Феод.); 1789 г., XI, 203–214 (погребение в м-ре царев. Феодосии Иванов. 1691 г., Евдокии Алексеевны 1668 г., царицы Марии Ильинич. 1669 г., царицы Агафьи Симеонов. 1681 г., царев. Марьи Иванов. 1692 г., Татьяны Михаилов. 1658 г.), 236 (перечень всех гробов царской фамилии, положенн. в м-ре), 270 (освящение в 1686 г. церкви св. Екатерины), 279 (наименов. 10 церквей, быв. в м-ре); 1791 г., XVII, 200 (супруга кн. Василия Юрьев. Голицына, имя коей неизвестно, постриглась здесь, и наречена Софьею; она была еще жива в 1623 г.); “Продолж. древн. Вивлиоф.», 1788 г., III, 171 (духовн. 1472 г. кн. Юрия Вас; а к великому Вознесению даю по своей бабе велик. кн. Софии и по себе свое село Петровское); IV, 97 (духовн. 1486 г. кн. Мих. Андр. Верейского; а ко Вознесенью в монастырь село Тарутинское), 236 (духовн. 1504 г. кн. Ив. Борис. Волоцкого; к Вознесенью 10 руб.), 359 (межев. грам. 1504 г.; упоминаются монаст. село Сурмино, да дер. Отоптино); 1789 г., V, 106 (м-рь упоминается в духовной 1509 г. кн. Дм. Ив. Углицкого); “Переписн. книги Москвы», I, 5 (урегулирование улиц в 1626 г.), 21 (опись 1742 г. Вознесенского подворья), 36 (двор протопопа м-ря Григория Егорьева), 51 (опись подворья в приходе ц. Всемилост. Спаса, что на Глинищах); 1638 г., 75 (позади Охотного ряда во дворе Возн. дев. м-ря поп Мих. Самсонов); 1665–76 г., 227 (церк. Вел. муч. Георгия, что в Вознесен. м-ре, попа Бориса Трофимова), 230 (церк. вел. муч. Егорья, что в Кремле Вознесен. м-ря, попа Бориса); “Русск. истор. Библиот.», II, 246 (отчеты расходов цар. казны, после разгрома Москвы 1611–12 год.); III, 145 (крестн. ход в 4 неделю по пасхе о Слепом и праздник Вознесения около 1634 г.); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.», 1867 г., т. I, вып. 2, матер. для археол. словаря, 39 (в 1634 г. у камен. церков. дела в м-ре, у церкви Государева Ангела Михаила Малеина, были Бажен Огурцов и Семейка Белый); 1874 г., т. IV, вып. 3, там же, 99 (Степанов в 1623 г. золотил две лампады в хоромы государыни инокини Марфы Иван. в Вознесен.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Нужно заметить, что святоотеческая традиция воспринимает Крест Христов как освящающий собой не только землю, но и все бесконечное небесное пространство у нас над головой. Где берет свое начало небо? Там, где заканчивается земная поверхность. Потому-то Крест Христов, который во время Распятия Господа пронзил своей вертикалью само небо, духовно очистил, освятил также и его. Мы знаем: из нанесенных распинателями Господу ран с высоты Креста на землю капала Кровь Христова. Однако, падая с высоты на иерусалимскую почву, Кровь Господа преодолевала и небесное пространство и тем освящала не только Голгофскую землю, но и небо над ней. Именно таким образом все естество мироздания, равно и земля и воздух через посредство Крестных страданий и смерти Господа исцелилось и освятилось, а также освободилось от власти сатаны и греха. Говоря об этом, святитель Иоанн Златоуст в «Беседе первой о Кресте и разбойнике», задавшись вопросом: «Почему же закачается Он [Христос] на высоте помоста, а не под кровлей?», отвечает на него: «Чтобы очистить воздушное естество; поэтому на высоте, не под простирающейся кровлей, а под покровом неба. Очищался воздух, когда в высоте приносился в Жертву Агнец, но очищалась и земля, потому что на нее капала Кровь из ребра». Автор приписываемого Златоусту «Слова на поклонение Честному Древу» припоминает и мнение Церкви о том, что местом обитания бесовских сил является именно воздушное пространство. Не зря же апостол Павел именует бесов духами злобы поднебесной ( Еф.6:12 ), то есть пребывающими и действующими в воздухе. И потому-то, по убеждению этого древнего церковного писателя, «Христос и Бог… вознесен» над землей на высоту Креста, «чтобы… бесов гнездящихся в воздухе сокрушить». Однако главная цель такого вознесения Господа на вершину Креста, по мысли автора этой гомилии, конечно же, не в этом. Крест воздвигается в надземном воздушном пространстве как ступень, лестница, дорога, помогающая взойти от земли к Небу, к райскому Царству, к горнему со-пребыванию с Богом: «вознесен на нем Христос и Бог, чтобы… восхождение на небеса для нас сделать беспрепятственным, как и Сам Спаситель наш говорил: И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе ( Ин.12:32 )».

http://azbyka.ru/propovedi/vozdvizhenie-...

Деян.2:33 .  Итак Он, быв воз­несен десницею Божиею и при­няв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слы­шите. «Итак, Он быв вознесен десницею Божиею» – греч. τ διξι ον ο Θεο υξωθες, слав. «десницею убо Божиею вознесеся» (вероятно, вместо «вознесся») – выражение, допускающее два понимания: или – «быв вознесен» на небо десницею Божиею – в том же смысле, в каком выше говорится, что Бог воскресил Его от мертвых (ст. 24); или – быв вознесен, т.е. возвышен до седения одесную Отца в прославленной человеческой плоти. И то и другое толкование равносильны и равнозначащи. «Приняв от Отца обетование Св. Духа», т.е. приняв от Отца власть послать верующим в Него – обещанного Отцем и Им Св. Духа, от Отца исходящего. Деян.2:34 .  Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Го­с­по­дь Го­с­по­ду моему: седи одесную Меня, Утвердив, как основную, истину воскресения Христова на пророчестве Давида, Апостол подобным же образом находит нужным утвердить и истину вознесения Иисусова, ближайшим следствием чего было излияние даров Св. Духа. Эту истину апостол утверждает именно ссылкою на пророческое изречение Давида в 109 псалме (ст. 1), относя исполнение этого изречения всецело ко Христу. Это же самое изречение прилагает к Себе и Сам Господь в беседе с фарисеями ( Мф. 22, 42 и т. д.). Деян.2:36 .  Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Го­с­по­дом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли. «Весь дом Израилев», т.е. весь народ еврейский. «Бог соделал Господом и Христом сего Иисуса, Которого вы распяли», другими словами: «Бог соделал так, что сей Иисус, которого вы распяли, и был истинный Господь и Христос ваш», или Мессия (двоякое обозначение Его Мессианского достоинства – более общее и частнейшее). «Которого вы распяли». По замечанию Златоуста – «прекрасно заключил этим свое слово, дабы чрез то потрясти их душу». Деян.2:37 .  Услы­шав это, они умилились сердцем и сказали Петру и про­чим Апостолам: что нам делать, мужи братия? «Умилились сердцем» – пришли в сердечное сокрушение, что так поступлено было с Мессией, и расположились сердцем загладить свою вину верою в Него, почему и спрашивают далее: «что нам делать?»

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Во-вторых, очень тонко указание на то, что «живет в шатрах» — то же самое, что «сидит под смоковницей». Нам это не говорит ничего, мы можем себе представить какую-то смоковницу, инжировое или тутовое дерево, кто что может. Но речь идет о том, что человек умеет найти в жизни такие моменты, когда он уединяется, чтобы быть наедине с Богом. «Сидеть под смоковницей» или «жить в шатрах» — это немножко похоже на три кущи, которые апостолы хотят воздвигнуть на вершине Фавора. Это место, где человек предается размышлению над Священным Писанием, созерцательной молитве, общению с Богом. Все здесь перекликается: и эта смоковница, и шатры Иакова, его праведность, отсутствие всякого лукавства у Нафанаила. Итак, происходит встреча с этим истинным сыном Израиля, новым Иаковом и Тем, Кто будет Спасителем этого народа и Его истинным Царем. В Евангелии от Иоанна мы все время оказываемся на пороге какого-то другого измерения времени и пространства. Такое впечатление, что пространство расширяется, и время вдруг течет вспять. Как будто вечность вторгается в наше время и все преобразует. Такое впечатление возникает у внимательного читателя, и это очень важно для созерцания, молитвы, для нашего духовного поучения и исцеления. Во-первых, эта таинственная лестница, которая предстает в самом конце. Она не названа по имени, но сказано о том, что «небеса будут открыты, и ангелы будут спускаться и подниматься на Сына Человеческого». Если внимательно прочитать, то мы поймем, что это же лествица Иакова. Та ветхозаветная лестница была пророчеством о том, что увидит Нафанаил в своем будущем. А что же он увидит? Он увидит новую лестницу Иакова, и это будет Крест Христов. Сын Человеческий будет вознесен на Крест, точно так же, как медный змий был вознесен. Об этом будет сказано в последующих эпизодах, когда Христос будет разговаривать с Нафанаилом. Но очень важно представить себе этот образ: вознесенный на Крест Христос, Сын Человеческий, Царь Славы: Он вознесен, как эта лествица. И это не приставная лестница, как многие думают, это — башня. Башня, как зиккурат, которые строили на Ближнем Востоке, как Брейгель изображает Вавилонскую башню. Это винтовая гигантская башня, которая действительно касается своей вершиной неба, и поэтому по ней легко спускаются и поднимаются ангелы.

http://blog.predanie.ru/article/shest-vo...

Что же означает Вознесение Христово? Оно рассказано в Евангелиях кратко и символически: «Господь вознесся на небо и седе одесную Бога» ( Мк. 16, 19 . Ср. Лк. 24, 50 : «стал отдаляться от них и возноситься на небо»; несколько подробнее в Деян., 1, 9–1 I, где вводится новая черта: «облако взяло Его из вида их», с последующим явлением ангелов). Прежде всего возникает предварительный вопрос, аналогичный тому, что мы ставили и о Воскресении: сам ли Иисус вознес Себя на небо, как и говорится в приведенных текстах? Так это обычно понимается теми, кто видят здесь проявление «царского служения». Были ли здесь самовознесение, или же Он был вознесен, – Отцом, конечно, чрез Духа Святого? Об этом мы имеем прямой и недвусмысленный ответ в Слове Божием, в речи ап. Петра после Пятидесятницы: Иисус «был вознесен десницею Божией» ( Деян. 2, 23 ), т. е. Отцом чрез Духа Святого. Следовательно, здесь мы имеем точно такое же соотношение, как и в Воскресении: Христос вознесся, но Он же и вознесен. И вознесение Его относится к прославлению Его от Отца, причем «взятие облаком» выражает осенение славой, по символике как Ветхого Завета, так и Нового (напр., в Преображении). Посему и поет Церковь : «вознесся еси но славе, Христе Боже наш» (тропарь). Вознесение, как возвращение на небо Сына, было делом Отца, пославшего Его в мир, а постольку и оно принадлежит еще к продолжающемуся, хотя уже себя и исчерпывающему, кенозису: оно совершено над Богочеловеком, Его человеческое естество получило силу вознесения от Бога, неким актом продолжающегося прославления. «Отец Славы... как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах» ( Еф. 1, 19, 20 ). Не собственной Божеской природой Логоса, не всемогущей силой Его Божества, которое пребывает еще хотя и в завершающемся уже кенотическом самоумалении, – совершено Вознесение, но «десницею Отца». 401 Вознесению подлежит не Божество Христа, для которого оно и не существует, ибо природно Он предвечно пребывает на небесах в единстве Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

прим.). Это излияние Духа Св. на верующего и есть то, что видят и слышат теперешние слушатели ап. Петра. – Вознесен десницею Божиею: греческий оборот речи допускает двоякий перевод и толкование; или: будучи вознесен десницей, т.е. силой и властью Бога-Отца на небо – в том же смысле, в каком выше говорится, что Бог воскресил Его из мертвых (ст. 24), или: будучи вознесен одесную Бога-Отца в том смысле, что и прославленное человечество Христово вошло в славу Божию. При обоих переводах и толкованиях истина одна и та же, истина вознесения Господа и сидения Его одесную Бога-Отца; но первый перевод и толкование предпочтительнее, т.к. Петр, судя по всему составу речи, имеет в виду яснее выставить противоположность того, что именно Христа Иисуса, уничиженного и умерщвленного людьми, Бог своей всемогущей силой воздвиг из мертвых и вознес выше всех. Этого перевода и объяснения держится и св. Златоуст: «опять обращается к Отцу, хотя довольно было и того, что сказал уже прежде; но он знал, как это важно» (ср. Феофил). – Приняв от Отца обетование Св. Духа: выражение сокращенное, как и выше – Деян.1:4 . Полнее оно может быть выражено так: приняв от Отца власть как Искупитель мира, послать в искупленный мир, т.е. верующим в Него, обещанного Отцом и Им Св. Духа (см. прим. к Ин.15:26 ; Ин.16:7 и парал). Власть сию Он восприял именно по воскресении и вознесении своем, как и сам Он говорил в своей прощальной беседе с учениками. – Излил то и пр.: обилие даров Св. Духа представляется под образом излияния, как и у пророка Иоиля (см. выше ст. 17). Образ взят, вероятно, от помазания свящ. елеем призываемых на особенное служение Богу (см. прим. в Мф.1:1 ); обилие такого помазания, когда елей именно возливался на главы посвящаемых и стекал на браду и края одежды их, означало именно обилие сообщаемых даров (ср. Пс.132:2 ). – Ныне видите и слышите: разумеется все это событие дня Пятидесятницы со всеми его частными чертами, все, чему собравшиеся изумлялись (ст. 7). Так апостол довел речь до того, с чего начал, вполне объяснил непонятное для собравшегося народа явление.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

На каменной колокольне, над окнами, крышка тесовая, и в окнах деревянные связи и четыре пола и лестницы и две двери все погорели ж, вверху той колокольни каменной свод, от падения большего колокола проломился, и та колокольня во многих местах расселась, которую, по видимости, за тою ветхостию надлежит, разобрав, всю снова сделать. От оного ж пожара колоколов растопилось и разбилось и собрано имеется множественное число колоколенной меди больших и малых штук, точно сколько всего весом, по неимению весов невешено, а при той описи оного Ризположенского девичьего монастыря игуменья Евфросиния и казначея монахиня Александра объявили, в то де пожарное время колоколов растопилось и разбилось пять, весом 1 – в пятьдесят пуд, «2» – в двенадцать пуд, «3» – в четыре пуда с половиной, «4«– в полтора пуда, «5» – в полпуда, оную медь надлежит употребить в колоколенное ж дело. В том же монастыре у железных ворот кладовый анбар, рубленный из брёвен в лапу, в длину семь сажень, в ширину четырёх сажень, в него ворота на лапах и на подставах железных, крыт был в два тёса, весь погорел же, вместо которого для всякой монастырской надобности надлежит таковой же построить. По правую сторону святых ворот да на угольной башне на каменной келье крышка деревянная сгорела, которая ныне в один тёс покрыта, от означенной наугольной да средней, что с воротами башни через двадцать четыре, а от той башни до круглой башни двадцать четыре ж, а от круглой башни до Троицких ворот одиннадцать, итого пятьдесят девять сажень на каменной ограде крышка всяж погорела. От тех Троицких ворот до огорода Суждальского купца Григория Изюмова, до бывших водяных ворот шестьдесят пять сажень, итого сто десять трех аршинных сажень бревенчатые в столбах заборов все и водяные деревянные ворота и с столбами, от тех водяных ворот на ветхой каменной ограде крышки длины тридцать пять сажень погорело без остатку ж. Вместо означенных на ограде каменной через пятьдесят девять сажень кровлю надлежит новую покрыть и через сто десять сажень новые в столбах бревенчатые забороны и водяные деревянные ворота сделать.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот " . Стена Горнего Иерусалима высотой " во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела " (Откр.21:12-13,17). Построить в Москве стены высотой в 144 локтя не могли. Но Спасскую башню Кремля, по данным М.П. Кудрявцева, построили высотой именно в 144 локтя... Наконец, самым замечательным в этом плане явились в Москве стены Белого города и Скородома (второго, более широкого крепостного ограждения столицы). Они были завершены в конце XVI века при Федоре Иоанновиче. И оказалось, что стена Белого города вместе с входившими в нее южными стенами Кремля и Китай-города имела 12 ворот, по трое на каждую сторону света, и стена Скородома тоже имела 12 ворот, по трое на каждую сторону света... В Откровении Иоанна Богослова сказано, что небесный град " расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта " (Откр.21:16). Кольцевые укрепления Москвы не являются квадратами в плане, но длина оси Скородома север - юг - 4 километра 800 метров, а длина оси восток - запад - 4 километра 700 метров - практически равносторонний крест, мысленный квадрат, как бы вписанный в круг... Ибо следует заметить, что к этому времени общая градостроительная композиция Москвы достигает полного круга (символ вечности). Таким образом, мы можем определенно заключить, что к середине XVII века в Москве оказались созданы символы важнейших образов Небесного Иерусалима, как он описан в Откровении Иоанна Богослова. Много символизма содержится и в других градостроительных, храмовых и монастырских комплексах и ансамблях Москвы. С меньшей определенностью можно говорить о сознательном воплощении таких " новоиерусалимских " образов, как золотое светило, улицы из чистого золота, разноцветные драгоценные камни стен, что, по мнению М.П. Кудрявцева, символизировалось в Москве особым " узорочьем " в декоре церквей и иных зданий, создаваемом красочным растительным орнаментом, изразцами, золотыми куполами множества храмов, так что почти каждый изгиб московских улиц отмечался благолепным храмом с золотым покрытием.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/304/...

Иез.48:31 .  и ворота города называются именами колен Израилевых; к северу трое ворот: ворота Рувимовы одни, ворота Иудины одни, ворота Левиины одни. «И ворота города называются племенами колен Израилевых», чем обозначается участие в населении города всех колен: ст. 19. Замечание, которое было бы более на месте после 30а; новейшие ставят его там. Трое северных ворот, естественно, принадлежат трем коленам, живущим на ближайшем к городу севере. Иез.48:32 .  И с восточной стороны меры четыре тысячи пятьсот, и трое ворот: ворота Иосифовы одни, ворота Вениаминовы одни, ворота Дановы одни; Основание для предоставления восточных ворот этим коленам, – см. предв. зам, к главе. Ефрем и Манассия объединяются в одно колено, потому что Левин получает особые ворота. Иез.48:33 .  и с южной стороны меры четыре тысячи пятьсот, и трое ворот: ворота Симеоновы одни, ворота Иссахаровы одни, ворота Завулоновы одни. Иез.48:34 .  С морской стороны меры четыре тысячи пятьсот, ворот здесь трое же: ворота Гадовы одни, ворота Асировы одни, ворота Неффалимовы одни. См. предв. зам. к главе, 2-я тирада. Иез.48:35 .  Всего кругом восемнадцать тысяч. А имя городу с того дня будет: «Господь там». «Восемнадцать тысяч» – см. объяснение ст. 16. – «С того дня», со дня создания города; евр. миййом может означать и «отныне», «впредь». – «Господь там». Более существенное обитание, чем ранее (ср. Иоиль 3.21 ), производящее небывалое благоденствие города ( Ис 60.14, 22 ; Ис 62.2 ) и не прекращаемое бесчестием имени Божия. – «Там», евр. шамма – энергичнее и торжественнее, чем шам. Перемена имени – перемена всего существа. И «Иерусалим» знаменательное имя (по блаж. Иерониму, означает «видение мира»), новое же имя – превосходнее. Н. Скабалланович Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 4: Пророческие книги. - 1168 с./Книга пророка Иезекииля. 660-1158 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Далее сказано: «Светило его , – светило нового Иерусалима, – подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному» ( Откр.21:11 ). «Светило Церкви», – поясняет Андрей Кесарийский , – Христос, Который называется ясписом, как присно растущий, цветущий Податель жизни чистой, вообще же Он представляется под многоразличными образами, как многообразны Его благодеяния к нам, и не могут быть выражены в одном слове». Далее сказано: «Он имеет большую и высокую стену» , – этот город, новый Иерусалим, который нисходил с Неба, от Бога. «Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых» ( Откр.21:12 ). Вот представьте себе: вы приблизились к городу, а через какие ворота заходить? На воротах написаны имена двенадцати патриархов еврейского народа. Через какие ворота мы будем заходить? Через ворота Иуды. Иуда – сын Иакова, один из двенадцати патриархов. Потому что Иисус Христос пришел из колена Иуды, сына патриарха Иакова. Это наши ворота, а через другие будут заходить дети по плоти от разных колен. Далее: «с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» ( Откр.21:13–14 ). Там имена двенадцати патриархов, мы прочитали, и двенадцати апостолов Иисуса Христа, «Апостолов Агнца» . Это и есть апокалипсические двадцать четыре старца. Двенадцать из них – это патриархи Ветхого Завета, другие двенадцать – апостолы Нового Завета. Это двадцать четыре старца, которые на Небесах вечно ходатайствуют за людей живущих на Земле. Откр.21:15 . «Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его». Андрей Кесарийский поясняет: «“Золотая трость” означает честность измеряющего ангела, явившегося в образе человека, и честность города измеряемого, “стеною” которого означается – Христос». Далее: «Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны» ( Откр.21:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010