Никифоров: -  В юности ты смотришь вперед. отец Александр: -  И не думаешь об этом. Е. Никифоров: -  Естественно, а зачем тогда об этом думать? Жизнь прекрасная, благоухающая, еще столько развития. Но с какого-то момента время идет вспять. Ты уже знаешь, что жизнь человеческая 70 лет, аще в силах 80 лет.  отец Александр: -  А больше их – труд и болезнь. Е. Никифоров: -  Все мы, перешедшие рубеж, понимаем, что это чистая правда. Сколько осталось, если тебе 60? Нужно поспешить, не растратить время. У тебя всё уже произошло, ты уже всё знаешь про устройство микрокосмоса, про семью, детей. Игрушки-то тебе зачем? У тебя есть реальные дети, которых надо реально воспитывать, кормить, просвещать, вводить в мир. Загоскин не просто дал поток великолепной фантазии, там же по-настоящему достоверное повествование, поучительное. отец Александр: -  Для меня чтение художественных книг по истории имеет очень важное значение. Первые книги мне подсовывала моя учительница в школе, потому что понимала, что не потяну вузовские учебники, но она тем предопределила мою профессиональную подготовку - я пошел на истфак. Я ей благодарен. Я сам не был человеком верующим в 15 лет. Она до школы была экскурсоводом в музее Ленина, но при этом достоверность, честность, принятие своей истории какая она есть, научило ее дать мне книжки. А это открыло уже мне дорогу. Е. Никифоров: -  Возвращаясь снова к теме разговора, хотелось немного сказать о том, как много параллелей в истории. Немцы, которые совершили столько ужасов в Великой Отечественной, которым бы стоило помолчать сейчас в разговорах о России, снова наступают на те же грабли. Поляки – стали гиеной Европы вновь. Иррациональная такая ненависть к русским, которую хорошо показывает Загоскин, снова повторяется. Славянское же общее тело! Нет, заматерелая ненависть к православию. отец Александр: -  Давайте обратимся к фигуре покойного папы Иоанна Павла II. Поляк, христианин, славянин. А говорит он, что Россия представляет собой огромное поле для евангелизации, потому что она фактически не крещена.

http://radonezh.ru/2024/04/12/o-romane-y...

Е.Никифоров: И эта честность зарабатывалась в течение длительного времени, они не подводили своих слушателей и своих читателей. А сейчас что происходит? Сейчас соврать, что плюнуть. Поэтому, во-первых, надо воздерживаться и, во-вторых, проверять источники. Я всегда спрашиваю, а где источник, особенно когда начинается клевета на Церковь, я говорю: «Все хорошо, я понимаю ваш праведный пафос, но где ваши источники информации? Откуда вы это взяли?» И большинство из этих источников, даже у тех, кто эксплуатирует православную тему, абсолютно недостоверны, там слова правды нет. И на это часто попадаются не просто обыватели, а серьезные, толковые профессиональные люди. Поэтому православные СМИ отличаются от неправославных тем, что они служат правде. Правда – это основа нашей веры. Мы служим истине – вот наша вера. Первые журналисты, кто это? Это апостолы. Апостолы были первыми журналистами. И задача православного журналиста – это уподобиться апостолам. Там и методы, кстати, все есть. К.Ковалев-Случевский: - Истина одна, а правды много. Е.Никифоров: Нет, мне кажется, что это умозаключение ради красного словца. К.Ковалев-Случевский: - Вполне вероятно. Е.Никифоров: Не очень это все убедительно. «Правда и истина сретостеся». Так что там, где правда, там и истина. К.Ковалев-Случевский: - Язык православных средств массовой информации отличается или должен отличаться от светских программ? Все-таки мы разговариваем по-другому. Е.Никифоров: И хорошо, тут двойственность. Потому что мы же не говорим на церковно-славянском языке, надо избегать любых сложностей, это неприлично по отношению к своим слушателям, которые просто тебя не поймут. Если ты хочешь что-то сказать, а мы служители слова, то есть мы передаем смыслы. Если мы хотим передать смыслы, то мы должны говорить на языке, который понятен нашим слушателям. Если мы начинаем имитировать некую псевдоцерковность, это недопустимо. Нужно понимать слушателя. И в церкви на службе тоже не бубнить, а говорить, разговаривать со своими прихожанами. Даже когда канон в храме читают, большинство даже не понимают, что читают. Здесь нужно быть осторожными, на нас ответственность за то время, которое мы тратим на людей и люди на нас. И мы должны бережно донести слово Божие, а не превратить в словесный, информационный шум.

http://radonezh.ru/2022/10/27/pravoslavn...

Е.Никифоров: - Скажите обязательно, потому что на меня фильм произвел громадное впечатление. Это масштабнейшая работа, невероятно красивая, невероятно убедительная, хотя там постановочные элементы есть, но фильм воспринимается очень органично. Б.Криницын: - Понимаете, этот фильм обладает таким уровнем символизма, который поднимает его до очень высокого уровня произведения искусства. Потому что гора осмысляется как мир горний. Мы много знаем изображений гор, все календари забиты этими горами. Но это все открытки, понимаете. Я сам снимал горы, я знаю, насколько это трудно. И вот сделать мир гор, как мир горний, «горе имеем сердца», мы помним это и взываем ко Господу,  вот смысл этого фильма. И в то же время человек, который на вершине горы ставит крест, весь этот мир – этот мир Божий, может разрушить в одно мгновение, потому что люди ищут среди этих гор разрушительный уран для атомной бомбы. Е.Никифоров: - Фильм «Миссия» снимался в Забайкалье. И холодный, казалось бы безжизненный мир, где нет места человеку, нет теплоты никакой, вдруг мир оказывается так духовно насыщен… Т.Москвина- Ященко: - Благодаря человеку, который там появляется. Как только появляется человек, этот холодный мир природы оживает. Е.Никифоров: - И завершаем мы этот день церемонией открытия, которая состоится в 18 часов в Белом зале Дома кино. И завершая эту церемонию, мы покажем фильм-открытия. Т.Москвина -Ященко: - Вообще это ретроспектива «Радонеж рекомендует», у нас будет фильм-открытия памяти нашего друга Александра Столярова - и сценариста, и режиссера, и писателя замечательного. Фильм-отрытия в память о нем- «Господин премьер-министр».  Это фильм А. Столярова о  российском государственном деятеле Петре Аркадьевиче Столыпине. И так же фильм о самом режиссёре - «Неправильная сказка» Николая Сницара. Я думаю, что это всех нас объединит, потому что у Саши фильмография более 100 фильмов, это вообще трудно себе представить. Е.Никифоров: - Он безвременно умер… Т.Москвина- Ященко: - Да, безвременно, чуть больше 50 лет и неожиданно  для всех, но он жил на износ.  Вы это  увидите в «Неправильной сказке», где мы самого Сашу видим. Как он постоянно в движении, в поиске, и уже тяжело дышит, и все равно…

http://radonezh.ru/analytics/anons-mezhd...

С.Андрияка: - Я понял. По крайней мере, ту красоту, которую я знаю и видел, и очень много увижу на выставке, и наверное, это меня подвигнет туда поехать. Потому что, даже когда видишь этот замечательный   пригласительный билет, где изображена такая красота, то хочется, хочется… Е.Никифоров: - Это, кстати, сюжет со Святой Земли. Д.Белюкин: - Да, это монастырь Георгия Хозевита в Иудейской пустыне, удивительное место. С.Андрияка: - Вот туда хочется, очень хочется. У вас на Приглашении тоже этот монастырь изображен, и как! Е.Никифоров: - Так там и написано: Приглашение! Когда смотришь на эту картину, она сама тебя приглашает. Вот это, наверное, и есть тот самый разговор – что художник полюбил, что он хотел написать, хочет поделиться этой красотой. Я правильно говорю? Д.Белюкин: - Абсолютно, абсолютно верно. Е.Никифоров: - Вот это и есть общение художника со своим зрителем. Кого, кстати, Вы имеете в виду в качестве зрителя? Это же не просто желание сделать юбилейную или отчетную выставку, тем более на такой важнейшей площадке, как Академия художеств на Пречистенке? Кого Вы видите в качестве своих зрителей? Это Ваши соратники, художники-единомышленники, академики, просто художники? И когда пишете свои работы, Вы предполагаете, что у Вас есть идеальный зритель? Д.Белюкин: - Соратники-единомышленники, с одной стороны, и коллеги-художники – это не совсем синонимы. У художников есть работающая коллегия в других направлениях, и добивающаяся каких-то результатов, но совершенно не близкие мне по духу. Они тоже придут, и тоже будут смотреть. Может быть, кто-то из них захочет найти ошибки или уязвимые места. Тем более, что на этой выставке я в основном показываю работы за последние 5 лет. У меня не будет показан «золотой фонд», те картины, которые я делал годами,  и которые знают зрители и те же коллеги. И они будут смотреть очень пристрастно. Это хороший, прекрасный тонус, когда смотрят не только доброжелатели.   Е.Никифоров: - А что может вызвать недоброжелательное отношение? Д.Белюкин: - Всё, всё – «опять нарисовал очередной монастырь», «опять нарисовал очередной Иерусалим, сколько можно его рисовать», «а здесь взял такой большой холст».

http://radonezh.ru/analytics/vremya-sobi...

Е.Никифоров: Какая степень несправедливости… В.Штерянов: Это нагнетается ведь сейчас. Если посмотрите – 3 марта, национальный праздник Болгарии. Почему? Тогда был подписан Сан-Стефанский мирный договор, создана новая Болгария после 500 лет турецкого рабства. В прошлом году официально предприняли шаги, чтобы этот день не был национальным праздником. Можете себе представить?! Да, это остановили очень быстро, но действовали люди, общество, которое еще пока действует не очень эффективно, организованно, но именно оно останавливает все эти инициативы, замашки властей. Е.Никифоров: Печально слышать. Думаю, что речь конечно не о болгарофобии, но о комплексе обиженного брата, - обычные человеческие чувства. В.Штерянов: Переписывание истории в мире – сильный процесс, так же как демонизация России во всей Европе, США, в других государствах. Если хочешь во власть попасть, то сразу поступает предложение – делать против России. Е.Никифоров: Вспомнил песню – стоит на горе Алёша, Болгарии русский солдат. В.Штерянов: А какой красивый памятник?! Кто был в Пловдиве, видел. Я ездил с ансамблем Александрова по всему миру, мы снимали о них фильм. Как ребята из ансамбля возлагали венки, цветы на памятнике Алёше!? Надо было видеть… С каким благоговением… Фантастика. А сейчас Алёшу тоже хотят убрать, думаю, не смогут.  Это делается не в первый раз, очередная попытка. До сих пор неудачная. Е.Никифоров: Рукописи не горят, как говорится. И памятники не уничтожаются. По Иерусалиму, где все происходит самое важное, видно. Сколько императоров сносило до основания город. Но город восстанавливался, жил, продолжал молиться. До сих пор это продолжается, несмотря на чудовищные дела с израильской и палестинской сторон. Я не оправдываю ни одну из них. Очень жестоки их преступления, а когда еще их так много, когда это так долго тянется, то разве что граф Игнатьев или иной гений дипломатии мог бы поправить ситуацию. Иерусалим, однако, стоит, совершает молитву за мир, Жертву приносит. Молите о мире Иерусалиму – так написано на вратах, через которые проходят по пути к храму Гроба Господня. А молодежь в этой русофобии очень включена? Серьезно это для них? Кстати, Вы не смотрели фильм «Слово пацана»?

http://radonezh.ru/2024/01/25/nash-festi...

Е.Никифоров: - Они же не знали, что их возьмут и обманут. Они искренне верили, как простые люди. Прот. А.Ткачев: - Поэтому я думаю, что нужно такую идею бросить в нашу человеческую среду: Борьба с бедностью как национальная идея. То есть достойная жизнь старика, инвалида, инвалида труда, инвалида детства, одинокого человека. Достойная жизнь каждого как национальная идея. Е.Никифоров: - Какие-то западные службы проводили у нас опрос общественного мнения, спрашивали: " Относите ли вы себя к среднему классу? " . И они были потрясены. То, что для них было за чертой бедности, наши считали достойным! Мы - средний класс! Прот. А.Ткачев: -Это очень правильно, потому что у нас, много людей с высшим образованием. Это человек, который читает книжки, у которого есть дача. На какой-нибудь старенькой машинке он, инженер с двумя высшими образованиями, который читает Гарсия Маркеса без перевода, шурует за 200 километров, чтобы окапывать яблоньки. Он и есть средний класс, потому что он образован, независим, и того, что имеет -  ему хватает. Е.Никифоров: - И живет так, как он хочет.  Добавить: " и слушает радио Радонеж " . Прот. А.Ткачев: - Так что эти социальные проблемы требуют внимания. Их нужно решать. Я думаю, что Церковь наша должна, не устраняясь, сказать свое слово. Это трудно, это ответственно, это непонятно до конца. Но нужна программа, стратегия государственного развития, составленная при   участии  Церкви. И еще очень важный вопрос: какие ценности популярны в современном обществе? Недавно мы прощались с великим артистом Дмитрием Хворостовским. Он представлял эталон, высший уровень  вокального искусства, его с восторгом слушали миллионы. И в эти дни я неоднократно  вспоминал высказывание Йозефа Гебельса. Он говорил, что покоренным народам не нужно высокое искусство. Эти народы нуждаются только в искусстве развлекательном. На наш язык переводя, скажем так: покоренным народам нужен ТНТ, комеди клаб, комеди вуман и прочее. Е.Никифоров: - Чтобы поржать... Прот. А.Ткачев: - Да, смех сквозь слезы для разных возрастов.

http://radonezh.ru/text/programma-obo-vs...

Силантьев: Сейчас мейн-стрим исторической науки либеральный: нам не только с властью не везет, но и с народом. Уже несколько раз я это слышал. Никифоров: Как эти люди могут произносить такие слова? Это откровенное безумие! Перевезенцев: Виктор Ерофеев, Акунин – вы слышали что они сказали? Вопрос не в этом. Сейчас они все уезжают на Запад, потому что они не могут быть с этим «быдлом», логика в этом. Никифоров: Там такое же быдло… Перевезенцев: Нет, ну там же светочи, гомосексуализм, свобода, однополые браки - там же демократия. Никифоров: Очень странно, только человек совершенно зашоренный или не зрелый, не мудрый, инфантильный может не понимать, что люди во всем мире одинаковы: и среди китайцев и японцев есть и быдло и не быдло, есть и элита, и интеллигенция. И теперь мы заговорили о народе, поэтому мне кажется важным перейти к самой важной части нашего Всемирного Русского Народного Собора и истории, в конечном счете, потому что история имеет своим объектом изучения народ, в данном случае – русский народ, а здесь была принята Декларация русской идентичности. Что такое русский народ? Как только сейчас не трактуют слово «русский», вплоть до того, что это не существительное, а прилагательное. Я обячно искренне возмущаюсь, потому что не могу себя считать прилагательным. Я - существительное. Я реально существующий русский человек. Силантьев: Между прочим, это лукавство, потому что в большинстве языков используется прилагательное при самоопределении. Deutche – это не «немец», это «немецкий». Никифоров: Вот видите, даже и здесь они не правы по неграмотности своей. Всё же: сформулирована идентичность русского человека, которая непрерывна, которая в истории совершается или эта идентичность творимая? Что сказал Собор, как он это сформулировал? Силантьев: Широкие даются возможности человеку с идентичностью, это не только владение языком, не только православная вера, но человек даже может стать русским в первом поколении, не имея родителей или частично не будучи русским. Русская культура – всеобъемлющая, людей вбирает, тем самым открываются двери для всех, тем самым Собор спорит с теми людьми, которые череп предлагают мерить.

http://radonezh.ru/analytics/chto-zhe-my...

На самом деле был принят закон какого-то патронажа, который позволяет это делать, и в ряде регионов этот закон уже применяется, как они говорят, в экспериментальном варианте. Еще раз повторю: пока они это делают тихо, в наиболее бедных семьях. Но вы поймите, дети – это же деньги! Уже принята модель, по которой если ребенка отобрать, то соответствующий чиновник получает больше, чем, если этот ребенок живет в своей семье. Всё! Вот эта модель финансирования отбора автоматически приведет к тому, что будут отбирать всё больше, больше и больше. Е.Никифоров: Но как они просачиваются?! Ведь все-таки есть общественное сопротивление, все-таки Владимир Путин – президент православный… М.Хазин: Да Бога ради, они просто про это никому не говорят. Е.Никифоров: Да и возникает вопрос – кто они? М.Хазин: У нас есть целая куча институтов. Высшая школа экономики, Российская экономическая школа, Институт Гайдара, Академия народного хозяйства -  они все проводят либеральные законы! Вся реформа образования, вся реформа здравоохранения – всё это сделано на американские деньги! Америка дает грант, потом под этот грант создается группа, она пишет документ, а дальше они приходят в Правительство и говорят: «Смотрите, какой у нас классный закон! Надо же современным требованиям соответствовать, а вот вам, замминистрам, депутатам, мы сейчас еще грантик выделим – вам 5000 долларов, вам 50 000 долларов, вас пригласят лекции читать в какой-нибудь престижный западный ВУЗ». Вот так в системной деятельности без западных денег точно не обходится. И вот почему молчит Церковь -  я не знаю, это неправильно. Е.Никифоров: И у меня нет на это ответа. Мало того, я не уполномочен озвучивать позицию Церкви.  Да и дело ли это Церкви? И вот здесь возникает вопрос: быть ли Церкви безусловной совестью даже в тех областях, в которых она не является экспертом и специалистом или лучше промолчать? Это такая опасная вещь… М.Хазин: Давайте мы сейчас не будем в это влезать, эта тема сложная и тяжелая. Е.Никифоров: Вот! Хотя меня и нас всех, православных людей, этот вопрос очень беспокоит.

http://radonezh.ru/analytics/glavnoe-to-...

это может быть как раз то, чем человек должен заниматься - сохранять свою связь с Богом, которая его сохранит, во что бы то ни стало.  Любые ситуации, даже самые страшные, даже в бою, на войне, во всех жизненных событиях, которые бывают иногда жестокими, человек, когда остается человеком, сам выходит как образ Божий, и тогда он вынесет все.  Нас учили этому родители – у тебя ничего нет, но   с тобой Господь, будь как будет, а ты терпи. Е.Никифоров: - Сейчас все стали " специалистами " в геополитике, все гадают, что там хочет Америка, не провоцирует ли ее Израиль, что хотят там Саудовские Аравии и т.д.. Мы, православные, тоже переживаем за весь мир. Как нам быть? Архиепкоп  Михаил: - Я вам  скажу так: дайте дипломатам свободу делать свою работу с рассудительностью, здравым смыслом и верой. Есть такая старая мудрость: оставьте пастухов стеречь коров - и всё будет хорошо. Главное, чтобы пастух не занимался хирургией и чтобы сапожник не занимался политикой. В мире у каждого есть его ответственность, его положение, его ремесло. Делай аккуратно, честно свое дело, а Господь управит. Е.Никифоров: - Вы прожили долгую пастырскую жизнь, наблюдали духовную жизнь тысяч людей. Многие  отсчитывают обвал нравственности в западном обществе с того самого 1968 года, о котором вы говорили. Конечно, напрашивается вопрос – конец-то скоро или еще поживем? Архиепископ  Михаил: - О конце говорили уже во времена Христа. Апокалиптическое мышление надо оставить старцам, которые видят этот луч света,   а другие не могут увидеть, поэтому, мне кажется, не надо входить в обсуждение этих вопросов. Е.Никифоров: - Ведь хочется немножечко притормозить разрушение мира? Архиепископ  Михаил: - Так тормозите разрушение мира в самом себе и всё пойдет хорошо. Е.Никифоров: - Вы говорили о том, что вам не хватало святыни в эмиграции, а нам после разрухи не хватало традиции. И мы всегда смотрели на Русскую Зарубежную Церковь с надеждой, что там она сохранена. Как Вы считаете, насколько удалось сохранить традицию и насколько успешно она восстанавливается сейчас у нас в России?

http://radonezh.ru/analytics/u-nas-niche...

Протоиерей Александр Шабанов: - Пиво он не варил, нет свидетельств. А насчет карнавала скажу следующее: когда ирландцы за границей выходили за церковную ограду, т.е. когда они жили в своем национальном районе - они выходили с карнавалом, с весельем. Они делились радостью, праздником. Но другое дело, что Патрик со временем стал фигурой. Не он сам, он как был - так и остался на небе среди живых святых. Патрик - Ирландский просветитель, чудотворец. Но его фигура несколько размыта благодаря поп-культуре, попыткам привлечь его для трансляции вещей, может быть, и безобидных, если не упиваться ими. Для сознания многих людей, действительно, не совсем приемлемо шествие в Великий пост. Но Церковь никогда не призывает участвовать в карнавалах. На Западе я не видел такого, чтобы Церковь ходила в карнавале. Это точно - вышли, и всё. Евгений Никифоров: - Что собой представляет этот карнавал, это шествие? Это типа того, что происходит на масленицу в Рио-де-Жанейро? Протоиерей Александр Шабанов: - Нет, на масленицу в Рио-де-Жанейро или на масленицу в Кельне - это карнавалы, посвященные началу Великого поста. Т.е. это действие происходит в четверг перед первой седмицей. Евгений Никифоров: - Я к чему говорю? Собственно, в Бразилии это уже превращается в распутство. Протоиерей Александр Шабанов: - К сожалению, на любом деле люди начинают зарабатывать деньги. И когда начинают - то вылезает всё, что связано со способом существования через зарабатывание денег. Евгений Никифоров: - А эти шествия, марши на день Патрика в Ирландии - они более - менее целомудренные? Вообще - как там все это происходит, сейчас, по крайней мере? Протоиерей Александр Шабанов: - Я не думаю, что они как-то особенно озабочены выстраиванием норм. Это целомудренно - нецеломудренно, но в принципе сам по себе общественный порядок не нарушается. Люди идут, поют песни, пьют пиво - это да. Евгений Никифоров: - Песни Патрика или свои национальные? Протоиерей Александр Шабанов: - Нет, это национальные песни. Огромная фольк - традиция ирландской музыки, которая развивалась с конца XIX века.

http://radonezh.ru/text/protoierey-aleks...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010