7 января. Мнение по делу о несовершении в единоверческой церкви благодарственного молебна по случаю бракосочетания великой княжны Марии Николаевны: «Поскольку единоверцы не исполнили должнаго, без сомнения, не по духу противления, а по недоразумению и погрешительному опасению, чтобы не нарушить старых обычаев, то Преосвященный 50 , получив о сем объяснение протоиерея, с одной стороны, обязан был немедленно донести о сделанном опущении Святейшему Синоду, с другой, не должен был спешить преданием их суду, а обязан был употребить вышеозначенныя вразумления протоиерею и чрез него единоверцам, дабы кроткими мерами обратить их к долгу и, если можно, предохранить от судебной ответственности, каковое пастырское снисхождение и попечение могло бы послужить к вящему утверждению их в послушании святой церкви» (Мнения. Т. III. С. 2–3). Письмо архиепископу Парфению (Черткову) : «Мое здоровье подражает вашему, и праздники иногда провожу в келлии» (ПО. 1872. Кн. 2/3. 9. С. 40. 27). 8 января. Донесение Св. Синоду о перстосложении: «Представляю при сем на усмотрение Святейшего Правительствующаго Синода печатный экземпляр бесед глаголемому старообрядцу, в котором исправлено несколько видных опечаток; прибавлена к беседам о имени Иисус новая дополнительная статья, заключающая в себе многочисленные указания на старопечатные книги; беседа о перстосложении в некоторых частях исправлена и новою статьею дополнена» (Резолюции. Т. 4. С. 183–184. 9421). 9 января. Резолюция на консисторском определении о дозволении крестьянину вступить в повторный брак: «При вторичном представлении сего дела для донесения Свят. Синоду, имев время, сверх протокола (который прежде читан и в законном доверии к его официальной верности утвержден) обратиться к разсмотрению самого дела, усмотрел я, что в протоколе утаено, что проситель был не в первом, а во втором браке Посему... о подлогах в протоколе против дела велеть разсмотреть в другом присутствии Консистории» (Резолюции. Т. 4. С. 100. 9252). Из воспоминаний епископа Никодима (Казанцева): «9 января ко мне приходит старуха, в лохмотьях, полуумная, но дерзкая.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Исследователь использовал прежде всего труды древних церковных историков Евсевия , Сократа Схоластика , Созомена и еп. Феодорита Кирского, зап. публикации на данную тему (К. Й. Гефеле и др.). Первый выпуск этого труда, посвященный I-III Соборам, был издан в Москве в 1871 г. Затем автор вынужден был надолго прекратить работу в связи с пребыванием на Американской кафедре. Полностью переработанный и дополненный сведениями о IV-VII Соборах вариант книги был издан лишь в 1896 г., в бытность И. епископом Аксайским. По характеристикам Н. Н. Глубоковского , И. «не убоялся взять обработку истории Вселенских Соборов и в повествовательном отношении изобразил три первые из них с достаточной научностью, почему продолжатель этого дела, проф. А. П. Лебедев, не нашел нужным снова описывать настоящую сторону» ( Глубоковский Н. Н. Рус. богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 2002. С. 55). «Русское общество всегда нуждалось в простой, но основательной истории Вселенских Соборов. Это сочинение изложено ясным легким общедоступным языком и всюду говорит подлинными документами, давая живую и наглядную картину событий» (ПрибЦВед. 1906. 45. С. 2963). В апр. 1870 г. Св. Синод предложил И. занять учреждаемую Американскую (Алеутскую и Аляскинскую) епархию. По мнению проф. МДА П. С. Казанского , «пост епископа в Сан-Франциско более дипломатический, чем пастырский, и представитель там нашей Церкви должен обладать если не ученостью, то светской ловкостью и развязностью, чего никто не имеет из сих лиц… [И.] человек, конечно, нисколько не подготовленный к сему служению, только восемь лет как кончил курс Академии» (Переписка проф. МДА П. С. Казанского. 1914. С. 563, 564). Впосл., в период настоятельства И. в московском Симоновом мон-ре, В. К. Саблер , вероятно имея в виду простоту и доверчивость епископа, говорил об И.: «Ведь это дитя» ( Никанор (Бровкович), архиеп. Минувшая жизнь. Од., 1913. Т. 2. С. 82). По словам еп. Никодима (Казанцева) , при назначении в Америку И.

http://pravenc.ru/text/469514.html

Кроме упомянутых выше литературных трудов еп. Никодиму принадлежит еще ряд статей в «Енисейских епархиальных ведомостях», a также написанная еще в 1839 г., но оставшаяся неизданной, грамматика русского языка, в которой автор во многом следовал Ломоносову, a в некоторых отделах являлся новатором (ср. Краснояр. зап.). Отчасти ввиду этого труда еп. Никодима мы, по возможности, сохраняем в воспроизводимом ниже орографию автора и необходимые изменения в ней (как и в остальном) оговариваем в примечаниях. Ив. Марков Глава I В 1838–41 годах, жив в Петербурге, я имел доступ бывать y Московского Владыки на его Троицком подворье, что на Фонтанке, почти против Аничкова дворца. В 1838 году, в сентябре, когда я явился к митрополиту Филарету, лишь приехавшему из Москвы 2 , на поклон и благословение (был я с ним один – очи на очи), сказал ему между прочим 3 : «В здешней Духовной Академии отделены спальные комнаты для студентов от комнат их жительства в остальной день. И уже студенты не имеют ни возможности, ни права быть в своих спальных комнатах, целый день, начиная от 6 часов утра до 10 часов вечера». Филарет, с удивлением: «Ужели»? потом, приняв спокойный вид, сказал: «Вот черт шутит. Подкрадывался ко Академии со всех сторон: не пускают. Нашел-таки путь: теперь студенты будут дураки. Их лишили покоя». В самом деле, в здании Академии для студентов комнаты мелкие: их немного. Половину отняли под спальни. Остались другие небольшие. Их тут столпили кучами. Бедные! После обеда, например, по старой привычке, отдохнуть собирали табуреты, и на них кое-как ложились. Вообще: Уровень учености духовной, с тех пор, сильно понизился, хоть и не от одной этой причины. Протасов почему-то завидовал учености духовной и всячески старался, с диаволом, одурачить нас духовных. Глава II Филарет дозволил мне быть y него в Петербурге, запросто, в три часа по полудни. В это время я находил всегда его одного. Тогда он был: в одном подряснике из черной шерстяной м...тейной 4 материи, сшитом 5 просторно и просто, с просторными рукавами, вроде простого мешка, подпоясан мужицки 6 поясом из той же м...тейной 7 материи. Голова покрыта... 8 плетеною сеткою (вместо камилавки), чтобы не путались волосы. На ногах черевички самые покойные и простые, и белые шерстяные 9 чулки... (Иногда и в сапогах, заношенных, полинявших, рыжих).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Еще воспитанником семинарии он увидел сон, оставшийся для него навсегда знаменательным. «Я спал, - описывает преосвященный Никодим, - ночь была месячная [т.е. лунная]. Вижу: растворяется дверь, входит старец с длинной седой бородой, в белой длинной рубашке, - старец лепообразный. Подойдя ко мне он меня толкнул слегка в бок. Я проснулся. - Ты спишь, сказал он, и беспечен. А какие страшные происшествия на земле! Люди в возбуждении мятутся, пороки умножились до безмерности, вопль их слышится на небесах. Скоро зашумят сильнее; прольются реки крови. Ты много увидишь сам и будешь не зрителем только; но тебе надобно будет действовать и спасать. Ныне война на церковь, и - она будет жестока! А ты спишь и беспечен! - Я ужаснулся от сих речей, смиренно их выслушивая. Потом спросил меня старец: что у тебя за книги на окне? - я ему их пересчитал. - Подай мне Библию, сказал он. Я подал. Старец разогнул книгу и дал мне читать. Прочел с полглавы. Чудные глаголы! Какая выспренняя необъятная премудрость! Мне казалось, что я поднялся над землею и над всем человеческим столько, что мне казалось земля за маленький шар, а люди, как пылинки. Я смеялся над делами человеческими: их заботы, крушения, замыслы, начинания, дела казались меньше детской игры, сущими пустяками... Я был в блаженном утешении... - Старец потребовал от меня Библию обратно. Мне жаль было ее отдать, однако не смел противиться. Я старался заметить лист, на котором написаны прочитанные мною глаголы Божии. Помнится, будто 8-я и 9-я главы Притчей и Екклезиаста. Однако совершенно не припомню. Видение кончилось. - Книги точно лежали на окне передо мною и между ними Библия. Пробуждение было сладкое. Душа трепетала какою-то небесною радостью ... Такое видение впечатлело в душе моей благоговение к Св. Писанию, которое, по милости Божией, и доселе остается со мной». Библиография Библиография Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры.

http://bogoslov.ru/person/40065

28 марта 1831 г. В. был назначен архиепископом Черниговским. В Чернигове проявил себя как строгий администратор, завершил архиерейское расследование ряда дел о недостойном поведении священно- и церковнослужителей, в результате к-рого мн. клирики были лишены сана и отданы в солдаты. Ежегодно совершал длительные поездки по епархии (кроме 1833, когда был тяжело болен), во время к-рых часто служил и проповедовал, полемизировал со старообрядцами; запретил сборы с духовенства на подарки архиерею при посещении им приходов. 19 сент. 1836 г. назначен архиепископом Казанским и Свияжским. В Казани в 1841-1846 гг. руководил перестройкой кафедрального Благовещенского собора. Большой заслугой В. стало возвращение после 50-летнего перерыва казанского архиерейского дома из бывш. Воскресенского (Новоиерусалимского) мон-ря, находившегося на берегу оз. Ср. Кабан в дальнем пригороде Казани, в Казанский кремль, с этого времени архиерейские богослужения стали регулярно совершаться в кафедральном соборе. В. сыграл большую роль в организации КазДА, открывшейся в 1842 г. в Спасо-Преображенском мон-ре в кремле. Архиерей многое сделал для материального обеспечения академии, для ее строительства в 1844-1848 гг., принимал активное участие в учебной деятельности. В. приложил большие усилия для восстановления храмов и церковных зданий, пострадавших во время разрушительного пожара 1842 г. в Казани (пострадали почти все городские храмы, в т. ч. кафедральный собор, сгорело здание ДС). Архиерей был награжден орденами св. Анны 1-й (1819) степени, равноап. кн. Владимира 2-й (1830) и 1-й (1843) степени, блгв. кн. Александра Невского (1838). 1 марта 1848 г. В. по собственному прошению был уволен на покой, поселился в свияжском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре , где и скончался. Отпевание совершил Чебоксарский еп. Никодим (Казанцев) . В. был похоронен около колокольни монастырского собора, рядом с захоронением свт. Германа (Садырева-Полева) , архиеп. Казанского и Свияжского; могила не сохранилась. Лит.: Страдомский А. Преосв. еп. Владимир (Ужинский)//Странник. 1874. 1. С. 3-52; 2. С. 81-112; Можаровский А. Ф. Дополнение к биографии архиеп. Владимира Казанского//Там же. 12. С. 197-202; Горталов Н. Краткие биогр. сведения об иерархах Казанской епархии от учреждения ее до настоящего времени (1555-1885 гг.). Каз., 1885. С. 21-22; Знаменский П. В. История КазДА за первый (дореформенный) период ее существования (1842-1870 гг.). Каз., 1891-1892; Богословский Г. К. Краткий ист. очерк Казанской епархии: С прил. биогр. сведений о Казанских архипастырях. Каз., 1892.

http://pravenc.ru/text/159080.html

Архимандрит Никодим (Казанцев), управлявший обителью в 1835-1841 годах, отмечал в своём дневнике: " Из часовни вода сия выливается череж желоб в огромный, вкопанный в землю чан. Отсюда уже берут воду на потребы. Затем направо и налево от часовни устроены на особых ключах три садка для рыбы. Один архирейский, один настоятельский и один пустой, конечно, для братии. Кроме того, есть тут новые ключи. Так что весь восточный берег монастыря осыпан ключами. Выпущенная за монастырскую стену, вода ключей собирается жителями, и на них устроены: бассеин, откуда берёт воду весь город, два или три садка, торговая баня. Столько воды! До меня за водою ходили и ездили в монастырь со всего города. Мне казалось это беспокойным и неприличным, я отказал. Горожане устроили бассеин за монастырём " . Площадь перед надкладезной часовней вымостили каменными плитами, вынесенными из Успенского собора. К часовне примыкал крытый " ход " . Об оригинальном комплексе из двух площадок, расположенных на разных уровнях и соединённых лестницей из 16 ступенек, даёт представление подрядная запись 1807 года: " К часовне по бокам ступеней и площадок ход обложить брусьями и укрепить, для чего с нижних боков их врыть столбы, а потом поставить балясины, кои выточить, и наложить на них валики с расставкою столбов между балясинами, отдаляя на сажень каждую, а потом покрыть обе стороны со скатом особо, а нижнюю к часовне площадку досками настлать на боках с сторон " . В 1820 году древняя часовня пришла в крайнюю ветхость. Тогда и решил архимандрит Иустин (Сементовский) её " возобновить " . Местный крестьянин Михаил Зыков разобрал старое строение и поставил новый сруб, перестроив " к оной в наилучшем виде ход " . Современная деревянная, одноглавая часовня простой архитектуры сооружена в 1990-м году. Часть ключевой воды выбивается здесь фонтаном в часовне, омывая поставленный в ней крест, а часть обращается на нужды монастырского пользования. Приток монастырских ключей достигает примерно 26000 вёдер в сутки. Вытекая по водостокам из-под стен монастыря, ключевые и сточные воды образуют постоянные и сильные заболачивания почвы между святой обителью и рекой Вяткой. Из журнала: " Православные Монастыри. Путешествие по святым местам " . Выпуск ООО " Де Агостини " , 2011 Комментарии и обсуждение 14.02.2013 на часовню над источником преподобного Трифона Вятского был установлен новый купол. Он был изготовлен в Екатеринбурге.( видеосюжет на телеканале СОЮЗ  ) --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=05189

Собирал и публиковал резолюции, письма, доклады митр. Филарета (см., напр.: Из бумаг Московского митр. Филарета. М., 1880; Резолюции митр. Московского Филарета. Донесения Святейшему Синоду его же. К восп. о Московском митр. Филарете. 3 письма к Московскому митр. Платону от разных лиц. М., 1895), воспоминания о нем (см.: Восп. о высокопреосв. митр. Московском Филарете. М., 1888), в т. ч. Енисейского еп. Никодима (Казанцева) (см.: ЧОИДР. 1877. Кн. 2. С. 1-116). Занимался историей мон-рей, в к-рых служил, составил подробное историческое описание московских Высокопетровской и Златоустовской обителей, списки настоятелей Андроникова и Высокопетровского мон-рей. Написал биографии нек-рых архиереев и монахов, подвижников благочестия, в т. ч. Московского архиеп. Августина (Виноградского) , Московского митр. Макария (Булгакова) , иером. Самуила (Колесницына) . Г.- автор воспоминаний, в к-рых описал жизнь московских и др. духовных учебных заведений во 2-й пол. XIX в. За лит. труды избран почетным членом Общества любителей духовного просвещения . Соч.: Архим. Мельхиседек, настоятель Воскресенского Новоиерусалимского мон-ря. М., 1869; Игум. Евгения (Мещерская). М., 1869; Иером. Самуил, строитель Коломенского Бобренево-Голутвина мон-ря. М., 1869; Коломенского Старо-Голутвина мон-ря игум. Назарий. М., 1870; Ист. описание Моск. Златоустовского мон-ря. М., 1871, 1914; Ист. описание Моск. Высокопетровского мон-ря. М., 1873; Списки настоятелей Моск. Высокопетровского мон-ря и его же надгробные памятники. М., 1874; Древние и др. замечательные предметы в Моск. Высокопетровском мон-ре. М., 1875; О домовых церквах Моск. епархии. М., 1877; Собр. поучений и речей. М., 1879; Слова и речи. М., 1882, 1889; Прот. И. М. Борзецовский. М., 1885; Моск. Спасо-Андрониева мон-ря иером. Серафим. М., 1886; На память о высокопреосв. митр. Московском Макарии. М., 1888; Сб. для любителей духовного чтения. М., 1889-1890. 4 ч.; Первоначальник и основатель Белобережской пуст. схим. Симон. М., 1890; Списки настоятелей Моск. Спасо-Андрониева 2-кл. мон-ря: С прил. относящихся к ним док-тов. М., 18912; Из моих воспоминаний: Мое поступление в МДА и монашество. М., 1892; Из моих воспоминаний. М., 1892-1893. 4 вып.; Высокопреосв. Августин, архиеп. Московский и Коломенский. М., 1895. Лит.: Иванов А. , прот. «Игум. Евгения (Мещерская)» [архим.] Григория: Рец.//Тульские ЕВ. 1869. 23. С. 344; Кедров Н. И. МДС: 1814-1889: (Кр. ист. очерк). М., 1889. Прил. С. 10, 90; Попов А. , прот. Воспоминания причетнического сына. Вологда, 1913; ПБЭ. Т. 4. С. 693-694. А. Ф. Маркович Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Пятницкий; 1884 - 1918), архим., последний настоятель Оранской муж. пуст. Владимирской иконы Пресв. Богородицы Нижегородской епархии

http://pravenc.ru/text/166652.html

В Милютинских Четьих-Минеях помещены тропарь и кондак святому (ГИМ. Син. 808. Л. 1452 об.). Видимо, во 2-й пол. XVII в. был составлен канон блаженному (РНБ. Погод. 2007, посл. треть XVII в.; нач.: «О всесвятый угодниче Христов»). Житие И. с описанием 11 чудес имеется среди подготовительных материалов к «Книге житий святых» свт. Димитрия Ростовского (ГИМ. Син. 858. Л. 185-193), однако по неизвестным причинам оно не вошло в Четьи-Минеи свт. Димитрия. Канонизация И. подтверждена включением его имени в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование к-рому было установлено в 1964 г. Мощи И. почивают под спудом в Толгской ц. в Ростове (храм в XX в. не закрывался, в нем также погребен Угличский еп. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) ). Ист.: Блаженный Иоанн Власатый, по прозванию Милостивый, Ростовский чудотворец//Ярославские ЕВ. 1860. 26. Ч. неофиц. С. 240-242; Месяца ноемвриа в 12 день о чудесах блаженного Иоанна Милостивого, Власатого, Ростовского чудотворца//Там же. 1877. 23. Ч. неофиц. С. 179-182; Минея (МП). Сент. Ч. 1. С. 88-98. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 252-254; Филарет (Гумилевский). РСв. 18823. Т. 1. С. 5-7; Амфилохий [Сергиевский-Казанцев], еп. О латинской пергаменной Псалтири, принадлежавшей св. Иоанну Милостивому, Ростовскому чудотворцу//Тр. VIII Археол. съезда в Москве, 1890. М., 1895. Т. 2. С. 230-232; Израилев А. А., прот. Ростовская Ярославской губ. ц. в честь Толгской иконы Божией Матери, называемая также ц. Иоанна Милостивого. Ростов, 1900; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 269, 352; Голубинский. Канонизация святых. С. 156; Никодим [Кононов], архим. Рус. святые и подвижники благочестия, подвизавшиеся и чтимые в пределах нынешней Ярославской епархии. Гл. 19: Блаженный Иоанн Власатый//Ярославские ЕВ. 1903. 22. Ч. неофиц. С. 399-403; Красноцветов М., свящ. Толгская ц. в Ростове Великом//ЖМП. 1967. 10. С. 20-26; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. 141, 223; Т. 2. 226. С. 125; Мельник А. Г. Иконография ростов. святых: Кат. выст. Ростов, 1998. С. 7, 55, 62, 64; он же. Надгробная икона ростовского св. Иоанна Власатого//ДРВМ. 2002. 2. С. 71-80; он же. Житие Иоанна Власатого, Милостивого, Ростовского//СККДР. 2004. Вып. 3. Ч. 4. С. 388-390; он же. История почитания ростов. святых в XII-XVII вв.: АКД. Ярославль, 2004. С. 18.

http://pravenc.ru/text/469398.html

Афанасий Иванов 1799–1805 до 1801 года епископ Платон Любарский 1805–1811 Иов Потемкин 1812–1823 Феофил Татарский 1823–1827до 1826 года епископ Онисифор Боровик 1827–1828 Гавриил Розанов 1828–1837 до 1832 года епископ Епископы Екатеринославские и Таганрогские: Анастасий Ключарев 1837–1838 Иннокентий Александров 1838–1853 Леонид Зарецкий 1853–1864 Платон Троепольский 1864–1868 Алексий Новоселов 1868–1871 Феодосий Макаревский 1871–1885 Серапион Маевский 1885–1891 Августин Гуляницкий 1891–1892 Владимир Шимкович 1892 Енисейская Учреждена в 1861 году. Кафедра в Красноярске. Епископы Енисейские и Красноярские: Никодим Казанцев 1861–1870 Павел Попов 1870–1873 Антоний Николаевский 1873–1881 Исаакий Положенский 1881–1886 Тихон Донебин 1886–1892 Александр Богданов 1892–1894 Акакий Заклинский 1894 Иркутская Учреждена в 1706 году. 32 Кафедра в Иркутске. Епископы и архиепископы Иркутские и Нерчинские: Варлаам Косовский 1706–1714 Игнатий Смола 1721 Иннокентий Кульчицкий, святой 1727–1731 Иннокентий Неронович 1732–1746 Софроний Кристалевский 1753–1771 Михаил Миткевич 1772–1789 Вениамин Багрянский 1789–1814 Михаил Бурдуков 1814–1830 с 1826 года архиепископ Ириней Несторович, архиеп. 1830–1831 Мелетий Леонтович, архиеп. 1831–1835 Иннокентий Александров 1835–1838 Нил Исакович 1838–1853 с 1840 года архиепископ Афанасий Соколов, архиеп. 1853–1856 Евсевий Орлинский 1856–1860 с 1858 года архипископ Парфений Попов 1860–1873 с 1863 года архиепископ Вениамин Благонравов 1873–1892 с 1878 года архиепископ Тихон Донебин 1892 с 1894 года архиепископ Иркутский и Верхоленский Киренское викариатство Учреждено в 1883 году. Епископы (в Иркутске): Макарий Дарский 1883–1889 Агафангел Преображенский 1889–1893 Никодим Преображенский 1893 Казанская Учреждена в 1555 году. Кафедра в Казани. Архиепископы Казанские и Свияжские: Гурий Руготин, святой 1555–1563 Герман Садырев-Полев, святой 1564–1567 Лаврентий 1568–1574 Вассиан 1575 Тихон Хворостинин 1575–1576 Иеремия 1576–1581 Косма 1581–1583 Тихон 1583–1589 с 1589 года митрополит

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Некоторые современники отмечали сложность характера Н., его конфликтность и «неуживчивость». Так, по мнению архим. Григория (Воинова-Борзецовского) , издавшего в 1877 г. записки Н., «причины неблестящего положения его заключались, надо полагать, в нем самом, в том именно, что, при кажущейся простоте и ангельской доброте своей, он как-то не сходился, не уживался с людьми, вследствие, должно быть, неосторожности, неподатливости и неустойчивости характера» ( Никодим (Казанцев). О Филарете. 1877. Кн. 2. С. V). Но архим. прп. Пимен (Благово) писал, что епископ «был характера весьма кроткого и смиренного и вел жизнь самую уединенную, почти никого не принимая и никуда не выезжая» (Архим. Пимен, настоятель Николо-Угрешского мон-ря: Биогр. очерк (1810-1880). М., 1881. С. 334). Н. одним из первых начал заниматься сибирской агиографией. Считается, что во время одной из поездок по епархии он обнаружил рукопись XVIII в., к-рая содержала 2 редакции Жития св. прав. Василия Мангазейского . Епископ написал к ним предисловие и комментарии и опубликовал (Повесть о блж. Василии Мангазейском и о начале Туруханского Троицкого мон-ря//Иркутские ЕВ. 1864. Приб. 7, 8, 10-12, 14, 17-19, 21, 23; отд. изд.: Иркутск, 1864). Н.- автор ряда сочинений мемуарного, публицистического, богословского характера. С 1829 по 1874 г. вел дневники (в ГА Красноярского края (Ф. 561) сохранилась 21 тетрадь за 1829-1873), часть к-рых использовал для написания автобиографии, часть обработал для различных публикаций (путевые записки напечатаны в 47 номерах «Енисейских ЕВ» за 1908-1913). По объему, широте географического и хронологического охвата, откровенности и нелицеприятности оценок мемуарное наследие Н. уникально. Книжное (ок. 80 томов) и рукописное собрание Н. по его завещанию от 27 янв. 1874 г. поступило в б-ку красноярского кафедрального собора, затем в Государственный музей Приенисейского края (ныне в ГА Красноярского края. Ф. 561), иконы - в домовую церковь архиерейского дома. Соч.: О публичных концертах с благотворительной целью.

http://pravenc.ru/text/2565588.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010