Большое влияние на жизнь и деятельность епископа Никодима оказал Московский святитель митрополит Филарет (Дроздов , † 1867; память 19 ноября/2 декабря). Свои воспоминания о взаимоотношениях с московским святителем и свое отношение к нему епископ Никодим отразил в составленном им труде «О Филарете, митрополите Московском, моя память». Он выражает к московскому святителю свою любовь и благодарность за его участливое внимание к своей судьбе. Даже случаи гнева митрополита Филарета на него лично он объясняет отеческой жалостью святителя к себе. Всю свою жизнь преосвященный Никодим провел, так сказать, сознательно. Ни один шаг его жизни, ни одна его мысль не осталась неосмысленною, необдуманною с разных сторон, неоцененною по достоинству, искренне. Чтобы постоянно следить за собою, он вел записки. Кроме записок богатство его библиотеки составляли до 70 рукописных книг, что характеризовало его как начитанного, усидчивого умственного человека. Всю свою библиотеку преосвященный завещал Красноярскому кафедральному собору. Труды: О Филарете, митрополите Московском, моя память//Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1877, 2. Письма преосвященного Никодима, епископа Енисейского и Красноярского к профессору Платонову И. В. – Сергиев Посад. Повесть о блаженном Василии Мангазейском и о начале Туруханского монастыря. – Иркутск, 1864. Подробное жизнеописание епископа Никодима//Богословский вестник. – Сергиев Посад, 1910, I, II, III, XI, XII. Записки Никодима Казанцева, епископа Красноярского с предисловием архимандрита Григория. – 1877, II. Письма к родственнику, священнику московскому//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – М.-Сергиев Посад, 1882, июнь-июль. – С. 159–182, отд. 3. Литература: Богословский Г. К., протоиерей. Краткий исторический очерк Казанской епархии с приложением биографических сведений о Казанских архиереях. – Казань, 1893. – С. 138–139. Смирнов С. К., протоиерей. История Московской духовной академии. – С. 425. Титлинов Б. В. Духовная школа в России в XIX веке: в 2 т. – Варшава, 1908–1909. – Т. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Софония , с 23 авг. 1844 по 26 апр. 1847. Иоанникий Горский , 29 июня 1847–50, февр. 3. После архиепископ Саратовский и Варшавский. Никодим Казанцев , с 3 апр. 1850–1854, в февр. хирот. в викария Казанского. Антоний Рождоственский , с 6 мая 1854–1858, 15 июня хирот. в епископа Оренбургского. Иустин Охотин , с 26 мая 1858; 6 авг. 1871 хирот. в еписк. Острожского (викария Волынской епархии). 3 Борисоглебского, на реке Устье, от Ростова в 15 верстах. Основание его относят к исх. XIV века. Архимандрия с 1688 г. Ныне второклассный. [III, 424.] Игумены Никифор , 1571. Антоний , 1579–84. Гермоген .... Пётр , 1598. Симеон , 1610, потом изгнан. Пётр , 1612–16. Никодим , 30 дек. 1617. Корнилий , 1620–26. Сергий , 1632. Корнилий , 1635–1641, янв. Варлаам Хватов , 1643–45. Иоасаф , 1646–50. Гермоген , 1651–53, мар. Антоний , 27 дек. 1653. Савватий , 1654 и 55. (Не в Спасский ли?) [(В 1666–68 келарь)]. Иона , 1656–59, 6 июля отставлен. Ефрем , 1659–61. Сергий , 1661–65. Симон , в июне, сент. 1668, в мар., июне 1670. Тарасий , в мае 1671, в окт. 1673. Архимандриты Иосиф , игум., 1676; с 25 сент. 1688 архим.; по 1691. Конон , 1691–93. Гавриил , 1700. Даниил , 1704–10. Иона , 1712–14. Иосиф определён 8 сент. 1714–22. Филарет , 1725–27. Пафнутий , в янв. 1729–1731; в 1734 бывший, определён в Возмицкий. Иосиф , 1732–34. Николай .... (Из Ростовского Спасского?) Вассиан , 1737–39. Дмитрий , 1740–43. Иосиф , 1744 и 45, перев. в Спасский Ярославский. Рафаил , 1745–48. Пармен , 1748–50. Перев. в Ростовский Спасский? Иринарх , 1750–51. Марк , 1755–59. Пармен , из Спасского? 1760–61. Амвросий , 1762–70. Никодим , 1770–73, перев. в Цареконстантинов. Авраам Флоринский в 1773 перев. из Цареконстантинова, а 27 мар. 1775 – в Ростовский Богоявленский. Венедикт , 1775–77. Варлаам Миславский перев. из Киево-Михайловского, 1777–1784, 10 авг. перев. в Киево-Братский. Ириней Клементьевский в нояб. 1784 перев. из Московского Знаменского, а 30 июня 1788 – в Юрьев Новгородский. Арсений Тодорский 30 июня 1788 перев. из Цареконстантинова, а 22 мая 1792 – в Троицкую Петергофскую пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3 января. Резолюция на выписке из консисторского журнала по делу о порубке священником церковного леса и запрещении ему священнослужения: «Как дело в Консистории оставалось не доложенным слишком месяц; а потом понуждением не явившагося священника промедлено до того, что лето ушло, священнику дано время продолжать порубку леса, а освидетельствование порубленнаго делается менее удобным и ясным, то нельзя не сказать Знаменскому архимандриту и секретарю Казанскому, что не должны портить дела те, которые призваны исправлять их» (Резолюции. Т. 4. С. 188. 9428). Резолюция на докладе учрежденного при Сергиевой Лавре собора о намерении иеромонаха Серафима перейти в число братства Новоспасского монастыря: «Донести конторе Святейшаго Синода, что уволить иеромонаха признаётся неудобным, потому что он за кончиною другого становится нужен для службы, и не полезным ни для него, ни для Новоспасскаго монастыря, поблажать монаху, поступающему своевольно и не прямодушно, потому что выпросился в Кромы, а очутился в Новоспасском, куда не просил благословения у своего начальства» (Резолюции. Т. 4. С. 245. 9546). Из воспоминаний епископа Никодима (Казанцева): «3 января 1841 я был у Митрополита Филарета. Митрополит: “Что ты мне хочешь сказать?” Я: “От малодушия не удержусь, чтоб не узнать: как решается моя здешняя служба?” Митрополит: “Я говорил Серафиму и Подольскому, чтоб оставить тебя на чреде. Они согласны. Не говорил только с митрополитом Ионою”. Я: “Я на чреде уже полтора года”. Митрополит: “Что же? Ты и этого не хочешь?” Я: “Нет; я только напомянул. Мне хотелось бы получить увольнение от Вятки, а в прочем пусть будет воля начальства”. Поговорив что-то (не записано) со мною, Владыка наконец сказал: “Потерпи и послужи! Видят, что тебе нелегко, невесело. Дадут за труды то, что тебя успокоит и утешит. Тебя оставляют на чреде потому, что не хотят отпускать отсюда. Надеяться можно, что получишь здесь место” Затем Владыка дал мне поручение съездить в книжные магазины и поискать Богословию Goldwitzer или какой другой. Гольдвицера я не нашел; купил Perrone в 5 книгах новейшаго Католическаго Богослова за 28 рублей. Владыка велел мне выдать деньги. Поскучал, что не вся Богословия (Перроне еще не издал тогда последняго тома своей обширной Богословии): “Не люблю я неоконченных сочинений”, – сказал (Казанцев. С. 75).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Вероятно, после 1834 г. на средства монастырской братии построена небольшая ц. во имя свт. Николая Чудотворца, к к-рой в XX в. с вост. стороны пристроили братский корпус. 14 апр. 1837 г. освящена монастырская часовня на Старом базаре Одессы. В 1837 г. обители принадлежало 158 дес. 1610 саж. земли. К сер. XIX в. помимо храмов на территории О. У. м. находились каменные 2-этажный настоятельский дом под железной крышей, 2 корпуса для старшей братии, 2 дома под черепичной крышей, в одном из которых помещалась трапеза с кухней, а в другом - настоятельская кухня с 2 кладовыми, малый флигель с 2 кельями и просфорней (при нем 2 деревянных сарая, ледник и цистерна для воды). За каменной оградой, на сев. стороне, стояла 2-этажная гостиница (ныне в этом здании располагается Одесская ДС) с каменным флигелем, а напротив имелся дом с кухней, кладовой и конюшней. Площадь юго-вост. берега моря, на к-рой располагался мон-рь, постепенно расширяясь к северо-западу, образовывала треугольник (вершину занимал высокий монастырский маяк). После образования в 1837 г. новой Херсонской и Таврической епархии архиеп. Гавриил (Розанов) по приезде в Одессу поселился в О. У. м. С 1841 г. мон-рем управляли ректоры Херсонской ДС: в 1841-1845 гг.- архим. Никодим (Казанцев), в 1845-1848 гг.- Израиль (Лукин), в 1848-1852 гг.- архим. Парфений (Попов), в 1852-1858 гг.- архим. Серафим (Аретинский), в 1858-1868 гг.- архим. Феофилакт (Праведников; † 1869). На 10 июля 1857 г. в О. У. м. проживали архим. Серафим, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, 3 диакона, монах и 5 послушников, в 1880 г.- архим. Герасим и 36 насельников. После Крымской войны (1853-1856) некоторые иеромонахи обители были награждены наперсными крестами «В память Отечественной войны 1853-1856 годов». В связи с открытием Одесского (1853) и Елисаветградского (1880) викариатств Херсонской епархии О. У. м. стал местом пребывания викарных епископов. Обителью управляли: в 1880-1883 гг.- Неофит (Неводчиков), в 1884-1891 гг.- Мемнон (Вишневский; † 1903), в 1891-1894 гг.- Акакий (Заклинский; † 1902), в янв.-авг.

http://pravenc.ru/text/2578187.html

До 1919 г. часть братии П. Н. м. несла послушания в принадлежавших обители часовнях. В 1870-1874 гг. на покое в П. Н. м. проживал еп. Никодим (Казанцев) , в 1878-1887 гг. в братии обители состоял духовный писатель, смотритель Перервинского уч-ща (1876-1878) игумен (с 1887 архимандрит) Никифор (Бажанов). Насельники П. Н. м. назначались настоятелями др. мон-рей: иером. Иоасаф - настоятелем Берлюковской во имя святителя Николая Чудотворца мужской пустыни (1779-1794), игум. Никифор (Бажанов) - настоятелем московского Высокопетровского во имя святителя Петра, митрополита Московского, мужского монастыря (1887-1895), иером. Евгений - настоятелем Кременецкого Вознесенского монастыря Донской епархии (1907-1908), иером. Пантелеимон (Орлов) - настоятелем Екатерины великомученицы мужской пустыни (1915-1918), иером. (впосл. епископ) Никон (Соловьёв) - настоятелем Давидовой в честь Вознесения Господня мужской пустыни (1916-1923). Материальное обеспечение Первые данные о земельных владениях мон-ря содержатся в писцовых книгах 1573/74 г. и 1623/24 г. В 70-х гг. XVI в. обители принадлежало неск. пустошей в Васильцеве (Васильцове) стане Московского у., в т. ч. Горьево (ПКМГ. Ч. 1. Отд. 1. С. 9). В 1623/24 г. за мон-рем числились монастырская слободка (7 бобыльских дворов) ( Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. 1892. С. 4), ок. 491,6 га пашни, сенные покосы и ок. 2,2 га леса (Ист. описание. 1877. С. 96). В 1632 г. по указу царя Михаила Феодоровича обители был возвращен принадлежавший ей «изстари» луг (ок. 6,1625 га) (Там же. С. 96-97). К 1678 г. в подмонастырской слободе числилось 14 дворов и 50 душ муж. пола ( Леонид (Толмачёв). Состояние. 2012. С. 104). В 1687 г. мон-рю была отдана пустошка Одинцовская Гривка в Московском у., за которую обитель должна была вносить в казну 1 р. в год. В 1699 г. мон-рь получал денежную ругу в размере 10 р. 10 алтын ( Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. 1892. С. 5). Основной доход обители со 2-й пол. XVII в. до 1920 г. приносила Иверская часовня , построенная ок.

http://pravenc.ru/text/2579990.html

«Затем был еще следующий очень любопытный факт: покойный главный начальник тюремного управ. Мих. Ник. Галкин-Врасский, человек весьма уважаемый и почтенный, долго путешествовавший по Сибири для подробного ознакомления с местами заключения и ссылки, убедился в глубоком уважении, которым была окружена личность покойного старца Феодора Кузмича, и при своем докладе Императору Александру III сказал, что как в Томске, так и в других городах Западной Сибири, Феодора Кузьмича почитают за Императора Александра I. Александр III внимательно выслушал и молча указал Галкину на стену над письменным столом, где висели фамильные портреты, и среди них портрет старца Феодора Кузьмича» 111 . Существовала даже версия, изложенная историком бароном Н.Н. Врангелем со слов полковника Игнатия Ивановича Балинского – управляющего конторы Двора его императорского высочества великого князя Николая Николаевича, согласно которой именно М.Н. Галкин-Врасский в 1864 г. привез тело Феодора Кузьмича из Томска в Санкт-Петербург для захоронения в гробнице императора Александра I в Петропавловском соборе (гробница при этом оказалась пустой) 112 . (На опровержении этой версии мы остановимся ниже.) М.Н. Галкин-Врасский с особым тщанием хранил документы о старце Феодоре Кузьмиче, полученные от Хромова. 20 августа 1901 г. он собственноручно составил опись этих документов, собираясь, по-видимому передать их кому-то для дальнейшего хранения 113 . В состав комплекса документов Галкина-Врасского входят: 1 . Подлинник (автограф) записки С.Ф. Хромова о посещении им обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева с изложением беседы; 2 . Авторская копия поданной Победоносцеву записки С.Ф. Хромова о явлениях разным лицам, свидетельств вующих о том, что Феодор Кузьмич был императором Александром I; 3 . «Краткое описание последней жизни в Сибири великого Старца Феодора Козмича» (автограф Хромова); 4 . Выписка из записной книжки Красноярского и Енисейского Преосвященного Никодима (Казанцева), посетившего могилу старца и отслужившего над ней литию;

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И. поддерживал дружеские отношения со мн. подвижниками своего времени: переписывался с архиеп. Херсонским Иннокентием (Борисовым) и архим. прп. Макарием (Глухарёвым) , еп. Чебоксарским Никодимом (Казанцевым) , в 40-х гг. XIX в. общался со старцами Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни , архим. прп. Антонием (Медведевым) и др. Возглавил заупокойную литургию и погребение 4 марта 1840 г. архиеп. Харьковского свт. Мелетия (Леонтовича) в архиерейской усыпальнице харьковского в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря . Как присутствующий в Синоде в 1847 г. оказал помощь архим. св. Игнатию (Брянчанинову) , когда тот после тяжелой болезни подал прошение об увольнении на покой в Бабаевский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь (см.: Игнатий (Брянчанинов). 2005. С. 11-17). Впосл., направляясь к месту своего нового служения - на Кавказскую кафедру, 13 дек. 1857 г. свт. Игнатий остановился в Курске, общался с И., а 15 дек. архиереи вместе служили литургию в соборе. И. активно занимался проповедничеством, опубликовал ряд поучений. Лучшие из них «писаны слогом легким и живым и часто с силою в мыслях» ( Филарет (Гумилевский). Обзор. Кн. 2. С. 492). Считается, что именно И. (как «не бедного ума человек» и «человек обращения приятного и тонкого») упоминается в беседе героев романа Н. С. Лескова «Соборяне» ( Лесков Н. С. Собр. соч.: В 12 т. М., 1989. Т. 1. С. 212). Награжден орденами св. Анны, св. Владимира 2-й степени, св. Александра Невского. 5 нояб. 1860 г. по прошению уволен на покой в белгородский Троицкий мон-рь, в к-ром скончался. Погребен в сев. части монастырского Троицкого собора, рядом с захоронением Курского архиеп. Феоктиста (Мочульского) . В кон. 20-х гг. XX в. собор был снесен, могила И. утрачена. Старожилы вспоминают, что, когда в 50-х гг. XX в. на территории обители рыли фундаменты для жилых домов, вместе с землей в машины грузили и человеческие кости. Арх.: ГА Курской обл. Ф. 4. Оп. 1. Д. 9. Соч.: Поучение по случаю обозрения епархии в г.

http://pravenc.ru/text/389289.html

Между тем служить с Филаретом – это было духовное наслаждение, рай на земле. A между тем его ко мне отношения, даже Отеческие сближения, были истинно непорочные: Ангельские, во славу добродетели и Бога, не 12 для каких земных покровительств, даже мне самому, тем менее к каким-нибудь услугам Владыке. Я тогда жил на Синодальном Подворье, поболее полверсты от Троицкого Подворья. В нашем подворье тоже домовая хорошая, просторная церковь , святого Митрофана Воронежского . При мне здесь обитали преемственно: сперва Владимир, Архиепископ Казанский, потом Кирилл, Архиепископ Подольский, затем Гавриил, Архиепископ Рязанский, присутствуя в Синоде. Все они имели свою духовную свиту 13 , при всех их было ежедневное правильное Богослужение. В Воскресенье и праздники они большей частью служили; я старался всячески приставать и служить с ними. Ho о Боже! меня всячески старались отдалить, оттереть, изгонять. Не знаю, воля ли на то была Архиереев, или сами отцы свиты меня не терпели. – Только наипаче, это изгнание и препоны заставляли меня искать места службы в другом месте, и всего паче y Владыки Филарета, даже и по близости к нему нашего подворья. По сему-то я и докучал Филарету, хотя замечал и его неблаговоление. Однако иногда сам Владыка приказывал мне служить в его церкви, или с ним, или без него. Так, например, при пострижении в монашество и при посвящении во Архимандрита нынешнего митрополита Московского Иннокентия, тогда протоиерея Ивана Евсеича, совершенном 14 митрополитом Филаретом в его домовой церкви, я был употреблен, в дополнение, впрочем, указом святейшего Синода. Со Владыкой Филаретом я освящал церковь в Коммерческом училище, по его 15 приказу или приглашению. С ним же я не раз служивал, состоя 16 на череде, в Казанском и Петропавловском соборе 17 при погребении в Лавре Невской архиепископа Кирилла и может быть в других церквах и случаях. Владыка Филарет служил назидательнейше, стоит как свеча, не возмутится ничем, не оскорбит взглядом, но так сказать обрадует и подарит Ангельским настроением своей души, как лучше меня знают, конечно, московские Отцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Несмотря на значительное количество публикаций, посвященных различным аспектам этого безвозвратно утраченного произведения сибирской церковной архитектуры, создание соборной ограды и часовни, остается малоизвестной страницей строительной истории красноярского памятника. Недавно обнаруженные нами в фондах Красноярского краеведческого музея ранее не известные исследователям проектные чертежи здания часовни и ограды заставили нас предпринять поиск и изучение документальных источников, позволивших в итоге составить представление о некоторых подробностях процесса проектирования и строительства этих важных объектов архитектурного комплекса Богородице-Рождественского собора. С освящением осенью 1861 года престолов новой красноярской соборной церкви, её строительство не было окончательно завершено: городским и епархиальным властям вместе с церковным строителем –золотопромышленником С.Г. Щеголевым предстояло выполнить существенный комплекс работ по ограждению и благоустройству территории храма. Утвержденный в 1844 году императором Николаем I проект собора, сочиненный архитектором Тоном К.А., не содержал предложений по размещению и архитектурному облику соборной ограды. В этой связи С.Г. Щеголевым, выразившим готовность принять на себя будущие денежные затраты, был предложен собственный вариант устройства ограждения места кафедрального собора. В феврале 1863 года после одобрения епископом Енисейским и Красноярским Никодимом (Казанцевым), проект соборной ограды, выполненный по заказу С.Г. Щеголева не известным лицом, был направлен на утверждение енисейскому губернатору П.Н. Замятнину. Как следует из апрельского 1863 года обращения епископа Никодима в Красноярское духовное правление, предложения С.Г. Щеголева не ограничивались сооружением только самой ограды. «Подавая мне сей рисунок, - сообщал в своем послании красноярский владыка, - Исидор Григорьевич объявил мне словесно, что он желает, что бы на одном угле ограды устроена была часовня, для продажи свечь, а на другом сторожка с пристройками».

http://sobory.ru/article/?object=33431

Сидя на софе перед столом, a меня посадив на креслах, против себя, – так и разговаривал со мною; даже иногда приляжет. Разговор его всегда простой, доверчивый, отеческий, искренний. Ни одного из Владык Синода, да и вообще никого, никогда при мне не осуждал, хотя случаев было много и даже касалось оскорбления его самого. О митрополите СПб. Серафиме (тогда бывшем) всегда говорил: «Владыка, Владыка митрополит, Владыка Серафим, здешний Владыка». Филарету я мог говорить все, что хотел и когда хотел; но это не значит, чтобы можно было говорить ему всякий вздор и всякую глупость. На глупость и дерзость получишь такой ответ, что закаешься вперед удручать великого человека своим дурачеством и увидишь свою малость и ничтожество. В моей жизни бывало много бесед с высокими людьми и много бесед, с обоих сторон не осторожных, a может быть и глупых: но я ни с одним, ни однажды не говорил так доверчиво, как с Филаретом, ни от кого не получил столько доступа и думаю 10 сказать, – ни от кого столь верно, умно и назидательно не получил ответов. Филарет притом в беседах своих со мною, всегда был чист, непорочен, целомудрен как Ангел, даже и во мне это же хотел предполагать и видеть. О делах Синода, изредка, говорил мне, но только то, что мне по плечам, и что не обидно Синоду и не укоризна ему. Говорил Филарет столь ясно, что если б слушал его пятилетний ребенок, – все умел бы понять и повторить; но и говорил столь изящно и отборно, что я не знаю другого ему подобного: хорошо говорил и Протасов, и некоторые Владыки, например, Евгений бывший Ярославский, но далеко не Филарет. Глава III Несколько раз я служил y митрополита Филарета, и с ним, и без него, в его домовой церкви преп. Сергия, не большой, но совершенно имеющей вид церкви, ибо с куполом, и только западной стеной соединяющейся 11 с домом. Большей частью я, так сказать, навязывался служить, например, в памяти преп. Сергия, в Троицын день, в мои пострижения, посвящения (я посвящен Митрополитом во диакона и иерея): Филарету, однако, сия моя навязчивость не очень нравилась. (Он всегда меня допрашивал о причине служения y него). Кажется, это потому, чтобы отдалить от себя мнение Петербургских, особенно прокурора, что я в особенно милых Филарета, покровительствуемых, и даже его агент в Петербурге. Чего ни придумает черная душа!

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010