9 . Наперсный четвероконечный крест из яшмы в серебряной позолоченной оправе. На оправе – надписи: с одной стороны – Ис. Хс. ника, а на другой – царь славы. На нижнем конце креста печать с надписью: «печать Марьеи Лукини дочери». По-видимому, этот крест с печатью принадлежал женщине, имевшей какое–либо общественно–юридическое значение. 10 . Серебряная дарохранительница (табл. XIV, 3) или Сион – в форме прямоугольной часовни с главкою, осеняемая металлическими фигурами ангелов. Высота 0,40 м., ширина 0,16 м. Дверки Сиона имеют вид царских врат с чеканными изображениями Благовещения и четырех Евангелистов в овальных медальонах, обрамленных чеканным орнаментом. В верхних углах дверей два херувима. По карнизу расположена надпись: «состроен сей Сион серебряной в пречестную обитель печерскую честнаго и славнаго ея успения 1721 года месяца августа в 15 день обещаемом Мирожскаго монастыря архимандрита Маркелла при бытности сея обители архимандрита Феодосия... Весом сей 6 фунтов 85 золотников. Внутри Сиона – три ящичка, каждый с двумя отделениями, для запасных даров. Стиль работы – западноевропейский. На донышке позднейшая помета: 6 фу 85 зол. Подобная дарохранительница, но богаче по убранству и больше по размерам, хотя и не древняя, находится в Псковском Троицком соборе. 11 . Серебряная ладонница (табл. XIV, 5) в виде миниатюрной одноглавой церкви с пометою на донышке: фун 33 зол. Это едва ли не древний Иерусалим или Сион. Предположение это основывается на том, что если в Псково-Елеазаровском монастыре доселе удерживается в практике древний Иерусалим – обычай, заимствованный препод. Елеазаром, вероятно, с востока, то он по подражанию мог быть и в Псково-Печерском монастыре. 22 12 . В ризнице Печерского монастыря хранится редкий серебряный панагиар для возношения Богородичного хлеба (табл. XIV, 4). Он имеет вид чаши на довольно высоком постаменте. Внутри его находится изображение богоматери с Младенцем в недрах, а по борту его снаружи расположена чеканная надпись: «о Тебе радуется обрадованная вся тварь, Архангельский збор...» Редкую особенность его составляет высокий постамент. Из всех древних панагиаров нам известен только один Софийский панагиар в Новгород XV в. с высоким постаментом. Печерский панагиар относится к XVII веку. А что в данном случае мы имеем дело не с обыкновенным сосудом или блюдом без определенного назначения, а именно с панагиаром – это с очевидностью вытекает как из изображения Богоматери с Младенцем («хлеб животный»), так и из надписи, относящейся именно к Богоматери. Ясно, что сосуд этот предназначался для Богородичного хлеба или для чина панагии, совершавшегося в Печерском монастыре. Тоже подтверждается и сравнением его с другими однородными памятниками того же церковного назначения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Литургия разделяется на три части: проскомидия, литургия оглашенных, литургия верных. Проскомидия Проскомидия есть греческое слово, которое по-русски значит принесение. Это название первая часть литургии получила от обычая первых христиан приносить с собой в храм нужные для совершения таинства хлеб и вино. Поэтому хлеб, употребляемый для таинства, называется греческим словом – просфора, что значат по по-русски приношение. Просфора состоит из двух частей в знак того, что Иисус Христос есть Бог и человек. На верхней части просфоры находится изображение креста с сокращенной надписью: Иисус Христос ника (т.е. побеждает). Для совершения литургии требуется пять просфор. Одевшись в священные одежды и умыв руки, священник подходит к жертвеннику и берет одну из пяти нужных для литургии просфор. Из нее он вырезает копием всю середину сверху до низу в виде четырехугольной части и кладет ее на средину дискоса. Эта вырезанная часть и называется Агнцем, потому что представляет собой новозаветного Агнца Господа нашего Иисуса Христа. Агнец по освящении становится истинным Телом Христовым. Им и причащаются верующие. Вынимая Агнца, священник вспоминает крестные страдания Спасителя за грехи людей, как ягненка (агнца), которого ведут на смерть; надрезает его крестообразно и прокалывает правую его сторону копием подобно тому, как воин пронзил бок Христа, висевшего на кресте. Затем священник вливает в чашу красное вино, смешанное с водой. Вода примешивается к вину, которое по освящении становится истинной Кровью Христа, потому что из сделанной копьем рапы Спасителя истекла кровь и вода. Из остальных четырех просфор священник вынимает части в воспоминание и честь Божией Матери, Иоанна Крестителя. Пророков, апостолов и других святых, за здравие верующих, за упокой умерших. Частицы эти, кладутся на дискосе по правую сторону Агнца (в честь Божией Матери), по левую (в честь святых) и остальные под ним. Но все эти частицы не освящаются вместе с Агнцем, и они не служат для причащения. Если кто-либо из молящихся желает, чтобы священник помянул поименно его и его близких, то он подает особую просфору и пишет имена тех, кого хочет помянуть. Священник молится о здравии или упокоении тех, кто записан, вынимает за них из просфоры частицы и кладет их на дискосе.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Остроготы в Италии, после смерти Теодориха, были ослабляемы раздорами и преступлениями. Военные подвиги Велизария и Нарсеса на этом полуострове придали последний и обманчивый блеск могуществу Восточной империи. Этими полководцами били разбиты один за другим готские короли Витиг (537–9 гг.), Тотила (546–551 гг.) и Теия (553 г.), были отражены нашествия франков и аллеманцов и с 554 года Нарсес, с титулом экзарха, управлял Италией в качестве уполномоченного от императора. Бедствия страны во время переворотов этого периода были даже большими, чем какие им приходилось выносить во время других бедствий раньше или после того; количество ее жителей, погибших от войн, голода или от других бедствий, по предположению превосходило все ее новейшее население 2208 . Вместе с Готской монархией арианство на время совершенно исчезло из Италии. Юстиниан вел строгую жизнь 2209 , и весьма много предавался богословским, занятиям. Он любил вступать в прения и действовать в качестве устроителя церковных дел, так что его подданные осмеивали его за то, что он, предаваясь таким делам, предоставлял политические и военные дела империи ведению своих министров и полководцев. Он отличался щедростью в своих приношениях на построение церквей и госпиталей, но средства этой щедрости слишком часто добывались вымогательством, бесчестным отправлением правосудия, ложными обвинениями и несправедливой конфискацией 2210 . Величайшим архитектурным памятником его царствования была патриаршая церковь Превечной мудрости (св. София). Эта церковь первоначально построена была Константином, затем была разрушена огнем во время изгнания св. И. Златоуста, и, будучи затем восстановлена (532 г.) опять, совершенно сгорела во время мятежа, известного под названием Ника 2211 . Юстиниан выстроил ее вновь на громадные суммы 2212 ; и когда он, в день ее освящения обвел глазами величественное здание, то, выразив благодарность Богу, позволившему ему закончить столь великое дело (544 г.), воскликнул: «О, Соломон, я превзошел тебя!». Купол церкви впоследствии был разрушен землетрясением (557 г.), но Юстиниан вновь восстановил его еще выше и с большим блеском, и в 36-мъ году своего царствования совершил второе освящение (562 г.). Штат собора был утвержден одним из его законов, которым допускалось при нем 60 священников, 100 диаконов, 40 диаконис, 90 иподиаконов, 110 чтецов, 25 певцов и 100 привратников 2213 . Как не велик этот штат, однако самый закон, определяющий его, был направлен к подрыву обычая епископов, которые имели обыкновение рукополагать духовенство без всякого ограничения, не обращая внимания на то, имела ли церковь достаточные средства для содержания его, или нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лия 21 июля 2015, 00:26 Статья любви не учить...Одна гордыня...Любить ...нужно всех любить. Дорогой автор статьи-вы, видимо, не отдавая себе отчёт в этом, осудили всех, кроме многодетной матери, и многих прочитавших вашу статью ввели в греха осуждения вас...Поймите-и наличие детей и их отсутствие это Крест, который должен нести человек, сейчас во многих храмах есть «детские уголочки», где молятся на службах семьи с детьми. Каждому надо стараться приходя в храм помолиться и сосредоточиться, но никак не для того чтоб ввести другого в грех осуждения. Мария 21 июля 2015, 00:26 Все дети разные и родители тоже разные. Недавно испытала настоящий шок: мамаша начала орать на свое еще даже не умеющее разговаривать чадо, чтоб это чадо перестало плакать и орать... наверное, тоже сторонница " необходимости присутствия детей на службе " . Интересно, а не будет ли решением проблемы посещение служб с маленькими детьми в будни? И причастятся, и народу немного... а многодетные мамочки перманентно в декрете и проблем с тем, чтоб выкроить времечко, быть не должно Многодетная мама Ника 21 июля 2015, 00:08 супер и в прямо в глаз:) детей не любят в храме! именно потому, что совесть мешает. зато любят давать советы, как их успокоить, с высоты своего совестливого опыта. а, может, это будущие епископы шалят? тогда мы их и зауважаем, и их матерей, а пока - мешают молиться! или стоять, изучая окружающих и их поведение и дефекты?...в любом случае, многодетная и бестолковая хотя бы попробовала родить и воцерковить, в отличие от благочестивых, волею судеб, избежавших как первой, так и второй неприятной обязанности. " время было такое " ... Елена 20 июля 2015, 23:06 Марии: Мария, эта статья была написана для того, чтобы автор в очередной раз могла побольнее уколоть тех, у кого один ребенок или вообще нет детей. Очевидно, она считает, что в многочадии залог спасения. Смею ее разочаровать - не в многочадии. В любви. А в статье любви, кроме любви к себе, я не увидела. Ольга 20 июля 2015, 22:30 Жаль, что нельзя ставить плюсы и минусы к комментариям.

http://pravoslavie.ru/80745.html

Еще в одном сообщении полиции безопасности и СД от 31 октября 1941 г. отмечалось: «Исходя из того, что большевистское господство с государственно проводимой безбожной политикой не смогло серьезно поколебать религиозное чувство населения, и его приверженность Греко-Православной Церкви все еще прочно укоренена, румынская сторона собирается вести антикоммунистическую пропаганду и мировоззренческое воспитание через Церковь. Румынская Православная Церковь хочет командировать в новые области необходимое число священников. Там также создано новое Тираспольское епископство. Его главой назначен бывший румынский военный епископ Антал». [xxxviii] В сентябре 1941 г. Румынский Патриархат направил в Транснистрию Православную Миссию, ее центр сначала был в Тирасполе, а потом в Одессе. Задача миссии состояла в жестком контроле и руководстве религиозной деятельности и назначении священников на вакантные места. Это позволяло румынскому духовенству занимать руководящие позиции в церковной жизни края. И. Антонеску лично давал указания, как вести миссионерскую деятельность в Транснистрии и как подбирать миссионеров. Не случайно они рассматривали себя как силу, которая постепенно должна была организовать церковную жизнь по всей России. [xxxix] Первым руководителем Миссии и Одесской епархии был назначен декан богословского факультета Бухарестского университета архимандрит Юлий (Скрибан). Уже в августе Священный Синод по согласованию с Министерством по делам религии поручил ему совместно с Генеральным штабом начать организацию Православия на Украине, в первую очередь для румынского населения (под которым имелись в виду молдаване). Деятельность Украинской автономной (связанной с Московским Патриархатом) и Автокефальной Церквей в Транснистрии не допускалась, что нередко вызывало недовольство местных жителей. [xl] Большинство руководителей Миссии приехало из Бухареста. В частности, оттуда прибыл руководитель Миссии, оба его заместителя — архимандриты Антим (Ника) и Антоний (Харгел), секретарь Миссии Василий Паша, секретарь по особым вопросам Григорий Ордеану и диакон Миссии Флореа Лавру. Функции инспекторов выполняли священники Феодор Рудиев, Грозу (оба из Кишинева) и Поповичи (из Балты). Шефом бюро Миссии являлся Флореску из Ясс, а вспомогательным миссионером Максим Пугачев из Измаила (в марте 1942 г.). [xli] В Одессе также находилась дирекция культуры (Serviciu Cultelor) при губернаторе Транснистрии во главе с Траяном Херсени, в ведении которой были и религиозные дела.

http://bogoslov.ru/article/656557

Zarina Calikova 12 марта 2014, 22:36 Святителю отче Иоанне моли Христа Бога о нас я так хочу приехать в Сан Франциско к тебе Анастасия 1 августа 2013, 11:37 Есть первый монастырь в честь святителя Иоанна Шанхайского в Кременчуцкой епархии Русской Православной Церкви , там икона с мощами дорогого Святителя. Полтавская обл., Пирятинский район, село Калинов Мост, ул. Леси Украинки, 31 Телефон: (068) - 44-93-408 игумен Серапион 38(068) 449-34-08 - для звонков из России. http://vk.com/club29213825 http://www.sspba.ru/psyhology/ Людмила 8 июля 2013, 22:41 Подскажите в каком храме есть Святые мощи Святителя Иоанна.Спаси Господи! андрей 6 июля 2013, 08:28 Святой Иоанн помогай нам Ника 4 июля 2013, 18:06 О всясвятый владыко иоанне!!!Припадаю молю-помяни нас у престола Всевышнего,даруй трезвение и рассуждение рабам твоим Раиса 3 июля 2013, 12:03 Престольный праздник в скиту святителя Иоанна Сан-Францисского 2 июля в селе Адамовка в строящемся ските, названном в честь святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, состоялось празднование престольного дня. Именно здесь, в селе Адамовка, в знаменитом дворянском роду Максимовичей родился будущий святой. Множество паломников - около 800 человек, духовенство и братия Свято-Успенской Святогорской Лавры прибыли в лаврский скит, чтобы помолиться и почтить память святителя Иоанна. В 2007 году святогорскими монахами была совершена закладка и начато строительство церкви и скита в честь святителя Иоанна Сан-Францисского на месте его родительского дома. По проекту храм будет двухэтажным. Верхний этаж - в честь святителя Иоанна Сан-Францисского, нижний - в честь Архистратига Михаила - небесного покровителя святителя Иоанна, во святом крещении Михаила. Также здесь строятся братский корпус, трапезная, гостиница для паломников на 150 мест. В этот праздничный день был отслужен водосвятный молебен с акафистом святому, а Божественную литургию возглавил архиепископ Святогорский Арсений, наместник Свято-Успенской Святогорской Лавры. Затем состоялся Крестный ход с иконой святителя Иоанна Шанхайского, после чего все паломники и прихожане были приглашены на праздничную трапезу.

http://pravoslavie.ru/62544.html

Мирное течение жизни столицы и великие труды императора были резко прерваны страшным бунтом столичного населения, который причинил неисчислимые бедствия городу, потряс трон Юстиниана, залил столицу кровью десятков тысяч людей и принес смерть и разорение многим семействам высшей знати. Этот бунт остался в памяти истории с именем «Ника», т. е. побеждай, каков был лозунг восставших димотов. Почвой, на которой разгорелось это движение, была борьба партий ипподрома, достигшая в ту пору высшего напряжения, благодаря участию двора. Конские ристания и театральные представления под председательством императора или высших сановников были, по старой традиции, возмещением суверенных прав столичного населения, и люди времени Юстиниана были глубоко убеждены, что без ипподрома и театра «жизнь была бы лишена радости». Так выражался Прокопий, который и сам признавал в увлечении борьбой партий какую-то непонятную болезнь, своего рода заразу безумия. 201 При Юстиниане, который широко понимал царственное величие и внес в постановку игр такую роскошь, какой раньше не было видано, жизнь и соперничество партий получили особенное напряжение, и синие, партия императора, позволяли себе всякие бесчинства в отношении своих противников, доводя дело до грабежей и убийств. К раздражению, которое вносило соперничество димов, присоединилось недовольство двумя столпами Юстинианова режима – префектом претория Иоанном Каппадокийцем и квестором двора Трибонианом. Этого последнего обвиняли в корыстолюбии и в том, будто он в угоду этой страсти насиловал законы и постоянно менял их по личным мотивам. Отголоски этих зложелательных слухов сохранились у Прокопия. 202 Иоанн Каппадокиец не мог идти в сравнение с высокообразованным Трибонианом. Он еле знал грамоту, но его огромный административный талант позволял ему справляться со всеми трудностями, какие ставил ему его пост. Широкий полет политики Юстиниана требовал огромных средств, и Иоанн умел добывать деньги. 203 Прокопий называет его самым сильным по уму человеком, какого он знал в своей жизни. 204 Небезупречный в частной жизни, корыстный и любивший грубую роскошь стола, 205 ненавистный императрице Феодоре, он был преданным слугой императора и пользовался полным его доверием. Так как в этих двух сановниках общественное мнение видело виновников всех злоупотреблений и неправд, то против них было сильное возбуждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

р.Б Ника 2018/01/02, 00:41:59 Дорогие Отцы и Братья! Помолитесь о Марии и Николае, очень часто стали ссориться и постоянно говорить о разводе. Муж неуважительно относится и кричит при ребёнке. Я не знаю, как это исправить и надо ли это терпеть. Спасибо за ваши молитвы! 2018/01/02, 00:20:37 Очень прошу помолиться о здравии Татианы, Иоанна,Валентины, Владимира Татиана 2018/01/01, 23:21:39 Дорогие Отцы Святогорцы прошу Ваших молитв о новопреставленном рабе Божьем Николае (крещенном православном) умер 24 12 2017 от сердечной недостаточности .Был добрым щедрым отзывчивым веселым.Помоги Господи р.Б.Николаю пройти мытарства прости согрешения вольные и не вольные даруй ему Царствие небесное и вечный покой. Укрепи духовно ителесно р.Б.Валентину Ирину Ярослава Петра.Низкий Вам поклон за Ваш молитвенный труд.Спаси Господи! р.Б.Валентина 2018/01/01, 21:55:29 Помолитесь пожалуйста о моем сыне рабе Божьем Игоре, который много пьет, не работает, сквернословит, ненавидит нас родителей. Это единственный наш сын, за которого очень болит душа. Я не высыхаю от слез, опускаются руки. Когда я заказываю сорокоусты в монастырях, то на третий день приходит помощь, но через две недели становится еще хуже. Очень буду благодарна Вам, если Вы мне ответите. Храни Вас Господь. Ирина 2018/01/01, 13:45:28 Дорогие о Господе отцы и братия Святой горы Афон! У меня сильные боли в пояснице, головокружение, у моей жены р.б. Ирины высокое давление, простуда и сильная немощь, диабет 2-го типа. Прошу ваших святых молитв на Божию помощь, милость, заступление, укрепление, прощение согрешений и исцеление для нас грешных р.б. Олега и Ирины. Спаси вас Господи! 2018/01/01, 03:26:25 Дорогие отцы и братья! Смиренно прошу Ваших молитв. Ищем копии документов, когда имя поменяли, доказать родство. Я Вилинин- стал Валентин. Сестра Сталина стала Светлана. Благодарим Кланяемся Помоги Господи Валентин 2018/01/01, 03:16:33 Дорогие отцы и братья! Просим святых молитв о здравии Валентина со чадом, Елисаветы с путешествующими чадами,

http://isihazm.ru/?id=1785&c_pid=79

Когда отец Игнатий сказал владыке Филарету о своем новом назначении, тот призвал покориться воле Божией и благословил на новый подвиг. Троице-Сергиева пустынь, расположенная в девятнадцати верстах от Петербурга, находилась в самом плачевном состоянии. Монастырские здания от церквей до конюшни были запущенны и потихоньку разрушались. Вся братия состояла из восьми монашествующих и трех послушников. Полное запустение господствовало и в нравственном отношении. Распущенность и небрежность проявлялись в богослужении. Соседство столицы и Петергофа подкрепляло суетный и мирской дух обители. 1 января 1834 года игумен Игнатий был возведен в сан архимандрита, а 5 января выехал в свою обитель в сопровождении верного друга отца Михаила Чихачева. Глава 3. Триумфальные ворота В ноябре 1834 года государь находился в Москве. Большой Кремлевский дворец перестраивался, в бывшем митрополичьем дворце, который велено было называть Николаевским, также еще не закончился ремонт, и Николай Павлович поселился на дальней окраине Москвы, вблизи Воробьевых гор во дворце Александрия, купленном в год коронации у графини Орловой. Дворец был назван в честь жены. Николай жалел об ее отсутствии. Он все еще любил свою нежную и мечтательную принцессу Луизу, что не мешало ему во время долгих болезней императрицы получать радости у cette chere Annette, Marie../Этой дорогой Аннет, Мари (фр.)./И по детям скучал тридцативосьмилетний император. Самое бы время ехать домой из нелюбимой Москвы, но он задержался по дороге с юга, ибо предстояло важное дело: во второй столице были воздвигнуты Триумфальные ворота, открытие которых император намеревался почтить своим присутствием. Официально было объявлено, что сей памятник воздвигнут для упрочения в памяти потомства деяний государя Александра Павловича, однако на самих воротах не было никакого упоминания о покойном, равно как и знака о его деяниях. Согласно пожеланию Николая, ясно понятому начальником императорской квартиры графом Владимиром Федоровичем Адлербергом и переданному исполнителю Осипу Бове, ворота были украшены в мифологическо-аллегорическом стиле: воины в шлемах и туниках с копьями, Посейдон и богиня Ника, единороги и дельфины. Все это обильно было дополнено переплетениями лавровых и дубовых листьев.

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/5

созвучия душ и сердец верных во время совершения божественной Литургии. Во второй части Литургии Верных призывается Святой Дух не только на Святые Дары, но и на молящихся. Ум-дух и разумную силу души молящихся приводят к " единомыслию " теми средствами, которые используют мыслительную деятельность человека ( чтение Священного Писания, догматическое богословие и т.д. ) Для обращения к Богу других сил души человека требуются уже иные средства. Одной только мыслительной деятельности оказывается недостаточно. Для обращения к Богу неразумных сил души и подготовке души и тела человека к принятию в себя Духа Святого Церковь прибегает к тем средствам, которые, минуя рассудок человека, воздействуют непосредственно на его душу и тело. Таким образом подготовленный, т.е. «Единства веры и общения Святого Духа испросив», человек уже может приступать к причащению Святых Христовых Тайн. Мы видим здесь разбиение божественной Литургии на три части: 1) подготовка ума-духа и разумной силы души человека средствами использующими мышление и воображение 2) подготовка души и тела к принятию Святого Духа " надразумными " средствами и 3) собственно Причащение. Ту же самую последовательность мы можем наблюдать и в многовековом процессе становления Церкви. Третий период, которой я связываю с 10-11-м веками, демонстрирует плод участия христианской части человечества в многовековой божественной Литургии. Наставник преподобного Симеона Нового Богослова – Симеон Студит - стал собой представлять такой плод. Преподобный Симеон Новый Богослов писал о своем старце следующее: « Он имел всего Христа и сам был Христом …». Далее следовало бы вернуться к Герхарду Терстегену и попытаться выяснить, почему вышеописанное богатство Церкви осталось незамеченным им, но для этого придется подробно рассмотреть, описываемый им подход к духовной жизни христианина после т.н. " первого покаяния " , и увидеть несомненные достоинства этого подхода, а так же понять, почему он оказывается недостаточным. Все это потребует много места и времени, и к тому же будет лежать за пределами ответа на Ваш вопрос. Я - не священнослужитель, поэтому называть меня " Отцом Симеоном " не нужно. Сарказм по поводу моего ника, если он был, принимается. ( Я и сам к нему так же отношусь ). Адриан Севастьянов 02 июля 2017г. 22:58 Я подумал, что вы из новоезерского монастыря. И отцами не только иереев называю. Я так назвался, потому что люблю Адриана Ондрусовского. А в карельском селе Севастьяново находится резиденция бывшего президента, там, кстати, и кирха есть. Простите отче, не было сарказма! Большое спасибо за такой грамотный комментарий! Очень понравилось про осмигласное пение. Я сам люблю валаамский распев, а вот сербский не очень. Всегда стараюсь петь в храме. Симеон Долгоозерный 01 июля 2017г. 15:48 Новое рождение свыше, по-Герхарду Терстегену, как я понял, есть окончательное становление человека сыном Божьим. Не начальное становление, совершаемое в таинстве Крещения и Миропомазания, а именно окончательное.

http://bogoslov.ru/article/5405606

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010