Гоголь: «Что ни говори – прагматичный читатель пошел в России, все бы им кратко и по существу, как в словаре Даля, даже сказки Салтыкова-Щедрина читать не хотят». Достоевский: «Братья чтение – это духовный труд. Сегодня читают сами 15 процентов населения, для них и пишут, остальные в России читают по необходимости, но насильно добру не научишь, не верят ни во что, тем более что можно в Рай попасть …отсюда и направленность в познании земного». Никифоров — Волгин: «Сегодня общество познает мир не по книгам. А люди интересуют власть вообще только в качестве электората. Но и здесь политтехнологи могли бы тестировать по литературе: кто читает Достоевского – тот больше патриот, чем член партии патриотов; что ни произведение, то плакать хочется. Обостренное чувство справедливости не всем дано! Кому близка тема свободы и равенства, иным призывы о справедливости и равноправии…». Гоголь (перебивая): «Как это сложно, а кто ничего не читает?» Никифоров Волгин: «Тех завлекают короткими, рублеными фразами: «Каждой женщине по шубе», «Молодым семьям по квартире!!!» или, например, предлагают обсудить многоженство, то есть собрать голоса тайных мечтателей!» Пушкин: «А такой революционный призыв: «Врать и не бояться, или брать и бояться, на кого рассчитан?» Никифоров Волгин: «Это на протестный электорат – кто уже ни во что не верит, а только хочет …». Гоголь: «Веры нет, читают мало….(пауза), и раньше говорили, что, «литература занятие праздное», а сейчас телеблуд обгоняет по рейтингу передач новости! Собственная судьба никого не интересует, а наши произведения, братья, как сытым графьям — народ». Пушкин: «Кстати, кто-нибудь по Льву Толстому, сейчас, молится, что-то долго его с нами нет?». Гоголь: «От высокоумия до прелести границы явной нет. Ну, понятно, самомнение каждый имеет, но Евангелие, зачем переписывать, по нему же целых три раза Собор собирался!!!» Достоевский: «Может, кто из толстовцев за него молится? Или нельзя молиться за тех, кого анафеме предали, Василий Акимович?» Никифоров Волгин: «Не знаю, хоть и в церкви служил! В серебряном веке анафема и суицид на фоне массовых расстрелов, отдельно не оплакивались… ах, скольких жизнь сломала в лихолетье-то…».

http://azbyka.ru/fiction/chto-est-istina...

«1738 г. декабря 11 Волод. уезда Еропольческой десятины Ильиского погоста, что на реке Кестоме, церквей Пресв. Бог. Казанския, да св. Прор. Илии староста церковной дер. Малого Григорова крестьянин Матфей Стефанов, сельца Исакова выборной Петр Никитин, дер. Афонасова вотчины Ивана Петрова Оловеникова староста Андрей Сидоров, вотчины Адриана Григорьева Рохманова той же деревни Афонасовой староста Федор Петров в прошении, поданном в синод. каз. приказ, писали: при переписи свидетельства мужского пола душ при оных наших приходских церквах написано четверо священников Иван Никифоров, Леонтий Иванов, Никита Никифоров, Матфей Михайлов действительные, и в прошлом 730 г. бывшей поп Матфей Михайлов из канцелярии Тайных Дел по касающемуся до него делу послан в вечную ссылку, а поп Леонтий Иванов в прошлом 736 году в ноябре месяце по указу преосвящ. Питирима архиепископа Нижегородского за умалением иеромонахов не по его Леонтьеву желанию для священнослужения с товарищем тое ж десятины села Усолья с попом Герасимом Андреевым определен во Флорищеву пустыню, а поп Иван Никифоров в марте месяце сего 738 г. волею Божиею умре, а во оной Флорищевой пустыне в то время имелось только 3 человека иеромонахов Гавриил, Иоанникий и Иринарх, а ныне имеются иеромонахов 5 человек опроче смотрителя иеромонаха Иринарха, да 3 диаконов и оными иеромонахами церковная служба в оном монастыре исполняется и товарищ оного нашего попа Леонтия означенной поп Герасим по указу преосв. Питирима, по желанию оного попа Герасима, определен в Гороховской Никологорский монастырь, а оной наш приходской поп Леонтий тоя пустыни иеромонахом Иринархом в показанной наш Ильинской погост после пожарного раззорения для церковного строения, которая церковь ныне построена его Леонтьевым тщанием и к освящению изготовлена, также и для домовного его строения уволен на время, а без указу и без эпитрахельной церковной службы и наших мирских треб он поп Леонтий отправлять не смеет, а к оным нашим церквам, на его попа Леонтья, и на других попов места в попы ни кого не определено, а в оном нашем Ильинском погосте имеется токмо один поп Никита Никифоров, а к оным нашим церквам приходских имеется 27 деревень и расстоянием имеются верст на 15 и больше и за отлучением в Вязниковскую слободу и в Нижний Новгород по указам императорского величества для подания от духовности росписей и других дел за отправлением, также и за дальностию приходскою церковной службы во многие времена не бывает и в мирских наших потребах болящим и роженицам и в крещении младенцем имеются великие неисправные нужды и дабы повелено было оному нашему приходскому попу Леонтию из синод. каз. приказа дать эпитрахельной указ, чтобы за отлучками помянутого одного попа Никиты и за дальностию приходскою церкви святой без службы и болящим без исповеди и св. причащения и роженицам без молитв необходимых оных нужд неоставаться».

http://sobory.ru/article/?object=04197

Е. Никифоров: Как африканцы реализуют в своей жизни православие? о. Георгий: Думаю, как и мы. Через молитву, изучение Писания, жизни по воле Божией. Им намного сложнее, чем нам, их толком греки не учили. Задачи, которые стоят перед нами – помочь им больше узнать о вере православной. Мы этим и занимаемся. Мне из одной страны рассказывали, что там теперь так говорят: если хотите бисквиты получить, идите в греческую Церковь, а если хотите узнать о вере – идите в русскую. Мы пока только в начале пути, предстоит еще многое, но наш упор на знания о вере, практике благочестия, если они стали православными, их право быть таковыми должно быть полным. Греки туда принесли не православие, а что-то обрезанное, огрызок какой-то. Е. Никифоров: А в результате что? о. Георгий: Исповеди нет в принципе, а ведь это ключевой момент духовной жизни. Священники не знают, как исповедовать, верующие не знают, как исповедоваться. Этого нет! Служб кроме Литургии нет, вечерних служб нет, всего разнообразия богослужебной традиции нет, научения в вере нет, катехизической литературы нет, любой духовной литературы нет. Богослужебные тексты они перевели да, кое-что сделали. Но кроме этого я там ничего не видел, никто из отцов и не видел, чтобы греки там что-то делали на этой ниве. А люди не знают своей веры, не имеют возможности очиститься в таинстве покаяния, и конечно они ничего не чувствуют, поэтому отток такой большой там из православия. Храмы пустые, текучка огромная, отток большой. Е. Никифоров: Не получится, что вы предлагаете нашим священникам и прихожанам некоторые избыточные требования? о. Георгий: Конечно, если мы говорим о священниках, которым придется переучиваться, это будет нелегко. Любой привык служить так, как привык. Но в основном они понимают, что это необходимость, займет какое-то время, не случится мгновенно. Наш экзархат существует полтора года, и за это время уже 215 приходов, больше 200 священников. Не сказать, что мы совсем медленно движемся. Е. Никифоров: Судя по протестантским приходам в Америке, они могут выдержать богослужение, только пританцовывая, распевая. Это желание двигаться здесь то же? Или все же это миф на американской почве?

http://radonezh.ru/2023/08/25/pravoslavi...

Е. Никифоров: - А в семье ведь тоже нужно быть большим дипломатом. о. Игорь: - Семья – это главное поле применения дипломатии. Думаю, студенты МГИМО понимают, что такое элита, и прикладывают к учёбе неимоверные усилия. Это огромный труд. Ты можешь родиться в элитной семье, но если не будешь трудиться, то не станешь элитой. У тебя останутся манеры, ты будешь вести себя подобающим образом, шаркать ножкой и кланяться, правильно держать приборы. Внешние атрибуты у тебя будут, но элита — это не только внешнее, но и богатый внутренний мир. Для этого каждый должен трудиться. Е. Никифоров: - А как насчёт игры в гольф? Ведь за игрой в гольф встречаются люди состоятельные, влиятельные. Дипломату нужно там быть, чтобы находиться в обществе равных и устанавливать какие-то связи. Учат ли гольфу до сих пор?  о. Игорь: - Вопрос интересный, но я пока с этим не сталкивался. Вы меня заинтересовали, обязательно узнаю. Е. Никифоров: - А теннис? о. Игорь: - В МГИМО отличная спортивная площадка и открытое поле во дворе, этому уделяется пристальное внимание. Здесь и правила хорошего тона. Но думаю, что гольф — это что-то вроде домашнего задания, когда человек должен осваивать какие-то вещи сам. Е. Никифоров: - Гольф – это дорогое удовольствие. Даже членство в клубе является дорогим. В Подмосковье много предложений, но стоит это всё немало. Вопрос: - По телеканалу «Спас» показывали освящение собора Александра Невского в Волгограде. Патриарх освещал антиминс. Откуда в современном мире берутся мощи для антиминсов? Неужели их бесконечно дробят? о. Игорь: - Без антиминса не служится Литургия. Антиминс — это плат, который символизирует положение во гроб Спасителя. Туда вшивается частичка мощей мучеников, а не просто святых. Служить именно на мощах мучеников – это древняя традиция. В катакомбах это был естественный момент, а теперь частицы мощей раздаются по храмам. Мощи берутся от новомучеников. Допустим, в нашем храме Александра Невского при МГИМО в антиминсе вшиты мощи мученика Владимира Четверина. Это новомученик, наш современник. Есть люди, которые ещё могли застать его. XX век нам даровал большое количество новомучеников и множество прославленных святых. Частицы их мощей зашиваются в антиминс, и на них мы служим.

http://radonezh.ru/2021/10/18/k-800-leti...

М.Клименко: - Это сам Собор архиепископии русских приходов Западной Европы, эта архиепископия на особых началах, полуавтономных, назовем это так, находится в юрисдикции Константинопольской Патриархии. Е.Никифоров: - А Свято-Сергиевский Парижский институт? М.Клименко: - Он является учреждением этой архиепископии со всеми вытекающими последствиями. Более того, мне сейчас не очень понятно, когда мы говорим о том, как быть дальше... С Афоном мы более - менее разобрались, картина несколько прояснилась. Е.Никифоров: - Мне стало понятно и, надеюсь, нашим слушателям тоже. М.Клименко: - Мне теперь не очень понятно вот такое, например.  У нас треть Греции -  о чем Вы начали говорить, и мы сейчас разовьем эту мысль -  находится  в прямой или косвенной юрисдикции Константинополя. Что это значит? Греция в нынешних своих границах сформировалась как государство в 1947 году. Е.Никифоров: - Вчера. М.Клименко: - Позавчера, скажем так. А впервые появилась на мировой сцене как независимое государство -  в 1830 году. То есть процесс формирования занял больше ста лет. Первое, что сделал тогдашний греческий правитель Отто Виттельсбах, а он был католик, баварец, даже не грек, поскольку ему нужно было доказать неподчинение Церкви православной в своем королевстве, греческом патриарху, который был во враждебном государстве - Османской империи, Стамбуле -  он объявил своим указом автокефалию Элладской Церкви. Королевским указом. Примерно, как Петр упразднил патриаршество императорским указом, так и баварский король-католик Отто Виленбах объявил об автокефалии. Е.Никифоров: - На канонах не заморачивался, так же, как и Порошенко, как я понимаю. М.Клименко: - Совершенно верно. Один в один. Конечно, Константинополь остальные православные церкви этой автокефалии не признали и на протяжении 30 с лишним лет. Видите, сколько исторических параллелей, все происходит примерно по одному сценарию. Элладская Церковь в границах тогдашнего греческого королевства, которое было как маленькое королевство из сказок. Оно  находилось в схизме, пока не пришло понимание того, что этот вопрос надо как-то урегулировать. Король и иерархи пошли на поклон к тогдашнему Патриарху в Константинополе. И как-то мирно в 50-е годы, то есть почти через 30 лет, урегулировали этот вопрос с Элладской Церковью,  в границах того государства была дарована автокефалия. Затем греческое государство прирастало территориями, но не епархиями. И все, что вошло в состав Греции уже после 50-го года, когда была дана автокефалия Церкви Греческого государства в конкретных границах, от А до Я -  все это Константинополь оставил за собой! И сейчас мы имеем интересную картину, что можно перейти речку вброд и попасть внутри двух деревень из одной юрисдикции в другую. Или на пароме полчаса ты попадаешь на остров  - и узнаешь, что это остров Константинопольской Патриархии.

http://radonezh.ru/2018/10/23/zachem-rva...

А теперь он смог оттуда уехать. И он возвращается как раз после заключения Брестского мира, он возвращается домой в Киев, на Украину, которая по итогам опять того же Брестского мира стала тогда, вот отделилась от России, от Российской империи, и стала таким германским протекторатом фактически. Вот отсюда гетман, отсюда немцы, которые там присутствуют и так далее. И вот когда он возвращается в Киев, у него как бы появляется желание жить, потому что он снова оказывается в своем родном доме, на этой прекрасной улице. На Андреевском спуске. ,Е. К. Никифоров: - Самая красивая улица Киева… А. Н. Варламов: - Да, это чудесная улица, правда, красивая улица, прекрасная… Подол там. Ну, в общем, это супер. Е. К. Никифоров: - С этой церковью Андреевской восхитительной. А. Н. Варламов: - Да, да, да, Андреевской. Вот братья, сестры, друзья, и у него как бы появляется стимул жить. И он благодаря этому, происходит чудо, он просто избавляется от этой наркотической зависимости, больше к ней никогда не возвращается и работает в Киеве. Е. К. Никифоров: - Там еще женщины помогли. А. Н. Варламов: - Там на самом деле парадоксальным образом помог второй муж его матери. Потому что когда мама Булгакова, когда умер его отец, было горе в семье, ему было 16 лет тогда, Михаилу Афанасьевичу, то мама второй раз вышла замуж. И Булгаков очень ревниво естественно относился к этому человеку, к отчиму. Это был лечащий врач как раз ее мужа, Афанасия Ивановича. Но именно тот человек, к которому Булгаков обратился за помощью, он умолял: «только не кладите меня в больницу». Он был врач, но при этом больниц не любил. «Спасите меня». И тот действительно его спас. Он стал ему вместо морфия давать дистиллированную воду. На самом деле так легко от наркотика не лечатся. Так бы всех вылечили. Но Булгаков понимал, что если он сам себя не уговорит, что это способ. Я говорил с врачами, видимо, давал маленькую дозу морфия туда, потом уменьшал, уменьшал и так в общем вылечил. Е. К. Никифоров: - Вы думаете, он или ему уменьшали? А.

http://radonezh.ru/2023/02/17/mihail-afa...

Е.Никифоров: А как сейчас отец? Он всё-таки пожилой человек и уже прекратил пить. Он чувствует ответственность за судьбу твоего брата? За то, что испортил своей жене  значительную часть жизни? Вообще -  как он осмысливает свою жизнь? В.Николаев: - Как вам сказать? Честно и откровенно? Е.Никифоров: - Да, мы так и беседуем, чего ж нам скрывать? Тут, думаю,  наши слушатели понимают, что мы все -  профессоры, академики, епископы, священники, сантехники - братья и сестры,   в прямом смысле слова.  Разница между нами невелика. Я знаю, великие доктора наук спивались. И брендовые люди нашей культуры спивались. Мы знаем из истории музыки Мусоргский - образец такого пьяницы, запойного алкоголика, совершенно гениальный человек -  ладно, это XIX век. И в наше время есть  люди такие, масса талантливых людей, и это касается всех нас. Поэтому здесь уж нечего стесняться, это про всех нас говорится. В.Николаев: - Я думаю, что у моего отца было в этом плане.  Пытался я однажды в этом направлении с ним поговорить. Когда у нас разговор пошел на повышенных тонах, когда речь зашла о моем брате, о матери - мне показалось, что чувства стыда он не ощущает, к сожалению. Е.Никифоров: А почему? В.Николаев: У него всегда появляется слезливость, желание выпросить жалость к себе. Я ему пытался объяснить: папа, ты же помнишь эти моменты. Ведь была реальная возможность моего брата в этом плане приостановить. Он сразу уходил от ответа. Не дано человеку сказать: «каюсь». Е.Никифоров: А он вообще-то  православный человек, крещеный? В.Николаев: Православным он стал, потому что я крестил их, как говорится, сам. Я приехал, когда учился уже на 3-м курсе военного училища. Родители против крещения   особого протеста не высказывали, но    нужно было моё влияние. Я просто их взял, посадил в машину, привез в соседнюю деревню и силой воли своей заставил окреститься в церкви. Вот это крещение сказалось даже не столько на  отце, сколько на том, что моя мама, будучи уже очень больным человеком, стала легче переносить страшную физическую боль облучения.

http://radonezh.ru/text/viktor-nikolaev-...

Евгений Никифоров: - Как люди-то остались живы? Израэль Шамир: - Люди погибли в огромных количествах. После этого собрались силами и стали всё выстраивать. А северные и южные корейцы - они очень большие патриоты или даже националисты. Вот русские всегда жили рядом с нерусскими, тут тебе мордва, финны, поляки и ещё много кто. Всегда кто-то есть. А корейцы жили только среди корейцев. Эта страна - самая моноэтническая страна мира, как Япония. Только Япония - острова, а эти без островов. Вот такая странная вещь - у них возникает мощный импульс к тоталитарной жизни, огромному согласию.  Они все согласны. На юге - так, на севере - этак. Шведы тоже абсолютно согласны между собой. У японцев то же самое, они говорят: тот, кто высовывается - это гвоздь, по которому будут бить молотком. Евгений Никифоров: - Хотя там демократия, которая не лишает свободы? Израэль Шамир: - Моноэтничность способствует тому, что люди мыслят в унисон. Так что я не скажу, что это хорошо или плохо. Евгений Никифоров: - Я хотел бы, чтобы мы из этих суровых мест вернулись в наши палестины. Потому что Ближний Восток -это центр мира. Мне кажется, те процессы, которые сейчас происходят в Сирии, в Палестине, в Ираке – это главное, что происходит в мире. Что там ожидать в связи с тем, что сейчас политический вектор резко изменился? Израэль Шамир: - Больше всего меня беспокоит то, что происходит с моим любимым архиепископом Феодосием. Это единственный палестинский иерарх в Иерусалимской Церкви. 200 лет тому назад Иерусалимскую Церковь захватили греческие иерархи. Когда-то они правили и Русской Церковью, это было при Владимире Красное Солнышко. А в Иерусалимской Церкви и в Сирийской Церкви, тоже пришли к власти греки и никого другого уже не пускали. Такой у них был принцип действия. Затем в Сирии эту проблему решили тем, что взяли всех епископов-греков, посадили на корабль и отправили в Грецию. Евгений Никифоров: - А правильно ли говорят, что это в значительной степени естественно, потому что арабы со своим культом семьи не принимали монашества?  Поэтому и епископат не мог народиться? 

http://radonezh.ru/analytics/cheloveches...

Крест в Кремле. Программа посвящена прошедшему на прошлой неделе восстановлению в стенах Московского Кремля Памятного Креста Великому князю Сергею Александровичу Романову. 25.05.2017 10:37:59 Евгений Константинович Никифоров Слушать: http://radonezh.ru/radio/2017/05/16/22-00.html Евгений Никифоров: - Здравствуйте, дорогие братья и сестры! У микрофона Евгений Никифоров. Сегодня мы будем говорить о событии, которое для меня лично является важнейшим за 25 лет деятельности " Радонежа " . Хотя мы и гимназии открывали и паломническую службу, и т.д. В  передаче вместе со мной участвуют Владислав Александрович Кононов, исполнительный директор Российского военно-исторического общества, и генеральный директор «Артпроекта» Евгений Егорович Королев. Е.Е. Королёв: - Здравствуйте! В.А. Кононов: - Здравствуйте! Евгений Никифоров: - Последнюю часть этого проекта, о котором мы сейчас будем говорить, они осуществляли во главе с Анной Витальевной Громовой. Это наш известный автор, человек, который занимается памятью Великого князя Сергея Александровича Романова. Многие смотрели, наверное, по телевизору восстановление в Кремле громадного 6-метрового бронзового креста,  посвященного памяти Великого князя. Крест стоит на месте убиения его террористом Каляевым. Но Каляевские улицы есть  по всей стране, а о Великом князе не знает никто. Хотя Великий князь был созидатель, а Каляев - убийца и разрушитель, нигилист,  напрямую террорист, и никак иначе его не назовешь. Почему 25 лет? Потому что именно 25 лет тому назад к нам обратились археологи Кремля и рассказали, как  они щупами прощупывали Ивановскую площадь  - и вдруг обнаружили пустоты. Стали смотреть, а оказалось, что Чудов монастырь снесли, а крипта Преподобного Сергея Радонежского полностью осталась. И мы с Дмитрием Гришиным, нашим замечательным историком стали бегать по кабинетам, писать письма, исторические справки. В результате я написал письмо Ельцину. Ельцин быстро отреагировал, буквально через неделю я получаю письмо. Вместе со Станкевичем он назначил нас быть председателями общественной  государственной комиссии по увековечению памяти Великого князя.

http://radonezh.ru/text/krest-v-kremle-p...

Украина. Никифоров: - Очевидно, что среди этой грызни, мелкой, подлой и корыстной, как оказалось, стоит глыбой, скалой Украинская Православная Церковь во главе с митрополитом Онуфрием. о. Андрей:  - Вообще украинская церковь, как никто, доказала верность Иисусу Христу и Церкви православной, Матери Божьей и всем святым как Украинская Православная Церковь. Она совершила чудо. Это длящееся чудо. Мы все боялись, что многие соблазнятся и уйдут в раскол. Никифоров: - Мы думали: ну, половина, ну треть, но отпадут. Ни одного! о. Андрей:  - Да, да, такая монументальная верность. У людей ясно проснулось экклезиологическое сознание. У нас отняли политические трибуны, нас не пускают на телевизор, нам не дают говорить вслух все, что мы думаем, но у нас есть Господь, молитвы, Литургия, свой Предстоятель, братство верных людей разных народов, Россия и прочее. Они церковным образом исповедуют веру. Это исповедники Церкви. Это такая красота! Потом, когда отдалится история - мы увидим это сияние этого исповедничества. Без богословия особенного, философских рассуждений, без драк, оружия, войны. Христос Господь, Церковь едина, сердце знает, где Церковь, а где не Церковь. Это важно! Когда человек сердцем знает. Человека можно обмануть, но сердце не обманешь. Никифоров: - А тут те же клобуки, те же панагии. о. Андрей:  - Да они в Софрино все покупают. Эти злодеи. Никифоров: - Но ведь различение духов – высочайший дар. о. Андрей:  - Духовный дар. Нужно понимать, где есть Дух Святой. Господи, помилуй, а где Его нет? Это простая бабка знает, простой тракторист. Это маленький мальчик знает, который три книжки в жизни прочитал и говорит, что вот то - Церква, а то- нет. Я знаю. Как ты знаешь? Откуда знаешь? Там не Церква, там клоуны, там кино снимают. Цацки понадевали на себя, гомосексуалисты, блудницы эти все. Это кино и разврат. Вавилон! А там Церква, там Христос, Святые Тайны, законные пастыри. Откуда у них это, у детей простых, это богословское знание? Без Духа Святого не разберешься. Тут икона, там икона, и здесь и там кадят одним и тем же ладаном. Но там что-то по-другому он пахнет. И эти злодеи тоже знают, что они злодеи. Как человек, который согрешил и привык грешить. Знает, что привык, но не может вырваться. Как епископ Гедеон рассказывал. Ему звонил раскольный епископ и говорит: пришли мне ладана. « А что, у тебя разве ладана нет?» - «Ну, хоть что-то будет каноническое». Они знают это все прекрасно.

http://radonezh.ru/2019/07/16/programma-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010