Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава V. Внутренняя деятельность Юстиниана. Бунт «Ника». Религиозная политика в Сирии, Симеон Столпник и его монастырь Ф. И. Успенский. История Византийской империи При обозрении фактов, относящихся к внутренней деятельности Юстиниана, мы должны прежде всего выделить и подвергнуть оценке целый ряд государственных актов, законодательных и административных распоряжений, коими Юстиниан сводил счеты с старым строем, с теми воззрениями и настроениями, которые имели свои корни в античной культуре, в свободной философской и риторской школе и, наконец, в муниципальных городских вольностях. Этою, так сказать, отрицательной стороной внутренней деятельности лучше характеризуются воззрения Юстиниана на задачи управления подчиненной ему империей, чем теми положительными актами государственной деятельности, которые представляли лишь попытку к признанию новых форм государственной жизни, уже заявивших себя реальными фактами, но в общем не совсем ясно определившуюся систему. В самом деле, нам легче понять настроение Юстиниана и руководивший его распоряжениями план, когда он издавал закон о закрытии философской языческой школы в Афинах. Точно так же можно усматривать известную систему в его суровых мерах против еретиков. Но не так ясна идея его громадных и дорого обошедшихся построек, равно как основная мысль его реформ по гражданской и военной администрации. Кроме того, теперь уже не может подлежать сомнению, что отрицательные и, если употребить нынешнее выражение, реакционные меры Юстиниана достигали цели, сопровождаясь определенными реальными, хотя и весьма тяжкими последствиями, между тем как положительные его распоряжения редко достигали тех результатов, на которые были рассчитаны, часто нуждались в переменах и поправках, а иногда оказывались прямо бесполезными или не достигавшими цели, как многие постройки с военной целью или административные преобразования. Система мероприятий против древних либеральных учреждений с особенной выразительностью отмечена в истории городских димов (δμοι), в ограничении политических прав цирковых партий, в усилении власти городского епарха, в известном движении городского населения против Юстиниана, выразившемся в деле «Ника», и, наконец, в церковной политике. Указанными фактами займемся в настоящей главе

http://sedmitza.ru/lib/text/442784/

Победителем стал очерк Екатерины Юдкевич «Лики и лица» о Константино-Еленинском монастыре. Сама победительница отметила, что в поселке Ленинское, где расположен монастырь, живут люди в основном неверующие, и когда появился монастырь, люди стали приходить туда и получили возможность узнать Христа. Телеведущая и кинорежиссер-документалист Ника Стрижак и председатель правления ассоциации маркетинговой индустрии «Рекламный совет» Сергей Пилатов вручали приз в номинации «Видео». Над фильмом-победителем «Храм Андрея Критского», посвященном подворью Константино-Еленинского монастыря, работал творческий коллектив — Светлана Замешайлова, Алексей Сизов, Дарья Завьялова, Вера Казарина, Валерий Нечипуренко, Тамара Жук, Анна и Арсений Богомаз. «Проект ценен в первую очередь тем, что открыл нам храмы, о которых многие петербуржцы даже не слышали, — поделилась своими впечатлениями Ника Стрижак. — Изучая список участников, просматривая творческие работы, я узнала много нового о храмах на городских окраинах, увидела, какие замечательные, активные там приходы. Это действительно важно. Надеюсь, что люди, заходя на сайт проекта, сделают для себя такие же удивительные открытия». Ника Стрижак также отметила, что ее особенно тронули творческие работы, сделанные непрофессионалами: они были очень искренние, и в этом была их главная ценность, которая перевешивала качество съемки или монтажа. Борис Григорьев вручил специальный детский приз — победителем стал 11-летний Илья Лазарев, автор работы «Мой любимый храм» о Владимирском соборе Кронштадта. Спецприз председателя жюри достался Роману Колгану за видеосюжет «Община нашего храма», посвященный храму Сошествия Святого Духа в Колпине. Роман рассказал, что он помощник настоятеля храма, а получать приз из рук ректора Академии художеств ему особенно приятно, так как в 2007 году он окончил искусствоведческий факультет этого учебного заведения. Кирилл Опарин и директор арт-студии Императорского фарфорового завода Кирилл Пименов вручили Гран-при: его удостоилась графическая работа Елены Аршавской «Остров спасения», посвященная Чесменскому храму.

http://patriarchia.ru/db/text/5286673.ht...

Максима, Назария, Тимофея, Романа, Викторию и даруй им здоровье. Ника 2 мая 2013, 01:20 Сестры и братья кто будет у Матренушки и за нас вздохните Ника Дария Дария Александра Сергий Владимир Журжины.Украина Белая Церковь-Ирпень . Ника 2 мая 2013, 01:12 Матушка помоги родная,радоваться а не горевать.Дай силы вытерпеть Нике Дарии Дарии Сергию Владимиру Александре В жизни с работой дома с любовью. Александр 29 апреля 2013, 22:13 По возможности посещаю в Москве Покровский женский монастырь,в котором находятся святые мощи и чудотворная икона Святой Матронушки.Чуть больше года назад умер мой дедушка и начал я просить Святых о помощи ему на мытарствах.Помогли и еще как,но Святая Матронушка прямо во сне благословила меня большой иконой и после сказано было взять вещи покойного и отнести в тот Храм прихожанином которого я стал впоследствии!После того как я недостойный получил дар Веры жизнь моя круто изменилась и хочется только сказать Слава Богу за все! елизавета 24 апреля 2013, 01:14 И мне по милости Божией Матушка Матронушка помогла найти достойную работу, мне и моему брату. Брата взяли без высшего образования на очень хорошую работу сразу же на следующий день, после того как я почитала акафист Матронушке. Она нас не оставляет! Дивен Бог во святых своих!!! Svetlana 12 апреля 2013, 21:59 О Святая , Блаженная Матушка Матронушка! Помоги моим сыновьям выздороветь Андрею и Юрию. Прошу твоих святых молитв за себя , рабу божью Светлану. Вера 26 марта 2013, 12:04 Святая блаженная матушка Матрона, помоли Господа обо мне,простить мне грехи мои и помочь мне найти работу. Спаси Господи. Елена 24 марта 2013, 20:48 Очень интересный рассказ.Очень хочется побывать у Матронушки.Матушка Матронушка моли Бога о нас. Елена 21 марта 2013, 22:51 Моли Господа о нас грешных, святая Праведная Мати Матроно. Елена 19 марта 2013, 22:49 Святая Матушка Матронушка, прости меня за все, помоги нам, рабам Божьим Максиму и Елене. Помолись пожалуйста за нас! Любовь 16 марта 2013, 23:04 Св.Праведная мати Матроно Московская,моли Бога о нас! Вера 7 марта 2013, 05:07 В 2011 году поехали в Монастырь Покрова Пресвятой Богородицы к Матронушке.

http://pravoslavie.ru/59492.html

В 532 г. в Константинополе случилось знаменитое восстание Ника (см.: [Чекалова, 1997]), которое было жестоко подавлено. Прокопий Кесарийский, Иоанн Малала [Ioannis Malalae, 2000] и другие свидетели описали это восстание. Прокопий кратко рассказывает о нем перед упоминанием церкви Юстиниана: «Некогда в Византии городская толпа и подонки общества восстали против императора Юстиниана и произвели тот мятеж, который получил название „Ника“. Показывая, что не против одного только императора, но в своем беззаконии они подняли руки и против Бога, они дерзнули сжечь и церковь христианскую (византийцы называют ее храмом Софии [„Премудрости“], дав такое ей название как наиболее приличествующее Богу); попустил Господь совершить им такое беззаконие в предвидении, с какой красотой этот храм будет перестроен в будущем. Тогда эта церковь лежала обращенная пожаром в прах и пепел» [Прокопий Кесарийский, 1996, кн. 1, гл. 1, 20–22]. Вероятно, толпа подожгла главный вход во дворец со стороны прилегающей площади Августеон в первый вечер беспорядков 13 января. Огонь распространился сначала на Дом Сената, расположенный на той же стороне, что и дворец, а затем на Великую церковь. Через три дня еще один пожар распространился на церковь Святой Ирини [Прокопий Кесарийский, 1996, кн. 1, гл. 2, 13]. Итак, церковь, реконструированная императором Феодосием, полностью сгорела в результате восстания Ника в 532 г. Архитектурное пространство Великой церкви в IV–V вв. Свидетельства источников Описания формы первоначальной Великой церкви не сохранилось, кроме кратких упоминаний о ней как о построенной в «форме цирка» (δρομικ) или «продолговатой» ([πμηκες) [Nicephorus Callistus, PG 147, col. 244]. Евсевий Кесарийский достаточно подробно описывает планировку кафедрального собора Антиохии, имевшую восьмиугольную проекцию, и храма Гроба Господня в Иерусалиме, однако практически не упоминает Великую церковь. Вероятно, она не имела какой-то особенной планировки, а представляла собой прямоугольную базилику, как и большинство других церквей той эпохи, например более ранний собор в Тире, описание которого было включено в «Церковную историю» (Historia ecclesiastica) [Евсевий Кесарийский, 2001, кн. X, гл. 4].

http://bogoslov.ru/article/6194292

И того ради вам видятся писания оного Игнатия отца неприятна, якоже в письме вашем объявисте гаждательно, непорядочное, и вредное, и непотребное возъименовавше, понеже он к прочим новопрозябшим Никоновым новинам и четыре литеры I. Н. Ц. I., на кресте Христове пишемые, якоже ему возмнеся, новоузре, за что не точию оный неприят, но и новиной порече. Но посем Господа ради здраво рассудите: отец оный якоже о нем извествуется, муж не точию добродетельного жития бывый, и прозрительного дарования исполненный, но и Св. Писания ведитель многопремудрый, современный и слитен отцу Герасиму, по реклу Фирсову, бывый с ним единоумно и единомысленно, на Соловках много лет поживе, о чесом тонкостно, аще изволите, надгробное оно слово, отцем нашим Андреем Дионисьевичем Петру Прокопьевичу писанное, и Историю о отцех и страдальцех Соловецких писанную прочести, и оттуду известнейше и опаснейше уразумеете. Оный премудрый старец о святоцерковных, во святей древнеправославной церкви зримых, надписаниих крестных довольно известися, о них же мы выше сего вкратце воспомянухом: и того ради Пилатово надписание, чрез четыре литеры явльшеся, за несогласие причте. И святых богословцецев Священная Писания и обличительная о Пилатове написании словеса причте, яковая находятся: св. Григория Богослова – в слове втором на Крещение Господне в стихе 53, которое толковал богословный муж святый Никита Ираклийский митрополит сими словесы: зле написа Пилат титлу, яко вину убо, а не яко истину написа. Что сих словес яснейше, что крепчайше быти может? Сими писании, видится, приснопоминаемый оный старец уверився, Пилатово надписание, с новшествами в российскую церковь прибывшее, обличи. И не точию древний богословцы и Соловетстии отцы Пилатово надписание не приемлют и гаждают, но и в прешедших временех многоученнии авторы, проповедницы слова Божия и защитницы восточного православия, во многих латыни и униаты обличающие, о Пилатове написании не помолчаше: якоже зельнейший находится обличитель Евсевий Пименов, муж, видится, ученый в книзе Лифос, или Камень, лета 1642, в Киеве и в Кракове изданной, во ответствии агнца или опреснока латинска, Пилатово рассуждают написание и глаголюще сице: зри в костеле римском во время литургии на агнце: егда не узриши ли на единей стране воображения распятого Спасителя сих слов под титлою I. Н. Ц. I., от Пилата на кресте написанною, егда не узриши ли и на иных в крузе письмен более, неже у нас; и мало понизше: на просфоре греческой грамота ИС. Хс. ника. Дозде Евсевий Пимен. Тацеми словесы многоученный оный автор известно показует. яко в римском костеле таковое писание Пилатово находится на агнце написуемо четырьмя прежереченными письмены, еже есть: I. N. R. I; на просфоре же греческой такового надписания не имеется, но ИС. ХС. ника.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Монастырь показался нам очень тесным, недостаточно просторным для житья и одной «стотины» монахов. По своему положению на обрывистом скате горы, двор его представляет ряд небольших террас. На центральной из них стоит углубившийся в землю храм очень древней постройки с широким куполом посредине. Два меньших купола высятся над притвором с передней (западной) стороны его по углам. План церкви, впрочем, неправильный. Она низка и темна, внутри по стенам большею частью расписана иконами или новыми, или подновлёнными, не богата никаким убранством и, хотя содержится в порядке, но таком, который диктуется привычкой, а не вкусом. С северной стороны пристроен к церкви узкий придел, по древнейшему обычаю достигающий только половины церковного длинника. Такой же ширины южный придел идёт напротив во всю длину церкви, сообщаясь с нею одною дверью. Этот главный корпус церкви обходит с юга и запада низкая галерея, тоже тёмная, как и всё вообще здание. Не света, конечно, боялись первые здатели храма, а отверстий для пронизывающего и кружащегося горного ветра. Так мне думается. Внешняя стена галереи с фасада церкви выстроена из огромных, правильно обсечённых, камней, принадлежащих видимо дохристианской эпохе. Когда мы осматривали алтарь, о. Игумен обратил наше внимание на престол и жертвенник. Оба они оказались цельными кусками камня, обделанного в виде куба с расширенными основанием и карнизом по образцу древних надгробных или посвятительных памятников языческого времени. И на том, и на другом вполне сохранились греческие надписи крупного и красивого нарезного письма. На престольном камне читается: Года 260. Флавия Ника Никандроса (дочь). Аполлону Этевданиску. Обет 230 . Всё это размещено в 6-ти строках. После слов: года и Ника изображён обычный в подобных записях листок плюща. На жертвеннике надпись семистрочная гласит следующее 231 : Аполлону Отевдану Т. Флавий Антигонов сын. Аполлодар по обету 232 . И в этой надписи тоже вырезали в двух местах листки плюща, после слов: Отевдану и сын.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

2018/09/27, 00:22:45 Дорогие братия монастыря. Прошу молитв о здравии внуков младенца Кирилла, и Артемия. 2018/05/15, 15:07:18 Здравствуйте, дорогие Старцы , прошу Вас помолиться о здравии и исцелении моего ребенка, у нее болен позвночник, помолитесь и обо мне о моем жен.здоровье, исцелении от оккульт.дара и порчи, помолитесь о рабе Божьем Марате (о его исцелении от порчи), чтобы у него и у меня пошли дела, помолитесь о том, чтобы дом до конца очистился от порчи и чтобы я побыстрее сдала его снова в аренду, помолитесь о том, чтобы мой ребенок поступил в муз.училище. Аминь. Ангелина 2018/04/06, 19:13:59 Дорогие Отцы и Братия, прошу ваших молитв об упокоении новопреставленного Сергия и о здравии воина Виталия и отрока Димитрия Благовещению Пресвятой Богородицы и святому Онуфрию Великому. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. р.Б. Ника 2018/03/03, 15:40:29 Дорогие Отцы и Братия, прошу Ваших молитв к Пресвятой Богородице, Господу нашему Иисусу Христу и Двенадцати Апостолам о прощении грехов, о здравии и спасении рабов Божиих: Льва, другого Льва, болящей Ники, болящего воина Виталия, болящего отрока Димитрия, воина Димитрия, Иулии, Павла, Анны, воина Владислава, воина Александра, воина Эдуарда, воина Сергия, Артемия, Евгения, Павла, Георгия, другого Георгия, Константина. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. р.Б. Ника 2018/01/18, 16:18:14 Дорогие Отцы и Братия , прошу Вас помолиться о здравии и исцелении моего ребенка, у нее болен позвночник, помолитесь и обо мне о моем жен.здоровье, исцелении от оккульт.дара и порчи, помолитесь о рабе Божьем Марате (о его исцелении от порчи), чтобы у него и у меня пошли дела, помолитесь о том, чтобы я побыстрее сдала свой дом в аренду хорошему человеку и о том, чтобы мой дом очистился от всякой скверны, которую я очень сильно чувствую и во время поста и сейчас. Аминь. Ангелина 2017/12/05, 15:44:51 Дорогие отцы и братия , молю о помощи в молитве ко Господу нашему о здравии и исцелении моего ребенка, у нее больна спина, помолитесь и о моем жен.здоровье, помолитесь о том, чтобы у раба божьего Марата пошли дела и востановился его бизнес. Аминь.

http://isihazm.ru/?id=510

Ирина 2 апреля 2013, 00:29 Спаси,Господи за полезную информацию. Вот и мой муж никак не может воздерживаться от супружеской близости. Молюсь за него и прошу молитв Церкви за р.Б. Виктора.С благодарностью р. Б. Ирина. Алексей Архипов 12 марта 2012, 12:45 Неделя первая Поста - семя доброе дала, И прошла уже вторая - ростки благости давая, Дух Святой нас укрепит - Крест Господень прорастит Поклонимся мы Кресту - Половина уж Посту Алексей АРХИПОВ Владимир 12 марта 2012, 09:51 Никак не могу избавиться от страсти и супругу толкаю на грех. подскажите молитву, которая поможет... Александра 23 марта 2011, 17:08 Спаси Господи! мне уже легче! ))) николаи 21 марта 2011, 22:06 интересно и полезно Natalya 21 марта 2011, 21:25 thank you very much for the information, very helpful Светлана 21 марта 2011, 17:50 Спасибо за свет знания. Ника 21 марта 2011, 15:03 Александр, попробуйте, молиться во время поста о каком-нибудь дорогом вам человеке. Испросите у Господа о нем, а в жертву Богу принесите свое пощение. Ведь как Вы послужите Господу, так и он воздаст Вашему дорогому человеку. Я думаю Вам вряд-ли захочется не усердно исполнить пост. Мне это помогло в первый год поста, а сейчас просто даже не думается о еде, Слава Богу за это, вот гораздо сложнее ум свой направить на созерцание Господа. Помоги Вам, Господи. Ангела Хранителя. С любовью к Вам р.Б. Ника. Артемий 21 марта 2011, 14:31 Может, я неправильно истолковал Ваши слова, Александра, но они мне показались немножко праздными-пафосными. На мой взгляд, в корне неправильно (и это принципиальнейшая вещь) делать самоцелью приобретение нами каких-то свойств, высоких качеств. Ведь все самые высокие земные и человеческие подвиги - мерзость перед Богом. Всё это будет само-собой следствием нашего истинного смирения и духовного возрастания. А если мы будем как бы тренироваться, чтоб чисто приобрести какие-то сверхспособности (т.е. ради самих этих способностей), то это может привести нас к гордыне, а никак не к смирению (т.е. мы не избавимся от страстей, а подчиним все страсти одной самой страшной - гордыне).

http://pravoslavie.ru/1634.html

По неискусству палача веревка дважды обрывалась, и повешенные падали в приготовленный ров еще живыми. На толпу это произвело большое впечатление, многие увидели в этом знамение в пользу осужденных. Монахи из монастыря св. Конона взяли под свою защиту двух осужденных, чудесным случаем спасшихся от виселицы, и отправили их в церковь св. Лаврентия, пользовавшуюся правом убежища. Тогда же венеты и прасины, соединенные общим чувством вражды к префекту города, дали клятву идти открыто против правительства и силой добывать нарушенные их права; при этом произнесено было слово «ника» (побеждай), сделавшееся паролем для всего последующего движения. От 14 до 18 января Константинополь был театром страшных сцен насилия и грабежа. Правительство совершенно растерялось и, по-видимому, не имело средств к усмирению мятежа. Бунтовщики сделались хозяевами Положения, провозгласили другого императора и, выпустив из темниц содержавшихся там преступников, начали возбуждать мирное население Насильственными действиями. В городе начались пожары, истребившие Лучшие здания. Так, тогда сгорели: храм св. Софии, бани Зевксиппа и царские дворцы, находившиеся поблизости, равно портики и роскошные дома богатых граждан от ипподрома до площади Константина. Юстиниан находился в отчаянном положении и не знал, где искать спасения. На пятый день мятежа был избран новый царь в лице Ипатия, племянника Анастасия; среди мятежников стал обсуждаться вопрос о том, как удобней захватить Юстиниана. Но скоро наступил поворот в положении дел. У Прокопия, сохранившего весьма живые черты из этого критического для Юстиниана и Феодоры времени, приводится, между прочим, следующая сцена: У царя происходило совещание: что лучше делать, оставаться ли тут, или бежать на судах. Много говорено было в пользу того и другого мнения. Наконец, царица Феодора сказала: «Лишним было бы теперь, кажется, рассуждать о том, что женщине неприлично быть отважною между мужчинами, когда другие находятся в нерешимости, что им делать или чего не делать. По моему мнению, бегство теперь больше, чем когда-нибудь, для нас невыгодно, хотя бы оно и вело к спасению. Тому, кто пришел на свет, нельзя не умереть; но тому, кто однажды царствовал, скитаться изгнанником невыносимо. Не дай Бог мне лишиться этой багряницы и дожить до того дня, в который встречающиеся со мной не будут приветствовать меня царицею. Итак, государь, если хочешь спасти себя бегством, это нетрудно. У нас много денег, вот море, вот суда. Но смотри, чтобы после, когда ты будешь спасен, не пришлось тебе когда-нибудь предпочитать смерть такому спасению. Нравится мне старинное слово, что царская власть — прекрасный саван»

http://sedmitza.ru/lib/text/442784/

Однако дело не в радостном возбуждении при упоминании крепкого словца, а в отсутствии любого другого содержания, за которое можно ухватиться, чтобы сочинить даже просто шутку для капустника (хотя шутки и пародии, пожалуй, самый серьезный индикатор смысла). Именно нового содержания и не хватало юбилейной церемонии, во время которой чествовали Эльдара Рязанова - так долго и так однообразно, что никаких чувств это уже не вызывало (в отличие от куда более краткого и действительно трогательного появления на сцене Федора Хитрука, сказавшего словами своего героя Пятачка: " Неужели это я один смог наделать столько шума? " ). Еще вспоминали прошедшие 20 лет, ностальгировали по тому времени, когда были молоды, декларировали независимость, коллегиальность и профессионализм академии " Ника " ... К сожалению, на церемонии стало ясно, что отсутствие в современной культуре новых лиц, новых идей, новых смыслов - результат системного кризиса именно профессионалов. Выбирая из всего массива созданных в этом году произведений, академики безошибочно попадали в самые общие, самые заезженные варианты из всех возможных и не продемонстрировали никакого желания выйти за пределы банальностей. Оформление сцены, где в центре красовалось стилизованное под эмблему " XX век Фокс " " 20 лет Ника " , а сбоку на двух экранах горели цифры " ХХ лет " , похожие на символ партийного съезда, наглядно демонстрировало, что мышление основной массы кинематографистов застряло где-то в этих пределах. Духовные достижения советского кино и американские соблазны бездуховности, приевшиеся и уже не имеющие содержания слова о необходимости пробуждать с помощью кино добрые чувства, воспоминания о 20-летней давности борьбе за свободу (какая свобода? что под этим понимали тогда и понимают сегодня?) - вот узкий круг тем, к которым сводилась риторика поздравлявших и принимавших поздравления. Даже обещание Михаила Швыдкого, желавшего поднять значение победы Павла Лунгина, - предоставить тому материальную поддержку с постановкой любого нового сценария, не вызвало особого оживления. И не только потому, что публика торопилась домой. Просто есть ощущение, что дело не в возможностях снимать, осуществлять и поддерживать. Дело в неверии в жизненную необходимость каких-либо проектов. Исчерпанность старого дискурса на этой юбилейной церемонии проявилась с какой-то устрашающей очевидностью, и списать ее на особенности конкретной ситуации никак не получается.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010