1136 На епархии не был, «...управлял делами ... заочно...» (ПБЭ), «...хиротонисан ... в епископа Вятского, но не был в Вятке (в 1738 г. он был в Санкт-Петербурге, как асессор-член Св. Синода),... переведен в Коломну» (Григорий, архим. Список настоятелей Московского Спасо-Андрониева 2-го класса монастыря и судьбы их. M., 1895. С. 36–37). 1145 Архиепископ с 25.03(07.04)1919. На 01.1919 – товарищ Председателя Миссионерского Совета при Св. Синоде. По ММЛ РПИ кафедру в это же время занимал Николай (Покровский): «...с 1919 г. по 1921 г, – епископ Вятский и Глазовский...» Полагаем, что это неверно, т. к. до управления Московской епархией в звании архиепископа Крутицкого Никандр (Феноменов) был Вятским. Николай (Покровский), будучи Глазовским викарием, мог лишь периодически замещать своего кириарха, нередко отлучавшегося в Москву, к Патриарху Тихону. По ММЛ РПИ, вторая дата иная: 1918 г. (неверна). 1146 Епископ Слободской, викарий Вятской епархии. Смог прибыть в Вятку из Сарапула, откуда был перемещен в Слободской и в Вятку, лишь 02(15)01.1919 стараниями некоего Сцепуро, «помощника начальника отдела по устройству дорог», который за свои труды удостоился благодарности Свят. Тихона (Постановление Святейшего Патриарха и Священного Синода 284 от 11(24)03.1919 – РГИА ф. 831, оп. 1, д. 44, л. 17). Существует Постановление 212 от 10(23)12.1918 (РГИА ф. 831, оп. 1, д. 44, л. 8) с поручением временного управления Вятской епархией епископу Сарапульскому Палладию (Добронравову), но он не смог выехать в Вятку, а скорое прибытие еп. Алексия позволяет не включать имя еп. Палладия в список. 1147 Епископ Яранский, затем епископ Уржумский, викарий Вятской епархии. В письме Н. Нумерова митр. Антонию (Храповицкому) от 01(14)09.1921 говорится о временном управлении Вятской епархией двумя викариями – епископом Виктором (Островидовым) и епископом Евсевием (Рождественским) поочередно (см. Приложение 7. С. 874). Поскольку реальная последовательность этих архиереев во временном управлении не очевидна, даем его датировку параллельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Алексей Реутский 25 апреля 2022 г. 17:00 Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-bepcuя. Елена Алексеева 18 апреля 2022 г. 17:00 Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал 111). Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-­Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой». PDF-bepcuя.

http://e-vestnik.ru/history/page/3/

Амвросий (Полянский) , архиепископ Подольский, умер в 1934 г. от солнечных ожогов и желудочных заболеваний в «Голодной степи» Казахстана, по дороге из Чимкента в отдаленное селение. Филипп (Гумилевский) , епископ, расстрелян в Красноярской тюрьме в 1934 г. за непризнание митрополита Сергия. Арсений (Жадановский) , архиепископ Серпуховский, расстрелян 17/30 июня 1935 г. Дамаскин (Цедрик) , епископ Глуховскии, викарий Черниговский, умер в Сибири в 1935 г.; по одной версии – в ссылке, от холода, на пароме, при переправе через реку, по другой – в тюрьме, от гангрены отмороженных ног. Петр (Полянский) , митрополит Крутицкий, умер в заключении в декабре 1936 г. Варфоломей (Ремов) , епископ, викарий Московский, расстрелян 26 июня 1936 г. Анатолий (Грисюк) , митрополит Одесский, умер в заключении 10 февраля 1938 г. (Сергиевской юрисдикции). Иосиф (Петровых) , митрополит Петроградский, расстрелян в конце 1938 г. за поощрение тайных странствующих священников. Димитрий (Любимов) , архиепископ Гдовский, расстрелян в 1938 г. за то же. По другой версии умер в Новгородской тюрьме около 1936 г. Алексий , епископ, викарий Петроградский, расстрелян в 1938 г. за то же. Серафим , епископ, расстрелян в Актюбинске в 1938 г. Питирим (Крылов) , архиепископ, викарий Московский, бывший соловчанин, расстрелян в 1938 г. Иувеналий (Масловский) , архиепископ Рязанский, расстрелян в 1938 г. Никон (Пурлевский) , епископ Белгородский, расстрелян в 1938 г. . Никон (Лебедев) , епископ, расстрелян в 1938 г. Никандр (Феноменов) , митрополит Одесский, умер в ссылке. Арсений (Стадницкий) , митрополит Новгородский, умер в ссылке в апреле 1936 г. Кирилл (Смирнов) , митрополит Казанский, умер в ссылке в 1936 г. Серафим (Чичагов) , митрополит Петроградский был болен, во время ареста горлом хлынула кровь, унесли на носилках, около года был в тюрьме, где умер или расстрелян в 1930–1932 гг. Макарий , схиепископ, убит в Псково-Печерском монастыре 1 апреля 1944 г. во время воздушного налета большевиков. (Он – бывший настоятель Макарьевской пустыни Новгородской губернии, обслуживал катакомбную церковь в пределах Новгородской, Тверской и Петроградской епархии. По его свидетельству, он в течение 10 лет не ночевал в одной квартире подряд две ночи. У него была своя духовная академия и духовная семинария для подготовки священников, которых и рукополагал тайно, как и постригал в монашество. Во время налета на монастырь, когда монахи спустились в укрытие, он остался в келье и молился и был убит осколком в сонную артерию. Молитвенник и Евангелие на аналое были залиты кровью. Часы остановились и показывали момент его смерти.)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

В советское время храм был разделен железобетонными перекрытиями на три этажа. Были пробиты проемы в наружных стенах и в сводах покрытия. Практически все элементы убранства интерьера храма (иконостас, киоты, мраморные ступени солеи и пр.), а также детали наружного оформления (предположительно, майолика) утрачены.  Комплекс зданий подворья был передан Спасо-Преображенскому Валаамскому ставропигиальному монастырю в 1991 г. В 90-е годы был совершен ремонт храма, демонтированы перекрытия, лифты, поздние лестницы, заложены проемы, сделана новая кровля, выполнены отделочные работы, установлен временный иконостас. На стеклах храмовых окон были сделаны росписи под витраж. В 2009 г. установлен новый иконостас, изготовленный в Греции. Иконы для него написаны в мастерских известных иконописцев  - Богдановых,  Д. Г. Мироненко, А. В. Стальнова. В статье использованы материалы Исторической справки по подворью (автор В. А. Черненко), брошюры, изданной подворьем к 100-летию освящения храма, журнала «Зодчий» за 1905 г. История монастырского подворья, находящегося на пересечении Нарвского и Старо-Петергофского проспектов в Санкт-Петербурге, началась в 1901 г. с приобретения Успенским Староладожским женским монастырем участка земли у Софии Александровны Кованько. 30 июня (12 июля по новому стилю) 1902 г. здесь была освящена деревянная часовня во имя Успения Божией Матери. Через полтора года приступили к проектированию каменного храма и монастырского подворья. 9 (22) июня 1904 г. архимандрит Корнилий (Смуров) освятил место постройки, а 12 (25) августа того же года Государь Император Николай II одобрил проект подворья, автором которого стал известный архитектор Василий Антонович Косяков. Закладка церкви во имя Казанской иконы Божией Матери состоялась 10 (23) июля 1905 г. при служении многочисленного духовенства, крестный ход к участку обители прибыл из Воскресенского Новодевичьего монастыря. Через два года, 17 (30) июня 1907 г., на храм подняли кресты и колокола; молебен на их освящение служил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский). Богослужения на подворье стали совершаться еще прежде окончания строительных работ, с зимы 1908/1909 г. – сначала в часовне, затем в трапезной. 20 декабря 1909 г. (2 января 1910 г.) был освящен первый из приделов храма, во имя свт. Николая Чудотворца, а 17 (30) января 1910 г. – придел во имя прп. Серафима Саровского. Чин освящения главного придела, во имя Казанской иконы Божией Матери, и литургию в церкви подворья совершил в воскресенье 17 (30) октября 1910 г. епископ Нарвский Никандр (Феноменов), в будущем – один из сподвижников св. Патриарха Тихона, митрополит Ташкентский и Туркестанский.

http://sobory.ru/article/?object=00523

Елабужский пастырь принимал деятельное участие и в работе местного братства трезвости, которая находила всемерную поддержку викария Вятской епархии епископа Сарапульского Амвросия (Гудко), принявшего в 1918 году мученическую кончину. Одним из главных дел владыки Амвросия стала именно борьба с пьянством. «Неудивительно, — комментировал эту деятельность отца Павла один из ижевских священников, — так как в его архипастырском ведении находятся такие пьянственные центры, как Сарапул, Ижевск и Воткинск. Елабужское братство настолько хорошо работает, что со временем, может быть, послужит образцом деятельности в этом роде для всей России» 6 . В марте 1916 года в Елабужском реальном училище при деятельном ­участии отца Павла был открыт кружок трезвости. Батюшка составил положение о деятельности кружка, лично ходил к попечителю Казанского учебного округа и добился одобрения. Отклик на патриаршее воззвание Очень ярко описывала события 1917 года дочь Дернова Варвара: «Революция была прежде всего беспорядок. Особенно во время войны. По мнению многих, в том числе моего отца, ее просто не должно было быть. Тем более что Россия искони — страна монархическая, всегда во главе был царь. И когда в городе кипели митинги, никто из нашей семьи, ни отец, ни тем более братья, в этом участия не принимали 7 . В церквах вместо царя стали поминать какой-то " синклит " . И папа поминал. Однажды на какой-то вопрос, может быть, мой, сказал, что он за царя сам молиться продолжает» 8 . На призыв Патриарха Тихона в январе 1918 года встать «на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери нашей» 9 , в котором Предстоятель анафематствовал гонителей Русской Церкви 10 , откликнулись по всей стране. Так, например, крестные ходы 11 февраля было решено провести в ­Бердянске и ­окрестных селах, в Костроме. Не осталась в стороне и Елабуга. Как вспоминала Варвара Дернова, патриаршее послание было зачитано на воскресном богослужении, после которого состоялся крестный ход. Скорее всего, решение о службе и крестном ходе было принято на пастырско-мирянском собрании. О нем сообщалось в телеграмме елабужского благочинного Добромыслова, которую он послал в Вятскую духовную консисторию: «Елабужское многолюдное пастырско-мирянское собрание единогласно постановило: защищать Святую Церковь не щадя жизни» 11 (епископ Вятский Никандр (Феноменов) 20 февраля наложил такую резолюцию: «Напечатать в Известиях Епархиальных. Очень желательно, чтобы на пастырско-мирянских собраниях выносились подобные резолюции» 12 ).

http://e-vestnik.ru/analytics/podvig_pro...

Невиданные со времен древнехристианских мучеников гонения обрушились на Церковь. Во всех концах России от рук палачей принимали мученический венец иерархи, священники и простые прихожане. Они молятся сейчас о нас в Царствии Небесном. Повсюду разрушались храмы. Неистово кощунствовали «воинствующие безбожники». Готовилась «пятилетка атеизма», во время которой все церкви Божии в России должны были быть стерты с лица земли и само имя Божие вычеркнуто из книг и из памяти человеческой. Но верен Господь, обетовавший, что Церковь Его устоит до скончания веков. Священномученик Вениамин (Казанский), убиенный чекистами в 1922 го ду, незадолго до своей кончины писал: «За судьбу Церкви Божией я не боюсь. Веры надо больше, больше ее надо иметь нам, пастырям. Надо забыть свою самонадеянность, ум, ученость и дать место благодати Божией». Молитвы новомучеников, просиявших в земле Российской, не позволили сорной траве грехов закрыть от народа тропу к Отцу Небесному. Утвердившаяся их подвигом Русская Православная Церковь превозмогла обновленческий раскол, гонения и поругание – и Господним Промыслом сохранила «малый остаток» верных своих детей. Пред лицом грозной опасности, нависшей над страной во время войны с Германией, безбожные властители в испуге обратились к помощи Церкви – выпустили из лагерей уцелевших иерархов и священников, разрешили совершение Богослужений и восстановление канонического управления Церковью. Для нас очевидно, что именно поэтому Господь смилостивился над Россией в годину той страшной войны. В Ташкентской и Среднеазиатской епархии хранили свет Христовой истины сподвижники святого Патриарха Тихона, митрополиты Арсений (Стадницкий) и Никандр (Феноменов). Все святители и большинство священников, возрождавших здесь Православие в 40е – 50е годы ХХ века, прошли через лагерные мытарства. В пору новых гонений, во времена так называемой «оттепели», был отправлен в заточение архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Ермоген (Голубев). Память об этих мужественных архипастырях и пастырях должна освящать наши сегодняшние дела во славу Божию.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Особый период в истории обители начался в 1866 г., когда в Костромской епархии было учреждено Кинешемское вик-ство и Б.-И. м. стал резиденцией викарных епископов. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. настоятелями мон-ря были видные деятели РПЦ Кинешемские епископы Ионафан (Руднев ; 1866-1869), Никандр (Феноменов ; 1905-1908), Севастиан (Вести ; 1914-1919). По инициативе еп. Вениамина (Платонова) в 1888 г. при мон-ре открылась церковноприходская школа, разместившаяся в монастырской гостинице. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. число братии Б.-И. м. составляло ок. 30 чел., обители принадлежали 1716 дес. пахотной земли, сенокосных лугов и леса, мельница на р. Чёрной с маслобойным заводом при ней, подворье в Костроме. В 1919 г. Б.-И. м. был закрыт, его последний настоятель еп. Севастиан изгнан, в братском корпусе открылась школа. Братии удалось зарегистрироваться как приходской общине, и обитель фактически просуществовала еще 9 лет. В 1928 г. Б.-И. м. был окончательно упразднен. Никольский храм, действовавший как приходской, был закрыт в 1932 г. (находившуюся в нем Смоленскую икону Божией Матери перенесли в Воскресенскую ц. соседнего с. Любовникова). В 1931 г. вблизи Песочной слободы были устроены Песоченские военные лагеря, в ведение к-рых перешли монастырские постройки. Бывш. монастырскую трапезную отдали под свинарник, Смоленский собор - под коровник. В 1933 г. разобрали часовню над святым источником, в следующем году для нужд лагерей был взорван собор Смоленской иконы Божией Матери, в 1936 г.- собор Рождества Христова, осенью 1941 г. начался снос Никольской ц. К нач. 60-х гг. из монастырских построек оставался только увенчанный колокольней братский корпус, в к-ром находилась школа. В 1962 г. под предлогом того, что колокольня «отрицательно влияет» на учащихся, 2 ее верхних яруса были разрушены. В нач. 70-х гг. школу из корпуса вывели. В наст. время из строений Б.-И. м. сохранился только двухэтажный братский корпус в руинах и встроенный в него нижний ярус колокольни. Арх.: Явление пречистого и чюдотворного образа Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, честнаго и славнаго Ея Одигитрия, иже на Костроме, в новой пустыне, на реце Песочне. 1665 г.- ГА Костромской обл. Ф. 558. Оп. 2. Д. 371; Там же. Ф. 706 [Ф. Богородицко-Игрицкого мон-ря]; Диев М. Я. Описание Богородицкого Игрицкого мон-ря - РНБ ОР. Тит. 775.

http://pravenc.ru/text/149535.html

Отпевание протопресвитера Евгения Аквилонова состоялось 4 апреля 1911 года в С.-Петербурге, в церкви Кавалергардского Её Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны полка, настоятелем которой он был многие годы. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, причём погребальную процессию возглавляли два епископа — Омский Владимир (Путята) и Нарвский Никандр (Феноменов). Награды Признание к Аквилонову пришло уже при жизни, он являлся ординарным профессором и доктором богословия Санкт-Петербургской духовной академии, был награждён митрой и палицей, а также наперсным золотым крестом из кабинета его величества. В 1908 году награжден Орденом Святой Анны II степени. В 1909 году представлен к награде Орденом Святого Владимира III степени. В этом же году Указом Святейшего Синода от 21 сентября протоиерею Евгению Аквилонову было разрешено возлагать при богослужениях палицу. Сочинения Церковь, научные определения Церкви и апостольское учение о ней как Теле Христовом. СПб.,1894. (основное сочинение). Научно-богословское самооправдание христианства. Введение в православно-христианскую апологетику. -СПб., 1894. Новозаветное учение о церкви. Опыт догматико-экзегетического исследования. -СПб., 1896. О Спасителе и о спасении. -СПб., 1899. О божестве Господа нашего Иисуса Христа и о средствах нашего спасения. -СПб., 1901. О божественности христианства и о превосходстве его над буддизмом и мохаммеданством. -СПб., 1904. Аквилонов Е. П. Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Окончание//О божественности христианства и превосходстве его над буддизмом и мохаммеданством (журнал «Христианское чтение», 1903). — СПб.: Санкт-Петербургская православная духовная академия, 2009. — 586 с. Ответ архимандриту Павлу : по поводу его " Кратких замечаний " на нашу книгу " Церковь. Научные определения церкви и апостольское учение о ней, как о теле Христовом " . -СПб., 1905. О физико-телеологическом доказательстве бытия Божия. - СПб., 1905. Христианство и социал-демократия в отношении к современным событиям. - СПб., 1906.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

ст. (+1908 ст. ст.)), митрополит Никандр (Феноменов; +1933), епископ Иннокентий (Пустынский; +1937), епископ Сергий (Лавров; +1937),  епископ Лев (Черепанов; +1937), епископ Августин (Беляев; +1937), архиепископ Афанасий (Малинин; +1939), архиепископ Борис (Шипулин; +1938), епископ Герман (Вейнберг; +1942), епископ Александр (Толстопятов; +1945), епископ Тихон (Шарапов; +1937), архиепископ Кирилл (Поспелов; +1953), митрополит Гурий (Егоров; +1965) — возобновитель церковной жизни в Средней Азии; епископ Иоанн (Лавриненко; +1985), епископ Алексий (Сергеев; +1968), архиепископ Ермоген (Голубев; +1978), епископ Иннокентий (Леоферов; +1971), архиепископ Гавриил (Огородников; +1971), подвижник благочестия и исповедник веры митрополит Иосиф Чернов; +1975), епископ Платон (Лобанков; +1975), епископ Серафим (Гачковский; +1982), архиепископ Варфоломей (Гондаровский; +1988). Сугубые молитвы возносились о священнослужителях, монашествующих и мирянах, потрудившихся ради утверждения православной веры в Центральной Азии, и обо всех христианах «в годину лютых гонений от безбожников умученных и убиенных, от голода, холода, ран, болезней и непосильных работ в лагерях, в темницах и во узах скончавшихся». По запричастном стихе было оглашено совместное Послание архипастырей Казахстанского и Среднеазиатского Митрополичьих округов пастырям, диаконам, монашествующим и всей боголюбивой пастве Казахстана и Средней Азии. После отпуста Литургии митрополит Викентий приветствовал митрополита Александра, выразив сердечную радость в связи с возможностью общения за общей Чашей Святой Евхаристии в день, посвященный воспоминанию 145-летия образования Туркестанской епархии. На молитвенную память главе Православной Церкви Казахстана от Ташкентской епархии был преподнесен образ благоверного великого князя Александра Невского. В ответном слове митрополит Александр также тепло поблагодарил митрополита Викентия, собратьев-архипастырей, духовенство и прихожан за радость общей молитвы в воскресный день в главном храме Средней Азии, после чего вручил главе Среднеазиатского Митрополичьего округа памятную панагию. После обмена приветствиями и благопожеланиями была произнесена проповедь, а затем возглашено многолетие Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, главам, архипастырям, духовенству и пастве Казахстанского и Среднеазиатского митрополичьих округов, властям, воинству и народам Богом хранимых стран Казахстана и Средней Азии, и всем православным христианам. За труды на благо Православия и в связи с 50-летием со дня рождения епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим был удостоен награды Казахстанского митрополичьего округа — ордена преподобномучеников Серафима и Феогноста. В честь 145-летия учреждения Туркестанской епархии состоялся праздничный прием. Митрополичий округ в Республике Казахстан /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5082553.ht...

Статус Временного Патриаршего Священного Синода стал одной из тем полемики митр. Сергия с оппозицией «непоминающих» . Прот. Василий Верюжский так формулировал в обращении к Заместителю Местоблюстителя одно из главных требований оппозиции: «Поставить Временный Патриарший Синод на то место, которое было определено ему при самом его учреждении в смысле совещательного органа, и чтобы распоряжения исходили только от имени Заместителя», а также «удалить из состава Синода пререкаемых лиц» (Акты свт. Тихона. С. 539). Еп. Гдовский Димитрий (Любимов) в письме, обращенном к группе духовенства Ленинградской епархии, в качестве одной из причин своего отделения от митр. Сергия называл «закрепление временного Синода, который в сущности... простая канцелярия... в качестве соуправляющего Заместителю органа. Искажен сам патриарший образ управления Церковью» (Там же. С. 541). Против создания такого Синода также резко выступил митр. сщмч. Кирилл (Смирнов) , сформулировавший свою позицию в 1929 г. в письме еп. Афанасию (Малинину) . Митр. Кирилл считал, что этот коллегиальный орган коренным образом изменил систему церковного управления (Патриаршее возглавление), и сравнивал его с самочинным григорианским Временным высшим церковным советом (ВВЦС) (там же. С. 638). 18 сент. митр. Сергий направил письмо митр. Кириллу, в к-ром, отстаивая законность учреждения Временного Патриаршего Синода, разъяснял, что ВВЦС был образован «взамен единоличного заместительства... а Синод утвержден как совещательный орган при первоиерархе» (Там же. С. 646). На практике Синод, имея ограниченные полномочия, не мог быть «простой канцелярией», но являлся органом соуправляющим, поскольку ряд актов высшего церковного управления, по меньшей мере поставление епископов, неизбежным образом должны были носить соборный характер. В 1931 г. во Временный Патриарший Священный Синод были включены митр. Ташкентский Никандр (Феноменов) и архиеп. Иваново-Вознесенский Павел (Гальковский) , в 1932 г.- Управляющий Московской епархией архиеп. Дмитровский Питирим (Крылов) . В 30-х гг., для того чтобы приблизить статус и состав Синода к Положению о Свящ. Синоде, выработанному Поместным Собором 1917-1918 гг., в состав Синода стали вызываться в качестве его временных членов на одну полугодовую сессию в порядке очереди по старшинству хиротонии по 5 архиереев РПЦ. Для этого все епархии были распределены на 5 групп по географическому принципу, и от каждой группы приглашался 1 епископ. Остальные архиереи, входившие в состав Синода, имели статусы его постоянных членов. 21 окт. 1932 г. в ознаменование 5-й годовщины существования Временного Патриаршего Священного Синода указом митр. Сергия 4 старейших постоянных члена Синода были возведены во митрополитов. Этого титула удостоились архиепископы Хутынский Алексий (Симанский), ставший митр. Старорусским, Одесский Анатолий (Грисюк), Ярославский Павел (Борисовский) и Харьковский Константин (Дьяков), сохранившие свои кафедры.

http://pravenc.ru/text/155436.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010