Тутаев. Церковь Спаса Нерукотворного Образа и Михаила Архангела (Спасо-Архангельская). Карта и ближайшие объекты Ниже по течению бывшей пристани, но выше от реки, чем Казанская-Преображенская церковь, среди зарослей и как бы на пустыре, стоит Спасо-Архангельская церковь. Она возведена в 1746 году вместо двух деревянных церквей, сгоревших, надо полагать, в Смуту или несколько позднее. Перестройки 1830 года ее почти не испортили. По материалам сайта http:archeologia.narod.ru В 1854 г. церковь была передана единоверцам, которые ее переосвятили. На колокольне церкви находился старинный колокол нач. XVII в., отлитый в Голландии мастером Яковом Нотеманом. В храме находилась чтимая икона Спаса Вседержителя больших размеров, подобная иконе Христа Спасителя в Воскресенском соборе города. Спасо-Архангельский храм, как и большинство романовских храмов, стоит на месте бывших деревянных, уничтоженных пожарами. Благословение на строительство каменного храма было дано в 1746 году. 30 декабря 1751 года нижний храм освятили в честь Рождества Христова и Архангела Михаила. Верхний, летний храм был освящен в честь Владимирской иконы Божией Матери только в 1770 году. Почти сто лет Архангельский храм имел православный приход. Население Романова со времени раскола – трагедии в истории Русской церкви - было в большинстве своем явными или тайными старообрядцами, которые делились на поповцев и беспоповцев, но своей церкви они не имели. В 1854 году по просьбе романово-борисоглебских староверов, ради примирения, была разрешена постройка единоверческого деревянного храма во имя мученика Никифора. А в 1855 году, «к утверждению в вере и преспеянию в любви, мире и единении со Святою, Соборною и Апостольскою Церковью» по благословению Святейшего Синода им безвозмездно была передана одна из красивейших церквей города – Архангельская. В нижнем её храме 29 сентября был освящен придел в честь Спаса Всемилостивого. С той поры храм стал именоваться Спасо-Архангельским. Несмотря на то, что Архангельский придел упразднили из-за тесноты в 1883 году, это название до сих пор живет в народной памяти.

http://sobory.ru/article/?object=03241

Ульяновск. Симбирский Спасский женский монастырь. Спасский Новодевичий монастырь Храмы монастыря: Утраченные храмы: Карта и ближайшие объекты Спасский женский (девичий) монастырь - иначе Спасский Новодевичий монастырь (до 1633 г. – ок. 1936 г.) Монастырь основан одновременно с городом (1648 г.) или по некоторым предположениям, еще раньше (не позднее 1640 г.). Первоначально была одна деревянная однопрестольная церковь во имя Нерукотворного Образа Спасителя, время построения которой точно не известно. В 1678 г. вместо нее на средства С.Т. Протопопова была построена и украшена новая деревянная Спасская церковь. В 1685 г. эта церковь сгорела. В 1691-1696 гг. вместо сгоревшей церкви была построена однопрестольная холодная каменная церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа с деревянной колокольней. Она получила наименование второго городского собора (после Троицкого собора) и занимала 360 кв. саж. В 1696-1698 гг. купцом И. Андреевым была построена вторая каменная теплая церковь во имя Святителя Алексия, митрополита Московского. В 1709-1710 гг. на средства М.О. Твердышева к этой церкви пристроили каменную колокольню. В 1713 г. тот же И. Андреев увеличил церковь в размерах, соединил ее с колокольней, а с южной стороны была пристроена больница. В 1734 г. эта больница из-за обветшания была перестроена подполковником И.И. Немковым и обращена в придельную церковь во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В 1780 г. " Спасской девичей монастырь " имел 2 каменные церкви, число других построек с годами менялось. До 1784 г. все здания, кроме храмов, и ограда монастыря были деревянные. В 1787-1789 гг. на средства, завещанные симбирянами Я.Б. и Н.К. Твердышевыми, по плану Симбирского архитектора Тоскания построены: вокруг монастыря каменная ограда; на пустом месте с северной стороны по Дворцовой ул. - два одноэтажных флигеля для постоя, " чтобы сдавать их в наем и этим увеличить монастырский доход " на восточной стороне - два каменных дома для игуменьи и для монахинь и др. постройки. В северо-западной башне ограды было устроено служебное помещение, а в северо-восточной башне - часовня. В ограде были устроены ворота: на северной стороне они назывались " водяными " , с южной стороны они были расписными с деревянной часовней. Главные Святые ворота располагались со стороны Спасской улицы.

http://sobory.ru/article/?object=30517

О библейском прототипе иконостаса В сборнике " Иконостас. Происхождение - развитие - символика " , М., 2000, опубликованы статьи научных сотрудников Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге И.А.Шалиной и Т.Д.Сизоненко, посвященные малоизученной теме библейских прототипов христианского церковного искусства. И.А.Шалиной и Т.Д.Сизоненко исследованы связи византийской алтарной преграды и русского высокого иконостаса с конструкцией и символикой завесы, закрывавшей вход в святое святых ветхозаветных скинии и храма. По мнению И.А.Шалиной вход в святое святых, оформленный в виде четырех колонн и образованного ими тройного прохода, закрытого завесой с изображениями херувимов (Исх. 26. 31-33), воспроизведен в христианском искусстве, в частности, в устройстве византийской алтарной преграды (И.А.Шалина, Вход Святая Святых и византийская алтарная преграда). Впервые иконостас рассматривается как образ тройных врат Небесного Иерусалима (Откр. 21. 13; И.А.Шалина, Боковые врата иконостаса: символический замысел). Т.Д.Сизоненко отмечает сходство формы Царских врат иконостаса с иконографией ковчега завета (Т.Д.Сизоненко, О ветхозаветной символике царских врат). Одновременно в США была опубликована монография Герберта Кесслера, в которой представлены параллели между византийскими изображениями завесы и иконографией Нерукотворного образа Спасителя (Herbert L. Kessler, Spiritual Seeing: Picturing Gods Invisibility in Medieval Art, Philadelphia, 2000). В православном искусстве Нерукотворный образ Спасителя соотносится с темами Благовещения и Евхаристии, а также упокоения душ праведных в селениях Небесных, " по ту сторону завесы " . В византийской традиции Нерукотворная икона обычно размещается над алтарной апсидой храма (см. Шарон Герстель, Чудотворный Мандилион. Образ Спаса Нерукотворного в византийских иконографических программах ). Следует отметить, что выводы искусствоведов соответствуют святоотеческим комментариям, рассматривающим и завесу, и ковчег завета в качестве важных символов тайны Боговоплощения.

http://pravoslavie.ru/1466.html

По правую сторону царских врат: 1) Спасителя и над ним, в той же раме, Рождества Христова (в сер. ризе, длин. 2 арш. 13 верш., шир. 1 арш.). 2) Нерукотворного Спаса (в сереб, вызолоченном окладе), с изображением, вокруг него, истории происхождения первого нерукотворного образа – и чудес, бывших от него, и над ним, в той же раме, Богоявление Господне (длиной 12 1 / 2 верш., шириной 10 1 / 2 верш.). 3) Трех Святителей Вселенских: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста и над ним, в той же раме, Воздвижение Животворящего Креста Господня (в сереб. ризе, длиной 2 арш. 13 вершков, шир. 1 аршин). 4) Благовещение Пресвятой Богородицы и над ним, в той же раме, Преображение Господне (длин. 2 арш. 12 вершк., ширина 1 арш., с двумя сребро-позолоченными венцами). 5) Св. Апостола Андрея Первозванного и над ним, в той же раме, образ Сошествия Св. Духа (в сер. ризе, длиной 2 арш. 13 вершк., шир. 1 арш). По левую сторону царских врат: 6) Божьей Матери с Предвечным младенцем и над ним, в той же раме, Рождества Богородицы (в сер. ризе, длиной 2 арш. 13 вершк., ширина 1 арш.). 7) Знамения Божией Матери (в сребр, вызолоченной ризе), с изображением чудес, бывших в Великом Новгороде от чудотворной иконы и над ним, в той же раме, Благовещение Пресв. Богородицы (длина 13 вершк., шир. 12 вершков). 8) Образ Божьей Матери Всех скорбящих радости (в медной ризе), с изображением: а) целование Пресв. Девы Марии с праведн. Елизаветой; б) Благовестие Пастырям Вифлеемских о Рождестве Иисуса Христа; в) Рождества Христова; г) бегство св. Иосифа и Марии с младенцем Иисусом в Египет, а над ним, в той же раме, Введение во храм Пресв. Девы Марии, (длина 12 вершков, ширина 9 вершков). 9) Св. Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна и над ним Успение Божьей Матери (длиной 2 аршина 13 вершков, шириной 1 аршин с серебро-позолоченным венцом). 10) Св. Николая Мирликийского, в серебро-вызолоченной ризе, с изображением вокруг него чудес, совершенных Святителем, и над ним, в той же раме, Лазарево Воскресение (длин. 13 вершк., ширин. 13 вершк).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Святитель Петр, это XIII век, отличался исключительным благочестием, имел различные дарования от Бога. Он был талантливым иконописцем. Известно, что некоторые из икон, написанных им, имели чудотворную силу. Его благословение на строительство Успенского собора в Кремле определило судьбу Москвы. Тогда Москва была небольшим удельным княжеством. Если будет построен храм Успения, сказал святитель Петр, то Москва станет великим городом, и вокруг нее соберутся все русские земли.Его пророчество исполнилось, и замечательно, что при другом святителе — патриархе Ермогене — Русскую землю стали называть Домом Пресвятой Богородицы.Гроб с телом святителя Петра лег как бы краеугольным камнем в строительство Успенского собора, а значит и всего града Москвы и всей русской земли. У этого гроба князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы, святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. При гробе святителя нарекались и избирались русские первосвятители. Далее — святитель Алексий, это yжeXIVbek. Мы помним, как он от юности был избран Господом на служение, как еще мальчиком, занимаясь ловлей птиц, он задремал, и услышал голос: «Алексей, человеков будешь уловлять». Это был зов, подобный тому, с которымкогда-то Спаситель обратился к самим апостолам. Служению святителя Алексия сопутствовали многие бури. И та буря, в которую он попал во время плавания из Константинополя в Россию, где получил благословение на первосвятительство, как бы символизировала всю его многоскорбную, исполненную искушений и тяжких трудов жизнь. Во время этой бури, когда казалось, что гибель неминуема, он дал обет построить храм в честь святого или церковного праздника, который придется на день его спасения. И Господь спас его в праздник Спаса Нерукотворного. Заботами святителя Алексия был воздвигнут монастырь в честь Нерукотворного образа Спасителя (сегодня это Андрониковский монастырь, названный так в память первого игумена преподобного Андроника, ученика преподобного Сергия). Будучи предстоятелем Церкви, митрополит Алексий заботился и о делах государственных. Он был регентом юного князя Димитрия Донского, воспитав этого воина, этого святого в заветах любви к Церкви, в уповании на Господа. Вскоре,через два года после кончины святителя, последовавшей в 1378 году, состоялось знаменитое Куликовское сражение, которое положило, по существу, конец татаро-монгольскому владычеству на Руси.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/18/te...

Спасский храм. Фото начала XX в. Практически все жители города Уфы знают печальную историю Спасского храма, в народе называемого «уфимским Акрополем», который расположен в историческом центре города, в шаговой доступности от здания администрации Республики Башкортостан и других административных зданий. Первоначально Спасский храм, возведенный в 1779 году, был деревянным. Построен он был благодаря чудесному событию, произошедшему незадолго до этого. Из Елабуги в Уфу крестным ходом несли чудотворный образ Спаса Нерукотворного . Рядом с храмом Благовещения остановились, а когда собрались идти, Господь не позволил нести икону дальше: ее не могли сдвинуть с места. Только после обещания, данного присутствующими, построить на этом месте церковь, крестный ход смог двинуться дальше. Во исполнение обета православные уфимцы сообща построили храм в честь Нерукотворного образа Спасителя. После городского пожара в 1821 году была заложена ныне существующая каменная Спасская церковь с двумя приделами: во имя Святителя Николая и в честь Рождества Христова. Из-за нехватки средств строительство продолжалось до 1844 года. Иконы для иконостаса в древнегреческом стиле были написаны в Москве. Фасадную часть храма украшала колоннада из 36 колонн с двумя колокольнями по краям. В 1892 году храм был украшен живописью. В целом архитектура Спасской церкви напоминала Казанский собор в Санкт-Петербурге или собор Святого Петра в Риме. Характерное для советского времени отношение к святыням превратило великолепную некогда церковь в «обрубок» со страшными шрамами. Были полностью разрушены колокольни и колоннада. В 40-е годы из-за обвала сползла в овраг алтарная апсида, и церковь лишилась еще одной части. В 1941-м году был снесен подкупольный барабан, произошло практически полное уничтожение редких фресок, в наше время признанных специалистами ЮНЕСКО уникальными и не имеющими аналогов в России. Прошли годы, и многое изменилось. Времена варварских разрушений, слава Богу, позади. Но Спасский храм и поныне нуждается в срочном спасении. И, хотя в 1994 году здание было возвращено Церкви, и в храме возобновились богослужения, эта уникальная и значимая для Уфы православная святыня, которой в 2004 году был присвоен статус памятника истории и культуры, до сегодняшнего дня находится в плачевном состоянии.

http://pravoslavie.ru/62081.html

II. Первые иконы Спасителя и Божией Матери Приводится по изданию: Л.А.Успенский. Богословие иконы Православной Церкви. II. Первые иконы Спасителя и Божией Матери К оглавлению Церковное Предание утверждает, что первая икона Спасителя появилась во время Его земной жизни. Это образ, который мы знаем под названием Нерукотворный (acheiropoietos) Спас. История происхождения первого образа Христова передается нам прежде всего текстами службы Нерукотворному Спасу 16 августа: «Пречистаго Твоего лика зрак изобразив, Авгарю верному послал еси, возжелавшу Тя видети, по Божеству Херувимы невидимого...» (Стихира 8 гласа на вечерне) . Или стихира на утрене (4 гласа): «...ко Авгарю богоначертанна письмена послав, просящему спасения и здравия сему, еже от подобия Твоего зрака Божественного». Упоминания об истории Авгаря встречаются довольно часто, особенно в службе, совершаемой в храмах, посвященных в честь Нерукотворного Образа. Но богослужебные тексты не передают подробностей о происхождении образа: они говорят лишь о самом факте . Что касается древних авторов, то они не упоминают о нем вплоть до пятого века. Это объясняется, по-видимому, тем, что образ оставался еще замурованным, местонахождение его не было известно, и о нем забыли. Древнейшее известное нам упоминание об этом образе находится в памятнике, называемом «Учение Аддаи». Аддаи был епископом Едессы (541 г.) и в своем труде (если только «Учение ...» написано действительно им) использовал, очевидно, какое-то местное предание или же письменные памятники, нам неизвестные. Древнейший — известный нам — писатель, авторство которого признается неоспоримым, который говорит о Нерукотворном Образе, посланном Христом царю Авгарю, — Евагрий (VI в.). В своей «Церковной истории» он называет этот образ «богозданной иконой». Что же касается самого плата с запечатленным на нем образом лика Христова, то он долго хранился в Едессе как драгоценнейшее сокровище города. Почитание его было широко распространено на всем Востоке, и в восьмом веке христиане праздновали во многих местах Нерукотворный Образ по примеру Едессы .

http://sedmitza.ru/lib/text/440326/

По причине выгодного географического положения М. в случае необходимости исполнял функции крепости или адм. центра. Особую известность М. получил благодаря животворящему образу-керамиону Спасителя, к-рый прп. Антоний принес из Эдессы и в руках с к-рым часто изображается на иконах. По преданию, керамион - современник Нерукотворного образа Спасителя, который Христос отправил царю Авгарю . Когда плат с Нерукотворным образом Спасителя положили на глиняную поверхность (предмет посуды, табличку), он чудесным образом отразился на керамике. Керамион был помещен в кафоликоне М. и привлекал внимание множества паломников. В 1394 г., во время 3-го похода монг. завоевателя Тамерлана (в груз. источниках - Темурленг) на Грузию, М. был разорен. Еп. Марткопский Георгий спрятал икону, но был убит, и местонахождение образа осталось неизвестным ( Матиашвили. 1998. Т. 1. С. 124, 144; Гоиладзе. 2002. С. 172). В М. сохранилась копия керамиона, к-рая также считалась нерукотворной. В делах московского посольства в Кахети в 1589 г. описаны кафоликон М. и его святыни: «Архиепискупия Мартукопская за горами. Церковь Преображение Христово, камена в верх. А в ней образ Нерукотворенной Господа нашего Ис Христа, обложен золотом, венец с дорогим каменьем, перед ним свеча поставная; да образ Пречистые Богородицы, обложен серебром, позолочен, и иные образы многие обложены серебром, позолочены... в церкве лежит преподобный Антоней Пустынник» ( Белокуров. 1889. С. CXXII). В 1752 г. копию привезли в Тбилиси и поместили в специально устроенной часовне. При иконе постоянно находился иеромонах для совершения богослужений и треб. Она была поновлена греч. худож. Ксантопуло ( Иоселиани. 2009. С. 102-103). В 1818 г. по распоряжению экзарха Грузии архиеп. Феофилакта (Русанова) икона была перенесена в тифлисский кафедральный собор Сиони (Монастырь Марткопи. 1890. С. 9; Матиашвили. 1998. Т. 1. С. 144; Иоселиани. 2009. С. 102-103). В XIII в. католикос-патриарх всей Грузии Арсений IV (Булмаисимисдзе) (1241/42-1249/50) составил гимнографические произведения в честь Марткопской Нерукотворной иконы (НЦРГ. A 85. Л. 278 об.- 284 об.; ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 219). XVII-XVIII вв. датируется Синаксарь «иконы Марткопской и святого отца Антония Марткопели» (16 авг.), где сказано: «И оставил (прп. Антоний.- Авт.) нам образ тот Господень, и доныне он невидим, а чудотворения его зримы; легче сосчитать песок в море, чем чудеса, образом сим Господним творимые» (ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 393-398) .

http://pravenc.ru/text/2562482.html

Верхотурье. Церковь Воскресения Христова (Спасо-Воскресенская). Спасо-Воскресенская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Спасо-Воскресенская церковь (1786 - 1806 гг.) с основным двухэтажным продольно вытянутым объемом имела высокую двухъярусную колокольню и в храмовой части венчалась цилиндрическим световым барабаном под уплощенным шлемовидным покрытием (колокольня и храмовое венчание утрачены). Декоративное убранство фасадов сочетало черты архитектуры барокко в нижнем ярусе, а также формы и детали архитектуры классицизма. Спасо-Воскресенская церковь была первым верхотурским зданием, в архитектурном решении которого произошел переход от традиционных форм народного зодчества к архитектуре классицизма. Воскресенская церковь, каменная, двухэтажная, двухпрестольная. Заложена 13 марта 1786 г. Нижний храм в честь Воскресения Господня, освящен 22 ноября 1786 г. Верхний храм в честь Нерукотворенного Образа Спасителя, освящен 29 июля 1806 г. В 1922 г. изъято 2 пуда 1 фунт 30 золотников серебра (33,1 кг.). С 1925 г. до закрытия обновленческой ориентации. Закрыта в 1930-е гг. Снесены купол и колокольня. В здании размещается котельная. Церковь Воскресения Христова - этапное явление в развитии уральского культового зодчества, одно из первых проявлений классицизма, к тому же сразу высокого уровня. Церковь Воскресения Христова возведена в двух ярусах. В первом ярусе престол Во Имя Обновления храма Воскресения Христова. Он был освящен в 1786 году. А престол второго яруса - Во Имя Нерукотворного Образа Спасителя - только в 1806 году, отсюда разнородность их стилистики. Если нижний ярус, по всей вероятности, еще представляет собой произведение народных мастеров-каменщиков, обходившихся без проектных чертежей, то в основе верхнего, безусловно, лежит архитекторский проект. Причем его автор использовал, вопреки обычной провинциальной инерции, самые передовые по тому времени формы, которые могут считаться переходными от строгого классицизма к ампиру. Вместе с тем он должен был учитывать композицию первого яруса храма, предопределившую объемное построение второго.

http://sobory.ru/article/?object=00345

Лишившись супруги, священник Михаил принял постриг с именем Митрофан в Золотниковской пустыни в 1663 году. В синодике обители запись рода святителя Митрофана начинается словами: " род черного священника Митрофана Сидоровского " . Через три года иноческой жизни иеромонах Митрофан избран во игумена Яхромской Косминой обители. Этим монастырем он управлял 10 лет, проявив себя усердным настоятелем. Его заботами здесь воздвигнут храм в честь Нерукотворного Образа Всемилостивого Спаса. Патриарх Иоаким (1674-1690), узнав о высоком благочестии святого Митрофана, возвел его в 1675 году в сан архимандрита знаменитого в то время Макариево-Унженского монастыря. Там попечением святого был сооружен храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезной и колокольней. На Московском Соборе 1681-1682 годов в числе мер для борьбы со старообрядческим расколом и в целях улучшения христианского просвещения среди православного населения было решено увеличить число епархий и открыть новые кафедры: Воронежскую, Тамбовскую, Холмогорскую и Великоустюжскую. Святой Митрофан был вызван в столицу и 2 апреля 1682 года посвящен во епископа Воронежского патриархом Иоакимом и шестнадцатью архипастырями. Начало епископского служения святителя Митрофана совпало с тяжким для Руси временем смут и церковного раскола. По прибытии в Воронеж святитель прежде всего разослал пастырям своей епархии Окружное послание, в котором призывал своих пасомых к нравственному исправлению. " Честные иереи Бога Вышняго! - писал святитель. - Вожди стада Христова! Вы должны иметь светлые умные очи, просвещенные светом разумения, чтобы вести других по правому пути. По слову Господа, вы должны быть самым светом: " вы есте свет миру " ( Мф. 5, 14 )... Христос Спаситель, вручая паству апостолу Своему, трижды сказал ему: паси, как бы внушая тем, что три есть различные образа пасения: слово учения, молитва при пособии Святых Тайн и пример жизни. Действуйте и вы всеми тремя способами: подавайте пример доброй жизни, учите людей своих и молитесь о них, укрепляя их Святыми Тайнами; наипаче же неверных просвещайте святым Крещением, а согрешивших приводите к покаянию. Будьте внимательны к болящим, чтобы не отошли от сей жизни без причащения Святых Таин и помазания святым елеем " .

http://patriarchia.ru/db/text/912769.htm...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010