Во время пострига происходит наречение нового имени 462 . В Древней Руси была традиция, согласно которой при пострижении давали имя, начинающееся на ту же букву, что и крестильное, мирское имя. Приведем некоторые примеры: святитель Иона Новгородский (†1470; пам. 5 нояб.) – в миру Иоанн; Митрополит Московский Макарий (†1563; пам. 30 дек.) – в миру Михаил; святитель Герман Казанский (†1567; пам. 6 нояб.) – в миру Григорий; святитель Димитрий Ростовский (†1709; пам. 28 окт.) – в миру Даниил; святитель Митрофан Воронежский (†1703; пам. 23 нояб.) – в миру Михаил; преподобный Иосиф Волоцкий (†1515; пам. 9 сент.) – в миру Иоанн; преподобный Никандр Псковский (†1581; пам. 24 сент.) в миру Никон; преподобный Галактион Вологодский (†1612; пам. 24 сент.) – в миру Гавриил; преподобный Иов Почаевский (†1651; пам. 28 окт.) – в миру Иоанн и т.д. Монашество принимали люди разного социального положения. Святитель Филарет Черниговский (†1866) так начинает житие первого русского князя-монаха Николы Святоши (†1143; пам. 14 окт.): «Сын благочестивого Черниговского князя Давида Святославича, князь СвятославСвятоша, в крещении Панкратий, а в иночестве Николай, был женат и имел детей; одна дочь его была супругою блаженного Всеволода-Гавриила» 463 (†1138; пам. 11 февр.). В Киево-Печерском Патерике говорится о его намерении уйти в монастырь: «...помысли убо прелесть житиа сего суетнаго и яко вся, яже и зде, мимо текут и мимо ходят, будущая же благаа непроходима, вечна суть, и Царство Небесное бесконечно, еже уготова Бог любящим Его, – остави княжение, честь и славу и власть, и вся та ни в что же въменив, и пришед в Печерьскый манастырь, и бысть мних» 464 . Его князья-братья «велику укоризну имеета собе нишетою» его 465 . Бояре ушедшего в монастырь князя, оказавшись не у дел, считали его «яко изумевшася» 466 . Но автор Патерика называет князя: «В истину сей б лей всех князей Рускых» 467 . В последующее время монашество принимали и другие князья, причём, обстоятельства и результаты такого намерения могли быть различны. В 1462 году скончался Московский князь Василий II, вошедший в историю как Василий Тёмный. В летописи читаем: «...и бысть ему болезнь тяжка, и въсхоте в черньцы постричися, и не даша ему воли, а в той болезни преставися месяца марта 27 день в субботу в 3 час нощи» 468 . Это же могло произойти и при кончине его внука. Перед своей кончиной князь Василий III (†1533) высказал Митрополиту Даниилу (1522–1539; †1547) своё желание принять монашество. Последующие события показывают накал страстей у одра умирающего государя.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Восходящее солнце озарило еще только вершины – низменности лежали в прежнем мраке. Первый пример нравственного возрождения под влиянием христианской веры представляет нам сам Владимир. Из удалого вождя дружины, чуждого земле, какими были и он, и все прежние князья, он стал первым земским князем нарядником 13 , который думал с дружиной, епископами и старцами «о строи земляном», который и воевал уже не из одной беззаветной богатырской удали, а для защиты своей страны, стал «красным солнышком» народа. Его широкая натура, которая вела его прежде к излишествам языческого разгула, теперь проявлялась в необыкновенном благодушии и ласковости, о которых говорят и летопись, и старые былины. Это был ласковый князь, у которого весьма был радушный прием и привет, добрый кормилец нищих, покровитель слабых. Бедняк смело шел на его княжеский двор и брал кушанье, питье и деньги. Этого мало: «дряхлые и больные, сказал князь, не могут доходить до моего двора», и велел всякие припасы развозить для них по городу. В праздники он ставил трапезы себе с дружиной, духовенству и нищим. В своем церковном уставе, как мы видели, он тоже позаботился о богадельнях и больницах. 15 июля 1015 года умер добрый князь и плакали по нему все, знатные и убогие. Мощи его положены были в Десятинной церкви. По следам Владимира пошли дети его, – второе христианское поколение русских князей, – мученики Борис и Глеб, Мстислав, Ярослав с супругой Ириной, в иночестве Анной, первой инокиней из русских княгинь. Следующие поколения русских князей выставили из своей среды несколько святых, прославленных церковью, каковы были: сын Ярослава Владимир Новгородский – строитель новгородской Софии, просветитель Мурома Константин с чадами, сын благочестивого Мономаха Мстислав, сын Мстислава Всеволод Псковский, черниговские Игорь Ольгович и Святослав Давидович – в иночестве Николай Святоша, Ростислав Смоленский, Андрей Боголюбский, Петр и Феврония Муромские и другие. Между княгинями, кроме св. Ольги, Февронии и Ирины, прославились святостью Анна, сестра Мономаха, подвизавшаяся в киевском Андреевском монастыре, и Евфросиния, дочь Святослава Полоцкого, основавшая монастырь в Полоцке, под старость путешествовавшая в Иерусалим и там скончавшаяся (1173).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Вот в какой среде росли первые православные русские князья. Такое настроение веры не могло не образовать людей, не только праведных, но и святых. Мы видели уже благочестивую ровность св. княгини Анны, принявшей иночество в последний год жизни. Один из князей последующего времени отрекся от престола и величия земного и провел жизнь в удивительных подвигах иноческого смирения. Князь черниговский Святослав (в сокращении Святоша), во св. крещении Николай, жил счастливо, имея жену и детей. Но душа его жаждала исключительного общения с Богом. Он понял, что все тленно, что не утолит Софийский собор в Новгороде голода души земным величием, что только на небе — непреходящее царство славы; и он оставил все и пришел в 1106 году в Киево-Печерский монастырь. Забывая прежний сан свой, он прилежнее всех работал на послушаниях. Сперва он трудился в поварне, на плечах носил дрова с берега Днепра в гору и рубил их, делал и прочую работу. Его братья, узнав об этом, пытались принудить его бросить это дело, но он умолил их оставить ему его труды и три года протрудился на поварне. Потом пробыл он три года при монастырских воротах сторожем и никуда не отходил, кроме церкви. Отсюда взяли его на трапезу. После этих послушаний игумен велел ему трудиться в безмолвии, и он стал насаждать около своей кельи сад. Никогда не видели его праздным, и с рукоделием в руках, он, не переставая, творил молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя…». Он ничего не ел, кроме малой части того, что давали ему на монастырской трапезе, а все, что присылали ему родные, раздавал нищим и странникам или на устроение церквей; иного жертвовал также в храмы книг. В миру в Чернигове у князя был врач, по имени Петр, родом из Сирии. Он был очень привязан к нему и ради него переехал в Киев. Посещая св. Николу, видя его пост и лишения, заставая его то на поварне, то у ворот, врач сокрушался о нем. — Ты не жалеешь себя, — говорил ему врач. — Ты заболеешь от истощения. Как купленный раб, работаешь ты на черноризцев, непривычный к этой работе. Твои братья скорбят, что ты из такой славы дошел до последнего убожества… Ведь тебе присесть некуда, кроме как на сорную кучу у поварни или ворот. Ты сам моришь себя. Кто из князей русских поступал так?

http://azbyka.ru/fiction/svyatye-vozhdi-...

– Вот святоша пришел! – смеялись над ним. А он все улыбался, благодарил Бога и радовался. Однажды вызывает его игумен к себе и спрашивает: – Что ты всегда радуешься? Тебя так оскорбляют, обижают, а ты радуешься? – Да как же мне не радоваться? Раньше я деньги платил обидчикам, а теперь мне бесплатно дают бальзам! Вот и нам надо так делать. А мы все обижаемся на всякую обиду, забываем молиться за своих обидчиков, потому и не получаем того целительного бальзама, от которого душа радуется и торжествует победу над врагом спасения. Старайтесь, чтобы в душе у вас не было даже огорчения. А то говорят: «Нет, батюшка, у меня ничего нет на нее, никакого зла», – а встречаться глазами не могут. Другой раз не надо и слов говорить, а стоит только ласково посмотреть, и все станет ясно – внутри душевный мир. А кто на нас особенно восстает, помолиться за таких надо и уклоняться от всяких столкновений с ними: «Уклонися от зла, и сотвори благо» ( Пс.33:15 ). За своего обидчика надо даже крестик целовать и надо молиться такими словами: «Господи, Крестом Твоим удали от меня страсть неприязни, помоги мне полюбить своего обидчика. Спаси меня его святыми молитвами». А сердце сердцу весть подает, и он почувствует это. Цель – вытеснить из сердца злую силу. Сразу нельзя сделаться святым. Духовно расти надо постепенно – идти от силы к силе. Мария Египетская много лет каялась в пустыне. Вот и нам приходится нудить себя искоренять страсти и насаждать добродетели иногда годами. Соблазну надлежит быть, но горе тому, кто на соблазн наводит, горе тому, кто наносит огорчение ближнему: последствия их дел будут подобны Иродовым. В конце прошлого столетия жила игумения Таисия. Она была в большом смущении, когда пришла в монастырь. Она думала: «Зачем эти скорби и болезни? В здоровом теле – здоровый дух, а со скорбным, сжатым сердцем трудно молиться, да и молитва уже не та». Явился ей святитель Николай, привел ее ко Кресту и говорит: «Ты видишь, как Господь скорбел и страдал? Вот и мученица Параскева (рядом висит образ ее) свою жизнь молодую отдала за Христа!» И нам ради того, чтобы очиститься от самоцена, гордости, зависти и других страстей, посылаются скорби и болезни, чтобы мы шли от силы к силе, шли к святости. А потом Господь испытывает душу: кого любит, того и наказует.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Далее, по направлению к Святым Вратам, тянется длинный корпус, в котором помещаются келии монашествующей братии, а в конце этого здания – Святые Врата, в которые вошли богомольцы (см. выше). На этих вратах устроена церковь во имя Живоначальной Троицы; церковь увенчана позолоченным куполом. Обратите внимание на изображения, которыми расписано здесь всё: св. Лавра, пещеры с церквами и в звёздах лики угодников печерских и шествующий собор угодников. Припомните, стоя у Святых Врат и молясь в Троицкой церкви, между прочим, имя одного из этих угодников – Святоши Николая, которому, думают, и. принадлежит первоначальная постройка этой церкви (в 1106 г.), так как нынешняя построена лишь в конце запрошлого столетия иждивением гетмана Мазепы. Святоша же Николай был внук великого князя Святослава, правил сперва некоторое время городом. Познав суету мирскую, оставил он всё – и славу, и роскошь – и удалился в Киево-Печерский монастырь. Здесь он работал как простой работник: в кухне, был сторожем у св. ворот, служил за трапезой, в саду, его руками насаждённом и пр. Никакие увещания и просьбы братьев, князя Изяслава и Владимира, а также – друзей, не могли склонить Николая оставить подвиги и возвратиться к прежней жизни: он продолжал нести труды для своего и других спасения, был постоянным защитником и утешителем бедных и страждущих, лучшим советником братьев и совершал много чудес одними молитвами. IV При Св. Вратах, если входить во внутрь Лаврского двора, по левую сторону, находится книжная лавка, а за нею вход в Больничный монастырь. Это старинная обитель. Основание её принадлежит тому же угоднику Николаю Святоше. Против входных ворот больничного монастыря помещается каменная с золотым куполом церковь во имя св. Николая, Мирликийского чудотворца. Между церковью этою и воротами помещается больница; здание построено в 1842 г. при митрополите Филарете. При самой больнице есть также церковь , именно – во имя Божией Матери. Как и всё в старинной обители имеет особенное назначение, так и церковь больничная. Усопшие братия отпеваются в этой церкви, а молящиеся любят творить поминания прежде всего в храмах больничного монастыря: иной тысячи вёрст проходит пешком, неся с собой одно желание помолиться в этой церкви за упокой души кого-либо из близких покойников. С воодушевлённой верой преклоняет он колени пред иконами св. Николая и Матери Божией и с чувством полной радости прослушает акафисты, ежедневно читаемые здесь. Нужно заметить, однако, что в больничную церковь вполне доступен вход только для мужчин: женщинам дозволяется входить туда всего три раза в году.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский КАССИАН (нач. XV в.- после 1471), игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы и Спасо-Каменного в честь Преображения Господня, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) КАССИАН († ок. 1534), игум. Корнилиева Комельского мон-ря, прп. (пам. 16 мая, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) МАКАРИЙ (1349 (?) - 25.07.1444 (?)), Желтоводский и Унженский, прп. (пам. 25 июля; 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 7 июня - в Соборе святых Ивановской митрополии, во 2-е воскресенье сент.- в Соборе Нижегородских святых) МОИСЕЙ (Путилов Тимофей Иванович, 1782-1862), схиархим., настоятель Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни, прп. (пам. 16 июня, 11 окт., в Соборе всех святых, в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе Ростово-Ярославких Святых)) НИКОЛАЙ (Святоша, Святослав Давидович; † ок. 1143), прп. (пам. 14 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе святых Брянской митрополии, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), Киево-Печерский НИКОН (1352-1426), прп. (пам. 17 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), 2-й игум. Троице-Сергиева мон-ря (1392, 1398 - 17 нояб. 1426) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/2561292.html

Дорожа временем, я поспешил в пещеры часов в 6 утра. В Крестовоздвиженском храме над входом в ближние пещеры литургия не начиналась, а потому иноки охотно предложили свои услуги проводить по пещерам. Взявши несколько свечей, я приложился к храмовой иконе, в которую вделан большой крест с значительною частью древа Креста Господня, а тем временем успела уже собраться порядочная партия спутников. Зажегши свечи, мы вошли с великим страхом в пещеры. Наш спутник говорил благоговейно, проходя гробницы, в коих покоились мощи св. угодником: св. Иулиания Дева, княжна Ольшанская, Прохор Чудотворец, иже молитвою былие лободу творяше хлебы, преподобный Иоанн Постник , гроб и келия преподобного Антония Печерского – первоначальника нашего. Здесь мы услышали пение и не вдруг увидели малый храм, в коем совершал литургию очень молодой иеромонах с серебряным крестиком на груди. 485 Попросивши его помолиться за нас, и помолившись несколько, мы пошли далее. Свет слабо освещал наш путь, но мы уже присмотрелись более, и ясно уже различали раки святых угодников, часто и близко одна от другой находившиеся. А наш спутник продолжал возвещать нам: препод. Феодор и Василий, Поликарп – 2-й печерский архимандрит игумен Варлаам; Дамиан – Хлебник, Никодим – Просфорник, Лаврентий – Затворник, Лука – Эконом Печерский, Нектарий – послушливый, Агапит – Целебник врач, священномученик Иоанн Кукша, просветитель Вятичей, Сергий послушливый, Пимен многоболезненный. Мы не успевали прикладываться. Но вот нас остановила другая партия, шедшая напротив. Потом они куда то ушли. Во время стояния я заметил на стенах те надписи, которые восклицал перед нами проводник. Несколько человек положили деньги на блюдо, находившееся здесь. Повернувши, наш проводник возвестил: преп. Нестор – летописец, преподобномученик Евстратий, распятый жидами на кресте в городе Корсуни, Моисей Угрин, слуга св. кн. Бориса, Иеремия прозорливый, Иоанн Многострадальный, при жизни закопавший себя в землю по перси ради утишения страстей, Николай Святоша – привратник Печерский из князей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

И. В. Злотникова Рубрики: Ключевые слова: НИКОЛАЙ (Святоша, Святослав Давидович; † ок. 1143), прп. (пам. 14 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе святых Брянской митрополии, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), Киево-Печерский АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) ВАРЛААМ (до 1035 - до 1067/74), игумен киево-печерский, прп. (пам. 19 нояб., в Соборе Волынских святых, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ЕВДОКИЯ ДИМИТРИЕВНА (в монашестве Евфросиния; ок. 1352/57 - 1407) вел. кнг. Московская, прп. (пам. 17 мая, 19 мая, 7 июля, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) ЕВФРОСИНИЯ (Феодулия, XIII в.), прп. (пам. 25 сент., 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Суздальская. ЛЕВ (Наголкин Лев Данилович; 1768 - 1841), иеросхим., прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых) МАКАРИЙ (Иванов Михаил Николаевич;1788 - 1860), иеросхим. Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни, прп. (пам. 7 сент., 11 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Курских святых, в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших) МАРИЯ ДИМИТРИЕВНА (в иночестве Марфа; † 6.11.1316, Псков), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), кнг., жена псковского св. блгв. кн. Довмонта (Тимофея) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/2578293.html

Из числа князей, принявших монашество, известны двое: Святослав, в иночестве Николай Святоша, сын черниговского князя Давида, раздавший все свое имение нищим и с величайшим смирением и мужеством в продолжение многих лет (1107–1143) подвизавшийся в Киево-Печерской обители, и святой Игорь (схимник), другой князь из рода черниговских, потерпевший (1146) мученическую смерть от киевлян. Не упоминаем о несчастном сыне равноапостольного Владимира Судиславе, который после двадцатичетырехлетнего заключения в темнице, будучи освобожден из нее в 1059 г. своими племянниками, сделался чернецом едва ли по доброй воле . Из числа княгинь-инокинь известны: а) две дочери великого князя Всеволода — Анна, или Янка, управлявшая основанною им (1086) женскою обителию, и Евпраксия, принявшая пострижение в 1106 г.; б) дочь великого князя Святослава Преслава, скончавшаяся в 1116 г., и в) две дочери Владимира Мономаха: Евфимия, бывшая в супружестве за королем венгерским Коломаном и скончавшаяся в 1138 г. монахинею, и Мария, бывшая в супружестве за греческим царевичем Леоном и скончавшаяся инокинею в 1146 г. Отправляясь в поход против неверных, князья обыкновенно призывали себе на помощь Бога и в случае победы над врагами приносили Ему благодарение. В 1068 г. три брата Ярославичи: Изяслав, Святослав и Всеволод, выступая против половцев, приходили в пещеру к преподобному Антонию просить его благословения и молитв. В 1103 г., собираясь на тех же половцев, князья и все воины единодушно молили Бога «и обеты вдаяху Богу и Матери Его, ов кутьею, ов же милостынею убогим, инии же монастырем требованья». В 1107 г. великий князь Святополк, одолев половцев, пришел в Печерский монастырь к заутрени, и братия с великою радостию приветствовали его с победою над неверными по молитвам Богородицы и преподобного Феодосия. Тот же Святополк вообще имел обычай пред отправлением на войну или еще куда-либо молиться у гроба преподобного Феодосия и брать благословение у печерского игумена. В 1111 г. во время знаменитого похода наших князей в землю половецкую они торжественно целовали крест, возлагая свою надежду на Бога и Его Пречистую Матерь, а князь Владимир Мономах повелел еще своим священникам ехать пред полками и петь тропари и кондаки Честному Кресту и канон Богородице.

http://sedmitza.ru/lib/text/435822/

— Как ты наивен, Иоанн! В своем стремлении управлять миром по евангельским заповедям такой государь погубит не только себя, но и свою империю. Произойдут государственные перевороты, нестроения, междоусобные войны, нашествия иноплеменных. Потомки скажут: этот святоша спасал свою душу, но был плохим правителем, потому что загубил свою страну. — Пусть даже так, — пылко воскликнул Иоанн, — но это будет всего лишь суд человеческий — несовершенный. Я думаю, что для христианина важнее всего суд Божий. Юстиниан, беседуя с Иоанном, ловил себя на мысли, что ему нравится то, что тот не соглашается с ним, спорит. Приводит доводы, если не всегда логичные, то все равно имеющие какую-то непостижимую для логики внутреннюю духовную убедительность. 3 В доме дината Протасия не спали, с волнением ожидая возвращения Иоанна. Юноша прибыл после полуночи, сопровождаемый Стефаном Русием. Как только протоспафарий удалился, на Иоанна набросились с расспросами о его встрече с императором, но остались разочарованными. Иоанн лишь обмолвился, что с Юстинианом они беседовали на богословские темы, а по поводу мрамора для Мекки император обещал подумать. Никаких подробностей Иоанн рассказывать не стал, а, сославшись на усталость, отправился в свою комнату. Но придя к себе, Иоанн не спешил лечь в постель, а встал на молитву и почти до самого утра молился. Глава 6 1 Последующие дни потекли, как и предыдущие, в ожидании. Феофан познакомил Иоанна с хартофилактом Великой церкви архидиаконом Агафоном, который разрешил ему пользоваться книгохранилищем Святой Софии. Как-то раз Иоанн, с трепетом развернув один из свитков, прочел: «Таинствен сей праздник, посвященный Успению Богородицы и превосходящий силу слов…» Уже с первых строк его захватил возвышенный и поэтичный слог этой гомилии . Иоанн решился спросить архидиакона об авторе рукописи. — Поистине, Иоанн, — расплылся в довольной улыбке хартофилакт, — Сирийская земля, откуда ты прибыл, край благодатный, если рождает таких искусных в писании сыновей. Ведь там родился знаменитый Роман Сладкопевец . Там же родился и автор этой гомилии диакон Андрей. Он, как и ты, родом из Дамаска. Сейчас он по благословению патриарха заведует домом для вдов и сирот.

http://azbyka.ru/fiction/ioann-damaskin/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010