1403 Статьи П. С. Богословского и Н. В. Скоморовской даны после каталога В. В. Игошева в развитие темы вкладов семьи Строгановых. – Примеч. сост. 1404 К этому же времени относится крест и по характеру письма, которое, однако, я здесь не рассматриваю специально. 1405 Текст на внутренней боковой стороне креста: риза пр(е)ч(и)стъе... ароновь риза аронова дуба мамвриского камен и вознесенского мощи апостола варфоломея мощи апостола Варнавы мощи апостола и евангелиста луки мощи игнатья б(о)гоносца моши иякова перскаго мощи м(у)ч(е)н(и)ка прокопия мощи даии(и)ла сто(лпни)ка мощи с(вя)т(о)го м(у)ч(е)ннка фе (?) ... мощи с(вя)т(о)го м(у)ч(е)ника пантелемона мощи... страстотерпца мощи с(вя)т(о)го анфиногена моши вел(и)ком(учени)ка костянтина моши с(вя)т(о)го м(у)ч(е)ника иоаианова … Миро от гроба г(оспод)ня камеи у гроба г(оспод)ня ка... неведа котором а(н)гелъ седелъ у гроба г(оспод)ня камен купи(н)ы неопал(имыя) др(ево) на ко(ем) пр(е)ч(и)стая... (сидела как) как бежала из Егип(та) млеко пр(е)ч(и)стые пер(сть) от(ие)редяна ка(мень) от и(е)редяна... иякова (брата господня?) мощи (андрея первозванаго?) григори(я) б(о)госло(ва)... моши архид(ья)к(она) им же стефан (миро?) дмитрея... (страстотерпца?) федора (стратилата?) феодота им же во анкири мощи кирила новаг(о) козмы и дам(ь)яна кир(ил)а иоан(н)а ефрема серина михаила сина(итцкого?) акипсимы... кирика часть (со святым) мучениюм анфимо(м) пострадавших (?) ... мощи анастасия (персянина?) моши... многи(х) смертны(х) ладан... росно и миро с(вя)т(о)го неведомо др(ево) гроба петра ми(т)ро(полита) п(о)стелка алексея... и риза сергея рад(онежского) др(ево) гроба сергея радо(нежского) др(ево) макария калязского... николы с(вя)тоши др(ево) от гроба кн(я)зя михаила чер(неговьскаго?) антония ри(млянина) возглавия кам(ень) его же ка(мень) на чемь и зримо уп(лыл) во но(в)гор(о)д его... В центре по ребру тыльной стропы креста надпись: положение Никиты строгано . Внутри лицевой стороны креста идёт текст: риза и гробъ кирила белозерскаго мощи власы онежскихъ чю(д)отворцевъ мана небесная над(у)ха не чист(а)го темнъ росно и касия.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

И я не вижу никакой необходимости совершать на этом пути какие-то резкие необдуманные движения. Было бы полным провалом идти в монастырь лишь по причине неудавшейся личной жизни, не чувствуя к этому особого призвания. Точно так же было бы безумием истерично выталкивать себя замуж лишь на основании «немонашеского склада». Мы и сами не знаем, какого мы склада. Господь знает. Вы говорите, пытаясь осмыслить свое бедственное положение, что даже у Ника Вуйчича есть жена и дети, хотя сам он без рук и без ног! Это факт действительно потрясающий, свидетельствующий о бесконечной милости Божией ко всем нам и к каждому в отдельности. Но я читала Ника, и знаете, что я поняла? То, что без жены и сына он мог бы обойтись точно так же, как обходится без рук и без ног. И точно так же быть при этом счастливым. Вот и нам нужно научиться быть счастливыми, несмотря ни на что. Не для того, чтобы превратить это в некую сделку, не с мыслью, что когда мы этому научимся, то Бог нам точно кого-нибудь пошлет, а исключительно ради Него Самого. Вы пишете, что не теряете надежды и не перестаете молиться, чтобы Господь даровал Вам жениха. Но, может быть, стоит все-таки молиться об этом перестать? Может, стоит забыть о своей мечте, хотя бы на время? Возможно, что один из способов выйти замуж – перестать этого отчаянно хотеть. И очень может быть, что случится это тогда, когда Вы про это забудете. Как говорит Ник Вуйчич, позвольте Богу самому действовать в Вашей жизни. Пусть это придет к Вам само. Свобода… от мамы? Возможно, кто-то обвинит меня в призывах к пассивному ничегонеделанию, но мне кажется, что это – гораздо более продуктивный путь, чем судорожные попытки изменить свою жизнь какими-то внешними действиями. Например, некоторые психоаналитики советуют одиноким девушкам, желающим найти спутника, начать с ухода от мамы. Я понимаю, на что опираются психоаналитики, когда говорят, что над нами может довлеть мамин сценарий и мамин родительский эгоизм, Эрик Берн нам об этом подробно рассказал. Но знаете, я не верю, что Ваша мама, Елена, махровая эгоистка. Скорее всего, она Вас просто любит и желает Вам добра. И она, безусловно, была бы счастлива, если бы у Вас появился жених.

http://pravmir.ru/eshhe-raz-o-zhenskom-o...

он чуть не потерял трон в результате народного бунта против налогов, известного под названием «восстание Ника» 430 . Он почти никогда не выходил из дворца, вел полуаскетический образ жизни, проводя целые дни в работе над делами управления и часто лично участвуя в богословских спорах 431 . Во всем этом он пользовался постоянной поддержкой своей замечательной жены Феодоры, низкое происхождение которой (она была дочерью циркача и одно время была куртизанкой) не помешало ей играть роль главного советника своего мужа, особенно в церковных делах. Многие историки называют ее монофизиткой. Это неверно, потому что Юстиниан и его двор всегда были официально халкидонскими. Но императрица была несомненно убеждена, что монофизиты-севириане по существу находятся в согласии с православием и что их можно убедить признать собор, если относиться к ним с уважением и как к равным. С ведома и одобрения Юстиниана она поддерживала личные отношения с людьми, стоявшими во главе монофизитства, укрывала их в критические моменты и участвовала в политических планах, содействующих их примирению с официальной православной Церковью 432 . Юстиниан и Феодора были очень дружной парой: императрица внушила мужу энергию и мужество, необходимые для победы над восстанием Ника в 532г.; они активно сотрудничали в религиозной политике, распределяя между собой роли и таким образом поддерживая контакты с церковными партиями, которые иначе были бы разделены 433 . Еще во время царствования Юстина Юстиниан пришел к убеждению (как мы видели по его поддержке скифских монахов), что теопасхитская формула («Один из Святой Троицы пострадал плотию») должна быть принята халкидонитами, дабы отвратить всякое подозрение их в несторианстве. Поэтому он включил ее в императорское исповедание веры, служившее преамбулой к его знаменитому Кодексу Законов, опубликованному в 528г. 434 Эта религиозная политика на Востоке была, однако, тесно связана с военными планами Юстиниана. Рассчитывая на стабилизацию восточных границ империи со стороны Персии, он занялся систематическим завоеванием Запада.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Скачать epub pdf Грузия В оживленных местах столицы Грузии прохожим раздаются листовки с приглашением на «бесплатное тестирование». Грузинская Патриархия в своем специальном заявлении призвала жителей Тбилиси отказаться от услуг этого тестирования, поскольку она осуществляется «одной из самых опасных религиозных организаций» – сектой сайентологов, пустившей корни в Тбилиси. По словам заместителя руководителя Патриархии Зураба Цховребадзе, сайентологи «скрывают религимозную сущность организации, выдавая ее за научную. Известно, что эта секта психологически подавляет личность, зомбирует людей». По словам Зураба Цховребадзе, Церковь сайентологии «претендует на нововое учение, основанное на науке». Руководитель пресс-центра Службы безопасности Грузии Ника Лалиашвили сообщил газете «Алиа», что «секта сайентологов начала действовать в Тбилиси с 2000 года». Она зарегистрирована как гуманитарно-медицинская организация «Гуманитарный центр дианетики». Ее руководитель – Виолетта Саакадзе-Микеладзе. В настоящее время церковь объединяет примерно 150 членов, большинство из которых «негрузинской национальности». Ника Лалиашвили сообщил, что Служба безопасности «разрабатывает эту тему», но отказался разглашать оперативную информацию, хотя и признал ее наличие. По словам Лалиашвили, «эта секта квалифицируется в документах ОБСЕ как деструктивная организация», хотя «государственной безопасности ее деятельность пока не угрожает» 682 . БОРЬБА ЗА СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ Одним из наиболее действенных способов влияния на умы является издательское дело. При этом сайентологи заботятся о том, чтобы их книги не только продавались, но и обсуждались. В 1988 г. коммерческий еженедельник «Бизнес Уикли» удостоил уже покойного к тому времени Хаббарда почетным знаком, увековечившим 100-недельное пребывание «Дианетики» в списке бестселлеров. Так вот, оказывается, что « Церковь » регулярно засылала своих агентов в магазины книготорговых корпораций для проведения оптовой закупки творений Хаббарда и других сайентологов. Продавцы свидетельствовали, что пришедшие на продажу книги зачастую носили на себе следы ценников из этих же магазинов.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Впоследствии, данный храм был разрушен: он сгорел во время пожара, который начался в связи с массовыми беспорядками, учиненными сторонниками изгнанного Иоанна Златоуста в 404 году. В восстановленном виде храм просуществовал всего 11 лет, после чего снова подвергся пожару. Император Феодосий II (408-450) повелел построить на месте разрушенной церкви новую базилику, чьи останки были обнаружены в ходе экспедиции А.М. Шнейдера в 30-ых годах XX века. Феодосиевскую базилику постигла участь предшественниц – в 532 году она сгорела в ходе восстания «Ника», которое вошло в историю как наиболее крупное массовое восстание за весь период существования Византии, при подавлении которого погибло около 35 тыс. человек Император Юстиниан I (527-565) — один из самых выдающихся и известных византийских императоров, предпочёл не восстанавливать базилику Феодосия, а полностью перестроить Святую Софию по новому проекту. Данное решение было принято в том же 532 году спустя 40 дней после разрушения базилики-предшественницы. Архитекторами собора стали приглашенные из Малой Азии специалисты – Анифимий из Траал и Исидор из Милета, ученые-инженеры и математики. Прокопий Кесарийский описывал инициативу следующим образом «Некогда простолюдины и сброд, восстав против императора Юстиниана в [городе] Византии, подняли мятеж, называемый Ника, о котором я, стараясь быть точным и ничего не скрывая, рассказал в сочинении «О войнах». Показывая, что они подняли оружие не только против императора, но хуже того, против Бога, эти нечестивцы осмелились сжечь христианскую церковь (жители Византия зовут этот храм Софией, дав ему название, наиболее соответствующее Богу), а Господь попустил им совершить это нечестивое дело, провидя, в сколь великую красоту преобразится это святилище. Итак, тогда церковь вся целиком лежала сожженной. Но немного позже император Юстиниан так ее отстроил, что если б ранее кого-нибудь из христиан спросили, хотят ли они, чтобы эта церковь была бы разрушена и затем стала бы такой, и показали бы им некое изображение ее современного вида, то мне кажется, они скорее бы захотели увидеть эту церковь пострадавшей ради того, чтобы она, действительно, предстала пред ними в своем нынешнем облике».

http://ruskline.ru/opp/2021/10/28/vizant...

T. II. Μ., 1999. С. 96–98. 856 См. о нём: Макарий, архимандрит. Всероссийский митрополит Симон (1495–† 1511)//Макариевские чтения: Русская культура XVI века – эпоха митрополита Макария. Материалы X Российской научной конференции, посвящённой памяти святителя Макария. Можайск, 2003. Вып. 10. С. 61–94. 859 ГИМ. Усп. 64. Л. 254 об. В Синодике Архангельского собора указан другой порядок и состав имён: «Род владыки Крутицкого Досифея – инока Петра ским(ника), иноки Улиты ским(ницы), инока Илариона ским(ника), инока Феодосия скимника, иноки Марфы скимницы» (ОР РГБ. Ф. 218. 1518. Л. 53). 862 К тому же у П. Строева не отмечен Киево-Печерский настоятель с таким именем (Там же. Стб. 13). 864 Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра и путеводитель по Лавре. М., 1909. С. 146. См. также: Строев 1877. Стб. 138. Архимандрит Амвросий несколько сдвигает хронологию его настоятельства: «...с 1508; начальствовал 1 год и полнедели» (Амвросий, архимандрит. История Российской иерархии. М., 1810. Ч. 2. С. 176). 865 Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической Экспедицией (далее – ААЭ). СПб., 1836. Т. 1. С. 118. 145; С. 119. 148. Акты Русского государства 1505–1526 гг./Сост. С. Б. Веселовский. М„ 1975. С. 30. 21; С. 30–31. 22; С. 31–32. 23; С. 33. 25; С. 33. 26; С. 38–39. 32; С. 39. 33; С. 40. 34. 866 В литературе встречается едва ли правомерное отождествление епископа Досифея с племянником преподобного Иосифа Волоцкого , со старцем Досифеем (Топорковым) (Древнерусские Патерики: Киево-Печерский Патерик. Волоколамский Патерик. М., 1999. С. 327. Примеч. 33). 869 Зимин 1972. С. 235; Зимин 1958. С. 73. В отличие от А.А. Зимина, В.Д. Назаров говорит, что позиция владыки могла меняться (Назаров В.Д. К истории церковных Соборов и идейно-политической борьбы в России первой половины XVI в.// Церковь , общество и государство в феодальной России. Сб. статей. М., 1990. С. 195). 871 Послания 1959. С. 225, 329. См. также: Акты исторические. СПб., 1841. Т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

и к душе обратился своей. «Душа моя, воздай ты кесарево кесарю». Но он точно сохранил дело Божие и Его повеления . Он был современником землетрясений 527–529 годов и восстания «Ника» в 532 году, а также построения нового храма Святой Софии (537). Третья группа свидетельств – сами кондаки Романа Сладкопевца. Безусловно, это самый ненадежный материал, поскольку всегда существует опасность субъективной интерпретации, тем не менее, им надлежит пользоваться, поскольку мы ограничены в информации. Судя по тому, что у святого Романа имеется кондак «На землетрясение и на сожжение [базилики Святой Софии] », он был современником землетрясений 527–529 годов и восстания «Ника» в 532 году, а также построения нового храма Святой Софии (537) (в кондаке «На землетрясение» говорится о сооружении купола храма). Роман еще застал великие землетрясения 551–554 годов: в кондаке «На десять дев» говорится: Угрозы несносные и постоянные землетрясения сотрясли землю и все, что в ней, и заставили бежать ветров многие удары разнообразные и море. По сообщению хронистов , землетрясение 551 года заставило отступить море более чем на милю. Землетрясение 554 года чувствовалось и в Александрии, и в Константинополе. Следовательно, в 554 году (и немного позже) святой Роман еще был жив. Из этих сообщений, как и из других источников, попробуем реконструировать биографию святого Романа. Роман Сладкопевец родился в Эмессе Сирийской, в еврейской, но, очевидно, уже христианизированной семье (в службе ему говорится, что он от юности последовал Христу), но возможно и личное крещение Романа. Судя по тому, что он пришел в Константинополь еще во время императора Анастасия († 518), время его смерти следует относить к 560 году (не позднее 562); с другой стороны, должно было пройти определенное (пусть небольшое) время его служения в Бейруте в церкви Воскресения; поскольку канонический возраст для посвящения в диаконы – не менее 25 лет , то время рождения святого Романа следует определять не позднее 490 года. Однако предполагаемый год его смерти 560 не позволяет нам отодвинуть год его рождения ранее 480. Следовательно, святой Роман родился между 480 и 490 годом.

http://pravoslavie.ru/74385.html

– На " Со-вах " вы использовали прежние ноу-хау? – Конечно, формат ведь оказался успешным. И все, что было хорошего, все, чему научились, мы принесли с собой. Работали по той же схеме: постоянные ведущие общаются в режиме нон-стопа. Зритель наблюдает. Более того, привыкает к ведущим, выбирает себе любимчиков. Это эффект сериала. Или того же реалити, хотя и совсем другого по содержанию. – В общем, не побоялись перенести технологию на православный канал. – Технологии можно использовать по-разному, главное – содержание, идейная сторона дела. Принцип реалити-шоу может быть очень хорош, если применять его с благими целями. Мы погружаем зрителя в среду православную. И главное ее отличие – любовь, тепло, понимание, которые наполняют студию. По крайней мере, мы молимся, чтобы это было так на наших съемках. Для нас важнее всего миссионерство, возможность привести молодых людей в Церковь. Интерактивность, диалог, умение слушать друг друга и быть внимательным собеседником – то, что нам надо в этом случае. – " Ловцы человеков " должны уметь общаться? – Конечно. Правда, они и отвечают за каждое сказанное слово. Прежде всего, перед Богом, во вторую очередь перед аудиторией, которая наблюдает за нами и ждет новых встреч. – У меня знакомые спрашивают, почему " Со-вы " состоят из двух слогов? Это элемент дизайна или... – Или (улыбается). Когда придумываю названия программ, возникает ощущение, что это не ты, журналист, придумываешь, а твоей рукой все время водят. Так было и на этот раз. Все время приходили слова на со-: со-чувствовать, со-страдать, со-мы... И наконец выдумала: " со-вы " , наверное, пойдет. Название оказалось удачным. Нынешние наши ведущие так друг к другу и обращаются: совы, совушки. Приносят фигурки сов в студию, собирают их... – Вы наверняка брали благословение на программу? – На работу с идеями из проекта " Ника " меня благословил схиархимандрит Илий. Ну я помнила и о том, что этот проект (Ника) мы разрабатывали с игуменом Киприаном (Ященко). Благословил также и мой духовник.

http://religare.ru/2_98352.html

Любовь 13 января 2021, 00:59 Дорогие сестры, прошу молитв о здравии Валерия, Любови, отр.Никиты, отр.Антония, Отр. Елены, отр.Сергия, мл.Ксении, Надежды, Маргариты, Михаила. О упокоении Александра, Ирины, Антония, Виктора, Александры. Спаси вас Бог! Христина 12 января 2021, 23:46 Ника, все верно, в статье не указали номер, к которому привязана карта. +79197110016, Шевелева Ирина Николаевна (казначея инокиня Христина). Карта старого образца, у нее 18 цифр. Просим прощения за случающиеся затруднения. Сердечно вас всех благодарим! Помоги всем Господь! Имена всех в комментариях непременно записываем на поминание. Сергей 12 января 2021, 23:30 Прошу молитв о здравии Сергия, Екатерины, Марины, Таисии, Даниила, Дарии, о упокоении Виктора, Татианы. Спаси вас Господь! Диляра 12 января 2021, 21:41 Дорогие сестры, прошу молитв о здравии Софии. Находится в тяжёлом состоянии после родов. И о упокоении р. Б. Софии. Светлана 12 января 2021, 20:25 Дорогие молитвенники за весь мир, помолитесь за мою семью -отроков Александра и Алексия, чтоб они избрали правильный жизненный путь, по воли Божией, чтобы души их были спасены. и за взрослого Александра, чтоб спаслась его душа.и моя душа, тоже, чтоб спаслась. Пусть вас благословит Бог р. Б. Ника 12 января 2021, 20:16 Христина, по номеру телефона: Привязана к телефону: +7 919-711-0016 Владелец — Ирина Николаевна Ш. можно перевести на Сбер? Телефон правильный? Спаси вас Господь! Раиса 12 января 2021, 19:52 Помолитесь о здравии: Ольга 12 января 2021, 19:03 Дорогие сестры,Божией помощи Вам! Ольга и Вас благодарю за рассказы об этом монастыре. Прошу Ваших молитв о здравии Владимира,Ольги,Ксении,Сергии,отроковице Варваре,младенце Пелагии,Владимире,Ксении. И о упокоении Николая,Галины, пожалуйста. Спаси Бог Вас! Светлана 12 января 2021, 18:27 Здравствуйте, деньги перевести на карту удалось. Дорогие сестры, помолитесь, пожалуйста, о медработниках, заболевших ковидом, старшей медсестре инфекционного отделения р.Б. Ольге - в крайне тяжелом состоянии, враче р.Б. Ольге, враче р.Б. Марии и о р.Б. Ирине! Очень просим ваших молитв!

http://pravoslavie.ru/136649.html

Но выпила она всего несколько ложечек, с моих и Никиных рук. Приехал Ника и сразу же пошел за о. Михаилом Васнецовым (сыном знаменитого художника, астрономом по светской профессии). Минут через десять о. Михаил был уже у Вериной кроватки. С ним пришел и Петр Александрович (П. А. Остроухов – экономист-политехник; ныне чтец в нашей домовой Св[ято]-Николаевской церкви; мы с Верой были с ним в общении и дружбе более сорока лет). О. Михаил (ему сейчас 77 лет) спросил Веру: «Каешься ли в своих согрешениях?» Вера громко, четко и умиленно ответила: «Каюсь». В этот момент она была в полном сознании – и с полным же сознанием приняла причастие и запила его теплотой. Затем снова стала впадать в полузабытье. О. Михаил с трепетом в голосе прочел над Верой полный отходной канон (предельно доходчивый и трогательный в своей выразительности). О. Михаил и Петр Александрович ушли. Ника сел около матери и стал грустно и ласково на нее глядеть. Вера к нему обернулась и спросила: «Ну, что, солнышко?» (она всегда так сыновей называла). Я по телефону вызвал прощаться Милок (Владимир Николаевич и Мария Владимировна Милорадовичи; мы с Верой дружили с ними более сорока лет). Они поспели вовремя – в десятом часу. Вера узнала их – и приняла ласково. Они передали привет от Евгении Николаевны (Евгения Николаевна Симонова – вдова Вериного брата – архитектора Павла Ивановича Симонова, скончавшегося в 1959 г. Евгения Николаевна страдает тяжелой формой ревматизма, не выходит из квартиры). Вера громко и ласково сказала: «спасибо». Перед одиннадцатью Вера спросила меня: «Почему не приезжает Ваня?» (значит, из наших разговоров уловила, что послана телеграмма). Я ответил, что мы ждем Ваню с минуты на минуту, но что поезда и автобусы из Пробоштова ходят не так-то часто и быстро. Вера кивнула головкой. Это были последние ее слова. В одиннадцать она впала в забытье – и больше в себя не приходила. Я все еще не терял надежды, что Вера отойдет. Она дышала часто и глубоко. Перед двумя часами дыхание стало прерываться, и в два мы с Никой приняли последний Верин вздох.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010