Князь Константин Святославович Муромский, отец святых князей Михаила и Феодора. † 1129 21 мая; Князь Константин Всеволодович Ярославский, брат святого князя Василия. † 1257 3 июля; Князь Константин Ярославский, живший в начале XIV в., сын святого князя Феодора 19 сентября и 5 марта; Князь Михаил Всеволодович Черниговский. † 1246 (замучен татарами) 20 сентября и 14 февраля; Князь Михаил Муромский, сын святого князя Константина. † 1129 21 мая; Великий Князь Михаил (в схиме Матфей) Ярославович Тверской. † 1318 (замучен татарами) 22 ноября; Великий Князь Мстислав (во крещении Феодор) Киевский, сын Великого Князя Владимира Мономаха . † 1132 15 апреля; Князь Мстислав (во крещении Георгий) Ростиславович Новгородский Храбрый. † 1180 14 июня; Князь Никола Святоша Давидович Черниговский, первый инок из князей. † 1143 14 октября; Равноапостольная Великая Княгиня Ольга, во крещении Елена. † 957 11 июля; Князь Олег (в иночестве Леонтий) Романович Брянский, внук святого Великого Князя Михаила Черниговского. † 1280 20 сентября; Князь Петр (в иночестве Давид) Муромский. † 1228 25 июня; Князь Петр, Царевич Ордынский, Ростовский чудотворец. † 1290 30 июня; Княжна Предислава (в иночестве Евфросиния) Полоцкая. † 1173 23 мая; Князь Роман Глебович Рязанский. † 1207; Князь Роман Олегович Рязанский. † 1270 (замучен татарами) 19 июля; Князь Роман Владимирович Угличский. † 1285 3 февраля; Великий Князь Ростислав (во крещении Михаил) Мстиславович Киевский Набожный (Блаженный). † 1168 14 марта; Великая Княгиня Соломонида (в иночестве схимонахиня София), разведенная супруга Василия III. † 1542 16 декабря; Княгиня Феврония (в иночестве Евфросиния) Муромская. † 1228 25 июня; Князь Ярополк (во крещении Петр) Изяславович Владимиро-Волынский. † 1086 22 ноября и 25 мая; Князь Феодор Фоминский Красивый, из Князей Березуйских (Смоленских). † 1381; Князь Феодор Муромский, живший в XII в., сын святого князя Константина. 21 мая; Князь Феодор Ярославович Новгородский Чермный, брат святого Великого Князя Александра Невского. † 1233 5 июня;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Когда братия, плача, спрашивали прп. Дионисия, кому он оставляет их, кто станет заботиться о душах их, умирающий подвижник ответил: «Богу я оставляю вас и Его Пречистой Матери; старейшинство же вручаю возлюбленному моему ученику Амфилохию. Ему приказываю пасти стадо Христово внимательно и право». Похоронив своего наставника, прп. Амфилохий еще 15 лет продолжал подвиги в Глушицкой обители. «Внимательно и право», по завету своего настоятеля, пас он вверенное ему стадо и тихо скончался 12 октября 1452 г. Согласно завещанию преподобного, он похоронен был в Сосновецкой пустыни, рядом с прп. Дионисием. Мощи прп. Амфилохия почивали под спудом в Глушицком–Сосновецком монастыре посреди храма во имя святого Иоанна Предтечи и прпп. Дионисия и Амфилохия. Празднование прп. Амфилохию — 11/24 октября и 13/26 мая. Октябрь 13 Вениамин Печерский, в Дальних Пещерах почивающий, преподобный Преподобный Вениамин Печерский жил в XIV веке и до принятия монашества был купцом и имел много богатств. Однажды, слушая внимательно церковное богослужение, услышал он псаломское слово: Погубиши вся глаголющая лжу (Пс. 5, 7). И тотчас, относя эти слова к себе, сказал: «Если Господь Бог погубит «глаголющия лжу», то погубит и купцов ложных. А кто из купцов может сказать, что никогда не говорил лжи? Потом в другой раз услышал он евангельское слово: неудобь богатии в Царствие Божие внидут (Мф. 19, 23). Размышляя об этом изречении Господа, он решился раздать все свое имение нищим и на храмы Божии. А сам присоединился к нищим в духе преподобным отцам Печерским и стал иноком, «угождаючи Господу Богу» до конца своей жизни постом, молитвою, нищетою и послушанием. Достигши блаженной кончины, он перешел от земли на небо к подвигоположнику Христу получить от Него венец вечной награды. Мощи его почивают в Феодосиевой пещере, и, кроме 13/26 октября, память ему общая с преподобными Дальних пещер 28 августа/10 сентября и во 2–ю Неделю Великого поста. Октябрь 14 Николай Святоша, князь Черниговский, Печерский чудотворец, в Ближних Пещерах почивающий, преподобный

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

ЛЕВ (Наголкин Лев Данилович; 1768 - 1841), иеросхим., прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых) АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев) АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАРСОНОФИЙ (Плиханков Павел Иванович; 1845 - 1913), архим., прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ЕВФРОСИНИЯ (Феодулия, XIII в.), прп. (пам. 25 сент., 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Суздальская. ИЛАРИОН (Пономарёв Иродион (Родион) Никитич; 1805 - 1873), иеросхим., прп. (пам. 18 сент.; 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ИОАНН (Крюков Иоанн Семенович; 1795 - 1867), иеросхим., затворник Святогорский, прп. (пам. 11 авг. и 19 июля - в Соборе Курских святых) ИОСИФ (Литовкин Иван Ефимович; 1837-1911), прп. (пам. 9 мая и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), иеросхим. МОИСЕЙ (Путилов Тимофей Иванович, 1782-1862), схиархим., настоятель Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни, прп. (пам. 16 июня, 11 окт., в Соборе всех святых, в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе Ростово-Ярославких Святых)) НИКОЛАЙ (Святоша, Святослав Давидович; † ок. 1143), прп. (пам. 14 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе святых Брянской митрополии, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), Киево-Печерский ОЛЕГ (ЛЕОНТИЙ) РОМАНОВИЧ (кон. 50-х гг. XIII в.- кон. XIII или нач. XIV в. (?)), прп., вел. кн. Черниговский и Брянский (пам. 20 сент., в Соборе святых Брянской митрополии, и в Соборе Волынских святых)

http://pravenc.ru/text/2561314.html

Между тем, как подлинный план Кальнофойского, так и приложенное к нему описание, дают прямое указание на тождество существующих ныне св. врат и церкви на них с построенными на этом месте первоначально. План Кальнофойского составлен вообще так неискусно, как мог составить его человек, в первый раз принявшийся за черчение без всякого знакомства с делом; но в св. вратах, как они у него обозначены, все же можно узнать здание существующее доселе, хотя впоследствии несколько изменившее свою первоначальную форму от приданных ему аттиков. В описании-же, приложенном к плану под нумерами 19 и 20, колокольни при этой церкви и самой церкви Кальнофойский замечает: «Колокольня больничная при церкви каменной деревянная и в ней лестница, которою восходит и в самую церковь , устроенную таким-же фасадом, как была церковь Благовещения Пресв. Богородицы на вратах Киевских Златых. Самая церковь св. Троицы чьим иждивением была построена – ниже сказано будет». Ниже (под 36) Кальнофойский и говорит именно, что «врата и на них церковь св. Троицы заложил князь Николай Давидович Святоша и при ней основал больницу для больных и немощных монахов». Кроме этого положительного свидетельства первой половины XVII века, в пользу действительной древности ныне существующего здания говорит самая кладка его, насколько она могла быть нами наблюдаема, и некоторые частности его фасада. Кладку св. врат мы могли наблюдать только по обнажившейся от штукатурки стене внутри кельи, устроенной на северной стороне врат под церковью. Кладка эта – из древних кирпичей – плит на цементе из извести с толченым кирпичом, переложенных большими камнями. Такая кладка встречается только в древних, киевских церквах. Кладку самой церкви проверить мы не имели возможности; но что она таковая-же, можно заключать с полною вероятностью из того, что в окнах, освещающих ныне церковь , по местам значительно выступают из стен камни, очевидно и здесь употребленные вместе с кирпичами. Окна эти, как можно думать, прорубливались когда-то после постройки церкви (на плане Кальнофойского они уже видны), и поскольку встреченных при этом в стене камней отчистить было невозможно с такою легкостью, с какою отчищался кирпич, то концы этих камней и оставлены выдающимися.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополитов присылали на Русь из Константинополя, однако предпринимались попытки и самостоятельного их поставления. Среди епископов были и греки, и русские – как правило, из игуменов княжеских монастырей или монахов Киево-Печерского монастыря. 2. Строительство церквей и организация богослужения Проблема священников в начальный период распространения христианства на Руси имела острый характер. О том, что ее могли решать за счет посвящения выкупленных рабов, свидетельствует грамота константинопольского патриарха Германа II (1222–1240) – в 1223 г. он резко возражает против установившегося на Руси порядка посвящать холопов в священники. Как и все средневековые занятия, священство стало передаваться по наследству. Обучение производилось в семьях. 3. Двоеверие Христианство не могло сразу вытеснить целиком язычество. Языческие празднования и обряды стали внедряться в христианские празднования, несмотря на протесты иерархов (языческие представления этнографы фиксировали вплоть до XIX в. включительно, особенно в деревнях). Сохранились волхвы и колдуны – хотя эти занятия и преследовались, они продолжали выполнять в обществе определенные функции, связанные с лечением людей, предсказанием. Особенно активизировались волхвы во времена голода (который для Средневековья был частым явлением). Летопись сообщает о появлении волхвов в 1020 и 1070 гг. в Ростовской земле, в 1070 г. – в Новгороде, где во время конфликта на стороне волхва оказались все горожане, а на стороне архиепископа – только князь Глеб Святославич и его дружина. 4. Значение монашества В деле распространения христианства особая роль принадлежала монашеству. Именно монахи создавали особый социум, где последовательно осуществлялись христианские нормы. На Руси были представлены разные типы монашествующих: анахореты (как прп. Антоний Печерский), монашествующие при церквах, монастырские монахи. Всего в Киеве в домонгольскую эпоху насчитывают 18 монастырей. Особая роль принадлежала Киево-Печерскому монастырю, который не имел статуса княжеского монастыря. Вопреки жестким средневековым нормам, монастырь объединял представителей разных слоев общества: среди постриженников были князья (Николай-Святослав, известный как Никола Святоша), бояре (сам прп. Феодосий, Варлаам, впоследствии игумен Димитриевского монастыря), горожане, княжеские слуги (Ефрем). Монахи жили в пещерах, что роднит киевский монастырь с монастырями Палестины. Они выполняли все виды работ, а в голодное время помогали киевлянам. С монастырями связано переписывание книг, создание летописных сводов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

…моего житья на воле…— текст в дальнейшем сверен по сохранившимся листам цензурной рукописи до слов, «жгучих сил молодости». 213 …о нас правительства…— в рукописи: «милосердия». 214 Рекогносцировка — разведка. 215 «Цыгане вольною толпой…» — перефразированное начало поэмы А. С. Пушкина «Цыгане» (1824). 216 …где опочили Антоний, Нестор и Никола-князь…— Антоний Печерский (ум. в 1073 г.) — один из зачинателей русского монашества. Его мощи хранятся в Киево-Печерской лавре. Нестор — древнерусский писатель XI — начала XII века. Около 1074–1078 годов постригся в монахи Киево-Печерского монастыря, являвшегося одним из центров древнерусской культуры. Написал «Чтение о князьях Борисе и Глебе», в которых выступает против феодальных распрей князей, разорявших страну, против попыток Византии подчинить своему влиянию Русь. Этой же мыслью проникнуто «Житие Феодосия», одного из основателей Печерского монастыря. Большинство историков считает Нестора составителем выдающегося памятника древнерусского летописания — «Повести временных лет», возникшей в начале XII века. Нестор похоронен в Киево-Печерском монастыре. — Николай Святоша, преподобный князь Черниговский, умер в 1143 году. Монашеская жизнь его и благочестивые подвиги описаны в Послании Симона к Поликарпу (см. М. Викторова, Киево-Печерский патерик, Киев, 1870, стр. 43–51). 217 «Вместе мокли и вместе сохли» — в печатном тексте вместо слов «вместе сохли» было: «все сохли». Исправлено по рукописи. 218 А. Паула Монти — найти сведения об А. Пауле Монти и ее портрете не удалось. О ней же Лесков упоминает в повести «Островитяне» (см. т. 3 наст. изд.). 219 Гольдсмит, Оливер (1728–1774) — английский писатель, более всего известен как автор «Векфильдского священника» (1766) Этот роман переведен на все европейские языки. В 1846 году в переводе Я. Герда он был издан в Петербурге. Устами сельского священника, честного и высококультурного человека, обрабатывающего свой клочок земли, Гольдсмит в романе утверждает, что только трудовая жизнь на лоне природы достойна добродетельного человека. Подвергаясь издевательствам со стороны сквайра (помещика), священник не зовет к борьбе, а надеется на милосердие и справедливость неба. 220

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Не мало также было святых иерархов в Ростове. б) Другая черта, общая византийским и русским святым иерархам – это их учительность. Весьма многие из них прославились не только святой жизнью, но и литературными трудами. Не повторяя уже известных имен византийских и вместе вселенских великих учителей и святителей, скажем, что и из русских святых иерархов оставили глубокой след в духовной литературе м. Иларион, м. Иоанн, м. Алексей, м. Киприан, Кирилл туровский , Симон и Серапион владимирские , Моисей и Геннадий новгородские , Стефан пермский, – из позднейших Димитрий ростовский и Тихон воронежский. 4). Св. миряне Сравнивая русских святых мирян с византийскими, мы видим, что в нашем отечестве на первом плане также, как и в Византии, стоят лица царствующего дома. Так и следовало ожидать, ибо они были первыми проводниками христианского просвещения и совершали подвиги равноапостольные. Они же бывали иногда и добрыми страдальцами за русскую землю. Вообще же они стояли так высоко, что их доблести и страдания не могли остаться незамеченными и не заслужить им вечной памяти, от которой недалек переход и до канонизации. Русских царственных святых было больше, чем византийских. Вот их перечень: Ольга 969, Владимир 015, Борис и Глеб 015, Анна 1050, Владимир новгородский 051, Ярополк – Петр 1086, Константин муромский 1129, Мстислав Феодор 1132, Всеволод-Гавриил 1139, князь – инок Николай Святоша 1142, Игорь, убитый киевлянами 1147, Ростислав-Михаил 1167, Евфросиния полоцкая 1173, Андрей Боголюбский 1174, Глеб Андреевич 1175, Мстислав новгородский 1180, Петр и Феврония муромские 1228, Федор новгородский 1223, в. кн. Георгий и Василько ростовский 1238, Евпраксия псковская 1243, Михаил черниговский 1244, Василий ярославский 1249, Евфросиния суздальская 1250, Константин ярославсвий 1257, Александр невский 1263, Роман рязанский 1270, кн. Харитина 1281, кн. Роман угличский 1285, Петр царевичь ордынский 1290, кн. Феодор Ярославичь 1298, Довмонт псковский 1299, Даниил московский 1303, Олег брянский 1307, Михаил тверский 1318, Давид ярославский 1321, кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Однако бросается в глаза очевидная выделенность и доминантность этого образа в повествовании, что вряд ли является случайной особенностью текста. Думаю, таким способом рассказчик – Симон – стремился указать на главную подразумеваемую им идею, а именно на спасительность отречения во имя Христа от мира с его земными заботами, на превосходство духовного подвизания над жизнью по разуму, на истинную силу праведной молитвы сравнительно с бессилием опытного знания в вопросах жизни и смерти. Не потому ли, действительно, число 3 – один из самых емких христианских символических знаков – в пределах рассматриваемого текста всегда предстает на семантическом фоне сопоставления идеала иноческой (по Божественным законам) жизни с идеалом жизни мирской (по человеческим установлениям). В сущности, числовой символ, отмечая при этом закономерность, Божественную природу описанных подвижнических деяний, в высшей степени выразительно иллюстрирует и весьма эффективно помогает понять внутренний, скрытый как будто бы смысл повествования о них. Подобного рода иносказание выше было определено как притчево-дидактическое. Кстати, триадология анализируемого рассказа могла иметь и промыслительно-предначертательную основу, ибо, по преданию, Николай-Святоша в память о своем привратничестве основал в Печерском монастыре надвратную церковь Святой Троицы, 378 и хотя Симон об этом ничего не сообщает, все же не исключено влияние отмеченного обстоятельства – осознаваемого или нет – на образную структуру данного текста, иными словами, факт исторический мог мистически предопределить собою факт литературный. Надо сказать, притчево-дидактическая разновидность нумерологии характерна для «Киево-Печерского патерика». Так, довольно схоже используются числа в рассказе Поликарпа об Агапите – « лечце» (Сл. 27). Здесь они – а именно все та же тройка – также дают ключ к христианскому пониманию поведанной истории: прежде всего лежащей в ее основе учительной мысли о превосходстве врачевства силою духа, веры, молитвы и в конце концов – с помощью Божией, над попытками лечить силой «знахарства», с помощью опытного знания, искусства рук и взятых от персти земной – тленной – снадобий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Особенно же быстро стала она распространяться со времени Ярослава, который позаботился дать русским «четьи " книги в достаточном количестве и сам приказывал набирать детей для учения 198 . Грамотность проникла в села, а в городах стала явлением обыкновенным. Насаждали ее отчасти учителя-греки и их непосредственные ученики, но главным образом – духовенство, которое по профессии своей должно было знать грамоту. Вслед за грамотностью должна была явиться начитанность как результат приложения к делу умения читать: без нее немыслим и интерес к грамотности. Но, в соответствии с культурным состоянием русского народа, эта начитанность в период домонгольский вообще не должна была быть всесторонней: кругозор русского был слишком узок, чтобы интересоваться тем, что не имело прямого приложения к русской жизни. В то время выдающимся явлением в ней была замена язычества христианством; вопрос веры поэтому и стал насущным вопросом. Отсюда начитанность сделалась по преимуществу церковной, или духовной. Это направление как нельзя лучше закреплялось на Руси благодаря тому, что учителями являлись главным образом члены духовенства, как белого, так и черного. Только немногие, лишь отдельные личности могли возвышаться над этою односторонностью путем или самообразования, или обучения под руководством просвещенных учителей. Начитанность, конечно, обусловливалась распространением книг для чтения; поэтому она должна была распространиться именно со времени Ярослава, который положил основание русским библиотекам. По его примеру то же стали делать и другие князья, бояре и духовные лица. Святослав Ярославич (XI в.)«разными драгоценными священными книгами наполнил свои клети» 199 ; Кирилл I, епископ Ростовский (XIII в.),»был богат книгами» 200 . Довольно большие библиотеки имели у себя Григорий Чудотворец и Николай Святоша (XII в.), поступившие в Киево-Печерский монастырь 201 . Известно также несколько случаев пожертвования книг князьями и боярами в церковь или монастырь; например, великий князь Константин Всеволодович (XIII в.) " наполнял книгами церкви Божий» 202 ; волынский князь Владимир Василькович (XIII в.) сам переписывал для церквей книги и жертвовал им готовые, найденные в библиотеке отца 203 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

От тяжелого затворнического подвижничества неопытных иноков в монастыре старались отговаривать и требовали от них общего жития в послушании игумену. Подвигом послушания и смирения особенно прославился князь Николай Святоша, проведший 6 лет искуса в унизительной для князя службе на поварне и привратником, несмотря на то, что против этого сильно восставали его братья, князья черниговские. Достопамятны многие другие иноки: знаменитый отец русской истории летописец Нестор, Прохор лободник, чудесно производивший во время голода хлеб из лободы и соль из золы, подвергшийся за это корыстолюбивой зависти великого князя Святополка; Феодор и Василий, убитые сыном Святополка Мстиславом. Бес в образе Василия сказал князю, что Феодор нашел клад в своей пещере; князь потребовал этого клада себе, но Феодор после долгой борьбы с корыстолюбием дошел до того, что забыл самое место клада; гнев князя поразил обоих подвижников. Значение Киевской обители Печерский монастырь мало-помалу сделался образцом для всех других монастырей и получил огромное влияние на религиозность русского народа вообще. Из него аскетическая настроенность распространялась и в обществе; благочестие понималось в тех именно формах, в каких проявлялось оно здесь. По своей славе он считался старейшим между всеми монастырями; в XII веке игумен его Поликарп получил сан архимандрита. Из Печерской обители брали игуменов в другие монастыри и иерархов для епархий; более 50 человек из ее иноков занимали епископские кафедры; выходцы из нее всюду разносили ее дух, устав, и творения ее подвижников Иакова, Нестора, Симона, Поликарпа. Каждый ее постриженник, где бы ни довелось ему жить, хранил к ней трогательную любовь и старался по крайней мере под старость, перед смертью воротиться в ее стены. Симон Владимирский называет блаженными тех, которые погребаются в священной печерской земле. В письме к иноку печерскому Поликарпу он писал: «Кто не знает красоты церкви владимирской и другой суздальской, которую я выстроил? Сколько городов и сел принадлежат им! По всей земле той собирают десятину, и всем этим владеет наша худость.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010