Назовем теперь ворота Иерусалимские. С запада, у замка Давидова: Бабуль-Халиль, так названные потому, что они ведут чрез Вифлеем в Хеврон, называемый арабами Эль-Халиль; это также ворота Яфские и врата Юдоли, упоминаемые у Неемии ( Неем 2:13 ; 2Пар 26:9 ). Обогнув вдоль стен западный угол города и направясь по северной стороне, – нет других ворот кроме Дамасских. Мы говорили уже, что эта западная угловая часть Иерусалима, где находится святая Голгофа, не была застроена, и что древние стены составляли тогда входящий угол, а теперь этот угол выходящий. Во входящем углу древнего Иерусалима было двое ворот, с одной стороны железные, а с другой Судные; эти последние находятся теперь на конце Страстного пути. Нынешние ворота Дамасские, Бабуш-Шам, падают на местность древних врат, упоминаемых у Неемии ( Неем 3:6; 12:39 ). После ворот Дамасских следуют ворота Бабуль-Саххара, это ворота Иродовы, также Ефраимские, или Вениаминовы; они теперь закладены, но в них есть калитка. На восточной части Иерусалима существуют теперь одни ворота, это Гефсиманские или Св. Стефана; мусульмане называют их: Бабус-ситти Мариам, именем Пресвятой Девы Марии, поблизости Ее гробницы; они занимают место древних ворот Овчих, по указанию Неемии и Святого Евангелиста Иоанна ( Неем 3:1–32; 12:39 ; Ин 5:2 ). Между этими воротами и северо-восточным углом иерусалимских стен были врата рыбные, названные так у Неемии ( Неем 3:3; 12:39 ; 2Пар 33:14 ; Соф 1: 10 ) и в других местах Библии. Продолжая путь от ворот Гефсиманских, встречаем мы закладенные золотые ворота, Бабуль Дарагие; это, вероятно, библейские ворота Мифкад; близ них были, при повороте горы Мории с востока на запад, врата Конские; это угол коний врат восточных Пророка Иеремии. По южной стене, противу Силоама видны также закладенные ворота Мограби; это врата Гнойные, Неемии (Porta Sterquilinaria); тут также есть калитка, которою располагают одни жители мечети Омаровой; она ведет в палисадник, принадлежащий мечети. Близ ворот Гнойных были врата водные; вероятно, над самым источником Силоамским на оконечности горы Сионской, которая входила тогда в состав города. Теперь с южной стороны Иерусалима существуют одни ворота Сионские, противу мечети, занимающей место Тайной Вечери; они называются мусульманами Бабуль-Неби-Дауд; то есть Пророка Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Иез.8:4 .  И вот, там была слава Бога Израилева, подобная той, какую я видел на по­ле. В храме пророк находит Славу Господню в том самом виде, в каком он видел ее на поле, т. е. в окрестностях Тел-Авива ( Иез.3.23 ), что могло быть знаком или того, что Слава Господня (Бог) всегда присутствовала во храме таким же образом, каким она явилась у Тел-Авива и на Ховаре, или того, что Бог пришел теперь во храм этим особенным (потрясающим и страшным) образом для какой-либо цели, подобной и не менее важной, как в тех двух случаях явления славы; такою целью явления здесь славы Божией был суд Божий над Иерусалимом, производство которого и описывается в VIII-XI гл. и возвещение которого было главной целью призвания к пророчеству Иезекииля. «Там» не в узком смысле места, где стоял Иезекииль во храме у северных внутренних ворот, а в широком смысле – в храме. В каком именно пункте обширного пространства храма стояла слава Господня, об этом говорится только в Иез.10.3 : она стояла на правой, т. е. южной стороне храма, а пророк на северной. Слава названа не просто «Господнею», как везде ранее, а славою «Бога (Елогим, а не Иегова, как в Иез.2.1 , должно быть потому что завет нарушен) Израилева» по противоположности с чужим божеством, идол которого был в храме. Иез.8:5 .  И сказал мне: сын человеческий! подними глаза твои к северу. И я поднял глаза мои к северу, и вот, с северной стороны у ворот жертвен­ника – тот идол ревности при входе. «У ворот жертвенника». Так назывались северные внутренние ворота, может быть, потому что жертвенных животных, которых положено было закалать с северной именно стороны жертвенника ( Лев. 1.4, 11 ), приходилось проводить во внутренний, священнический двор через эти именно ворота; может быть через эти ворота был и обыкновенный ход (ср. Иез.40.35, 37 ) к жертвеннику (если восточные ворота, как можно думать на основании Иез.46.1 и д., держались обыкновенно закрытыми, открываясь может быть только для торжественных процессий, а южные были царским ходом). Другие объясняют название «ворота жертвенника» тем, что у тех поставлен был сдвинутый с своего – центрального места во дворе Ахазом жертвенник Соломона ( 4Цар 16.14 ). «Идол ревности», находясь «с северной стороны» этих ворот у входа их, таким образом должен был стоять уже на внешнем дворе у самых северных ворот во внутренний двор, может быть потому, что это было самое людное и проходное место храма (более людное во всяком случае, чем священнический двор). LXX немного иначе: «на север от восточных ворот у входа» (их? или обычного хода во храм? в последнем случае топографическое указание LXX не разнится от еврейского).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Стены, окружающие в настоящее время Иерусалим, были воздвигнуты Сулейманом в 1534 году и, кажется, близко отвечают стенам, защищавшим город в эпоху крестовых походов. Они имеют тринадцать метров вышины и один метр толщины, снабжены башнями и бастионами. В них существуют семь ворот, из которых двое заложены. Первые, на север, – Дамасские (Баб-эль-Амуд по-арабски), чрез них идет путь в Наплузу, Назарет и Дамаск. Они укреплены лучше других. Вторые, по направлению к северо-востоку – Иродовы (Баб-эль-Загери), лет двадцать тому назад замурованные; они средней величины, с маленькой башней. Третьи, на восточной стороне – Св. Стефана (Баб-Ситти-Мариам, «ворота Богоматери Марии» по-арабски, – так как они ведут к гробнице Богоматери), так названные в память первомученика, побитого на этом месте камнями. Четвертые – Золотые, более других замечательные своими украшениями. Чрез них имел торжественный въезд в Иерусалим Христос. Они с давних пор заложены, ибо, по поверью мусульман, чрез них войдет в Иерусалим будущий завоеватель. Пятые – ворота Беззакония (Баб-эль-Мокгарибег). Они находятся над Силоамским источником и, приблизительно, в центре древней Тиропеонской долины. Шестые – Сионские (Баб-эль-Неби-Дауд – «ворота Пророка Давида»). На западной стороне стены находятся только одни, седьмые, ворота – Яффские (Баб-эль-Халиль – «Хевронские»). Чрез эти ворота идет дорога в Вифлеем и Хеврон, а вправо отделяется путь в Яффу. Возле ворот находится крепостца Эль-Каляг – старинный замок пизанцев, остаток крестовых походов, называемый обыкновенно башней Давида. Иерусалим представляет удлиненную, по направлению от севера к югу направленную трапецию; чрез нее проходят три главные улицы. Первая идет от Яффских ворот к востоку. Она оканчивается у ворот Харама (Омаровой мечети). Во времена крестовых походов она была названа Давидовой улицей. Вторая начинается от Дамасских ворот, проходит позади храма Гроба Господня, прорезывает город от севера к югу и оканчивается у Сионских ворот. По направлению ее идет Крестный путь. Небольшая Христианская улица отделяется от Давидовой и ведет к храму Гроба Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вместе с тем, здесь и предупреждения, о которых нам надо помнить. Это участь «боязливых». Боязнь перед людьми, связанная, очевидно, с «неудобством» исповедания Христа перед людьми, в духовной жизни христианина приравнивается Господом к смертным грехам как «неверность» Ему (то есть отречение от Него) и наказывается «второю смертью» в «озере, горящем огнем и серою». Конечно, «при простоте голубя» нам нужна и «мудрость змия» (см. Мф.10:16 ), и память о заповеди: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» ( Мф.7:6 ). Очевидно, здесь христианин должен проявлять мудрость в том, чтобы неосторожно не выставить чего-либо святого и своей веры на поругание и насмешку, а себя подвергнуть большой опасности. Но, вместе с тем, он не может отказаться от веры во Христа при прямом вопросе к нему об этом. Это видно из слов Евангелия: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» ( Мк.8:38 ). Боязнь не должна мешать участию христианина в Таинствах и готовности «всякому, требующему у вас отчета о вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» ( 1Пет.3:15 ). Далее апостол Иоанн дает описание города Нового Иерусалима: «И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца. Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его. Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий 33 , длина и широта и высота его равны, И стену его измерил во сто сорок четыре локтя 34 , мерою человеческою, какова мера и Ангела» ( Откр.21:9–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

17 сентября королевич стоял в Звенигороде, Сагайдачный – в селе Бронницах Коломенского уезда. 20 сентября королевич стал в знаменитом Тушине; Сагайдачный появился у Донского монастыря и начал пропускать обозы свои для соединения с королевичем; бояре с войском вышли было из Москвы, чтоб воспрепятствовать этому соединению, но на московских людей, по словам летописца, напал ужас великий, и они без бою пропустили гетмана мимо Москвы в таборы к Владиславу. Ужас москвичей увеличила еще комета, которая головою стояла над самым городом: царь и все люди, смотря на звезду, думали, что быть Москве взятой от королевича. Между тем под Москвою шли переговоры: Владислав требовал подданства, называя себя царем московским, бояре вымарывали в грамотах дегтем этот титул королевича и тянули дело, поджидая союзников – голод и холод. Но поляки не хотели дожидаться и в ночь на первое октября повели приступ; осажденные были предуведомлены из неприятельского стана и готовы к отпору. Кавалер Новодворский сделал пролом в переднем городке и дошел до самых Арбатских ворот, но здесь, прикладывая к ним петарду, был ранен в руку из мушкета. Вслед за этим русские сделали вылазку из ворот и схватились с неприятелем, обстреливаемым со всех сторон: поляки держались до света, но, не получая помощи от своих, отступили. Арбатские ворота и места от Арбатских до Никитских ворот ведал во время приступа окольничий Никита Васильевич Годунов, с 457 человеками, а в Арбатских воротах и на воротах начальствовали Данила Леонтьев, Иван Урусов и дьяк Антонов. Приступ к Тверским воротам был еще менее удачен, потому что лестницы, принесенные поляками, были слишком коротки. Тверские ворота и пространство от Тверских до Петровских ворот, до Трубы и до Сретенских ворот были поручены князьям Даниле Мезецкому и Григорью Волконскому с 562 человеками пехоты, с 22 конницы, в самых же Тверских воротах и на воротах начальствовали Василий Монастырев, Семен Дунилов и дьяк Головин. Поляки, по их известиям, потеряли у Арбатских ворот 30 человек убитыми и более 100 ранеными.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Первые известные постройки появились здесь во 2-й пол. XIV в. Они принадлежали 2 основанным в то время крупным кремлевским мон-рям - мужскому Чудову и женскому Вознесенскому. Вообще церковные владения в вост. части Кремля в XV-XVII вв. были довольно обширны. Наряду с 2 уже названными обителями здесь находился небольшой Афанасиевский мон-рь (подворье Кириллова мон-ря), а также располагалось более десятка монастырских и архиерейских подворий: Троицкое (у Троицких ворот), Симоновское, Новоспасское, Архангельское, Донское, Вознесенское (близ Никольских ворот), Новодевичье, Крутицкое (возле Спасских ворот), Угрешское и Коломенское (на Подоле, близ Петровской башни). Кроме того, здесь стояли и приходские храмы, наиболее значительные из к-рых: свт. Петра, митр. Московского; равноапостольных Константина и Елены; свт. Николая Чудотворца (Николы Гостунского); вмч. Георгия Победоносца; Черниговских чудотворцев; св. Александра Невского; св. Христофора; Рождества Христова; святых Космы и Дамиана; св. Параскевы Пятницы; Входа Господня в Иерусалим и др. Есть свидетельства и о жилых дворах кремлевского духовенства (на Подоле, возле ц. равноапостольных Константина и Елены), в т. ч. священников Архангельского собора (к юго-востоку от него), протопопов Благовещенского собора, духовников вел. князей и царей (близ ц. святых Космы и Дамиана). В вост. части Кремля длительное время постоянно проживали ремесленники. В частности, возле старых Никольских ворот белокаменного Кремля, около ц. святых Космы и Дамиана во 2-й пол. XIV-XV в. селились литейщики, кузнецы, ювелиры, косторезы, сапожники, в нач. XVI в. у Спасских ворот - портные. Недалеко от этих ворот довольно компактно жили богатейшие московские купцы: Ховрины-Головины, Таракановы, Бабины, Антоновы, Петровы и др., нек-рые представители княжеской администрации: дьяки Андрей Ярлык, Семен Башенин и др. Однако при вел. кн. Иоанне III все они постепенно выселялись за пределы Кремля, превращавшегося исключительно в великокняжескую, а затем и царскую резиденцию.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

Золотые ворота внесены в список мирового наследия ЮНЕСКО. Церковь в честь положения ризы Господней помещается наверху так назыв. «Золотых ворот». Время первоначального основания ее относится к глубокой древности, ко времени вел. князя Андрея Боголюбского. Укрепив свой столичный город, вел. князь Андрей в проезде между валами, идущими по западной стороне, устроил высокую башню из белого камня с воротами для проезда в середине ее, назвав эту башню «Золотыми воротами». Когда работы по постройке этих ворот приходили уже к концу, когда леса и кружала были разобраны, от сырости извести, как объясняет составитель жития князя Андрея, своды ворот упали и засыпали 12 человек из владимирских граждан. Можно было думать, что несчастные были задавлены до смерти, но благочестивый князь Андрей обратился к небесной Заступнице с молитвой о сих несчастных. На место происшествия была принесена чудотворная Владимирская икона Богоматери, отправлено перед ней молебное пение, затем разобраны были камень и мусор от упавшего свода, и к удивлению всех засыпанные не только оказались живы, но даже ничем не поврежденные. Это событие изображено на иконе, находящейся на западной стороне Золотых ворот. В память этого события князь Андрей устроил над самыми воротами церковь в честь положения ризы Богоматери, которая и была освящена в 1164 г. В 1238 г. во время татарского нашествия с Золотых ворот князья Всеволод и Мстислав Георгиевичи наблюдали за движениями подступавших к городу врагов и с болью в сердце видели, как татары растерзали бывшего в плену у них княжича Владимира Георгиевича. От Золотых ворот, между прочим, ворвалась татарская орда 7 февраля 1238 г. во Владимир. Конечно, и самые ворота и церковь жестоко пострадали от татарского разорения и долгое время были в полуразрушенном виде. О возобновлении церкви над Золотыми воротами есть известие уже в XVII в.; возобновлена она в 1687 г. и освящена в 1691 г., как это видно из заметки в делах патриаршего казенного приказа. Во время пожара, бывшего во Владимире в 1778 г., Золотые ворота и церковь над ними сгорели и в полуразрушенном виде оставались до начала XIX ст. Возобновлен храм в 1810 г. усердием бывшего тогда во Владимире губернатора князя Ивана Михайловича Долгорукова, затем отремонтирована в 1867 г. Престол в настоящее время в церкви один – в честь положения ризы Господней. Когда произошла перемена в наименовании престола, неизвестно; вероятно при возобновлении церкви в 1810 г.

http://sobory.ru/article/?object=00994

2 . Можно разуметь под именем ворот и всякого проповедника; потому что, кто своими устами отверзает нам дверь в царство небесное, тот служит воротами. Поэтому и двенадцать ворот описываются как в Апокалипсисе Иоанна ( Откр.21:21 ), так и в последнем видении сего Пророка. Ни не прилично еще разуметь под именем ворот знание Св. Писания, которое, открывая нам смысл, отверзает дверь в царство небесное. Можем разуметь под именем ворот даже веру, которою принимаем мы первою, чтобы взойти в здания добродетелей. Поэтому здесь ясно присовокупляется: и взошел чрез ступени их (ворот) ( Иез.40:6 ) 64 . 3 . Ибо что значат ступени сих ворот, если не заслуги добродетелей? Ибо, в познании ли Посредника Бога и человеков, человека Иисуса Христа, в знании ли Божественного Слова, даже в самой вере, которую мы принимаем, мы восходим по степеням к высшим приращениям. Ибо никто вдруг не бывает совершенным, но в добром житии всякий начинает с меньшего, чтобы восходить к великому. Об этих степенях чрез Псалмопевца говорится: Бог в степенях ея (Церкви) будет познаваем, когда будет принимать ее 65 ( Пс.47:4 ). Ибо когда Господь принимает святую Церковь , тогда познается в степенях ее, потому что слава Его проявляется чрез ее наращения. Ибо насколько святая Церковь успеет в возвышении, настолько Бог делается ведомым для людей в силах Его. И об этих-то степенях блаженный Иов говорит: чрез все отдельные степени мои возвещу Его ( Иов.31:37 ) 66 . Потому что всемогущего Господа чрез все свои отдельные степени возвещает тот, кто чрез приумножения добродетелей, которые он приемлет, всегда воздаст славу своего благоговения. Если бы не было степеней в восхождении сердечном, то Псалмопевец не стал бы говорить: пойдут от силы в силу ( Пс.83:8 ). 4 . Не дивно, если есть степени от силы в силу, когда каждая отдельная сила приумножается как бы некоторыми степенями, и таким образом чрез приумножения заслуг возводится к высшему. Ибо иное значат начала добродетели, иное успех (в ней), иное совершенство. Ибо, если бы самая вера не была возводима к совершенству своему чрез некоторые степени; то святые Апостолы не стали бы говорить: приложи нам веру ( Лк.17:5 ). И к Иисусу приходит некто, который желал исцеления сына своего, но вопрошенный о том, верует ли он, ответствует: верую, Господи, помози моему неверию ( Мк.9:24 ). Прошу обсудить то, что говорится. Если он веровал, то почему называл (свою веру) неверием? А если он сознавал, что имеет неверие, то каким образом веровал? Но поскольку вера чрез сокровенное вдохновение благодати растет по степеням заслуг своим: то в одно и то же время тот, кто еще не совершенно веровал, и веровал, и вместе был неверующими.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Некоторые святые видели рай и передали нам свои видения. Так, св. апостол Павел, еще будучи на земле, восхищен был в рай; он так передает нам об этом. Знаю человека во Христе, который... (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать ( 2Кор. 12, 2–4 ). Св. Иоанн Богослов видел рай в таинственном видении. Вот как он описывает это видение в Апокалипсисе. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего... се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их... И пришел ко мне один из семи Ангелов... И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израиля: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца... Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. А двенадцать ворот – двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города – чистое золото, как прозрачное стекло. Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец... Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет... И показал мне чистую реку воды жизни, светлую как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую стороны реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов... И ночи не будет там, и не будут иметь нужду ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

Эти данные, обоснованные наличием надписи на старом антиминсе, хранившемся в монастыре, легли позднее в основу всех исследовательских работ. Первыми обратили внимание на сложное устройство изначально главных западных ворот с церковью над ними В.И. Троицкий и С.А. Торопов: «Здание... парадных, «святых» ворот составилось собственно из двух частей - старой XVI в. и повой 1640-х годов. Первая с четырьмя мощными арками, сохранившими в трех пролетах «подставы» - крюки для навешивания створов, и вторая, пристроенная с проемами для «герс» и створами ворот. Над проемом ворот также сделан в кладке киот для иконы... В этом здании мы видим крайне своеобразное объединение в одно архитектурное целое совершенно различных по своему назначению частей: здания ворот и защитного их укрепления, сторожек для привратников и церкви. Церковь и ворота под ней - остаток древней стены XVI в., так как построение церкви датируется 1591-93 годами. Передняя же часть, как сдвинутая против древней, есть часть позднейшей стены 1640-х годов. Самый храм обезображен четырехскатной крышей, скрывшей под собою ряды «кокошников» - переход к главе... как установили научные обследования наших дней, они не утрачены и могут быть легко восстановлены, после чего перед нами появится один из прекраснейших памятников древнерусской архитектуры XVI века». В.П. Выголов, характеризуя стены Симонова монастыря, писал: «О расположении древних стен с западной и восточной сторон можно отчасти судить на основании существовавших здесь до 1640-х годов надвратных храмов, сооруженных еще в системе прежней ограды. Первый такой храм Всемилостивого Спаса был возведен вместе с воротами с западной стороны ограды (ставшими, вероятно, с этих пор главным входом обители) в 1591-1593 гг. в честь победы над войсками татарского хана Казы-Гирея, достигнутой при участии гарнизона монастыря». Далее, отмечая «несколько «случайное» размещение» храма по отношению к новой ограде, исследователь обосновывает доказательство того, «что храм был встроен в древнюю ограду, которая примыкала к его нижней части, имевшей характерную для святых ворот форму с двумя входными арками». Церковь Всемилостивого Спаса, действительно, была сильно отодвинута от линии стены вглубь территории монастыря и поставлена под небольшим углом к ее плоскости. В.П. Выголов писал: «Западную часть типично годуновского храма - небольшого бесстолпного четверика, перекрытого крестчатым сводом и завершенного пирамидой кокошников с одной главой, образует более массивная пристройка. Она явно одновременна остальным стенам 1640-х годов, трактованная как невысокая башня с арочным проемом внизу и двумя ярусами бойниц вверху. Характерно, что ее единственный входной проем плохо сочетается с нижней, воротной частью храма, имеющей по древней традиции два арочных проема разного размера - больший для проезда и меньший для прохода, который был закрыт при строительстве башни».

http://sobory.ru/article/?object=39880

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010