В 1848 г., уже после смерти Шестакова, церковь была завершена. Очень крупный масштаб, подчеркнуто лаконичные объемы, отсутствие декора создают образ огромной монументальной силы. Храм оформлен портиками с двух фасадов. Внутри сохранилось первоначальное решение пространства: подкупольная ротонда, по ширине равная куполу, притворы и трапезная, в которой выделены боковые приделы. Всего приделов было четыре - Сретения иконы Владимирской Богоматери, Богоматери Всех Скорбящих Радости, Усекновения главы Иоанна Предтечи, св. Николы Чудотворца. В литературе церковь часто приписывают А.Г. Григорьеву, мастеру позднего ампира, или Е.Д. Тюрину, потому что здание полно воплощает основные принципы этого архитектурного периода. В XIX-XX вв. храм, обладавший прекрасной акустикой, был приходом московской интеллигенции. Здесь отпевали М.С. Щепкина (1863), М.Н. Ермолову (1928), великого архидиакона Константина Розова (1923). В 1917 г., после октябрьских боев, в церкви Большое Вознесение отпевали погибших в боях с революцинерами военных. В этом храме Святейший патриарх Тихон за два дня до своей кончины совершил последнюю службу. В 1931 г. храм был закрыт, колокольня разрушена. После закрытия иконостас разобрали и сожгли прямо в храме. Росписи работы итальянских художников были закрашены 7 слоями краски. Глаза святых перед этим искололи и исцарапали. Здание храма вначале отдали под склад тары; потом его передали Академии наук, и в 1950-х гг. его занимала высоковольтная лаборатория Института им. Кржижановского АН СССР. Пологие треугольные фронтоны над портиками уничтожили для устройства окон в здании. Внутри храма перед амвоном вырыли яму глубиной 11 метров. В центре ямы установили металлический шар, точно такой же подвесили под куполом. Между этими шарами пропускали электрический ток. На месте алтаря был устроен гараж. В 1987 г. лаборатория была выведена из здания храма. В храме планировалось устроить концертный зал. В 1990 г. отреставрированный храм возвратили верующим. 23 сентября 1990 г. был совершен первый за годы советской власти Крестный ход из Успенского собора Кремля к храму " Большое Вознесение " во главе со Святейшим патриархом Алексием.

http://sobory.ru/article/?object=02267

Храм, где венчался Пушкин, передан в собственность Церкви Москва, 12 декабря 2018 г. Фото: bolshoevoznesenie.ru      Издано распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 14 августа 2018 г. 26723 о передаче в собственность Русской Православной Церкви объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Большое Вознесение, 1848 г., арх. А.Г. Григорьев», расположенного по адресу: г. Москва, ул. Большая Никитская, д. 36, сообщает пресс-служба Финансово-хозяйственного управления . Местная религиозная организация: Православный приход храма Вознесения Господня («Большое Вознесение») у Никитских ворот гор. Москвы Московской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). История Первое упоминание Деревянная церковь «Вознесения Господня, что в Сторожах» впервые упоминается в летописях XV века. Храм сгорел в 1629 году. Возможно, название «в сторожах» связано с деревянным укреплением на опасном западном направлении — с острогом. Храм на Царицыной улице В 1685—1689 годах царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной, чей двор находился неподалеку, на месте нынешнего Столового переулка, был построен каменный Вознесенский храм «о пяти каменных главах» с приделами иконы Божией Матери «Владимирская» и святителя Николая — чуть западнее ныне стоящего. XVIII век В XVIII веке участок перешел в собственность князя Г. А. Потемкина. Есть версия, что в Вознесенском храме в 1774 году состоялся тайный брак Г. А. Потемкина с Екатериной Великой. Во всяком случае именно он заказал в 1790 году, незадолго до своей смерти, строительство новой, более просторной каменной церкви. Архитекторы Кому принадлежал первоначальный эскиз основного здания, доподлинно неизвестно: называются имена В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, И. Е. Старова. Строительство началось в 1798 году с трапезной по проекту М. Ф. Казакова. Трапезная имеет примыкающую галерею и два придела, в которых ныне расположены престолы иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» и Николая Чудотворца. Пожар и восстановление

http://pravoslavie.ru/117863.html

Церковь была закрыта 1937—1992 г. г. Реставрирована 1990—1992 г. г. Сохранилась ограда начала XX в. При храме действуют детская воскресная школа, библиотека и Вознесенская церковная лавка по продаже книг и церковной утвари. Первое упоминание о церкви относится к 1584 г. Тогда она располагалась в слободе ремесленников, выведенных из Новгорода и Устюга («сведенцев»). При пожаре 1629 г. деревянная церковь сгорела, а грамота на каменное здание датирована 1634 годом. Древнейшее ядро каменного храма, относящееся к первоначальному этапу строительства, представляет собой основной объем – четверик, вытянутый с севера на юг, примыкающую к нему трапезную и шатровую колокольню (объемы сгруппированы по оси). В 1680-е гг. храм перестраивали, и, видимо, тогда же пристроили южный придел святых Прокопия и Иоанна, Устюжских чудотворцев, канонизированных в 1548 г. К 1690 г. относится первое упоминание северного Никольского придела. В Петровскую эпоху неподалеку от храма располагался двор видного государственного деятеля, ближайшего сподвижника Петра I князя-кесаря Федора Юрьевича Ромодановского. Об этом напоминает обнаруженное в 1990-е гг. возле храма белокаменное надгробие одного из холопов Ромодановского Якова Анисимовича Князева. В 1737 г. храм горел и был восстановлен к 1739 г. К этому же времени относят пристройку северного придела во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Изящная колокольня отличается выразительным силуэтом, гармоничностью пропорций. Ее особенностью является расположение «слухов» в тимпанах кокошников, а не на гранях шатра. В 1764 г. здание церкви было завершено восьмиугольным барабаном в стиле барокко, завершающимся одной главкой. В 1831 г. был сооружен новый иконостас. К началу XIX века относится также увеличение южного придела пристройкой с запада, сооружение арочной галереи, примкнувшей к северному приделу и заложенной позднее, и теплой паперти. Вероятно, с начала 1830-х годов в связи со строительством нового большого здания церкви Вознесения Господня у Никитских ворот («Большое Вознесение») Вознесенская церковь на Большой Никитской улице стала называться «Малым Вознесением». Поновлення в храме проводились в 1902 г.

http://sobory.ru/article/?object=02266

Именно таким «прицепом» из классицисткой трапезной и шатровой древнерусской колокольни храм выглядит на видовых открытках XIX-haчaлa XX века. Однако в 1931 году храм закрыли, а в 1937 году колокольню снесли. Основное здание тогда спаслось благодаря статусу «памятника пушкинской эпохи», хотя за советские годы успело побывать и складом тары, и лабораторией одного из НИИ. Богослужения возобновились здесь только в начале 1990-х. Что же до нынешней колокольни, то она, столь органично вписавшаяся в облик храма, представляет собой… новодел начала 2000-х годов. Правда, проект её появился лишь после тщательного анализа эскизов XVIII-XIX веков. Большое Вознесение у Никитских ворот 7. Казанский собор на Красной площади Этот храм знаменит не только своей печальной судьбой (имеющей ныне счастливое завершение), но и тем, как на протяжении истории он менял облик. Каменный Казанский храм на Красной площади был освящён в 1636 году, ещё через одиннадцать лет к нему пристроили придел святых Гурия и Варсонофия. В XVII столетии храм не был обойдён царским вниманием, но считался «престижным» также и в среде духовенства. Когда в преддверии церковной реформы Алексей Михайлович разыскивал по городам талантливых проповедников (для возрождения искусства церковной проповеди, которое к тому времени было почти совсем утрачено), специально приглашённый в Москву Иван Неронов был назначен тамошним настоятелем. После же начала раскола, когда Неронов был арестован и претензии на настоятельство стал предъявлять живший в доме у своего тогдашнего духовного отца протопоп Аввакум, храмовый причт очень быстро усмирил претензии гостя при помощи стрельцов. Казанский собор на Красной площади. 60-е годы XIX века. Фото temples.ru В 1760-х годах пришедший в ветхость храм был перестроен, в начале XIX века снесена прежняя шатровая и пристроена новая колокольня. В итоге на фотографиях XIX столетия Казанский собор узнать сложно. О его «наружном убожестве» во второй половине века говорили даже паломники. В 1925-1930-ом годах под руководством Петра Дмитриевича Барановского была произведена реконструкция, во многом вернувшая храму исторический вид. Однако в 1936 году Казанский собор был снесён.

http://pravmir.ru/sem-hramov-kotoryie-mo...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото Владимира Ештокина Как Артемьев Москву спасал 28 мин., 06.07.2016 Знаете ли вы, что связывает эти совершенно разные исторические здания Москвы: величественную городскую усадьбу генерала Юшкова, где сегодня находится Россииская академия живописи, ваяния и зодчества (ул. Мясницкая, 21), «дом-пагоду» XIX века (магазин «Чаи») на тои же Мясницкои и один из самых известных храмов в Москве — храм Вознесения Господня («Большое Вознесение») у Никитских ворот? А связывает их то, что они есть. Сегодня эти здания украшают историческии центр Москвы, а ведь столь привычныи облик нашего города мог быть совсем другим. И сама Мясницкая улица, и значительная часть историческои части Москвы были спасены в 70-е годы прошлого века усилиями художника- реставратора Алексея Валерьевича Артемьева и его единомышленников, которые вели активную борьбу за сохранение от сноса и разрушения старинных домов и улиц Москвы. А храм «Большое Вознесение» мы видим сегодня таким, каким его видел Пушкин, когда венчался здесь с Натальеи Гончаровои. Видим благодаря колоссальным реставрационным работам, которые Артемьев выполнил в этом храме. С художником-реставратором Алексеем Валерьевичем Артемьевым журнал " Фома " говорит о преемственности в русскои культуре, о его видении нашеи истории и, конечно, о вере. Брежнев и Василии Великии — Вы пришли к вере в советское время, когда Церковь была гонима, и уже тогда были глубоко воцерковленным человеком — это заслуга Вашеи семьи или Ваш личныи выбор? — Сеичас часто спрашивают о том, как люди приходят к вере. Но я отвечу, быть может, несколько необычно: я еще не пришел к вере. Вера для меня — таинственное, огромное понятие, и я еще не пришел, а с Божьеи помощью только иду к вере. Но у меня никогда не было атеистических взглядов. Никогда. Вот представьте: растет на грядке перец. Выдернули его, а он и говорит: я в земле торчал и никакого солнца не видел, я вырос сам, и солнце здесь совершенно ни при чем. Современные атеисты для меня — это такие вот перцы, которым кажется, что они сами живут и вырастают и солнце здесь никак не участвует. Хотя солнце-то мы видим физическим зрением, но на него больно смотреть. А вот Бога, которого христиане называют Солнцем правды, мы не видим физическим зрением, мы видим Его только совестью  и любовью, и на Него нам тоже иногда бывает больно смотреть. А ведь наше сознание под этим Солнцем точно так же, как и перец, созревает. Без него оно засохнет и разрушится. Но человек может проявить свою волю и закрыть- ся от этого Солнца.

http://foma.ru/kak-artemev-moskvu-spasal...

Собор Николы Белого (Серпухов) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Николы Белого (Серпухов). Большая кирпичная однокупольная церковь в стиле ампир с трапезной и высокой колокольней. Сооружена в 1835-1857 гг. на месте каменного здания XVII в. Приделы в трапезной Алексия Митрополита и Кирилла Белозерского. Содержание История [ править править код ] Храм Николы Белого занимает в Серпухове среди других приходских церквей бесспорно первое место как по художественным достоинствам, так и по своему градостроительному значению — он служит главной высотной доминантой для целого района старой, исторически сложившейся застройки. Никольский храм на Калужской улице имеет длительную и сложную историю. Первоначально он был деревянным. Таковым он фигурирует в документах XVI — начала XVII вв. Уже к началу 1550-х годов тот отрезок дороги, шедшей из Москвы на Калугу по левому берегу реки Нары, который проходил мимо этой церкви, официально именовался Никольской улицей. Здесь, поблизости от храма Николая Чудотворца, располагался ряд дворовладений, хозяева которых были причислены к серпуховскому посаду. Во второй четверти XVII в. вместо деревянной Никольской церкви возвели каменную. Во всяком случае, уже как существующая и действующая, она упоминается в «Строельной книге г. Серпухова» 1649 г. Это была первая каменная церковь не только на посаде, но и во всем городе. Вторую подобную церковь построили в сельце в честь Жен-Мироносиц, затем в 1696 г. третьим каменным храмом стал Троицкий собор. Сложенная из тесаных блоков местного известняка, Никольская церковь получила у серпуховичей название, закрепившееся за ней с тех пор, Никола Белый. В 1833 г. Серпуховское духовное правление вынесло решение о перестройке церкви «за ветхостию, к чему в то же время и преступили». С тех времен сохранились проектные чертежи с фасадами и разрезами за подписями «Архитектор Таманский» и «Архитектор Шестаков». Федор Михайлович Шестаков (1787-1836 гг.) — академик Императорской Академии Художеств, спроектировавший многие культовые постройки для Москвы, Коломны, Дмитрова и других городов; и Иван Трофимович Таманский (1775-1850 гг.) — ученик М. Ф. Казакова, работал в основном в Москве, но часто командировался по делам в различные места Московской губернии. Федор Михайлович Шестаков был выдающимся мастером эпохи позднего классицизма. Им была спроектирована такая знаменитая церковь, как храм Большого Вознесения у Никитских ворот в Москве, храм Архангела Михаила в Коломне. Но наиболее близким аналогом ныне существующего Никольского храма в Серпухове является именно Большое Вознесение в Москве, спроектированное в том же самом году.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Николы_Б...

…Я лил потоки слез нежданных, И ранам совести моей Твоих речей благоуханных Отраден чистый был елей Твоим огнем душа согрета Отвергла мрак земных сует, И внемлет арфе Филарета В священном ужасе поэт. Просвещенность века сего «снимала шляпу» перед просвещенным духом Христианина. О помощи Хотела бы поделиться и своим опытом молитвенного обращения к святому. В этом году мне предстояла защита научной работы. Процесс подготовки хлопотный, каждый, кто оказывался в роли соискателя, знает об этом. Институт, где должны были обсуждаться результаты исследования, находится на Волхонке, напротив Храма Христа Спасителя. Правда, мое обращение к святителю Филарету определялось не близостью места, а тем, что несколько лет жизни в Москве были связаны с храмом Большое Вознесение, куда я обычно приходила. – «Филаретов храм», и ныне действующий, расположен у Никитских ворот. – Святитель Филарет мне давно близок. С защитой были связаны определенные волнения. Для краткости скажу только, что передо мною был пример одного знакомого, тему которого Большой совет «пропустил» лишь после того, как известный специалист, академик трижды выступил в его поддержку. Перед обсуждением темы зашла в храм. У раки почти никого не было, и я не спеша помолилась у мощей святителя Филарета, пока не появилось внутреннее удостоверение: «все будет хорошо». А перед самым заседанием оказалось, что недостает какой-то малости, бумаги, которую необходимо срочно распечатать. Когда же через несколько минут вернулась в зал совета, оказалось, что тему мою уже утвердили единогласно, без малейшей заминки. Защита была поставлена…на Вознесение . Причастившись за Литургией в день праздника, отправилась в Институт. Возможности зайти в храм уже не было, но я снова обращалась к святому. (Окна зала заседаний выходят прямо на купола Храма Христа Спасителя). Совет оказался настроен исключительно благожелательно, правда, последовали и вопросы, серьезные, «не детские», но иначе и быть не могло, и все прошло благополучно. Все это время святой будто был рядом… Непередаваемое чувство спокойствия и защищенности.

http://pravmir.ru/svyatitel-filaret-mosk...

— Кто ваши прихожане? — Основное ядро нашей общины — около 200 человек. Многие из них ходят сюда с момента, когда еще велось строительство. Я помню, что поначалу было всего около 50 человек, тогда в нижнем храме прошли первые богослужения. Нужно было все отмыть от строительной пыли, приготовить утварь и все остальное. Когда строительство закончилось, к первым энтузиастам присоединились и другие, кроме постоянных прихожан. На богослужении присутствуют в основном или люди, попавшие сюда первый раз, или туристы. Конечно, людей не так много, как хотелось бы, но мы рады, что люди здесь остаются. Значит, наши скромные труды не проходят даром. Чтобы быть обычной приходской общиной, нам нужно завоевывать сердца людей. — Расскажите, как проходят практику в вашем храме только что рукоположенные священники. — Это очень большая честь для нас. В Москве есть четыре места, где священники проходят «боевое крещение»: это Храм Христа Спасителя, Богоявленский кафедральный собор , храм Большое Вознесение у Никитских ворот и церковь Мартина Исповедника. Но не обходится и без проблем. Казалось бы, священников рукополагают из диаконского чина, и человек, который готовится стать пастырем, должен был бы внимательно изучить богослужение в деталях, но тем не менее многие теряются, когда впервые служат. Поэтому мне жаль, что сорокадневная священническая практика сейчас несколько сокращена: они служат ежедневно в течение 25 дней, а потом 15 дней проходят послушания в Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению у владыки Пантелеимона. Конечно, 25 дней это мало. Многие молодые священники рассказывают, что только-только они начали спокойно служить без излишней суеты и страха, понимать, что и как надо делать, как все заканчивается. Как мне кажется, сорокоуст — это оптимальное время для того, чтобы приобрести необходимые навыки. Конечно, всех премудростей за этот срок не постигнешь, но уверенность получить можно, и когда он придет на приход, то сможет спокойно влиться в жизнь общины.

http://patriarchia.ru/db/text/1978038.ht...

От редакции: Почти два года назад, в феврале 2019 года, на сайте Православие. Ru были опубликованы материалы к 25-летию возрождения монашеской жизни в Сретенском монастыре. Одним из московских священников, поделившимся своими воспоминаниями, был протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве, настоятель храма Вознесения Господня у Никитских ворот («Большое Вознесение»). Тогда на сайте были опубликованы лишь две части воспоминаний отца Владимира (Ч.1: Повоюем? , Ч.2: «Мы в Москве ни одного храма ни раскольникам, ни сектантам не отдали» ). От публикации третьей части – «Битва за Сретенский. Москва за нами» – редакция воздержалась. Причиной послужила личная просьба митрополита Тихона. Ознакомившись с материалом, владыка высказал мнение, что не стоит сейчас публиковать эти, пусть и необычайно интересные, но весьма нелицеприятные воспоминания отца Владимира. Как полагал владыка, священник Георгий Кочетков, о котором шла речь в этой части воспоминаний, мог измениться с тех пор, возможно, он что-то переоценил, и потому не стоит ворошить прошлое. Но 29 октября нынешнего года на ютуб-канале «Ещёнепознер» вышло видеоинтервью со священником Георгием Кочетковым, в котором тот вновь позволил себе допустить грубые искажения фактов, связанных с церковными событиями 1993–1994 годов. О них-то как раз и рассказывает в своих воспоминаниях протопресвитер Владимир Диваков. В связи с этим редакция считает необходимым пересмотреть свое решение почти двухгодичной давности и представить читателям заключительную часть воспоминаний протопресвитера Владимира Дивакова, записанную в феврале 2019 года. Священник Георгий Кочетков Для чего ему множить двадцатки? Одним из последних редутов столицы, где происходило нечто странное, до 1994 года был тогда еще не воссозданный храм Сретения Владимирской иконы Божией Матери, что на Лубянке. Там заправляли кочетковцы. Причем этот храм был отнюдь не единственным из тех, которые священник Георгий Кочетков пытался захватить в самом центре столицы.

http://pravoslavie.ru/135008.html

В 1831 г. разобрали старую нарышкинскую церковь, а ее шатровую колокольню оставили. Начало недостроенной галереи оформили как притвор. В том же 1831 г. в неоконченной еще церкви венчались А.С. Пушкин и Н.Н. Гончарова - Гончаровы жили на Б. Никитской, в приходе этой церкви. В 1848 г., уже после смерти Шестакова, церковь была завершена. В XIX-XX вв. храм, обладавший прекрасной акустикой, был приходом московской интеллигенции. В 1925 году в этом храме патриарх Тихон за два дня до своей кончины совершил последнюю службу. В 1931 г. храм был закрыт, колокольня разрушена. Иконостас разобрали и сожгли прямо в храме. Росписи работы итальянских художников были закрашены семью слоями краски. Глаза святых перед этим искололи и исцарапали. Здание храма вначале отдали под склад тары; потом его передали Академии наук, и в 1950-х гг. его занимала высоковольтная лаборатория Института им. Кржижановского АН СССР. Пологие треугольные фронтоны над портиками уничтожили для устройства окон в здании. Внутри храма перед амвоном вырыли яму глубиной 11 метров. В центре ямы установили металлический шар, точно такой же подвесили под куполом. Между этими шарами пропускали электрический ток. На месте алтаря был устроен гараж. В 1987 г. лаборатория была выведена из здания храма. В храме планировалось устроить концертный зал. В 1990 г. отреставрированный храм возвратили верующим. Богослужения возобновлены 23 сентября того же года. В этот день был совершен первый за годы советской власти крестный ход из Успенского собора Кремля к храму «Большое Вознесение» во главе со патриархом Алексием II . В 1999 г. на праздник Вознесения Господня храм освящен архиерейским чином. Во время ремонта храма в 2001-2002 гг, был обнаружен фундамент разрушенной колокольни и принято решение о ее воссоздании. Архитектор проекта - А.Журин. Строительство закончено в 2004 году, колокольня освящена патриархом Московским и всея Руси Алексием II 20 мая 2004 года. При храме действует воскресная школа для детей. Святыни Настоятели Использованные материалы

http://drevo-info.ru/articles/28179.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010