о. Андрей:  - У нас получается, как с Украиной. Да ну вас, будьте сами по себе, самостийные. Хотя бросать нельзя. Все, что было куплено кровью, трудом, молитвой, дипломатическими усилиями - это нельзя бросать, это слишком дорого далось. Помните, князь Милославский Ивану Васильевичу говорит: ты что это, царская морда, земли разбазариваешь? Земель не напасешься. Кемская волость. Нельзя ничего отдавать. Ни кусочек Курил, ни одну книжку отдать нельзя, не то, что кусок земли, город, людей. Даже артефакт нельзя. Никифоров: - Почему? о. Андрей:  - Потому что совокупная историческая память драгоценна именно в малом, как совокупность маленьких ценностей, побед, радостей. Она потом и превращается в великое панно. Мы же сразу заметим, если в мозаике будет выщерблен один камушек, один кусочек слюды выпадет из глаза Архангела, например. Никифоров: - Что и делали безбожники, когда оскверняли наши храмы - выковыривали глаза. о. Андрей:  - Отсутствие маленького кусочка или по-детски пазл.  Одного нет - картины нет. А этими пазлами являются могилы, дни памяти. В Сербии похоронен Врангель, сербы исправно служат панихиды над его прахом. И много такого в истории. Вроде маленькая вещь - ну панихида, ну Врангель, а это именно пазл огромного исторического панно. И вот так: что-то делается в Чехии, что-то в Америке, что-то в Австралии - так и складывается русский мир. Русский мир - на самом деле реальный. Это живая идея. Никифоров: - Это не выдумка политтехнологов? о. Андрей:  - Нет, нет. Они это как с «Бессмертным полком» - думали одно, а получилось другое. По-настоящему красивое, словно Волга вольная течет. А они думали красивую вещь себе сделать, а вдруг потекла река и течет, и по берегам цветут сады. Это реально все. Николай Сербский (Велимирович) говорил: «Господи, открой ты глаза этим русским, чтобы они поняли, кто они такие. Они же не знают, кто они такие!». Никифоров: - Возвращаясь к Сербии или как они говорят: Малороссия. В малом особенно видно большое. Что там именно русское можно увидеть, наблюдая сербскую жизнь?

http://radonezh.ru/2019/07/16/programma-...

Даже по этим случайно взятым примерам видно, насколько неординарен был интерес составителя к истории. Об этом же свидетельствует еще один сборник, который хранится в настоящее время в Архиве Санкт-Петербургского филиала Института российской истории РАН. Он содержит список послания Ивана Грозного в Кириллов монастырь игумену Козьме с братиею, перечень русских епархий и иерархов, перечень русских князей, доведенный до сыновей Ивана Васильевича, извлечения из летописи и др. 546 . Весьма характерно для нашего героя то, что в число статей этого сборника он включил и вышеупомянутую книгу сошного письма. Склонность к историческим штудиям и переписке книг была свойственна Матфею Никифорову и в бытность его в миру. При пострижении в 1654 году он вложил в монастырь рукописный «Судебник» – список с Судебника Ивана Грозного 1550 года. Эта рукопись имела для переписчика чисто исторический интерес. Уже существовало Соборное уложение 1649 года – новый судебный кодекс – и, конечно, зная об этом, Матфей Никифоров свою рукопись назвал «Судебник старой» 547 . Известны и другие книжные вклады Матфея Никифорова. При пострижении в Кириллов монастырь он также вложил печатные книги: «Лествица, Ефрем Сирин , Псалтырь с следованием, Псалмы Давыдовы, Часослов 548 , Трефолой на три месяца, Минея общая полная, Триодь цветная, Строй ратным людем, две книги „Грамматика” да Поучение Иосифа патриарха». Во вновь построенную церковь во имя Бориса и Глеба в селе Старом Пошехонского уезда, освященную 21 января 1666 года, Матфей Никифоров передал две книги: Полууставье писменное, в четверть, и «Службы и Жития Борису и Глебу да Кирилу чюдотворцу писмяная, в полдесть, в красной коже» 549 . В Государственном Историческом музее хранится Триодь постная, напечатанная в Москве в 1650 году 550 . Она имеет владельческую запись, из которой следует, что 1 января 1659 года келарь Кириллова монастыря Матфей Никифоров дал ее «вкладом безвыносно... за помин родителей своих в церковь Николы Чюдотворца Петровского прихода на Колкаче (вотчина Кириллова монастыря)» 551 . Упомянутый иконописный подлинник Матфей Никифоров передал георгиевскому священнику на Прислон 552 в поминанье, поскольку на последнем листе крупным полууставом он, вероятно, своей рукой написал «Род старца Матфея Никифорова». В синодике Кирилло-Белозерского монастыря под номером 24 также помещен список родных ему имен 553 , но он короче перечня из иконописного подлинника. Только оттуда мы узнаем, что в роду Матфея был схимоарх Антоний – архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря в 1637–1648 и в 1651–1652 годах 554 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В послевоенный период были проблемы с псаломщиками Покровской церкви. Многие долго не задерживались и переводились в другие храмы по разным причинам. Одни не приживались, других рукополагали и назначали на священническое служение. Диакон-псаломщик Андренюк Павел Евтихиевич был рукоположен в сан священника и с 19 апреля 1945 г. был назначен на вакансию третьего штатного священника Покровской церкви. В связи с этим рукоположением, на его место был направлен псаломщик-диакон Георгий Иванович Никифоров. Согласно прошению псаломщика и ходатайству протоиерея Николая Юдина - благочинного церквей Алтайского края, Никифоров Г.И. был переведен в клир церкви из Покровского храма г. Бийска. Но вскоре так получилось, что по благословению Архиепископа Варфоломея диакон Герогий был опять направлен к Бийской Покровской церкви. По извещению от 6 октября 1945 года, диакон-псаломщик Георгий Никифоров был отстранен от должности настоятелем протоиереем Н. Юдиным, за недопустимое поведение в храме. Поэтому 15 октября по резолюции Высокопреосвященнейшего Варфоломея диакон Георгий Никифоров «для пользы службы переводится к Покровской церкви г. Бийска». В Барнаульском храме опять возникла потребность в псаломщиках. Высокопреосвященнейший Владыка Варфоломей в г. Новосибирске 23 июня 1946 г. рукоположил во диакона Андрея Васильевича Малютина и назначил его штатным псаломщиком Покровской церкви г. Барнаула. По архивным сведениям, А.В. Малютин имел общее образование три класса, был уроженцем деревни Мсхомк Красноярского района Удмурской АССР, проживал в селе Лебяжье Сростинского района. В Алтайском крае до 1930 г. он занимался сельским хозяйством. После переехал в Кемеровскую область на рудник, работал печником до 1941 г. Через некоторое время, он был рукоположен в священнический сан и направлен к Покровской церкови в с.Ново-Перуново Тальменского района. В 1947 г. диакон Иван Иванович Хаймин был назначен псаломщиком к Покровской церкви г. Барнаула. Он родился в 1895 г. в г. Чердынь, Молотовской области. Закончил два курса Духовной семинарии. С 1913 года - псаломщик, в 1916 году диакон. В 1920 году во время гражданской войны эвакуировался в Сибирь и работал хористом в Новосибирском отделении Народного образования. С 1921 по 1923 г.г. работал в Усольском уездном отделе труда в качестве секретаря. С 1923 по 1939 годы служил диаконом в разных храмах Свердловской области. С 1939 по 1947 г.г. вернулся к светской деятельности и трудился бухгалтером Механического завода МВС. С 19.04.1947 архиепископом Варфоломеем назначен штатным псаломщиком Покровской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=09834

Е.Никифоров:  - Сыграть святость, людей, которые находятся в  такой драматической жизненной ситуации, как святитель Лука и его ближние, чрезвычайно  сложно. Как Вы считаете, что помогло актерам достоверно выглядеть на экране?  О.Сытник: - Это, скорее всего, еще одно чудо, которое происходило с нами. Сыграть образ святителя Луки-  это действительно большая ответственность перед людьми, в первую очередь -перед верующими людьми, перед самим святителем. Потому что  есть еще многие люди которые еще при жизни знали Святителя Луку, они были нашими консультантами, члены  семьи святителя, историки, консультант от православной церкви о. Василий Марущак. Е.Никифоров:  - То - есть он не просто просматривал материал? О.Сытник: - Нет, конечно. И на стадии сценария, и на стадии съемок, и на стадии монтажа, принимали фильм, это все заслуга о. Василия. Е.Никифоров: - это знаменитый крымский ученый, богослов, преподаватель, дьякон, исследователь жизни святителя Луки. Мы постараемся и с Вашей помощью надеюсь, что получится, что о.Василий приедет к нам на радио и расскажет о Святителе Луке немножко шире. За рамками уже. Фильм после фильма к. Сценарий после сценария. Но для того чтобы ощущать эту ответственность перед Святителем нужно быть хотя бы верующим. Знать, кто такой святитель Лука. Вот актеры - это были просто хорошие актеры или это были верующие люди? О.Сытник: -Это были в первую очередь верующие люди, которые погружались и в образ святителя Луки и изучали очень много материала, перед тем как приступить к съемкам. Это большая работа с их стороны. Большая ответственность. Е.Никифоров: - Вот тут звучит такая фамилия как  Безруков и все конечно сразу думают – о, Сергей Безруков, не видят, что это Виталий Сергеевич Безруков. Он связан как-то со знаменитым актером? О.Сытник: -Да, конечно. Это родной отец Сергея Безрукова, Виталий Сергеевич исполнитель главной мужской роли в нашем фильме. Он сыграл Святителя Луку уже в возрасте. Замечательный актер. Большое спасибо Виталию Сергеевичу.

http://radonezh.ru/text/efir-ot-09-05-20...

Евгений Никифоров: - Вы сказали, что это связано с тем, что ирландцы начали переезжать в Америку, да? Каким-то образом там формировалась эта традиция. Протоиерей Александр Шабанов: - Там формировалась. А в самой Ирландии - чуть позже, по - моему, в 1913 или 1917 году парад был запрещен, а в 1972 опять разрешен. Евгений Никифоров: - За что? Протоиерей Александр Шабанов: - За то, что очень много пили в самой Ирландии. Евгений Никифоров: - Уже хорошо, что была проявлена критическая самооценка. Протоиерей Александр Шабанов: - Просто тогда католическая Церковь в Ирландии занимала сильные позиции. Сейчас всё это гораздо скромнее. А тогда - да, это действительно было. А за границей ирландцы, жившие в таких национальных конклавах, получали возможность рассказать о себе окружающим. Окружающим же это нравилось. Я думаю, что в Нью-Йорке парад Патрика - это событие, которое дает возможность родиться разным анекдотам. Например, в день святого Патрика каждый жалеет, что он не ирландец. Все знают историю о том, что святой Патрик изгнал змей из Ирландии. Вопрос, что стало со змеями, которых святой Патрик выгнал из Ирландии? Они приплыли в Америку и стали полицейскими в Нью-Йорке. Действительно, в Нью-Йорке полицейскими были ирландцы, по крайней мере - в 80-х годах. Евгений Никифоров: - А что за змеи? Что это за история? Протоиерей Александр Шабанов: - История поразительная. Есть люди, которые к ней относятся критически и говорят, что при Патрике в Ирландии в IV-V веке не было никаких змей. Я читал исследование, согласно которому действительно в тех местах произошла экологическая катастрофа. В Ирландии много болот, торф. Рядом, через канал святого Георгия переплываешь - Шотландия, Англия, там этих змей предостаточно. В Ирландии их нет, они исчезли. Поэтому на католических иконах Патрика изображают обычно в епископской мантии, в тиаре с посохом, трилистником, иногда крест сочетается с трилистником. А ногами он попирает змей, которые скромненько уплывают в разные стороны от скалистого берега Ирландии.

http://radonezh.ru/text/protoierey-aleks...

В.Штерянов: Несколько картин исторических, снятых именно в этой проекции, великолепны. Там показано, как люди боролись, погибали, но ненависти кино не транслирует,  оно жизнеутверждающее. Роль этих людей мы видим сейчас. Дело их, великомучеников в большинстве своем, живёт. Отличный фильм был про православную женскую коммуну, где всех расстреляли. Но история-то жизнеутверждающая: монахини нашли способ существовать, хоть и до определённого момента. Е.Никифоров: Я имел возможность застать подобную последнюю монашескую общину. Их всячески уничтожали. Дров не давали, всего лишали, но как-то они существовали, жили Богом безо всякого возмущения и осуждения. Внутреннее устроение их было наполнено миром. Но эти фильмы рассчитаны на российскую аудиторию. А для Болгарии было бы полезно что-то показать? В.Штерянов: Я бы их показал Болгарии, если бы имел возможность. Там такое кино не делают. Ситуация другая. То, что вы назвали это высоко-нравственным кино – правда абсолютная, но такого в Болгарии просто нет. Ситуация там совершенно другая. То, что делается, не особенно близко. Качество на уровне, но в смысле нравственного  воздействия – всё неправильно.  Е.Никифоров: Чем живет Болгария? Её Церковь? Какое в народе она занимает место? В.Штерянов: О Церкви все в основном вспоминают под большие церковные праздники. Тогда народ идет в церковь, зажигают свечи. Есть те, кто еще с советских времен буквально живет в церкви и делает все по правилам. Молодежь меньше идет, но всё же народ есть. После 40-45 лет люди меняются, начинают больше ходить в церковь, задумываются. Это должно прийти. Если ты не воспитан с детства в этом, стремление к Богу должно прийти. Е.Никифоров: В школах преподается хоть какой-то Катехизис? В.Штерянов: В общей школьной программе нет. Разве что в церквях с этим что-то делают сами священники, и помогают. Государство не особенно… Е.Никифоров: Светское государство, что хотеть. В.Штерянов: Почитание того же Иорданова дня Крещения в Болгарии 6 января по принятому григорианскому календарю - всеобщий праздник, конечно. Бросают крест в водоемы, ищут его, плавают, устраивают болгарский национальный танец типа хоровода прямо в воде, неважно сколько градусов. Народу это неважно. Праздник же! Еще один день - Святого Георгия. Иногда поражаюсь, что они там творят. Я даже фильм сделал о том, как они празднуют этот день в маленьком городке в Болгарии. Каждый год езжу к ним.

http://radonezh.ru/2024/01/25/nash-festi...

Никифоров: - Вот это удивительно же, это же был 2009 год. А другое дело 2011-го года. А в показаниях обвинения заметна путаница - что и в каком именно году было. Силантьев: - Как говорится, теперь надо доказывать невиновность, а не вину. Такая новая позиция. Да, были подобные прецеденты в Финляндии, Эстонии, когда в свое время пострадал в борьбе с педофилами отец Игорь Прикуп. Никифоров: - А что там было? Силантьев: - Он  разоблачил одного педофила, в итоге батюшку репрессировали по церковной линии. Потом суд его восстановил в сане, но жизнь его до конца не наладилась после этого. К большому сожалению, бывают и педофилы, да, но скажем честно, некоторые пошли в церковь не Богу служить, а реализовывать преступные замыслы под прикрытием такой солидной организации. Да, кого-то с наркотиками ловили, кто-то за педофилию сел, кто-то уже таким был на момент рукоположения, кто-то изменился в худшую сторону. Никифоров: - Меня один архиерей очень авторитетный удивил, когда я ему задал вопрос про одного из клириков, которого он запретил. Я спросил, а кто же его, негодяя, рукополагал, то владыка ответил, что он сам и рукополагал. В душу-то человеку не заглянешь. И это при том, что у нас так тщательно проверяют человека: сначала он «алтарничает», потом дьяконом трудится, потом растят, растят, смотрят.. и бац, обнаруживается что-то из ряда вон. Силантьев: - Этот момент создает церкви огромную проблему, надо сказать. Например, какие-то курсанты голыми потанцевали где-то, их потом направили кого куда служить, и они отслужили, но при всем этом пострадали их руководители. Кого-то понизили, кого-то уволили, кому-то выговор... И это серьезный вопрос, на который рано или поздно придется давать ответ. Никифоров: - В ходе этого следствия возникли совершенно жуткие версии, что заказали отца Глеба чуть ли не два питерских протоиерея. В какой степени этому можно доверить? Силантьев: -  Как одной из версий. У нас протоиереи разные бывают. Я уже много ездил по разным епархиям и много слышал страшных историй. Меня это уже не удивляет и не шокирует. У нас всякое бывает, хоть и не часто.

http://radonezh.ru/analytics/delo-svyasc...

это может быть как раз то, чем человек должен заниматься - сохранять свою связь с Богом, которая его сохранит, во что бы то ни стало. Любые ситуации, даже самые страшные, даже в бою, на войне, во всех жизненных событиях, которые бывают иногда жестокими, человек, когда остается человеком, сам выходит как образ Божий, и тогда он вынесет все.  Нас учили этому родители – у тебя ничего нет, но   с тобой Господь, будь как будет, а ты терпи. Е.Никифоров: - Сейчас все стали " специалистами " в геополитике, все гадают, что там хочет Америка, не провоцирует ли ее Израиль, что хотят там Саудовские Аравии и т.д.. Мы, православные, тоже переживаем за весь мир. Как нам быть? Архиепкоп Михаил: - Я вам скажу так: дайте дипломатам свободу делать свою работу с рассудительностью, здравым смыслом и верой. Есть такая старая мудрость: оставьте пастухов стеречь коров - и всё будет хорошо. Главное, чтобы пастух не занимался хирургией и чтобы сапожник не занимался политикой. В мире у каждого есть его ответственность, его положение, его ремесло. Делай аккуратно, честно свое дело, а Господь управит. Е.Никифоров: - Вы прожили долгую пастырскую жизнь, наблюдали духовную жизнь тысяч людей. Многие отсчитывают обвал нравственности в западном обществе с того самого 1968 года, о котором вы говорили. Конечно, напрашивается вопрос – конец-то скоро или еще поживем? Архиепископ Михаил: - О конце говорили уже во времена Христа. Апокалиптическое мышление надо оставить старцам, которые видят этот луч света,   а другие не могут увидеть, поэтому, мне кажется, не надо входить в обсуждение этих вопросов. Е.Никифоров: - Ведь хочется немножечко притормозить разрушение мира? Архиепископ Михаил: - Так тормозите разрушение мира в самом себе и всё пойдет хорошо. Е.Никифоров: - Вы говорили о том, что вам не хватало святыни в эмиграции, а нам после разрухи не хватало традиции. И мы всегда смотрели на Русскую Зарубежную Церковь с надеждой, что там она сохранена. Как Вы считаете, насколько удалось сохранить традицию и насколько успешно она восстанавливается сейчас у нас в России?

http://pravoslavie.ru/87180.html

Е.Никифоров: А насколько вот эти ныне распространяющиеся воспоминания (я знаю, что Вы их читали), могут быть признаны хоть в какой-то степени достоверными? О.Николай Соколов: Во-первых, то, что он воевал – это факт. И что он был ранен во время войны, и болезни у него были, связанные с военным временем. И то, что он иногда в своем разговоре упоминал слова, связанные с военной тематикой, чувствовалось, что это не просто так. «Рассупонить», «запрягать», т.е. он был связан, может быть, даже с какими-то конными частями. И он очень хорошо относился к военным, любил военных и сочувствовал им. У него были друзья из высшего командования, видимо, кто-то из них знал его еще по фронту. Он иногда встречался с ними, но неофициально, старался, чтобы это нигде не прозвучало. И таких высказываний как в этих «воспоминаниях», я от него никогда не слышал. Е.Никифоров: Т.е. сожаления, что он был на военной службе, высказано не было? О.Николай Соколов: Нет, не было. И о том, что он раньше времени был пострижен в монашество, тоже. Не могли его постричь в 15 лет! Он был долгое время послушником, потом - рясофорный постриг, но окончательно он принял монашество уже взрослым человеком. Е.Никифоров: А он любил монашество? О.Николай Соколов: Он любил Церковь, любил церковный Устав. Любил истинных монахов, которые понимали, что такое монашеский подвиг. И если человек вел себя не совсем достойно, как ему казалось, он часто вздыхал, иногда говорил прямо, кто и что это за человек, т.е. давал ему очень четкую характеристику. Вот, например, посмотрел на одного, и говорит: «Вот, что ты думаешь? Кто он?» Я пожал плечами. А он говорит: «Видишь, борода у него Аврамова, а душа-то Хамова». Е.Никифоров: Т.е. он был очень пристрастен и внимателен к тем, кого рукополагал, кого приближал к себе? О.Николай Соколов: Очень! Я это испытал на себе, потому что «руки своей налагая коль скоро», он на это очень четко смотрел, и мы, его ближайшее окружение, иподьяконы, его сотрудники по Патриархии - годами ждали момента рукоположения. И хотя он не отказывал никому, и как было в моем случае –посмотрел моё прошение, написал «Благословляется». Я пришел, вдохновленный тем, что раз Патриарх написал мне: «благословляется», значит, скоро всё будет. Но проходит месяц, два, полгода, год. Я смотрю - что-то ничего не двигается…

http://ruskline.ru/opp/2020/03/06/protoi...

Вразумить в деревне можно было легко.  Обычно говорили: «Сейчас вот пойду в партком!» -  и мужик сразу становился тише воды, ниже  травы. Ведь, действительно, этим дурное поведение можно было пресечь. Сегодня даже такого нет, чем можно человека поставить на место или хотя бы приструнить. Е.Никифоров: Но Церковь все-таки может оказывать, хоть какое-то влияние, вера! Вот отец окрестился без ропота, слава Богу, хоть не сопротивлялся, не такой силы  в нём бес   сидел. Хоть есть надежда, что хотя бы через крещение люди освобождались на какое-то время от этой страсти, от полной зависимости. В.Николаев: У нас какая беда была в деревне. Я считаю, конечно, в определенной степени беда. У нас в Восточном Казахстане в нашей деревне и в соседних деревнях вообще не было храмов. Храмы появились уже тогда, когда Казахстан сам по себе стал государством.  Создалась епархия в областном центре. А до этого людям пойти было особо некуда, ну припугнут парткомом, и ещё что-то такое: «Я сейчас пойду, пожалуюсь директору совхоза, и ты не получишь путевку в санаторий». Вот такими способами хоть как-то было ещё человека вразумить. К сожалению, в духовном плане воспитания, через храм у нас не было. Может, оно было бы прогрессирующим, это воспитание, но мы были лишены этих случаев. Коммунизм стоял устойчиво, парткомы были твердые, и В.И. Ульянов-Ленин присутствовал в каждом кабинете и в каждом доме. Е.Никифоров: Но это всё-таки не спасло народ от того, что он пил. В.Николаев: Да, это не спасло и не могло спасти. Е.Никифоров: А почему? В.Николаев: Есть такое ложное восприятие. Сейчас произносят без конца фразу «идентично натуральному». «Идентично натуральными» могут быть продукты - колбаса, молочные изделия, а ещё была «идентично натуральному» мораль, «идентично натуральному» была вера.  А потом она стала натуральной, естественной. И потом, когда человек вместо: «слава КПСС», стал говорить: «слава Богу», то стали явными   такие подмены . Е.Никифоров: - Да, очень хороший образ – «идентично натуральному», такая подмена.

http://radonezh.ru/text/viktor-nikolaev-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010