Преосвященный Никодим с молодых лет начал ежедневно неопустительно читать Библию по порядку. Он не прекращал чтения ее даже в дороге во время своих многочисленных дальних путешествий. Этим чтением, как писал преосвященный, «я удалял скуку, отгонял уныние и наполнял душу высокими и святыми чувствованиями. Мне, болезненному грешнику, сие нужно, нужно!» Поводом же к такому постоянному чтению Священного Писания послужил виденный однажды святителем, тогда еще воспитанником духовной семинарии, сон. «Я спал, – описывает преосвященный Никодим, – ночь была месячная. Вижу: растворяется дверь, входит старец с длинной седой бородой, в белой длинной рубашке – старец лепообразный. Подойдя ко мне, он меня толкнул слегка в бок. Я проснулся. «Ты спишь, – сказал он, – и беспечен. А какие страшные происшествия на земле! Люди в возбуждении мятутся, пороки умножились до безмерности, вопль их слышится на небесах. Скоро зашумят сильнее, прольются реки крови. Ты много увидишь сам и будешь не зрителем только, но тебе надобно будет действовать и спасать. Ныне война на Церковь , и она будет жестока! А ты спишь и беспечен!» Я ужаснулся от сих речей, смиренно их выслушивая. Потом спросил меня старец: «Что у тебя за книги на окне?» Я ему их пересчитал. «Подай мне Библию», – сказал он. Я подал. Старец разогнул книгу и дал мне читать. Прочел с полглавы. Чудные глаголы! Какая выспренняя, необъятная премудрость! Мне казалось, что я поднялся над землею и над всем человеческим столько, что мне казалась земля за маленький шар, а люди – как пылинки. Я смеялся над делами человеческими: их заботы, крушения, замыслы, начинания, дела казались меньше детской игры, сущими пустяками... Я был в блаженном утешении... Старец потребовал от меня Библию обратно. Мне жаль было ее отдать, однако не смел противиться. Я старался заметить лист, на котором написаны прочтенные мною глаголы Божии. Помнится, будто 8-я и 9-я главы Притчей и Екклезиаста. Однако совершенно не припомню. Видение кончилось. Книги точно лежали на окне передо мною и между ними Библия. Пробуждение было сладкое. Душа трепетала какою-то небесною радостью... Такое видение впечатлело в душе моей благоговение к Священному Писанию , которое, по милости Божией, и доселе остается со мной».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1840 г. по поручению Протасова Н. составил проект издания «Творений святых отцов». Н. считал, что «только после того времени, как русские богословы будут читать святых отцов на русском языке, можно ожидать, что они будут самостоятельные и зрелые богословы и не будут зависеть от латинских, немецких, французских и английских богословов и богословий» ( Листовский И. С. Филарет, архиеп. Черниговский. М., 1887. С. 23). В том же году присутствовавшему в Синоде и тяжело заболевшему архиеп. Подольскому и Брацлавскому Кириллу (Богословскому-Платонову) было поручено написание замечания на сочинения студентов МДА - кандидатов на получение степени магистра. Из-за болезненного состояния он не мог справиться с этим трудом и обратился за помощью именно к Н., который помог Подольскому архиерею составить критический отзыв о преподавании в МДА. В марте 1841 г. Н. участвовал в погребении архиеп. Кирилла в Александро-Невской лавре. С 20 июня 1841 г. Н.- ректор Херсонской ДС, располагавшейся в Одессе, и настоятель одесского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря , с 25 июля 1845 г. ректор Курской ДС и настоятель рыльского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря . В эти годы Н. под влиянием трудов Г. П. Павского занимался библейскими переводами. ВЗ он переводил с еврейского, НЗ - с греческого ( Антипов, Гумеров. 1999). 3 апр. 1850 г. Н. был назначен ректором Ярославской ДС и настоятелем Авраамиева ростовского в честь Богоявления монастыря . Прибыл в Ярославль в июне того же года. Конфликтовал с архиеп. Ярославским и Ростовским Евгением (Казанцевым) , к-рый, по словам Н., называл его «отребием... дураком, болваном» (Преосв. Никодим. 1915. С. 107). В кон. 1853 г. Н. был вызван в С.-Петербург на череду священнослужения. По настоянию свт. Филарета он был назначен и 14 февр. 1854 г. митр. Новгородским и С.-Петербургским Никанором (Клементьевским) хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. В обязанности Н. входило заведование делами Чебоксарского духовного училища и его ревизия, а также управление казанским Кизическим в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастырем . В Казани Н. служил при правящих архиепископах Григории (Постникове) и Афанасии (Соколове) , с к-рыми у него не сложились отношения. По словам Н., архиеп. Григорий его «презирал». В 1856 г. митр. Новгородский и С.-Петербургский Никанор намеревался поставить Н. своим викарием, но скорая кончина митрополита помешала осуществить это намерение (Там же. С. 108).

http://pravenc.ru/text/2565588.html

И затем, на основании текста, от которого исходит проповедь , вития поучает жителей родного города, братий и ближних своих о любви к Богу и Христу. 19 Эта проповедь произвела такое впечатление на слушателей, так плодотворно подействовала на умы и сердца их, что они желали еще и еще слушать и читать ее, для духовного назидания своего, и потому потребовалось напечатать ее в достаточном числе экземпляров, как это видно из писем Филарета к родным его, обитавшим в то время в Коломне. 20 Не раз и после того посещал святитель Московский родной город свой, именно в 1828, в 1848 и в 1853 и других годах. Не оставлял его в эти разы и без проповедания слова Божия, причем в 1828 году в своей проповеди на «неделю дванадесятую», произнесенной 5 августа и исходящей от текста Сказую же вам, братие, благовествование и пр. ( 1Кор.15:1–2 ), он между прочим обращает внимание на благочестие жителей города. «Се, – говорит он, – под руководством Апостольским, вкратце напоминательно, сказал я вам, братие, благовествование, еже благовестиша нам богомудрии отцы наши, еже, как то видимо есть, и приясте, в немже, уповательно, и стоите, имже – о, если бы и остальное мог я присовокупить с полною уверенностью о всех вас! Имже и спасается! Ведут меня к вожделенному о вас упованию и чистое исповедание веры, вами содержимое, и святыми ее таинствами в вас запечатлеваемое, и древнее благочестие, плодоношением и добродеянием во святых храмах, и делами человеколюбия, до ныне между вами свидетельствуемое». 21 Подобное же читаем и в сказанном 7 сентября 1853 года слове «по освящению храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в городе Коломне». 22 Так относился Филарет к родине своей. Чувствования же свои и мысли относительно Свято-Троицкой Сергиевой Лавры с ее окрестностями и впечатления юношеской жизни там он выражал не раз и в частных, личных сношениях с более или менее близкими к нему людьми и в проповедях своих. Преосвященный Никодим (Казанцев), бывший епископ енисейский и красноярский, в своей «Памяти о Филарете, митрополите Московском» пишет: «Преосвященный Евгений Ярославский сказал мне Филаретово признание: «Когда я в первый раз вошел в комнаты митрополита в Лавре преп. Сергия, у меня покатились слезы, горькие, сладкие. За 12 лет пред сим я входил сюда с трепетом, как один из малых подчиненных митрополиту Платону. Мог ли я вообразить, что сам буду на его месте?» Филарет с Евгением, яко товарищи, – добавляет Никодим, были во всегдашнем братстве». 23 Здесь речь о первом посещении Филаретом, как архиепископом Московским, Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в 1821 году по случаю праздника преподобного Сергия 25 сентября. 24

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

С.Ф. Хромов сделал записи о необычных небесных явлениях над местом, где был похоронен старец. 27 марта 1867 г. он наблюдал вечером, в десять часов, три расположенные рядом звезды «порядочной величины», «горящие и играющие». Семен Феофанович долго смотрел на это явление, а когда вышел вторично, проверить – нашел звезды в том же виде, на том же месте, т. е. продолжалось это довольно долго 1052 . В другом случае, в мае 1867 г., «в пятом часу по полудни», Хромов видел со своей заимки над Томским Богородице-Алексеевским монастырем три солнца, расположенные одно под другим: «настоящее солнце было выше, второе – ниже, а третье – еще ниже». Над верхним солнцем видна был корона, «а лучи от солц-цев к земле соединялись» 1053 . Епископ Енисейский и Красноярский Никодим (Казанцев), возвращаясь по окончании служения своего в Европейскую Россию, посетил в Томске в 1870 г. могилу старца Феодора Кузьмича и отслужил на ней литию. Он сам сделал запись об этом событии в своих путевых записках 1054 . Старец явно интересовал Преосвященного: он посетил также келью подвижника на дворе дома С.Ф. Хромова, а до этого – келью в Белоярке, «у благочестивого казака» 1055 . Епископ Никодим поместил в своих записках описание этих келий, как они выглядели в момент его посещения в 1870 г. На дворе у Хромова: «Домик с небольшими сенями, одна горница с тремя небольшими окнами на двор и в сад, печь с лежанкой, иконописные образа 1056 , лубочные картины Святого Георгия Победоносца (без коня), Николай Чудотворец с мечом и храмом Можайский, два изображения Божией Матери» 1057 . В Белоярке у Сидоровых (это, по-види-мому, последний вариант, выстроенный для старца в 1863 г.): келия «вроде острога, окна аршина три выше пола маленькие, полусвет, печь с лежанкой. Здесь есть образ италианской живописи и какой-то таинственный вензель, в котором прежде всего видна буква А» 1058 . Хозяева дворов, где стояли кельи Феодора Кузьмича, стремились сохранить его жилье. Местные и пришлые богомольцы, а также дальние путешественники старались посетить и могилу, и по возможности кельи. Как мы уже отмечали в белоярской келье служили панихиды по заказу «набожных людей» 1059 . 7 сентября 1888 г. С.Ф. Хромов писал композитору М.А. Балакиреву, что «в келие великого Старца всякое Воскресение бывает панихида и народу бывает много, и на могиле часто и многие служат панихиды. Многие верующие получают исцеления» 1060 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

5 Наконец в 1861 году, по Высочайшему повелению на докладе Св. Синода, назначен в новооткрытую Енисейскую Епархию Епископом, с помещением Архиерейской кафедры в г. Красноярск, куда покойный Преосвященный прибыл 5 января, 1862 года. В это жестокое морозами время, ехавши почти всегда день и ночь, Преосвященный получил страшный ревматизм, который мучил его во все остальное время жизни. В 1870 г., согласно прошению, по расстроенному здоровью, Высочайше уволен от управления Епархией, с дозволением поместиться в одном из монастырей Московской Епархии по соглашению с Митрополитом Московским. Таковым монастырем избран Перервинский Николаевский монастырь в окрестностях Москвы, куда Преосвященный прибыл в первых числах Августа, 1870 года, и где жил на покое до самой почти кончины, никуда, кроме Москвы, и то изредка, не выезжая. 19 мая, 1874 года, Преосвященный совершенно неожиданно, по крайней мере без всякого предупреждения, приехал в город Дмитров и хотел было на свободном воздухе, в кругу родных, полечиться 6 . Но водянка, развившаяся до последних пределов, в соединении с болезнью ноги, до того изнурили слабые силы его, что не было никакой возможности поддержать здоровье его. Преосвященный скончался 11-го числа июня, того же года, на глазах и почти на руках родной сестры своей. Отпевание совершено было Епископом Дмитровским, Преосвященным Леонидом, Викарием Московским, 14 числа, в Дмитровском Успенском Соборе, где тело почившего Святителя и погребено, в приделе Св. Митрофана Воронежского 7 . Сведения из жизни покойного Преосвященного заимствованы мною из его послужного списка и частью из записок, оставшихся после покойного, который начал он в Красноярске, 30 Мая, 1868 года, и окончил в том же году, 6 Октября. Они озаглавлены так: «О Филарете, Митрополите Московском, моя память. Сочинитель передает об нем, по большей части, свои личные воспоминания, а по тому неизбежно касается и своей службы и многообразных отношений своих к другим лицам. Из того, что сообщает он о знаменитом иерархе, иное было записано своевременно, вскоре, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В 1837 году, по предложению Синодального Обер-Прокурора, Графа Н. А. Пратасова, Комиссия Духовных Училищ предписала всем Ректорам (Семинарий) написать свободно, по разумению каждого, Богословский Конспект. Поданный Конспект от покойного Преосвященного Владыкой Филаретом, Митрополитом Московским 3 , был одобрен и об составителе его дано было мнение в тогдашнюю Комиссию Духовных училищ, столь для него выгодное и интересное, что он поставлен был выше и бойчее прочих Ректоров того времени. Это было причиною вызова, по Высочайшему повелению, Преосвященного Никодима в Петербург, в распоряжение Г. Обер-Прокурора, для занятия по преобразованию духовного учения и управления. В распоряжениях Г. Обер-Прокурора находился с 15 июня, 1838, по 1-е июля, 1839 года. Оставаясь частью в распоряжениях Г. Обер-Прокурора, Святейшим Синодом определен на чреду священно-служения и проповеди слова Божия, каковую службу продолжал два года. За тем определен был Ректором в Херсонскую Семинарию, что в г. Одессе, и Настоятелем Одесского Успенского монастыря, куда прибыл 5 октября, 1841 г. В 1845 г. перемещен был в Курскую Семинарию, что в Белгороде, Ректором же и Настоятелем Рыльского Николаевского монастыря. В 1850 году переведен также Ректором в Ярославскую Семинарию, с назначением в управление Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря. В конце 1853 г., Указом Свят. Синода, был вторично вызван в С.-Петербург для исправления чреды священно-служения и проповеди слова Божия; в следующем году, 29 января, Св. Синодом избран, и 30-го Высочайше утвержден, во Епископа Чебоксарского, Викария Казанской Епархии. Во Епископа посвящен 14 февраля, того же 1851 года, С.-Петербургским Митрополитом Никанором в со-участии 5-ти Архиереев. В Казань прибыл 21 Марта и водворился в Спасо-Преображенском монастыре, где и прожил почти 7 лет, до 1861 года, при двух Архиепископах Казанских Григории и Афанасии 4 . В 1859 году, по распоряжению Св. Синода, в течении 10-ти месяцев управлял Вятской Епархией, по случаю отбытия в Синод Елпидифора, Епископа Вятского.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Главным камнем преткновения для распространения христианства в Поволжье был язык проповеди, непонятный для большинства местного населения. Лишь к середине XIX в. в деле христианского просвещения Поволжья произошли существенные изменения. Связаны они в первую очередь с деятельностью великого просветителя инородцев Н.И. Ильминского. Николай Ильминский дал толчок миссионерскому движению, который выразился, прежде всего, в переводе Евангелия и богослужебных книг на родные языки, в открытии народных школ и подготовке преподавателей из местного населения. Так, среди чувашей идеи Н.И. Ильминского воплотил в жизнь выдающийся чувашский ученый – педагог и просветитель И.Я. Яковлев. В 1854г. было учреждено, в помощь Казанскому архиерею, Чебоксарское викариатство. 29 января (11 февраля) Святейшим Синодом избран, а 30 января (12 февраля) утвержден Государем Императором, викарий Казанской епархии, бывший ректор Ярославской Духовной Семинарии, архимандрит Никодим (Казанцев; 1854 – 1861 г.г.). Его хиротония во епископа Чебоксарского была совершена 14 (27) февраля 1854г. в Казанском соборе Санкт-Петербурга. В обязанности епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, входило заведывание делами Чебоксарского духовного училища и его ревизия, решение вопросов, касающихся псаломщиков, дел о просфорнях; разрешение браков и дел исковых о расторжении браков; определение старост к сельским церквям; рассматривание происшествий в церквях, иски с духовных лиц по долговым обязательствам; назначение епитимии светским лицам по приговорам светских судов; выдача метрических свидетельств и утверждение опекунов к малолетним сиротам по смерти лиц духовного звания, а также управление Кизическим – Введенским монастырем близ Казани. На протяжении всего времени существования викарной кафедры Чебоксарский епископ жил в Казани. Среди Чебоксарских викариев было много преосвященных архиереев, которые оставили заметный след в жизни Русской Православной Церкви и Российского государства. Так, трудами епископа Гурия (Карпова; 1861 - 1867), в прошлом члена Пекинской Духовной Миссии, было открыто в Казани в 1867г. Братство во имя святителя Гурия, в задачу которого входило создание школ и открытие храмов, обучение миссионеров и переводы богослужебной литературы, основание приютов и рабочих общин для просвещения народов Поволжья. В период с 1897 по 1899 г.г. Чебоксарскую викарную кафедру занимал епископ Антоний (Храповицкий), бывший также еще и ректором Казанской Духовной Академии. После Октябрьского переворота, в 1921г., он стал первоиерархом Русской Православной Церкви за границей.

http://azbyka.ru/palomnik/Чебоксары

Но если оставить в стороне мнение людей, знавших московского святителя только со стороны административной (проф. Е. Голубинский) или выступавших в качестве тех, кто формирует общественное мнение и вкусы (проф. С. Соловьёв), мы увидим высокую оценку именно богословского наследия митрополита Филарета. «Богословие он знал лучше всех не только в России в его время, но и в католичестве и лютеранстве, и тем более между греками и восточными вообще», — пишет епископ Никодим (Казанцев) и тут же прибавляет: «Он, однако, по-моему, был мудрец книги и пера, но не мудрец жизни, даже житейской» . Эта характеристика, данная хорошо и близко знавшим юбиляра архиереем, говорит о попытке уже современников определить место святителя в истории именно богословия , а не церковной истории синодального периода, о котором с определённого времени в русской историографии стало принято говорить если не с осуждением, то с явным пренебрежением. В год 240-летнего юбилея святителя Филарета пора уже определить это место и указать на его главные черты, тем более что усилиями целых поколений исследователей внешняя канва жизни и трудов московского святителя прекрасно изучена и представлена широкой публике. Протоиерей Георгий Флоровский, обладавший при всей своей доверчивости собственным симпатиям и антипатиям даром точного определения, назвал святителя «человеком александровской эпохи». Это действительно так, и подобная оценка позволяет понять многие важные черты богословия московского митрополита. Быть «человеком александровской эпохи» означало сохранить живой интерес к источникам христианского любомудрия, то есть прежде всего — к Священному Писанию. Причём такой интерес, кажущийся нам естественным, для старших современников митрополита Филарета не был столь очевидным. Проекты и попытки переводов Библии на русский язык и борьба за само существование таких трудов в первой четверти XIX столетия — горькая, но необходимая страница истории русского богословия. Не личные пристрастия архимандрита Фотия (Спасского) или свт. Иннокентия Пензенского, князя А. Голицына или самого императора были причиной борьбы за возможность увидеть Священное Писание на русском языке, но именно осознание богословской необходимости такой возможности.

http://bogoslov.ru/article/6176840

Педагогическая карьера достаточно рекомендовала о. Евсевия, – и 31 августа 1838 г. он перемещен инспектором и баккалавром богословских наук в родную Московскую Академию, где находился под бдительным контролем в своей службе со стороны благоволительного митрополита Филарета, 15 15 октября удостоен сана архимандрита 16 и в том же месяце определен действительными членом академической конференции, в июле 1840 г. обозревал Нижегородскую и Саратовскую Семинарии 17 и 30 мая возведен на степень экстраординарного профессора. 18 После Филарета (Гумилевского) , 7 октября перешедшего на кафедру викария Псковской епархии епископом Рижским, о. Евсевия с 14 сентября 1841 г. исправлял в Московской Академии должность ректора и 17–25 ноября определен в неё Св. Синодом с сохранением профессуры по богословским наукам; – хотя на запрос обер-прокурора графа Н.А. Пратасова от 9 октября 1841 г. митр. Филарет рекомендовал других лиц: Иосифа (Богославского, † 19 февраля 1892 г. архиеп. Воронежским на покое), Никодима Казанцева († 11 июня 1873 г. епископом Енисейским на покое) и Феогноста (Лебедова, † 22 апреля 1869 г. архиеп. Псковским), 19 но потом рассудил иначе. 20 9 апреля 1842 г. о. Евсевий назначен еще и настоятелем Московского второклассного Богоявленского монастыря и уже 10 октября того же года получил от Св. Синода благословение за усердие, способности и нравственный характер, удостоенный митр. Филаретом полного одобрения, по случаю обозрения им Московской Академии. В последней с апреля 1845 г. о. Евсевий был членом строительного комитета по постройке бани и чугунных лестниц, в студенческих помещениях под названием «чертоги» отделил (в 1847 г.) особые спальни и участвовал в возведении академического дома на замонастырском дворе (на Ильинской горе). 21 Вне непосредственной академической сферы, но по ближайшей связи с обязательной академической службой – он многократно ревизовал разные Семинары Московского духовно-учебного округа: – в июле 1843 г. Тульскую, Рязанскую и Калужскую, в июле 1845 г. Костромскую и Вологодскую, 22 в июле 1846 г. Вифанскую). 23 31-го августа 1845 г. о. Евсевий из Богоявленского монастыря переведен настоятелем второклассного же Высокопетровского, с присвоением ему лично степени архимандрита первоклассного. 24

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Ряд статей посвящен истории епархии, ее монастырям, храмам, святыням, местным святым, в т. ч. «Краткие сведения об открытии Енисейской епархии» (1884. 1) и «Кафедральный Богородице-Рождественский собор в Красноярске» (1884) прот. В. Касьянова, «Енисейский Иверский девичий монастырь» (1885. 7. С. 120-126; 14. С. 244-249; 15. С. 267-275; 18. С. 319-324) и «Кладбищенская Входо-Иерусалимская церковь в г. Енисейске» (1901. 13. С. 293-299; 14. С. 317-328) прот. Димитрия Евтихиева, «Нечто о Василии Мангазейском» свящ. Симеона Богоявленского (1908. 7). Из многочисленных статей по истории местных школ и образования представляют интерес: «Енисейское духовное приходское училище (1820-1828)» (1885), «Материалы для истории просвещения в Туруханском крае» (1891. 16. С. 241-245; 17. С. 251-256; 18/19. С. 287-291; 1892. 3. С. 36-40; 4/5. С. 47-80), статьи свящ. В. Захарова «Историческая справка по вопросу о народном образовании в Енисейской губернии» (1895. 9-24; 1896. 1, 3-12; 1899. 22-23) и «К вопросу о народном образовании в Енисейской губернии» (1901. 18. С. 423-432; 19. С. 446-453; 23. С. 554-561). В 1915 г. появилась рубрика «Школьный листок». Множество мелких краеведческих публикаций собиралось под рубриками «Известия и заметки», «Местная хроника», «Архиерейские служения», «Хроника епархиальной жизни». Помимо обзорной ст. «Енисейско-Красноярские архипастыри 1861-1896 гг.» архим. Никанора (Надеждина ; впосл. епископ Олонецкий) (1896. 23. С. 341-345) неск. статей было посвящено отдельным архипастырям, прежде всего еп. Никодиму (Казанцеву) , напр. «Преосвященный Никодим, первый епископ Енисейский и Красноярский» М. Александрова (1888. 20; 1889. 5-7/8, 11-12, 16-17; 1890. 1, 4, 7/8, 11, 13/14, 16/17; 1891. 3-4, 8/9, 13/14, 18/19). А. С. Богданов частично опубликовал дневники еп. Никодима («Путешествие… из Красноярска в Туруханск и обратно, в 1862 г.» (1908. 1-2, 4, 6, 8-10; 1909. 1-3), «Путешествие… из Красноярска в Ачинский и Минусинский уезды и на Ангару, в 1863 г.» (1909. 8. С. 40-44; 9. С. 42-45; 10. С. 56; 11. С. 20-26; 12. С. 31-38; 13. С. 20-28; 16. С. 25-28; 17. С. 22-27; 18. С. 35-39; 19. С. 33-37), «Путешествие… по Ангаре и севером Канского округа» (1909. 21-24), «Путешествие… из Казани в Красноярск, после назначения» (1911. 22. С. 18-22; 23. С. 20-25; 24. С. 19-24; 1912. 1. С. 9-16; 2. С. 31-40)) и его автобиографию (1912. 10-15, 23-24; 1913. 2-4, 6-8).

http://pravenc.ru/text/189967.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010