Вскоре по пострижении монах Петр был возведен в сан иеродиакона; рукоположение совершено викарием Московской епархии, известным тогда в Москве епископом Верейским Иларионом (Троицким) , – впоследствии погибшим в заключении. Литургия и диаконская хиротония совершались в храме святого архидиакона Евпла на Мясницкой (Кирова) улице, – первый храм, который был закрыт и снесен по произволу «безбожников» в наши дни; с которого, таким образом, начался современный разгром церковной Москвы... Затем последовало поставление нового иеродиакона и в иерейский сан. Где-то в середине 1920 года иеромонах Петр возводится в сан священно-ар- химандрита и 25 сентября (8 октября) 1920 года (в пятницу), на память преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца в престольный праздник Крестового Сергиевского храма Патриаршего Троицкого подворья, Святейшим Патриархом Тихоном в сослужении сонма архиереев происходит хиротония священно-архимандрита Петра во епископа Подольского, викария Московской епархии. Так он вошел в сонм Святителей Российских. С этого времени Преосвященный Петр становится неизменным и деятельным административным сотрудником и богослужебным спутником Святейшего Патриарха Тихона. Помимо личных свойств и дарований нового Московского викария, прежде всего это объясняется служебным положением его в патриаршем окружении; по должности викария ему, а не какому-либо другому архиерею, приходилось непосредственно заниматься вопросами епархиального управления, ибо предшественник его на этом поприще, архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) в скором времени угодил в среднеазиатскую ссылку («в силу» несостоявшегося судебного процесса «по делу гр. Беллавина и др.»), а ведавший затем делами епархии архиепископ Верейский Иларион, – в свою очередь «не понравился» Е. А. Тучкову и вскоре же «угодил к угодникам», т. е. – в Соловки. Таким образом, естественным ходом самого дела, очень скоро же, епископ Подольский Петр оказался вынужденным занять одно из ведущих мест в системе тогдашнего Высшего Церковного Управления и стать в непосредственную – административную и братскую – близость к Главе нашей Церкви, благостнейшему Патриарху Тихону.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Встреченный таким образом гроб был крестным ходом перенесен к поезду, где установлен в специально приготовленный траурный вагон. По Балтийской дороге в пять часов утра 23 декабря поезд прибыл в Санкт-Петербург. По Обводному каналу и по всему Измайловскому проспекту гроб встречали тысячи верующих 88 , переживавших незабываемые минуты священной скорби, ибо очень многими утрата великого пастыря осознавалась уже как начало иного почитания «батюшки Иоанна», почитания как угодника Божия, предстателя Горнему Престолу и молитвенника за всю русскую паству. Уже на вокзале гроб святого, сопровождаемый преосвященным Кириллом и кронштадтским духовенством 89 , встречали архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) , епископ Архангельский Михей (Алексеев) и епископ Нарвский Никандр (Феноменов), кои сопроводили тело почившего до Иоанновского монастыря, куда процессия прибыла уже вечером. Утром следующего дня первым в монастырь приехал епископ Кирилл, вскоре прибыли архиепископ Сергий, епископ Михей, ректор Петербургской духовной семинарии архимандрит Вениамин (Казанский), а затем и сам митрополит Антоний (Вадковский) . После литургии началось отпевание, в котором участвовали помимо указанных архипастырей до шестидесяти священников и двадцати диаконов. Во время отпевания «Непорочны» читал преосвященный Кирилл, а канон – протоиерей Философ Орнатский 90 . 28 января 1909 года, на сороковой день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского , преосвященный Кирилл в Исаакиевском кафедральном соборе совершил заупокойную литургию. Перед панихидой владыка, близко знавший отца Иоанна и любивший его, «с особым воодушевлением в похвалу о Бозе почившего и в назидание всем, посвятил прекрасное слово, заключив оное пожеланием, чтобы добрая память о дорогом батюшке отце Иоанне и славные советы его пребывали в долготу дней» 91 , а 5 февраля преосвященный Кирилл, состоявший благочинным всех петербургских единоверческих храмов, совершил в Иоанновском монастыре литургию с единоверцами по особому единоверческому чину, на особых просфорах и по особым книгам 92 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Геласий, † 1601 г.; Павел, † 1636 г.; Серапион, † 1653 г.; Павел, † 1675 г.; Варсонофий (Еропкин), † 1688 г.; Трифилий (Инихов), † 1702 г. и Иларион (Григорович), † 1760 г. Теперь, с восстановлением Крутицкой кафедры при Святейшем Патриархе Тихоне и далее, при его преемниках, ее последовательно занимали следующие иерархи: 1920–1922 Евсевий (Никольский), митрополит, †18(31).01.1922. 1922–1923 Никандр (Феноменов), архиепископ, † 18.02(03.03). 1933. 1923–1936 Петр (Полянский) , митрополит, † 29.08(11.09).1936 70 . 1936–1944 Вакансия. 1944–1960 Николай (Ярушевич) , митрополит. Впоследствии титул видоизменился на «Крутицкий и Коломенский», † 30.11(13.12). 1961. 1960–1963 Питирим (Свиридов), митрополит, † 25.07(07.08).1963. 1963[–1971] Пимен (Извеков), митрополит, [впоследствии Патриарх Московский и всея Руси, † l990]. Как курьез следует упомянуть и о том, что были «Крутицкие» и у церковных обезьян – обновленческих раскольников. Первым числился Антонин (Грановский), 1922–1922; затем Леонид (Скобеев), 1922–1923; Александр (Введенский), 1923–1924 и т. д. Последним из «Крутицких» у раскольников был «митрополит» Филарет (Яценко, возглавлявший чин отпевания А. И. Введенского в Пименовском храме Москвы, в 1946 году). Отметим здесь, кстати же, что от древней Сарской (по речке Саре) или Крутицкой (по крутой местности) кафедры каким-то чудом сохранились и вещественные остатки в виде старинного (верхняя часть XVII в.) храма Успения Божией Матери что на Крутицах, в прошлом – кафедрального Крутицких владык и примыкающего к нему, одного из замечательнейших архитектурных ансамблей былой Москвы – Крутицкого терема с частью старинной сохранившейся ограды с переходами бывшего здесь некогда монастыря, выстроенных в семидесятых годах XVII в. Крутицким митрополитом Павлом, «заботливой рукой создавшим здесь целый ряд домиков, с садами, водометами – “яко некий рай " » – как сказано в одном описании. «И теремок с примыкающей к нему галереей служил переходом из архиерейского дома в храм Успения, а из окон терема митрополит благословлял народ [...]

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Глава десятая. Митрополит Антоний II (Вадковский) 1898–1912 Биографические сведения. Назначение на Петербургскую митрополию. Предсоборное Присутствие. Черты синодальной и епархиальной деятельности и домашнего быта. Наместники – архимандриты Арсений (Орлов), Корнилий (Смуров), Феофан (Туляков). Серебряный престол в лаврском соборе. Постройка здания Ризницы. Научно-просветительная деятельность Лавры: упорядочение и описание Архива: Древлехранилище; история Лавры. Серафимо-Антониевский Скит. Кончина владыки. Преосвященные Никандр (Феноменов) и Вениамин (Казанский) Биографы указывают, что в жизни митрополита Антония, как и в жизни многих выдающихся людей, его предизбрание Господом на высокое поприще открылось еще в ранние его годы. Воспитанный в строго благочестивой семье, он с детства любил молитву и церковь , ходил с отцом почти ко всем церковным службам и часто родители его видели встающим на молитву в полуночный час. В дни детства он мечтал об иноческом подвиге и крестном пути. Венцом его желаний была монашеская келья и жизнь в Боге и для Бога, и он молился, чтобы Господь управил его путь жизненный к монашеству, «ими же весть судьбами». Благочестивое детское настроение с поступлением в Академию выработалось в определенное настроение. Высокопреосвященный Антоний, в мире Александр Васильевич Вадковский, по рождению принадлежит к священнической семье Тамбовской епархии. Его отец священствовал в селе Ширингуши, Спасского уезда. В 1866-м году, 20-и лет, по окончании курса учения в Тамбовской Семинарии, он поступил в Казанскую Духовную Академию, в которой сразу сделался заметен и как лучший студент, и как лучппй участник в чтении и пении за церковным Богослужением. Вспоминая впоследствии годы своего студенчества, высокопреосвященный Антоний говорил: «здесь, в Академии, положено начало моей духовной самостоятельности; здесь же я получил зачатки той нравственной устойчивости, которая поддерживала меня во всех моих несчастиях; здесь же сложился окончательно мой внутренние человек с известным складом миросозерцания.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Деятельным помощником Патриарха Тихона в эти грозные дни был архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов). 7 марта он созвал совещание московских благочинных, на котором заслушано было обращение Святейшего. Столичные и приходские советы выносили решения о недопустимости изъятия богослужебных предметов. Снова, как и в первые месяцы после издания декрета об отделении Церкви от государства, миряне организуются в дружины для охраны храмов. Воззвание Патриарха Тихона встречено было с сыновним послушанием большинством российских архипастырей. Но нашлись и такие, кому совесть позволила повиноваться правительственному декрету, а не посланию Патриарха. Это были преосвященные: Нижегородский Евдоким (Мещеряков), Тульский Виталий (Введенский), Саратовский Иов (Рогожин), Иркутский Анатолий (Каменский), Вологодский Александр (Надеждин). Епископ Кубанский Иоанн (Левицкий) в своем воззвании благословил декрет, восторженные отзывы о декрете опубликовали в газетах протоиереи Николай Русанов и Сергий Ледовский вместе с группой саратовских мирян. В Петрограде эти мероприятия поддерживались священниками-обновленцами Введенским, Красницким, Боярским, Платоновым. Заштатному епископу Антонину (Грановскому) за его особое рвение в нападках на воззвание Патриарха председатель ВЦИК предложил участвовать в работе Центральной комиссии Помгола, и он согласился. Между тем кампания по ограблению храмов началась по всей стране. В Смоленске красноармейцы взломали двери собора, арестовали находившихся там священнослужителей и мирян, защищавших его от поругания, и приступили к ограблению храма. 15 марта 1922 г. в «Известиях» появилась беседа с Патриархом под заголовком «Церковные ценности для помощи голодающим», в которой Патриарх объяснял позицию Церкви в этом вопросе. «В церквах нет такого количества драгоценных камней и золота, чтобы при ликвидации их можно было бы получить какие-то чудовищные суммы денег. Боюсь, что около вопроса о церковных ценностях поднято слишком много шума, а на практике намеченная мера не даст ожидаемого результата, при всем благожелательном отношении к делу помощи голодающим со стороны церковных общин... Если наши храмы имеют в своих ризницах не так много драгоценных предметов, то во всяком случае в них хранится немало предметов, имеющих художественное и историческое значение. Заграничный рынок охотно будет скупать нашу церковную старину. Я по своей жизни в Америке знаю, каким спросом пользуются там предметы старины, особенно русской. Даже простой тульский самовар помещается там в богатых семьях, как антикварная редкость, на особом столе, а церковные сосуды, лампады прошлых веков, конечно, найдут немало охотников... Я полагаю, что комиссии надлежит очень внимательно отнестись к ликвидации поступающих в ее распоряжение вещей и приложить все старание, чтобы то, что ценно для нас по своим художественным и историческим данным, осталось в наших общественных собраниях».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

До 1933 года владыка Арсений формально оставался правящим архиереем Новгородской епархии, осуществляя свои функции через своего викария, тогда уже архиепископа Хутынского Алексия (Симанского). В эти годы в Ташкенте единственным местом для православных богослужений оставалась маленькая кладбищенская часовня «Всех скорбящих Радосте», у которой прямо под открытым небом из-за огромного стечения народа в любую погоду митрополиты Никандр (Феноменов) и Арсений совершали богослужения, бывали случаи соборного служения пяти архиереев. После кончины Ташкентского митрополита Никандра на освободившуюся кафедру 11 августа 1933 года был назначен преосвященный Арсений с титулом митрополита Ташкентского и Туркестанского (Среднеазиатского). Новгородскую кафедру занял архиепископ Алексий (Симанский). Указом Временного Патриаршего Священного Синода от 9 мая 1934 года митрополит Арсений был награжден правом ношения двух панагий. 30 сентября 1935 года был награжден правом предношения креста за богослужением. Во время богослужения митрополит любил сам управлять хором и петь на клиросе, как простой певчий. Несмотря на, казалось бы, совершенную безнадежность развивать церковную науку, митрополит Арсений поощрял церковно-исторические исследования. По его отзыву на работу «Святые Вологодского края» (первая часть которой была опубликована в 1895 году в Москве, а вторая представлена в рукописи) ее автор протоиерей Н. Коноплев в 1935 году был удостоен степени магистра богословия. Предчувствуя свою кончину, преосвященный Арсений завещал близкому ему священнику Александру Щербе похоронить его в простом гробу, а на могилу положить живые цветы. Скончался владыка Арсений 10 февраля 1936 года от кровоизлияния в мозг в ташкентской больнице. Епископ Лука (Войно-Ясенецкий) , живший в это время на покое в Ташкенте и заведовавший гнойно-хирургическим отделением ташкентской больницы, так отозвался о его кончине: «Вы лучше меня знаете, как безмерна эта утрата для Церкви Русской, и довольно мне сообщить только событие, низко опустить голову и снова лить слезы» 59 . Митрополит Арсений был погребен на ташкентском Александро-Невском кладбище рядом с могилой митрополита Никандра у часовни «Всех скорбящих Радосте». Многие годы могилы иерархов были в забвении. В 1947 голу в Ташкенте во время проведения совещания настоятелей приходов Среднеазиатской епархии 18 июня епископом Ташкентским и Среднеазиатским Гурием (Егоровым) была совершена панихида у могил митрополитов Арсения и Никандра, много потрудившихся для охранения чистоты Православия, при участии хора отцов настоятелей. К этому дню могилы почивших иерархов были приведены в надлежащий порядок с установкой над ними новых могильных плит с соответствующими надписями на мраморе 60 . В 1971 году в связи со столетием епархии могилы украсили надгробиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Другая группа хотя публично и не протестовала, но уклонялась от сотрудничества с Сергием, отказываясь от новых назначений, просясь под благовидными предлогами «на покой» и «в отпуска», а некоторые, не отвергая правомочности власти Сергия, в то же время не поминали его имени как заместителя местоблюстителя за богослужением и продолжали возглашать имя патриаршего Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Петра (Полянского) . Показательно, что даже современные церковные авторы, занимающие субъективно-политизированную, отвергающую позицию в отношении деятельности митрополита Сергия и его декларации, вынуждены признавать, что «круг архиереев, не отошедших от митрополита Сергия, был весьма широк» 109 . Они и вошли в третью группу, в которой насчитывалось до половины наличного состава епископов, среди которых такие авторитетные, как митрополиты Арсений (Стадницкий) , Никандр (Феноменов), Михаил (Ермаков), Серафим (Чичагов) ; архиепископы Иларион (Троицкий) , Евгений (Зернов), Петр (Зверев) , Прокопий (Титов), Амвросий (Полянский), Феофан (Туляков), Василий (Зеленцов), Борис (Шипулин); епископы Мануил (Лемешевский) , Николай (Ярушевич) , Венедикт (Плотников), Лука (Войно-Ясенецкий) и другие. Иерархи, исходя из объективных обстоятельств в Советской России, считали, что только устраняя политическое противостояние церкви и государства, сняв «недомолвки» и «недоговоренности» в отношении общественного и государственного устройства в СССР, можно было надеяться на то, что «тихоновская» церковь «выживет» в новых социально-политических условиях. Не случайно же, спустя годы, вспоминая сложившуюся тогда ситуацию, патриарх Алексий (Симанский) говорил: «Когда преосвященный Сергий принял на себя управление Церковью, он подошел эмпирически к положению Церкви в окружающем мире и исходил тогда из существующей действительности. Все мы, окружавшие его архиереи, были с ним согласны. Мы все Временным Синодом подписали с ним Декларацию 1927 года в полном убеждении, что выполняем свой долг перед Церковью и ее паствой» 110 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Епископ (впоследствии - архиепископ) Алексий (Дородницын). См. о нём: http://bogoslov.ru/text/357198.html. Андрей (Ухтомский, 1872 - 1937) - в это время наблюдатель Казанских миссионерских курсов, впоследствии архиепископ. Братство святителя Гурия - одно из крупнейших и значительных братств, центров миссионерской работы Русской Церкви второй половины XIX - начала XX вв. Написано по зачеркнутому: «лица». Протоиерей Павел Ильич Соколов, впоследствии архиепископ Астраханский и Енотаевский Палладий († 1920). В подлинном письме начальные слова первых строк этого абзаца отмечены карандашом Извольского. Архиепископ Симбирский и Сызранский Иаков (Пятницкий, 1844 - 1922). Епископ Гермоген (Долганов). См. о нём: Мраморнов А.И. Указ. соч. 16 сентября 1907 г., «в воскресенье, Его Преосвященство совершил литургию в Покровской церкви села Даниловки и освятил здание второклассной школы» (Саратовский духовный вестник. 1907. 46. С. 10). Епископ Константин (Булычев, 1858 - 1930), впоследствии архиепископ. В 1920-е гг. уклонялся в обновленческий, а затем григорианский раскол. Сказано - сделано. Проповедь отца Иоанна, посланная тому же П.П. Извольскому (см. P.S. следующего письма), была опубликована под названием «Беседа по поводу беспорядков и по случаю освящения церковной второклассной учительской школы в неделю по Воздвижении» в «Церковных ведомостях» 13 октября 1907 г. (Прибавление к Церковным ведомостям. 1907. 41. С. 1749 - 1755). Епископ Митрофан (Симашкевич, 1845 - 1928), впоследствии архиепископ Донской, в 1920-е гг. примкнул к григорианскому расколу. 18 мая 1907 г. был убит ректор пензенской семинарии архимандрит Николай (Орлов). Иннокентий (Беляев, 1862 - 1913) - епископ Тамбовский и Шацкий, позднее архиепископ, экзарх Грузии. Архиепископ Воронежский Анастасий (Добрадин, 1828 - 1913). Тихон (Василевский, 1867 - 1926) - епископ Костромской, впоследствии архиепископ Воронежский, затем обновленческий митрополит. Епископ Кинешемский, викарий Костромской епархии Никандр (Феноменов, 1872 - 1933), впоследствии митрополит Ташкентский.

http://bogoslov.ru/article/456983

За первый год своего архиерейского служения в приходах Московской епархии владыка Иларион отслужил 142 литургии, более 142 всенощных и произнёс 330 проповедей. В том же году —342— он два месяца проболел тифом, эта болезнь сказалась на сердце и серьёзно подорвала его здоровье. Но практически каждый день епископ Иларион работал и принимал посетителей в Троицком подворье в Москве, где находилось Патриаршее управление. Святитель Иларион по благословению Патриарха Тихона активно совершал рукоположения для храмов Москвы и Московской губернии. Так, в 1921 г. епископ Иларион рукоположил будущего священномученика Иоанна Хренова во диакона ко храму Сорока мучеников 1066 . В 1920–1921 гг. владыка Иларион часто служил в храмах Верейского уезда. Во время одной из поездок в Верейский уезд епископ Иларион вместе с протоиереем Петром Пушкинским участвовал в диспуте с агитаторами-антирелигиозниками, которые потерпели полное поражение. Местные власти решили арестовать епископа. Протоиерей Пётр вывел владыку чёрным ходом и привёл к себе в дом, откуда утром следующего дня епископ уехал в Москву 1067 . Активная деятельность епископа Илариона и других викарных архиереев Московской епархии вызывала серьёзное беспокойство в ВЧК. В сентябре 1921 г. владыка Иларион был подвергнут кратковременному аресту. Это было связано с тем, что он добился у директора Третьяковской галереи и одного из руководителей Главмузея Наркомпроса И.Я. Грабаря разрешения на праздник Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (26 августа/8 сентября) взять чудотворный образ в Сретенский монастырь. Произошёл суд, но состава преступления опять не нашли 1068 . Однако и после этого святитель находился под пристальным вниманием ВЧК. 26 ноября 1921 г. уполномоченный Секретного отдела Московской ЧК Михаил Шмелев составил список лиц, входящих в —343— состав Священного Синода и Московского епархиального управления, которые должны были быть арестованы. В этот список входил и епископ Иларион 1069 . 18 января 1922 г. скончался Евсевий (Никольский), митрополит Крутицкий, управляющий Московской епархией. Епископ Иларион (Троицкий) рассматривался как один из кандидатов на этот пост. Об этом говорится в заключении по его делу, датированном 7 июня 1922 г.: «В среде высшего духовенства ТРОИЦКИЙ намечался на пост Московского митрополита» 1070 . Однако на этот пост был назначен архиепископ Никандр (Феноменов), который был старше и имел большую, чем у епископа Илариона, архиерейскую выслугу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

и получил рукоположение. Преподавал Закон Божий в Леснинской женской церковно-приходской школе. С 1 февраля 1897 г. законоучитель в Оренбургских женской гимназии и прогимназии. С сентября 1899 г. – протоиерей Казанско-Богородицкого собора г. Орлова Вятской губернии. В октябре 1902 г. переведен в г. Яранск настоятелем Успенского собора. С августа 1904 г. – благочинный городских и монастырских церквей. В феврале 1909 г., согласно прошению и резолюции епископа Филарета (Никольского), перемещен в Свято-Троицкий кафедральный собор г. Вятки. Преподавал догматическое богословие, литургику, основное нравственное богословие и гомилетику на так называемых инородческих курсах. Награжден наперсным крестом (1903 г.), орденами Св. Анны 3-й степени (1907 г.) и 2-й степени (1912 г.). До 1924 г. отец Димитрий оставался ключарем Вятского кафедрального собора, который с конца 1922 г. по 1930 г. (год закрытия) находился в ведении обновленцев. В конце 1924 г., по принесении покаяния, был принят в общение с Православной Церковью и назначен к служению за штатом в Воскресенский собор г. Вятки. В октябре 1926 г. арестован, сослан на три года в Среднюю Азию. По возвращении до 1940 г. служил за штатом в разных церквях Вятки. Скончался в 1942 (41?) г. Анна Павловна Милова родилась 5 марта 1878 г. в семье священника села Юрьевского Костромской губ. отца Павла Беликова. Скончалась в 1946 г. в Казани. 3 Яранский монастырь во имя св. Анны пророчицы расположен в Вятской губернии в 9 км от г. Яранска. Основан в 1898 г. Содержал церковно-приходскую школу, библиотеку, иконописную мастерскую. 4 Никандр (Феноменов; 1872–1933), митр. Был пострижен в монашество в 1897 г., с 1914 г. – епископ Вятский и Слободский. Образованный богослов, ректор Кутаисской (1900) и Тифлисской (1901–1905) духовных семинарий. Участник Поместного собора Русской Церкви 1917–1918 гг. В 1920–1925 гг. был в ссылке. Место последнего служения – Ташкентская епархия (с 1927 г.). 6 Архиепископ Гурий (Степанов ; 1880–1938) пострижен в монашество, будучи студентом Казанской Духовной академии; по окончании учебы оставлен преподавателем, с 1912 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010