Е.Никифоров: И сколько же прошло времени? О.Николай Соколов: 6 лет. Е.Никифоров: 6 лет?! После благословения?! О.Николай Соколов: Да. И мне неудобно было к нему подходить, я боялся подойти и попросил брата: «Ты спроси, о.Сергий, мне готовиться вообще? Как-то надо быть?». И отец Сергий спросил у Патриарха: «Вот, Николай просит прощения, но как ему быть? Готовиться? Когда это будет?». А он говорит: «Когда Бог даст». Е.Никифоров: И это при всей его близости к вашей семье, казалось бы, он изнутри знал вашу семью, приезжал к вам домой, и всё равно: «нет-нет, подождем, как Бог даст», какие замечательные слова! О.Николай Соколов: И вот моё рукоположение случилось на праздник Благовещения, когда я совершенно этого не ожидал. Это тоже его характерная черта. Мы в этот день пришли служить литургию в Елоховский Богоявленский собор, и на облачении, когда меня облачали в иподьякона, он спросил: «Ты утром завтракал?» Я говорю: «Нет, не завтракал». – «Хорошо». Я еще подумал: «Странный вопрос, почему это он спросил меня об этом?». И замолчал. Потом подождал владыку Сергия, брата моего, он был старший иподьякон, и говорит: «Скажи Николаю, что я сегодня буду его рукополагать». Для меня это было потрясением, и я Сергию говорю: «Я же правило не читал, я не готовился». Сергий пошел сразу к Святейшему, говорит: «Владыка, он правило не читал», а тот отвечает: «Ну и что? Потом прочтет». Вот, видите, какое неформальное отношение. И в этот день я уже пришел домой в сане дьякона. Я даже не помню, что я чувствовал, но это был переворот в моей жизни. Я понял, что в церковной жизни человек не должен иметь своего «я»: «я хочу», «я буду». Вот, есть воля Божия - или нет воли Божией. Поэтому я и руководствуюсь этим в своей жизни до сих пор. Е.Никифоров: А богослужение он любил? О.Николай Соколов: Очень. Это было то, что делало его личностью. Самое важное, что он в своей жизни делал - это служил Богу. Притом, служил неформально: в каждое слово он вкладывал тот смысл, который чувствовал в своем сердце. Все знают прекрасный Канон Андрея Критского, который он читал. Он удивительно проникновенно читал, зная и понимая всё, что там написано, всю ветхозаветную и новозаветную историю он переживал, это чувствовалось в каждом его слове. А вообще богослужение он совершал так, как ему подсказывало его сердце. Я могу рассказать одну историю, когда я первый год работал в Патриархии, это был вечер на Новый год, 1 января, когда в Патриархии почти никого не было.

http://ruskline.ru/opp/2020/03/06/protoi...

Е. Никифоров: - Владыка, конечно, мы все любим владыку Онуфрия, епископа, достойного почитания. Я смотрю, как Украинская Церковь верных реагирует на политические вызовы и создается неожиданное и радостное впечатление об Украинской Церкви. Вся Церковь, не только епископат, но и клирики, но и миряне в значительной степени выступают мужественно в защиту своей Церкви и владыки Онуфрия. Вы считаете мои наблюдения верны? Архиеп. Марк: - Думаю, это правильно. Е. Никифоров: - Что бы вы посоветовали из опыта нашей Церкви давнишнего или недавнего перенять? И как держаться православным украинцам верующим? Архиеп. Марк: - Держаться предстоятеля, блаженнейшего митрополита Онуфрия, идти с ним на все испытания, которые предстоят, идти дружно молитвенно, это его сила - молитвенность. И Владыка это человек молитвы и поста и мудрого решений, которыми он управляет Украинской Церковью. Е. Никифоров: - Владыка, нас сейчас слушают не только в России, на Украине, но как благословил нас в свое время называться приснопамятный святейший патриарх Алексий - мы являемся всемирным русским православным вещанием,  слушают нас всюду, во всем мире, и частности прихожане Вашей епархии. Вы можете к ним обратиться через эфир радио Радонеж и преподать им благословение, а я бы тоже был признателен - и слушателям нашей радиостанции в Москве и России. Архиеп. Марк: -  Я призываю Божие благословение на всех, кто настолько любит Церковь, что он время не тратит зря, а в свободное время слушает радио Радонеж, таким образом, поддерживает свою Церковь, свою принадлежность к единой истинной Церкви. Е. Никифоров: - Спаси, Господи!  Мюнхен. Монастырь Преподобного Иова Почаевского Слушать:  http://radonezh.ru/radio/2018/12/09/23-22 Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru

http://radonezh.ru/2018/12/10/shag-za-sh...

Никифоров: - А вы не спросили, а у них-то когда? У них больше шансов. о. Андрей:  - Они понимают, что их царь в мире ничего не решит. А наш решит, если не все, то многое. У нас есть Большой Театр, великий балет, великая драматургия, Чехов со Станиславским, ядерные ракеты, нефть, газ, Северный морской путь - все есть. У них нет ничего, только ракия, хлеб свежий такой, и мамины песни, и святая Церковь. Никифоров: - Они держатся традицией. Во всем мире традиции вымываются, в частности -песни народные уже и не поют. А у них там, на Балканах, в Сербии еще жив этот традиционный уклад? о. Андрей:  - Трудно сказать. Наверное, да, хотя цивилизация уничтожает все. Помните, у Леонтьева книжка была «Средний европеец как орудие всемирного разрушения». Одно название книги чего стоит! Ее можно и не читать - в одном названии он все объяснил. Средний европеец в котелке с тросточкой, усиками, бонжур, мерси, позвольте, разрешите.. .Тот, что утром пьет кофе с круассаном, читает газету, интересуется политическими новостями, выкуривает сигару и никогда не ходит в Церковь, мечтает о свободе, прогрессе, любви, жалеет кошек и собак, не надевает меховую шубу, потому что ему лису жалко. Такой средний европеец, оружие всемирного разрушения, потому что он все уничтожает. Никифоров: - Каким образом? о. Андрей:  - Постепенно серость эта культурная, такая приличная зализанная, безвкусная серость, как Иов праведный спрашивал - есть ли вкус в яичном белке? Нет. Едят и пресное без соли. Вот и этот пресный одинаковый, стандартный человечек, у которого внутри пожар - Чернобыль, но он снаружи зашит сотней одежек, культурный, спокойный, у него нет метафизических вопросов. То - есть смерть, жизнь, вечная жизнь, страшный суд, совесть, Христос, ад, диавол, люди, ангелы - это его вообще не интересует. Чернобыль. Никифоров: - Вот этот средний человечек - или, скорее, среди этих средних человечков на Западе был создан сериал «Чернобыль», который сейчас прогремел по всему миру. Показал, что мир небезразличен к этой теме Чернобыля. Мы 30 лет даже не подходили к художественному осмыслению. Была только документалистика.

http://radonezh.ru/2019/07/16/programma-...

Е.Никифоров: - А вот в Германии в Трире находится Хитона Господень, и, насколько я знаю, в средневековые годы в Германии был туда, как Вы сказали, «млечный путь»... прот. В.Цыпин: - Да, их так называли тогда. Е.Никифоров: - Я видел его своими глазами: громадные мосты через реки, странноприемные дома - целая инфраструктура. Но сейчас там только паломники «Радонежа» прот. В.Цыпин: - А вот другой пример, пример несколько другого, может быть, курьезного характера. Помню свой разговор с одним из клириков знаменитого Кельнского собора, где мощи Трех Волхвов, обычно на Западе их называют «тремя Царями», которые пришли поклониться новорожденному Младенцу Христу. Известно, что западная традиция каждого из них снабдила именем, которое в священных книгах нам не известно. На вопрос к клирику этого храма: «Он лично считает эти мощи подлинными?». Ответ был: «Конечно, нет, но это объект почитания, и пусть он остается таким». Е.Никифоров: - На самом деле, как я понимаю, не столь это важно. Важно, что прославлен и царевич Алексей, и княжна Мария. Будут ли эти мощи сейчас обретены и признаны Церковью, или через какое-то время, для почитания и молитвы к этим святым и, соответственно, благодатной помощи от них, думаю, мало что изменится.  Прот. В.Цыпин: - Да, но это не значит, что можно вопрос о подлинности этих останков считать совершенно ничего не значащим. Не можем мы остаться в стороне от того, чтобы заключение, сделанное по их поводу, оценить так или иначе. Оценить как достоверное или вызывающее крайнее недоверие, или это останется в некотором подвешенном состоянии. Выводы будут, что очень похоже, но полной, совершенной уверенности не будет определенно. Е.Никифоров: - Современная журналистика, которая большей частью нецерковна и даже, можно сказать, антицерковна, считает, что Церковь подвержена политической конъюнктуре. Некоторые из членов Комиссии  Немцова (не буду их называть), мне говорили, что все всё прекрасно и тогда понимали, просто тогда была внутрицерковная борьба. Сейчас ситуация изменилась, и все будет хорошо. Насколько Церковь склонна, по Вашему ощущению, тогда и сейчас, и вообще  подвергаться политической конъюнктуре?

http://radonezh.ru/analytics/kakovym-bud...

Е.Никифоров: -  Для нас колокола не чисто техническое изобретение, как громадный мегафон для сбора верующих на богослужение. Техническое задание превратилось в настоящее тончайшее искусство. И. Коновалов: -  Выверенное веками. Колокола на колокольни собирались столетиями. Например, в Троице-Сергиевой Лавре мне принадлежит честь реализовать проект создания трех колоколов. Первые колокола там датируются 1420 годом, а последние были куплены в 1908 году. Голос к голосу - несколько веков собирали в Лавру уникальный инструмент. Е.Никифоров: -  Чтобы выбрать, слух должен быть музыкальнейший. И. Коновалов: -  Обязательно. Это явственно мы знаем от тех, кто обладал таким слухом и некоторыми музыкальными познаниями. Среди таких - царь Алексей Михайлович. В его царствование происходит отливка самых тяжелых и самых благозвучных колоколов, причем кратно: 2000, 1000, 500 пудов. Тут можно вспомнить и оставшийся Новодевичий монастырь, где действовал уже не царь, но его дочь Софья. Это Звенигород, куда недавно привезли новый колокол. Ростов Великий. Это не абы что, но гармоничное сочетание колоколов в подборе. Е.Никифоров: -  Кроме красоты звучания, к колоколам относились как к некоему мистическому инструменту. Ставили плашки Петри - микробы погибали. Я с радостью в это верил. Есть правда в этом? И. Коновалов: -  Конечно. В 1991 году «микробы» сами собой погибли, те, что с флагами красными ходили, по крайней мере, уменьшились в размерах. А перед собой вы видите экспонат, который с 1994 года не знает, что такое поликлиника по поводу гриппа, ангины. С тех пор как я начал звонить в Данилове, как его еще называют монастырь во имя святых отец семи Вселенских Соборов, как он и был основан при Иване Васильевиче в 1561 году, не знаю что такое простуды, а до того осаждал поликлиники. Е.Никифоров: -  Когда начинали лить колокола, потребность была огромна. Храмы восстанавливались, требовались колокола повсюду. Самое простое было сослаться на Афон, где било даже до сих пор присутствует. Традиция – кто ее будет менять. А вот в Москве стали многие стараться делать любые колокола, лишь бы продать. Предложений было много. А сейчас что в осадке? Сколько колокольных мастерских, которым можно доверять?

http://radonezh.ru/2023/10/09/sosudy-zve...

Никифоров: Научите, батюшка. Потому что сегодня мы получили информацию, если бы я 20 лет не занимался православным просвещением, то можно было бы впасть в ужасное уныние. Сегодня православным школам Москвы отказали в государственном финансировании, даже подушно. Всем негосударственным школам в этом отказано Ну, негосударственные школы – это ладно. Это большое явление. Но нас то (православных школ – ред.) меньше 20 школ в Москве! Мы посчитали, сколько там учится детей. Если собрать всех вместе – это примерно столько, сколько в одной московской школе! Иеромонах Филипп: Вы привели пример со школой. А есть тема приютов. Есть тема социальной работы церкви, которая сегодня не получает государственной поддержки. Никифоров: Почему такая дискриминация? Иеромонах Филипп: Мне кажется, это наследие советского времени. Все-таки еще продолжает влиять представление о религии как о неком враге государства, общества, что нельзя пускать в социальную сферу, вот они придут и заполнят все собою. Более того, часто звучит, что " у нас светское государство, церковь отделена от государства, поэтому мы не хотят иметь дело с религиозными организациями " . Вспомните, как давно говорят на тему социального партнерства религиозных организаций и государства, что давно уже назрел комплекс законодательных мер, которые бы позволяли государству платить бюджетные деньги на конкретные социально значимые проекты церкви. Почему сегодня, если монастырь занимается беспризорными детьми, он не имеет права получать никаких государственных дотаций? Никифоров: В школах " секспросвет " возможен и нужен даже, а " Закон Божий " – нельзя. Мы, конечно, должны будем обратиться к Святейшему Патриарху, потому как мы потеряем все школы. 70 процентов от бюджетного финансирования для православных школ. Если это все будет принято, то все. Иеромонах Филипп: Это же граждане России! Никифоров: Это гибель маленьких очажков, в которых воспитываются в благочестии и мудрости наши дети. В заключение хотел бы сказать, что Святейший Патриарх обратился со словами поддержки к Сильвио Берлускони и сказал, что " европейская демократия не должна поощрять христианофобию, уподобляясь богоборческим режимам прошлого " . К сожалению, мы знаем, что принесли режимы прошлого, и любое безбожие ведет к одному.

http://religare.ru/2_70832_1_21.html

Почему «Радонеж»? Почему мы решили так назваться?  Братство или общество преподобного Серия -это звучало бы тяжеловесно. Тогда, в 90-е, вызвало бы большое отторжение. Антирелигиозная пропаганда шла вовсю и давала о себе знать. Во всяком случае, обращаться в государственные органы было бы даже бессмысленно.  А. Простокишин: - А сказали бы: пропаганда власти... Е. К. Никифоров: - Нет, это не пропаганда, а устоявшиеся советские атеистические стереотипы. Поэтому братство наше назвали «Радонеж». Возникло оно из небольшой группы близких друзей, чад отца Амвросия Юрасова. Эти люди, почти все выросли большей частью в нерелигиозных семьях. Многие из них потом крестили своих родителей. И это процесс абсолютно мистический. Это не связанно с конъюнктурой, с идеологическим самоопределением. Я чувствовал, что нас Господь ведет. И каждый раз по принципу «это - не это» отбрасывалось то, что не соответствовало внутреннему камертону, который представлялся Духом, Богом. Многие же до этого прошли через восточные медитации, мудрость Востока.  А. Простокишин: - Тогда это было модно.  Е. К. Никифоров: - Это единственное, что было понятно! Это было просто. Проще, чем православие. Иногда говорят о миссии. А я приду к неграм на остров, как я их зацеплю?  А. Простокишин: - Бубен и харе  Кришна! Е. К. Никифоров: - Отец Олег Стеняев был в Индии.  Как-то он сел у знаменитого красного Форда в центре Дели, это грандиозная крепость, вроде нашего Кремля. Взял бубен и стал бить в него и кричать: харе Иисус!  Моментально вокруг него собралась толпа.  Отец Олег не знал языка, но хотел привлечь людей хоть такой проповедью.  Я считаю, что это странный атавизм, когда мы отпеваем какого-нибудь человека, мало имеющего отношение к Церкви, и батюшка говорит: «несомненно, исповедовавший Троичность Божества». Формула есть формула, надо над любым это читать. А спроси православных, что есть Троица – скажут, конечно, но мало.  А помните это дореволюционное заблуждение, когда под Троицей понимали Господа Иисуса Христа, Матерь Божию и святителя Николая? Таких сейчас нет, конечно. Громадная интеллектуальная работа была проделана человечеством, чтобы так сформулировать. А преподобный Сергий понимал эту проблему, в его распоряжении была средневековая Россия, еще совершенно не просвещенная Духом Святым или всеобщей грамотностью. А он проповедовал Троицу. Он был певец святой Троицы. Его ученик Андрей Рублев воплотил в красках учение преподобного о Троице, троичности бытия, которое заключается не в Ветхозаветном сюжете, что шли три путника, сели, тут Авраам и Сарра, бытовой сюжет, принес-унес.  Нет Авраама и Сарры на этой иконе вообще - причем здесь они и Пресвятая Троица - учение о Божестве?

http://radonezh.ru/2021/04/20/trudno-pov...

 В ближайший год-два будет завершено написание необходимых электронных курсов, и в целом ряде семинарий она будет введена и постепенно заменит заочное образование. Думаю, это значимый прорыв, который послужит делу повышения богословской квалификации наших клириков.  Не могу не сказать, что при личном подвижническом участии главы факультета санкт-петербургской духовной академии Елены Михайловны Гундяевой  осуществлен прорыв в регентском образовании. Сейчас начинают выпускаться молодые, одаренные девушки, которые придут на смену старым кадрам в регентском служении.  Е.Никифоров: - Последний мой вопрос - перестройка в системе духовных школ оказалась болезненной для некоторых из них, особенно то что связано с Московской духовной академией и Сретенской семинарией. Какие Вы видите здесь проблемы?  Прот. Максим Козлов: - Идея находится в развитии, становлении. Священноначалием поставлены задачи. Разумно избежать дублирования, когда один профессор в двух-трех семинариях читает один курс. Один и тот же профиль магистратуры реализуется в двух или трех семинариях. Надо увеличить взаимодействие, правильно определить подбор студентов и на бакалавриат, и на магистратуру, сделать так, чтобы лучшие стороны каждой школы могли стать доступными для всего нашего студенчества. Е.Никифоров: - За этот час я понял одно: Вам предстоят грандиозные труды, задачи масштабные, дай Вам Бог сил и здоровья, чтобы это осуществить, и наша Церковь засияла, как светоч премудрости всему миру.  Прот. Максим Козлов: - Поступательные и уверенные процессы развития духовного образования будут продолжаться, и сейчас уже ситуация несопоставима с тем, что было 12-15 и тем более- 20 лет назад. В будущем развитие этой системы принесет свои добрые плоды.  Е.Никифоров: - Спасибо, отец Максим!  Прот. Максим Козлов: - Рад совместной работе! Слушать:  http://radonezh.ru/radio/2020/01/28/22-02 Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:      

http://radonezh.ru/2020/01/24/processy-r...

Евгений Никифоров: - Дорогой отец Александр, я вам очень признателен за сегодняшний рассказ об этом замечательном человеке, с такой удивительной судьбой: разбойники, путешествия, в 30 лет епископ, совершает замечательные, назидательные чудеса, пишет чудесные стихи. Я хотел в заключение нашей программы, чтобы Вы закончили каким-нибудь сочинением, которое характеризует этого человека как личность. Протоиерей Александр Шабанов: - Есть гимн кельтского христианства, называется: " Олений крик " . Там есть такие строчки: «Я восстаю сегодня силою небес и солнечным светом, лунным сиянием, блеском огня, дыханием ветра, глубинами моря, твердию земли, крепостью скал. Я иду с Богом в этот час». Евгений Никифоров: - Замечательно. Мне кажется, что это из образцов церковной поэзии, разве что псалмы Давидовы такой поэтической красоты и вместе с тем - духовности. Спасибо большое. Мне очень приятно, что святой Патрик входит в нашу жизнь. Для наших братьев и сестер достаточно авторитета владыки Иоанна (Максимовича). Протоиерей Александр Шабанов: - Митрополита Антония. Евгений Никифоров: - Отца Серафима Роуза, который был ревнителем. Все они были глубоко почитаемыми православными людьми. Их авторитет освящает имя святого Патрика и дает ему дорогу в нашу церковную и духовную жизнь. Мы сегодня говорили о святителе Патрике, который принадлежит V веку нашей эры, ещё неразделенной нашей Церкви, святом с «острова святых», с зеленого острова - Ирландии. Который почитается, как оказывается, во всем мире, и, в частности, нашими православными собратьями - греками и Зарубежной Церковью уже давно. Это сертификат качества, подтверждающий, что святой Патрик - православного вероисповедования. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru

http://radonezh.ru/text/protoierey-aleks...

Он более гипотетический. Известно, что в Константинополе законности нашей автокефалии не признавали, однако общение не разрывали. Православные греки находились в зависимости от материальной помощи, которую им оказывала Москва, и отчасти от Москвы была и некая защита. В конце столетия стало великое европейское государство - Московская Русь. Конечно, несоизмеримое в то время по своим масштабам с Османской империей, но, тем не менее, весьма веское. Е.К.Никифоров: - А Константинополь смирился с тем, что Москва де-факто получила автокефалию, или были сомнения, возмущения, претензии? о. Владислав : - Просто не признавали. Не заостряли эту тему. Но каждый раз, когда возникал вопрос, то говорили, что это незаконно, что нельзя ставить первого епископа без благословения Константинополя. Это, кстати, обнаружилось во время суда и преследования преподобного Максима Грека. Статьей обвинения, ему предъявлявшейся, было непризнание нашей автокефалии. Е.К.Никифоров: - То есть, рана давнишняя? о. Владислав : - Да, но она была уврачевана окончательно, когда в 1589 году после долгих и трудных переговоров была издана Уложенная грамота об образовании Московского Патриаршего престола. Вот тогда в Константинополе сочли русскую Церковь получившей автокефалию из Константинополя. Некоторые наши церковные историки весь этот период от 1448 до 1589 года считают промежуточным: как бы еще не до конца автокефальная, но уже по факту таковая. Так это выражено в самой авторитетной и подробной истории Церкви у Митрополита Макария. Е.К.Никифоров: - Если не церковно-исторически, то канонически претензия Константинополя на такое первенство чести и власти, как оказывается, все-таки имеет основание? о. Владислав : - Первенство чести никогда не оспаривалось, разумеется, после того, как произошел разрыв с Римом. Поэтому вопрос об объеме власти, полномочий, прерогатив Константинополя не стоял, пока Русская Церковь входила в состав Константинопольского Патриархата. Хотя она и обладала неформальной фактически широкой автономией ввиду удаленности, большой территории, значительного населения. Она была во всем иной, чем обычные греческие митрополии там, на территории самой Византийской империи. Но, тем не менее, она входила в Константинопольский Патриархат. Вопрос о власти, собственно, не стоял. Власть из Константинополя была реальностью, которая была канонически правомерна. Вопрос был об объеме этой власти. Но это уже технические или частные темы. А с тех пор, как мы стали автокефальной Церковью, как и другие подобные, мы признаем первенство чести Константинополя, но это только первенство чести. Из которого вытекает предстояние перед престолом при совместном Богослужении первоиерархов - первое место занимает Константинополь, при подписании актов и, очевидно, на совещаниях председательство. Но другие православные Церкви не поддерживают далеко идущих претензий Константинополя и никаких властных полномочий, вытекающих из первенства, не признают.

http://radonezh.ru/2018/06/04/predostavl...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010