Когда султан Баязет взял Тернов, все святыни были разграблены; Валахский властитель успел взять мощи преподобной, одетые в одном рубище, и перенёс их в свою столицу. В 1396 г. Валахия также попала под власть магометан, и владетель её сослан был в Бруссу. Благочестивая княгиня Сербская Милица, быв у султана, выпросила мощи преп. Параскевы, и они перенесены были в Сербию 180 . При господаре Василии Лупуле, в 1641 г., благоговейно перенесли их в Яссы, и они покоятся поныне в Ясском соборном храме Трёх святителей. – Славой чудес своих они везде прославляли, как и прославляют, веру Христову, на утверждение слабых в вере 181 . † Преставление преп. Николая Святоши, князя Черниговского благочестивого Черниговского князя Давида Святославича, князь Святослав Святоша, в крещении Панкратий, а в иночестве Николай, был женат и имел детей; одна дочь его была супругой блаж. князя Всеволода-Гавриила 182 . В 1097 г. видим его князем Луцким, но в том же году, осаждённый Боняком и Давидом, ослепившим несчастного Василька, он добровольно выехал из Луцка в Чернигов 183 , Хотя Грозный царь несправедливо называет кн. Святослава-Николая великим князем Черниговским 184 , но царь конечно имел в виду памятники того, что живший с 1097 года в Чернигове князь владел землями в Черниговском княжестве и тем устраивал покой своей семьи – жены и детей; Черниговское предание твёрдо помнит, что Навоз и Пакуль с их окрестностями, расположенные на берегу Днепра, принадлежали блаж. князю Николаю Святоше и им потом отданы лавре, которая владела ими до самых поздних времён. В 1107 г. оставил он жену, детей, известность мирскую и февр. 17 принял пострижение в Печерской обители 185 . «Три года, пишет блаж. Симон, провёл он в поварне, работая на братию: своими руками рубил дрова для варения гороха братского; часто носил воду с берега на плечах своих. Братья его, Изяслав и Владимир, не могли удержать его от подвигов. Как искренний послушник, он с любовью выпросил дозволение варить пшённую кашицу на братию в течении года.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

При нем в Печерской лавре видимо было особенное явление в воздушных пространствах, которое поразило современников, к их пользе душевной 204 . Люди, считающие себя умными, смотрят на все легко, пропускают все мимо ушей; но умнее ли они тех, которые назидаются такими явлениями во спасение души своей? В январе 1113 года преподобный игумен Феоктист был посвящен в епископа Черниговского; в Чернигове все были рады тому, потому что предшественник Феоктиста Иоанн долго лежал больной, почему давно не видели архипастырского служения; особенно же радовалась княгиня, так как он ей был духовным отцом 205 . В мае 1115 года святитель был при перенесении мощей святых князей Бориса и Глеба в новый каменный храм, построенный Черниговским князем Олегом 206 . В том же году погребал он сего князя в Черниговском Спасском соборе 207 , а в следующем году княжну инокиню Предславу, сестру Черниговского князя Давида 208 . Князь Давид, кроткий, добрый, благочестивый, служил утешением для добродетельного пастыря. Лишившись (1120 г.) сына Ростислава 209 , благочестивый князь и по любви к сыну и по благоговению к святым князьям Борису и Глебу, из которых последний был соименным ему по крещении, построил близ собора каменный храм в честь святых князей Бориса и Глеба. Блаженный святитель с радостью освятил его 210 . Близкий ко времени князя Давида проповедник Черниговский говорил: «Представлю вам пример не из чужой земли. Давид Святославич ни с кем не заводил вражды. Пусть иной поднимал войну: он останавливал эту войну покорностью; он княжил в великом княжестве, потому что был старший из братьев. Если кто допускал несправедливость в отношении к нему, он все переносил на себе. Целовал ли кому крест? Не изменял слову во всю жизнь. Пусть другой не выполнял слова пред ним: он выполнял свое, – никого не обижал, никому не делал зла. Братья, видя его таким, слушались его, как отца, а повиновались ему, как государю. Мирно было княжение его… Не скажет ли кто-нибудь, что не имел он жены? Нет, он имел детей. Николай Святоша был сын его и еще было двое других.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Мы же ни мало имам покорения к старейшинам, на овогда прекыи глаголем им, овъгда же укаряем я, многажды же супротивимся им. Нъ послушайте глаголемых, яже о святою: егда же беста святая сия, яко и он (Святополк), егда не того же ли отца быста сына, или во ине месте; того ради не супротивистася ему». 10 В том же XII веке опять понадобилось коснуться сего же вопроса, но на этот раз проповедник уже прямо в лицо князьям бросил горькое и резкое слово о измене их крестному целованию. В историческом отношении Слово это весьма любопытно, как сказано, своею главною частью, именно притчею о князе Давиде Святославиче († 1123). Но достаточно одного беглого взгляда на неё, чтобы убедиться, что притча эта обличает свое сравнительно позднее происхождение, когда живых связей с князем уже не существовало, когда имя Давида уже облеклось дымкою легендарного характера, несогласною с летописными известиями. Проповедник, вообще, рисковал рассказывать её перед черниговскою паствою, называя Давида старшим из Святославичей: быть может не все черниговцы забыли, да и по исследованиям историков оказывается, что он был третий сын, старше которого были Глеб и Роман, погибшие в 1078 и 1079 годах; 11 по Слову, Давид жил 90, а правил в Чернигове 73 года: простая справка говорит о невозможности такого представления, ибо не мог Давид родиться в 1033, когда отец его родился лишь в 1027 году; вития, прославляя Давида, рассказывает, что он никогда не воевал, а если когда и поднималась брань, он жертвовал собою ради умирения князей: в действительности это не совсем так, ибо Давид, напр., в 1117 году участвовал вместе с Владимиром Мономахом и другими князьями в походе на Ярослава Святополчича, которого удалось покорить; 12 Давид, говорит вития, княжил «в Чернигове болшем княжении»; но это ошибка, которую пытался исправить уже митр. Макарий в XVI веке: «в сей земли черниговьстей господствуя, иже тогда бяше болше княжение кроме Киева»; проповедник говорит, что у Давида было три сына: по справке оказывается пять или (по Щербатову) шесть сыновей: (Ярослав,) Святослав-Николай Святоша (род.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Сохранилась свинцовая печать, обнаруженная на территории Брянской области , к-рая с высокой долей вероятности может быть атрибутирована Н. На одной ее стороне читается надпись: «С(вя)тошина печать», а на другой изображен двузубец с крестом на левой вертикали. Те же изображения представлены на свинцовой печати, происходящей из окрестностей Чернигова ( Михеев. 2017. С. 20-21). Мощи Н. почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Согласно результатам медико-антропологических исследований мощей, проводившихся в 1988-1990 гг., Н. преставился в возрасте ок. 70 лет и имел рост 154 см ( Колпакова, Кабанець. 1997. С. 93). Прп. Николай Святоша, кн. Черниговский. Хромолитография по эскизу И. С. Ижакевича. 1903 г. Изд-во П. Плахова, Киев Прп. Николай Святоша, кн. Черниговский. Хромолитография по эскизу И. С. Ижакевича. 1903 г. Изд-во П. Плахова, Киев Деревянный гроб, почитаемый как гроб Н., в XIX в. находился в подмосковном Угрешском муж. мон-ре (Письма преосв. Леонида, архиеп. Ярославского и Ростовского, к архим. Пимену, настоятелю Николаевского мон-ря на Угреше//ЧОИДР. 1877. Кн. 1. Смесь. С. 19; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Окт. С. 92). Н. упоминается в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638) в перечне святых, чьи мощи находятся в Ближних пещерах (см.: [Евгений (Болховитинов)]. 1847. С. 290). Возможно, он указан под именем Николай в 1-м тропаре 7-й песни в составленном по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Каноне преподобным отцам Печерским», автором которого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг (Дива печер лаврських. К., 1997. С. 148). В 1684-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском ; впосл. митрополит Киевский), было установлено празднование преподобным отцам Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня, тогда же была составлена служба Собору; с 1886 г. по благословению митр. Киевского Платона (Городецкого) празднование Собору совершается 28 сент. Общецерковное почитание святого установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. Н.) в общецерковные московские месяцесловы; с 1843 г. совершается празднование Собору Киево-Печерских преподобных отцов и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Отдельный день памяти Н. был установлен не позднее 1836 г.

http://pravenc.ru/text/2692185.html

Пусть иной поднимал войну: он останавливал эту войну покорностию; он княжил в великом княжестве, потому что был старший из братьев. Если кто допускал несправедливость в отношении к нему: он все переносил на себе. Целовал ли кому крест? Не изменял слову во всю жизнь. Пусть другой не выполнял слова пред ним: он выполнял свое, – никого не обижал, никому не делал зла. Братья, видя его таким, слушались его, как отца, а повиновались ему, как государю. Мирно было княжение его... Не скажет ли кто-нибудь, что не имел он жены? Нет, он имел детей. Николай Святоша был сын его и еще было двое других. Или не скажет ли кто, что не имел он дома, и потому мог выполнять заповедь Господню? Случалось же мне не раз слышать, некоторые невежды говорят: не можем спастись с женою и детьми. Вот князь имел не один дом, а много. Князь всей черниговской земли исполнил заповедь Божию, в течение всей жизни ни с кем не имел ссоры... Стыдитесь же, враждуя с братьями и единокровными» 62 . В новом храме кн. Давид готовил себе усыпальницу: так помнил он о смерти! Августа 1-го он лежал на смертном одре. Любивший его святитель, заметив близость его к смерти, велел петь канон кресту Господню, хранителю от духов злобы. – В это самое время влетел белый голубь и сел на грудь умирающего; князь скончался и голубь отлетел. – Почившего князя отпели в Спасском соборе и положили в новом Борисоглебском храме 63 . Любившие друг друга князь и святитель недолго были в разлуке: 9 августа почил и блаженный епископ Феоктист 64 . – По ркп. святцам и в каноне киевским святым он поставлен в числе святых Киевской лавры, а в одном списке святцев прямо сказано: «положен бысть в Печерском монастыре». – Итак, блаж. Феоктист на месте иноческих подвигов своих ожидает дня воскресения общего 65 . 65 Ркп. святцы: „св. Феоктист, епископ черниговский, бысть в л. 6597=1089 апр. в 39 д.и. Это – год исцеления Никиты. «Положен бысть в печерском мон.“ сказано в отенских святцах. Мелетий Сириг в каноне, после Ефрема и Исаии, молит иерарха Феоктиста. Акафист, Киев 1674 г. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург : Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1885./Август. – 292, IV с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В Соборе русских святых Н. изображен на иконе 1-й пол. XIX в. (ГМИР) - оглавно, голова не покрыта, вместе со св. князьями Михаилом Черниговским и Александром Невским (просматриваются княжеские одежды). На иконе «Собор всех святых Российских великих князей, княгинь и княжон рода царского» 60-х гг. XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге) князь-инок изображен в рост, прямолично, парно с кнж. Анной (пам. 3 нояб.; по принципу близости памяти в месяцеслове); святой представлен в той же позе, что и на хромолитографии к его Житию (СПб., 1871), сходство касается и типа лика, и положения рук, но в отличие от иконы - облачение княжеское (голова непокрыта). В XX в. изображение Н., традиционное для иконописи, следующей канонам визант. и дренерус. живописи, вошло в композицию «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанную мон. Иулианией (Соколовой) под рук. свт. Афанасия (Сахарова) в 30-50-х гг. XX в. (иконы из ТСЛ, СДМ),- он занимает место в группе чудотворцев Ближних пещер. Прп. Николай Святоша, кн. Черниговский. Скульптура на пр-те Перемоги в Киеве. 2006 г. Скульптор Е. Деревянко Прп. Николай Святоша, кн. Черниговский. Скульптура на пр-те Перемоги в Киеве. 2006 г. Скульптор Е. Деревянко В монументальной живописи также встречается нетипичный для изображения князя-инока извод, где он представлен в мирских одеждах, напр., в росписи Никольской ц. с. Вёска (1799) Борисоглебского р-на Ярославской обл., включающей образы мн. рус. князей и в т. ч. некоего «князя Николы» ( Алитова Р. Ф., Никитина Т. Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского у. XVIII - нач. XX в.: Кат. М., 2008. С. 151. Табл. 2А. 4). В росписи ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Мокрого) в Ярославле образ помещен в ряду Киево-Печерских святых (1673-1675; Никитина Т. Л. Русские церк. стенные росписи 1670-1680-х гг. М., 2015. С. 265, 320). Изображение преподобного вошло в число 14 Киево-Печерских святых, почивающих в Ближних пещерах, представленных в росписи трапезной палаты Трапезной ц.

http://pravenc.ru/text/2692185.html

Миронег. Михаил, епископ Поросьскый. Михаил, епископ Юрьевский. Мстислав Владимирович, князь Тмутараканский. Муром. Н. Неофит, епископ Черниговский. Нестор, летописец. Никита, св. мученик. Никита, епископ Белогородский. Пикифор, митрополит. Николай, архимандрит. Николай Святоша, князь. Никола. см. Ждан. Николай Чудотворец. Новгород. О. Олег Святославич, князь Черниговский. П. Павел, апостол. Переяславль. Петр, епископ Переяславский. Петр, игумен. Передслава Владимировна, княгиня. Печенеги. Пинск. Плакида, Евстафий, св. мученик. Плесков. Полоцк. Поромона двор. Прохор, игумен Печерский. Путьша. Р. Рим. Рогнеда. Роман (Глеб), св. князь. Русская земля (страна). Русь. С. Савва, игумен Преображенского монастыря. Савва епископ Дафнитский. Сарра, жена Авраама. Святополк Владимирович, князь. Святополк Изяславич, вел. князь Киевский. Святослав Владимировииу князь Древлянский. Святослав Игоревич, князь. Святослав Ярославич князь Черниговский, потом вел. кн. Киевский. Святоша, князь. Сильвестр игумен монастыря св. Михаила. Симеон епископ Смоленский. Симеон епископ Туровский. Словени. Смоленск. Смядина, река. Содом. Соломон царь. Солунь. Софии св. церковь . Софроний, игумен монастыря св. Михаила. Станислав Владимирович, князь Смоленский. Стефан Первомученик. Судислав Владимирович, князь, сын Владимира Св. Т. Татары. Талец, убийца князя Глеба. Тьма, река. Тмутаракань. Торчин (Турчин), повар князя Глеба. Туров. У. Угры. Угорская гора. X. Халдеи. Халдейская пещь. Ховал. Ц. Царьград. Ч. Червену город. Чернигов. Чехи. Ю. Юлиану кесарь. Я. Ярополк Святославич, князь Киевский. Ярослав Владимирович, князь. Ярослав Георгиевич, сын Георгие Ярославича, князя Пинского. Ф. Феодосий Печерский . Феоктист, епископ Черниговский. Феофил, игумен монастыря св. Димитрия. Феофил, епископ Черниговский. 1 А. А. Шахматов. Несколько слов о Несторовом Житии св. Феодосия. Спб. 1892, стр. 3, примеч.; его же. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. Спб. 1908, стр. 55–56. Ср. Хр. М. Лопарев. Слово похвальное на пренесение мощей свв. Бориса и Глеба (в Памятн. древн. письмен. XCVIII. 1894), стр. 8–9.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Повсеместно распространенный образ пещерной подвижнической жизни, принятый на Востоке, становится у нас вследствие суровых климатических условий особым подвигом. Монах обрекался на крайне изнурительное существование среди вечной сырости, при отсутствии света и свежего воздуха. Пещерничество как специальный подвиг продолжалось и после того, как монастырь был уже выстроен над землей. Но теперь оно, как правило, соединялось с другим подвигом – с затворничеством. Наиболее известные печерские затворники – Исаакий, Никита, Лаврентий – проводили в молчании десятилетия, посвящая свою жизнь молитве и телесным подвигам. Например, Иоанн Многотерпеливый провел в затворе более 30 лет. И за все это время никто не слышал от него ни одного праздного слова, лишь слова молитвы. До сих пор в Киево-Печерской Лавре можно увидеть железные вериги этого подвижника, которые он никогда не снимал. Помимо пещерного, сурового направления духовной жизни, восходящего к преподобному Антонию, существовал и путь кротости и смирения, восходящий к преподобному Феодосию. Так, своеобразное служение миру несет монах Прохор Лебедник. Он получил свое прозвище от изобретенной им формы постничества: не есть другого хлеба, кроме приготовленного из собранной им самим лебеды. Во время голода Прохор кормил многих нуждающихся незатейливыми продуктами своей аскетической кухни. Инок Алимпий иконописец – труженик, не дающий отдыха своей руке, кроткий, никого не карающий и возлагающий надежды лишь на одного Бога. Он раздавал бедным все свои средства. По зависти Алимпий был оклеветан и гоним своими братьями. Его чудесные краски совершали исцеления. Подражает Феодосию в своем смиренном трудничестве Никола Святоша, бывший князь Святослав Черниговский, первый князь-инок на Руси. Как простой монах, он проходил послушание на братской кухне, шил одежды и работал на огороде. Не довольствуясь такими послушаниями, Николай просил у игумена назначить его привратником. Став им, он кланялся каждому входившему в монастырь и просил молитв за себя – грешного и убогого привратника. Такое смирение князя-инока вызвало бурю негодования его братьев-князей, которые просили у игумена прекратить унижения родственника и не назначать их брату никакого послушания. Однако Николу никто и никогда не видел праздным, а работая, он непрестанно произносил молитву Иисусову. После его смерти брат Изяслав, получивший исцеление от власяницы Николы, всегда надевал ее на себя перед битвой. Свои немалые княжеские средства Никола Святоша употребил на церковное строительство и на помощь бедным. Он пожертвовал в монастырь также немало книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Те торговались, требовали выгодных городов и удовлетворенные собрались на помощь. Но их медленность дала время заговорщикам обдумать и принять меры к исполнению плана. Потому, когда Игорь и его союзники приготовились к битве: вдруг увидели, что хоругвь Изяслава развевается в полках киевских и Игорь остался с одними наемными помощниками. После несчастной битвы пленный Игорь заключен был сперва в выдубицкий монастырь, потом в оковах отослан в переяславский ивановский монастырь. – Так едва неделю пробыл он на великокняжеском престоле. Мечты власти исчезли. Лишенный всего, оставленный всеми, томимый оковами, Игорь обратился к себе самому, к своей вечности. В прошедшем мало было у него веселых дней, но были и дела не лёгкие для совести. Брат Всеволод, восходя на киевский престол (1139 г.), обещал Игорю Чернигов, а отдал двоюродному брату его Владимиру; Игорь не раз брался за оружие, чтобы отнять Чернигов у Владимира, но успеха не было. В 1141 г. он и брат Святослав настойчиво требовали у в. князя черниговских волостей, отказываясь от киевской; хотели отнять у Вячеслава Переяславль, обещанный им, – но были отражены; только блаженный Николай Святоша уговорил двоюродных братьев прекратить вражду; Игорю даны были три города на Днепре, в том числе Рогачев. В 1143 г. Игорь принимал участие в войне брата Всеволода с галицким князем, – мир заключили на том условии, что галицкий князь будет помогать Игорю в добывании Киева, по смерти Всеволода; через год – опять война с галицким князем, по расчетам Ольговича Всеволода, не слишком дорожившего совестью. 333 – Так проходила жизнь в тревогах суеты, в ссорах и шуме военном, – грехи плодились. Из-за чего? В душе пусто и холодно. – Отец Игоря, известный Олег, не был наставником благочестия: но в числе ближайших родичей Игоря дяди Ярослав и Давид святой жизни, двоюродный брат Николай–Святоша – высокий подвижник. Было, у кого учиться и благочестью. Потому-то Игорь, даже в счастливое время, среди блеска и суеты, иногда желал расстаться с тревожным светом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

О преподобном Святоше, князе Черниговском...    Этот блаженный и благоверный князь Святоша, в иночестве Николай, сын Давыда, внук Святослава, уразумев обманчивость этой суетной жизни, и что все, что здесь, протекает и проходит мимо, будущие же блага непреходящи и вечны, и бесконечно Царство Небесное, приготовленное Богом, любящим его, — оставил княжение, и честь, и славу, и власть, и все то ни во что вменив, пришел в Печерский монастырь и сделался иноком в 6614 (1106) году, февраля 17.    Все бывшие при нем черноризцы были свидетелями его добродетельного жития и послушания. Три года пробыл он на поварне, работая на братию; своими руками колол дрова для приготовления пищи, часто с берега на своих плечах носил дрова; и с трудом братья его, Изяслав и Владимир, отговорили его от такого дела. Однако этот истинный послушник с мольбою упросил, чтобы ему еще один год поработать в поварне на братию. После же этого, так как во всем был он искусен и совершенен, приставили его к монастырским воротам, и пробыл он тут три года, не отходя никуда, кроме церкви. После этого ведено ему было служить в трапезной. Наконец волею игумена и всей братии принудили его завести свою келию, которую он сам и построил, и доныне эта келия зовется «Святошиной», как и сад, который он своими руками насадил.    Говорят также о нем и то, что во все годы монашества его никто никогда не видал его праздным: всегда в руках у него было рукоделье, чем он и зарабатывал себе на одежду. На устах же его постоянно была молитва Иисусова, беспрестанно повторяемая: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня!» Никогда не вкушал он ничего иного, кроме монастырской пищи; хотя он и много имел, но все то на нужды странников и нищих отдавал и на церковное строение. Книги же его многие сохранились и доныне.    Еще во время княжения имел этот блаженный князь Святоша лекаря весьма искусного, именем Петра, родом сирийца, который пришел с ним в монастырь. Но этот Петр, видя его добровольную нищету, службу на поварне и у ворот, ушел от него и стал жить в Киеве, врачуя многих.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010