Село Никитское и соименный ему подмосковный уездный город Никитск, существовавший с 1781 по 1802 годы на месте нынешнего Колычево Домодедовского городского округа, были названы в честь великомученика Никиты – святого покровителя начальников двух родственных боярских фамилий, происходящих от легендарного Андрея Ивановича Кобылы. Из обоих родов вышли выдающиеся церковные деятели прошлого: святитель Филипп Колычев и патриарх Филарет Романов. От Андрея Кобылы и пятерых его сыновей произошли семнадцать домов русских дворян. От пятого сына Федора Андреевича Кошки пошел род Захарьиных-Юрьевых. Никита Романович Захарьин-Юрьев, давший имя селу Никитское, за год до смерти принял монашеский постриг с именем Нифонт и был погребен в родовой усыпальнице Романовых в московском Новоспасском монастыре. Его сын Федор Никитич Романов также стал иноком, а после воцарения сына Михаила – московским патриархом Филаретом. Сохранившееся кирпичное здание церкви с белокаменными деталями в Никитском было построено в XVIII веке. В конце 1830-х – 1840-х годах при владельцах села Рославлевых были обновлены приделы в честь Сергия Радонежского и великомученика Никиты, а затем построена колокольня с высоким шпилем, которую позже соединили папертью с храмом. Устроителем усадьбы в Никитском, от которой остались руины недалеко от Владимирской церкви, считается генерал-поручик Николай Иванович Рославлев. Д. А. Корсаков в статье «Сторонники воцарения Екатерины II» называл его в числе «людей 28-го июня 1762 года». В этот день, когда церковь отмечала память бессребреников Кира и Иоанна, группой заговорщиков был свергнут император Петр III, а царицей провозглашена его жена Екатерина II. Братья Николай и Александр Рославлевы за деятельное участие в заговоре были щедро награждены императрицей. В частности, Александр Рославлев получил в дар село Ловецкие Борки нынешнего Луховицкого района Московской области, где построил церковь в честь святых бессребреников Кира и Иоанна. После восшествия Екатерины II на российский престол Н. И. Рославлев попал в число наиболее близких к новой государыне лиц. В сентябре 1762 года Николай Иванович сопровождал царицу в Москву на коронацию, а во время торжественного обеда в Грановитой палате стоял около трона Екатерины рядом с графом И. С. Гендриковым и Алексеем Григорьевичем Орловым.

http://sobory.ru/article/?object=01153

Вокруг города большая и высокая стена. И здесь Иоанн опирается на картины пророков, описывающих воссозданный Иерусалим. За образец взято описание стены и двенадцати ворот ее у пророка Иезекииля: «И вот выходы города… и ворота города называются именами колен Израилевых; к северу трое ворот» ( Иез.48:30–34 ). Поскольку площадь города имеет форму квадрата, врата ориентированы на четыре стороны света. Каждая сторона имеет трое ворот. Ангелы над вратами – стражники, Ангелы-хранители, согласно пророчеству Исаии: «На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью» ( Ис.62:6 ). На воротах, как в подробном описании Иезекииля, – имена двенадцати колен сынов Израилевых. Это означает, что Новый Иерусалим – город эсхатологического народа Божьего. Однако это уже не Израиль Ветхого Завета, который переживает свое обновление. На нечто иное указывает стих 14, где говорится о двенадцати основаниях города, на которых написаны имена двенадцати апостолов Агнца. Это указывает на Церковь , построенную на основании апостолов, как об этом сказано в Послании к Ефесянам ( Еф.2:20 ). Иначе говоря, Новый Иерусалим – город не Израиля, а Нового Израиля. Итак, число 12, безусловно, указывает на народ Божий. Но не только. Далее это число встречается столь часто и в столь многообразных связях, что с ним ассоциируется и нечто иное, а именно 12 знаков зодиака. Строение небесного города оснащено некими небесными символами, то есть вся картина приобретает космический смысл. Любопытно одно символическое толкование ворот, ориентированных на четыре стороны света. Конечно, такое толкование вряд ли подразумевал Иоанн. Но приведем его просто как одно из поздних аллегорических осмыслений текста Откровения. На востоке трое ворот. На востоке восходит солнце и там начинается день. Эти ворота могут символизировать вхождение в святой город молодых людей. Трое ворот находятся в северной стене. Север – холодная часть света. Эти ворота могут означать пути в святой город тех, кто приходит к христианству через интеллектуальные размышления, то есть нашли свой путь умом, а не сердцем. Трое ворот ведут на юг. Юг – теплая страна, где дует теплый ветер и где есть мягкий климат. Эти ворота могут символизировать пути, которыми приходят в святой город люди, движимые своими чувствами. И на запад ведут трое ворот. На западе заходит солнце и умирает день. Эти ворота могут символизировать пути тех, кто пришел ко Христу на закате своих дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Этот город окружен прекрасною каменною стеною, в окружности добрый час времени. Он имеет десять ворот. Я отправился из Никольских ворот вдоль реки, оттуда к Красным воротам, местности более возвышенной, лежащей на крайнем конце. Отсюда же продвигаясь вперед в поле, я достиг Житных ворот у хлебного магазина, которые были заперты; но тут же невдалеке есть другие ворота в кремль, в которые входят и выходят. Сказанный хлебный магазин находится вне городских стен и также окружен особою каменною стеною. Далее идут Мочаговские ворота, близ которых в некотором расстоянии от города есть еще другие деревянные ворота, не входящие в число городских. Это Татарские ворота, т. е. со стороны татар, где потому постоянно находится русская стража. От них приходите к воротам Решеточным и Вознесенским, между которыми... на стенах есть две башни, одна от другой на триста шагов. От последних ворот нужно воротиться опять к реке, чтоб дойти до Спасских ворот, стоящих вплоть у Волги, а от этих до Исадних ворот, за которыми находится рыбный, хлебный, зеленной, или овощной, торг и проч(ее). В некотором расстоянии отсюда видна другая башня, а на стене– Гарянские ворота, за коими лесной рынок и жилище хлебников, которым не дозволяется жить в городе. Далее за последними воротами идут ворота Кабацкие, не доходя до другой башни, так что ворота приходятся между этой и предшествовавшей башнями. Из этих десяти ворот шесть находятся у реки, а двое ворот в кремле, который лежит перед городской стеной. Есть еще в ней третьи ворота, называемые Пречистенскими, выходящие в город, напротив базара или большой улицы, на которой находятся главные лавки русских и армян. Проходя этими последними по пути в кремль, на левой руке видна Соборная церковь , которую начали постройкой пять лет тому назад, на иждивении митрополита, по имени Сампсония. Этому митрополиту присвоены особые права над духовенством, и для управления им он имеет у себя свой собственный приказ, или канцелярию. Он состоит в то же время митрополитом Терки – города, находящегося под властию его царского величества, по сю сторону Каспийского моря, на Черкасских горах, в семиста верстах от Астрахани.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, Господь самым явным образом будет мстить во время пришествия Своего даже тем, которые хотя должны были бы пребывать в церкви с добрыми делами, но сами извергли себя нечестивейшим поведением своим и преданные сатане обращаются в приделах храма и даже не в приделах, а пред приделами, что более ясно выражается на греческом языке: π τα πρτολα. Мщение будет направлено и на всех тех, которые наполняют Церковь различными неправдами и грехами, нечестием и ложью и смешивают кровь с кровью. Если бы мы пожелали понимать это место в отношении к душам отдельных лиц, то под князьями и домом царя должны понимать помышления ( λυγισμο) и чувства ( και ασθ εις) [как прибавляет в других местах] и самую душу, которая должна быть пристанищем царя; а соответственно с вышеизложенным толкованием одеяния чуждые и т д. мы должны относить к каждому из верующих, которые хотя должны были бы облечься во Христа и всегда пребывать внутри [церкви], покрыли себя различными одеяниями грехов и удалились от Церкви, т. е. собрания святых, и вместо добродетелей наполнили храм тела своего неправдою и скорбью. Соф.1:10 . И будет в тот день, говорит Господь, вопль у ворот рыбных и рыдание у других ворот и великое разрушение на холмах. И будет в день тот, говорит Господь, сильный вопль от ворот рыбных и рыдания от ворот вторых и великое терзание от холмов. LXX: И будет в день тот, говорит Господь, сильный вопль от ворот укалывающих, и рыдания от [ворот] вторых и великое терзание от холмов. В день жертвы Господа, когда Он прострет руку Свою на Иуду и на всех обитателей Иерусалима, и когда неприятельское войско обложит его со всех сторон, будет страшный вопль со стороны ворот рыбных, и рыдания со стороны ворот вторых, и терзание великое со стороны холмов. Воротами рыбными назывались те, которые вели в Диосполис и Иоппию), среди всех дорог Иерусалима это была ближайшая к морю, о чем сообщает и Эздра [Неемия?]: «Ворота же рыбные устроили сыны Асная, они покрыли их и поставили двери створчатые и устроили замки и запоры» ( Неем.3:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Таким образом свидетельство мишны не только не исключает свидетельства Иосифа, но и прямо отсылает к нему для дальнейшего разъяснения системы западных ворот. По Иосифу, главными западными воротами были, как и следовало ожидать, не ворота гостиниц, но ворота царские, выходившие из южного портика или синагоги храма. Особенностию этих ворот было то, что они соединялись не с туннелями и лестницами, как другие ворота внешней стены храма, но с большим мостом, перекинутым чрез прилегавшее к западной стене храма ущелье Тиропеон и соединявшим храм с дворцом Асмонеев и Ксистом – площадью народных собраний («Antiquitates Iudaicæ», XV, 11, 5; «Bellum Judaicum», VI, 3, 2, VI, 6, 2. II, 16:3). Над этими воротами и мостом Иоанн Гискала построил одну из своих защитительных башен против Симона, который, с своей стороны, на противоположном конце моста, воздвиг свою ответную башню («Bellum Judaicum», IV, 9, 12 и VI, 8:1). Мост царских ворот был только реставрирован Иродом; на этом месте он существовал до Помпея, при котором его разрушили приверженцы Аристовула («Antiquitates Iudaicæ», XIV, 4:2). Новейшие раскопки на этом месте обнаружили, что мост существовал здесь и при Соломоновом храме, хотя о нем не упоминается, и вообще слово мост, , в библии не встречается. Царские ворота и мост не были в постоянном пользовании народа; может быть именно потому они и не упоминаются в мишне. Вторые западные ворота, приводившие из храма, по выражению Иосифа, ες τν λλην πλιν, в противулежащий город, были соединены не с мостом, но с двойною лестницею, сначала низводившею в глубину ущелья Тиропеон, а потом опять возводившею на противулежащую храму городскую возвышенность. Это те самые ворота, которые в первом храме назывались Шаллехет. Кроме этих двух главных ворот, Иосиф упоминает на западе еще двое ворот, называя их воротами в предместье, ες τ προστειον. Место этих ворот в нынешней стене храма, развалины их лестниц и мостов мы увидим дальше. Наконец, на северной стороне Иосиф не показывает ворот в своем специальном описании Иродова храма, но однакож существование ворот здесь предполагает в своем повествовании о попытке воинов Кестия сжечь ворога святилища.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть в какой глубокой впадине ныне стоит здание ворот. До последнего времени его северная сторона скрывалась под землею до самых сводов, и только с южной стороны кем-то сделана была траншея, отделявшая здание от прилегающего грунта. В 1886 году Реуф-паша прорыл такую же траншею, 6½ метров глубины, и на северной стороне, так что теперь наружные стены галереи ворот видны кругом. Так как порог первоначальных золотых ворот не мог быть выше, а прилегающий грунт насыпной земли не мог представлять ныне образовавшейся здесь впадины, но был, без сомнения, выше, в уровень остальной площади харама, то вся воротная башня, какой бы вид она ни имела первоначально, была погружена в земле, так что восточные галереи храмового двора проходили поверх воротной галереи, как это было и на южной стороне. Этим, кажется, объясняется и неотделанность южной и северной наружной стороны, отсутствие здесь тех богатых карнизов, которыми украшена не только внутренняя сторона башни, но и наружная на восточной и западной сторонах, а равно и совершенно неотделанные слепые капители пилястров, послужившие моделью слепых капителей колонн в реставрациях иерусалимского храма Пайллу. Невозможно, чтобы при той изысканности, какою вообще отличается отделка золотых ворот, их наружная северная и южная стороны оставались в таком виде, даже в своих позднейших реставрациях, если бы они не были присыпаны землею. Мало того, назначенные служить подземельем, стены воротной башни теперь, по устранении укреплявшей их земляной насыпи, оказались настолько неприспособленными стоять открыто, что Реуф-паша должен был заменить насыпной слой земли особыми контрфорсами, выведенными на двух внутренних углах башни. Любопытно, что западный фасад башни, укрепленный контрфорсами Реуф-паши, получил весьма большое сходство с остатком древней арки на русском месте в Иерусалиме, близ храма гроба Господня. Нужно прибавить, что в раскопках Реуф-паши вокруг здания золотых ворот скалы нигде не найдено; даже водопровод, открытый при этом ниже западного порога ворот, идущий параллельно ему с севера на юг, сложен из камня в насыпной земле, между тем как в 20 шагах на запад от золотых ворот значительная часть скалы видна на самой поверхности.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Собираются все народы и приносят все лучшее. Они идут со своими великими дарами, подготовленными, наработанными за все время земных лет. Верблюды – это символ богатства. Главное украшение города – кедр, ливан и кипарис. Они символизируют Крест – главное украшение святого города. При наступлении великого сбора в новый Иерусалим произойдет явление Креста на небе. Как увидите, что небо сворачивается в свиток, и увидите Крест, знайте, что время сбора в новый Иерусалим пришло. «Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному» ( Откр. 21:11 ). Зеленая, прозрачная, кристалловидная яшма с красивыми прожилками 158 – таким будет светило города, излучающее славу Божию. Это Сам Бог. Чуть дальше будет сказано, что светить будет Сам Бог. Но почему Он светит, как зеленый кристалл? Потому что переполнен жизнью, по этой же причине и в день Святого Духа священнослужители Православной Церкви обязательно переоблачаются в зеленые одежды – как знак будущей славы. «Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот» ( Откр. 21:12–13 ). Город имеет большую и высокую стену, то есть он великолепно защищен, чтобы никакое зло никогда в него не проникло. Стены означают великое ограждение Богом. Когда мы говорим о новом Иерусалиме, то подразумеваем реальность материальную и символическую, связанные между собой непосредственно. Охрана Бога будет проявлять себя как видимые стены, однако эти видимые стены одновременно являются отражением того, как Бог управляет миром. Это как икона: она тот же самый материальный предмет, который выражает некие духовные реальности. И здесь то же самое. Высокая стена означает полную защиту Бога, а двенадцать ворот означают, что есть двенадцать путей, чтобы войти в город. Раньше были одни ворота в рай, а здесь их уже двенадцать. Почему? Двенадцать апостолов – это двенадцать ворот, ведущих в новый Иерусалим. Через апостолов и их преемников мы входим в этот город. К тому же двенадцать апостолов символизируют собой единство Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

2. В этих больших окружных стенах расположены 84 башни и 6 ворот: первые – ворота Давидовы на западе от горы Сион, вторые – ворота дома белильщика 52 , третьи – ворота святого Стефана, четвертые – ворота Вениаминовы, пятые – Портула 53 , то есть малые ворота, от которых по ступеням можно спуститься к долине Иосафата; шестые – ворота Фекои 54 . В качестве выходов наиболее часто используются трое из этих ворот: одни – на запад, другие – на север, третьи – на восток 55 . А с юга над городом возвышается северный выступ горы Сион; известно, что эта часть стен, хотя по ее длине и расположены башни, не имеет ворот, то есть от вышеупомянутых ворот Давида до той стороны Сиона, которая обрывистым склоном обращена на восток 56 . 3. Вообще, сам город, начинаясь от северного выступа горы Сион, спускается пологим склоном до самых нижних мест у северных и восточных стен. Так что, когда идет дождь, вода никогда там не задерживается, но, подобно рекам, вытекает из восточных ворот, захватывая с собой весь мусор с улиц, и в долине Иосафата впадает в поток Кедрон 57 . II. О святых местах в Иерусалиме 1. Итак, первым из святых мест, куда должны направиться входящие в город с северной стороны, является церковь Константина, называемая Мартириум 58 . Император Константин построил ее в величественном и роскошном стиле 59 , так как здесь его матерью Еленой был обретен Крест Господень. На запад оттуда можно увидеть Голгофскую церковь , где находится та самая скала, которая некогда удерживала Крест с пригвожденным телом Господа, теперь же на ней установлен очень большой серебряный крест, над которым висит большой бронзовый диск с лампадами 60 . Под самим местом Креста Господня в скале вырыта подземная церковь , на алтарь которой принято жертвовать приношения за умерших уважаемых граждан, в то время как их тела остаются снаружи 61 . А западнее этой церкви находится круглая церковь Анастасис, то есть Воскресения Господня 62 . Она опоясана тремя стенами и поддерживается двенадцатью колоннами. Между каждой стеной имеется широкий проход. В проходе средней стены в трех местах стоят три алтаря, то есть с южной, северной и западной сторон. Церковь имеет восемь ворот, разделенных на две равные группы и проходящих через три стены с каждой стороны. Из них четверо ворот смотрят на юго-восток, а четверо других – на восток. В середине церкви находится круглая гробница Господа, высеченная из скалы. Человек, стоя внутри, рукой может дотянуться до ее потолка. С востока располагается вход, к которому приставлен большой камень 63 , с обратной стороны которого даже до настоящего времени видны следы железных орудий 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Поэтому мы сказали, что внутренним означается Церковь , а внешним Синагога. Но после того, Пророк опять начинает описывать внутренние ворота, и трое других, то есть, северные, южные и восточные, и рассказывает, что во внутреннем их притворе, который был вне ворот внутренних, были сокровищницы, певцы, священники, храм, алтарь, жертвоприношения. Поскольку (Пророк) в этих словах начал повествовать о различном от того, что прежде говорил об устроении святой Церкви: то очевидно, что он переменил смысл ворот внутренних. Ибо, если б он говорил обо всем в одном смысле, то не стал бы повторять в новом порядка того и другого. Как можем мы сказать, что вне ворот внутренних есть притвор, сокровищницы, певцы, священники, храм, алтарь, жертвоприношения, если в этом месте чрез эти самые внутренние вороты означается святая Церковь ? Когда все это внутри ее, то каким образом оно вне ворот внутренних, если не вне Церкви? Итак под внутренними воротами можно разуметь те, о которых мы уже сказали далеко впереди, о которых говорится, что они имеют лицевую сторону к воротам севера и востока, которыми, по нашему объяснению, означается вход, ведущий ко внутренним радостям небесного отечества, так что и здесь теми воротами, о которых говорится, что они около входа, означается святая Церковь , а воротами внутренними – вход в царство небесное. Но дабы кто-нибудь не подумал, будто я слова Св. Духа насильственно склоняю к своему разумению, и не сказал, что я не должен изменять того значения внутренних ворот, т.е. святой Церкви, о котором я сказал однажды, мы удержим то, что начали, так что и внутренние ворота будут означат Церковь, которая доводит нас до внутренних радостей; и сокровищницы, певцы, священники, храм, алтарь, жертвоприношения, останутся в притворе, который вне ворот, и однако же не вне Церкви. Ибо, если мы тонко разберем, то ничто не будет нам препятствовать под внутренними воротами, как сказано, разуметь святую Церковь. О ней теперь говорится: и вне ворот внутренних сокровищницы певцев в притворе внутреннем.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

 «великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога» – см. комм. на 21, 2. 11 Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному.  «он имеет славу Божию» – то есть славится, живет, украшается не своей славой, но славой Божией – присутствием и действием Бога, Божественной Благодатью. Об этом читаем у пророков: «Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою» (Ис. 60, 1). Об этом же мы поем на Пасху: «Слава бо Господня на тебе возсия…». «Светило его подобно драгоценнейшему камню» – под светилом (слово φωστρ означает «небесное светило», «звезда», а также «блеск», «сияние») следует понимать Самого Господа, просвещающего святых.  «яспису кристалловидному» – некоторые считали, что ясписом здесь назван алмаз (см. комм. на 4, 3).  Другое мнение, что яспис – это яшма. 179 179 Таково в наше время значение слова ασπις – яшма.  Яшму вряд ли можно назвать кристалловидной, то есть прозрачной, однако следует помнить, что речь здесь идет о небесной реальности, которая не соответствует нашим привычным представлениям. Например, далее, в ст. 21, тайнозритель повествует о золотой улице, прозрачной, как чистое стекло. 12 Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: 13 с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. 14 Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца. «стена» – означает Промысл и заботу Бога. «двенадцать ворот» – число двенадцать означает соединение тварного и нетварного, создания и Создателя: 4 х 3=12 (см. во Введении «О символическом значении чисел»).  «двенадцать Ангелов» – привратники святого города. «имена двенадцати колен» – пророк Иезекииль видел город с именем «Господь там» таким же: с каждой стороны света по трое ворот, которые называются именами двенадцати колен (Иез. 48, 31–35). Упоминание двенадцати колен и двенадцати Апостолов означает, что в Будущий век войдет полнота святых и праведников, складывающаяся из ветхозаветной и новозаветной Церкви. Как для ветхозаветной Церкви основанием являются родоначальники колен, так для новозаветной основанием являются апостолы. 180

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010