Архив Пн Протоиерей Владимир Диваков: Не мыслю себя без Церкви 14 июня 2007 г. 10:30 14 июня 2007 года настоятелю храма Большое Вознесение у Никитских ворот, Секретарю Епархиального совета г. Москвы, Заведующему Канцелярией Московской Патриархии протоиерею Владимиру Дивакову исполняется 70 лет. Накануне юбилея отец Владимир дал интервью корреспонденту Пресс-службы Московской Патриархии. — Отец Владимир, расскажите, пожалуйста, о своем детстве и юности. — Мне было 4 года, когда на 4 день войны родился брат, и нас отвезли к бабушке в Белоруссию. Всю войну мы провели на оккупированных территориях. О том времени у меня осталось много детских воспоминаний. Приходилось и в землянках жить, и от партизанов мы страдали иногда — не все они воевали, некоторые и мародерствовали. В памяти остались разные картины. Помню, когда немцы храм открыли, народ повалил — столько радости было. Потом уже, когда вернулись с матерью в Москву (а отца не стало еще во время войны — он погиб на фронте), стал ходить в храм Петра и Павла в Лефортове. Помогал в алтаре. Помню, что стихарей было только два и мы с другими детьми их делили, надевали по очереди. Начиная с 7 лет я жил полностью церковной жизнью. Позже, поскольку я окончил только 7-летнюю школу, а маме было трудно нас воспитывать и кормить, пришлось идти в техникум учиться и работать. Проучился три года, а потом один батюшка сказал, что после техникума меня в семинарию не примут, поскольку пошлют по распределению. Поэтому надо было срочно идти поступать в семинарию. Поехал в семинарию, а я был робкого десятка, пришел — походил и ушел. У мамы духовником был отец Тихон (Агриков), когда он услышал о моем намерении, то взял меня за ручку и отвел в семинарию, где под его диктовку я написал прошение. Это был 1957 год, уже начались проблемы в церковной жизни. Пришел поступать в семинарию и попал к тогдашнему инспектору архимандриту Леониду (Полякову). Стал он спрашивать: «А вы с какого года в комсомоле?» — «Да я не стал вступать, предлагали, но отказался». Он вдруг начал возмущаться: «Это что за отношение к комсомолу, кто целину поднимает? Кто едет на стройки севера? Что за отношение к комсомолу?!» Я лепетал, что это несовместимо, что это антирелигиозная пропаганда и так далее. Ну, говорит, понятно ваше отношение к комсомолу, может быть вы еще и строй наш осуждаете? А вот вы Евангелие читали? Я говорю — не полностью, но Закон Божий учил по настоянию матери. Родной мой, говорит, не годитесь вы нам для первого класса и выставил меня за дверь. Но потом оказалось, что меня во второй класс сразу определили с обязательством сдать за 1 класс предметы.

http://patriarchia.ru/db/text/256649.htm...

А. Тоном в 1837 г. – 115 Благовещенская церковь – Благовещения Пресвятой Богородицы церковь в Александро-Невской лавре в Петербурге; построена архитектором Д. Трезини в 1717–1725 г. – 224, 231 Богоявленская церковь в Елохово – Богоявления церковь в Елохове; построена в 1722–1731 гг. царевной Прасковьей Ивановной; современный адрес: Спартаковская улица, 13 – 267, 274 Большая церковь в Зимнем дворце в Петербурге – см. придворный собор Спаса Нерукотворного образа. Больше-Охтенская, Духовская церковь – Сошествия Святого Духа («Духовская») церковь на Большой Охте в Петербурге; построена в 1844 гг., находилась на Большеохтенском проспекте; уничтожена в 1933 г. – 152, 204 Большое Вознесенье в Москве – церковь Вознесения Господня, именуемая «Большим», у Никитских ворог, впервые упоминается в 1685 г.; современный адрес: Герцена, 36; закрыта в 1931 г. – 289 Василия Блаженного церковь в Москве – см. собор Покрова Божией Матери на Рву Василия Кесарийского церковь на Тверской-Ямской – построена в 1680-х гг. на месте существовавшей в начале 1600-х гг. деревянной церкви; уничтожена в 1935 г. – 252 Введения, Введенская церковь – Введения во храм Пресвятой Богородицы и Святого Иакова церковь лейб-гвардии Семеновского полка в Петербурге; построена архитектором К. А. Тоном в 1837–1842 гг.; современный адрес: Загородный проспект, 45а – 122, 140, 128 Владимирская церковь – Божией Матери Владимирской и Святого Иоанна Дамаскина церковь в Петербурге; построена архитектором П. А. Трезини в 1760–1769 г.; современный адрес: Владимирский проспект, 20 – 153 Владимирской Божией Матери церковь , у Владимирских ворот Китай-города – построена в 1692 г. царицей Натальей Кирилловной; современный адрес: Никольская, 14; закрыта в 1932 г. – 277 Входа Господня в Иерусалим («Знаменская») церковь в Петербурге; построена архитектором Ф. И. Демерцовым в 1794–1804 гг.; находилась на Знаменской площади; уничтожена в 1940 г. – 146, 169, 175, 204 Георгиевская кладбищенская церковь – Святого Великомученика Георгия Победоносца церковь на Большеохтенском кладбище в Петербурге; сооружена в 1774–1778 гг., уничтожена в 1938 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Вот тут-то и пошла молитва!» Пастыри о молитве и искушениях 22.06.2021 886 Время на чтение 10 минут Источник: Православие.Ru По любви мы учимся молитве, а в молитве учимся любить. О смысле искушений и научении молитве в любых обстоятельствах говорят опытные пастыри и духовники. Молитва требуется в наши дни от каждого из нас Фото: pravoslavie.ru. И. Правдолюбов Протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве , настоятель храма Вознесения Господня у Никитских ворот («Большое Вознесение»): – Считаешь, что уникальное правило есть, как научиться молиться? Каждый по-своему приходит в молитвенное устроение души. Один так, другой иначе. Кто постоянно молится, другой эпизодически к Богу взывает, когда встряхнет его как следует, или тревога какая подступит к душе, – тут уж молитва и появляется, а так вроде и трудно себя на молитву сподвигнуть. Это уже известно – как храмы пустеют, что-нибудь да произойдет Это уже известно – как храмы пустеют, что-нибудь да произойдет. Отцы всегда говорили: «Это к чему-то нехорошему». Я всё вспоминаю владыку Иосифа (Чернова). Я уже рассказывал как-то, как он к нам в храм Святителя Николая в Хамовниках пришел к иконе Божией Матери «Споручница грешных» приложиться. Я тогда там служил, разговорились. А он и рассказал, как, только вернувшись из ссылки, пришел туда на Рождественский сочельник в 1941-м году… А в храме чуть больше десяти верующих… «Я глазам, – говорил, – своим не поверил! Мы-то мыкались по тюрьмам и всё думали: храмы власти позакрывали, значит, переполнены оставшиеся… А тут – никого. Господь сказал: врата ада не одолеют Церкви (Мф. 16, 18). Одолевают уже?..» Он, и когда на свою кафедру в Петропавловск, куда его после заключения направили, приехал, тоже глазам своим поверить не мог: нет людей в храмах… «И снова, – признавался, – я смалодушничал: врата адовы не одолеют Церкви, а вот – уже почти одолели… Я и подумать тогда не мог, что пройдет всего несколько месяцев, и храмы не будут вмещать пришедших». А это Великая Отечественная война началась…

http://ruskline.ru/opp/2021/06/22/vot_tu...

И сильные мира сего этому не препятствуют, и даже в какой-то степени это приветствуется. «Одна актриса мне сказала: сейчас вдруг все начали говорить о духовном преображении России, но – простите меня! – я не вижу этого преображения. Напротив, куда ни посмотришь – везде духовная грязь, безнравственность, цинизм, эгоизм. Что же это, конец света наступает?» «Что я могла ответить? – разводит руками Инна Николаевна. – Мы знаем, что будет " День Господень " ! Но чтобы достойно подойти к нему, нужна любовь – нет, капля любви! Потому что если будет в нас хотя бы одна эта капля, то уже можно надеяться на милость Божию, которая не знает границ». Инна Николаевна говорит, что нельзя впадать в уныние – это первый признак потери любви. Она берет в руки Апостол, бережно перелистывает страницы: «Вот, нашла…» И начинает читать из Первого послания апостола Павла коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит…» Вот так и нам надо жить – с любовью. Верить, надеяться и… любить. И тогда мы многое увидим в другом, добром свете, по-другому будем смотреть на многие вещи. Слушая Инну Николаевну, я вспомнил рассказ одного своего знакомого. Он часто бывал в Москве, и однажды его спросили, как он вообще может так долго находиться в этом «тяжелом, погрязшем в грехах городе», в этой «Москве кабацкой» с ее увеселительными заведениями на каждом углу, высокой преступностью, да и вообще в этой вечной московской сутолоке?.. А он удивился, потому что ничего этого не видел и ничего об этом не знал, а все свое свободное время посвящал хождению по православным храмам, поклонению святыням, богослужению. Он видел и хорошо знал «Святую Москву»! «Я люблю святую Москву, – как будто услышав мои мысли говорит Инна Николаевна. – Вот храм Вознесения Господнего у Никитских ворот. Его называют " Большое Воскресение " .

http://radonezh.ru/analytics/inna-vykhod...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИВАКОВ Владимир Иванович (род. 14.06.1937, Москва), прот. Из семьи военнослужащего. Окончил 3 курса Электромеханического техникума в Москве. В 1956 г. поступил во 2-й класс Московской ДС. Во время обучения начал служить иподиаконом в Богоявленском соборе в Елохове у митр. Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) и архиеп. Леонида (Полякова) . В 1960 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия I поступил в МДА. 18 нояб. 1962 г. был рукоположен во диакона. 19 дек. 1963 г. Патриархом Алексием I рукоположен во иерея. Окончил МДА в 1964 г. со степенью кандидата богословия. С апр. 1964 г. служил в храме св. апостолов Петра и Павла в Лефортове. В марте 1967 г. перемещен в храм свт. Николая в Хамовниках. Стараниями Д. был возвращен участок вокруг храма, а церковная ограда перенесена на первоначальное место. Фасад храма был отреставрирован, восстановлены старинные фрески, до этого скрытые под более поздней росписью, сделаны были и новые росписи. С 10 дек. 1979 г. Д. служил в ц. прп. Пимена Великого, где также занимался благоукрашением храма и расширением его земельных владений. С 23 окт. 1987 г.- настоятель храма Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище, где наладил хозяйственную жизнь прихода. В 1988 г. на 1-м Епархиальном собрании московского духовенства избран в Епархиальный совет, в 1991 г. стал его секретарем. С июля 1990 г.- благочинный Северного округа Москвы. 31 авг. 1990 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назначил Д. настоятелем храма Вознесения Господня у Никитских ворот («Большое Вознесение»). С 10 мая 1991 г.- благочинный Центрального округа Москвы, 10 дек. 1991 г.- зав. канцелярией Московской Патриархии. Находясь на должностях благочинного и секретаря Епархиального совета в период массового открытия церквей, Д. проводил учредительные приходские собрания практически во всех вновь открытых приходах, деятельно помогал решать трудности, возникавшие при передаче храмов Церкви. В 1997 г. Патриархом Алексием II удостоен права служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до «Отче наш». В 2006 г. Д. стал лауреатом премии «Человек года» в номинации «Религия» за вклад в духовное возрождение России. Награжден орденами: св. Даниила Московского 2-й степени, прп. Сергия Радонежского 2-й и 3-й степени, св. Владимира 3-й степени; гос. орденами Почета и Дружбы, а также медалями и знаками отличия различных светских министерств и ведомств. Соч.: У врат Наина//ЖМП. 1972. 11. С. 37. Лит.: Абрамов А. , свящ. Юбилей пастыря: [Прот. В. Дивакова]//ЖМП. 1997. 8. С. 52-53; он же. Славные юбилеи неутомимого делателя на ниве Христовой//Там же. 2002. 6. С. 38-40. Рубрики: Ключевые слова: АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/171951.html

А. Тоном в 1837 г. — 115 Благовещенская церковь — Благовещения Пресвятой Богородицы церковь в Александро–Невской лавре в Петербурге; построена архитектором Д. Трезини в 1717–1725 г. — 224, 231 Богоявленская церковь в Елохово — Богоявления церковь в Елохове; построена в 1722–1731 гг. царевной Прасковьей Ивановной; современный адрес: Спартаковская улица, 13 — 267, 274 Большая церковь в Зимнем дворце в Петербурге — см. придворный собор Спаса Нерукотворного образа. Больше–Охтенская, Духовская церковь — Сошествия Святого Духа («Духовская») церковь на Большой Охте в Петербурге; построена в 1844 гг., находилась на Большеохтенском проспекте; уничтожена в 1933 г. — 152, 204 Большое Вознесенье в Москве — церковь Вознесения Господня, именуемая «Большим», у Никитских ворог, впервые упоминается в 1685 г.; современный адрес: Герцена, 36; закрыта в 1931 г. — 289 Василия Блаженного церковь в Москве — см. собор Покрова Божией Матери на Рву Василия Кесарийского церковь на Тверской–Ямской — построена в 1680–х гг. на месте существовавшей в начале 1600–х гг. деревянной церкви; уничтожена в 1935 г. — 252 Введения, Введенская церковь — Введения во храм Пресвятой Богородицы и Святого Иакова церковь лейб–гвардии Семеновского полка в Петербурге; построена архитектором К. А. Тоном в 1837–1842 гг.; современный адрес: Загородный проспект, 45а — 122, 140, 128 Владимирская церковь — Божией Матери Владимирской и Святого Иоанна Дамаскина церковь в Петербурге; построена архитектором П. А. Трезини в 1760–1769 г.; современный адрес: Владимирский проспект, 20 — 153 Владимирской Божией Матери церковь, у Владимирских ворот Китай–города — построена в 1692 г. царицей Натальей Кирилловной; современный адрес: Никольская, 14; закрыта в 1932 г. — 277 Входа Господня в Иерусалим («Знаменская») церковь в Петербурге; построена архитектором Ф. И. Демерцовым в 1794–1804 гг.; находилась на Знаменской площади; уничтожена в 1940 г. — 146, 169, 175, 204 Георгиевская кладбищенская церковь — Святого Великомученика Георгия Победоносца церковь на Большеохтенском кладбище в Петербурге; сооружена в 1774–1778 гг., уничтожена в 1938 г.

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

17 июля торжественным крестным ходом из храма Рождества Христова в Палашах в ц. во имя вмч. Георгия на Всполье (на М. Никитской ул.) был принесен чудотворный образ Божией Матери «Взыскание погибших», перед к-рым служили молебны в храме и в домах прихожан. Крестный ход со святынями из 14 московских церквей состоялся в день памяти прп. Сергия Радонежского (18 июля) в храм в честь иконы Пресв. Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Б. Ордынке. Со 2-й пол. 1921 г. сообщения в документах о крупных крестных ходах исчезают, постановление ВЦИК и Совнаркома РСФСР «О религиозных объединениях» от 8 апр. 1929 г. ограничило всю церковную деятельность пределами храмов. Крестные ходы совершались в последующее время лишь на Пасху и на престольные праздники. В 90-х гг. XX в. начали возрождать массовые крестные ходы. 23 сент. 1990 г. состоялся крестный ход из кремлевского Успенского собора в ц. Вознесения Господня в Сторожах у Никитских ворот («Большое Вознесение»). Его возглавил патриарх Алексий II. 24 мая 1992 г., в день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия (День славянской письменности и культуры), состоялся крестный ход из Успенского собора Кремля через Спасские ворота по Варварке на Славянскую пл. к новому памятнику равноапостольным Кириллу и Мефодию, его также возглавил патриарх. Такие крестные ходы стали совершаться ежегодно, в них принимают участие представители зарубежных правосл. Церквей, послы слав. гос-в, представители Правительства Москвы. В 2009-2013 гг. путь патриаршего крестного хода был сокращен - процессия шла из Кремля к Васильевскому спуску, перед собором Покрова на Рву служили молебен, после чего начинались офиц. выступления и праздничные мероприятия. В 2013 г. крестный ход прошел по первоначальному маршруту: по окончании литургии в Успенском соборе Кремля Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Иерусалимский Патриарх Феофил III возглавили крестный ход по Варварке к памятнику равноапостольным Кириллу и Мефодию, где встретились с крестным ходом, двигавшимся от храма Богоявления Господня бывш.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

29. Блаженная Ксения Петербургская (+1803). Память 6 февраля/24 января и 6 июня/24 мая. 30. Преподобный Симеон, Христа ради юродивый, жил около 590 года (родом из Сирии). Память 21 июля/3 августа. 31. Свт.Феофан Затворник, в миру Георгий Васильевич Говоров (1815–1894), епископ Православной Российской Церкви; богослов, публицист-проповедник. Память 10/23 января и 16/29 июня. 32. Марина Ивановна Цветаева (1892 — 1941) русская поэтесса, прозаик, эссеист и переводчица, одна из крупнейших поэтов XX века. Всем известно, что Цветаева покончила с собой в августе 1941. Но мало кто знает, что в 1991 году, в день 50-й годовщины её кончины, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в московском храме Вознесения Господня («Большое Вознесение»), что у Никитских ворот, была совершена панихида по рабе Божией Марине. По каноническим правилам Православной Церкви, сформировавшимся ещё в эпоху Вселенских Соборов (IV—VIII вв.), поминать самоубийц в православном храме не разрешается, однако существуют ситуации, в которых строгость церковного правила смягчается снисхождением к немощи человеческого естества. Основанием для церковного поминовения Марины Цветаевой было ходатайство сестры её Анастасии Цветаевой и диакона Андрея Кураева. После внимательного исследования всех обстоятельств елабужского самоубийства был сделан вывод, что назвать Цветаеву сознательным богоборцем нельзя, ни Бога, ни Церковь она никогда не хулила, от Христа не отрекалась, а самоубийство её стало результатом крайнего истощения всех душевных и телесных сил, спровоцированного одиночеством, голодом и разрухой. 33. Стихотворение 1916 года. Осип Эмильевич Мандельштам (1891 — 1938), русский поэт, прозаик, эссеист, переводчик, литературный критик. В июне 1915 года в Коктебле знакомится с Анастасией и Мариной Цветаевыми. В 1916 году в жизнь Мандельштама входит Марина Цветаева. 34. Блаженный Василий, Христа ради юродивый, Московский чудотворец (1468 — 1557). Юродствовал 62 года. Храм Покрова на Рву, расположенный на Красной площади в Москве — место его захоронения, стал известен всему миру как собор Василия Блаженного. Вериги, которые святой носил на теле, хранятся в Троице-Сергиевой лавре. Память 2/15 августа

http://radonezh.ru/analytics/bog-izbral-...

Звезды мировой сцены дадут концерт в честь 15-летия возрождения храма «Большое Вознесение» у Никитских ворот 23 сентября 2005 г. 17:30 Москва, 23 сентября 2005 г. Владимир Спиваков, Алексей Баталов, Ильзе Лиепа, Нина Семизорова примут участие в концерте, посвященном 15-летию возрождения храма «Большое Вознесение» у Никитских ворот. Все они оказывали помощь в восстановлении церкви, в которой венчался Александр Пушкин, пел Федор Шаляпин, посещали Мария Ермолова и Михаил Щепкин, передает ИТАР-ТАСС . Как рассказал сегодня священник Владимир Антонов — бывший журналист-тассовец, «коллектив Владимира Спивакова был одним из первых, которому досталось здание церкви после того, как там демонтировали оборудование физической лаборатории». «Некоторое время помещение использовалось как концертный зал. Однако когда Спиваков узнал, что здание намереваются вернуть Церкви, он сразу же согласился выехать оттуда», — рассказал собеседник. В концерте, который пройдет 24 сентября в концертном зале имени Чайковского, выступит и первая арфа планеты — Варвара Иванова. «Молодая артистка является прихожанкой нашего храма, так же, как и многие представители московской интеллигенции», — отметил отец Владимир. На вечере также выступят ансамбль Моисеева и хор Пятницкого. По словам священника, хотя билеты на концерт будут платными, «все артисты изъявили желание передать вырученные средства в фонд храма». За 15 лет храм полностью восстановлен. Даже появился новый объект, предусмотренный проектом XIX века, но ранее так и не построенный. Это четырехъярусная колокольня с высоким шпилем, которая органично влилась в архитектурный ансамбль площади Никитских ворот. В церкви продолжаются работы по завершению росписей. Храм также примечателен тем, что сюда из Кремля прошел первый за многие десятилетия крестный ход, который возглавлял Святейший Патриарх Алексий. Это событие произошло ровно 15 лет назад — 23 сентября 1990 года. Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/50276.html

Новости Похороны о. Всеволода Чаплина состоятся 29 января Причиной смерти священника стал инфаркт 27.01.2020 19:51 Москва, 27 января. Отпевание и похороны протоиерея Всеволода Чаплина пройдут 29 января, сообщил " Интерфаксу " его друг иеромонах Никон (Белавенец). Отпевать о. Всеволода будут в храме преподобного Феодора Студита у Никитских ворот, где он был настоятелем. Тело доставят в церковь во вторник к 17:00. " По православной традиции тело почившего священника привозят в храм накануне отпевания и читают над ним Евангелие " , - сказал собеседник агентства. В 8 утра в среду, 29 января, секретарь Патриарха Кирилла протопресвитер Владимир Диваков, настоятель соседнего храма " Большое Вознесение " у Никитских ворот, совершит там литургию. После этого пройдет отпевание. Также стала известна причина смерти о. Всеволода - это был инфаркт. По данным  РЕН ТВ , ему способствовали заболевания священника, в том числе астма и острая ишемическая болезнь сердца.  Протоиерей Всеволод Чаплин скончался в воскресенье, 26 января, во дворе храма преподобного Феодора Студита у Никитских ворот. После службы он вышел на улицу, где ему стало плохо. Священник потерял сознание. Приехавшие по вызову медики пытались реанимировать протоиерея около 40 минут. Однако спасти его жизнь так и не смогли. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010