О      стечении в столицу множества обиженных людей из провинций упоминает Иоанн Лидиец, De mag. 3, 70 p. 264, 24–265, 3. Оно имело последствием увеличение числа всевозможных преступлений, что и побудило императора вызвать к жизни «бывших раньше в пренебрежении... преторов и квезиторов». Наказания стали строже, и ожесточившийся народ ответил на это пожаром города. – Автор разумеет бунт Ника, как это видно из дальнейшего изложения. – Устанавливаемая автором связь событий не выдерживает проверки ввиду наличности точных данных о времени бунта Ника и издания указов о народном преторе и квезиторе (532, 535, 539 годы). Автор обобщал все свои воспоминания о пережитом им времени префектуры Иоанна Каппадокийца и закончил свое изложение рассказом о пожаре столицы и назначении Фоки на пост, который должен был покинуть Иоанн в январе 532 года. Так как автор знал о приезде в Константинополь Витигеса и нашествии Хосрова в Сирию в 540 году, то он писал, очевидно, после этой даты. По-видимому, его сочинение осталось незаконченным. 727 Marc. Сот. s. a. (Chr. min. II 102). В летописи Феофана – Chronogr. р. 222, 22 – начало чумы неправильно отнесено к октябрю 15 года правления Юстиниана (с 1 апреля 541      по 31 марта 542 года), т.      е. 541. 746 Malala, 484, 6–8. В октябре того же года прибыл слон из Индии, а в марте 550 года он причинил большие беды: вышел из своего стойла и перебил много народа. – Ib. 484, 9; Theoph. 227. 753 Malala, De ins., с. 50. – Упоминание имени Питтакий заставляет отнести оба свидетельства к одному событию. 757 Theoph. 239, 6–17. – Следуем старому тексту, затрудняясь понять поправку De–Boor " а. – Дворец Лавса находился на Средней улице между площадью Августея и форумом Константина на северной ее стороне. См. Беляев, Храм Богородицы Халкопратийской в К-ле. (Лет. И. Ф. О. при Н-р. Унив. т. II, стр. 103). 758 Malala, De ins. с. 50. – Хронологию события дает Виктор Тонненский в своей хронике – Chr. min. II 205. – Стратигий находился на северном склоне Акрополя, где в настоящее время станция железной дороги.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

115) Такой-же памятник с надписью: „Под камнем сим погребено тело младенца Николая, сына подполковника и разных орденов кавалера Ивана Козмина Горталова, родившегося 1823 года февраля 8 дня, а скончавшегося 1824 года марта 30 дня”. 116) Такой-же памятник с надписью: „Царь славы Ис. Хс. Ника. Супруга, сын и дочь в залог любви своей воздвигли отцу, супругу мавзолей”. Вокруг памятника: „Под камнем сим погребен коллежский асессор Симеон Григорьевич Бутлер, который родился 1764 года апреля 20 числа, скончался 1822 года мая 18 дня; жития его было 58 лет и 27 дней. Боже, приими дух мой с миром!» 117) Большой, деревянный крест с металлическим венком и надписью на западной стороне: „Гавриил Иванович Горталов»; а на восточной: „родился 29 июня 1819 года, скончался 20 июля 1885 г.». 118) Большой пирамидальный памятник с металлическим крестом и надписью на западной стороне: „здесь погребено тело Каз. купца Василия Семенова Матвеева, который родился 1780 года, а скончался 1847 года; жития его было 67 лет». 119) Большой ветхий, в виде гроба, опоковый памятник с высеченными крестом, копьем, и мечем и надписью: „Царь Славы. Ис. Хс. Ника. Под камнем сим погребено тело отрока Василия Сосипатровича Михайлова». Остальных слов нельзя разобрать. 120) Белый мраморный, граненый памятник без креста с надписью на восточной стороне: „Под сим камнем лежит тело действительного статского советника Александра Андреевича Апличева, скончавшегося 1802 года августа 10 числа». На западной: „бьет час и смертною косой вся добродетель в гроб сокрыта, но память будет вечно омыта супруги верною слезой». 121) Опоковый ветхий, в виде гроба, памятник с высеченными крестом, копьем, мечем и надписью на южной стороне: „здесь покоится прах воспитанницы Любви чиновника комиссии Казанского комиссариатского депо 9-го класса Герасимова, которая родилась 1824 года августа 12 дня, померла 1831 года июля 31 дня; жития её было 6 лет, и месяцев и 12 дней». На северной: „нет у меня Любоньки, увы, ее не стало! неужели Ангелов у Бога не достало? покойся, милая, пока-ль во гроб твой темный прольется луч ясный, неизменный; увидимся мы там, где вечно нет разлуки, где радости нас ждут за все житейские муки».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Непорочны. Так называются тропари, поемые на утренях воскресных после пения „Хвалите имя Господне“, a на субботних после кафизм. Непорочными называются эти тропари потому, что припев, с которым они поются (Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим) взят из 117 псалма, начинающегося так: „Блажени непорочнии в путъ“. Тропари непорочны воскресные содержат воспоминание об обстоятельствах, непосредственно следовавших за славным воскресением Христа Спасителя, – начинаются: „Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася“ и проч., – а непорочны субботние или заупокойные содержат в себе моление к Начальнику жизни, Богородице и св. мученикам о прощении нам грехов и соделании нас жителями рая, – начинаются тропарем: „Святых лик обрете источник жизни“ и проч. Непорочны поются на 5 глас. Ника (греч. победитель, побеждай) см. I. Христос Ника. Номоканон (от греч. νμος – закон и κανν – правило, повелевающее что исполнять или запрещающее). В слове номоканон – νμος означает гражданский закон, а κανν – церковный устав. Поэтому номоканоном называется собрание гражданских и церковных постановлений, которыми должен руководствоваться пастырь церкви при управлении своею паствою или приходом, или одним своим духовным чадом. Составитель номоканона Иоанн Схолостик патриарх Константинопольский, а толкователи его Иоанн Зонара и Феодор Вальсамон патриарх Антиохийский (слов. Михайл.). Нуждная смерть. Под именем нуждной смерти человека разумеется смерть насильственная или нанесенная каким-либо внезапным случаем. (Нов. Скриж. часть IV, гл. XXIV, § 7). О Обитель – тоже, что монастырь. Обиход – так называется нотная книга, по которой совершается церковное пение. Обновление храма – это молитвенное освящение святого храма после случаев осквернения его вторжением в оный еретиков и или совершением в нем своих обрядов, или внесением в оный ими своего мертвеца, а также вторжением, смертью и рождением в оном нечистого животного. (Н. Скр. стр. 381, 516, 517). Образ – тоже, что икона. Образом нерукотворенным называется образ или изображение лица Христа Спасителя, чудесно отпечатлевшееся на убрусе или в четверосложенном куске полотна, после того, как Иисус Христос после омовения отер им лице Свое.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Во имя Отца и Сына и Духа Святого.Аминь! Раба Божья Лия 2014/02/22, 11:09:13 О,Преподобный Сергий Радонежский! Искренне благодарю Тебя за помощь,моя дочь р.б.Екатерина сдала сегодня экзамен по мировой экономике.Спасибо,тебе огромное,что не оставил нас в трудную минуту! Очень надеюсь,и на дальнейшую Твою помощь в пересдаче экзамена по эконометрике.Дай бог моей дочери р.б.Екатерине памяти,ума,сообразительности в изучении предметов.Пусть она будет целеустремленной ,уверенной в себе! Прости нам наши грехи вольные и невольные! Не оставляй нас,помоги,прошу,тебя О,Заступниче наш! Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! р.б.Ольга 2014/02/22, 10:12:35 Преподобный Сергий Радонижский! Прости мне и моей дочери Нике все наши пригрешения... Спасибо огромное за сдачу всех предыдущих экзаменов! Помоги пожалуйста еще раз в пересдаче сложного зачета... Попроси Бога нашего Исуса Хреста, чтобы Ника вытянула легкий билет, чтобы преподаватель к ней был снисходителен.... Пусть он отнесется к ней как к собственному ребенку! Пусть Ника вспомнит весь пройденный и выученный материал.... Пусть напишет все что знает и все это будет правильно... Помоги пожалуйста! Пусть ее ангел хронитель поможет!!!! Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь! 2014/02/21, 21:02:46 Преподобный Сергий Радонежский !!! Помоги моему сыну Денису завтра 22 февраля 2014 сдать госэкзамен по менеджменту! Молюсь за него, раба божьего. Прости ему и нам все прегрешения, дай сил и спокойствия, не оставьте в трудную минуту, направь мысли его в нужное русло, чтобы все было хорошо. Спаси, сохрани наши души! Во имя отца и сына и святого духа! Аминь! Лариса 2014/02/21, 10:26:00 Преподобный и Богоносный Отче наш Сергий Радонежский! В который раз обращаюсь с молитвой за сына моего Максима об успешной пересдаче завтра 22 февраля экзамена по мат.анализу.Молю тебя дай легкий билет Максиму,чтобы он легко смог на него ответить.Дай Бог здоровья и снисходительности к Максиму его преподавателя Василия В.Дай нам всем смирения,веры ,надежды на лучший исход.Помоги мне р.Б.Лии и сыну моему Максиму в избавлении душевных страданий,дай нам сил вынести эти испытания и выйти очищенными,богоугодными людьми.Люди Божьи помолитесь за сына моего Максима 22 февраля об успешной сдаче экзамена.

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=689&...

Перелом в понимании «Константинова титла» наступил во времена патриарха Никона , питавшего огромный интерес к истории и обрядности восточных церквей. В это время в Москве появились знатоки греческого и латинского языков малороссийские монахи. Это совпало с перенесением в 1655 году в Москву так называемого Константинова креста, обнаруженного в Ватопедском монастыре на Афоне, и его превращением в одну из важнейших государственных святынь 1002 . И в то же время в середине XVII века благодаря патриарху Никону к аббревиатуре « вернулось её изначальное значение. В Слове о Животворящем Кресте Господнем, созданном в середине 50-х годов XVII века, он обратился к Житию свв. Константина и матери его Елены, известному ему по цитированному выше Хронографу редакции 1512 года, список которого хранился в Ново-Иерусалимском монастыре. Подробно пересказав явление креста императору Константину перед одной из битв и опустив вопрос о «писании Римском» на кресте, глава Русской Церкви перешёл к эпизоду с изготовлением трёх крестов 1003 . И здесь патриарх Никон едва ли не первым в древнерусской книжности – передал содержание сделанных на них надписей на греческом языке, хотя в использованном им источнике об этом не сообщалось. Сам глава Русской Церкви греческого языка не знал и, очевидно, воспользовался услугами «учёного консультанта». Константин Великий , – сообщает патриарх, – одержав три победы над Максенцием, жителями Византия и скифами, изготовил три креста и «нарече их имена сице: ИИСУС , ХРИСТОС , НИКА ». Особо выделим собственное толкование последнего «титла», данное главой Русской Церкви: «Ника убо есть греческое речение, Славенски же толкуется: побеждает, яко рещи вкупе словенски: Иисус Христос побеждает , сиречь победу поставляет на всяческое сопротивляющееся Ему деяние» 1004 . Но, находясь в зависимости от «консультанта», патриарх Никон все же истолковал аббревиатуру « не как imperativus praesentis глагола «νικω», а, скорее, как сокращение существительного «νικτωρ», то есть восходящее к символу Христа-Победителя. Это значение «Константинова титла», без сомнения, восприняли и ученики патриарха Никона . Видимо, в это время более значимой оказалась не связь аббревиатуры « с крестом Константина, а связь креста Константина с легитимной властью монарха, ибо, как подчёркивало Житие, Константин стал «силою Честнаго Креста самодержец» 1005 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Литургия верных называется так потому, что в древней Церкви, по окончании предыдущей части, оглашённые и кающиеся высылались вон из церкви, как и доныне означается этот предел Литургии оглашённых воззванием священнослужителя: елицы оглашеннии изыдите, – и оставались в церкви только верные, удостаиваемые причащения святых Даров Тела и Крови Христовой. Так все части Литургии составляют одно целое – по своему содержанию: ибо одна часть составляет начало или приготовление, другая продолжение, третья – главнейшая – совершение самого Таинства Евхаристии. Если Бог поможет, в следующей беседе несколько подробнее раскроем вашему благочестию содержание и значение каждой части Литургии, во славу Христа, Спасителя и Бога нашего, купно со Отцом и Святым Духом. Аминь. Беседа 23. О Проскомидии, о Литургии оглашенных и о Литургии верных Продолжим ныне, братия, беседу о Литургии, и покажем подробнее содержание каждой части её. И, во-первых, скажем: О Проскомидии Предметом Проскомидии служит приготовление вещества для Евхаристии. В древней Церкви христиане, собираясь к Литургии, обыкновенно приносили с собою хлебы и вино и предлагали их совершителям Таинства, почему и та часть храма, вторая для сего отделена была, называлась предложением. Как нельзя было всех хлебов употребить для священнодействия Таинства, по желанию приносящих: то издревле Церковью установлено, по отделении одного хлеба, или иногда нескольких, если много было причастников, – из остальных вынимать части, в воспоминание принёсших дары и тех, за коих приносились дары. Отселе, название хлебов – просфоры, что значит – приношения. После для жертвенника стали приготовлять особые хлебы с сокращённым начертанием креста и слов: Иисус Христос Ника, – то есть Победитель: последнее из сих слов (Ника) заимствовано из явления креста, виденного на небе, святым равноапостольным Царём Константином и его войском, пред славною победой над врагом христианства – Максентием. Хлеб и вино, отделяемые на жертвеннике для освящения их в Тело и Кровь Христову, прежде сего освящения, служат только образами Тела и Крови Христовой, оставаясь в естественном своём состоянии, то есть, хлебом и вином, до времени их преложения или пресуществления действием Святого Духа. Предлагаемые Богу дары, при совершении Проскомидии, как образы высочайших тайн тела и крови Господней, изображают и рождение Христа Спасителя, и Его страдания и смерть, прообразовательно представляемые, по указанию ветхозаветных пророчеств.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Рейтинг: 10 Голосов: 861 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Фотина 10 марта 2020, 12:15 Спасибо от искусствоведа! Андрей 9 марта 2020, 11:00 Где то читал, что в лучшем своём проявлении наука приводит человека к основанию престола Вседержителя. Очень глубокая мысль да не может земная наука оградить человека от духовной брани. Следовательно, роль науки подобна одному из драгоценных приборов в шкиперском сундуке капитана ведущего свой корабль по бурному житейскому морю. У людей поднявших выше житейского моря хоть слабых крыльях, хоть на могучих огненных крыльях (есть и такой образ у святых отцов), средства навигации должны быть на качественно более высоком уровне. р. Б. Ника 8 марта 2020, 20:01 Слёзы от радости. Слава Богу за радость и слёзы! Сергий 8 марта 2020, 04:22 Хорошо написано. Надежда 8 марта 2020, 00:43 Спасибо, матушка! Нет слов! Плачу... НН 7 марта 2020, 22:32 Инокиня Наталья, Вы затронули очень интересную тему. Мне довелось работать со стороны церкви с архитекторами и инженерами ВООПиК(Охрана памятников).Это были самоотверженные люди,прекрасные специалисты и знатоки русской церковной архитектуры,икон,фресок и тд.Это они сберегли храмы,как приспособленные в СССР под какие-то учреждения,так и потом отданные обратно церкви.Именно так.На них смотрели как на врагов,скандалили, когда они не позволяли приспособить " под себя " эти памятники(напр, в памятнике 17в расшарахать окна до современных размер и вставить пластиковые,пробить отверстия в сводах и многое др).Сколько добра сделали эти " вредные " специалисты!Мы даже не в состоянии оценить.Низкий им поклон! Наталия Ростова 7 марта 2020, 09:57 В 2011 году я ещё была " захожанкой " храма. И вот как-то в Великий Пост зашла поставить свечку в наш Старо-Покровский храм-памятник в центре города. На аналое лежала икона - " Не рыдай мене, Мати " , так она называется в народе. Богородица обнимает своего истерзанного, умершего сына...Я минут 20 стояла перед этой иконой и не могла отвести взгляд. Вся боль Вселенной, и одновременно вся нежность и любовь, в глазах Матери Божией. Она смотрела на Сына, а у меня было ощущение, что Она смотрит на меня...Причём я потом специально отошла в строну..Нет, не показалось. Взгляд Её проникает внутрь и под другим углом обзора. Иконописец сотворил чудо. Это привело меня в Храм окончательно..Слава Богу за всё!

http://pravoslavie.ru/129036.html

Акакия, св. Мокия рядом с цистерной, мц. Феклы у гавани Юлиана ( Procop. De aedif. I 3, 4). При этом мн. важнейшие церковные комплексы развивались не внутри стен, а в окрестностях К. Октагональная в плане ц. Иоанна Предтечи была выстроена в Евдоме, на месте военного лагеря, в 10 км западнее К.; была перестроена ц. Пресв. Богородицы Пиги в 1 км от стены, во Влахернах (при Юстине II ок. 571 вновь перестроена в крестообразное здание; Theoph. Chron. P. 244). Храм арх. Михаила в Анапле преобразован в купольное здание, украшенное золотой мозаикой. Напротив него на вост. берегу Боспора во Врохах возведен еще один храм арх. Михаила ( Procop. De aedif. I 3, 6, 8; Janin. 1969. P. 161, 224, 267-269). Несколько храмов были возведены по берегам Золотого Рога, также в предместьях К. Среди них церкви святых Космы и Дамиана, св. Лаврентия, мч. Анфимия и др. В 551 г. был освящен храм мц. Ирины в Сиках, к-рый Юстиниан перестроил по обету, после того он излечился от мучавших его болей в колене от елея, истекшего на имп. хитон от мощей 40 Севастийских мучеников ( Procop. De aedif. I 6-7; Ioan. Malal. Chron. P. 486; Theoph. Chron. P. 228). Одним из последних храмов, возведенных Юстинианом, стала ц. мц. Феодоры, освященная в 562 г. ( Ioan. Malal. Chron. P. 492). В центре К. после подавления восстания «Ника» были отремонтированы ворота Халка Большого дворца, термы Зевксиппа, здание сената (Синклита), форумы Августеон и Константина и портики на Месе между ними ( Procop. De aedif. I 10-11). Часть пл. Августеон была занята 2 общественными зданиями с большими залами. В 543 г. вместо колонны Феодосия на Августеоне была возведена колонна Юстиниана высотой в 35 м с конной статуей императора ( Procop. De aedif. I 2; Ioan. Malal. Chron. P. 482; Theoph. Chron. P. 224; Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 1. P. 656; Zonara. Epit. hist. Vol. 3. P. 157; Patria CP. 1901. Vol. 2. P. 159). По описанию Прокопия, император в классическом рим. боевом облачении восседал на коне, обращенном на восток, против персов. В левой руке он держал шар, увенчанный крестом, указывавший на власть императора над всей землей (прототип державы в руках мн.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Русские Служебники XII–XIV вв. (XII в. ГИМ. Син. 604 (Варлаама Хутынского Слу-жебник); XIII в. РНБ. Соф. 518, 524, 525; нач. XIV в. ГИМ. Син. 605 (Антония Римлянина Служебник); XIV в. РНБ. Соф. 522, 523 и др.) по составу несколько отличаются от Служеб-ника, принятого в Русской Церкви с кон. XVII в. Формуляры литургий в Служебниках XII–XIII вв. текстуально близки византийским Евхологиям VIII–X вв. (откуда следует, что в X–XI вв. ли-тургия на Руси совершалась так же, как в XII). Служебники XIV в. приводят более сложное по-следование, зависящее от первых византийских уставов литургий XIII–XIV вв. В русских Слу-жебниках до XVI в. включительно литургии нередко записывались в архаическом порядке: сна-чала Василия Великого , затем Иоанна Златоуста (напр., XVI в. ГИМ. Син. 604; РНБ. Соф. 790), это след древней византийской практики совершения литургии свт. Василия во все празд-ники, в т. ч. и в воскресенья. По своей структуре древнерусские чины литургий, как полной, так и преждеосвященной, в основном не отличаются от принятого в наши дни в РПЦ. Отличия касаются некоторых част-ностей, не всегда маловажных. В числе таковых: 1) литургию совершали на одной, трех, четы-рех, пяти просфорах. В XI–XIV вв. на Руси в соответствии со Студийским уставом проскомисал диакон. 2) Чин литургии содержал несколько молитв, ныне не употребляющихся, напр. молитву «на любовь» (на лобзание мира), и, наоборот, некоторые молитвы современного чина отсутст-вовали, напр., не было молитв при облачении в священные одежды, не было молитвы перед Ев-ангелием и др. Некоторые молитвы литургии Василия Великого заменялись молитвами из ли-тургии ап. Иакова. 3 ) В анафору не включался тропарь 3-го часа «Господи, Иже Пресвятаго», в анафору литургии Василия Великого не включались слова «Преложив Духом Твоим Святым». 4) Отличался порядок великого входа и accessus ad altare (приближение к престолу). 5) Отли-чался порядок преломления хлеба и вливания теплоты (в рукописях XII в. вливание теплоты вовсе не указывается, в рукописях XIII–XIV вв. указывается не всегда), причащения, окончания литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Когда в 883 году во время войны против тарсийского эмира византийская армия под командованием наместника Стиппеиотеса лишилась всех своих штандартов и знамен, на которых был изображен крест, византийское общество восприняло эту оглушительную новость не только как потерю конкретных земель, но и небесного благоволения. Почти сто лет продолжалась «охота» за этими святынями, пока в 965 году Никифор II Фока (912–969), взяв Тарс, не вернул их своим солдатам . Такое самодовлеющее понимание «святых предметов» породило почти языческое отношение к христианской святыне. Огромное количество предрассудков, суеверий и магических верований стали окружать реликвии. Культ удачи, фортуны, бытовой магизм, окружавшие ранее Марса и Беллону, обретали теперь новые формы, новые лица, новую силу. То, отчего христианство избавило, казалось бы, римскую армию ценой крови своих мучеников, ценной огромных миссионерских усилий, возвращалось под маской христианского благочестия. Церковному обществу Византии открылась новая опасность очень тонкого искушения: Христос и Ника в одном флаконе. Это был серьезный вызов для духовенства, служащего в армии. Теперь новый фронт «тематической работы» для каждого капеллана византийской армии проходил между христианским благоговением и старым языческим стандартом. Эта опасность таила в себе самые ужасные последствия для души отдельно взятого воина и даже влияла на исходы некоторых сражений. Историк Никита Хониат (1155–1213) со свойственным ему психологизмом описывает поражение византийцев от турок при армянском городе Манцикерте 19 апреля 1071 года. Византийские войска императора Романа IV Диогена числено превосходили противника. Но во время решающего сражения враги захватили драгоценный чудотворный крест. Хониат описывает, как греки сокрушались по поводу этой потери, ведь вместе с ней, по их представлениям, они теряли расположение небес, а значит удачу и победу . Христианская святыня приобретает все свойства языческого оберега. И отличить два культа теперь уже было практически невозможно. Вернуть этот крест, а вместе с ним и военную удачу стало делом чести. И император Иоанн II Комнин (1087–1143), одержавший ряд блистательных побед над печенегами, сербами, венграми, антиохийским княжеством и турками, совершает новый подвиг. Ценой больших усилий и жертв он возвращает рубиновый крест Романа Диогена в византийскую армию, а перед церковными авторами встает новая духовная дилемма .

http://bogoslov.ru/article/1557920

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010