1933–1935: Михаил Князевский 22 .11(05.12).1935–08(21).04.1937: Евстафий Сафран, в. у. 27 .12(09.01).1935–23.06 (06.07).1938: Тихон Попов 1938–1941: Виталий Введенский, паки 23 .09(06.10).1941 –21.11(04.12). 1941: Александр Введенский 1 1941–25.04(08.05).1942: Анатолий Филимонов, в. у. 28 .09(11.10). 1942–22.04(05.05).1943: Сергий Ларин, в. у. 23 .03(05.04).1943–08(21).12.1943: Андрей Расторгуев 1943–26.07(08.08).1946: Александр Введенский 1, паки 1946–1946: Филарет Яценко Московская (сцв) 1923–01(14).01.1927: Антонин Грановский Московская и Коломенская (с 1918 г. Московская Патриаршая Область) 25 .11(08.12).1912–20.03(02.04). 1917: Макарий Невский 11 .1912–23.12(05.01).1912: Василий Преображенский 1, в. у. 01(14).06.1914–01(14).09.1914: Трифон Туркестанов , в. у., паки 20 .03(02.04).1917–21.06(04.07).1917: Иоасаф Каллистов, в. у. 23 .06(06.07).1917–21.11(04.12).1917: Тихон Белавин 1918–1920: Иоасаф Каллистов, в. у. 1920–18(31).01.1922: Евсевий Никольский, в. у. 01 .1922–1923: Никандр Феноменов, в. у. 1923–1924: Илларион Троицкий. в. у. 1923–1925: Пётр Полянский , в. у. 1925–1925: Гавриил Красновский, в. у. 27 .11(10.12).1925–18.02(03.03).1926: Пётр Зверев, в. у. 02 .1926–04.1927: в. у. (Совет викариев: Алексий Готовцев. Гавриил Красновский, Иоанн Василевский) 05 .1927–1931: Филипп Гумилевский, в. у. 29 .04(12.05).1932–01.1936: Питирим Крылов, в. у. 14(27).04.1934–30.08(12.09).1943: Сергий Страгородский 1941–1942: Сергий Гришин. в. у. 02 .1942–09.1943: Николай Ярушевич , в. у. 02(15).05.1944–19.09(02.10).1960: Николай Ярушевич , в. y., паки Московский и всея России Патриархат 21 .11(04.12).1917–25.03(07.04). 1925: Тихон Белавин " 30 .04(13–05).1922–12(25).06.1923: Агафангел Преображенский, в. у. 30 .03(12.04).1925–29.08(11.09)1936: Пётр Полянский , в. у. 01(14).12.1925–25.11(08.12).1926: Сергий Страгородский , в. у. 25 .11(08.12).1926–16(29).12.1926: Иосиф Петровых , в. у. 16(29).12.1926–30.03(12.04). 1927: Серафим Самойлович, в. у. 30 .03(12.04).1927–30.08(12.09).1943: Сергий Страгородский , в. y., паки

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

19 B 1905 г., 19 мая, вторым викарием Грузинской еп., c присвоением ему именования епископом Бакинским, был назначен архим. Никандр (Феноменов); но он в том же году, 2 июля, получил назначение, был наречен (6 июля) и хиротонисан (10 июля) в епископа Кинешемского (Костром. еп.). Следующее за тем назначение епископа Бакинского воспоследовало в 1907 г., 6 апр. 20 C 1833 г. до 1844 г. входила в состав Имеретинской еп.; в 1844 г. восстановлена под именем Гурийской; в 1885 г. соединена с Мингрельской. См. лев. Столб. 1399 стр., 4 прим. 22 Учрежд. в 1775 г. в Полтаве под именем Славяно-Херсонской; в 1786 г. переименована в Екатеринославскую; с 1797–1803 г. именовалась Новроссийскую и Днепровскую. До 1797 г. кафедра была в Полтаве, до 1804 г. в Новомиргороде. 26 Перечислено в 1811 г. от митрополии Молдавовлахийской; упразднено в 1821 г.; восстановлено в 1868 г. 27 Митрополия Киевская и всея России установлена в 988 г. в Киеве; в 991 г. кафедра перенесена в Переяслав; в 1035 г. возвращена в 1299, в 1299 г. перенесена во Владимир на Клязьму и, наконец, в 1325 г. в Москву. С половины ΧIV в., вследствие стремления южнорусских князей иметь своего митрополита, Всероссийская митрополия делилась иногда на 2 и более митрополии. B 1458 г. установилось окончательное разделение Всероссийской митроп. на северо-восточную или Киево-Московскую и юго-западную или Киево-Литовскую. Хотя и после этого Киевские митрополиты по прежнему назывались „Киевскими и всея России“, но управляли они одною только юго-западною церковию. Со времени св. Петра Киевские митрополиты обыкновенно жили в Москве или в Киеве; впоследствии юго-западные митрополиты (начиная с Григория Цамблака) жили в других городах (Вильне, Новогрудке, Смоленске), так что до конца XVI в. Киеве более 150 лет даже и не посещался митрополитами. В 1595 г. Киевская митроп. отпала в унию; в 1620 г. восстановлена в Киеве, при чем c 1657–1685 г. митрополиты жили вне Киева. В 1686 г. Киевская митрополия была присоединена к Московскому патриаршеству; с этого времени Киев стал служить постоянным местопребыванием митрополитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

224 Речь идет об обновленческом Всеукраинском высшем церковном управлении (ВУ ВЦУ) и так называемой Всеукраинской православной церковной раде, руководящем органе приверженцев автокефалии Православной церкви на Украине (УАПЦ). 225 Речь идет о письме пресс-секретаря папы Римского прелата Джузеппе Пициардо (копия сохранилась: РГАСПИ. Ф. 89. Оп. 4. Д. 160. Л. 7–10). Письмо, направленное 15 июня 1923 г. в адрес первого секретаря российского представительства в Италии Я. Страуяна, содержало протесты Ватикана против преследования христиан в СССР. В ответ на запрос по этому поводу наркома иностранных дел Г. В. Чичерина были подготовлены письма заместителя наркома юстиции Н. В. Крыленко и помощника заведующего У отделом НКЮ В. А. Шумова, датированные 9 июля 1923 г. (см.: Архивы Кремля: Политбюро и Церковь . Кн. 1. С. 380–396). 226 Согласно постановлению Политбюро от 12 июля 1923 г., предписывалось: «42. 1) Принять следующие предложения антирелигиозной комиссии: а) разрешить груповое преподавание католическим детям катехизиса перед конфирмацией; 6) добиваться замены польских ксендзов немецкими или итальянскими; в) продлить следствие по делу Тихона и не возражать против изменения меры пресечения и тем из сопроцессников его, которые публично покаются в своих преступлениях» (Архивы Кремля: Политбюро и Церковь . Кн. 1. С. 289). 228 Имеются в виду арестованные по делу Патриарха Тихона митрополит Арсений (Стадницкий) , архиепископ Никандр (Феноменов) и мирянин П. В. Гурьев , который до ареста был управляющим канцелярией Высшего Церковного Управления. Они были выпущены из тюрьмы лишь 10 января 1924 г., однако 17 января вновь арестованы за «антисоветскую деятельность», якобы выразившуюся «в распространении провокационных слухов о гонении церкви и религии советской властью». Дело Патриарха Тихона, митрополита Арсения, архиепископа Никандра и П. В. Гурьева было прекращено решением ВЦИК от 21 марта 1924 г., после чего комиссией НКВД по административным высылкам было принято решение о высылке «подельников» Патриарха на три года в Бухару. Просьба Первосвятителя об их окончательном освобождении, обращенная к председателю Совнаркома А. И. Рыкову в мае 1924 г., осталась без последствий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

304 Жукович Платон Николаевич (26.09.185712.12.1919). В 1871 окончил Кобринское дух. училище, в 1877 – Литовскую ДС, в 1881 – СПбДА. 1891 – доц. СПбДА, 1894 – проф. Член Собора 19171918 гг. по избранию от Петроградской дух. академии. 1918 – член-корр. АН. После закрытия Академии работал в Гос. Публичной библиотеке. Автор трудов по истории Польши, Белоруссии и Украины XVIIXVIII вв. (Обзор I. 287). 310 Никандр (Феноменов; 02.05.187203.03.1933). В 1897 окончил КДА, канд. богосл., иеромонах, препод. Тульской ДС. 1900 – инсп. Кутаисской ДС. 1901 – инсп. Тифлисской ДС. 1902 – архимандрит, ректор Тифлисской ДС. 1905 – еп. Кинешемский, вик. Костромской епархии. 1908 – еп. Нарвский, вик. Санкт-Петербургской епархии. Заведовал также Александро-Невской лаврой и Исидоровским епархиальным женским училищем. 1914 – еп. Вятский и Слободский, 1918 – Вятский и Глазовский. Член Собора 19171918 гг. по должности. 1918–1921 – аресты и ссылки. 1921 – член Синода. 1921 – архиеп. Астраханский, но к месту назначения не выехал из-за подписки о невыезде. 1922 – архиеп. Крутицкий. 19221925 – аресты и ссылки. 1925 – митр. Херсонский и Одесский. 1927 – митр. Ташкентский и Туркестанский. 1929 – проживал в Москве без права выезда. Умер в Ташкенте. (Обзор I. 339). 312 Рождественский Вячеслав Александрович (ок. 1875?). Окончил духовную академию, епарх. наблюдатель церковно-приходских школ Симбирской епархии. Член Собора 19171918 гг. по избранию как мирянин от Симбирской епархии (Обзор I. 366367). 313 Булгаков Георгий Ильич (ок. 1883после 1926). Препод. Курской ДС, канд. богосл. Член Собора 19171918 гг. по избранию как мирянин от Курской епархии. После революции был ученым секретарем Курского общества краеведения. Автор трудов по гомилетике и истории церковного искусства (Обзор I. 255). 317 Васильевский Михаил Николаевич (6.11.1873после 1932). 1899 – окончил КазДА. 1900 – казанский противораскольнический и противосектантский миссионер. Старообрядческие источники характеризуют его как миссионера-неудачника, который во время публичных бесед почти всегда терпел поражение. 1911 – и. д. доц. КазДА. 1915 – магистр богосл., доц., затем экстраорд. проф. Член Собора 19171918 гг. как член Предсоборного Совета. 1918 – член Казанского епарх. совета. После закрытия КазДА продолжал читать лекции у себя на квартире. В 1921 арестован, вскоре освобожден. В августе 1930 арестован, в 1932 осужден на 3 года ссылки (Обзор I. 257; ПЭ VII. 237238; Мельников Ф. 490).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

3 января 1909 года он сослужил председателю Епархиального братства Пресвятой Богородицы епископу Гдовскому Кириллу, совершавшему заупокойную литургию и панихиду в Иоанновском монастыре с участием священствующих братчиков 318 . 22 января вечером у гробницы о. Иоанна побывали учащие и учащиеся С.-Петербургской духовной семинарии во главе с о. ректором. За панихидой, отслуженной семинарским духовенством, пели все воспитанники 319 . На 40-й день кончины архимандрит Вениамин вновь был приглашен к служению в монастырском соборе, куда для совершения литургии прибыли все три митрополита Всероссийской Церкви 320 . А день выпуска семинарии, 29 мая, о. ректор с окончившими курс воспитанниками завершил в Иоанновском монастыре: вместе с ними он отправился туда поклониться гробнице о. Иоанна 321 . 30 декабря 1909 года архимандрит Вениамин был назначен епископом Гдовским, четвертым викарием Санкт-Петербургской епархии. В поданном на Высочайшее имя синодальном докладе говорилось: «В случае воспоследования Всемилостивейшего Вашего Императорского Величества соизволения на назначение первого викария С.-Петербургской епархии Преосвященного Гдовского Епископом Тамбовским, для замещения занимаемой им архиерейской кафедры Синод признает достойными епископского сана архимандритов: 1) ректора С.-Петербургской духовной семинарии Вениамина и 2) ректора Олонецкой духовной семинарии Никодима [(Кононова – авт.)]. Представляя послужные списки сих архимандритов, Синод всеподданнейше испрашивает Высочайшего Вашего Императорского Величества повеления быть одному из названных архимандритов Епископом Гдовским, четвертым викарием С.-Петербургской епархии, с посвящением его в епископский сан в С.-Петербурге и с переименованием Епископов Нарвского в первого, Кронштадтского во второго и Ямбургского в третьего викариев той же епархии». Традиционно назначался первый кандидат, и резолюция Николая II гласила: «Быть первому, а в прочем быть по сему» 322 . Епископом Нарвским на тот момент был преосвященный Никандр (Феноменов), Кронштадтским – Владимир (Путята; † около 1941), Ямбургским – ректор С.-Петербургской духовной академии Феофан (Быстров ; † 19 февраля 1940).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

460 Архиепископ Филипп (Гумилевский). Последняя кафедра, которую он занимал, – Владимирская. Достоверных сведений о последних годах его жизни и кончине пока нет. 463 Богословский термин, означающий самоумаление Бога, принявшего на Себя человеческое естество, ради спасения человека. 476 Имеется в виду июльская Декларация митрополита Сергия и последовавшая за ней официальная регистрация Патриаршего Синода Наркоматом внутренних дел. 477 Послания (или декларации) соловецких узников (Обращения православных епископов из Соловецкого лагеря особого назначения к Правительству СССР) в мае 1926 года. См.: История Русской Православной Церкви. 1917–1990. М., 1994, с. 235–245. 478 В апреле 1927 года епископ Алексий (Готовцев) был назначен митрополитом Сергием на Рыльскую кафедру. 479 Евгений Тучков – уполномоченный ОГПУ по делам религии, возглавлявший противоцерковные акции государства в 1922–1939 годах. 482 Митрополит Одесский Никандр (Феноменов, 1872–1933), находившийся в ссылке в Турткуле. Его срок окончился в 1927 году. 487 Это продолжение шутливого разговора старичка-попутчика с ребенком, описанного в рассказе Натальи Дмитриевны «Аму-Дарья» о ее путешествии по реке на лодке из Чарджоу в Турткуль: Н. Д. Шаховская-Шик. Рассказы о детях. М., 2000. 489 Знакомство произошло в Бутырской тюрьме (см. предисловие). Из письма Натальи Дмитриевны от 28 марта 1921 года: «В субботу я ждала вечера-всенощной, но пришло горе. Епископа Германа перевели с рабочего открытого коридора на закрытый, куда нам нет хода... Зато сегодня случилась нежданная радость. Через одну нашу товарку, более настойчивую и проникающую к епископу, он мне прислал образок. Не знаю, как это могло прийти ему в голову, – я ни разу к нему не подходила и не говорила с ним, кроме исповеди. И я не могла это принять иначе, как то, что благословение это мне прислано не от него, а только через него. А то, что образок – преподобного Сергия, показалось мне уже явственным чудом». В тот же день «епископа и других священнослужителей заперли в строгие одиночки» (архив семьи Шаховских).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4) священные останки святителя, собрав в ковчежец, вложить в раку. О сем ныне и возвещает Священный Собор Православной Российской Церкви возлюбленным о Господе чадам Православной Российской Церкви, да вместе с ним воздадут славу и благодарение дивному во святых Своих Господу Богу, изволившему явить нам нового заступника и чудотворца, да вознесут свои молитвы к новоявленному угоднику Божию святителю Софронию, да молитвами и заступлением его утвердит и укрепит в земле Русской любовь к родному Православию, да сохранит среди великих испытаний непоколебимою Церковь Православную, да умирит мир и родную землю и да спасёт всех нас. Подписали: Смиренный Тихон, Патриарх Московский и всея России. Агафангел [Преображенский], митрополит Ярославский и Ростовский. Антоний [Храповицкий], митрополит Харьковский и Ахтырский. Арсений [Стадницкий], митрополит Новгородский и Старорусский. Сергий [Страгородский], митрополит Владимирский и Шуйский. Платон [Рождественский], митрополит Херсонский и Одесский. Кирилл [Смирнов], митрополит Тифлисский и Бакинский, Экзарх Кавказский. Иоанн [Смирнов Ф. И.], архиепископ Рязанский и Зарайский. Серафим [Чичагов], архиепископ Тверской и Кашинский. Евдоким [Мещёрский], архиепископ Алеутский и Североамериканский. Михаил [Ермаков], архиепископ Гродненский. Вениамин [Муратовский], архиепископ Симбирский и Сызранский. Анастасий [Грибановский], архиепископ Кишинёвский и Хотинский. Константин [Булычев], архиепископ Могилевский и Мстиславский. Иоаким [Левицкий], архиепископ Нижегородский. Нафанаил [Троицкий], епископ Архангельский. Иоасаф [Каллистов], архиепископ Коломенский. Андроник [Никольский], епископ Пермский и Кунгурский. Никандр [Феноменов], епископ Вятский и Слободский. Феодосий [Феодосиев], епископ Смоленский. Пахомий [Кедров], епископ Черниговский. Агапит [Вишневский], епископ Екатеринославский. Митрофан [Краснопольский], епископ Астраханский. Иувеналий [Масловский], епископ Тульский и Белевский. Александр [Трапицын], епископ Вологодский и Тотемский.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

6 декабря (23 ноября) 1923 года патриарх написал распоряжение о преемстве высшей церковной власти на случай «ареста, осуждения гражданского, насильственного удаления от дел управления или кончины» . Как и в 1922 году, были указаны имена митрополитов Агафангела и Кирилла . Третьим, тайным возможным местоблюстителем снова стал архиепископ Фаддей. Незадолго до этого Патриарх, заботясь о том, чтобы он не был арестован, предписал ему выехать в Астрахань . Не имея возможности в этот момент арестовать патриарха, власти попытались запретить его поминовение. Появился циркуляр Наркомюста от 8 декабря 1923 года, в котором поминовение патриарха во время богослужений признавалось уголовно наказуемым деянием . Это ставило под угрозу сохранение патриаршей власти в Церкви. В декабре 1923 года управляющим Московской епархией после освобождения из-под ареста стал архиепископ Петр (Полянский). Он вместе с архиепископом Серафимом убеждал патриарха идти на некоторые уступки властям. В начале января 1924 года ОГПУ докладывало Сталину: «Однако, в декабре Тихон вновь подтвердил необходимость перехода на новый стиль. Вообще в последнее время наблюдается, что Тихон под давлением своих епископов всячески старается добиться доверия у Советской власти» . Такое давление отчасти было организовано самим ОГПУ. Одним из важных событий января 1924 года было кратковременное освобождение проходивших с патриархом по делу членов Св. Синода митрополита Арсения (Стадницкого), архиепископа Никандра (Феноменова), а также делопроизводителя Св. Синода и ВЦС П.В. Гурьева. Они были освобождены решением Верховного Суда 10 января из Бутырской тюрьмы . 15 января последовал новый арест всех троих, они были помещены в Бутырскую тюрьму . По данным, поступавшим в ОГПУ, за короткое время пребывания на свободе, архиепископ Никандр (Феноменов) побывал у патриарха и выразил желание быть освобожденным от кафедры архиепископа Крутицкого. Патриарх принял его отказ, и на Крутицкую кафедру назначил архиепископа Петра (Полянского).

http://bogoslov.ru/article/376306

70 Якунин Глеб Павлович (род. 1934) – бывший священник Русской Православной Церкви, общественный и политический деятель, диссидент, депутат Верховного Совета РСФСР (1990), Государственной думы (1993–1995). В 1965 г. вместе с Николаем Эшлиманом, на тот момент также священником РПЦ, направил Патриарху Алексию I (Симанскому) открытое письмо, в котором говорилось о преследовании Церкви и верующих в СССР. По настоянию властей авторы письма были запрещены в служении. В 1979 г. Глеб Якунин арестован и в 1980 г. осужден за антисоветскую агитацию, отбывал срок в Перми-37 до 1985 г., затем провел два с половиной года в ссылке в Якутии. В 1987 г. амнистирован и восстановлен в сане, служил в Подмосковье. В 1993 г. лишен священнического сана, в 1997 г. – отлучен через анафематствование. 72 Митрополит Арсений (Стадницкий , 1862–1936) – с 1906 г. присутствующий в Священном Синоде. В 1907 г. избран членом Государственного совета Российской империи от монашествующего духовенства. С 1910 по 1925 г. был правящим архиереем Новгородской епархии (архиепископ, с 1917 г. – митрополит). На Поместном соборе 1917–1918 гг. был одним из трех кандидатов на Патриарший престол. В 1925–1936 гг. находился в ссылке в Средней Азии, номинально оставаясь митрополитом Новгородским. С 1933 г. – митрополит Ташкентский и Туркестанский. В связи с закрытием всех храмов Ташкента совершал богослужения под открытым небом, у кладбищенской часовни иконы Богородицы «Всех скорбящих Радосте», на которые стекалось до 20 тыс. верующих из города и окрестных селений. Был духовным наставником архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) , умер у него на руках в ташкентской больнице. 73 Митрополит Никандр (Феноменов, 1872–1933) – епископ Русской Церкви с 1905 г. С 1918 г. неоднократно был арестован, в том числе 20 марта 1923 г. – привлечен к суду вместе с Патриархом Тихоном (Белавиным) , митрополитом Арсением (Стадницким) и секретарем Патриарха Петром Гурьевым. Архиепископ с 1919 г., митрополит – с 1925 г. Осенью 1927 г. назначен митрополитом Ташкентским и Туркестанским. Умер в Ташкенте.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

“Чем большее число представителей... реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, – писал он в этом письме, – тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать”. Окончилась гражданская война, началась война с Церковью. Люди в кожаных тужурках вошли в храмы, чтобы силой изъять золотые и серебряные вещи, украшенные драгоценными камнями священные сосуды. Возбужденная и оскорбленная в своих лучших чувствах, народная толпа бросилась на защиту этих ценностей. Звон набата, вопли женщин, стрельба и кровь – таков аккомпанемент изъятию. И Патриарх Тихон, который в особом послании допускал возможность использования для помощи голодающим драгоценных церковных вещей, не имеющих сакраментального значения (подвески, цепи, браслеты, ожерелья, золотые и серебряные оклады икон и т. п.), Патриарх Тихон, который только что сам призывал к пожертвованиям, видя как насильственно отнимается у Церкви ее священное достояние, как святотатственно совершается то, что Церковь могла и желала сделать сама, 28 февраля, т. е. буквально вслед за Декретом об изъятии, издает новое Послание, в котором призывает к защите церковного достояния. С аналогичным призывом обратился Московский архиепископ Никандр (Феноменов). Благочинным епархии он дает распоряжение: “Ценностей не отдавать, в комиссию по изъятию своих представителей не выбирать, в случае прибытия представителей советской власти для изъятия, явиться всем незанятым членам общины для отстаивания церковного имущества”. Начались столкновения между мирянами, прихожанами и комиссиями по изъятию. Столкновения принимали все более жестокий характер, появились жертвы со стороны верующих, но случалось, что и некоторые члены комиссии подвергались насилию, были, редкие правда, случаи их убийства. По сообщению советской прессы, в связи с изъятием церковных ценностей по России произошло 1414 кровавых эксцессов. Почти полторы тысячи кровавых столкновений, десятки тысяч человеческих жизней! Таков итог насильственной меры по спасению голодающих Поволжья, которых так и не накормили большевики, и которые так и умирали, не дождавшись от них куска хлеба. Лилась кровь того самого народа, во имя которого, якобы, совершалось насилие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010