя, он примирил князей Черниговских с братьями в. кн. Всеволода 191 . Это было последнее служение его Церкви и отчизне. В следующем году, 14 октября, почил он от трудов своих 192 . «На погребение его собрался весь Киев. – Брат его Изяслав выпросил себе на благословение крест почившего». Спустя некоторое время Изяслав так был болен, что отчаивались в жизни его. – Лёжа в беспамятстве, больной попросил воды из Печерского колодезя. Игумен послал воды, которой омывали мощи пр. Феодосия, и власяницу пр. Николая. Ещё не возвратился посланный, как больной сказал: «идите встречать пр. Феодосия и Николая». Когда же вошёл в дом посланный, – «Николай, Николай Святоша!» сказал больной. Его напоили водою Феодосия, покрыли власяницей Николая и – больной мгновенно выздоровел. – Князь надевал потом власяницу преподобного, когда выходил на войну, и оставался цел. Царь Иоанн, пересказав сказание Симона о св. Николае, говорит: «и по преставлении его, от деревянной скамейки, на которой сиживал он у ворот, бегали бесы» 193 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Чудотворная икона святителя Николая Чудотворца. По преданию, благодаря этой иконе жителям с. Устинка Курской губ. (ныне эти места относятся к Белгородской обл.) было даровано избавление от нападения монголо-татарских войск. Увидев неприятеля, насельники Николаевской пустыни, находившейся в селе, вышли навстречу ему с иконой свт. Николая. Переправлявшиеся через реку татары вдруг остановились, начали тесниться и падать с плотины в воду. В советские годы почитаемая икона была утеряна. Обретение святыни произошло в 1995. Сегодня она находится в Преображенском кафедральном соборе г. Белгорода. Никола святоша, Черниговский, Печерский (ск. 1143), первый русский князь, принявший монашество, сын Черниговского кн. Давида. По воле родителей Никола, носивший в миру имя Святослав, женился и стал Луцким князем (дочь его была замужем за блгв. кн. Всеволодом Новгородским). Не по душе миролюбцу были постоянные ссоры русских князей. В февр. 1106 кн. Святослав, оставив семейство, принял постриг в Киево-Печерской обители. Здесь он с великим смирением работал в поварне, рубил дрова, носил воду, был привратником. На свои средства построил надвратный Троицкий храм и больничную церковь свт. Николая, около своей кельи развел сад. Его никто не видел праздным, все труды его сопровождались непрестанным произнесением молитвы Иисусовой (первый известный пример на Руси). Пройдя разные послушания, подвижник наложил на себя обет безмолвия, который соблюдал в продолжение 30 лет. Он стяжал дар прозорливости и врачевания. Память прп. Николе отмечается 14/27 окт., 28 сент./11 окт. и во 2-ю неделю (воскресенье) Великого поста. Никола студеный (волчий сват, Новоезерские морозы) Народное название дня прп. Николая, исповедника, игумена Студийского (ок. 868), 4/17 февр. Редкий год на Руси в этот день не бывало морозов. Считалось, что морозы новоезерские – самые крепкие. Крестьяне говорили, что в этот день Никола Студийский и Кирилл Новоезерский (праздновался в этот же день) морозы на Руси ставят. В это время происходили звериные свадьбы, поэтому в народе Николу Студеного называли волчьим сватом. Николай Кочанов (Николай Кочанский, Кочанов день)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

38 . Подобно сему в Львовском анфологионе 1694 году находим целую службу святителю Петру с литией, полиелеем, синаксарем и т.п. В униатских акафистах 1691 и 1683 годов, также в Львовском молитвослове 1720 года была помещаема известная служба преподобным Печерским, в которой, как и в обыкновенных молитвословах и акафистах киевских, прославляются и призываются на помощь не только блаженный Владимир царь с Еленою или с Ольгою, но и многие другие угодники Волынские и имеющие к Волынской земле особые отношения, каковы, например, Стефан «всехвальный Христова стада бывший предводитель и оное богоугодно упасший в неусыпных стражех нощных, всеизрядный Варлаам славу мира сего и вся красная ни во что же вменивый, Никола чудный (Святоша), помощник в скорбех, иже о самем единем слове исцеляше страсти немощных»; Михаил, Илларион и другие святители Российские, в том числе и святитель Петр, Киприан, Фотий, и Нифонт «божественные иерархи»; Иулиания, присносветящая свеща, елеем благодати одержимая и т.д. 39 Этого мало; мы имеем даже положительные сведения со стороны римской церкви, что святые «Елена или Ольга, Василий – Владимир, внук её и сыновья его Давид и Роман или Борис и Глеб, а также Антоний и Феодосий игумены, а с тем вместе конечно и остальные угодники Печерские со святым нашим Феодором Острожским и другими, должны быть приняты (recipiendi) и благочестно почитаемы (rectissime colendi) Римскою церковью наравне с русскими (ruthenis.) И что касается их, продолжает латинский архиепископ Северины, Николай Карминий Фалко, митрополит Брутийскии (in Brutiis ulterioribus), то об них рассудил собор Замойский (униатский), на котором (бывшем 1720 году) председательствовал высокопочтеннейший Иероним Гримальди, на ту нору апостольский нунций в Польше. Утвержденный Венедиктом XIII; собор этот, как говорит Фалко, определил, для почитания в Литве – Бориса и Глеба, по уставу и особой службе (officio proprio), 2-е число месяца мая в воспоминание перенесения их мощей 1072 года, и 24 день июля в память их кончины. За сим память Василия-Владимира положена 15 июля; память Елены или Ольги устав русский полагает июля. И поляки все, заключает Фалко, чтут оных чествованием благоговейным, 40 тем более, прибавляет от себя, что сама Римская церковь прямо даже повносила имена многих из них в свои святцы, наравне с самими знаменитейшими своими святыми: Францисками, Пиями, Людовиками и т.п. 41 Не говорим уже о святых Кирилле и Мефодие, которых латитиняне чтут особою службою с назначением им особого дня памяти (10 марта) и т.п. 42

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

54 Елецкий Успенский Черниговский монастырь находится близ Чернигова в Болдиных горах. Там находится Елецкая икона Богородицы, явившаяся на ели в 1060 году. 55 Мощи преподобного Антония почивают под спудом в той пещере, где он подвизался. То глубокое смирение, которое он хранил во всю земную жизнь свою, скрывает его от славы человеческой и за гробом («Русские Святые». Май, стр. 77). 56 Святой Стефан в сане епископа был при перенесении мощей преподобного Феодосия; преставился 27 апреля 1094 года. 57 Эта чудотворная икона в настоящее время привешена над царскими вратами великой церкви Печерской. Она покрыта золотой ризой, осыпанной множеством дорогих камней, и вставлена в серебряный, вызолоченный круг. 58 Преподобный Никон преставился 23 марта 1088 года. Мощи его почивают в пещере преподобного Антония. 59 Со времени татарского нашествия и разорения Киева мощи преподобного Феодосия пребывают скрытыми в основании великой церкви, а на том месте притвора, где они прежде почивали открыто, поставлена гробница, прикрытая серебряной вызолоченной доской с изображением преподобного («Киевские пещеры и Лавра»). 62 Вторичные труды Преподобного Исаакия в затворе продолжались до 20 лет, так что преставление его должно полагать около 1090 года. Мощи его почивают в пещерах преподобного Антония. 64 Время кончины преподобного Иоанна многострадального можно полагать не ранее 1160 года. Память его празднуется 18 июля. 66 Преподобные Феодор и Василий скончались 11 августа 1091 года. Мощи их почивают в Антониевой пещере в одном гробе. 70 Преподобный Николай Святоша провел в иночестве 36 лет (1106–1142); мощи его почивают в Антониевой пещере. 71 О чудотворной Ростовской иконе Богородицы (которая зовется Владимирской) подробно описано в книге моей «Древние святыни Ростова Великого», издание 2-е, стр. 30 и 31. – Другая икона преподобного Алипия, находящаяся в Московском Успенском соборе, известна под именем «Предста Царица». 72 Кончину преподобного Алипия можно полагать около 1114 года. Мощи его почивают в Антониевой пещере.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

XIX в. В качестве соименного святого вел. кн. Николая Николаевича Ст. он представлен на иконе главного иконостаса Исаакиевского собора в С.-Петербурге (освящен в 1858), находящейся во 2-м ярусе, где помещены иконы небесных покровителей членов имп. дома ( Серафимов, Фомин. 1865. С. 76-77; Главный иконостас Исаакиевского собора/Авт. текста: А. Витушкин. СПб., 2008. С. 24, 28, 61). На мозаичном образе по оригиналу Ф. П. Брюллова Н., стоящий в повороте вправо, показан в соответствии со средневек. традицией - с длинной бородой, с плешью на голове, одет в шубу, шапка прижата к телу правой рукой; в надписи святой назван и юродивым, и князем новгородским. Рельефный бюст Н. помещен на юж. внутренних дверях храма (скульптор И. П. Витали), среди рус. святых, в одном ряду с прп. Варлаамом Хутынским (Там же. С. 55; Врата Исаакиевского собора/Авт. текста: А. Витушкин. СПб., 2008. С. 66), однако не исключено, что здесь его образ имеет и дополнительное, патрональное значение. Более уверенно об этом можно говорить в связи с иконой из петербургской ц. Благовещения при лейб-гвардии Конном полку, исполненной П. М. Шамшиным для иконостаса, в к-ром были и образы святых, чьи имена соответствовали именам др. членов имп. дома (1848, ГРМ; Религиозный Петербург. СПб., 2004. Кат. 468. С. 269; в дореволюционном описании храма святой, в надписи названный блаженным Николаем Юродивым, ошибочно определен как Никола Святоша: см.: Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1876. Вып. 5. С. 299. 2-я паг.). В отличие от близкой по времени иконы из Исаакиевского собора здесь Н. представлен не по типу князя. Он в подпоясанной рубахе, с молитвенно сложенными руками, в интерьере различим свиток с текстом; короткая седая борода свидетельствует об отсутствии связи со средневек. иконографической традицией и использовании позднего варианта иконографии святого. Неск. изображений Н. вошли в состав мемориального по характеру убранства храма Христа Спасителя в Москве (1839-1883, воссоздан в 1994-1997; см.: Мостовский М.

http://pravenc.ru/text/2565936.html

XXVIII. Авва Миос рассказывал, что в скиту жил один высокий по своим подвигам старец, который был из рабов. Несмотря на то, что он уже имел совершенную свободу и был сам руководителем и начальником других, этот старец ежегодно ходил в Александрию и носил оброк своим господам. Приходя к ним, он наливал воду в умывальницу и умывал ноги их. Господа говорили ему: «Отец! Ты заставляешь нас принимать такую тяжкую услугу от тебя!». Он отвечал им: «Через это свидетельствую, что я раб ваш. В благодарность за то, что дали мне свободу служить Богу, я обмываю ноги ваши». Господа не принимали оброка, а старец говорил им: «Если не хотите принять оброка, я остаюсь здесь служить вам». Господа, уважая его, оставляли его делать, что он хотел, и отпускали с великой честью и со многими пожертвованиями. (Из Патерика). 12. Примеры глубокого христианского смирения, заимствованные из русской церковной истории I. Препод. Святоша (уменьшительное из имени Святослав), князь Чернигов., в иночестве Николай (Никола) был сын Давида и внук Святослава. И помыслил он, как обманчиво все в суетной этой жизни, и что все земное протекает, проходит мимо, а будущие блага непреходящи и вечны, и бесконечно Царство Небесное, приготовленное Богом любящим Его. И, оставив княжение, и честь, и славу, и власть, и все то ни во что вменив, он пришел в Печерский монастырь и сделался иноком. Это было в лето 1106 г. февраля 17 дня. Все бывшие при нем черноризцы признают его добродетельное житие и послушание. Три года пробыл он на поварне, работая на братию своими руками, колол дрова для приготовления пищи, часто даже носил их с берега на своих плечах; и с трудом братья его, Изяслав и Всеволод, удерживали его от такого дела. Однако этот истинный послушник просил и молил, чтобы ему еще хоть с год поработать в поварне на братию; после же этого приставили его к монастырским вратам, так как во всем он был искусен и совершен. И пробыл он тут три года, не отходя никуда, кроме церкви. Оттуда велено ему было перейти служить на трапезе. Наконец, волею игумена и всей братии, принужден он был иметь свою келью, которую сам и построил. И доныне эту келью зовут Святошиной, также и огород, который он ископал своими руками. Говорят также об этом блаженном Святоше, что никто никогда не видал его праздным: всегда в руках у него было рукоделье, чем он и вырабатывал себе на одежду. На устах его постоянно была молитва Иисусова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!». Никогда не вкушал он ничего иного, кроме монастырской пищи: хотя он и много имел, но все то отдавал на нужды странных и нищих и на церковное строение. Книг его и доныне много в монастыре Печерском.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010