Пушкинские Горы. Церковь Параскевы Пятницы. /// Объект утрачен Деревянная церковь с колокольней, построенная в 1880. Имелись приделы Спаса Нерукотворного и Александра Невского. Закрыта в 1930-х. Сожжена в 1944 отступающими немецкими войсками. http://svyatayarus.su/church/detail/51682/ Деревянная церковь построена в 1795 году, рядом со Святогорским монастырем. Со временем она обветшала и в 1880 г. прихожанами построена новая деревянная на каменном фундаменте церковь. Престолов в церкви было вначале два, в документах 1914 года речь идет о трех престолах. Кроме главного престола, в правом приделе был престол в честь Нерукотворенного Образа Спасителя, в левом приделе – святого Благоверного князя Александра Невского. В церкви находились почитаемые народом иконы: Святой Великомученицы Параскевы, нареченной Пятница, и Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского с ликами святых, имена которых носит императорская фамилия. Колокольня также деревянная на каменном фундаменте, построена в связи с церковью. На ней было пять колоколов. Первый колокол весил 55 п. 22 ф., второй – 7 п. 1 ф., третий – 5 п., четвёртый – 1 п. 3 ф. и пятый – 37 ф. Одинаковая надпись была на третьем и четвёртом колоколах: «Вылит в Валдае в заводе купчихи Пелагеи Ивановны Усачевой». На втором колоколе тоже была надпись: «Сей колокол куплен крестьянином деревни Кошкино», имя и отчество жертвователя не указано. Вне села, на расстоянии 100 саженей, у Казанской церкви, находится кладбище. Крестьянином Слободы Таболенец Федором Лужковым, купеческой вдовой г. Острова Анной Посисьевой, дворянкой Софьей Борисовной Вревской сделаны пожертвования в пользу причта на вечное поминовение их сродников. В приходе церкви были три часовни. Одна находилась на Тимофеевой Горке, вторая – в деревне Лобозы, третья – в деревне Ганьково. Все часовни были деревянные. В Слободе в 1879 г. открыто двухклассное училище Министерства народного просвещения, были также два земских училища. Церковно-приходского попечительства, больницы и богадельни при церкви не было. В приходе была общественная богадельня, она содержалась на общественные деньги. В 1879 г. учреждена школа Министерства народного просвещения.

http://sobory.ru/article/?object=44336

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Сила маминой молитвы Иерей Георгий Санников Мама моя, раба Божия Александра, всегда считала, что жить без Бога нельзя. Тепло материнской любви и силу ее молитв я чувствовал еще с детских лет. Мамочка (так я всегда обращался к ней) напутствовала меня благословением в садик, школу, техникум, армию, институт. Она говорила: «Чтобы всё было хорошо, надо всё делать с Божьей помощью». Но никогда не заставляла меня молиться, говоря: «Появится желание, вот тогда обращайся к Богу с любовью, аккуратно, знай, что Бог всё видит, всё слышит, всё может и готов для тебя сделать доброе дело». Благословение мамы стало обязательным материнским напутствием, и я всегда старался его получить. Думал, что этого достаточно для успешной жизни. Почти до 30 лет я не проявлял особого интереса к познанию веры в Бога, хотя иногда приходил в Знаменский собор, где моя мама почти сорок лет несла послушание . Правда, мне стало кое-что нравиться в церковной жизни. Были даже удивительные для меня случаи: когда обновилась икона святителя чудотворца Николая ; когда я, стоя у иконы нерукотворного образа Спасителя , чувствовал Его живой взгляд, внимательно с любовью устремленный на меня; когда внезапно, как молния, сверкнуло главное паникадило в соборе. Оказывается, в этот момент скончался бывший настоятель, протоиерей, венчавший меня, Пётр Дюльдин, только что подходивший ко мне. О причине происходящего я спрашивал у священнослужителей и прихожан, они отвечали, что такое в Церкви бывает для нашего вразумления, чтобы мы укреплялись в вере. Мама же сказала, что всё это происходит по Божьему промыслу , и кто любит Бога, тому дается знание от Него. Я подумал: «Хорошо бы мне получить такие знания!» И стал чаще приходить в собор на вечернее Богослужение . Откуда мы вместе с мамой возвращались домой. Однажды протоиерей Иаков, настоятель собора, во время каждения на богослужении подошел ко мне и сказал, что мое место на клиросе . Я послушал его и стал приобщаться церковному пению и чтению.

http://azbyka.ru/way/moj-put-v-hram-bozh...

Распятие с предстоящими. 1676-1677 гг. (ГММК) Георгий Терентьевич (упом. в 1667-1702), жалованный иконописец Оружейной палаты, ученик Симона Ушакова . Первое упоминание о З. зафиксировано в указе царя Алексея Михайловича от 16 мая 1667 г. о том, что иконописец «взят в Оружейную палату для иконного воображения» (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 9. 11538). Еще один документ, от 31 мая того же года, регламентирует условия перехода З. в Оружейную палату, сообщая, что он являлся крестьянским сыном в вотчине Гавриила Петровича Островского, по воле к-рого обучался иконописи у Симона Ушакова. Своим наставником З. характеризовался так: «...святых икон воображение писать искусен и пишет добрым мастерством», за что и был взят у своего хозяина за 100 р. вместе с женой, с детьми и со сродниками и определен иконописцем в Оружейную палату (Там же. 11232). Сохранились 2 подписные работы З. из Вознесенской ц. в Москве, датированные 1667 г.: «Господь Вседержитель» и Смоленская икона Божией Матери (обе в ГМИР). В 1668 г. З. с жалованными иконописцами во главе с Симоном Ушаковым писал иконы для иконостаса ц. свт. Григория Неокесарийского в Дербицах. Тогда же ему было дано место для постройки своего двора близ «государева большого аглицкого двора» (РГАДА. 396. Оп. 1. Ч. 9. 51389), а в 1675 г. его двор был перенесен в район Белого города за Ильинскими воротами. В 1670 и 1671 гг. имя З. встречается в документах Оружейной палаты в связи с распределением иконописных работ. В 1673 г. З. вместе с Симоном Ушаковым, Никитой Павловцем , Федором Козловым , Андреем Ильиным и Иваном Филатьевым (см. ст. Филатьевы ) писали иконы праздничного ряда для иконостаса Покровской ц. в вотчине дворян Хитрово с. Братцева (ныне в черте Москвы) (сохр. подписная икона «Распятие», ГТГ). В 1676 г. З. упоминается в связи с починкой стенного письма в ц. Нерукотворного образа Спасителя Большого Кремлевского дворца. 1676-1677 гг. датированы 2 подписные иконы мастера в иконостасе этого храма: «Распятие с предстоящими» и «Иверская икона Божией Матери, с апостолами на полях» (вместе с Сергеем Рожковым) (обе в ГММК). 1677 г. датирована южная диаконская дверь с изображением архидиак. Лаврентия с надписью о работе З.: «с товарыщи» (ГММК).

http://pravenc.ru/text/199835.html

Русский. Владивостокский Серафимовский монастырь. Серафима Саровского мужской монастырь /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты В 2014 году храму преподобного Серафима Саровского на острове Русский исполнилось 100 лет. Его история и судьба неотрывно связаны с историей русского Дальнего Востока, нашей страны, народа и Русской Православной Церкви столетия минувшего. 13 лет назад, в 2001 году, здесь основана монашеская обитель. В 1871 г. Владивосток приобрел статус – «Главный порт Восточного океана». Задача защиты и удержания юга Уссурийского края за Российской Империей требовала усиления обороны порта, возведенного 5 апреля 1876 г. и в степень города. Первые воинские подразделения крепостной артиллерии и пехоты появляются здесь в 1880-1881 гг. на Ларионовском полуострове, в районе нынешнего поселка Канал. В 1890-е гг. разрабатывается концепция морской обороны крепости, строятся форт горы Русских и Поспеловская оборонительная линия. С численным ростом островного гарнизона встает вопрос и о храме. В 1896 г. по инициативе нижних чинов 8-го Восточно-Сибирского линейного батальона на острове Русский близ мыса Поспелова был заложен первый храм. Он был освящен в 1897 г. в честь Нерукотворного Образа Христа Спасителя и навсегда вошел в историю Владивостока как первый полковой храм крепости. В 1906 г. на острове размещается 9-я Восточно-Сибирская стрелковая дивизия, принимавшая участие в русско-японской войне. С этого времени в крепости появляются полковые домовые церкви 33-го, 34-го, 35-го и 36-го полков. С началом широкого казарменного строительства в молодых военных городках стали возводить храмовые здания, чтобы перенести домовые церкви из барачных строений. Полковые церкви находились под управлением ведомства протопресвитера военного и морского духовенства – структуры, бывшей неотъемлемой частью военной организации страны. Новые воинские домовые церкви появлялись на острове вплоть до 1922 г. Всего к началу атеистического времени на острове Русский существовало шесть полковых воинских храмов, столько же домовых церквей, две часовни, множество киотов и киотных столбов освящали и украшали позиции артиллерийских батарей, фасады казарм, наружные и внутренние стены фортов.

http://sobory.ru/article/?object=42517

Рязань. Церковь Екатерины. Екатерининская церковь Карта и ближайшие объекты Первоначальная постройка храма относится к концу XVII века(1697-1699гг.). Зодчий-Яков Григорьевич Бухвостов. Через 100лет храм обветшал, и перестроен в 1798 году. В Екатерининской церкви два придела: в честь Рождества Богородицы и великомученика Георгия Победоносца. В 1906 году были устроены ещё два придела: в честь Архангела Михаила и Нерукотворного Образа Спасителя. В этой церкви в 1870-1882 годах служил священником известный композитор духовной музыки протоиерей Михаил Александрович Виноградов. После 1917 года церковная служба прекращена. Окончательно храм был закрыт в 1935 году. Здание храма использовалось как торговое учреждение. В 1992 году храм возвращен верующим и освящен. Источник: http://www.ryazeparh.ru/ Екатерининская церковь первоначально находилась, как видно из Писцовой книги Мины Лыкова, в остроге, за Глебовскими воротами. В списке с Писцовых книг князя Федора Павлова 1643 г. Екатерининская церковь упоминается в числе церквей, находившихся в остроге, в Стрелецкой слободе. В остроге же значится Екатерининская церковь и по окладной книге 1676 г. Первоначальное построение, вместо деревянной, каменной церкви в честь св. вмц. Екатерины с приделом Георгиевским одновременно с церковью Ильинской и проводилось в 1697 – 99 гг. тем же подрядчиком Бухвостовым. Существующая Екатерининская церковь с приделами Богородицерождественским и Георгиевским построена в 1798 г. В приходе к ней числится 182 двора, в коих муж. пола 519 и жен. пола 610. При церкви имеется неприкосновенного капитала более 8 000 руб., проценты с коего идут частью в пользу бедных прихожан. По штату 1873 г. в причте положены 1 священник и 2 псаломщика. Иоанн Добролюбов   «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных…», т. 1, Зарайск. Типография А. Н. Титовой, 1884 г. В нач. 17 в. в городе уже была деревянная церковь Екатерины с приделом преподобного Онуфрия. Стояла она за Глебовскими воротами, в остроге, в Стрелецкой слободе (вблизи того места, где располагается театр Юного зрителя). В 1697-99 гг. взамен деревянной возвели каменную. По преданию, подрядчиком был Никита Бухвостов. В нач. 18 в. её разобрали.

http://sobory.ru/article/?object=07111

Снова по милости Божией вступаем мы в Успенский пост. Пост этот самый краткий и самый сладкий. Начинается он с освящения меда, потом будет освящение плодов. И самый легкий этот пост, потому что Божия Матерь заботится о том, чтобы иго Христово было для нас легким. И заботится о теле нашем так же, как и о душе. Начинается пост с освящения меда, чтобы мы знали не только о той сладости, которую Господь дает для тела, но и о сладости духовной. Чтобы сладость, которая исходит от Креста Христова, открылась нам в течение поста. Как некогда в Ветхом Завете в горькие воды Мерры опускалось древо, и они становились сладкими, приятными. Так да будет со всей нашей жизнью — от прикосновения Креста Христова к ней горечь ее да изменится в сладость. Мы начинаем пост с поклонения Кресту Христову, потому что Успенский пост есть размышление о тайне смерти и о тайне жизни, земной и вечной. Чтобы эта тайна стала сладостной для нас, чтобы глубже открылась этим постом. День 1 августа по старому стилю, с которого начинается Успенский пост, считается днем крещения Руси. А крещение — это и есть такое погружение в воду крестную, благодать Христову, так что открывается людям тайна Креста и они готовы все принести Господу, и жизнь, и смерть свою, чтобы всегда быть с Ним. Вы знаете, что мученики всегда изображаются на иконах с крестом. И жизнь каждого человека тоже завершается крестом. Над нашей могилой будет стоять крест, если мы сподобимся этой милости. Дай Бог, чтобы крест вырастал из всей нашей жизни. Чтобы это было древо жизни, которое мы тоже питаем, принимая участие в том, что Христос совершил. Весь Успенский пост — крестный. Начало Успенского поста — Крест, и в середине его — Крест, Преображение Господне, с его светом, возвещающим об исходе, который Господь должен совершить в Иерусалиме. И праздник Нерукотворного образа Спасителя, который является как бы завершением этого нашего пути, — тоже праздник Креста. Потому что Господа «не приняли, как имеющего вид идущего в Иерусалим» (Лк. 9, 51), и пречистый лик Его светит нам на фоне Креста. Церковь готовит нас Крестом к принятию тайны исхода Божией Матери. Потому что Ее Успение — это раскрытие победы Креста Христова, неотделимой от Его Воскресения.

http://pravoslavie.ru/63434.html

Ульяново. Ульяновский Троице-Стефанов монастырь. Ульяновский монастырь; Монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы Стефаново-Ульяновский Карта и ближайшие объекты Троице-Стефано-Ульяновский монастырь, общежительный, в местечке Ульянове, в 1045 верстах от города Вологды и в 165 верстах от города Усть-Сысольска, близ реки Вычегды. Основан в конце XIV века святым Стефаном Пермским (см. 26 апреля). Упраздненный в 1764 году, он был восстановлен в 1860 году. При монастыре с 1893 года церковно-приходская школа, преобразованная в 1896 году в миссионерскую. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Село Ульяново. Ульяновский Троице-Стефанов монастырь. Монастырь был основан святителем Стефаном Пермским, просветителем зырян, не позднее 1396 года. В то время на реке Вычегда был построен небольшой храм в честь Преображения Господня, новая пустынь была названа в честь Нерукотворного Образа Спасителя. В XVII веке Спасскую пустынь возглавил иеромонах Филарет, ставший новым её строителем. Ввиду того что обитель была бедна при секуляризационной реформе в 1764 году она была закрыта. Храм обители обратили в приходской для Ульяновского погоста. В 1860 году монастырь был возобновлен иноками Соловецкого монастыря архимандритом Матфеем и иеромонахами Паисием, Феофилактом и Амвросием. Вскоре был выстроен прекрасный каменный архитектурный ансамбль монастыря с колокольней высотой 64 метра, каменной оградой с 4 красивыми угловыми башнями. В 1878 г. вне монастырской стены было начато строительство четырехэтажной гостиницы для приезжих. Кроме того, вне стены был построен трехэтажный домдля монастырских рабочих. В 1882 г. была открыта церковно-приходская школа для мальчиков, в 1907 г. -богадельня для больных. В 1871 г. в монастыре жили 36 монахов и послушников, в 1889 г. число их выросло до семидесяти человек. Для них были построены 2 братских корпуса. Монастырь вскоре вошёл в десятку известнейших российских обителей. В начале XX века это был также один из крупнейших монастырей России.

http://sobory.ru/article/?object=11631

Усть-Вымь. Михаило-Архангельский мужской монастырь. Церковь Стефана Пермского. Церковь. Действует.   Престолы: Стефана Пермского Год постройки:Между 1755 и 1766. Архитектор:мастера Василий Белоруков, Григорий и Василий Тренькины Адрес: Россия, Республика Коми, Усть-Вымский район, с.Усть-Вымь Координаты: 62.223299, 50.398593 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1608 году на городище стояла церковь Стефана Великопермского чудотворца, древяна, клецки, а также часовня, где лежали пермские епископы Герасим, Питирим и Иона. В переписной книге Яренского уезда 1646 года на городище Усть-Вымь было три церкви: церковь во имя Благовещенья Пресвятой Богородицы, деревянная, шатровая, холодная; церковь Стефана Великопермского чудотворца, деревянная, Клецкая и церковь во имя святых отец епископов Пермских Герасима, Питирима и Ионы, деревянная шатровая, а также колокольня рубленная, шатровая, построенная в 1628 году. Стефановская церковь сгорела в 1692 году. И уже в 1696 году построена новая. Известно, что новые деревянный церкви были построены, по видимому, на месте тоже сгоревших: церковь теплая, Благовещенья в 1738 г., а холодная Нерукотворного образа Спасителя построена в 1743 году и освящена в 1808 году. Приблизительно в те же годы на Усть-Выми (городище) строились и каменные церкви. Каменная одноэтажная церковь Стефана Пермского была начата строиться в 1755 году и священа в 1764 году. Теплая, одноглавая построена на месте сгоревшей деревянной, глава её была покрыта белым железом, крест на ней был деревянный. В 1929-30 г. Стефановская церковь была передана управлению лагерей под складское помещение и под столовую. Источники: Воскобойникова Н.П. К истории церковного строительства на Усть-Выми/Н.П. Воскобойникова//Крестьянство Вычегодского края в XVII-XX веках. – Архангельск, 1999. Святыни земли Коми: церкви, часовни, монастыри, иконы: Дайджест/Муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» Центральная городская библиотека; сост.: М.А. Першина. – Сыктывкар, 2007.

http://sobory.ru/article/?object=10512

Яранск. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. Собор. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:1798. Адрес: Россия, Кировская область, г.Яранск, ул.К.Маркса, 15 Координаты: 57.30634, 47.877374 Проезд:Находится в центре города, наискосок от Троицкого собора, по ул. Карла Маркса в северо-восточном направлении. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты На архивных фотографиях мы видим два каменных храма, расположенных рядом. Это два храма Успенского собора г. Яранска. Оба храма были теплыми. Первый, слева, построен в 1798г. (по другим данным в 1790г.), имел главный престол в честь Успения Божией Матери, в приделах в честь Нерукотворного Образа Спасителя и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Успенский храм имеет высоту 17,5 саженей, длина 10,5 саженей, ширина 12,5 саженей. Своды коробовые, в середине котловые. В храме поставлены 8 пятигранных гладких столбов, соединенных между собой арками, три из них имеют углубления для хранения церковных принадлежностей, в одном устроен вход на хоры. Окна в три света, полукруглые. Алтарь трехчастный с котловыми сводами. Второй храм, Преображенский, на фото справа (ныне не существует), построен в 1817г., имел три престола: главный в честь Преображения Господня, в приделах в честь Владимирской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца. Закрыт в 1930-х годах, разобран в 1950-х. По материалам Вятских Епархиальных Ведомостей, 13, 1873г. и " Известий ИАК " 48 за 1913г. На юго-западе Вятской земли, на высоком правобережье реки Ярани стоит Яранск. Поначалу здесь был основан укреплённый населённый пункт в ряду небольших городов-крепостей. Они строились в Казанском наместничестве для защиты новых границ российского северо-востока, а особенности после 3-й Черемисской войны (1581-1585). Официальной датой основания Яранска считается 1584 год, причём местные краеведы говорят и о более ранней датировке первых здешних поселений. Строительство Яранска начиналось на месте нынешнего Успенского собора. Оно было выбрано удачно: быстро растущую крепость-острог, окружённую бревенчатыми стенами, на юге защищали глубокий овраг, на западе - речные воды, на востоке - непролазные лесные чащи.

http://sobory.ru/article/?object=03678

Закрыть itemscope itemtype="" > «Храм мог бы стать символом воинской славы России» Вопрос Путину и открытое письмо Минниханову по Храму-памятнику на Казанке 13.12.2023 228 Время на чтение 3 минуты Накануне председатель Общества русской культуры Республики Татарстан Михаил Щеглов обратился с вопросом к Президенту России Владимиру Путину, касающимся Храма-памятника Нерукотворного образа Христа Спасителя, известном в народе, как Храм-памятник православным воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году. Он сообщил, что с прихожанами будет ждать здесь прямого включения Московской студии с 13:00 до 14:00 во время трансляции. В редакции имеется скриншоты — подтверждения обращения. Сегодня Михаил Юрьевич Щеглов с аналогичным вопросом обратился с открытым письмом к главе Республики Татарстан Рустаму Минниханову, попросив оказать техническое содействие в организации данной площадки. Обращение зарегистрировано за Публикуем текст обращения в оригинале: «Почему в самом центре России в столице Республики Татарстан уже много десятилетий стоит заброшенным и пустует Храм-памятник Нерукотворного образа Христа Спасителя – один из символов начала формирования Российской государственности? Уважаемый Рустам Нургалеевич! Аналогичный заголовку данного письма вопрос накануне задан Президенту Российской Федерации В.В. Путину для ответа во время прямого включения 14 декабря 2023 г., но думается, что прежде ответить на него следует Вам. Храм-памятник на Казанке имеет важнейшее символическое значение сразу во многих смыслах. Главное, что это место может считаться символом начала формирования как такового Государства Российского, как многонационального и многоконфессионального. Учитывая, что, по некоторым данным, под Храмом-памятником похоронены не только русские, но и татары, то именно в этом качестве могла бы нынешняя Республика Татарстан рассматривать данное место, символически разграничивающее исторические эпохи жизни и татарского народа, когда он в полную силу включился в государственное строительство и обустройство нашей общей для всех народов России.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/13/hr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010