Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР Михайлович Любимов (13 июля 1884 (по другим данным 1885), погост Полонск Псковского уезда и губернии – 14 сентября1918, там же), священномученик (пам. 31 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Псковских святых), священник. Из семьи священника. В 1905 г. по окончании Псковской духовной семинарии был определён на должность законоучителя церковно-приходской школы при подворье Никандровой Пустыни в городе Порхов Псковской губернии; впоследствии работал в школе, преподавал русский и церковно-славянский языки в Порховском духовном училище. 11 февраля 1906 г. рукоположен во диакона, а на следующий день – во иерея. Служил в Ильинской церкви Полонского погоста, состоял законоучителем четырёх школ. 10 сентября 1918 г. отец Александр и диакон Владимир Двинский были арестованы по обвинению в «контрреволюционных действиях, монархизме, агитации в церкви среди крестьян против декрета Совета народных комиссаров». Виновным себя не признал. Расстрелян по постановлению ЧК Карамышевского района. Имя Александра Любимова внесено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2002 г. Арх.: Архив УФСБ по Псковской обл. Д. С-8071. Лит.: Моя газета. Остров (Псковской обл.). 1918. 79; Еженедельник ВЧК. 1918. 6. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Семёнович Гривский (1874-1918), священник, священномученик (пам. 11 окт., в Соборе Псковских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ГАВРИИЛ Стефанович Преображенский, (1878-1919), свящ., сщмч. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Псковских святых) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/388376.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР Петрович Двинский (13.06.1858, погост Полонск Псковского у. и губ.- 14.09.1918, Пикалихинская вол. Псковского у. и губ.), сщмч. (пам. 31 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), диак. Из семьи священника. В 1874 г. В. поступил в Псковскую ДС, через год уволился из семинарии из-за невозможности оплачивать учебу. Получил место псаломщика в Ильинской ц. родного погоста. В 1888 г., после женитьбы В. был рукоположен во диакона Псковским и Порховским еп. Ермогеном (Добронравовым) к Ильинской ц., преподавал Закон Божий в трубниковской и жуковской земских школах. Летом 1918 г. настоятель Ильинской ц. сщмч. Александр Любимов и В. оглашали в храме наиболее значимые определения 3-й сессии Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг ., в к-рых содержались призывы к верующим встать на защиту Церкви в условиях начавшихся гонений (в частности, не допускать разграбления церковного имущества). Вскоре на священнослужителей стали поступать доносы, односельчане сообщали властям, что о. Александр и В. «устраивали митинги возле церкви и вне ее, читали соборные постановления, разъясняя, что земли монастырские и церковные отбирать не имеют права». Священнослужители были арестованы 10 сент. 1918 г., обвинены в «контрреволюционных действиях» и «монархизме», а также в том, что во время революции 1905 г. будто бы доносили полиции на своих односельчан. Несмотря на то что В. и свящ. Александр отвергли все обвинения, они были расстреляны по постановлению ЧК Карамышевского р-на. Их тела в течение 8 недель оставались непогребенными, т. к. похоронить их по христ. обряду власти не разрешали под страхом смерти. В. и сщмч. Александр включены в Собор новомучеников и исповедников Российских постановлением Свящ. Синода РПЦ 26 дек. 2002 г. 1 апр. 2003 г. в Псково-Печерском мон-ре состоялось первое богослужение в честь священномучеников В. и Александра, к-рое совершил Псковский и Великолукский архиеп. Евсевий (Саввин) в сослужении архиереев и сонма духовенства.

http://pravenc.ru/text/158972.html

Никифоров: - Владыка Иоанн Белгородский что-то не очень сказал ясное про героев Великой Отечественной, кто и ради чего погибал. Может, он несколько коряво высказался, но это устная речь. Тут подхватили, переврали, начали задавать ему неудобные вопросы, что он за епископ такой? Я думаю, было бы легче, если бы он не говорил открыто, искренне то слово, которое он говорил? Кстати, это было сказано своим ученикам в семинарии. И нашлись подонки, которые отдали речь своего отца духовного, руководителя, отца-ректора этой семинарии, на всеобщее посмеяние. Это уже подло и некрасиво. о. Андрей:  - Мне это очень знакомо. Никифоров: - Да, знаю, и защищал Вас неоднократно. А что вы хотите? Вы хотите заученную выверенную речь по бумажке, как в царское время, когда благочинному относили написанную проповедь на утверждение, и была цензура? о. Андрей:  - Да, разрешается зачитать. Произнести нельзя было, а только зачитать. Никифоров: - В результате, что мы получили? Революцию. Безгласную Церковь, которая говорила все верно, но бездушно. о. Андрей:  - Стерильно, правильно, но не от жизни. Люди вообще перестали слушать проповедь, потому что не верят проповедникам. А когда тот читает по бумажке, я бы самому ему не верил. Никифоров: - «Се, вышел человек сеять семя…». о. Андрей:  - Да, да, да. Все красиво, зализано, понеже, аще убо, благоволить - а что это все? А кто заплакал, а кто изменился, а кто покаялся, а кто помирился с врагом, а кто побежал деньги бедным раздавать? Какие плоды слов? Сю-сю и траля-ля, все пушистые, будьте счастливы, не трогайте меня. Никифоров: - Стерильность не плодоносит. о. Андрей:  - Да, там где стерильно, нет живого. Никифоров: - Ошибки вполне могут быть, тем более, когда говорится живое слово. о. Андрей:  - Не ошибается тот, кто ничего не делает. Эти премудрые пескари, которые в ил закопались, конечно, не ошибаются. Еще опасно, если они ждут уловить кого-то. И пошли разносить, набрасывать вуаль на вентилятор. Такая война сегодня. Ничего не поделаешь. Никифоров: - А «Чернобыль»  - это фильм про Россию, Украину или СССР?

http://radonezh.ru/2019/07/16/programma-...

Евгений Никифоров: - Тоже нужно было понять, почему ирландцы так к нему прикипели. Я выскажу общее мнение, что мы про них знаем. Громадные, очень энергичные, даже можно сказать - агрессивные. Протоиерей Александр Шабанов: - Вы, наверно, со скандинавами путаете. Евгений Никифоров: - У меня сложилось такое мнение. По крайней мере, когда я вижу в Америке ирландца - они всё-таки ярко выраженные, высокие мужчины. Про женщин не знаю, про женщин трудно говорить, что они крупные. Протоиерей Александр Шабанов: - Да, они разные, конечно, но преимущественно рыжие. Евгений Никифоров: - Уже есть какой-то признак. Протоиерей Александр Шабанов: - Шотландцы высокие. Евгений Никифоров: - Высоких много. Протоиерей Александр Шабанов: - Возвращаемся к вопросу. Почему именно Патрик? Евгений Никифоров: - Да, этому народному темпераменту он должен быть особенно симпатичен. Протоиерей Александр Шабанов: - Я думаю, что он - огненный святой, как иногда его называют, потому что даже из текста жития мы видим, что человек горел служением. Это был в хорошем смысле непоседа. Беспокойный, горячий проповедник и человек, через которого Бог творил чудеса, сами по себе удивительные по содержанию, красивые, емкие, неожиданные. Это проявление благодати Божией в таких удивительных формах через Патрика, наверно, тоже впечатывалось в память. Евгений Никифоров: - В таком случае, если возможно, хотя бы кратко вехи его жития. Протоиерей Александр Шабанов: - Он родился в Британии. Принадлежал семье кельтских христиан, они были бритты. Его отец был дьяконом. Дед - священником, что, кстати, любопытно с точки зрения того, что в Ззападной Церкви IV века о целибате речь не шла. До 16 лет жил в Британии. Исходя из документа - кстати, это один из немногих святых, который оставил подлинный документ, это его автобиография - мы знаем, что он до 16 лет, хотя родился в священнической семье - верой особо не горел. Когда ему было 16, на них напали пираты. Он был похищен и оказался в Ирландии. Там в течение 6 лет был обычным рабом, пас овец. Особой любви к этой земле он не должен был испытывать, но именно здесь происходит первое чудо: обращение, встреча с Богом внутри сердца. Когда он, находясь в состоянии рабства, вспоминает уроки, условно говоря, Закона Божьего из своей духовной практики детства - он начинает молиться. Как говорится в " Исповеди " , он читает 100 молитв утром, 100 молитв вечером. И, в конце концов, к нему через ангела обращается Господь и указывает возможность бегства. Он бежит из Ирландии с какими-то разбойниками. Путешествует с ними по неким островам. Оказывается, в конце концов, в Галлии и там добирается до острова Лерин.

http://radonezh.ru/text/protoierey-aleks...

Е.Никифоров: Мы тоже сталкивались с такими вещами, но что мы можем сделать? Мы можем  устыдить. Мы, например, защищали оперуполномоченного уголовного розыска. Представляете, Церковь защищает оперуполномоченных от прокуратуры! М.Хазин: Но, хоть одного человека, вора и преступника, а у нас их выше крыши, отлучили от Церкви?! Публично?! Чтобы, соответственно, его с позором изгоняли, когда он туда приходит?! Они же все теперь православные, они же все со свечками стоят. Верующие они или нет – это вопрос отдельный. Но они же, с точки зрения общественной морали, преступники! Е.Никифоров: Один старец говорил: наши благотворители часто напоминают браконьеров, которые поделились с Церковью кусочком шкурки. М.Хазин: Вот-вот-вот! Вот это нехорошо. Потому что когда вы понимаете, что человек, который совершал преступления, он вам приносит, да? -  и его тут же начинают награждать.  Я прошу прощения, я слишком много знаю людей, награжденных церковными орденами, которым я лично руки не подаю. И поскольку все это знают, то это сильно бьет по авторитету Церкви, очень сильно. Е.Никифоров: Ну не всегда Церковь знает… М.Хазин: - В нашей стране всё секретно, но ничто не тайно. Если мы видим, что тут есть спорные вопросы -  давайте как-то воздержимся от этого. Е.Никифоров: Патриарх орденами уже редко награждает. Но введен почетный знак «Храмоздатель». Если ты храмоздатель, то и имей такую награду. Он ее заслужил, правильно? М.Хазин: Не будем тыкать пальцем. Я просто знаю людей, ну да Бог с ними.  У нас на самом деле время уже подходит к концу. Е.Никифоров: Сегодня мы тему раскрыли  полностью. М.Хазин: Скажем так – мы не оставили больших лагун, хотя в каждом конкретном элементе можно еще говорить и говорить. Е.Никифоров: Я благодарю Михаила Леонидовича Хазина за то, что он пришел в нашу студию, спасибо большое!  М.Хазин: До свидания!   Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 27.01.2016 - 12:58 Настоящий русский человек. :

http://radonezh.ru/analytics/glavnoe-to-...

Евгений Никифоров: - Как белорусы, которые смотрят через границу и думают: Господи, лишь бы не как, на Украине! Израэль Шамир: - Вот о чем и речь. Посмотрим на наших соседей и думаем: а мы ещё и жаловались! Конечно, кошмар то, что происходит в Сирии, в Ираке. В Ираке христиан очень мало осталось. И тут надо ради справедливости сказать: европейцы, американцы, канадцы очень охотно берут ближневосточных христиан. Евгений Никифоров: - Естественно, они ментально близки. Потом у них и  образовательный уровень обычно выше, чем у исламских феллахов.  Израэль Шамир: - Восточные христиане - народ очень организованный, многие из них умеют торговать и вообще легко справляются с трудностями на новых местах, адаптируются к новой жизни. Шведы когда-то приняли большую несторианскую общину из Сирии. Тоже беженцы, едва прибежали - голые, босые. А сейчас целый город им принадлежит Седертелье. Один из самых богатых городов, рядом со Стокгольмом, все у них в кармане. Евгений Никифоров: - А вот интересно - они европеизировались? Они норвежскую культуру как-то приняли, или живут своим восточным обычаем? Израэль Шамир: - Они живут наискосок, не против, не за, а слегка наискосок. Евгений Никифоров: - Но не враждебно. Во всяком случае не проявляют той агрессии, которая исходит от остальных беженцев. Израэль Шамир: - Нет.  Они и сами не очень прогибаются и не прогибают других. Отношения корректные, не враждебные. Не могу сказать, что они очень близкие и теплые, ну, в общем, ровные. Евгений Никифоров: - А Норвегия как к ним? Израэль Шамир: - В Норвегии и Швеции запрещено какое-то особое отношение к этническим меньшинствам. Там даже просто идея спросить: а как вы к ним относитесь? - уже табу в современной культуре. Никто из них уже не посмеет сказать: чего-то больно много этих сирийцев! Евгений Никифоров: - Как ты там живешь? Какие ощущения? Израэль Шамир: - Есть ощущение, что они весь город захватили. Если хочешь работу - идешь к ним, если хочешь квартиру - идешь к ним. Что бы ты ни хотел - только через них. Они пришли как меньшинство, но взяли весь город под свой контроль. Построили себе огромную церковь. Я был у них на службе, служба красивая, несторианская восточная. А уживаться - они уживаются без конфронтации, так, как уживаются восточные меньшинства, которые привыкли быть меньшинствами в исламском окружении, которое не дало бы им слишком зарваться, в случае чего. Отношения меньшинства повторяются.

http://radonezh.ru/analytics/cheloveches...

Е.Никифоров: - Сейчас мы проводили русские дни на Лемносе, а это Константинопольская митрополия. А что за странная такая, впервые о ней слышу, Турецкая Православная Церковь, которая сейчас подала в суд, правда не знаю, какой, по поводу соблюдения константинопольским патриархом одной из норм Лозаннского договора 24-го года? М.Клименко: - Это интересная структура. Е.Никифоров: - Она живая или это так, фейковая церковь, где нет прихожан вообще? М.Клименко: - Ее можно сравнить примерно с московским экзархатом Киевского Патриархата, который состоял из одного священника – отца  Глеба Якунина. Это примерная аналогия, которая мне приходит в голову. Сейчас это семейное бизнес-предприятие, которое переходит по наследству в одной турецкой семье. Е.Никифоров: - Крестят друг дружку, рукополагают…. М.Клименко: - Уже не крестят и не рукополагают, потому что Турецкий Патриарх Константинополя, который внучатый племянник основателя этой как бы раскольнической секты, иначе ее не назовешь. Е.Никифоров: - Там, по-моему, не Эрдоган, а Ататюрк приложил усилия, чтобы она была создана. М.Клименко: - Чтобы понять, как она возникла... У основателя нового греческого государства, у Мустафы Кемаля, который себя назвал и вошел в историю как «отец всех турок», Ататюрк. Е.Никифоров: - Как Туркмен-баши. М.Клименко: - Да. Мустафа Кемаль Туркмен-баши. Примерно то же самое. У него была идея фикс - вывести Турцию из дремучего средневековья Османской империи, где был султан, он же Падишах, то есть глава всей уммы мусульман, и вывести на путь приобщения к европейской культуре и цивилизации. То есть, он поставил себе задачу  - сделать Турцию, поскольку сам он учился в Европе, в Париже  - европейской страной. Он  хотел, чтобы Турция вошла в семью европейских народов. Е.Никифоров: - Собственно, все эти младотурки и были юношами из хороших семей,  с европейским образованием. М.Клименко: - Совершенно верно. Более того, все они как приличные люди состояли в масонской ложе «Великий Восток Франция», куда их принимали во время обучения. И в том числе - для того, чтобы погасить или ввести в какие-то рамки религиозный исламский фанатизм, он издал ряд законов. Эти законы, если вы будете читать о том, что собой представляла Турция – увидите, что  в плане законодательства она была не лучше Саудовской Аравии, где все решалось Шариатом, где отрубали руки-головы, где за переход в христианство можно было поплатиться  жизнью. Это далеко даже от тогдашних европейских норм. Ататюрком был инициирован ряд законов. Например, закон, который сейчас ставят в пику Патриарху: какой ты Патриарх, если не можешь в рясе выйти за пределы своего дворца? Во-первых, это неправда.

http://radonezh.ru/2018/10/23/zachem-rva...

А.Трубецкой: Сейчас она существует, хотя облик поменяла. Е.Никифоров: Из этих институтов какие, Вы считаете, сохранили свою русскость, а какие изменились? А.Трубецкой: Есть те, кто стремились и стремятся сохранить русскую православную традицию, а есть те, кто считают, что надо проповедовать православие западу. Как только это началось, то запад через какое-то время их проглотил, забылась, нивелировалась русская сторона этой духовности. Так есть, увы. Но есть и те, кто ничего не забыл. Е.Никифоров: Есть такое, что в «Сан-Серж», богословском институте преподавание идет уже на французском? А.Трубецкой: Есть. В нашем богословском институте учатся не только русские, но много и французов, из разных стран. Миссионерская работа существует. Е.Никифоров: Мы как-то неожиданно стали просветителями Франции. А.Трубецкой: Русская Православная Церковь делает то, что не делала эмиграция. Например, святую Женевьеву вернула в лоно Церкви. Не надо забывать, что мы несколько веков до раскола были вместе. Он произошел, но мы можем признавать западных святых как своих. Е.Никифоров: А православие здесь было, есть и даст Бог, будет. Какие еще институты сохранились? Способствуют ли они катехизации французского общества? А.Трубецкой: Подробно не расскажу, но в Америке есть то, что в свое время создавалось Александром Шмеманом. Он крестил меня, между прочим. Через приходы во всем мире наше православие распространяется, и дух его приносит плод. Е.Никифоров: Вы весь доклад посвятили тому, что через русскую культуру и ее сохранение мы являемся светочем миру. Если соль перестанет быть соленой, зачем она? Среди многих наций и народов какое лицо русское? Чем оно отличается? А.Трубецкой: Она одна называется святая Русь.. На конгрессе в Москве были рабочие сессии, посвященные сохранению культурно-религиозных традиций. Интересно было то, что католики и евреи не пришли, а пришли только мусульмане. Получился конструктивный разговор между двумя разными сторонами. В прошлый раз встречался с муллой, сказал ему, что все его реплики было бы хорошо направить мусульманам, которые живут на западе. Он пожал плечами – они нас не слушают. В России есть замечательное явление – разные конфессии, религии вынуждены жить вместе, а значит, придется друг друга уважать. Это то, что сейчас теряется на западе с подачи других влияний.

http://radonezh.ru/2023/12/04/nas-rusofo...

Е.Никифоров:  - Это будет один из моих вопросов. По каким учебникам вы их учите? Есть ли они? Чем восполняете? К.Чельцов:  - Пока просто скажу, что дополнительные пособия должны быть. Потому что в государственных учебниках мы вообще не найдем нормальных сведений по истории Церкви. Есть и другие проблемы, например, при изучении России в начале 20 века, правление Николая II. Мы, конечно, увидим в учебниках невозможный для православного человека взгляд и на личность Николая II, и ложное истолкование его мотивов. Е.Никифоров:  - То есть советчина совершенно не преодолена в этом смысле? К.Чельцов:  - Где как. Но в любом случае по истории по многим темам нужны дополнительные пособия, которые восполняют или даже заменяют основные учебники. Е.Никифоров:  - Епитимья прямо родителям слушать радио «Радонеж». Восполнили хотя бы слушанием радио «Радонеж» этот жуткий провал в том образовании, которое получают дети в средних школах. К.Чельцов:  - Третий очень важный компонент - православный. Не говорить с детьми о Боге мы не можем. Вопрос в том, что мы должны себя ограничить в этом отношении. То есть я бы ввел 3-4 урока закона Божия в неделю, всегда есть темы, связанные с Богом, о которых можно поговорить с детьми. Е.Никифоров:  - А сколько таких уроков сейчас? К.Чельцов:  - У нас в некоторые годы 1, а в некоторые 2 урока в неделю Закона Божия. Е.Никифоров:  - Родителям можно сказать смело, что клирикализация образования не грозит никак. К.Чельцов:  - Никак. Предполагается, что в рамках тех общеобразовательных предметов, которые мы ведём, мы также включаем этот православный компонент. Но, например, Священное Писание мы не можем вставить в курс литературы, да и не нужно это. Священное Писание, Богослужение - все это отдельный предмет - Закон Божий. Я считаю, что мы могли бы расширить наш курс Закона Божия за счет практики. Наши школьники весьма, к сожалению, обзорно разбирают Богослужебные книги, а их хорошо было бы почитать. Честно говорят для них был бы очень полезен курс перевода и истолкования основных молитв вплоть до утренних и вечерних.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/115...

Закрыть Творчество В.А. Никифорова-Волгина «Певец потерянной России» Мария Тоболова   09:18 07.11.2023 121 Время на чтение 22 минут Источник: Православие.ру Ему мила мерцающая даль Эпохи Пушкина и дней Лескова. Он чувствует Шмелева мастерского И сроден духу родниковый Даль. Из сонета И. Северянина, посвященного В. Никифорову-Волгину Рассказы для детей В.А. Никифорова-Волгина Василий Акимович Никифоров-Волгин с учеником Алешей, будущим Святейшим Патриархом Алексием II Имя православного писателя Василия Акимовича Никифорова-Волгина до начала 90-х годов ХХ века практически не было известно в России, а между тем он один из ярчайших писателей русского зарубежья 1920–1930 гг. Тема духовности определяет содержание его произведений. Светом Православия, воспринимаемого как первооснова жизни, озарены рассказы глубоко верующего автора. В.А. Никифоров-Волгин родился 24 декабря 1900 года в деревне Маркуши Калязинского уезда Тверской губернии в семье бедного сапожника и прачки. Когда Василию было 10 лет, семья переехала в Нарву. Не имея средств учиться в гимназии, он в юности много занимался самообразованием, основательно изучил русскую литературу. В 1920 году Никифоров-Волгин стал одним из организаторов «Союза русской молодежи» в Нарве, устраивавшего литературные вечера и концерты. В русских периодических изданиях, выходивших в Эстонии, он с 1923 года публиковал рассказы, статьи, очерки, которые подписывал псевдонимом Василий Волгин. Одновременно он служил псаломщиком в нарвском Спасо-Преображенском монастыре. В 1936 году Никифоров-Волгин переехал в Таллинн, где познакомился со священником Михаилом Ридигером и его сыном Алексеем – будущим Патриархом всея Руси. Летом 1940 года в Эстонии была установлена советская власть. В мае 1941 писатель был арестован НКВД и с началом войны отправлен по этапу в Киров (Вятку), где расстрелян 14 декабря 1941 года «за издание книг, брошюр и пьес клеветнического, антисоветского содержания». Никифоров-Волгин рано ощутил свою связь с Небом, а потому центром жизни, точкой пересечения ценностных координат в его рассказах является Церковь. Герои произведений этого самобытного писателя – простые русские люди: это и ребенок из православной семьи; и священник, всю ночь молящийся о своей пастве; и красноармеец, раскаивающийся в своих грехах; и солдат, проявивший к своему врагу сострадание; и одинокий монах – единственный уцелевший из всей братии. У героев рассказов надежной опорой в трудной жизни является вера.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/07/tvorch...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010