25 апреля 14.00. Храм Вознесения Господня у Никитских ворот (Б.Никитская, 36) Хор Киевских духовных академии и семинарии (Украина) 15.00. Храм прп. Феодора Студита у Никитских Ворот (Б.Никитская, 29) Пасхальный звон 15.15. Храм Вознесения Господня у Никитских Ворот («Большое Вознесение») (Б.Никитская, 36) Пасхальный звон НИЖНИЙ НОВГОРОД. 19.00. Большой зал Нижегородской консерватории (Пискунова, 40) Государственный академический русский хор им. А.В. Свешникова (Москва). Художественный руководитель и главный дирижер – Борис Тевлин 26 апреля 15.00. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе (Бутырская, 56) Пасхальный звон 27 апреля 15.30. Храм Флора и Лавра на Зацепе (Дубининская, 9) Пасхальный звон 17.00. Колледж музыкально-театрального искусства им. Г.Вишневской (Суздальская, 40-б) Благотворительный концерт. Музыкальный театр «Галина Вишневская» колледжа музыкально-театрального искусства 61 (Москва). Художественный руководитель – Елена Трацевская. В программе: Г.Перселл «Дидона и Эней» 28 апреля 14.00. Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне (Дольская, 2) Хор храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Художественный руководитель и дирижер – Андрей Полторухин 15.00. Собор Спаса Нерукотворного Образа быв. Спасо-Андронникова монастыря (Андроньевская пл.,10) Пасхальный звон ЯРОСЛАВЛЬ. 19.00. Концертный зал им. Л.Собинова Государственной филармонии (Максимова, 13) Ансамбль народной духовной музыки «Светилен» (Иваново) 29 апреля 15.00. Новодевичий женский монастырь (Новодевичий пр., 1) Пасхальный звон КОРОЛЕВ. 16.30. Социально-реабилитационный центр «Забота» (Московская обл., г. Королев, ул. Островского, 2-а) Благотворительный концерт. Хоровой ансамбль «Маркелловы голоса» (Новосибирск) 19.00. «Оркестрион» (Гарибальди, 19) Ансамбль народной духовной музыки «Светилен» (Иваново) 30 апреля 15.00. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе (Нижняя Красносельская, 12) Пасхальный звон ДМИТРОВ. 15.00. Успенский кафедральный собор (Историческая пл., 11)

http://e-vestnik.ru/culture/programma_mo...

Они его всегда ему покровительствовали. Благо, что мы и находимся недалеко друг от друга. Может, в пяти-шести километрах. Но и не только близость территориальная, но и близость духовная. Известно, что престолы храма великомученика Климента освящались, в основном, наместниками Свято-Данилова монастыря или при их непосредственном участии. Когда преосвященные московские освещали престолы, то наместники Свято-Данилова монастыря всегда присутствовали. Ну и дальше, конечно, наш отец благочинный протоиерей Николай Кречетов. Наш старец, наш подвижник, любящий наш отец духовный, которого мы все не по должности, не по каким-то таким административным даже делам, но и по душе, и по сердцу, и по любви почитаем и относимся к нему как к отцу. И нам приятно, что был на этой архиерейской службе еще отец Феодор Бородин, который тоже с первого дня содействовал, помогал, он произносил проповедь за литургией. В общем, это была, действительно, такая духовная служба, такая удивительная благодать, что можно было бы ножом ее разрезать и намазывать на какой-нибудь духовный бутерброд, если можно так выразиться.  -Я слушаю звонок.  -Добрый вечер, батюшка, благословите, Любовь.  -Бог благословит.  -Я хотела бы узнать, что такое большое вознесение и малое вознесение?  -Ну, очень просто. Это два храма, стоящие рядом. Первый- Большое Вознесение у Никитских ворот. Это храм, который виден прекрасно, если проезжать по бульварному кольцу в сторону Нового Арбата, или наоборот ехать в сторону Пушкинской площади от Нового Арбата и пересекать Никитскую улицу. Там огромный собор, перед ним фонтан, и еще скульптурное изображение в глубине Александра Сергеевича Пушкина и Натальи Гончаровой. В память того, что в этом храме они венчались. А храм величественный, огромный. Поэтому он называется Большое Вознесение. А есть Малое Вознесение. Это на Никитской. Поэтому говорится, что с одной стороны бульварного кольца находится Большое Вознесение, а с внутренней- Малое Вознесение. Вот тебе и ответ. Поэтому приходите. И там, и там очень интересно. А у отца Владимира в храме Большое Вознесение, который построен в стиле классицизма, в Казаковском стиле, огромные объемы, огромная высота окон. Но отцу Владимиру не меньше понравился наш храм. Он сказал, что такого великолепия даже у него нет, потому что эпоха другая. Ведь храм священномученика Климента уникален тем, что он нам вернул уникальную имперскую эпоху России. Но вернул ее не в каком-то извращенном виде без каких-то там масонских и других вливаний. Он нам вернул ее в удивительной чистоте и высоте красоту этой эпохи.

http://radonezh.ru/text/v-pryamom-efire-...

Объём работ увеличился, таким образом, весьма существенно. Однако и результат того стоил. Современное убранство храма выглядит, на фоне многих других " новоделов " , весьма достойно. И главный иконостас, и иконостасы приделов, расположенных в трапезной, исполнены с большим уважением к стилистическим особенностям Большого Вознесения. Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2014 г. Издано распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 14 августа 2018 г. 26723 о передаче в собственность Русской Православной Церкви объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Большое Вознесение, 1848 г., архитектор А.Г. Григорьев (окончательное строительство)», расположенного по адресу: г. Москва, ул. Большая Никитская, д. 36. Наименование: храм Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот, или храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот. Главный престол освящен в честь праздника Вознесения Господня, рриделы в честь: Сретения Владимирской иконы Божией Матери; праздника Усекновение Главы Иоанна Предтечи; святителя Николая Чудотворца; иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Приставной престол - в честь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Деревянная церковь «Вознесения Господня, что в Сторожах» впервые упоминается в летописях XV в. Храм сгорел в 1629 г. Возможно, название «в сторожах» связано с деревянным укреплением на опасном западном направлении - острогом. В 1685-1689 г.г. царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной, чей двор находился неподалеку, на месте нынешнего Столового переулка, был построен каменный Вознесенский храм «о пяти каменных главах» с приделами иконы Божией Матери «Владимирская» и святителя Николая - чуть западнее ныне стоящего. В XVIII в. участок перешел в собственность князя Г.А. Потемкина. Есть версия, что в Вознесенском храме в 1774 г. состоялся тайный брак Г.А. Потемкина с Екатериной Великой. Во всяком случае именно он заказал в 1790 г., незадолго до своей смерти, строительство новой, более просторной каменной церкви.

http://sobory.ru/article/?object=02267

В те годы церковная жизнь носила жертвенный характер. Само участие в богослужении клириков и мирян сопряжено было с ежедневной и ежечасной опасностью ареста; и конечно, христиане, посещавшие еще открытые храмы, рисковали своим служебным положением. Поэтому регулярно ходили на службы люди самоотверженные, настоящие исповедники. Свидетель тех лет так вспоминал о жизни церковной Москвы 30-х гг.: «Довоенные прихожане в большинстве своем успели получить минимум духовных знаний еще до 1917 г., хорошо знали церковную службу и были свободны от предрассудков. Не было в обычае посещать разные храмы, особенно по праздникам. Держались своего прихода, хорошо знали друг друга, у каждого было привычное место молитвы. Несмотря на притеснения и контроль со стороны государства, священник тех лет умудрялся, подоткнув полы подрясника под пальто, вместе с псаломщиком ходить (правда, таясь) по квартирам знакомых прихожан в Рождество, Крещение и Пасху и служить молебен. Получил большое распространение институт сестричества. Совсем юные девушки, взрослые и пожилые женщины в скромных темных платьях и белых косынках следили за порядком во время богослужения, ставили свечи, оправляли лампады, подводили детей и немощных к чаше, кресту, иконам, ходили с блюдом для сбора доброхотных даяний. Функции сестричества ограничивались церковью... Сестры не были монахинями, у многих из них были мужья и дети. В храме служили, как правило, превосходные псаломщики. Они читали четко, с осмысленными логическими паузами и ударениями... О том, что они безупречно знали церковнославянский язык и служебный обиход, и говорить не приходится. Время богослужений было рассчитано на работающих людей, а не только на пенсионеров: будничная литургия совершалась в половине седьмого утра, вечернее богослужение – в половине седьмого вечера» 305 . В Москве служили тогда замечательные священники, любимые народом протопресвитеры Александр Хотовицкий и Николай Арсеньев, пастыри, особенно близкие Заместителю Местоблюстителя; протоиереи Александр Воскресенский, Георгий Чинов, Александр Смирнов , Владимир Воробьев, Александр Лебедев , Виталий Лукашевич, Александр Толгский; многие из них закончили потом свою исповедническую, страдальческую жизнь под пулями палачей или на лагерных нарах. Особенно любили православные москвичи богослужения, которые совершал в храме Большое Вознесение у Никитских ворот находившийся тогда на покое митрополит Трифон (Туркестанов) , скончавшийся в 1934 г. На подножии креста на его могиле сделана надпись: «Дети, любите храм Божий, храм Божий – это земное небо».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

далее... В старой Москве были две дожившие до наших дней церкви с приделами, освященными в честь св. Климента папы Римского. Одна из них, прекрасно сохранившаяся, находится в Замоскворечье, другая, в обезображенном виде, стоит в самом начале Варварки. В обеих церквях Климентовские приделы известны еще с XVII века. далее... В старой Москве имелось множество церквей, освященных во имя святой великомученицы Екатерины. Такое их обилие объясняется прежде всего тем, что святая Екатерина издревле почиталась покровительницей родов и новорожденных детей, поэтому храмы ей усердно возводили сами московские государи, молясь и о продолжении рода, и о даровании потомства подданным. Первая Екатерининская церковь, судя по всему, появилась в Кремле - как домовый храм цариц, царевен и великих княжон. далее... В 1722 году, согласно особому петровскому указу, день Введения во храм Пресвятой Богородицы включили в список церковных и государственных праздников, в дни которых высочайше запрещалось работать и торговать. Самая знаменитая Введенская церковь в Москве, выдающаяся своей славной историей, находилась на Большой Лубянке перед угловым с Кузнецким мостом серым домом, рядом с нелепым памятником Воровскому. К несчастью, она была разрушена большевиками и вошла в скорбный список церквей, уничтоженных в самом начале советской эпохи - одной из первых в Москве. далее... Церковь святого апостола Филиппа, по главному престолу Воскресенская, находится в тихом Филипповском переулке. В 1817 году старинный храм был обращен в Иерусалимское патриаршее подворье. И поэтому вновь перестроенный храм обретает черты сходства с самим иерусалимским храмом Воскресения. далее... Церковь св. Феодора Студита у Никитских ворот, одна из старейших в Москве, находится близ храма Большое Вознесение. Она была построена в 1626 году по указу патриарха Филарета. Она стала его любимым местом успокоения и отдыха. В конце XVIII века эта церковь стала приходским храмом А.В. Суворова. В церкви Феодора Студита он сам читал Апостола и всегда особо поминал родителей, когда уезжал из Москвы.

http://pravoslavie.ru/47.html

— Кто ваши прихожане? — Основное ядро нашей общины — около 200 человек. Многие из них ходят сюда с момента, когда еще велось строительство. Я помню, что поначалу было всего около 50 человек, тогда в нижнем храме прошли первые богослужения. Нужно было всё отмыть от строительной пыли, приготовить утварь и всё остальное. Когда строительство закончилось, к первым энтузиастам присоединились и другие, кроме постоянных прихожан. На богослужении присутствуют в основном или люди, попавшие суда первый раз, или туристы. Конечно, людей не так много, как хотелось бы, но мы рады, что люди здесь остаются. Значит, наши скромные труды не проходят даром. Чтобы быть обычной приходской общиной, нам нужно завоевывать сердца людей. — Расскажите, как проходят практику в вашем храме только что рукоположенные священники. — Это очень большая честь для нас. В Москве есть четыре места, где священники проходят " боевое крещение " : это Храм Христа Спасителя, Богоявленский кафедральный собор, храм Большое Вознесение у Никитских ворот и церковь Мартина Исповедника. Но не обходится и без проблем. Казалось бы, священников рукополагают из диаконского чина, и человек, который готовится стать пастырем, должен был бы внимательно изучить богослужение в деталях, но тем не менее многие теряются, когда впервые служат. Поэтому мне жаль, что сорокадневная священническая практика сейчас несколько сокращена: они служат ежедневно в течение 25 дней, а потом 15 дней проходят послушания в Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению у владыки Пантелеимона. Конечно, 25 дней это мало. Многие молодые священники рассказывают, что только-только они начали спокойно служить без излишней суеты и страха, понимать, что и как надо делать, как всё заканчивается. Как мне кажется, сорокоуст — это оптимальное время для того, чтобы приобрести необходимые навыки. Конечно, всех премудростей за этот срок не постигнешь, но уверенность получить можно, и когда он придет на приход, то сможет спокойно влиться в жизнь общины.

http://e-vestnik.ru/church/protoierey_mi...

ИТАР-ТАСС/Православие.Ru http://www.pravoslavie.ru/news/010604/13.htm   В МОСКВЕ ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА, ПОСВЯЩЕННАЯ ВЕЛИКОМУ АРХИДИАКОНУ КОНСТАНТИНУ РОЗОВУ Москва, 5 июня 2001 г. В государственном историко-культурном музее-заповеднике " Московский Кремль " 5 июня открылась выставка, посвященная великому архидиакону Константину Розову. Она приурочена к 80-летию со дня возведения его в сан великого архидиакона Святейшим Патриархом Тихоном. Место проведения выставки в Успенском соборе Кремля выбрано не случайно: здесь на протяжении ряда лет Розов вместе с синодальным хором участвовал в богослужениях. На выставке представлены фотографии отца Константина, его личные документы и письма, а также материалы, отражающие его церковную и певческую деятельность. Здесь можно увидеть и документы о возведении его в сан великого архидиакона. Выставка продлится до 25 сентября 2001 года. ИТАР-ТАСС/Православие.Ru http://www.pravoslavie.ru/news/010604/12.htm   ПАНИХИДА ПО АЛЕКСАНДРУ ПУШКИНУ ПРОШЛА В ХРАМЕ, ГДЕ ВЕНЧАЛСЯ ПОЭТ Москва, 6 июня 2001 г. " Вечную память " пропели сегодня Александру Пушкину в храме Большое Вознесение у Никитских ворот, где прошла панихида по гению русской словесности. Здесь собрались представители Пушкинского общества и творческой интеллигенции Москвы, чтобы в годовщину со дня рождения великого поэта помянуть его в церковной молитве. За каждым богослужением здесь поминается имя поэта, который венчался здесь с Наталией Гончаровой. Теперь каждому входящему в храм будет напоминать об этом событии открывшаяся в этот день мемориальная доска. На горельефах можно увидеть профили поэта и музы его поэзии - Наталии Николаевны с парящими над ними ангелами. А внизу надпись: " В сем храме венчался великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин с Наталией Николаевной Гончаровой 18 февраля 1831 года " . Автор мемориальной доски - народный художник России Геннадий Правоторов. " Для всех нас этот храм стал родным, и мы постоянно приходим сюда на молитву после того, как 11 лет назад здесь вновь возобновились богослужения. Церковная молитва это лучшая память о Пушкине " , - сказала Вера Воронцова, потомок Пушкина. Также принадлежащий к роду Пушкиных Алексей Нащокин от имени потомков поэта передал в дар храмовой библиотеке старинные богослужебные книги.

http://pravoslavie.ru/7468.html

Скажут ему: крыша течет, он тут же отзывается: – Сейчас подчиним! Посылает сторожа, тот берет мешковину, макает ее в масляную краску и приляпывает на дыру. Казначей всем улыбается: – Сделано! То же самое с куполами: марлечку подложат, подшпаклюют, подтонируют... – Готово! Эту бутафорию, как спохватились, поняли, что всю уже целиком менять надо, ремонтировать там уже было нечего. Крышу перекрыли, купола поставили новые. И это опять же умудрились сделать в условиях запрета на капремонт. И тут я еще затеял церковную ограду на историческое место вернуть, – тогда постоянно прихрамовую территорию урезали. – Да зачем вам это надо? – заохали боязливые из служащих и сотрудников. – Нам же теперь отвечать придется! Про храм на Пятницком кладбище говорили: оттуда уже разве что в могилу Им-то – обошлось. А меня опять перевели, считай, что сослали. Потому что про храм Троицы Живоначальной на Пятницком кладбище тогда так и говорили: оттуда уже разве что в могилу. – Там вам уж никакую ограду никуда двигать не придется, – насмехался уполномоченный, – там все оградки прочно вкопаны на свои места... Там на приходе было далеко не церковное «духовенство»: литургию служили скоропалительно, а попробуй что сказать – кулак покажут... Помню, приходишь, открываешь храмовую дверь, а внутри чернота нависает! Калорифер не предназначен для топки углем, – только объяснить попробуешь, а тебе: – Служите в холоде! – огрызаются. Удалось там батареи установить, котел поставить. Но, главное, я там открытия приписного храма Симеона, епископа Персидского, добивался. Церковь открыли. А меня опять перевели в... концертный зал! Он тогда в храме Большое Вознесение у Никитских ворот располагался. А до этого там вообще Энергетический институт был, и по центру такая странная махина висела, – с помощью которой искусственные молнии изучали. От их ударов все здания в округе тряслись, а здесь, значит, такой бункер был, и вместо него – я как вошел, смотрю, – котлован остался! Супруга моя тоже заглянула в него – и, видимо, памятуя присказку о том, куда после храма на Пятницком кладбище переводят:

http://pravoslavie.ru/119309.html

29. Блаженная Ксения Петербургская (+1803). Память 6 февраля/24 января и 6 июня/24 мая. 30. Преподобный Симеон, Христа ради юродивый, жил около 590 года (родом из Сирии). Память 21 июля/3 августа. 31. Свт.Феофан Затворник, в миру Георгий Васильевич Говоров (1815–1894), епископ Православной Российской Церкви; богослов, публицист-проповедник. Память 10/23 января и 16/29 июня. 32. Марина Ивановна Цветаева (1892 — 1941) русская поэтесса, прозаик, эссеист и переводчица, одна из крупнейших поэтов XX века. Всем известно, что Цветаева покончила с собой в августе 1941. Но мало кто знает, что в 1991 году, в день 50-й годовщины её кончины, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в московском храме Вознесения Господня («Большое Вознесение»), что у Никитских ворот, была совершена панихида по рабе Божией Марине. По каноническим правилам Православной Церкви, сформировавшимся ещё в эпоху Вселенских Соборов (IV—VIII вв.), поминать самоубийц в православном храме не разрешается, однако существуют ситуации, в которых строгость церковного правила смягчается снисхождением к немощи человеческого естества. Основанием для церковного поминовения Марины Цветаевой было ходатайство сестры её Анастасии Цветаевой и диакона Андрея Кураева. После внимательного исследования всех обстоятельств елабужского самоубийства был сделан вывод, что назвать Цветаеву сознательным богоборцем нельзя, ни Бога, ни Церковь она никогда не хулила, от Христа не отрекалась, а самоубийство её стало результатом крайнего истощения всех душевных и телесных сил, спровоцированного одиночеством, голодом и разрухой. 33. Стихотворение 1916 года. Осип Эмильевич Мандельштам (1891 — 1938), русский поэт, прозаик, эссеист, переводчик, литературный критик. В июне 1915 года в Коктебле знакомится с Анастасией и Мариной Цветаевыми. В 1916 году в жизнь Мандельштама входит Марина Цветаева. 34. Блаженный Василий, Христа ради юродивый, Московский чудотворец (1468 — 1557). Юродствовал 62 года. Храм Покрова на Рву, расположенный на Красной площади в Москве — место его захоронения, стал известен всему миру как собор Василия Блаженного. Вериги, которые святой носил на теле, хранятся в Троице-Сергиевой лавре. Память 2/15 августа

http://radonezh.ru/analytics/bog-izbral-...

А. Тоном в 1837 г. – 115 Благовещенская церковь – Благовещения Пресвятой Богородицы церковь в Александро-Невской лавре в Петербурге; построена архитектором Д. Трезини в 1717–1725 г. – 224, 231 Богоявленская церковь в Елохово – Богоявления церковь в Елохове; построена в 1722–1731 гг. царевной Прасковьей Ивановной; современный адрес: Спартаковская улица, 13 – 267, 274 Большая церковь в Зимнем дворце в Петербурге – см. придворный собор Спаса Нерукотворного образа. Больше-Охтенская, Духовская церковь – Сошествия Святого Духа («Духовская») церковь на Большой Охте в Петербурге; построена в 1844 гг., находилась на Большеохтенском проспекте; уничтожена в 1933 г. – 152, 204 Большое Вознесенье в Москве – церковь Вознесения Господня, именуемая «Большим», у Никитских ворог, впервые упоминается в 1685 г.; современный адрес: Герцена, 36; закрыта в 1931 г. – 289 Василия Блаженного церковь в Москве – см. собор Покрова Божией Матери на Рву Василия Кесарийского церковь на Тверской-Ямской – построена в 1680-х гг. на месте существовавшей в начале 1600-х гг. деревянной церкви; уничтожена в 1935 г. – 252 Введения, Введенская церковь – Введения во храм Пресвятой Богородицы и Святого Иакова церковь лейб-гвардии Семеновского полка в Петербурге; построена архитектором К. А. Тоном в 1837–1842 гг.; современный адрес: Загородный проспект, 45а – 122, 140, 128 Владимирская церковь – Божией Матери Владимирской и Святого Иоанна Дамаскина церковь в Петербурге; построена архитектором П. А. Трезини в 1760–1769 г.; современный адрес: Владимирский проспект, 20 – 153 Владимирской Божией Матери церковь , у Владимирских ворот Китай-города – построена в 1692 г. царицей Натальей Кирилловной; современный адрес: Никольская, 14; закрыта в 1932 г. – 277 Входа Господня в Иерусалим («Знаменская») церковь в Петербурге; построена архитектором Ф. И. Демерцовым в 1794–1804 гг.; находилась на Знаменской площади; уничтожена в 1940 г. – 146, 169, 175, 204 Георгиевская кладбищенская церковь – Святого Великомученика Георгия Победоносца церковь на Большеохтенском кладбище в Петербурге; сооружена в 1774–1778 гг., уничтожена в 1938 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010