Глубоковский Н. Н. Высокопреосвященный Смарагд (Крыжановский), архиепископ Рязанский († 1863, 2 ноября): Его жизнь и деятельность. СПб., 1914. Государственная дума/Доклады Бюджетной комиссии (см. библиогр. к Введению Б). Государственная дума/Стенографические отчеты (см. лит. к Введению Б). Доброклонский. М., 1893. Т. 4: Синодальный период 1700–1890 гг. (см. общую лит.). Довнар–Запольский М. И. Обзор новейшей русской истории. К., 1912. Т. 1. Евгений (Казанцев), архиеп. Дневник//Душеп. чт. 1868. 3. Евгений (Казанцев), архиеп. Письма//Христ. чт. 1875. 2–3. Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной. Париж, 1947 [то же: М., 1994]. Едлинский М. Анатолий Мартыновский, архиепископ Могилевский//ТКДА. 1885. 4, 6; 1886. 4–6; 1887. 7–9. Ельчуков А. Феофилакт Русанов, знаменитый русский иерарх эпохи имп. Александра I//ТКДА. 1904. 10–11; 1905. 9. Епископ Кирилл Мелитопольский в его письмах к митр. Макарию Булгакову//Рус. ст. 1889. 12; 1890. 1, 4. Жевахов Н. Д. Воспоминания товарища обер–прокурора Св. Синода. Мюнхен, 1923. 2 т. [то же. М., 1993. 2 т.]. Жизнь Никодима Казанцева. Автобиография//БВ. 1910. Т. 1. Знаменский П. В. Чтения по истории Русской Церкви в царствование имп. Александра I. Казань, 1885; то же в: Прав. соб. 1885. Карамзин Н. М. О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях: 1) Пыпин А. Н. Общественное движение в России при Александре I. 3–е изд. СПб., 1900; 4–е изд. СПб., 1908. Прил. 1. С. 479–534; 2) Рус. арх. 1877; 3) СПб., 1914 [то же в: Литературная учеба. 1988. 4]. Карнович Е. Князь А. Н. Голицын и его время//Ист. в. 1882. 4–5. Коковцев В. Н. Из моего прошлого. Париж, 1933. 2 т. Крыжановский С. Е. Воспоминания. Из бумаг С. Е. Крыжановского, последнего государственного секретаря Российской империи. B. o. J., 1938. Кузнецов Н. Д. Преобразования в Русской Церкви: Рассмотрение вопроса по официальным документам в связи с потребностями времени. М., 1906.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Тогда я не умел понять глубины этой короткой речи. В последствии довелось своими очами видеть и своими ушами слышать событие сей пророческой речи. XXIII. Дело о науках в Семинарии по новому Уставу перешло в Синод. Митрополит Серафим положился на двух Филаретов, а сии вошли в соглашение и написали то, что в 1840 году напечатано 60 . Филарет Киевский в последствии был совершенно единомыслен с Московским и мнение последнего почитал законом. Истина воссияла: добродетель отогнала духа вражды 61 . XXIV. В конце 1838 года, в селе Комлеве, Рузского Уезда, Московской епархии, скончался Священник Владимир Семенович Ушаков, бездетный. Это место моей родины. Здесь мой родитель, Иван Иванович Казанцев, был дьячком. В это время у батюшки моего жила старшая дочь его, Евдокия, вдова, пономарица. У нее были две дочери, из коих старшая, тоже Евдокия, была невеста. Я решился исходатайствовать сие священническое место для жениха отроковицы Евдокии. Доложил Владыке Филарету. Он мне сказал: «Давай человека и просьбу!» Я тотчас написал расторопному моему зятю, Егору Кирилловичу Добронравову (ныне протоиерей в городе Дмитрове), а сей тотчас нашел кроткого и умного Семинариста, Николая Егоровича Озерова. Дело кончилось благополучно. Николай и Евдокия счастливо жили на месте Священника в Комлеве. Княгиня Анна Александровна Меньшикова, помещица села Комлева, не соглашалась долго (из пустого каприза: она прежде моего к ней письма о сем дала одобрение дьякону). Но Филарет настоял. Молодые жили счастливо. Моих родителей уважали. Но не долго суждено было им утешаться жизнью. Евдокия скончалась на 7 году брачной жизни (после родов); Николай тосковал, и чрез год и сам скончался. После них осталось дитя – Александра. По моей просьбе тот же Егор Кириллович выхлопотал ей помещение в Горихвостовском (кажется) доме, 62 где отроковица сия выросла в хорошем учении и добром надзоре. Когда же этой Александре исполнилось 16 лет (кажется в 1857 году), тот же Егор Кириллович выдал ее за хорошего Семинариста, Дмитрия Степановича Воздвиженского, который и до сего времени Священником в селе Георгиевский Погост, Волоколамского Уезда.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В Загорске отец Никодим поселился в доме Николая Михайловича Сычева на улице Правая Штатная 5. Там же нашли себе приют монахиня Анна Андреевна Самойлова и троицкий старец, бывший духовник Лавры, игумен Ипполит (Яковлев). К знаменитому лаврскому старцу, при жизни почитаемому как святой, шло множество духовных чад, паломников. Это в дальнейшем дало повод чекистам назвать дом Сычева «тайным монастырем», а восьмидесятитрехлетнего инвалида – отца Ипполита – руководителем контрреволюционной монархической организации. Причем данное от Бога при постриге имя бралось в кавычки и преподносилось как конспиративная кличка. С той же целью в «кандалы пунктуации» следователем заковывалось и имя известного всей России наместника Лавры архимандрита Кронида (Любимова). Ну а сам игумен – «Никодим» – «был ближайшим помощником и исполнителем всех распоряжений руководителя данной организации». Вместе с отцом Никодимом и наместником Лавры в последних числах сентября (по данным обвинительного заключения – ноября. – м. А.) 1937 года арестовали четырнадцать человек. В том числе и монахиню А. А. Самойлову и Н.М. Сычева – ведь он был не только «активный церковник», но и «в прошлом торговец и крупный домовладелец – в Загорске имел пять домов». Имя игумена Ипполита в деле отсутствует: из показаний свидетеля Ф.П. Казанцева известно, что немощный старец накануне или в ходе следствия скончался. На допросах отец Никодим – «нелегальный монах» – не скрывал ни своих взглядов, ни ближайшего окружения. Первое – по правилам веры и чести, второе – из-за бессмысленности запираться: его связи были прекрасно известны органам. На вопрос, знаком ли он с архимандритом Кронидом, отец Никодим дает, естественно, утвердительный ответ и сообщает, что он часто общался с наместником в храме, заходил на квартиру помочь почтенному старцу (архимандриту тогда уже исполнилось семьдесят девять лет). Следственный протокол фиксирует показания: «Я лично, как и все монахи бывшей Троице-Сергиевой Лавры – хотя я и был в филиале Лавры – до сих пор признаем обаяние и ореол духовной власти в архимандрите Кронит е, 44 как последнем настоятеле-наместнике Троице-Сергиевой Лавры. И поэтому я и обращался к нему за советами и в горестях и радостных случаях жизни – в итоге чего получается, что архимандрит Кронит до сих пор нами духовно руководил т.к. я знаю, что к нему обращались и другие монахи, проживающие в Загорске. Архимандрит Кронит последователь истинно православной церкви и по убеждениям монархист».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из Алексиевского Воронежского монастыря иеродиакон Никодим – так переименован был Никифор при пострижении в ангельский образ, – переходил в разные монастыри и, между прочим, жил некоторое время (лет 6) в Московском Симоновом монастыре. Это было при архимандрите Герасиме (1810–1821). Здесь Господь, молитвами угодника Своего преподобного Сергия, совершил над ним новую милость. Его мучила сильная лихорадка. Изнемогая под бременем ее, инок Никодим, как сам о себе рассказывал, пришел в храм обители, в котором придел посвящен был преподобному Сергию, Радонежскому чудотворцу, и пал пред иконою Преподобного, с великим усердием и слезами умоляя его об избавлении от болезни. «Молился я, – рассказывал он сам, – с таким горячим чувством, какого, кажется, после никогда не бывало». И угодник Божий услышал молитву скорбящего труженика обители, основанной его учеником и сродником; он не умедлил своей помощью. Проснувшись от сна после такой молитвы, иеродиакон Никодим почувствовал облегчение, и с этого времени лихорадка оставила его. Но главнейшим местом подвигов иноческой жизни для отца Никодима была именно Раненбургская Петропавловская пустынь. Еще будучи в Задонске молодой тогда подвижник иноческой жизни послушник Никифор видел в видении эту пустынь, как сам об этом рассказывал после, живя в этой самой пустыни. В Петропавловской пустыни о. Никодим подвизался и жил долее всего, именно, около 40 лет. Здесь он был рукоположен в иеромонаха архимандритом Рязанским Евгением (Казанцевым) в 1834 году в Никольской Ямской церкви, здесь был некоторое время казначеем и здесь же в 1844 году принял великую схиму с именем Нафанаила. Но, между тем, как до рукоположения в иеромонаха о. Нафанаил был весьма крепок ногами и никогда не садился во время богослужения, со времени этого рукоположения Господь посетил его болезнью ног, не оставлявшей его до кончины и происходившей, конечно, от продолжительных стояний при богослужениях и на молитве келейной. Эта болезнь и была причиною того, что он оставил все послушания по обители, и жил только для Бога и для спасения своего и ближних.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

187. 188. Малахия, пророк В. З. 39–41. Малеин, А.И. 72. 717. Малинин, А.П. 286. 430. Малинин, В.Н., проф. 489. 683. Малиновский, H. П., прот. 161–164. 655. 676. 677. Мальбранш, Н. 409. Мансуров, П. Б. 520. Мария, сестра Лазаря Вифанского. 53. Марков, А.В. 366. 487. 605. Марков, С., свящ., прот. 637. 656. Марр, И. Я. 502. 583. Мартынов, А. В., проф. прот. 669. Марфа, сестра Лазаря Вифанского. 53. Массильон, Ж.-Б. 301. Матфей, Евангелист. 33. 50. 368. Мельников, Ф. Е. 149. Меньшиков, М. О. 631. Мечников, И.И. 227. 400. Мещерский, см. Евдоким М. Мефодий, Славянский апостол, св. 264. 741. Мефодий Смирнов , в мире Михаил, еп. Псковский. 546. Милаш(ъ), см. Никодим(ъ) М. Минин, П. М. 87. 237. 239. 472. 473. Минос, царь. 118. Минуций Феликс . 84. 559. Мисаил, Рязанский архиеп. 603. Митропольский, см. Иоанн М. Михаил Семенов, иером., архим. 197. 240. 299. 300. 309. Михаил, Сербский архим. 379. Михаил Федорович Романов, царь. 372. 716. Мишин, А.К. 291. Мищенко, Ф. И., проф. 50. Моисей, пророк В. З. 4. 19–21. 30. Моравский, М. 128. Морозов, Н.А. 45. —77— Муравьев, В. И. 4. 101. Муретов, М. Д., проф. 1. 5. 6. 15–17. 22. 26. 33. 46. 50. 53. 56–58. 60–62. 368. 496. Мышцын, В.Н., проф. 23–25. 37. 38. 77. 321. 353. 354. 458. 614. 627. 671. 711. 743. Невежина, В. М. 419. Некрасов, П.А. 415. Некрасов, П. Ф. 419. Некрасов, см. Лаврентий Н. Неплюев , Н. Н. 92. Неронов, Иоанн, протопоп. 598. Несмелов , В. И., проф. 139. Нечаев, А. 413. Нечаев, П. 401. Никанор Бровкович , еп. Уфимский. 635. Никифор, архиеп. Константинопольский, св. 60–62. Никодим Казанцев, архим. еп. Енисейский. 319. 657. Никодим(ъ) Милаш(ъ), еп. Далматинский. 312. 336. 379. Николин, И. П. 139. 143. Никольский, А.И. 495. Никон, Всероссийский патриарх. 267. 356. 598. 689. 698. 712. 715. Никон Рождественский , архим. 205. Нил, Родосский митроп. 371. Нил, Сорский, преп. 599. Ницше, Фр. 199. 240. 413. 474. Новгородцев, П. И., проф. 240. 413. Новоселов, М. А. 627. Оболенский, Л. Е. 414. Овидий Назон. 123. 485. Октавий, 84. 559.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В условиях Советской России в 1984 г. Церковь смогла прославить праведного Феодора Томского как местночтимого, в сонме сибирских святых. Император, ставший старцем, наделенным Божьими Дарами, – это святой всей России. 1047 Мельницкий М.Ф. Старец Феодор Кузьмич в 1836–1864 г.//Русская старина. 1892. Январь. С. 105. 1049 Кн. Барятинский В.В. Царственный мистик. (Император Александр I – Федор Козьмич.) СПб., 1912. С. 133. 1054 РГАЛИ. Ф. 487. Оп. 1. Д. 137. Л. 10: «В Томске, отслуживши литию над могилой Преосвященного Виталия, а оттуда за церквой над могилой блаженного Феодора Козмича тоже отпели литию». См. также: Путевые записки епископа Никодима: Мое путешествие из Красноярска в Москву, в Перервинский монастырь. С 11 числа июня по 26-е июля 1870 года, в течение 45-ти дней//Русский архив. М., 1903. Вып. 2. С. 246; Матханова Н.П. Записки Никодима (Казанцева), епископа Енисейского и Красноярского//Традиции и современность. 2007. 7. С. 84–96. 1056 С.Ф. Хромов, сделавший свои примечания на копии отрывка из записок епископа Никодима, посвященного Феодору Кузьмичу, по поводу образов написал: «на бумаге иконы» (Там же. Л. 10). 1060 Фетисенко О. «Это не шутка… а дело Божие». (Старец Феодор Козьмич в неизданной переписке С.Ф. Хромова с М.А. Балакиревым)//София. 2006. 1. С. 27. 1067 Сказание о жизни и подвигах великого раба Божия старца Феодора Кузьмича, подвизавшегося в пределах Томской губернии с 1837 года по 1864 год. 3-е изд. М., 1894. Воспроизведено в кн.: Император – старец Феодор Кузьмич. М., 2002 (далее – Сказание…). С. 216. 1068 Фомин С.В. Святой праведный старец Феодор Козьмич. Из истории почитания его Царским Домом и русским народом. М-. 2003. С. 86–87. 1069 Таинственный старец Феодор Козьмич в Сибири и император Александр Благословенный. Саратов, 1908. 1071 Любимов Лев. Тайна императора Александра I. Париж, 1938. С. 188. Подробнее об этом см. в главе II. 1073 Великий князь Николай Михайлович. Легенда о кончине императора Александра I в Сибири в образе старца Федора Козьмича. СПб., 1907. С. 9–10.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Девятое. Правда, иногда и Филарет уступал: он видно не считал себя сильным, обречь себя на мученичество, и всего вероятнее, по своей мудрости, не считал полезным и нужным для дела свое мученичество. Тут, однако же, рассудит Бог! Десятое. Те, которые иногда прокрадывались к особенному доверию Филарета, не всегда стоили его доверия. Это и я знаю, и жалею. Но кто провидит все? Какая-нибудь Далида иногда усыпит и Сампсона. Да упокоит Господь во царствии своем Преосвященнейшего Филарета, Митрополита Московского! Никодим, епископ Енисейский и Красноярский. 6 октября, 1868 года. Красноярск. Дополнение. Игумен Валаамского монастыря, Дамаскин, человек без всякого образования, бывший у Митрополита Филарета (и я был тут же), в С.-Петербурге, на Троицком подворье, (1842, 3, 4 годов) сказал: «У Вас, Владыка, поют певчие, по новым нотам и напевам. Жаль. Лучше бы было, если бы они пели по древнему церковному напеву» 141 . Я пожалел было о Владыке, думая, что такого необразованного долго бы надобно было убеждать, что новое пение не ересь. И не знал, что бы ему сказать надлежало. Владыка, ничего не думавши, тотчас сказал: «Вот что, отец Игумен: И певчие то же поют давно». Признаю сей ответ счастливым и единственно приличным и годным на сей раз и к такому лицу. Епископ Никодим. Октября, 1868 г. Красноярск. 1 В Николаевском Соборе хранится древняя чудотворная икона, так называемая, Можайская икона Св. Николая, с изображением в его руках меча и храма. Сказание об этой иконе см. в декабр. Кнги. «Душепол. Чтения», 1872. Там же, на стр. 413, помещен и рассказ Преосв. Никодима об его детстве, который мы передаем теперь. 3 В 1814 г., по определению Комиссия Духовных Училищ, напечатано «Обозрние Богословских наук в отношении к преподаванию их в Высших Духовных Училищах», стр. 1–56, составленное Архимандритом Филаретом. 6 В доме зятя своего, Протоиерея Георгия Кирилловича Добронравова (ум. 1871. Сент. 7), и родной сестры твоей, Марьи Ивановны, жены Протоиерея. 8 Филарет Дроздов , род. 26 Дек., 1782; обучался сперва (с 1791) в Коломенской, а потом, с 1800, в Троицкой Семинарии, где был с 1803, Учителем». Пострижен в монашество 1808, Ноября 16. В Марте 1809 Инспектор Петербургской Семинарии; 1810 Бакаллавр Богословских наук и Церковной Истории в С-Петербургской Академии. Посвящен в Архимандрита 1811, июля 8. В Марте 1812 Академии Ректор и Юрьева Новгородского монастыря Настоятель; 1814 Доктор Богословия. В 1816 переименован Настоятелем Московского Новоспасского монастыря. Посвящен во Епископа Ревельского, с оставлением в должности Ректора Академии, 5 авг., 1817. Именным Высочайшим Указом от 15 Марта, 1819, повелено быть ему Архиепископом Тверской Епархии и вместе Члено» Св. Синода; 1820, Сент. 26. переведен на Епархию Ярославскую; 1821, июля 3. Архиепископ Московский: прибыл в Москву из С-Пегербурга в первой половине Августа. С 1826, авг. 22, Митрополит; сконч. 1867, Ноября 19.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

От ошеломительного известия Никодима владыка испытал бессильные гнев и досаду. Он не мог что-либо изменить. Дело велось в обход Синода, и высказать свое мнение официально не было основания. Оставалось ждать и надеяться на лучшее. Все же беспокойное сердце побудило его написать митрополиту Серафиму в надежде добраться до государя. Владыка не учел, что престарелый петербургский митрополит может проговориться графу Протасову. Так было раскрыто изменничество отца Никодима. Граф не отправил дерзкого монаха в его Вятку. Он решил посрамить врага зрелищем своей полной победы. От дел его, разумеется, отстранили, заменив (по совету ставшего влиятельным отца Василия Бажанова) архимандритом Афанасием из принципиальной Одессы. 22 февраля 1839 года государь утвердил доклад обер-прокурора Синода о новом устройстве учебных учреждений православного духовного ведомства и пересмотре учебников, используемых в них. В семинарский курс ввели естественную историю, геодезию, сельское хозяйство, медицину. Исключена была история философии, объем философии и догматического богословия существенно уменьшен. — Верно, граф, верно! — сказал Николай Павлович.— Мне нужны не умные, а послушные! Николай Павлович знал о возражениях московского митрополита, но считал умалением своего достоинства принимать все его мнения. Филарет обладал неприятным качеством: удивительно неделикатно и подчас дерзко он отстаивал внутреннюю независимость Церкви. В прошлом году именно по его настоянию Синод отказал наследнику престола в праве присутствовать в Синоде. А чем Синод лучше Сената?.. В докладе Протасова вскользь было упомянуто о проповеди Филарета 7 октября, в коей митрополит утверждал, что храм Божий славен не тогда, когда исполнен сребром и златом — будто порицая недавно вышедшее высочайшее повеление о дополнительных ассигнованиях на храм Христа Спасителя… Император на это ничего не сказал, но запомнил. Гордым победителем вышел Протасов из Зимнего дворца. У себя в Синоде он распорядился о рассылке по епархиям новых расписаний, программ и списков учебников, о непременной присылке для контроля новых сокращенных конспектов старых предметов. С особенным удовольствием граф Николай Александрович подписал молчаливо одобренное Синодом решение о направлении архимандрита Никодима Казанцева ректором захудалой херсонской семинарии. Глава 7. Литографированный перевод

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/5

10 марта. Резолюция на докладе учрежденного при Лавре собора о дозволении иеродиакону... и монаху... просившимся на богомолье в монастыри на три месяца, остаться в Лавре: «Оставить в Лавре с преподанием совета, чтобы не предавались ложному движению помыслов и обучались приближаться к Богу верою, любовью, упованием, смирением, терпением, отложением самоугождения, чрез что могут обрести мир свой у себя, не ходя за ним далеко» (Резолюции. Т. 4. С. 246–247. 9551). 13 марта. Резолюция на прошении священника об утверждении священнического места за родной внучкой умершего священника, согласно изъявленному им при жизни желанию: «Священническое место не есть собственность, которую бы можно было отказать внучке. Неосновательное прошение сие оставить без уважения. Исправляющему должность благочиннаго сказать, что ему следовало вразумить просителя, а не мешаться в дело незаконное» (Резолюции. Т. 4. С. 203. 9463). 15 марта. Резолюция на донесении Консистории с показанием священнической дочери о том, что на предложенные ей свободные просфорнические места поступить не согласна, а желает иметь место при почтамтской церкви: «Просфирня была; по открытии вакансии явилось несколько просительниц; одно прошение было с одобрением прихожан; церковь имеет приход и кроме почтамта. Следственно, ясно, что место и содержание просфорническое при Гаврило-Архангельской церкви существует» (Резолюции. Т. 4. С. 203. 9464). Из воспоминаний епископа Никодима (Казанцева): Филарет спросил меня: “Сколько лет исполнилось тебе сего дня в монашестве?” Я: “Двенадцать”. «Филарет: “А мне вчера было двадцать два года, как я Член в Синоде”. Владыка, отпуская меня, благословил Двумя книжками: “Правило молебное Святому Духу”; “Беседы Филарета, Митрополита Киевскаго”» (Казанцев. С. 84). 16 марта. Из воспоминаний епископа Никодима (Казанцева): «16 Марта в 5 воскресенье Поста я служил в Троицком подворье. Митрополит стоял и молился. Вчера, после всенощнаго, когда ему доложили, что я желаю завтра служить, Владыка позвал меня к себе и спросил: “Почему я хочу завтра здесь служить?” Я отвечал: “Потому, что в Воскресенье я пострижен в монахи в Троицкой лавре”.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

1138 Нектарий Надеждин, магистр Киевской академии. С 1856 по 1859 проходил должность ректора Новгородской и Петербургской семинарии и потом Петербургской академии. С 1859 г. епископ Выборгский. С 1860 г. епископ Нижегородский. С 1869 г. архиеп. Харьковский. Скон­чался в 1874 г. 1139 Платон Фивейский . По окончании курса в 1834 г. в Московской духовной академии назначен бакалавром церковного красноречия в той же академии. С 1841 г. по 1856 г. занимал должность ректора в четырех семинариях: Казанской, Орловской, Тамбовской, Владимирской. В 1856 г. посвящен во епископа Старорусского, викария Новгородской митрополии. В 1857 г. назначен епископом Костромским. Скончался в 1877 году. 1142 Рус. Архив 1892 г. 2 стр. 219. Такую же радость по этому поводу высказывал и епископ Нижегородский Нектарий, думая, что новый порядок может повести к решению всеми епископами дел законода­тельных и административных в церкви (из писем преосвящ. Некта­рия к архиеп. Платону). 1144 Святитель Филарет предвидел много затруднений к созванию собора. «Покойный владыка, писал наместник лавры Антоний, желал осуще­ствления этой мысли (о соборе), но и высказывал большие затруднения по многим частям и нравственным и материальным». Очерк жизни архим. Антония П. С. Казанского , стр. 82. 1146 Иоанникий Горский, магистр Петербургской академии. С 1838 г. по 1855 занимал должности инспектора Киевской семинарии и академии, рек­тора Ярославской и Петербургской семинарий. В 1855 г. посвящен во епископа старорусского; с 1856 г. епископ Саратовский, с 1860 г. Архиепископ Варшавский. Скончался в 1877 г. 1148 Никодим Казанцев с 1854 г. еп. Чебоксарский, викарий Казанской епархии, с 1861 г. епископ Енисейский, в 1870 г. уволен на покой в Перервинский монастырь. Скончался в 1874 г. 1149 Преосвященный Никодим, подобно некоторым другим иерархам, был недоволен церковными преобразованиями шестидесятых годов. В письмах его архиепископу Костромскому Платону – мрачный взгляд на современное положение дел церковных, немало тревог и опасений, иногда напрасных, преждевременных. Впрочем, порицая современные ему преобразования, он сознавал, что он отчасти отдает дань воз­расту. «Правда, старикам нравится старое, писал он. Митрополит Евгений так и умер ненавидя новое тогдашнее образование, в котором мы с Вами выросли, оно однако не очень худо и, кажется, немножко получше старого Евгениевского».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010