Фамильные обеды в Аничковом дворце сменялись посещением Гатчины, где часто жил император и где у Сергея Александровича имелись собственные комнаты. За дипломатическими приёмами и гвардейскими парадами следовали бесконечные праздники столичного света, самая мощная волна которых накрывала Петербург с наступлением Рождества и Нового года. Утром 1 января, облачившись в придворное платье со шлейфом, Елизавета Фёдоровна с кем-то из фрейлин выезжала в Зимний дворец. По окончании церковной службы, совершенной там для Царской семьи, ей надлежало объехать все великокняжеские дворцы, чтобы поздравить других великих княгинь, со многими из которых она только что виделась у Государя. Получалась бессмыслица, но ничего не поделать, таков обычай. Выходить из кареты не требовалось, специальный слуга, зайдя в дом, лишь докладывал, что «Её Высочество заезжала поздравить». Вернувшись к себе, Елизавета Фёдоровна расписывалась на многочисленных поздравлениях и готовила карточки для дам, желающих ей представиться. Их было так много, что это занятие весьма утомляло. Затем начинался сезон балов с его долгожданной кульминацией — большим придворным или императорским. К сиявшему в ночи Зимнему дворцу сотни карет подвозили всё новых и новых гостей, достигавших иногда трёх тысяч. В ослепительном свете люстр, отражаемом зеркалами, среди пальм и тропических растений, принесённых из оранжереи, сияли наряды и драгоценности дам, ордена и золотые эполеты мужчин. В Николаевском зале император с императрицей туром полонеза открывали танцы, продолжавшиеся до самого утра. Посетивший Петербург брат Елизаветы, герцог Эрнст Людвиг, описал свои впечатления от праздника в Зимнем дворце, предварительно отметив, что за четырнадцать дней побывал на пятнадцати балах. «Зал невероятно красив. На переднем плане, на эстраде, поставленный поперёк стол императрицы, Великих княгинь, зарубежных послов и т.д. Стол весь в цветах, равно как и стена за ним. От него через весь зал — четыре ряда пальм. На стенах букеты цветов, а вокруг каждой пальмы круглый столик, заставленный цветами.

http://azbyka.ru/fiction/elizaveta-fyodo...

Архимандрит Закхей (Вуд): «Это будет новая страница в истории нашей Церкви» 21 ноября 2008 г. 12:50 Беседа корреспондента портала Православие.ru с представителем Американской Православной Церкви при Патриархе Московском и всея Руси, настоятелем храма святой великомученицы Екатерины на Всполье архимандритом Закхеем (Вудом) посвящена избранию нового Предстоятеля Православной Церкви в Америке. Отец Закхей, вполне закономерно, что для многих в России стало большой неожиданностью избрание такого молодого, можно сказать, не очень известного архиерея Предстоятелем Американской Православной Церкви. Не могли бы вы дать свой комментарий, высказать свое мнение по этому поводу? Я думаю, что для многих чад Православной Церкви в Америке это тоже было неожиданным выбором, потому что владыка Иона к началу Собора всего 11 дней как был епископом. Поэтому когда обсуждались кандидатуры на пост Митрополита до начала Собора, то разных архиереев представляли мы на этом посту, а имя владыки Ионы не упоминалось. Мы думаем и искреннее верим, что Сам Господь избрал его на служение Митрополита всей Америки и Канады. Это была не человеческая политика, не человеческое желание. Это действительно было видно всем после его мудрого разговора с народом и выступления накануне выборов. Было видно, что это действительно богоизбранный человек для должности Митрополита. В связи с этим не могли бы вы уточнить какие-то особенности выборного процесса в Американской Церкви. Совершенно очевидны некоторые отличия выборов Предстоятеля в разных Поместных Церквах. Вкратце, какова ваша практика? У нас действует такая система, при которой все делегаты Собора имеют возможность принимать участие в голосовании при выборе Митрополита. Все делегаты Собора должны написать на специальной бумаге одно имя. После подсчета бюллетеней, если один кандидат получает две трети голосов, то эта кандидатура передается для утверждения Священному Синоду. При этом окончательное решение принимает именно Синод. А если ни один кандидат не получает двух третей голосов, тогда вторым туром Синоду предоставляются две кандидатуры на должность митрополита, набравшие больше голосов. Многие не знают четко нашей системы и думают, что это «какая-то американская демократия». На самом деле, делегаты просто показывают Синоду своего кандидата, но Синод не обязан выбирать именно его. В истории нашей Церкви бывали случаи, когда Синод в итоге выбирал другого кандидата, а не того, который получал большинство голосов делегатов Собора.

http://patriarchia.ru/db/text/491585.htm...

Следующее яркое впечатление – тоже вполне литературное, но только более раннее. На областных шахматных соревнованиях мы в той или иной степени были предоставлены сами себе. Жили в гостинице, играли в блиц, слушали музыку (у кого-то был кассетный магнитофон «Весна»), занимались всякими детскими глупостями. Однажды один из местных шахматистов пришел к нам в гости. Помню, что он был старше меня года на 3–4. Он принес с собой маленькую книжечку, брошюрку, Евангелие от Иоанна. Кому-то показывал. Я увидел и попросил почитать. Евангелие потрясло меня. Не содержанием, нет. Стилем. С тех пор это мое любимое Евангелие. Я переписал его в свой дневник от корки до корки за те десять дней соревнований. До сих пор храню свой детский дневник и то Евангелие в нем. Евангелие потрясло меня. Я переписал его в свой дневник от корки до корки С шахматами, кстати, связаны и первые осознанные посещения храма. Перед очередным туром приходили с друзьями в храм, веря, что выиграем. – Выигрывали? – Увы. Тогда, когда ходил в храм с надеждой выиграть, чаще проигрывал. А когда стал побеждать, уже не приходил в храм с молитвой о победе в шахматных баталиях ( смеется ). Интересно, что моими компаньонами по интересу к религии были мои одноклассники-шахматисты. Мы довольно рано стали самостоятельными из-за этих поездок на соревнования. И, поскольку учились все в одном классе, то часто ходили и ездили по окрестностям. В том числе ездили и в соседний город, в храм. Там старинный храм, расположенный практически на берегу залива Каховского водохранилища, в частном секторе, – туда мы и ездили. Помню священника, а вот что спрашивали у него, уже не вспомнить. И помню книги на крылосе. Большие, с церковнославянской вязью. В то время ведь в большинстве храмов служили еще по старым книгам, оставшимся с дореволюционных лет. Еще помню, что фотографировали службу из-под полы пальто, стоя в притворе. Эта поездка стала стимулом к подобным путешествиям. Позже в нашем городе появился свой приход, и туда мы тоже ездили общаться со священником. Там службы проходили в бывшем жилом доме, хате – по-украински. Кстати, вот тогда я понял, насколько важно накормить человека, а потом уже предлагать ему духовную пищу. Местный священник нас кормил ( смеется ). Вообще я считаю, что мне очень повезло со встречами в жизни.

http://pravoslavie.ru/138966.html

Небольшой деревянный мон-рь неоднократно подтапливался из-за весенних разливов р. Казанки. Указом царя Иоанна от 19 июня 1559 г. К. З. м. был перенесен «с русскаго кладбища» на вершину Зилантовой горы, на старом же месте, могильном кургане, была поставлена часовня, в к-рой настоятель мон-ря и братия служили панихиды. На пожертвования царя Иоанна (300 р.) и его 1-й жены, Анастасии Романовны (100 р.), в К. З. м. был выстроен храм в честь Успения Пресв. Богородицы с богатым иконостасом, изготовленным в Москве, а также кельи и ограда. Новый мон-рь стал именоваться Зилантовым (или Илантовым). Согласно легендам, некогда на Зилантовой горе обитал крылатый змей (слово «зилант» от татар. «джилан» - змея); чтобы задобрить его, жители приносили человеческие жертвы, и змей из врага сделался «покровителем» города. С XVIII в. змей изображается на гербе Казани. Ок. 1564-1565 гг. архиеп. Казанский свт. Герман (Садырев-Полев) ввел в мон-ре общежительный устав и установил общую трапезу. В 1574 г. обитель была разорена татарами и марийцами, но вскоре на средства царя восстановлена. В 1764 г. К. З. м. был отнесен к 3-му классу, а 26 окт. 1836 г. личным указом имп. Николая I возведен во 2-й класс. Материальное положение Известно более 10 царских грамот Иоанна IV, Феодора Иоанновича и Михаила Феодоровича о даровании льгот, пожертвовании вотчин, выдаче ежегодной руги деньгами (игумену - 4 р., монахам - по 50 к.), рожью, овсом, солью, медом. Так, в ответ на прошение архиеп. Казанского свт. Гурия 5 апр. 1559 г. царь Иоанн IV писал ему, заботясь о том, «чтобы старцы не нужны были руками работати и землю орати, семена снедаемыя сеяти и во житницы гниющия собирати, да орают сердца, сеют словеса Божия... и на тое просите, да быхом дали есмы отчины Арской и Нагайской четвертях, елико пригоже». Казанский Зилантов мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Казанский Зилантов мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Царь выделил из казны средства на устроение обители, а также повелел казанскому воеводе кн. Д. Палецкому одарить обитель земельными угодьями, «а коли увидите, что мало, ино пишите ко мне» (Там же. С. 28). Царской грамотой от 19 июня 1560 г. за мон-рем закреплялись обширные пашни и лес близ Зилантовой горы по рекам Тур и Ичка, луга между Волгой и Туром, с. Ягодная Поляна, 5 рыбных ловель, в т. ч. на Волге, «в Тетюшинских водах».

http://pravenc.ru/text/1319824.html

Екатерина Рачкова ИЗ ПЕРВЫХ УСТ У истоков возрождения валаамского песнопения В 1991 году Геннадий Рябцев приехал на Валаам. За его плечами осталось большое музы - кальное прошлое: советский андеграунд, группа «Динамик» и сольный проект «Геннадий Рябцев», гитара, флейта, саксофон… Екатерина Рачкова ИСКУССТВО «Едиными усты и единым сердцем» «Сначала будто ровный гул, основа всего, а уже из него выходят голоса, рождается смысл», – примерно так описывают свое впечатление гости монашеского острова. Основа богослужения – древнее знаменное пение, из которого создан новый Валаамский распев. Екатерина Рачкова, Наталья Рогожкина ИСКУССТВО Пение как православная миссия «Яко с нами Бог» – с этого древнего многоголосного песнопения начинается каждое выступление хора Валаамского монастыря. Певчие выступают с просветительским туром по городам России с января 2016 года. На их счету без малого 300 концертов, впереди еще год турне. Артисты хора убедились: Россия – страна большая, за год не объедешь, только епархий 300, а приглашения идут теперь из каждого города и храма. Беседовали Игорь Лунёв, Елена Ларина ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ Восстановление братского кладбища На Валааме всегда идут строительно-восстановительные работы: где-то возводится храм, где-то реставрируется часовня. И есть несколько объектов, которые восстанавливаются всем миром, в том числе – памятники на могилах старцев монастыря. На сайте монастыря valaam. ru размещен специальный раздел «Помощь монастырю», где идет сбор пожертвований на памятники старцев. Уже собраны средства на три надгробные плиты, порушенные временем. ЛИЧНОСТЬ «За Валаам молились три старца: Кирилл (Павлов), Николай Гурьянов и Павел (Груздев)» 23 февраля 2017 года в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин отпевания архимандрита Кирилла (Павлова).Успенский собор не вместил всех пришедших проститься с отцом Кириллом, множество верующих молились на площади перед собором… Иеромонах Геронтий (Федоренко)

http://pravoslavie.ru/105407.html

Но такое словопроизводство едва ли признают правильным филологи-слависты. Остается допустить, как более вероятное, что лодыги новгородского святительского поучения XII века были родоначальниками доныне существующей детской игры в бабки или в ладыжки и, по всей вероятности, имели не столь невинный характер, как эта последняя. Замечательно, что в одной грамоте царя Алексея Михаиловича, писанной в Тобольск в 1649 году, игра в лодыги, вместе с игрой в зернь, карты и шахматы и наравне с вожением какой-то «бесовской кобылки», представляющей очевидную аналогию с древним туром 12 , запрещается, как нечто греховное и богомерзкое, под страхом тяжких наказаний 13 . Не значит ли это, что в XVII в. игра в лодыги сохраняла еще некоторые черты своего языческого прототипа? Говорить о колядах и колядниках, как предметах общеизвестных, считаем совершенно излишним. Но нельзя умолчать о «беззаконном бое», упомянутом в поучении архиепископа Ильи вслед за турами, лодыгами и колядниками, с которыми бой этот, повидимому, находился в какой-то связи. На эту связь прямо указывает следующее постановление владимирского собора 1274 года: «Пакы оуведехом бесовьская еще дрьжаще обычая треклятых елинъ, в божествьныя праздьникы позоры некакы бесовскыя творити, с свистаниемь, и с кличемь и въплемь, съзывающе некы скаредныя пьяница и бьющеся дрьколеемь до самыя смерти» 14 . Об этих убитых на праздничных народных боях собор постановил то же самое, что мы читаем и в поучении новгородского владыки XII века, именно: «Аще нашемоу законоположению противяться, то ни приношения от них приимати, рекше просфоуры и коутьи, ни свечи. Аще и оумреть, то над них не ходять иереи и слоужбы за них да не творять, ни положити их близь Божиих церквъ». Вообще о поучении архиепископа Ильи, как памятнике канонического права, нужно заметить, что оно показывает в авторе не только близкое знакомство с источниками этого права (с греческим номоканоном, с руководством для духовников патриарха Иоанна Постника и с ответами своего предшественника Нифонта), но и личный правообразовательный смысл, глубоко проникавший в дух церковных канонов и на этом основании создававший, по требованию местной жизни, новые церковно-юридические нормы, которые повторялись потом и отдельными русскими иерархами и целыми соборами 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

В 1795-1801 гг. в ростовском Спасо-Иаковлевском Димитриевом мужском монастыре на пожертвования гр. Н. П. Шереметева строился Димитриевский собор, в к-рый благотворитель с архимандритом решили перенести из Зачатиевской ц. мощи свт. Димитрия (Савича (Туптало)) . Однако этому намерению «воспротивился» П., напомнив, что по прибытии в 1702 г. в Ростов свт. Димитрий сам указал на место своего буд. погребения - там, где впосл. был освящен Зачатиевский храм. Самолюбие Шереметева было «сильно оскорблено этим правдивым ответом преосвященного», и он на время «прекратил дальнейшую постройку этой церкви». Тем не менее 28 окт. 1801 г. П. освятил Димитриевский храм ( Титов А. А. Спасо-Яковлевский Дмитриевский мон-рь в Ростове Великом//ИВ. 1888. Т. 31. 2. С. 428, 429). П. инициировал дело о растратах прежнего Ярославского архиеп. Арсения (Верещагина) , опечатал имущество архиерея и предписал «до учинения расчета» его родственникам «ничего не выдавать» (ГАЯО. Ф. 230. Оп. 1. Т. 1. Д. 525; Ф. 232. Оп. 1. Д. 832). Указами П. в 2 девичьих обителях, ростовском Рождественском и угличском Богоявленском мон-рях, вводилась общая трапеза для сестер, несмотря на сопротивление настоятельниц. В сент. 1803 г. по требованию П. в обители Ярославской епархии были разосланы «Правила монашеского жития», к-рые предписывалось раз в месяц после субботней трапезы читать на собрании всей общины. На П., отличавшегося «цветущим здоровьем», «неблаговоление государя так подействовало», что вскоре после удаления из Синода в 1804 г. он заболел. 28 марта 1806 г. тело почившего П. перенесли из храма архиерейского дома в ярославский Успенский собор, где состоялось погребение (собор взорван 26 авг. 1937, восстановлен в 2004-2010). Над гробом П. был установлен памятник с 2 надписями (см.: Лебедев А. Н. Успенский кафедральный собор в Ярославле. Ярославль, 18962. С. 38). П. перевел «Histoire d " Epaminondas pour servir de suite aux hommes illustres de Plutarque» (1739) - историческую компиляцию из сочинений Ксенофонта, Полибия, Юстина, Плутарха , Корнелия Непота, Диодора Сицилийского, составленную франц. аббатом Сераном де ла Туром, пользовавшуюся популярностью в кон. XVIII в. («История о Епаминонде, фивском полководце, с примечаниями историческими и критическими» (1774)). В посвящении наследнику престола вел. кн. Павлу Петровичу П. утверждал, что премудрость монарха гарантирует его подданным благоденствие и что цель издания этого сочинения - «побудить российское юношество к ревностнейшему подражанию описываемому в ней великому мужу». Также П. выполнил перевод труда франц. ученого Л. С. Ленена де Тиймона ( Le Nain de Tillemont L. S. Mémoires pour servir á l " Histoire ecclésiastique des six premiers siécles, justifies par les citations des auteurs originaux. P., 1693-1712. 16 т.), но «перевод этот в печать цензурой не был пропущен» ( Макарий (Миролюбов). 1857. С. 182). Множество поучений П. не изданы, опубликованы лишь нек-рые извлечения из противораскольнических проповедей (Там же. С. 185-187).

http://pravenc.ru/text/2578499.html

В плену св. Патрик стал глубоко верующим человеком. По его исполненным веры молитвам Бог часто творил чудеса. Шесть лет Патрик пребывал в повиновении у хозяина, потом он получил от Бога повеление бежать. Ему был указан корабль, на котором можно было уплыть. После трех дней плавания св. Патрик с моряками – язычниками 28 дней странствовали по необитаемым землям 221 . Когда у них закончилась еда, капитан обратился к святому: «Скажи мне, христианин, – ты говоришь, что твой Бог велик и всемогущ, так почему бы тебе не молиться о нас? Ведь мы можем погибнуть от голода, и непохоже, чтобы мы когда-нибудь снова увидели людей». Святой Патрик призвал их с верою обратиться к Богу и попросить Его о помощи, уверяя моряков, что «для Него нет ничего невозможного... ведь Он везде имеет все в изобилии». И действительно, помощь пришла. Путешественники встретили стадо свиней, затем нашли дикий мед (Исповедь, п.19). После долгого пути святой вернулся в родные края. Там он увидел в видении мужа, по имени Виктор, «как бы пришедшего из Ирландии» и несущего «несчетные послания. И он дал мне одно из них, и я прочел начало послания: “Голос ирландцев”. И в тот миг, когда я читал начало послания, казалось, я слышал голоса тех, что обитали за лесом Фоклут, что у западного моря, и они взывали как одним голосом: “Мы молим тебя, святой юноша, чтобы ты пришел и снова был среди нас”. И сердце мое было столь сокрушено этим, что я не мог больше читать, – и очнулся. Благодарение Богу, ибо после столь многих лет он даровал им то, о чем они просили» (Исповедь, п.23). Так святой получил повеление вновь вернуться в Ирландию, но уже с проповедью Евангелия. Перед миссией св. Патрик отправляется в Галлию, где набирается духовного опыта и знаний, необходимых для будущего служения. Некоторое время он жил в известнейших монастырях Галлии – Мармутье под Туром, основанном свт. Мартином Турским, и на о. Лерин, в монастыре св. Гонората. Затем он поселился при знаменитом св. епископе Германе Оксерском, ближайшем друге и сподвижнике прп. Иоанна Кассиана , вместе с ним подвизавшемся в пустынях Египта. Этот святитель при рукоположении в сан диакона дает ему имя Патрик.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Что сказать о множестве других, которые исцелились от лихорадки, просто с верой приложившись к покрывалу на гробнице Преподобной? Что сказать об одержимых, которые, будучи приведены в ее келью и едва переступив порог, обретали здравый ум? Злые духи незамедлительно покидали их тела, почувствовать благодать Святой, данную ей Господом нашим Иисусом Христом, Который часто удостаивает вечных наград благочестивых и богобоязненных. Примечания Келья преподобной Монегунды, где она была похоронена, была рядом с могилой святителя Мартина. Позднее мощи ее были перенесены в Сен-Пьер-ле-Пулье. Небольшой монастырь преп. Монегунды был упомянут в хартии 1031 года, но после этого записи о нем не встречаются. “Слава исповедников” свят. Григория Турского (гл. 24) содержит следующий рассказ о преп. Монегунде: “Блаженная Монегунда умерла в том самом городе Туре 2-го июля 570 года. Она была родом из Карнотены... Она уехала в Тур, чтобы о ней больше не говорили. Господу угодно было часто совершать чудеса через ее посредство. Например, если кто-то попадал в тяжелые обстоятельства, то мог обратиться к ней в молитве, и она немедленно падала на колени и начинала молить Господа. Потом человек, сорвав листья овощей или фруктовых деревьев (кому что нравилось), смачивал их слюной и, сотворив над своей раной крестное знамение, прикладывал к ней листья, и рана сразу же излечивалась, страдания прекращались. Те, кто страдал от болей в горле, очень часто исцелялись данной им святой водой. Больные сейчас постоянно стекаются толпами к ее гробнице и исцеляются...” Преподобный Леобард, отшельник. 20. Преподобный Леобард, отшельник, подвизавшийся в Мармутье, что рядом с Туром Память 18/31 января († 530) Церковь получает наставление каждый раз, когда с благоговением повествуется о деяниях святых. Она переживает великую радость, видя тех, кто с начала жизни своей жил жизнью богобоязненной и благополучно прибыл в гавань своего совершенства, радуется Церковь также, по воле Господней, о тех, кто, оставив мир, нашел силу милостью Божией завершить благочестивое дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Изяслав Мстиславич великим князем киевским был с 1146 г. по 1154 г. Т. е. Юрий Владимирович Долгорукий, сын Владимира Мономаха. Это было в 1150 году. Одна из патриарших грамот к Нифонту напечатана в житии Нифонта в Памятниках Русской Литературы Кушелева-Безбородко, IV, 5 и в Истории Русской Церкви преосвящ. Макария, т. 3, изд. 2, стр. 297. Митрополит Константин, грек, прожил на Руси не долго, правил митрополией с 1156 г. по 1158 г., скончался в 1159 году в Чернигове. Никола Святоша (уменьшительное имя от мирского имени Святослав, как он назван был при рождении,) — сын Давида Святославича, князя Черниговского, внук Святослава Ярославича, при котором была основана в Киеве Великая Печерская Церковь; оставивши мирскую блестящую жизнь, сделался великим печерским подвижником к удивлению всех современников. Скончался около 1143 г. Память во святых отца нашего Келестина, папы Римского Феодосий II Младший царствовал с 408 по 450 год. Здесь, очевидно, ошибка. Папа Иннокентий I занимал римскую епископскую кафедру с 402 по 417 г., а за ним следовали: Зосима, с 417 по 418 г., Бонифаций I с 418 по 422 г. и Келестин с 422 по 432 г. В 430 году после помесного римского собора, осудившего Нестория, Келестин написал архиепископу александрийскому Кириллу послание, в котором было сказано, что если Несторий чрез 10 дней после получения этого послания не признает веры, содержимой в Риме и Александрии, то будет низложен и отлучен. В то же время Келестин послал послание Константинопольской церкви и архиепископу антиохийскому Иоанну, в которых обличал заблуждение Нестория и извещал о том осуждении, которое будет произнесено, если Несторий будет упорствовать. Кириллу же Келестин поручил привести этот приговор в исполнение, как уполномоченному римского епископа. Кончина преподобного Келестина последовала в 432 году. Память во святых отца нашего Кирилла, епископа Туровского Город Туров, ныне местечко Минской губернии, Мозыревского уезда, находился на реке Припяти, на половине расстояние между нынешними городами Мозырью и Пинском. По свидетельству летописи он был основан варягом Туром, который в правление Ольги или Святослава пришел из-за моря вместе с другим варягом Рогвольдом, основавшим княжество Полоцкое.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010