В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-bepcuя. Елена Алексеева 18 апреля 2022 г. 17:00 Более полутора веков назад в Иерусалиме резолюцией «Быть по сему» император Николай I утвердил предложение о создании представительства Русской Православной Церкви на Святой Земле. В его первый состав входили архимандрит Порфирий (Успенский) и иеромонах Феофан (Говоров; будущий святитель Феофан Затворник) с тремя помощниками. Очень много для русских паломников сделал четвертый по счету начальник Русской духовной миссии архимандрит Антонин (Капустин). С тех пор путешествие наших соотечественников к главной христианской святыне — Гробу Господню и другим местам, связанным с земной жизнью Христа, стало гораздо безопаснее. Кроме помощи паломникам, Россия открывала здесь школы и больницы для местного населения, несла им свою культуру, создала целую инфраструктуру храмов и монастырей. С чем встречает значимую дату Русская духовная миссия, какие изменения вносит в ее работу время и с какими проблемами она сталкивается сегодня, «Журналу Московской Патриархии» рассказал начальник Миссии архимандрит Александр (Елисов). PDF-bepcuя. Алексей Реутский 14 апреля 2022 г. 18:00 Решением Священного Синода Русской Православной Церкви (см. журнал 115 от 29 декабря 2021 года) Учебному комитету поручено опубликовать рейтинг высших духовных учебных заведений за прошлый год. Это беспрецедентное решение: прежде подробная информация о ранжировании духовных семинарий и академий и принципах подсчета показателей эффективности их работы доводилась только до преосвященных архиереев и адми­нистраций самих учебных заведений. «Журнал Московской Патриархии» попросил прокомментировать данные последнего рейтинга духовных школ заместителя председателя комитета протоиерея Валентина Васечко. PDF-bepcuя. Дмитрий Анохин 12 апреля 2022 г. 17:00 Во время Великого поста от священнослужителей и мирян требуется особое напряжение сил — как душевных, так и физических. Как, не за­бы­вая о делах повседневных, не впасть в суету, уделяя главное внимание Святой Четыредесятнице? О важных аспектах созидания приходской жизни в это спасительное время «Журнал Московской Патриархии» поговорил со священнослужителями. PDF-bepcuя.

http://e-vestnik.ru/jmp/2022/4/

Таким образом, резюмировал Тихомиров, все было бы приведено в действенное состояние, тем более что органы церковного управления не уничтожены, а как бы «зарыты» в смешении всех в одно учреждение и поэтому лишаются «возможности исполнить удовлетворительно хотя бы и одну из возложенных функций». Подход публициста к проблеме нельзя не признать исключительно тонким: понимая бесперспективность критики синодальной системы и проведенной Петром I в XVIII в. церковной реформы, Тихомиров предлагает вернуться к мысли великого преобразователя России о «сильном и важном правительстве церковном», подмечая, что этого одинаково требуют интересы и Церкви, и государства. На фоне постоянно звучавших тогда заявлений о росте неверия и слабом влиянии Церкви не только на образованное общество, но и на простой народ мысли автора могли встретить самое внимательное и доброжелательное отношение. Так и получилось. На работу Тихомирова обратили внимание все, интересовавшиеся проблемами церковных реформ. Но у некоторых читателей возникали большие сомнения в возможностях государственной власти решить их. «Тихомиров Лев пишет… необходимо восстановить законный строй Церкви, – но это дело не правительства, а государства. Но где государство? Да и что такое? Само общество? Но как оно может говорить? Все же тут неминуемо сосредоточивается на государе. Государю же я говорил подробно об отношениях его власти (власть] мирская) к Церкви. Но... кроме одобрения моим взглядам – ничего не вышло!» – отмечал в дневнике генерал А. А. Киреев, видный славянофил, публицист, член петербургского отделения Общества ревнителей религиозного просвещения, впоследствии – один из главных защитников идеи объединения старокатоликов с Русской Православной Церковью. Старый генерал поторопился в своих заключениях – государь император не только одобрил его взгляды, но и проявил неподдельный интерес к работе Тихомирова. Работа эта в 1903 г. вышла отдельной брошюрой и была представлена на высочайшее имя. 1924 год – Решением Верховного суда РСФСР из Бутырской тюрьмы освобождены проходившие по делу с патриархом митрополит Арсений (Стадницкий), архиепископ Никандр (Феноменов) и П. В. Гурьев.

http://pravoslavie.ru/5322.html

Положение этого второго храма было очень выгодным: паперть во много ступеней и широченная аллея, длиною чуть ли не в полкилометра, – метров 400 уж точно. А кругом красивое кладбище, где можно было вполне свободно расположиться православному люду. Но, хотя первый храм был и небольшим, на службах вся эта церковка полностью наполнялась народом. И его настоятель, протоиерей Александр Щербов, был заслуженным протоиереем. Это был умнейший и достойнейший человек, которому, как я считаю, вполне полагались в качестве награды несколько крестов, по его заслугам... Близ него был отец Венедикт – священник с семинарским образованием. И вот, они там вдвоем иногда служили. И служба у них шла так, что явно было заметно отличие: где собрались православные, а где – обновленцы. Митрополит Арсений (Стадницкий) и архиепископ Никандр (Феноменов) Святитель Тихон, Патриарх Московский, Митрополит Арсений (Стадницкий) с неизвестными. Фото с сайта acmus.ru Впоследствии я узнал, что еще до войны в Ташкент прислали отбывать ссылку Преосвященного митрополита Арсения (Стадницкого). И одновременно с этим тут же оказался и архиепископ Никандр (Феноменов): в 1930-е годы он управлял Ташкентской епархией. И получилось так, что ни митрополиту Арсению, ни архиепископу Никандру в то время в Ташкенте не было даже просто где главу приклонить!.. Я сказал о настоятеле крохотного храма, отце Александре Щербове. У него была в городе какая-то комната, небольшая келлия, которую я сам не видел, но, по его собственным словам, это была какая-то совершенно небольшая комнатушка. В ней стояла кровать, около кровати – небольшое место, еще тумбочка маленькая, чтобы на ней что-то можно было приготовить... И вот, приехали в Ташкент эти митрополиты. А один из них, Арсений (Стадницкий), кстати сказать, был некогда кандидатом в Патриархи. И даже не третьим, а вторым кандидатом в Патриархи, после Антония (Храповицкого). Выбрали тогда митрополита Тихона (Белавина), который прошел по жребию, а по численности голосов кандидатуры распределялись так: Антоний (Храповицкий), Арсений (Стадницкий) и Тихон (Белавин).

http://pravoslavie.ru/117715.html

Митрополит Никандр (Феноменов) Так сбылось предсказание Иоанна Кронштадтского, однако не только для деда, но и для многих верующих соотечественников. Вятский владыка Никандр был переведен в Среднюю Азию, где был возведен в сан митрополита, являлся членом Священного Синода. Во времена богоборческой власти он был расстрелян. Мой дядя Иван (сын деда), вернувшись с работы, услышал страшную весть: «Отца твоего забрали». Тогда он собрал вещи и уехал дальше от дома, иначе мог разделить такую же печальную участь. Бабушка Акилина – жена деда – осталась без мужа, без дома. Их семью раскулачили, из избы выгнали, лошадку, корову забрали. Вся семья получила клеймо лишенцев. Куда ни обратятся, везде находят презрение: кто они – лишенцы – враги советской власти. Вот так пострадал за веру не только дед Сергий, служивший псаломщиком при сельском храме, но и вся его семья. Бабушка вскоре скончалась от великой скорби. В конце 1940-х хлопотами тети Елизаветы мои родственники перебрались в село Танабаево, откуда уже и я с другими детьми ходил пешком семь километров в школу в село Большой Рой. А по пути переселения мы заехали в село Аджим, где в то время служил отец Михаил. Он уже к тому моменту отбыл срок в тюрьме как «враг советской власти» и рассказывал, что там над ним надсмотрщики крепко издевались. Били так, что искры из глаз летели, кровь шла из ушей и из носа, без сознания находился. И повторял нам: «Бог терпел – и нам велел». Тетя Аня (Анна, Елизавета, Екатерина – сестры моей мамы) за батюшкой ухаживала. И часто рассказывала, как он плачет, вспоминая былое. А мне отец Михаил наказывал: «Семенушка, я умру, так хоть поминай меня». Отец Михаил иконы мне показывал, разъяснял, что на них изображено, как Христос пострадал за нас, Евангелие мне дал читать. После закрытия храма в селе Аджим тетя Анна все время находилась при храме сторожем. Никто ее не трогал. В храме был склад удобрений. Говорила: «Я умру, тогда храм откроют». Так и произошло. «Молитвы знаешь? Читать умеешь?» – признаюсь, что не умею ни петь, ни по-церковнославянски читать. Матушка говорит: «Научишься»

http://pravoslavie.ru/156978.html

Церковные ценности, изъятые из храма Христа Спасителя. 1922 г. 1922 год – Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) созвал совещание московских благочинных, на котором заслушано обращение Святейшего Патриарха. Столичные и приходские советы выносили решения о недопустимости изъятия богослужебных предметов. Снова, как и в первые месяцы после издания декрета об отделении Церкви от государства, миряне начали организовываться в дружины для охраны храмов. Патриарх Алексий I совершает богослужение в Богоявленском соборе. 1960-е гг. Весной 1962 года – Православное духовенство в стране было переведено на ежемесячную зарплату вместо получения определенной части приходского дохода. Эта важная реформа в приходской жизни, связанная с инициативой архиепископа Дмитровского Киприана (Зернова) (в 1961 - 1964 гг. — управляющий делами Московской Патриархии), должна была, по его мысли, снизить налоговое бремя священнослужителей. После того как в конце 1950-х гг. были введены налоговые ставки с доходов священнослужителей, прежняя система содержания духовенства стала источником многочисленных конфликтов между клириками и финансовыми органами. В разговоре с В. А. Куроедовым архиепископ Киприан предложил установить священнослужителям твердую зарплату и с нее отчислять налоги. Духовенство к этой реформе относилось по-разному. Это и понятно: ведь государственные органы использовали ее как дополнительный повод для нажима на непокорных священнослужителей — продолжавших получать плату непосредственно от верующих десятками снимали с регистрации. С июля была также введена регистрация 5379 учтенных в СССР штатных псаломщиков. Приходские советы всеми мерами очищались от членов клира, молодежи, «религиозных фанатиков». В соответствии с постановлением комиссии по текущим делам президиума Совета министров СССР от 3 июня ВЦСПС пересмотрел и значительно сократил круг лиц, работавших в религиозных организациях, на которых распространялись трудовое законодательство, права членов профсоюзов. Была введена рабочая неделя со скользящим выходным днем, лишавшая верующих возможности присутствовать на воскресных богослужениях. В 1962 г . выходной день с пасхального воскресенья 29 апреля перенесли на понедельник.

http://pravoslavie.ru/5378.html

Принятый в феврале 1922 г. декрет об изъятии церковных ценностей практически отстранял Церковь от участия в организации и сдачи ценностей в пользу голодающих, запрещал замену драгоценных предметов, имеющих богослужебное употребление, равноценным количеством золота и серебра. Действия властей вызывали крайнее недоумение Патриарха Тихона, в письме М.И.Калинину от 25 февраля 1922 года он призвал власть отказаться от такого решения, чреватого непредсказуемыми последствиями 23 . Власть понимала, что именно Патриарх как глава Церкви является главным препятствием для разгрома церковной организации. Поэтому главный удар был направлен против Патриарха. ГПУ внимательно наблюдало за деятельностью Патриарха и его окружения. Так, на совещании в ГПУ 8 марта 1922 года говорилось: «…аппарат духовенства, возглавляемый Тихоном, разворачивает все шире и шире свою работу» 24 . Все действия духовенства, осуждавшего изъятие, фиксировались в информационных сводках ГПУ. Они составлялись в Информационном отделе и в 6-м отделении СО ГПУ. В «Информационном докладе по вопросу об изъятии церковных ценностей», подготовленном уполномоченным 6-го отделения Московского губернского отдела ГПУ за 4 и 5 марта 1922 г., говорилось о проповеди епископа Илариона 25 . Эта информация легла в основу специального сообщения, направленного из ГПУ в ЦК РКП (б) специально для В.И.Ленина: «4-го марта в церкви Сергия (Ульяновская улица) во время всенощной епископом Иларионом была произнесена проповедь по вопросу об изъятия церковных ценностей в пользу голодающих. Проповедь носила явно выраженную тенденцию создать враждебное настроение среди религиозных масс против изъятия ценностей» 26 . В сводке, направленной начальнику Секретного отделения ГПУ Т.П.Самсонову, сообщалось о проведенном 28 февраля собрании благочинных города Москвы под председательством митрополита Никандра (Феноменова), на котором он призвал «быть на страже» 27 . В деле Патриарха Тихона имеется «Список лиц подлежащих изъятию по шестому отделению», куда входили ближайшие помощники Патриарха: епископ Иларион (Троицкий) , а также митрополит Никандр (Феноменов), келейник Патриарха Яков Полозов, священник Илия Громогласов , протоиерей Александр Хотовицкий, протопресвитер Николай Любимов. В этом же документе содержатся и мотивы ареста. Так, митрополит Никандр обвинялся в «организации нелегальных собраний духовенства и будированию на этих собраниях масс с целью выступления против властей», епископ Иларион обвинялся в «организации диспутов на религиозные темы с целью дискредитировать Соввласть» 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Большинство священнослужителей и мирян активно поддержали Патриарха. 6 марта Петроградский митр. сщмч. Вениамин (Казанский) передал в представительство ЦК Помгола заявление, что Церковь соглашается на сотрудничество с властями, только если пожертвования верующих будут добровольными. Митр. Вениамин предупреждал, что, если власти все же решатся на проведение насильственного изъятия, Церковь не сможет благословить передачу ценностей. Во избежание инцидентов в комиссии по приему церковных ценностей предлагалось ввести представителей духовенства и мирян. 7 марта Крутицкий архиеп. (впосл. митрополит) Никандр (Феноменов) созвал совещание московских благочинных, на к-ром было заслушано обращение Патриарха, получившее единодушную поддержку. Московские приходские советы выносили решения о недопустимости изъятия богослужебных предметов. Новгородский и Старорусский митр. Арсений (Стадницкий) открыто выступил против насильственного И. ц. ц., организовал добровольную сдачу ценностей, призвав не допускать насилие ни в какой форме. Ростовский и Таганрогский еп. Арсений (Смоленец) публично предал анафеме всех посягающих на достояние Церкви и обратился к пастве с призывом воспрепятствовать действиям властей. Первоначально власти планировали начать изъятие с первых чисел марта и завершить к открытию XI съезда РКП(б), к-рый должен был пройти 27 марта - 2 апр. 1922 г. Однако твердая позиция духовенства и верующих на время задержала начало кампании. 8 марта ГПУ, курировавшее проведение антицерковных акций, приняло секретное постановление: «Момент практического проведения изъятия отдалить до получения решительных результатов нашей политагитации». Изъятию должна была предшествовать масштабная пропагандистская работа, превосходящая всю прежнюю антирелиг. агитацию. Все партийные силы, по предложению ГПУ, должны были быть мобилизованы на «организацию общественного мнения в нужном направлении». Для этого предполагались ежедневные антицерковные публикации во всех газетах, выпуск специальных листовок, проведение лекций, собраний, митингов с участием представителей из голодающих губерний.

http://pravenc.ru/text/293919.html

Для отца Николая предреволюционные годы были периодом наиболее активной деятельности как пастыря-проповедника, сотрудника целого ряда духовных изданий. Решением епископа Никандра (Феноменова) в ноябре 1914 года он был откомандирован в г. Котельнич для служения в Свято-Троицком соборе вместо протоиерея Сергия Сырнева, избранного депутатом Государственной Думы. После переезда в Котельнич священник Николай Флоров стал публиковаться в «Епархиальных ведомостях» гораздо чаще. Он освещал наиболее важные события в духовной и общественной жизни города, а в годы войны много писал о героях, погибших на фронтах Первой мировой войны. Отец Николай служил молебны, произносил проповеди, призывал к милосердию, к помощи пострадавшим и раненым. В 1914-1915 годах отец Николай очень много и плодотворно сотрудничал с некоторыми общероссийскими духовными изданиями, прежде всего с ежемесячным изданием «Пастырь-проповедник». По приблизительным подсчетам он написал и опубликовал более 120 проповедей, речей и слов на разные темы. Все они свидетельствуют о его особом внимании к судьбам простых людей. С октября 1916 года отец Николай Флоров служил законоучителем в Котельничской женской гимназии и священником домовой гимназической церкви во имя святой мученицы царицы Александры. После Февральской революции вплоть до большевистского переворота он управлял гимназией и был председателем педагогического совета. С сентября 1917 года по май 1918 года он читал здесь курс нравственного богословия во вновь открытом (по его же инициативе) девятом общеобразовательном классе. «В те минуты и атеисты познали Бога» В мае 1918 года епископ Никандр временно определил отца Николая служить в Вознесенский храм села Гостево. Отец Николай не скорбел о возвращении в это дорогое его сердцу село, но печалился о том, что происходило в России: об активном распространении безбожия, об участи миллионов детей, которым теперь нельзя было проповедовать слово Божие и среди которых насильно насаждался атеизм. В проповеди по случаю погребения своей ученицы Лидии Зубиловой он произнес: «Помолись, девица, о нас, грешных иереях, чтобы снова услышали мы сладчайший глас Божественного Учителя: " Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко мне поучаться в ангельском законе Моем " ». 7

http://e-vestnik.ru/analytics/nikolay_fl...

Елена Алексеева 15 августа 2022 г. 16:00 Сегодня группы самостоятельного изучения Священного Писания — явление привычное на многих православных приходах. О важности их создания неустанно говорит Святейший Патриарх Кирилл. А каких-то сорок лет назад такие встречи были невозможны на территории храма, и они проходили подпольно, на квартирах. Эти времена хорошо помнят протоиереи Александр Борисов и Геннадий Фаст. Оба эти священника стояли у истоков создания Евангельских групп. PDF-bepcuя . Елена Алексеева 13 мая 2022 г. 13:00 Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-bepcuя. Елена Алексеева 18 апреля 2022 г. 17:00 Гражданский Новый год в нашем календаре соседствует с Рождеством Христовым. Как Новый год отмечают пастыри в дни, когда праздник с оливье и мандаринами стал для большинства соотечественников настоящим культом? «Журнал Московской Патриархии» попросил священнослужителей из разных стран рассказать, что для них значит новогодний праздник. PDF-bepcuя.   Елена Алексеева 30 декабря 2021 г. 14:30 Забота о развитии просветительского служения Церкви, включающего в себя катехизацию и религиозное образование, стала одной из основных первосвятительских задач Святейшего Патриарха Кирилла. В этом году исполняется десять лет с того момента, как Священным Синодом был утвержден документ о катехизическом служении в Русской Православной Церкви (журнал Священного Синода 152 от 27 декабря 2011 года). Евангельские встречи на приходах, где люди совместно читают и изучают Священное Писание, лежат в основе современной катехизации. Какие могут быть формы этих встреч и чем должно быть наполнено их содержание, выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-bepcuя.

http://e-vestnik.ru/persons/id10297/

На обновленческую Туркестанскую кафедру был назначен «митрополит» Николай Федотов (до этого «митрополит» Киевский и Галицкий), который прибыл в Ташкент 19 апреля 1924 г. и вступил в управление епархией . В 1924 г. Ольгинская церковь была закрыта, общине верующих был передан Пантелеимоновский храм гор. Ташкента, настоятелем стал протоиерей Григорий Брицкий . Лидер обновленцев «митрополит» Александр Введенский, делая доклад на объединённом пастырско-мирянском собрании в Москве 18 сентября 1927 г., отмечал ситуацию в Ташкенте: «Обновленчество там [в Ташкенте] чрезвычайно сильно, но есть староцерковничество. Здесь я остановлюсь на характеристике среднеазиатского староцерковничества. Как известно, в Ташкенте долгое время пребывали староцерковнические епископы. Там побывали: Андрей Ухтомский, Арсений, бывший Новгородский, Никандр Феноменов и др. Я нарочно обращаю ваше внимание на это, потому что это делало наше положение не особенно лёгким. Тамошнее староцерковничество идейно возглавляется епископом Лукой Войно-Ясенецким. Епископ Лука — известный хирург, бывший профессор хирургии Ташкентского университета. Правда, сейчас он не занимает кафедры, но его слава европейского хирурга, обаяние его личности (он бесплатно принимает больных), незаурядное красноречие, очень помпезная наружность : всем этим, а главное, своей энергией он производит очень сильное впечатление на тихоновцев того края» . Введенский, превознося обновленческих «работников», персонально отметил протоиерея Григория Брицкого: «Я уже рассказывал вам об отце Брицком, который умеет своими молитвами поднимать дух народа. Отец Брицкий принадлежит к числу пастырей-молитвенников, у него имеется небольшая община, но службы, насыщенные молитвенной теплотой. Я раза 2 или 3 служил в его храме» . «Митрополит» Николай Федотов пробыл в Ташкенте до 1927 г. Вместо него в сентябре 1927 г. был назначен «митрополит» Иоанн Звездкин, который управлял обновленческой епархией до своей смерти в апреле 1939 г. . Его правление совпало с массовым закрытием и уничтожением храмов. В 1933 г. местные власти закрыли Пантелеимоновскую церковь, и протоиерей Григорий Брицкий был назначен настоятелем Александро-Невского храма на Боткинском кладбище Ташкента. В документах того периода он упоминается в звании протопресвитера. До 1943 г. обновленческая Ташкентская епархия пребывала без архиерея. По сведениям послужного списка протоиерея Григория Брицкого, последний, будучи членом Митрополитанского управления, «по смерти Звездкина» временно пребывал во главе обновленческой Среднеазиатской митрополии . 24 апреля (5 мая) 1943 г. «епископом Ташкентским и Самаркандским» был назначен Сергий Ларин.

http://bogoslov.ru/article/6175403

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010