В 1848 г., уже после смерти Шестакова, церковь была завершена. Очень крупный масштаб, подчеркнуто лаконичные объемы, отсутствие декора создают образ огромной монументальной силы. Храм оформлен портиками с двух фасадов. Внутри сохранилось первоначальное решение пространства: подкупольная ротонда, по ширине равная куполу, притворы и трапезная, в которой выделены боковые приделы. Всего приделов было четыре - Сретения иконы Владимирской Богоматери, Богоматери Всех Скорбящих Радости, Усекновения главы Иоанна Предтечи, св. Николы Чудотворца. В литературе церковь часто приписывают А.Г. Григорьеву, мастеру позднего ампира, или Е.Д. Тюрину, потому что здание полно воплощает основные принципы этого архитектурного периода. В XIX-XX вв. храм, обладавший прекрасной акустикой, был приходом московской интеллигенции. Здесь отпевали М.С. Щепкина (1863), М.Н. Ермолову (1928), великого архидиакона Константина Розова (1923). В 1917 г., после октябрьских боев, в церкви Большое Вознесение отпевали погибших в боях с революцинерами военных. В этом храме Святейший патриарх Тихон за два дня до своей кончины совершил последнюю службу. В 1931 г. храм был закрыт, колокольня разрушена. После закрытия иконостас разобрали и сожгли прямо в храме. Росписи работы итальянских художников были закрашены 7 слоями краски. Глаза святых перед этим искололи и исцарапали. Здание храма вначале отдали под склад тары; потом его передали Академии наук, и в 1950-х гг. его занимала высоковольтная лаборатория Института им. Кржижановского АН СССР. Пологие треугольные фронтоны над портиками уничтожили для устройства окон в здании. Внутри храма перед амвоном вырыли яму глубиной 11 метров. В центре ямы установили металлический шар, точно такой же подвесили под куполом. Между этими шарами пропускали электрический ток. На месте алтаря был устроен гараж. В 1987 г. лаборатория была выведена из здания храма. В храме планировалось устроить концертный зал. В 1990 г. отреставрированный храм возвратили верующим. 23 сентября 1990 г. был совершен первый за годы советской власти Крестный ход из Успенского собора Кремля к храму " Большое Вознесение " во главе со Святейшим патриархом Алексием.

http://sobory.ru/article/?object=02267

По мысли святителя Фаддея Успенского, не Христос не хотел пребывать с апостолами видимо во веки, а мир, ненавидящий Христа, не мог вместить пребывания в нем Христа. Мир не мог долее видеть Христа по причине своей неправды. Вознесшись на небо и воссев одесную Отца, Господь не оставил землю Своим Божественным присутствием. Он невидим телесными очами верующих, но, как говорится в кондаке празднику Вознесения, «никакоже (никогда) отлучаяся, пребывает неотступный» и обещает верующим в Него и любящим Его: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Эти слова Христа вдохновили русских иконописцев на создание одноименной иконы. Образ «Аз есмь с вами и никто же на Вы» был написан в переломное время, на рубеже 19-го, начале 20-го веков в мастерской Иоанно-Предтеченского Леушинского монастыря. Удивительно, иконография самого образа «Вознесения Господне» предполагает изображение Богородицы в центре композиции среди апостолов и ангелов. Хотя мы и не имеем свидетельств о Ее участии в этом событии в евангельском тексте, но церковное предание, тексты праздничного богослужения указывают на расширенное прочтение событий: будучи в самом прямом смысле храмом невместимого Бога, Богородица изображается здесь как образ обновленного во Христе человечества, как образ Церкви. Ярким примером иконографии «Вознесения» является икона святого Андрея Рублева, включенная в иконостас Успенского Собора во Владимире. В честь праздника Вознесения на Руси часто воздвигались храмы . Одним из уникальных произведений архитектуры является храм Вознесения в Коломенском, едва ли не единственный сохранившийся в Москве «шатровый храм», воздвигнутый Петроком Малым в 1532 году в честь рождения у Василия III долгожданного сына (будущего Ивана IV Грозного). Кроме того, престольный праздник в этот день состоится и в церкви Вознесения Господня у Никитских Ворот (или как его еще называют Большое Вознесение) на улице Большая Никитская в Москве. Этот храм известен тем, что здесь венчались Александр Сергеевич Пушкин и Наталья Гончарова.

http://pravmir.ru/voznesenie-gospodne/

Церковь была закрыта 1937—1992 г. г. Реставрирована 1990—1992 г. г. Сохранилась ограда начала XX в. При храме действуют детская воскресная школа, библиотека и Вознесенская церковная лавка по продаже книг и церковной утвари. Первое упоминание о церкви относится к 1584 г. Тогда она располагалась в слободе ремесленников, выведенных из Новгорода и Устюга («сведенцев»). При пожаре 1629 г. деревянная церковь сгорела, а грамота на каменное здание датирована 1634 годом. Древнейшее ядро каменного храма, относящееся к первоначальному этапу строительства, представляет собой основной объем – четверик, вытянутый с севера на юг, примыкающую к нему трапезную и шатровую колокольню (объемы сгруппированы по оси). В 1680-е гг. храм перестраивали, и, видимо, тогда же пристроили южный придел святых Прокопия и Иоанна, Устюжских чудотворцев, канонизированных в 1548 г. К 1690 г. относится первое упоминание северного Никольского придела. В Петровскую эпоху неподалеку от храма располагался двор видного государственного деятеля, ближайшего сподвижника Петра I князя-кесаря Федора Юрьевича Ромодановского. Об этом напоминает обнаруженное в 1990-е гг. возле храма белокаменное надгробие одного из холопов Ромодановского Якова Анисимовича Князева. В 1737 г. храм горел и был восстановлен к 1739 г. К этому же времени относят пристройку северного придела во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Изящная колокольня отличается выразительным силуэтом, гармоничностью пропорций. Ее особенностью является расположение «слухов» в тимпанах кокошников, а не на гранях шатра. В 1764 г. здание церкви было завершено восьмиугольным барабаном в стиле барокко, завершающимся одной главкой. В 1831 г. был сооружен новый иконостас. К началу XIX века относится также увеличение южного придела пристройкой с запада, сооружение арочной галереи, примкнувшей к северному приделу и заложенной позднее, и теплой паперти. Вероятно, с начала 1830-х годов в связи со строительством нового большого здания церкви Вознесения Господня у Никитских ворот («Большое Вознесение») Вознесенская церковь на Большой Никитской улице стала называться «Малым Вознесением». Поновлення в храме проводились в 1902 г.

http://sobory.ru/article/?object=02266

— Как вы стали экскурсоводом на Соловках? — Это было сразу после окончания университета. Я решил порвать с атмосферой московской тусовки и забраться куда подальше. Соловки — знаковое место. Оттуда я вернулся и другим поэтом, и в значительной степени другой личностью. Русский антикоммунистический патриотизм появился у меня благодаря публицистике Солженицына и общению с потомками зэков, которые приезжали на Соловецкий остров, оказывались у меня на экскурсиях и рассказывали о той страшной жизни, которая была в этом конц­лагере для собственных граждан. А там сидели и уличные проститутки, и светочи православия, такие как отец Павел Флоренский. Это был особый срез жизни, капля, в которой отражался весь советский режим. Несмотря на тот трагизм, который открылся для меня, я полюбил русскую историю. Именно на Соловках возникла такая узловая фигура, как митрополит Филипп (Колычёв), игумен Соловецкого монастыря, обличавший злодейства царя Ивана Грозного и потом удушенный Малютой Скуратовым. Для меня в этой фигуре митрополита Филиппа сосредоточилась вся русская история и вся история русского православия. С будущим владыкой читали самиздат — В Париже вы вели популярную и в России программу «Вера и слово» на радио «Свобода». Как она создавалась? — Преподавание русской литературы в советское время было изуродовано идеологией. Она подавалась не как религиозно-духовный феномен, а как орудие социальной борьбы. И мне в этой программе очень важно было вернуть слушателям понимание русской литературы как литературы религиозного служения. Не случайно говорил Баратынский: «Поэзия есть задание, которое следует выполнить как можно лучше». И задание это не публики, не общества, не государства и власти, конечно, а задание свыше. И это я старался донести до моих слушателей. Буквально месяц назад я ездил за границу, привёз весь аудиоархив этой программы и хочу его издать. — Какие храмы в Москве у вас любимые? — Да вот рядом с моим домом храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот, где венчался Пушкин. Это мой приход сейчас. Ещё я очень люблю церковь Святого царевича Димитрия при Первой Градской больнице, где настоятельствует владыка Пантелеимон (Шатов). Это мой друг, которого я знал, когда он был ещё мирянином и делал первые шаги в Церкви. Я тогда как раз работал сторожем в одном московском храме, и он приходил ко мне в каморку. Я постарше его и в ту пору чуть больше читал сам­издата, в том числе и религиозного, и делился с ним книгами. С тех пор мы с ним так вместе и идём по жизни.

http://pravoslavie.ru/94658.html

Литургия на Никитской …Последним радостным впечатлением о той жизни, в которой он был еще свободен , был для Патриарха Тихона майский день, когда он совершал Литургию в одном из старинных храмов центре Москвы. Храм этот действует и поныне — это Большое Вознесение у Никитских Ворот. Церковь, которую особенно любил и где служил Филарет Московский; там венчался Пушкин, туда по традиции ходили московские ученые, музыканты, писатели и актеры — любимый приход московской творческой интеллигенции. Мерный, с идеально выверенными пропорциями, построенный в традициях классицизма, с высокой стройной колокольней и торжественными иконостасами, окруженный зеленью, храм этот стал для Патриарха Тихона последним местом служения. После того, как новые власти вытеснили его из Успенского Собора Кремля   и Храма Христа-Спасителя, он перешел в эту расположенную неподалеку церковь, как бы под покровительство одного из самых почитаемых московских святых. 1922 год. В России уже началась очередная «волна» наступления на Церковь под предлогом принудительного изъятия церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья, а здесь все еще теплился огонек надежды, люди, стекавшиеся к «своему» Патриарху со всего города, молились об укреплении в скорбях. И, вот, однажды, окончив службу и благословив паству, он ушел за людьми с «мандатом», сознавая, что с этого момента для него начинается путь исповеднический…   «Резоны» С первых веков христианства гонители Церкви, как правило, прибегают к политическим обвинениям. Сам Господь был судим как «политический преступник»: «Делающий себя Царем, не друг кесарю».   Новые «хозяева» страны не заявляли о своих мотивах открыто. Напротив, советское законодательство провозглашало свободу совести и вероисповедания. Однако принятая на вооружение большевиками «классовая теория» исключала всякую возможность политической терпимости в отношении Православной Церкви, и начавшийся в стране после гражданской войны невиданный голод был цинично использован как «козырь» и оправдание не только для ограбления храмов и святынь, но и для физического истребления духовенства.  

http://pravmir.ru/svitok-iezekilya-arest...

Д. Шостакович, Симфония Иван Каризна (виолончель) Симфонический оркестр Мариинского театра Дирижер — Валерий Гергиев Москва Храм Вознесения Господня у Никитских ворот Б.Никитская, 36 Византийский хор «Филатоните» (Салоники, Греция) Художественный руководитель — Александрос Гикас Регент — Димитриос Манусис Москва Храм Вознесения Господня у Никитских Ворот («Большое Вознесение») Б.Никитская, 36 Храм Вознесения Господня у Никитских Ворот Кострома Государственная филармония Костромской области Советская, 58 Русские романсы и оперные шедевры западноевропейских композиторов Академия молодых певцов Мариинского театра Художественный руководитель — Лариса Гергиева Москва Большой зал консерватории Б. Никитская, 13 Большой зал консерватории С. Прокофьев, Сюита из оперы «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьев, Концерт для фортепиано с оркестром С. Прокофьев, Симфония Денис Мацуев (фортепиано) Симфонический оркестр Мариинского театра Дирижер — Валерий Гергиев Мытищи Мытищинский детский дом-школа музыкального воспитания Парковая 3-я, 1-а Камерный хор «Austrums» Камерный хор «Austrums» (Рига, Латвия) Художественный руководитель и дирижер — Арий Шкепаст Москва Храм святителя Николая Мирликийского на Трех Горах Нововаганьковский пер., 9 Хор «Детска Китка» (Пловдив, Болгария) Художественный руководитель и главный дирижер — Яна Делирадева Москва Храм Воскресения Христова в Сокольниках Сокольническая пл, 6 Храм Воскресения Христова в Сокольниках Александров Государственный историко-архитектурный музей-заповедник «Александровская Слобода» Музейный проезд, 20 Камерный хор «Salutaris» (Минск) Художественный руководитель и дирижер — Ольга Янум Пушкино ДК «Пушкино» Некрасова, 3 Государственный Академический Московский областной хор и Государственный камерный хор Республики Татарстан I отделение Государственный Академический Московский областной хор Художественный руководитель и главный дирижер — Жанна Колотий II отделение Государственный камерный хор Республики Татарстан (Казань) Художественный руководитель и дирижер — Миляуша Таминдарова

http://e-vestnik.ru/db/15_aprelya-9_maya...

В 1920 г. в храме состоялось венчание дочери Федора Ивановича Шаляпина — во время совершения таинства раздавался могучий бас великого оперного певца, читавшего «Апостол». В путеводителях по Москве XIX в. неизменно указывалось, что храм Вознесения Господня у Никитских ворот пользовался особой популярностью у московской интеллигенции, жившей в центре города. Постепенно установилась традиция отпевать в этом храме прославленных представителей московского театрального мира. В частности, в последний путь здесь провожали великих русских актеров Михаила Семеновича Щепкина (1863 г.) и Марию Николаевну Ермолову (1928 г.). Церковь также стала свидетелем страшных «кровавых» событий 1917 г. По свидетельствам очевидцев, на площади Никитских ворот, прямо у стен храма, шли особенно тяжелые бои между юнкерами, защищавшими Временное правительство, и большевиками. 13 ноября 1917 г. в храме «Большое Вознесение» прошло отпевание юнкеров и офицеров, погибших во время октябрьских боев. 23 апреля 1922 г. новая власть произвела в храме «Большое Вознесение» изъятие церковных ценностей «на 500 рублей золота, 4 пуда 20 фунтов 42 золотника серебра, 12 драгоценных камней, 2 пуда 12 фунтов бронзовых изделий». В 1925 г. здесь отслужил свою последнюю литургию Патриарх Тихон. Окончательно храм был закрыт осенью 1931 г. Серебряные венцы, которыми венчали А.С. Пушкина и Н.Н. Гончарову, передали в Государственную оружейную палату. Все остальное убранство храма безвозвратно погибло. Живопись на сводах была уничтожена или замазана. В 1937 г. снесли шатровую колокольню XVII в. и на ее месте разбили сквер. После закрытия храма здание передавали различным арендаторам. Кто только не ютился здесь: конторы, склады, мастерские. Сам храм был частично перестроен: сделали 2-й этаж, наставили перегородок, в стенах пробили новые окна, снесли фронтоны над колоннами. Одно время в нем размещался даже гараж, и в главном алтаре пробили стену для въезда машин. В 1960-е гг. в храм переехала лаборатория по изучению высоковольтных газовых разрядов и молниезащиты Энергетического института им. Г.М. Кржижановского, которая покинула здание храма только в 1987 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5306734.ht...

" Большое Вознесение " осталось в московской памяти связанным не только с именем Пушкина. Всю свою историю именно он всегда был излюбленным храмом московской интеллигенции. В 1863 году в нем отпевали великого М.С. Щепкина, а 13 ноября 1917 года – юнкеров, погибших во время самого ожесточенного в Москве боя у Никитских ворот, и по преданию, здесь же, около храма, захороненных. В 1920 году здесь венчалась дочь Федора Шаляпина, и певец сам читал под сводами храма " Апостола " . 5 апреля 1922 года в Вербное воскресенье Святейших Патриарх Тихон совершил в этом храме свое последнее богослужение – за два дня до смерти. В 1923 году в нем отпевали архидиакона Константина Розова, а в марте 1928 года – первую народную артистку Советской республики Марию Ермолову: служба длилась почти весь день, и только поздним вечером гроб перенесли в Малый театр для прощания. Существует предположение, что в 1919 году в храм Большого Вознесения были переданы иконы университетской домовой церкви св. мученицы Татианы на Моховой, закрытой и превращенной в клуб. Эти иконы, по всей видимости, разделили судьбу икон самого Вознесенского храма – они были вместе сожжены после его закрытия. " Большое Вознесение " закрыли в 1931 году. Память о Пушкине спасла его от сноса, но он жестоко пострадал в советское время: не только сожгли его иконы, но и уничтожили весь интерьер. Была снесена и величественная колокольня. На ее месте разбили сквер и поставили памятник писателю А.Н. Толстому, жившего последние годы своей жизни прямо напротив храма, в доме на Спиридоновке. Само здание храма долго использовали под хозяйственные нужды и различные учреждения – были в нем и склад тары, и высоковольтная лаборатория Института им. Кржижановского. А уже в наше недавнее время, в 1987 году, появился проект превратить его в концертный зал, учитывая великолепную храмовую акустику. Но в итоге " Большое Вознесение " все-таки вернули Православной Церкви. В сентябре 1990 году состоялся первый Крестный ход в этот храм во главе со Святейшим Патриархом Алексием II из кремлевского Успенского собора.

http://pravoslavie.ru/133.html

Возобновилась стройка только в 1798 году, по новому проекту другого корифея отечественного зодчества М.Ф. Казакова. Казаков имел самые амбициозные планы: Вознесенский храм должен был выйти огромным, с высокой колокольней и скульптурами по фасадам. К 1805 году, однако, удалось завершить только тёплую церковь (трапезную часть) с двумя приделами да заложить фундаменты холодной церкви и колокольни. Средств на стрмительное воплощение казаковского проекта в жизнь явно недоставало. К 1812 году холодный храм был возведён только " под окна " . А там случился грандиозный московский пожар, приведший к уничтожению всех трудов. Постройка, по свидетельствам современников, не только обгорела, но даже оплавилась. Потребовалось ещё четыре года на то, чтобы привести в порядок трапезную часть, и в 1816 году её освятил архиепископ Августин (Виноградский). Интересно отметить, что отец владыки Августина некоторое время являлся причетником при Вознесенской церкви и даже был лично знаком с её именитым прихожанином - Григорием Потёмкиным. Вплоть до 1830-х годов новый Вознесенский храм стоял недостроенным. Только летом 1831 года, по личному распоряжению Николая I, начался следующий этап работ. Прозвание " Большое Вознесение " к тому времени укрепилось за недостроенным храмом. Москвичи таким образом стали отличать его от Малого (или Старого) Вознесения - церкви, с 1634 года стоявшей по Никитской улице ближе к одноимённому монастырю. За достройку Большого Вознесения взялся Ф.М. Шестаков, частично использовавший сохранившиеся чертежи Баженова и Казакова, но, однако, " ускромнивший " их. Так, например, Шестаков " смёл " с фасадов скульптуры и уменьшил высоту подкупольного пространства. Другой архитектор, приложивший руку к облику храма, - О.И. Бове. Он частично переработал проект в соответствии с пожеланием одного из тех, кому пришлось " развязывать кошелёк " , - князя Д.В. Голицына. Голицын желал, чтобы церковь обрела сходство с недавно оконченным Преображенским собором Петербурга и в её архитектуре, таким образом отразился бы замысел Потёмкина возвести собор для преображенцев. Бове не в полной мере согласился с ним: предложение князя подразумевало сооружение новых фундаментов. Однако на " родство " Большого Вознесения с петербургским собором зодчий всё же намекнул, прибавив к его северному и южному фасадам колонные портики.

http://sobory.ru/article/?object=02267

И сильные мира сего этому не препятствуют, и даже в какой-то степени это приветствуется. «Одна актриса мне сказала: сейчас вдруг все начали говорить о духовном преображении России, но – простите меня! – я не вижу этого преображения. Напротив, куда ни посмотришь – везде духовная грязь, безнравственность, цинизм, эгоизм. Что же это, конец света наступает?» «Что я могла ответить? – разводит руками Инна Николаевна. – Мы знаем, что будет " День Господень " ! Но чтобы достойно подойти к нему, нужна любовь – нет, капля любви! Потому что если будет в нас хотя бы одна эта капля, то уже можно надеяться на милость Божию, которая не знает границ». Инна Николаевна говорит, что нельзя впадать в уныние – это первый признак потери любви. Она берет в руки Апостол, бережно перелистывает страницы: «Вот, нашла…» И начинает читать из Первого послания апостола Павла коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит…» Вот так и нам надо жить – с любовью. Верить, надеяться и… любить. И тогда мы многое увидим в другом, добром свете, по-другому будем смотреть на многие вещи. Слушая Инну Николаевну, я вспомнил рассказ одного своего знакомого. Он часто бывал в Москве, и однажды его спросили, как он вообще может так долго находиться в этом «тяжелом, погрязшем в грехах городе», в этой «Москве кабацкой» с ее увеселительными заведениями на каждом углу, высокой преступностью, да и вообще в этой вечной московской сутолоке?.. А он удивился, потому что ничего этого не видел и ничего об этом не знал, а все свое свободное время посвящал хождению по православным храмам, поклонению святыням, богослужению. Он видел и хорошо знал «Святую Москву»! «Я люблю святую Москву, – как будто услышав мои мысли говорит Инна Николаевна. – Вот храм Вознесения Господнего у Никитских ворот. Его называют " Большое Воскресение " .

http://radonezh.ru/analytics/inna-vykhod...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010