Последним епископом Кинешемским в марте-июне 1936 г. был сщмч. Борис (Воскобойников) , 1 июля 1936 г. назначенный на Ивановскую кафедру. После перевода еп. Бориса в обстановке нарастающего террора новый Кинешемский епископ не был назначен, К. в. прекратило существование. Епископы Ионафан (Руднев; 4 сент. 1866 - 29 авг. 1869), Палладий (Пьянков ; 16 нояб. 1869 - 24 июня 1872), Геннадий (Левицкий; 24 июня 1872 - 9 апр. 1883), Вениамин (Платонов; 9 апр. 1883 - 13 июня 1905), Никандр (Феноменов ; 10 июля 1905 - 15 февр. 1908), Иннокентий (Кременский; 24 февр. 1908 - 28 июля 1911), Арсений (Тимофеев; 28 июля 1911 - 30 июля 1914), Севастиан (Вести; 8 сент. 1914-1917, 1919-1920), сщмч. Василий (Преображенский; 19 сент. 1921-1926), исп. Николай (Голубев ; 18 июня - 5 дек. 1929), Хрисогон (Ивановский ; 14 апр.- 8 июля 1932), Александр (Торопов; 21 сент. 1932 - 24 сент. 1935), сщмч. Борис (Воскобойников; 7 марта - 1 июля 1936). Ист.: 2ПСЗ. Т. 41. Ч. 1. 43296. С. 546; Юбилейное торжество Преосв. Вениамина, еп. Кинешемского, викария Костромского, 29 сент. 1895 г.//Костромские ЕВ. 1895. 21. Ч. неофиц. С. 487-499; Кончина и погребение Преосв. Вениамина, еп. Кинешемского, викария Костромской епархии//Там же. 1905. 12. Ч. неофиц. С. 393-403; Костромской Ипатиевский мон-рь. Кострома, 1913. С. 55, 109; Не предать забвению: Книга памяти жертв политич. репрессий, связанных судьбами с Ярославской обл. Ярославль, 1994. Т. 2. С. 79; ЖМП, 1931-1935. С. 142; РПЦ в XX в. на Ивановской земле: Сб. док-тов и мат-лов. Иваново, 2010. С. 33, 79-84. Лит.: Самарянов В. А. Памятная книга для Костромской епархии. Кострома, 1868. Отд. 2. С. 26; Сырцов И., прот. Архипастыри Костромской епархии за 150 лет ее существования. Кострома, 1898. С. 46-48; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 48, 224-225; Федотов А. А. Собор Ивановских святых. Иваново, 2003. С. 14-21; Резепин П. П. Епископы Кинешемские, викарии Костромские//Светоч: Альманах. Кострома, 2010. Вып. 6. С. 286-296. Н. А. Зонтиков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1684652.html

Учебным процессом в семинарии руководил педагогический совет, в состав которого входили учителя и администрация, председателем был ректор. Инспекторами семинарии были иеромонахи: Димитрий (Сперовский; 25 мая 1894 - 23 февр. 1895); Вениамин (Барнаухов (Борнуков); 1896-1897); Димитрий (Абашидзе; 1897-1898; впосл. инспектор Тифлисской ДС, позже схиархиеп. Таврический и Симферопольский Антоний ); Стефан (Архангельский; 1898-1900; впосл. архиепископ Курский и Обоянский); Никандр (Феноменов ; март 1900 - 11 янв. 1901; впосл. инспектор и ректор Тифлисской ДС, позже митрополит Ташкентский и Туркестанский). Ректорами К. д. с. назначали лиц рус. национальности. Первым ректором был выпускник и преподаватель Новгородской ДС Димитрий (Сперовский; 23 февр. 1895 - янв. 1897), оставивший о себе добрую память попечителя; его называли личностью «простой и привлекательной». После него должность занял иером. Вениамин (Барнаухов (Борнуков); 1897-1902), при нем в сент. 1898 г. на базе 5-го класса открылся т. н. примерный класс, в к-ром было введено изучение педагогики. В 1901/02 уч. г. в ДС учились 207 студентов, в 1803/04 - 166. Последним ректором стал архим. Сильвестр (Братановский ; 1902-1904; впосл. ректор Смоленской ДС, позже архиепископ Калужский и Боровский), отличавшийся особой деспотичностью. Во время его руководства в ДС усилились выступления студентов, многие потеряли веру и стали атеистами. Архим. Сильвестр отчислял непокорных учеников либо лишал их стипендии. 1 февр. 1904 г. неск. студентов разгромили семинарскую домовую церковь, осквернили иконы. Было проведено расследование, святотатцев отчислили, однако инцидент стал поводом для закрытия ДС. В мае 1904 г. имп. Николай II подписал соответствующий указ; семинария закрылась 14 июня 1904 г. Ненадежным студентам было запрещено продолжать учебу, оставшихся учеников распределили в Тифлисскую, Астраханскую, Херсонскую и Ставропольскую духовные семинарии. Ликвидационная комиссия передала имущество семинарии Кутаисскому ДУ. В 1914-1916 гг. в Синоде было проведено неск. заседаний, на к-рых рассматривался вопрос о восстановлении К. д. с., однако груз. духовенство, занятое проблемой возрождения автокефалии ГПЦ, не проявляло к этому интереса. К. д. с. сыграла большую роль в подготовке духовных кадров для Церкви в Зап. Грузии, семинарию также окончили мн. груз. светские деятели, среди к-рых следует отметить Робакидзе, композитора К. Поцхверашвили, политика Н. В. Рамишвили. Восстановление К. д. с. в кон. XX в.

http://pravenc.ru/text/2462337.html

Нельзя ли думать, что при появлении новой жизни на новой земле, причины, действовавшие на старой, будут продолжать свою деятельность и на новой? Основание для такого мнения дает нам Фламмарион, который в своем сочинении, напечатанном вместе с рассматриваемым нами очерком 14 и 15), под заглавием: «существуют ли привидения?», решает этот вопрос утвердительно, ссылаясь, главным образом, на библейский рассказ о явлении тени Самуила Саулу у Аэндорской волшебницы и на известный рассказ Цицерона о случае, происшедшем в Мегаре с двумя путешественниками, из коих один узнал о смерти другого после троекратного явления ему последнего во сне. «Допустить, говорит он, что существуют сношения между живыми и мертвыми, это – такая гипотеза, которая оказывается гораздо более правдоподобной, нежели все остальные, если мы примем во внимание число фактов, которые удостоверены теперь научным образом. У нас в руках их скопилось достаточно, чтобы повергнуть их на суд читателей» 14). Затем он приводит другие, подобные же, рассказы, относящиеся к нашему времени и удостоверенные самыми верными, самыми правдивыми свидетельствами, и говорит в заключение: «вообще, нам кажется более разумным и более научным постараться уяснить себе подобные феномены, нежели отрицать их без расследования». Объясняя причину этих явлений, он говорит: «можно допустить, что каждая наша мысль сопровождается атомистическим движением мозга, что, впрочем, и признается физиологами, – наша психическая сила порождает движение эфира, которое способно передаваться дальше, как все эфирные колебания, и становится ощутительным для мозга, гармонирующего с нашим. Это превращение психического акта в эфирное движение и обратно, он сравнивает с действием телефона. «Дух действует на дух, все равно, как в случаях умственного внушения на расстоянии. Это воздействие одного духа на другой не представляет ничего необыкновенного. Разница лишь в том, что оно принадлежит к более возвышенному порядку феноменов и может навести нас на путь психического познания человеческого существа».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Gloria...

Патриарх Алексий почувствовал во владыке Кирилле ревность по вере, подлинную молитву – Интересно, они не общались, когда митрополит Арсений отбывал свою ссылку? – Никаких сведений о том, что туда, в Ташкент, в это время приезжал митрополит Алексий (Симанский), нет. Но говорили, что связь между ними все равно поддерживалась постоянно. И чем мог, по-видимому, владыка Алексий (Симанский) помогал ссыльному митрополиту, своему учителю. И вот, на эту-то Ташкентскую кафедру, где служили некогда митрополиты Арсений (Стадницкий) и Никандр (Феноменов), сразу же – как только он был выбран Патриархом – Алексий (Симанский) послал моего владыку Кирилла (Поспелова). Вызвал из Пензы и сразу же послал в Ташкент! За этим поступком, я думаю, стояло только одно: Патриарх Алексий просто почувствовал во владыке Кирилле дух Православия, ревность по вере, подлинную молитву. Это тоже ведь один из интересных эпизодов церковной жизни того времени… Священник Константин Былинкин Здесь хочу рассказать еще об одном случае из жизни, раздумывая над которым, я вспоминаю поставленный мне некогда вопрос и пытаюсь решить для себя: прав ли я был. А дело в том, что в свое время, когда я был назначен старшим иподиаконом и келейником владыки (хотя, честно говоря, на тот момент ничего в службе не понимал, а только потом ко всему привыкал), я туда приехал, а там уже был некий иподиакон Константин Былинкин. Помню сегодня только, что он был огненно-рыжим. И вот, оказывается, он-то как раз и был иподиаконом и у митрополита Арсения (Стадницкого), и у архиепископа Никандра (Феноменова). И, конечно же, настоящие иподиаконские черты и замашки у него все присутствовали в полном объеме. Я выказал ему свою «благосклонность», пригласив иподиаконом (не первым, конечно, несмотря на его опыт, – первым остался сам) к владыке Кириллу. И сделал его вторым иподиаконом. – А владыка Кирилл был не против? – Нет, конечно. Ведь он всецело мне доверял. Я же сам набирал себе штат иподиаконов и управлял им, владыка в это даже не вмешивался. Конечно, я не был тираном, но моей строгости (как они потом сами мне говорили) они страшно боялись!

http://pravoslavie.ru/117715.html

Случилось же однажды так, что отец Александр Щербов заболел. Ведь все это время он спал на полу, может быть, и простудился... Тогда два митрополита проявили свою власть: уложили его на кровать, а сами улеглись на полу. Об этом выдающемся случае я слышал из уст самого отца Александра. Владыки не стали слушать никаких его возражений и сами за ним ухаживали. Ранее он за ними ухаживал, а тут они за ним стали ухаживать в его болезни! Этот момент, я считаю, очень интересен... И оба этих митрополита были впоследствии похоронены как раз возле этой самой часовенки: помню, в мое время там были две их могилки. Там ли они сейчас, перевезли ли их, мне не у кого узнать, потому что моя последняя связь с Ташкентом закончилась. Не очень давно скончался протоиерей Леонид Кузьминов, который служил в храме на Преображенском кладбище: это была последняя нить, связывающая меня с Ташкентом. У меня уже никого нет, к кому бы я мог обратиться. Раньше я хотя бы через него что-то узнавал (у него были связи там, а может быть, даже и родственники), а теперь все оборвано. Так что эти митрополиты были похоронены возле той самой часовенки, в которой они литургисали. Причем, хотя Арсений (Стадницкий) и был на Соборе кандидатом в Патриархи, правящим архиереем был Никандр (Феноменов). Насколько мне рассказывали, их общение проходило в подлинной любви, просто в необыкновенной любви. Этот эпизод из истории сам по себе интересен, но ведь я думаю сейчас, что при желании его можно как-то раскрутить и узнать много нового, наверное, и не только об этих фактах. Но все равно я рад лично рассказать обо всем этом, именно как о некоей достоверности. Патриарх Алексий I – Нам тем более сегодня это интересно, потому что мы знаем о том, что митрополит Арсений (Стадницкий) был некогда духовным наставником Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского). – Точно, именно так: это были учитель и ученик, причем существует и опубликована сейчас и их переписка великолепнейшая. Патриарх Алексий (Симанский) был необыкновенным почитателем митрополита Арсения (Стадницкого). Он во всем ему отчитывался, на все испрашивал и советов его, и благословения, буквально на все!

http://pravoslavie.ru/117715.html

В марте 1918 г. перенес тяжелую операцию, в мае-июне жил в Оптиной пуст., затем в Сергиевском посаде, по благословению старца Анатолия исполнял «полумонашеский обиход» (молитвы, церковные службы, чтение Евангелия, Апостола). Переписывался со старцем (сохранилось 13 писем старца к Д. за 1917-1919), посещал Оптину летом 1919 г. дважды и во время Великого поста 1921 г. Вел дневник «Троицкие записки». На весну 1919 г. был намечен постриг Д. Отвечая на вопрос, можно ли в самом себе совместить монашество и художественное творчество, делал вывод: «Нельзя двоякого вынести... Сожги одно или другое, но сожги». Однако старец Анатолий не советовал поступать в Оптину пуст., будущее к-рой не было определено, предлагал отложить постриг и обратиться к Волоколамскому еп. Феодору (Поздеевскому) , управляющему Даниловым во имя прп. Даниила Столпника московским мон-рем. Большое влияние на Д. оказал прот. прав. Алексий Мечёв , благословивший его не идти в монахи и принять священство. Старец Анатолий также благословил его на этот шаг. 15 марта 1920 г. в Троицком храме Данилова мон-ря еп. Феодор рукоположил Д. во иерея (целибат). Служил в Москве, в ц. Николая Чудотворца в Клённиках, настоятелем к-рой был прот. Алексий. Служба в большом приходе оказалась для Д. слишком тяжелой. В 1921 г. он был переведен настоятелем в Боголюбскую часовню у Варварских ворот. Жил при часовне, в келье в Варварской башне Китай-города. В 1922 г. назначен настоятелем ц. Воскресения Христова в Кадашах, но не успел занять место. Мемориальный дом-музей свящ. С. Н. Дурылина в Болшеве. Фотография. 2006 г. Мемориальный дом-музей свящ. С. Н. Дурылина в Болшеве. Фотография. 2006 г. В ночь с 11 на 12 июля того же года Д. был арестован. В авг. переведен во Владимирскую тюрьму. В ночь на 28 окт. участвовал в богослужении в камере 17, где вместе с ним оказались Крутицкий архиеп. Никандр (Феноменов) , Астраханский архиеп. сщмч. Фаддей (Успенский) , Суздальский еп. Василий (Зуммер) , иером. священноисп. Афанасий (Сахаров ; впосл. епископ Ковровский) и др. О смягчении участи Д. ходатайствовали его духовные дети и друзья, пользуясь своими широкими связями. В частности, архит. А. В. Щусев обратился к наркому просвещения А. В. Луначарскому . Д. был приговорен к адм. высылке в Курган на 2 года, но был выслан в Челябинск. Прот. Алексий благословил Д. на отъезд, подарил ему Евангелие с надписью (впосл. передано в музей Троице-Сергиевой лавры) и отправил с ним в качестве помощницы И. А. Комиссарову из сестринской общины ц. Николая Чудотворца в Клённиках.

http://pravenc.ru/text/180605.html

С сайта: http://www.herzenlib.ru/ История Феодоровской церкви начинается весной 1914 года, когда епископом Вятским и Слободским был избран Никандр (Феноменов). Газета " Вятская речь " в день закладки нового храма 15 июня 1915 года сообщала о том, что " преосвященный Никандр по приезде на Вятскую кафедру обратил серьезное внимание на отсутствие приходских храмов в северной и южной частях города Вятки. Городская дума по ходатайству вятского архиерея уступила места в северной и южной частях города под постройку храмов, и первой началась постройка в южной части города. Преосв. Никандр внес первую лепту на это святое дело, выделив из своих личных средств тысячу рублей " . Предполагаемый же храм в северном районе города так и не был воздвигнут. Для нового храма было избрано очень красивое место - на крутом берегу реки Вятки, в начале улицы Морозовской (ныне - улица Розы Люксембург). Новый храм должен был дополнить ансамбль городских церквей. В 1913 году состоялось торжественное всенародное празднование 300-летия царствующего дома Романовых. В память об этом событии нижний престол начатого в 1915 году постройкой храма решено было освятить в честь Феодоровской иконы Божией Матери - святыни рода Романовых. Так церковь получила в народе наименование Феодоровской или Романовской. Феодоровский храм, как и единоверческий Серафимовский, строился по проекту И.А. Чарушина. Если в проекте Серафимовской церкви архитектор черпал вдохновение в облике храмов Москвы XVII века, то во внешнем виде Феодоровской церкви заметно влияние новгородской и псковской храмовой архитектуры. Перечислю лишь некоторые характерные детали: строгий облик здания - скупость в декоре; щипцовые фронтоны; псковская звонница - вместо колокольни. Интересно, что Чарушин и на этот раз не отказался от многоглавия, только декоративные маковки получили иную форму - не луковиц (как в облике Серафимовской церкви), а " языков пламени " . Небольшой по объему храм смотрится высоким, устремлённым в небо. По проекту Чарушина церковь должна была быть двухэтажной. К осени 1915 года строительство и отделка нижнего храма были окончены, 15 ноября состоялось его освящение. А еще через год, в октябре 1916 года был открыт самостоятельный приход. Интересно, что строительство верхнего храма продолжалось и после октября 1917 года и завершилось (предположительно) в конце 1918 года. В 1930 году Феодоровская церковь была закрыта, в здании размещены воинские склады. Бывший храм стал объектом строгой охраны. В годы Великой Отечественной войны в здании храма располагался сборный пункт. С этим временем связана еще одна легенда из истории Феодоровской церкви. В июле 1941 года тело Ленина из мавзолея в Москве было эвакуировано в Тюмень. Секретный состав следовал через Киров. Несколько дней и ночей мумия вождя мирового пролетариата хранилась в здании бывшей Феодоровской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=32844

7 марта Крутицкий архиеп. Никандр (Феноменов ; впосл. митрополит) провел собрание благочинных Москвы, на к-ром было зачитано патриаршее послание. Архиеп. Никандр предложил благочинным организовать приходские собрания и обратиться к верующим с просьбой о направлении коллективных протестов в адрес ВЦИК. Вскоре по благочиниям были разосланы отпечатанные экземпляры патриаршего послания для распространения по приходам; также благочинные получили составленный архиеп. Никандром проект письма с протестом по поводу изъятия церковных ценностей. В течение последующих дней послание патриарха зачитывалось священниками после богослужений в московских храмах, проходили заседания приходских советов и приходские собрания. Верующие активно обсуждали разные виды помощи жертвам голода: сбор и отправка в пострадавшие губернии продуктов, открытие благотворительных столовых, прием и содержание вывозимых из охваченных голодом местностей детей и др.; предлагали заменить изымаемые из храмов церковные сосуды собранными прихожанами соответствующими денежными суммами или равным по весу или даже большим количеством драгоценных металлов. Шел сбор подписей под коллективными обращениями прихожан во ВЦИК с просьбой об отмене декрета. С середины марта 1922 г. в нек-рых губерниях началось изъятие церковных ценностей, что сопровождалось протестами со стороны верующих. В ряде мест они пытались препятствовать действиям членов местных комиссий и даже вступали в столкновение с охранявшими их милицией и войсками. 15 марта 1922 г. в г. Шуе Иваново-Вознесенской губ. по собравшимся по набату на защиту храма верующим был открыт пулеметный огонь, в результате чего неск. человек погибли, десятки были ранены. 19 марта в связи с событиями в Шуе В. И. Ленин обратился к членам Политбюро ЦК РКП(б) с письмом, в котором потребовал «дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству», в т. ч. провести судебный процесс по делу сопротивления об изъятии церковных ценностей. При этом, как писал Ленин, судебные органы должны получить детальную директиву закончить процесс «расстрелом очень большого числа самых влиятельных и опасных черносотенцев г. Шуи, а по возможности, также не только этого города, а и Москвы и нескольких других духовных центров... Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше» (Политбюро и Церковь. Кн. 1. С. 143).

http://pravenc.ru/text/2564198.html

Здесь обсуждали и стратегические разработки В.И.Ленина и Л.Д.Троцкого, оправдывающие безбожную практику и репрессивную тактику, и личный состав создаваемых для разгрома Церкви репрессивных комиссий и комитет - методы конспирации, маскировки действительных целей их деятельности, обмана общественного мнения Запада. Основным инициатором и вдохновителем антицерковной кампании был Л.Д. Троцкий. Уже 12 марта 1922 года Троцкий фактически дает установку на раскол Церкви, когда указывает на необходимость ввода в состав Помгола " советской " части духовенства. Однако главным сигналом для перехода властей к решительным действиям против Церкви стало известное письмо Ленина от 19 марта 1922 года, в котором он, в частности, писал: " мы должны дать самое решительное и безпощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течении нескольких десятилетий...чем большее число представителей реакционного духовенства...нам удастся по этому поводу разстрелять, тем лучше " . Эти страшные угрозы обезумевшего человека и обрушились на святителя Илариона. Политбюро, рассмотрев 22 марта это обращение, по предложению Троцкого решило, не отвергая этих жестких мер, отсрочить их на некоторое время: " Арест Синода и Патриарха признать необходимым, но не сейчас, а примерно через 10-15 дней " . Это время предлагалось использовать для " бешеной " антицерковной агитации. Однако ГПУ начинает аресты членов Синода уже в этот же день 22 марта 1922 года. В деле Патриарха Тихона имеется " Список лиц подлежащих изъятию по 6-ому отделению " , куда входили ближайшие помощники Патриарха: митрополит Никандр (Феноменов), епископ Иларион (Троицкий), келейник Патриарха Яков Полозов, свящ. Илия Громогласов, прот. Александр Хотовицкий, протопресв. Николай Любимов. В этом же документе содержатся и мотивы ареста. Так митрополит Никандр обвинялся в " организации нелегальных собраний духовенства и будированию на этих собраниях масс с целью выступления против властей " , епископ Иларион обвинялся " в организации диспутов на религиозные темы с целью дискредитировать Соввласть " .

http://pravoslavie.ru/5819.html

Толстой, стр.47/366. РБС XI, стр.276, 277. Никандр(Феноменов Николай Григорьевич), митр.Ташкентский Родился 2 мая 1872года в семье священника Орловской епархии. Во время обучения в Киевской духовной академии 3 июня 1897 года пострижен в монашество, 10 апреля рукоположен во иеродиакона, а 15 авг. – во иеромонаха. В 1897 году окончил академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем Тульской духовной семинарии. 1900 год – инспектор Кутаисской духовной семинарии. 1901 год – инспектор Тифлисской духовной семинарии. С 21января 1902 года – ректор Тифлисской духовной семинарии в сане архимандрита. Указом от 19 мая 1905 года определен быть епископом Бакинским, но 2 июня того же года последовал иной указ о бытии ему епископом Кинешемским. 10 июля 1909 года хиротонисан во епископа Кинешемского, вик. Костромской епархии. С 15 фев.1908года – епископ Нарвский, вик. С.-Петербургской епархии. С 26 мая 1910 года в течение трех с половиной месяцев во время отпуска митр.Антония управлял С.-Петербургской епархией и заведывал Александро-Невскою Лаврою и Исидоровским епархиальным женским училищем. С 20 марта 1924 года – епископ Вятский и Слободской. Участник Свящ.Собора 1917/1918 гг. в Москве. В 1918 году – архиепископ Крутицкий. С 1920–1925 гг. епархией не управлял. С ноября 1929 года – митрополит Одесский. С 1927 года – митрополит Ташкентский и Туркестанский. Скончался 18 Февраля 1933 года в Ташкенте. Имел очень болезненный и дряхлый вид, несмотря на то, что ему всего 60лет. Имел пристрастие в этом возрасте к деньгам. Боялся, чтобы кто их не взял. Оратор, способный и даровитый человек. Труды: «Об автокефальности Грузинской церкви и церковной жизни в Грузии при Католикосах. (историч.справка). Тифлис, 1909. “Слово в день празднования 200-летия Александро-Невской Лавры 30 авг.1913 года». “Приб. к «ЦВ» 1913, 36, стр.1603. “Акафистпреп. Сергию Радонежскому”, 1928 год. Литература.: “Церк.Ведом.” 1905, 23, стр.286. -“- 1905, 28, стр.343–344. -“- 1908, 9, стр.45. -“- 1910, 24, стр.262, 263.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010