А уже 11 февраля 1908 года митрополит Антоний (Вадковский) служил молебен перед открытием Всероссийского Съезда Союза Русского Народа. После молебна в ответ на благодарность владыка облобызал Дубровина и сказал: " Призываю благословение Божие на великое дело Союза Русского Народа, установить мир и тишину в нашей дорогой Родине, о чем ежечасно молит Святая Церковь " . Именно на этом съезде по инициативе Дубровина было принято официальное решение начать сбор средств среди союзников для строительства в Петербурге храма-памятника в честь 300-летия Дома Романовых. Достойно внимания, что митрополит Антоний не только поддержал инициативу Союза и благословил проводить ежегодно в день Покрова кружечный сбор по всей Империи, но и лично представил этот проект Государю, который одобрил идею, что помогло преодолеть всевозможные бюрократические препоны. Однако болезнь и смерть митрополита Антония, а также распри в руководстве Союза Русского Народа привели к тому, что первоначальный проект был изменен и строительство храма пошло по-другому. В итоге вместо монархического храма-памятника - символа верноподданничества Русского народа Династии Романовых был построен величественный собор, ставший обычным монастырским подворьем. Феодоровский собор за Николаевским вокзалом (до сих пор, кстати, не переданный Церкви) стал подворьем Феодоровского Городецкого мужского монастыря Нижегородской епархии (того самого, где пребывала чудотворная икона Феодоровской Божией Матери, которую после упразднения обители перенесли в Ипатьевский монастырь в Костроме, где ею благословили на Царство боярина Михаила Романова). НА ОСТРИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ 10 января 1908 года накануне февральского съезда Союза Русского Народа, на котором планировалось принять решение о строительстве союзного храма-памятника, Александр Иванович посетил Кострому. Целью поездки была не только встреча с костромскими союзниками. Прямо с вокзала Дубровин поехал поклониться чудотворному образу Феодоровской Божией Матери, затем нанес визиты губернатору А.П.Веретенникову, епископу Костромскому и Галичскому Тихону (Василевскому) и викарному епископу Кинешемскому Никандру (Феноменову). А вечером состоялась торжественная встреча лидера Союза с местными союзниками. Дубровина приветствовали речами почетный председатель Костромского отдела Союза Русского Народа владыка Никандр, председатель К.А.Русин, товарищ председателя В.А.Всеволожский и будущий редактор " Русского знамени " Н.И.Еремченко. В ответной речи Дубровин сказал: " Я явился сюда к вам в Кострому, влекомый какой-то неведомой силой. Меня тянуло сюда и тянуло, главным образом, после того, как мы решили построить храм во имя Феодоровской Божией Матери в память 300-летия царствования Дома Романовых. Войдя в собор, я понял, что Сама Владычица привела меня в Кострому поклониться Ей. Да будет же мне Она руководительницей при служении Царю и Русскому Народу " .

http://ruskline.ru/analitika/2006/03/04/...

Акты Святейшего Тихона... Ч. 2. С. 605–609. Опубликовано: Мазырин А. В., свящ. Высшие иерархи о преемстве власти… С. 93–94. Второе иносказательное обозначение митрополита Иосифа митрополитом Кириллом (Смирновым) в частных письмах. Шкаровский М. В. Судьбы иосифлянских пастырей. С. 49. Александрова-Чукова Л. К., Звонарёв С., прот.Указ. соч.С. 312–325 . Косик О. В. «Послание ко всей Церкви» священномученика Серафима Угличского от 20 января 1929 года//Богословский сборник. 2003. Вып. 11. С. 281–305. Николаев С. К., Гар М. М. «В единении вы с митрополитом Сергием или в отделении?»: Переписка священномученика архиепископа Угличского Серафима (Самойловича) и священномученика епископа Романовского Вениамина (Воскресенского). 1928–1929 гг.//Вестник ПСТГУ. Сер. 2. 2017. 79. С. 121–144. Александрова-Чукова Л. К. Архиепископ Григорий (Чуков) о положении духовенства к началу войны, открытии собора в Саратове и приеме в Кремле 4 сентября 1943 года//Вестник церковной истории. 2022. 1/2(65/66). С. 87–88. Николаев С. К., Гар М. М. Указ. соч. С. 121–144. Евгений (Зернов; 1877–1937 гг.), сщмч., митрополит Горьковский. Александрова-Чукова Л. К., Звонарёв С., прот. Указ. соч. С. 318. Акты Святейшего Тихона... Ч. 2. С. 601. Никандр (Феноменов; 1872–1933 гг.), митрополит Ташкентский и Туркестанский с 1927 по 1933 г. Виктор (Островидов; 1878–1934 гг.), епископ бывший Глазовский, викарий Вятской епархии. Акты Святейшего Тихона... Ч. 2. С. 581. Слова митрополита Кирилла из частного письма ( Журавский А. В. Указ. соч. С. 564). Мазырин А., свящ. Кирилл (Смирнов), сщмч.//Православная энциклопедия. Т. 34. М., 2014. С. 362–377. Мазырин А., свящ. Высшие иерархи... С. 399. Воробьев В. Н., прот., Косик О. В. Слово Местоблюстителя. Письма Местоблюстителя священномученика митрополита Петра (Полянского) к митрополиту Сергию (Страгородскому) из Тобольской ссылки и люди, послужившие появлению этих документов//Вестник ПСТГУ. Сер. 2. 2009. 3(32). С. 43. Акты Святейшего Тихона… Ч. 2. С. 637–641. Там же. С. 637–641.

http://sedmitza.ru/lib/text/10193467/

Александр Кульчицкий 1888–1888. Августин Гуляницкий 1889–1891. Виссарион Нечаев 1891–1905. Тихон Василевский 1905. Кинешемское викариат., учр. в 1866 г. Епископы (в Костроме): Ионафан Руднев 1866–1869. Палладий Пьянков 1869–1872. Геннадий Левицкий 1872–1883. Вениамин Платонов 1883. Никандр Феноменов 1905–1908. Иннокентий Кременский 1908–1911. Арсений Тимофеев 1911. Курская, учр. в 1666 г. Кафедра в Курске (перенесена в 1833 г. из Белгорода). Митрополиты Белогородские и Обоянские: Феодосий (серб) 1667–1671. Мисаил 1671–1684. Авраам Юхнов 1684–1702. Иустин Базилевич 1704–1709. Иларион Властелинский 1711–1720. Епископы Белогородские и Обоянские: Епифаний Тихорский 1722–1731. Досифей Богданович-Любимский 1731–1735. Архп. Арсений Берло; назначен в 1735, но не был. Петр Смелич (серб) 1736–1742. Архп. Антоний Черновский 1742–1748. Митр. Св. Иоасаф Горленко 1748–1754. Лука Конашевич 1755–1758. Иоасаф Миткевич 1758–1763. Порфирий Крайский 1763–1768. Самуил Миславский 1768–1771. Аггей Колосовский 1774–1786. Епископы Курские и Белоградские 28 : Феоктист Мочульский 1787–1818. Архп. с 1801. Евгений Казанцев 1818–1822. Владимир Ужинский 1822–1831. Иннокентий Сельнокринов 1831–1832. Илиодор Чистяков 1832–1860. Архп. с 1884. Сергей Ляпидевский 1861–1880. Ефрем Рязанов 1880–1883. Михаил Лузин 1883–1887. Иустин Охотин 1887–1893. Ювеналий Половцев 1893–1898. Лаврентий Некрасов 1898–1904. Курские и Обоянские (с 1905 г.): Питирим Окнов 1904–1911. Архп. с 1909. Стефан Архангельский 1911. Архп. Белгородское викариат., учр. в 1905 г. Епископы (в Белгородском Св.-Троицком мон.): Иоанникий Ефремов 1905. Рыльское викариатство, учр. в 1906 г. Епископы (в Рыльском Николаевском мон.): Иоасаф Романов 1906–1910. Никодим Канонов 1911. Литовская учр. в 1839 г. 29 Кафедра в Вильне Архиепископы Литовские и Виленские: Иосиф Семашко 1839–1868. Митр. с 1852. Макарий Булгаков 1868–1879. Александр Добрынин 1879–1885. Алексий Лавров Платонов 1885–1890. Донат Бабанский-Соколов 1890–1894. Иероним Экземплярский 1894–1898. Еп. до 1895.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Была еще одна группа архиереев, которые, не отвергая правомочности власти Заместителя Местоблюстителя, не принимали его позиции и также не поминали его имени, ограничиваясь только возношением имени Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Петра. Такую позицию заняли и митрополит Кирилл (Смирнов), и архиепископ Феодор (Поздеевский), и епископы Арсений (Жадановский), Серафим (Звездинский), Афанасий (Сахаров), Григорий (Лебедев). Отделившихся и непоминающих не устраивала “Декларация 1927 года”, далеко заведшие компромиссы с властью, хотя большинство из них считало необходимым добиваться нормализации отношений Церкви и власти. Была еще многочисленная группа архиереев, потерявшая в тяжелых условиях чувство духовного равновесия, не считавшая особенно важным сохранять церковные структуры, готовая уйти в катакомбы. Встав на мученический путь унижения и страданий, митрополит Сергий желал одного: сохранить многомиллионную православную паству. И помощь ему в этом оказали такие выдающиеся церковные деятели, как митрополиты Михаил (Ермаков), Никандр (Феноменов), Серафим (Чичагов), архиепископы Евгений (Зернов), Петр (Зверев), епископы Николай (Ярушевич), Венедикт (Плотников). А архиепископ Иларион (Троицкий) написал с Соловков осуждающее письмо тем, кто отделился от митрополита Сергия, упрекая их в расколе. Но, несмотря на этот ряд позитивных моментов, церковные настроения в конце 20-х годов приобретали все более тревожный характер. А впереди Церковь ждали новые репрессии и страдания, связанные в первую очередь со знаменитым сталинским тезисом о том, что по мере продвижения к социализму усиливается классовая борьба. Власть готовилась к окончательному физическому уничтожению Церкви… 1929 год стал переломным в истории России — страна становилась тоталитарным государством; роковым он стал и в отношениях Церкви с властью. 9 июня 1929 года II съезд Союза безбожников объявил о наступлении на религию. Тогда же в июне на Антирелигиозном совещании при ЦК ВКП(б) было заявлено о беспощадной борьбе с Церковью.

http://pravmir.ru/mitropolit-sergij-star...

Была еще одна группа архиереев, которые, не отвергая правомочности власти Заместителя Местоблюстителя, не принимали его позиции и также не поминали его имени, ограничиваясь только возношением имени Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Петра. Такую позицию заняли и митрополит Кирилл (Смирнов), и архиепископ Феодор (Поздеевский), и епископы Арсений (Жадановский), Серафим (Звездинский), Афанасий (Сахаров), Григорий (Лебедев). Отделившихся и непоминающих не устраивала " Декларация 1927 года " , далеко заведшие компромиссы с властью, хотя большинство из них считало необходимым добиваться нормализации отношений Церкви и власти. Была еще многочисленная группа архиереев, потерявшая в тяжелых условиях чувство духовного равновесия, не считавшая особенно важным сохранять церковные структуры, готовая уйти в катакомбы. Встав на мученический путь унижения и страданий, митрополит Сергий желал одного: сохранить многомиллионную православную паству. И помощь ему в этом оказали такие выдающиеся церковные деятели, как митрополиты Михаил (Ермаков), Никандр (Феноменов), Серафим (Чичагов), архиепископы Евгений (Зернов), Петр (Зверев), епископы Николай (Ярушевич), Венедикт (Плотников). А архиепископ Иларион (Троицкий) написал с Соловков осуждающее письмо тем, кто отделился от митрополита Сергия, упрекая их в расколе. Но несмотря на этот ряд позитивных моментов, церковные настроения в конце 20-х годов приобретали все более тревожный характер. А впереди Церковь ждали новые репрессии и страдания, связанные в первую очередь со знаменитым сталинским тезисом о том, что по мере продвижения к социализму усиливается классовая борьба. Власть готовилась к окончательному физическому уничтожению Церкви... 1929 год стал переломным в истории России - страна становилась тоталитарным государством; роковым он стал и в отношениях Церкви с властью. 9 июня 1929 года II съезд Союза безбожников объявил о наступлении на религию. Тогда же в июне на Антирелигиозном совещании при ЦК ВКП(б) было заявлено о беспощадной борьбе с Церковью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/189/...

В Москве в это время происходят драматические события. После столкновений, которые произошли в марте и апреле 1922 года, начались аресты среди московского духовенства. Через несколько дней после Благовещения были арестованы протоиерей В. И. Соколов – настоятель церкви Николы-Явленного на Арбате (благочинный центрального района Москвы), протоиерей А. Н. Заозерский – настоятель церкви Параскевы Пятницы (благочинный Замоскворецкого Сорока), благочинный о. А. Ф. Добролюбов и ряд других; 15 апреля был арестован управляющий Московской епархией архиепископ Никандр (Феноменов). 26 апреля 1922 года в помещении Политехнического музея начался судебный процесс по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей в гор. Москве. Дело разбиралось Революционным Трибуналом гор. Москвы под председательством Бека; обвинение поддерживалось Луниным и Лонгиновым; на скамье подсудимых было 17 человек. Состав подсудимых поражал своей разношерстностью: наряду с известными в Москве протоиереями оо. Заозерским, Добролюбовым, Надеждиным и т. д. на скамье подсудимых был, например, Николай Иванович Брызгалов, инженер и декадентский поэт; наряду со стариком профессором-юристом Е. Н. Ефимовым на скамье подсудимых сидела 22-летняя девушка В. И. Брусилова (родственница знаменитого генерала) и т. д. Все эти люди обвинялись в том, что они распространяли патриаршее воззвание и этим способствовали возникновению беспорядка в московских храмах. Благочинные были привлечены, так сказать, “по должности”: согласно церковному праву они обязаны были сообщить подведомственному им духовенству воззвание патриарха. О. Заозерский – один из популярнейших московских священников – сам в своем храме сдал ценности; однако на суде он считал долгом чести отстаивать правильность патриаршего воззвания; благодаря этому он стал центральной фигурой процесса. 29 апреля 1922 года в заседании суда давали показания эксперт проф. Кузнецов (старый специалист по каноническому праву), епископ Антонин и московские священники-обновленцы: Калиновский и Ледовский. Целью экспертизы было выяснить – задевает ли изъятие из церквей священных сосудов религиозное чувство верующих. На этот вопрос проф. Кузнецов Дал компромиссный ответ: каноническое право допускает изъятие и переплавку священных сосудов, однако переплавлять сосуды должны священнослужители. Епископ Антонин, С Калиновский, И. Ледовский дали ответы ясные и недвусмысленные: все сосуды могут быть отданы во имя любви к ближнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этой исключительно сложной для Русской Церкви обстановке усилили свою разрушительную деятельность обновленцы, григорьевцы и украинские самосвяты. Обстоятельства складывались для Церкви крайне тревожно, но 30 марта 1927 г. был освобожден митрополит Сергий. 7 апреля архиепископ Серафим передал ему бразды церковного правления. Выйдя из заключения, митрополит Сергий получил наконец возможность жить в Москве. 7 мая митрополит Сергий обратился в НКВД с ходатайством о легализации церковного управления. Из рассказов близкого к нему митрополита Сергия (Воскресенского) известно, что в тюрьме от митрополита Сергия требовали сделать заявление в поддержку советской власти, осуждения контрреволюционных выступлений внутри страны и за рубежом, церковных прещений эмигрантскому духовенству, устранения неугодных властям епископов от управления епархиями. Настаивали на том, чтобы выбор кандидатов на архиерейские кафедры согласовывался с НКВД, арестованные архиереи увольнялись или даже запрещались в священнослужении церковной властью и прекращалось их поминовение за богослужением, гражданская же власть должна была обязательно поминаться на литургии. В ответ митрополит Сергий просил о легализации высшего и епархиального церковного управления, о разрешении на созыв Поместного Собора и выборы патриарха, об освобождении заключенных и сосланных священнослужителей, о разрешении на восстановление духовных школ и издание церковного журнала. 18 мая митрополит Сергий созвал совещание епископов, на котором был образован Временный Патриарший Священный Синод. В него вошли митрополит Новгородский Арсений (Стадницкий) , митрополит Тверской Серафим (Александров) , архиепископ Костромской Севастиан (Вести), архиепископ Хутынский Алексий (Симанский), архиепископ Звенигородский Филипп (Гумилевский), епископ Сумской Константин (Дьяков) (впоследствии митрополит и экзарх Украины). Позже членами Синода стали также митрополит Михаил (Ермаков), экзарх Украины, митрополит Ташкентский Никандр (Феноменов), архиепископ Самарский священномученик Анатолий (Грисюк) , архиепископ Вятский Павел (Борисовский), епископ Серпуховский Сергий (Гришин).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Варлаам князь Эристов 1811–1817. Митр. Феофилакт Русанов 1817–1821. Митр. c 1819. Иона Василевский 1821–1832. Митр. c 1828. Моисей Богданов-Платонов 1832–1834. Евгений Баженов 1834–1844. Исидор Никольский 1844–1858. Митр. c 1856. Евсевий Ильинский 1858–1877. Иоанникий Руднев 1877–1882. Павел Лебедев 1882–1887. Палладий Раев 1887–1892. Владимир Богоявленский 1892–1898. Флавиан Городецкий 1898–1901. Алексий Опоцкий 1901–1905. Николай Налимов 1905–1906. Нинон Софийский 1906–1908: Иннокентий Беляев 1909. Алавердское викариатство, учрежд. в 1886 г. Епископы: Виссарион кн. Дидиани 1886–1898. Кирион Садзагедов 1S98–1900. Димитрий кн. Абашидзе 1902–1903. Евфимий Елиев 1903–1905. Петр Кончуев 1905–1907. Давид Качахидзе 1907. Бакинское викариатство 19 Епископы: Никандр Феноменов 1905. Григорий Вахнин 1907–1910. Пимен Пегов 1911. Горийское викариатство, учр. в 1811 г. Епископы (в Тифлисе): Досифей Пицхелаури 1812–1814. Гервасий Мачавариани 1814–1817. Стефан кн. Джорджадзе 1818–1839. Архп. Никифор кн. Джорджадзе 1842–1851. Иоанн Авалиани 1852–1858. Гавриил Кикодзе 1859–1860. Геронтий Папита-Швили 1862–1869. Александр Окропиридзе 1869–1898. Леонид Окропиридзе 1898–1900. Кирион Садзагедов 1900–1902. Вениамин Барнуков 1902–1905. Евфимий Елиев 1905–1906. Петр Кончуев 1907–1909. Гурийско-Мингрельская 20 Кафедра в г. Поти Епископы Гурийско-Мингрельские: Григорий кн. Дадиани 1886–1898. Александр Окропиридзе 1898–1903. Димитрий кн. Абашидзе 1903–1905. Георгий Аладов 1905–1908. Леонид Окропиридзе 1908. Донская, учр. в 1829 г. Кафедра в Новочеркасске Архиепископы Новочеркасские и Георгиевские: Афанасий Телятьев 1829–1842. Еп. до 1830. Донские и Новочеркасские: Игнатий Семенов 1842–1847. Иоанн Доброзраков 1847–1807. Платон Городецкий 1867–1877. Александр Добрынин 1877–1879. Митрофан Вицинский 1879–1887. Макарий Миролюбов 1887–1894. Докат Бабинский-Соколов 1894. Афанасий Пархомович 1894–1908. Владимир Сеньковский 1908. Аксайское викариатство, учр. в 1871 г. Епископы (в Новочеркасске): Никанор Бровкович 1871–1876.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Вместе с владыкой здесь находились архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов), архиепископ Астраханский Фаддей (Успенский) , епископ Звенигородский Николай (Добронравов) , епископ Вязниковский Корнилий (Соболев), епископ Переяславский Дамиан (Воскресенский) и епископ Суздальский Василий (Зуммер), ряд известных священников. Можно сказать, собрался цвет Православия, малый «Собор». Велись оживленные беседы об этом празднике, о самой службе, об иконе, о храме во имя праздника, и было положено начало нового пересмотра, исправления и дополнения службы, текст которой был напечатан в 1918 году. Тогда же была поддержана очень важная мысль владыки Афанасия о желательности дополнить службу так, чтобы ее можно было совершать не только во вторую Неделю по Пятидесятнице, но также и в другое время и не обязательно в воскресный день. Владыка полагал, что совпадение этого праздника с воскресным днем было причиной того, что составленная в 1918 году для него служба не так полна, как того заслуживает праздник, имеющий огромное значение для Русской Церкви и русского народа. Другим доводом стало то, что если празднование многим святым, даже не из числа великих, совершается дважды, иногда и трижды в год, то тем более подобает, чтобы общий праздник Всех русских святых праздновался не однажды. Кроме того, во вторую Неделю по Пятидесятнице во многих церквах отмечаются празднования местным святым, и присоединение праздника Всех русских святых ослабляет и то, и другое празднование, а это недопустимо с точки зрения церковного устава, поскольку происходит «утеснение в стихирах и канонах». В первый раз празднование Всем святым русским не в воскресный день и по исправленной службе было совершено там же, в 17-й камере владимирской тюрьмы, 10 ноября 1922 года, в день преставления святителя Димитрия Ростовского . Для нас сейчас проясняются удивительные вещи! Новая полная служба. Кому? Всем русским святым. Обсуждается где? В тюрьме. И состоялась впервые она там же. Значит, не существует преград и для нас молиться нашим святым в полной мере, обращаться к ним за помощью и защитой в наших «лютых обстояниях».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Все эти допросы не дали ожидаемого результата: осуждение Патриархом Тихоном антиправительственных действий духовенства не состоялось. 6 мая 1922 г. Патриарх был заключен под домашний арест (официальное постановление о домашнем аресте было подписано 31 мая 1922 г.). На допросе 9 мая 1922 г. Патриарха ознакомили с приговором по московскому процессу о привлечении его к судебной ответственности и взяли подписку о невыезде. К этому времени в результате усиленной работы ГПУ был подготовлен обновленческий раскол. 12 мая 1922 г. к Патриарху Тихону, находившемуся под домашним арестом на Троицком подворье, явились три священника, лидеры так называемой «Инициативной группы прогрессивного духовенства». Они обвинили Патриарха в том, что его линия управления Церковью стала причиной вынесения смертных приговоров и потребовали от Святителя Тихона оставить патриарший престол. Прекрасно понимая, кем инициирован этот визит, не без мучительных колебаний Патриарх решился временно поставить во главе церковного управления старейшего иерарха митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского), о чем официально известил Председателя ВЦИК М. И. Калинина, но от престола не отрекся . 18 мая члены «Инициативной группы» добились от Патриарха Тихона согласия на передачу через них канцелярии митр. Агафангелу, после чего объявили о создании в их лице нового Высшего Церковного Управления (ВЦУ) Русской Церкви . 19 мая 1922 г. Патриарх Тихон был заточен в Донской монастырь в одну из квартир маленького двухэтажного дома рядом с северными воротами. Теперь он находился под строжайшей охраной, ему запрещалось совершать богослужение. Только раз в сутки его выпускали на прогулку на огороженную площадку над воротами, напоминавшую большой балкон. Посещения не допускались. Патриаршая почта перехватывалась и изымалась. Дело Патриарха Тихона было передано ГПУ, режиссура судебного процесса осуществлялась Политбюро ЦК РКП(б). Вместе с Патриархом Тихоном к следствию были привлечены архиепископ Никандр (Феноменов), митрополит Новгородский Арсений (Стадницкий) и Управляющий канцелярией Синода и Высшего Церковного Управления Петр Викторович Гурьев. Вместе с делом Патриарха в ГПУ находились дела всех членов Священного Синода, и под арестом содержалось около 10 человек.

http://pravoslavie.ru/41953.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010