Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКАНДР Никандр (Феноменов), митр. Ташкентский. Фотография. 2-я пол. 20-х — нач. 30-х гг. XX в. Никандр (Феноменов), митр. Ташкентский. Фотография. 2-я пол. 20-х — нач. 30-х гг. XX в. (Феноменов Николай Григорьевич; 2.05.1872, Орловская губ.- 3.03.1933, Ташкент), митр. Ташкентский и Туркестанский. Из семьи священника. По окончании Орловской ДС поступил в 1893 г. в КДА. Во время учебы 3 апр. 1897 г. принял монашеский постриг с именем Никандр, 10 апр. был рукоположен во диакона, а 15 авг. того же года, по окончании академии со степенью кандидата богословия, рукоположен во иерея. С 3 окт. 1897 г. преподаватель гомилетики Тульской ДС. 18 янв. 1900 г. назначен инспектором Кутаисской ДС, 11 янв. 1901 г. переведен на ту же должность в Тифлисскую ДС. 21 янв. 1902 г. назначен ректором Тифлисской ДС; был возведен в сан архимандрита. Являлся членом Грузинского епархиального училищного совета (с 20 янв. 1901), совета Тифлисского миссионерского духовно-просветительского братства (с 4 апр. 1901), был цензором епархиального ж. «Пастырь» (с 20 апр. 1901) и читавшихся в Тифлисе проповедей (с 26 янв. 1903). В 1905 г., во время обсуждения вопроса о воссоздании самостоятельной Грузинской Православной Церкви, Н. выступил со статьей, в которой оправдывал каноничность действий имп. власти по упразднению грузинской автокефалии в 1811 г.: «Император Александр Павлович нашел нужным подчинить Грузинскую Церковь, когда Грузия вошла в состав Российской империи, Святейшему Синоду, а это - его право, которое не оспаривается даже правилами Святых Вселенских Соборов,- право, которым пользовались всегда и византийские императоры» ( Никандр (Феноменов), архим. Об автокефальности Груз. Церкви и церк. жизни в Грузии при Католикосах//ДВГЭ. 1905. 14. С. 21). 19 мая 1905 г. назначен на новоучрежденную Бакинскую викарную кафедру Карталинской и Кахетинской епархии. Однако 2 июня того же года определен епископом Кинешемским, викарием Костромской епархии. 10 июля 1905 г. состоялась архиерейская хиротония Н. Он проживал в Костроме, был настоятелем Богородицко-Игрицкого в честь Смоленской иконы Божией Матери муж. мон-ря. Как викарный епископ отвечал прежде всего за противораскольническую деятельность в епархии. 15 февр. 1908 г. назначен епископом Нарвским, 2-м викарием С.-Петербургской епархии. С 30 дек. 1909 г.- 1-й викарий С.-Петербургской епархии. Временно управлял епархией в периоды отсутствия правящего архиерея митр. Антония (Вадковского) . Был награжден орденами св. Владимира 3-й степени (1909) и св. Анны 1-й степени (1912).

http://pravenc.ru/text/2565280.html

Вышла книга о попытке легализации Церкви в 1927 году Москва, 25 ноября 2010 г. Издательством ПСТГУ выпущена в свет новая книга " Алчущие правды: Материалы церковной полемики 1927 года " . Ответственный редактор издания - протоиерей Владимир Воробьев, составители и авторы вступительных статей - священник Александр Мазырин и Ольга Косик, сообщает сайт ПСТГУ. В сборник включены документы, характеризующие реакцию различных церковных кругов на попытку легализации Церкви в 1927 г.  Ряд документов публикуется впервые, в том числе письма таких видных церковных деятелей того времени, как митрополиты Иосиф (Петровых), Никандр (Феноменов), священномученик епископ Виктор (Островидов), священноисповедник протоиерей Роман Медведь, протоиерей Валентин Свенцицкий, мученик Михаил Новоселов. Документы отражают как точку зрения сторонников легализации, так и ее противников, раскрывают их поиски (порой мучительные) церковной правды в условиях нарастающих гонений на Церковь со стороны богоборческой власти. Основной массив документов выявлен в фондах архивно-следственных дел центрального и региональных архивов ФСБ РФ, а также Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ). Для полноты картины составителями включен в сборник ряд ранее опубликованных документов 1927 г. принципиально важного характера, в том числе июльская декларация митрополита Сергия и его Синода. В сборник вошли также некоторые публикации из церковных и нецерковных периодических изданий того времени.  Всего в сборник включено 49 документов. Публикация документов предваряется развернутыми вступительными статьями. Историческая часть введения к сборнику документов написана священником А. Мазыриным, источниковедческая   О. В. Косик. Книга издана в твердом переплете в серии " Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви " (главный редактор - протоиерей Владимир Воробьев). Объем сборника - 424 стр. с иллюстрациями. Книга адресована как специалистам, так и всем интересующимся сложными страницами истории Русской Православной Церкви. 25 ноября 2010 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/43074.html

Нарвская Основана 24.04.1887. Именование – по г. Нарва (Эстляндская губерния; Эстония). С.-Петербургское (Петроградское, Ленинградское) викариатство. Упразднена в 1945 г. В 1924–1940 гг. параллельно викариатству, состоявшему в юрисдикции Московского Патриархата, существовала также самостоятельная Нарвская и Изборская кафедра, состоявшая в юрисдикции Эстонской митрополии Константинопольского Патриархата (ее архиереи в списке отмечены курсивом). Именовалась: Нарвская; Силламяэская. 09.05.1887 24.08.1890 Владимир Шимкович 10.02.1891 23.08.1895 Никандр Молчанов 23.08.1895 16.01.1899 Иоанн Кратиров 06.02.1899 10.12.1901 Никон Софийский 10.12.1901 08.02.1903 Иннокентий Беляев 02.03.1903 08.02.1908 15.02.1908 20.03.1914 Никандр II Феноменов 20.03.1914 Геннадий Туберозов 11(24)11.1924 13(26)12.1927 30.07(12.08)1929 17(30)12.1932 20.09(03.10)1937 Павел Дмитровский 03(16)04.1945 2875 Определен на покой с пребыванием в Сергиевой пустыни. Через 5 лет назначен на Владикавказскую кафедру (см.). 2876 Хиротонисан Патриархом Св. Тихоном, титулярный викарий Ленинградской епархии, пребывал в Ленинграде 13(26)12.1927 вместе с епископом Димитрием (Любимовым) подписал акт отхода от митрополита Сергия (Страгородского) в связи с известной Декларацией (вторая дата). Запрещен в священнослужении 17(30)12.1927. Вскоре заявил о раскаянии, запрещение было снято. Далее см. Копорская. 2877 Во главе самостоятельной Нарвской епархии Эстонской митрополии Константинопольского Патриархата. Бывший архиепископ Псковский и Порховский. В 1919 (?) г. эмигрировал из Пскова в Эстонию. Вторая дата – дата кончины. По ММЛ РПИ, возглавлял «автономную русскую епархию в г. Нарве». 2878 Епископ Печерский, временно управляющий Нарвской епархией. По данным официального веб-сайта Эстонской церкви www.othodox.ee, управлял епархией после кончины архиепископа Евсевия (Гроздова). Избран на Нарвскую кафедру 06.1932 на Соборе Эстонской Православной Церкви (Эстонской митрополии Константинопольского Патриархата), состоявшей в те годы в отрыве от Московской Патриархии. От избрания уклонился. Вторая дата – определение на покой. 2879 До 1940 г. (до присоединения Эстонии к СССР) – в Эстонской Православной Церкви; затем в канонической юрисдикции Московской Патриархии. Возведен в сан архиепископа 08(21)12.1942 указом Экзарха Латвии и Эстонии (Прибалтики) митрополита Виленского и Литовского Сергия (Воскресенского). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бакинская Основана 19.05.1905 298 Карталинское и Кахетинское викариатство. Упразднена 13.09.1917. Возобновлена с «кон. 1920 г.» (?) (см. Приложение 7. С. 872). Самостоятельная. Упразднена в 1933 г. (?) Возобновлена 13(26)02.1994. Ставропольское викариатство. Самостоятельная с 15(28)12.1998 (выделена из Ставропольской епархии) – «на территориях Азербайджанской республики, Дагестанской республики (Россия) и Чеченской республики (Россия)». Именовалась: Бакинская; с кон. 1920 г. – Прикаспийская и Бакинская; с 15(28)12.1998 – Бакинская и Прикаспийская. Викарная кафедра: Эриванская. 07.1905 06.04.1907 09.05.1907 31.12.1910 Григорий Вахнин 13.02.1911 13.12.1912 Пимен Пегов 13.12.1912 13.09.1917 01.1919 «с конца 1920» 02(15)03.1923 13(26) 09.1923 09(22)11.1920 12(25)09.1923 13(26).09.1923 06(19)10.1923 06(19) 10.1923 08.1924 Митрофан Огиенко 13(27)08.1924 10(23)11.1928 21.03(03.04)1930 Серафим Протопопов 21.03(03.04).1930 24.10(06.11)1930 Никон Пурлевский 29.10(11.11)1930 03(16)09.1931 Валериан Рудич 03(16)02.1933 29.07(11.08)1933 Александр Раевский 13(26)02.1994 05(18)07.1995 (05(18)07.1995 15(28)12.1998 01(14)01.1999 01(14)01.1999 Александр II Ищеин Бакинская, обн. (см. Закавказский Митрополитанский Округ, обн.) 298 Тогда же на кафедру был назначен ректор Тифлисской духовной семинарии архимандрит Никандр (Феноменов), но уже 02.06.1905 новым указом Св. Синода определено ему быть епископом Кинешемским, викарием Костромской епархии. Официальный веб-сайт Бакинской епархии baku.eparchia.ru числит его в вышеуказанные дни епископом Бакинским, но он был хиротонисан лишь 10.07.1905 – на Кинешемскую кафедру. 300 13.11.1917 состоялось определение Св. Синода об изменении титула епископа Бакинского на Елисаветпольского (Кировабадского; см.). 304 Бывш. Можайский; затем еп. Ставропольский (?). Вторая дата – РГИА ф. 831, οп. 1, д. 218, л. 118. Временно управляющий в виду невозможности прибытия еп. Павла (Вильковского). 307 Об этом иерархе известно очень мало. Его родители (отец – поляк, инженер-путеец, и мать – грузинская аристократка, урожденная княжна Эристави) дали ему превосходное образование. Окончил юридический факультет С.-Петербургского университета и университет в Лозанне. Был известен нестяжательством, скромностью и величием в совершении богослужений, был замечательным проповедником. Деятельно противостоял обновленчеству в Закавказье. После 1928 г. сведения о местопребывании отсутствуют. Судя по тому, что до 1931 г. не был на какой-либо кафедре, пребывал эти три года в ссылке или в заключении. 308 Арестован в начале 1933 г. Приговорен 24.04(07.05)1933 к 3 годам «местного заключения», но освобожден 10 (23)01.1934. Скончался в Баку 03(16)12.1934 и погребен на городском кладбище (См. официальный веб-сайт Бакинской епархии baku.eparchia.ru с ссылкой на следственное дело еп. Митрофана). Дата кончины по ММЛ РПИ – 26.11(09.12)1934. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кинешемская Основана 11.05.1866. Именование – по г. Кинешма (Костромская область). Костромское викариатство. Упразднена в 1936 г. (1956 г. ?) 04.09.1866 29.08.1869 Ионафан Руднев 16.11.1869 24.06.1872 Палладий Пьянков (Опьянков) 24.06.1872 09.04.1883 Геннадий Левицкий 09.04.1883 13.06.1905 10.07.1905 15.02.1908 Никандр Феноменов 24.02.1908 28.07.1911 Иннокентий Кременский 28.07.1911 30.07.1914 Арсений Тимофеев 08.09.1914 30.05.1917 Севастиан Вести 17.09.1917 ранее 01(14)09.1921 06(19).09.1921 19.02(04.03)1923 05(17)09.1923 09.1928 06.1929 22.11(05.12)1929 01(14)04.1932 28.05(10.06)1932 08(21)09.1932 13(26)08.1935 Александр Торопов 23.02(07.03).1936 18.06(01.07)1936 Сщмч. Борис Воскобойников Кинешемская, обн. Даты учреждения и закрытия неизвестны. Именование – по г. Кинешма (Костромская область). Костромское викариатство. Димитрий 1997 Вторая дата – дата кончины. По ACT. Т. 8. С. 339, скончался 14.06.1905. Последние годы проживал в Костромском Ипатьевском монастыре. 1999 Вторая дата – дата назначения на Ивановскую (Иваново-Вознесенскую) кафедру. В марте (в мае?) 1923 года был арестован и отбывал заключение до 1925 г. Назначение, вероятно, было отменено. См. Иваново-Вознесенская. 2000 По ММЛ РПИ, первая дата (дата хиротонии) иная: 01(14)09.1921. После издания митрополитом Сергием (Страгородским) Декларации от 16(29)07.1927 сочувствовал т. н. «Ярославской оппозиции»; по ММЛ РПИ, «...был индивидуальным оппозиционером...» Датой возвращения еп. Св. Василия на Кинешемскую кафедру можно считать дату назначения на Ивановскую кафедру о. Алексия, будущего еп. Августина (Беляева) (определение Св. Синода и Св. Патриарха – РГИА ф. 831, оп. 1, д. 218, л. 326). 08.1924 еп. Св. Василий упоминается как Кинешемский в списке Н. Кирьянова (см. Приложение 8. С. 880). Вторая дата – дата ареста, после которого епископ Св. Василий был окончательно оторван от кафедры. Ранее после всех арестов возвращался в Кинешму. В 1926–1927 гг. управлял Вязниковским викариатством, скорее всего, временно (см). 03.1930 еще называется Кинешемским. Преставился 31.07(13.08)1945 в ссылке в Красноярском крае. 2001 Вторая дата – дата кончины в с. Ширяево, где проживал по освобождении из-под ареста с 25.08(07.09) по 08(21)10.1929. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАКИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Карталинской и Кахетинской (1905-1919), Ставропольской и Владикавказской (1994-1998) епархий. 1. Б. в. Карталинской и Кахетинской епархии было учреждено 19 мая 1905 г. в составе Грузинского Экзархата РПЦ для управления правосл. приходами на территории Бакинской и Елизаветпольской губерний (совр. Азербайджан). Создание Б. в. было вызвано активным притоком рабочей силы из России на бурно развивавшиеся промышленные и нефтедобывающие предприятия Баку (к 1913 в Баку жили ок. 77 тыс. православных - столько же, сколько и мусульман). К нач. XX в. на территории Азербайджана существовали правосл. храмы: в Баку - 5, в Елизаветполе (совр. Гянджа) - 2, в Шемахе - 1. Однако укреплению Православия в регионе противодействовали различные политические течения левого толка - в нач. XX в. Баку, превратившийся в промышленный центр, стал одним из очагов революционного движения в Российской империи. 19 мая 1905 г. на Б. в. был назначен Никандр (Феноменов) , однако хиротония его во епископа Бакинского не состоялась, поскольку 2 июня того же года он был переведен на Кинешемское вик-ство Костромской епархии. В годы первой рус. революции епископы на Б. в. не назначались. 9 мая 1907 г. во епископа Бакинского был хиротонисан Григорий (Вахнин), управлявший вик-ством до 31 дек. 1910 г. 13 февр. 1911 г. состоялась хиротония нового Бакинского архиерея - еп. Пимена (Пегова) . 13 дек. 1912 г. еп. Пимен был переведен на Ереванскую кафедру, Б. в. (до нояб. 1917) управлял еп. Григорий (Яцковский) . После провозглашения Грузинской Церковью автокефалии Б. в. в 1919 г. было преобразовано в Прикаспийскую и Бакинскую епархию в составе РПЦ (см. Бакинская и Прикаспийская епархия ), территория к-рой в 1934 г. вошла в состав Ставропольской епархии. 2. Титулярное Б. в. Ставропольской епархии было учреждено в 1994 г. 26 февр. 1994 г. архиеп. Бакинским, ректором Ставропольской ДС назначен Валентин (Мищук) , 18 июля следующего года уволенный на покой. В 1995-1998 гг. Б. в. не замещалось. 28 дек. 1998 г. была учреждена Бакинская и Прикаспийская епархия. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 2, 6; Колесников Л. Ф. Государственная политика в отношении религии и верующих в Азербайджанской Республике//Независимый Азербайджан: Новые ориентиры. М., 2000. С. 203, 208-209. (Сб. РИСИ; Т. 1). Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77394.html

9 февр. 1908 г. митр. Антоний ходатайствовал о перемещении 2-м викарием С.-Петербургской епархии с титулом епископа Нарвского Тихвинского еп. Феодосия (Феодосиева ; впосл. архиепископ), викария Новгородской епархии, как значится в машинописном подлиннике представления (РГИА. Ф. 796. Оп. 189. Д. 569. Л. 7). Однако указанное в документе имя епископа вычеркнуто и рукой митрополита заменено именем викария Костромской епархии Кинешемского еп. Никандра (Феноменова ; впосл. митрополит). Очевидно, выбор еп. Никандра, утвержденного епископом Нарвским 15 февр. 1908 г., был сделан митр. Антонием под давлением. Об этом вспоминал обновленческий деятель Вениамин (Муратовский) , сам бывший на рубеже XIX и XX вв. викарием митр. Антония: «Носилась тогда молва, что Никандр был приставлен в качестве шпиона, чтобы следить за всеми его поступками. Доблестный Владыка Антоний своей кротостью и христианским всепрощением препобедил еп. Никандра... [и тот] сделался самым преданным ему помощником до конца жизни Владыки». 15 апр. 1908 г. еп. Никандр впервые возглавил крестный ход с.-петербургских трезвенников в Александро-Невскую лавру «архиерейским шествием». 28-29 июня того же года совершал юбилейные богослужения в Нарве по случаю 200-летия освящения Спасо-Преображенского собора как правосл. храма с крестным ходом вокруг старого города. С 30 дек. 1909 г.- 1-й викарий С.-Петербургской епархии. Награжден орденами св. Владимира 3-й (1909) и св. Анны 1-й (1912) степени. В 1910-1912 гг., в периоды отъездов митр. Антония в Кисловодск на лечение, временно управлял столичной епархией. 20 марта 1914 г. назначен епископом Вятским и Слободским; напутственный молебен у мощей св. Александра Невского 11 апр. отслужил Гдовский еп. сщмч. Вениамин (Казанский ; впосл. митрополит). 20 марта 1914 г. епископом Нарвским, 3-м викарием С.-Петербургской (с 19 авг. 1914 Петроградской) епархии, был назначен викарий Нижегородской епархии Балахнинский еп. Геннадий (Туберозов) . Он был награжден орденами св. Анны 1-й (1915) и св. Владимира 2-й (1916) степени. С 14 июня 1917 г.- 2-й викарий епархии, с лета 1918 г.- 1-й викарий. Вошел в состав Петроградской синодальной конторы, открывшейся 10 авг. 1917 г. 5 окт. 1917 г. в Петропавловской ц. Петроградского ун-та еп. Геннадий отпевал ее настоятеля, профессора прот. В. Г. Рождественского. В отсутствие митр. Вениамина на еп. Геннадия возлагалось временное управление Петроградской епархией. 2(15?) февр. 1920 г. он был назначен епископом Псковским и Порховским. В это же время РСФСР по Тартускому мирному договору от 2 февр. 1920 г. отказалась от прав на Эстонию, которой отходила и Нарва.

http://pravenc.ru/text/2564682.html

13. Никандр (Феноменов 1872–1933), еп. Вятский. Впоследствии был близ­ким соратником Патриарха Тихона. Неоднократно арестовывался. 14. Якунчиков Борис Михайлович. Сведениями о его судьбе мы не распо­лагаем. 15. Чепурин Николай Викторович (1881–1947), священник-миссионер Пет­роградской епархии. Арестовывался по делу православных приходов. После войны был ректором Московской Духовной академии 16 . 16. Смирнов Николай Петрович , священник Ново-Дружносельской Троиц­кой церкви Царскосельского уезда, дер. Старосельская. Сведениями о его судьбе мы не располагаем. Таким образом, говоря о революционных настроениях Петроградского братства приходских советов, прот. В.Д. Красницкий выдает желаемое за действительное. Концепция будущей государственной политики по отношению к Цер­кви выглядит, по В.Д. Красницкому, следующим образом: «Так как дей­ствительная жизнь заставляет признать существование религии, и в част­ности православной церкви, то задача рабоче-крестьянского правительства естественно должна заключаться в том, чтобы предоставить рабочему и беднейшему крестьянству в приходском быту то положение, которое за­нимают в нем буржуазные элементы» 17 . Юридической основой церков­ной революции должен был стать Декрет об отделении Церкви от госу­дарства, Согласно новому закону, церковное имущество передается в пользование группе верующих. В.Д. Красницкий полагал, что власти должны позаботиться о том, чтобы церковные здания переходили в руки просоветски настроенных общин. «Стремление Советской власти взять во влияние пролетариата течение приходской жизни, – продолжает он, – является совершенно законным развитием принципа свободы совести, объявленного в основной Конституции Советской республики» 18 . Предложенная В.Д. Красницким программа взаимоотношений Церкви и государства была реализована почти сразу. В одном деле с его запиской находится также публикуемое здесь обращение Отдела юстиции города Петрограда, содержащее призыв ко всем православным верующим граж­данам, преимущественно беднейшего класса, не имевшего прежде голоса в церковных делах, составлять по всем приходам приходские собрания. Эти объединения должны, по рекомендации Отдела Юстиции, принять в пользование храм и церковное имущество.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

18 января 1922 г. скончался митрополит Крутицкий, управляющий Московской епархией Евсевий (Никольский). Епископ Иларион (Троицкий) рассматривался как один из кандидатов на этот пост. Об этом говорится в заключении по его делу, датированном 7 июня 1922 г.: «В среде высшего духовенства ТРОИЦКИЙ намечался на пост Московского митрополита» . Однако на этот пост был назначен архиепископ Никандр (Феноменов) , который был старше и имел большую, чем у епископа Илариона архиерейскую выслугу. Принятый в феврале 1922 г. декрет об изъятии церковных ценностей практически отстранял Церковь от участия в организации сдачи ценностей в пользу голодающих, запрещал замену драгоценных предметов, имеющих богослужебное употребление, равноценным количеством золота и серебра. Действия властей вызвали крайнее недоумение Патриарха Тихона, в письме М.И. Калинину от 25 февраля 1922 года он призвал власть отказаться от этого решения, чреватого непредсказуемыми последствиями . Власть понимала, что именно Патриарх как глава Церкви является главным препятствием для разгрома церковной организации. Поэтому основной удар был направлен против Патриарха. ГПУ внимательно наблюдало за деятельностью Патриарха и его окружения. Так, на совещании в ГПУ 8 марта 1922 года говорилось: " …аппарат духовенства, возглавляемый Тихоном, разворачивает все шире и шире свою работу " . Все действия духовенства, осуждавшего изъятие, фиксировались в информационных сводках ГПУ. Они составлялись в Информационном отделе и в 6 отделении СО ГПУ. В «Информационном докладе по вопросу об изъятии церковных ценностей», подготовленном уполномоченным VI отделения Московского губернского отдела ГПУ за 4 и 5 марта 1922 г., говорилось о проповеди епископа Илариона . Эта информация легла в основу специального сообщения, направленного из ГПУ в ЦК РКП (б) специально для В.И. Ленина: «4-го марта в церкви Сергея (Ульяновская улица) во время всенощной епископом Илларионом была произнесена проповедь по вопросу об изъятии церковных ценностей в пользу голодающих. Проповедь носила явно выраженную тенденцию создать враждебное настроение среди религиозных масс против изъятия ценностей» .

http://pravoslavie.ru/5822.html

23. Михаил (Ермаков) 1924–1929. 24. Димитрий (Вербицкий) 1930–1932 (архиепископ). 25. Сергий (Гришин) 1932–1934 (архиепископ). 26. Константин (Дьяков) 1934–1937. 27. Николай (Ярушевич) 1941–1944. 28. Иоанн (Соколов) 1944–1964. 29. Иоасаф (Лелюхин) 1964–1966. 30. Филарет (Денисенко) 1966–1992 (анафематствован в 1997 г.). 31. Владимир (Сабодан) с 1992 г. д) митрополиты Крутицкие 1. Трифиллий (Инихов) 1699–1702 (Сарский и Крутицкий). 2. Иларион (Властелинский) 1703–1711 (Сарский и Крутицкий). 3. Феодосий (Вадбольский) 1711–1712 (епископ Сарский и Крутицкий). 4. Алексий (Титов) 1714–1719 (епископ Сарский и Крутицкий). 5. Игнатий (Смола) 1719–1721 (Сарский и Крутицкий). 6. Леонид 1722–1742 (архиепископ Сарский и Крутицкий). 7. Платон (Малиновский) 1742–1748 (архиепископ Сарский и Крутицкий). 8. Иларион (Григорович) 1748–1759 (епископ Сарский и Крутицкий). 9. Амвросий (Зертис-Каменский) 1761–1768 (архиепископ, с 1764 г. – Крутицкий и Можайский). 10. Сильвестр (Страгородский) 1768–1771 (епископ Крутицкий и Можайский). 11. Самуил (Миславский) 1771–1776 (епископ Крутицкий и Можайский). 12. Амвросий (Подобедов) 1782–1785 (епископ Крутицкий и Можайский). 13. Евсевий (Никольский) 1920–1922. 14. Никандр (Феноменов) 1922–1923 (архиепископ). 15. Священномученик Петр (Полянский) 1923–1937. 16. Николай (Ярушевич) 1944–1960. 17. Питирим (Свиридов) 1960–1963. 18. Пимен (Извеков) 1963–1971. 19. Серафим (Никитин) 1971–1977. 20. Ювеналий (Поярков) с 1977 г. 10. Обер-прокуроры Святейшего Синода 1. И. В. Болтин 1722–1725. 2. А. П. Баскаков 1725–1726. 3. Р. А. Раевский 1726–? (прокурор). 4. Н. С. Кречетников 1741 (назначен, но не вступил в должность). 5. Князь Я. П. Шаховской 1741–1753. 6. А. И. Львов 1753–1758. 7. Князь А. С. Козловский 1758–1763. 8. И. И. Мелиссино 1763–1768. 9. П. П. Чебышев 1768–1774. 10. С. В. Акчурин 1774–1786. 11. А. И. Наумов 1786–1791. 12. Граф А. И. Мусин-Пушкин 1791–1797. 13. Князь В. А. Хованский 1797–1799. 14. Д. И. Хвостов 1799–1802. 15. А. А. Яковлев 1803. 16. Князь А. Н. Голицын 1803–1817 (1817–1824 – министр «двойного министерства»).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010