Койгородок. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Карта и ближайшие объекты Село Койгородок - упоминается уже в писцовой книге 16 века. Сохранилось и его историческое название - Койгорт, что значит «дом у реки». На его территории немало архитектурных памятников. Один из них - Койгородская церковь Нерукотворного образа Спасителя. В 19 веке величественный пятиглавый храм возводили методом народной стройки. Каждый прихожанин приносил для изготовления кирпичной массы яйцо, молоко, известь. Добавляли глину и песок и получали кирпичи особой крепости. Такой, что когда в 1933 году церковь решили разобрать, даже взрывы не смогли разрушить кладку. Так устояла сельская церковь, в которой вновь, вот уже десятилетие, звучит молитва. Когда-то на территории Койгородского района было 6 церквей и 19 часовен, из них сохранились только две. И это достояние, это наследство, сельчане стремятся сохранить для потомков. Спасский храм для местных жителей - живая история села. Но сегодня внешний вид церкви красноречиво свидетельствует о необходимости ее скорейшей реконструкции. Разрушена колокольня, трапезная, обветшала крыша, нужен ремонт водостока. Да и внутри храма много работы. Для этого необходимы средства, помощь самих прихожан, благотворителей, руководства района. Спасская сельская церковь - центр духовной жизни округи. Уже на протяжении десяти лет руководит общиной настоятель храма игумен Власий. Во внимание к его пастырским трудам владыка Питирим вручил отцу настоятелю патриаршую награду – медаль преподобного Серафима Саровского второй степени. Союз. Православный телеканал.  http://media.tv-soyuz.ru Первый храм на территории современного села Койгородок упоминается в 1586 году в Писцовой книге Яренского уезда. Тогда на погосте Колгорт существовала часовня во имя св. Афанасия Великого. В 1678 году на погосте появляется церковь Нерукотворного Образа Спаса с тремя дворами церковнослужителей. Предшественница современной Спасской церкви сгорела в начале XIX века. В 1807 году прихожане Спасского прихода получают храмозданную грамоту от Преосвященного Феофилакта Епископа Вологодского и Устюжского на строительство вместо сгоревшей деревянной новой каменной церкви. В 1808-1810 гг. был устроен теплый придел во имя св. мученицы Параскевы Пятницы, а в 1816 году достроен и освящен главный Спасский храм. Рост прихода и малопоместительность храма побудили церковно-приходское попечительство ходатайствовать в 1895 году о расширении храма. В надежде на благоприятный исход своего прошения прихожане заготовили в 1896 году 250 тысяч кирпичей и собрали 1700 рублей. В 1897 году губернским инженером (Н. Пухловым?) был составлен проект на расширение церкви через обращение старого храма в трапезную, утвержденный Строительным отделением Губернского правления. В 1898 году Вологодская Духовная Консистория разрешила строительство.

http://sobory.ru/article/?object=13126

Куйбышев (Каинск). Собор Спаса Нерукотворного Образа (старый). Спасский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В 1804 в Каинске (Куйбышев с 1935 года) году был достроен Спасский/Успенский собор, заложенный ещё в 1787 году. История Спасского собора неразрывно связана с жизнью Каинского Барабинского острога, сооруженного в 1722 г. (свое название острог получил от реки Каинки, что в переводе с татарского означает: «белое дерево, береза»). Возможно, что самая первая церковь была возведена вместе с острогом. На сегодняшний день историки-краеведы заняты поиском доказательств, подтверждающих гипотезу. Удивительно быстро развивался отдаленный сибирский город; уже в 1743 г. по разрешению митрополита Тобольского и Сибирского Антония была построена небольшая деревянная церковь, а через восемь лет, в 1751 г., по благословению другого митрополита Тобольского — Сильвестра освящение храма в честь Нерукотворного Образа Спасителя. В 1755 г. Томская Воеводская канцелярия на основании указа императрицы Елизаветы Петровны и в связи с прокладкой Московско-Сибирского тракта предписала командиру Петру Шелудякову перенести Спасскую церковь и Каинский форпост на правый берег реки Каинки. На прежнем месте, где находилась церковь, был поставлен деревянный крест. Через 15 лет после этого появилась необходимость в реставрации обветшавшего храма. Благословил строительство епископ Тобольский Варлаам. Торжественное освящение состоялось в 1773 г. В связи с ростом города и увеличением числа жителей власти Каинска решили выстроить каменный храм. Однако из-за недостатка денежных средств строительство растянулось с 1787 до 1804 гг. Только усилиями мещанина Куишловского, крестьянина Кожевникова и псаломщика Димитрия Лашкова Каинск обрел свою красу – новый величественный каменный храм. Освящение Спасского собора состоялось в 1804 г. с благословения архиепископа Тобольского Антония. Новый храм стал трехпрестольным: главный престол освящен в честь Образа Спаса Нерукотворного, в приделах: в честь святителя Николая Чудотворца (освящен 29 февраля 1804 г.) и в честь Покрова Пресвятой Богородицы (освящен 30 сентября 1836 г.). В состав прихода входили г. Каинск и деревни: Мошнина, Абрамова, Старо-Гребенщикова, Старо-Кандакова, Малинина и Сарапулова. Духовенством Спасского собора велся учет количеству прихожан; в 1890 г. их число составило 4321 человек, в 1909 г. – 3572 человека, в 1911 г. — 2733 человек, а в 1914 г. — 3362 человек. Службы в Спасском соборе вели: протоиерей, один священник, диакон и два псаломщика.

http://sobory.ru/article/?object=43103

Рига. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Rgas Kristus Pesttja svtbildes pareizticgo baznca Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Нерукотворного Образа Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1891 и 1893. Архитектор: А.Н. Эдельсон Адрес: Латвия, г. Рига, Виенибас гатве 76 Vienbas gatve 76, Rga, Latvija Координаты: 56.920391, 24.089413 Проезд:Трамвай 10, троллейбус 8,19,24, автобус 10,40,44,46 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Эта маленькая церковь была построена в Задвинье, на окраине города, в сосновом лесу, где был отведен участок для православного кладбища. Строительство велось на пожервования местных купцов. Старое кладбище сохранилось, но теперь оно находится среди городской застройки, вблизи современной магистрали. Церковь маленькая, но удивительно уютная. У нее нет высокого крыльца, что обусловлено кладбищенской функцией. Построение объемов четкое и строго следует канону : тесный притвор, трапезная часть, отделенная аркой от основного помещения церкви, кубический основной объем, алтарь с ризницей и дьяконником. Фасады не имеют пышного декора, но все на месте : три больших окна основного объема сгруппированы вместе, другие расположены по одному и меньше размером, карнизы с «каплями благодати» и мотивы креста на угловых пилястрах подчеркивают архитектонику объемов. Алтарь перекрыт сводом, основная часть имеет плоское балочное перекрытие. Интерьер украшает невысокий одноярусный иконостас. Хорошие пропорции внутреннего пространства и небольшие размеры способствуют соучастию всех присутствующих в богослужении. Рижская церковь во имя Нерукотворного Образа Спасителя расположена в Задвиньи на улице Виенибас Гатве 76. Её история связана с именем Высокопреосвященнейшего Арсения (Брянцева), архиепископа Рижскаго и Митавского. До приезда в Ригу он являлся ректором Санкт-Петербургской духовной академии и был первым викарным епископом Петербургской митрополии. Служение Преосвященнейшего Арсения в Риге началось в 1887 году. К этому времени в прибалтийских губерниях наметились существенные перемены.

http://sobory.ru/article/?object=08932

Турунтаево. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь Карта и ближайшие объекты История Спасской церкви начинается с 1679 года, когда в устье Итанцы, на берегу Селенги, был построен Итанцинский острог на месте существовавшего до него зимовья. Позже, в 1706 году, при остроге была построена деревянная церковь Спаса Нерукотворного Образа, располагавшаяся вместе с 12 дворами жителей вне острога. Вскоре она сгорела, но была вновь отстроена. К концу 18 века церковь обветшала, к тому же в долине Итанцы образовалось много новых русских селений. В марте 1787 года Иркутской духовной консисторией был дан указ о строительстве новой Спасской каменной церкви в долине Итанцы. Местом для нее было выбрано не село Острожное, а Турунтаево. Церковь в Турунтаеве была заложена 10 июня 1791 года по указу Иркутской Духовной Консистории. Строительство ее велось под руководством мастера Феодула Ежакова. Оно затянулось, по бедности местного населения, почти на 30 лет и было завершено в 1818 году. Церковь ремонтировалась в 1829 и 1913 годах. В храме было два престола: во имя Нерукотворного образа Христа Спасителя в главной «холодной» части и в честь святителя Николая Мирликийского в «теплом» приделе, который был освящен в 1800 году. Главным украшением интерьера служили иконостасы столярной работы с резными деталями и позолотой, старинные храмовые иконы и золоченая и серебряная утварь. Церковь имела богатую библиотеку. Храм был закрыт в 1927 году по решению сельисполкома «ввиду несостояния содержания и уплаты госналога». 18 марта 1939 года церковь была частично разрушена и полностью разграблена – иконы, старинные церковные книги и утварь были сожжены на костре, партийцы и представители власти не разрешили верующим взять что-либо из церкви. С 1939 года храм использовался как склад НКВД, а затем был передан под склад райпотребсоюза. Последние десятилетия не использовался для хозяйственных нужд. В 1991 году исполком райсовета утвердил районную программу «Возрождение», ставящую целью восстановление прибайкальских памятников истории и культуры.

http://sobory.ru/article/?object=06673

Ивашково. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь Карта и ближайшие объекты Кирпичный Спасский храм построен на деньги купца А.Шленова в 1850 г. по проекту А.К.Тона в излюбленном им стиле. Закрыт в 1936 г. Службу возобновили в 1947 г., а в 1961 г. храм вновь закрыли. В 1962 г. сломали колокольню, а в 1980 г. разобрали иконостас и ограду со Святыми воротами. С 1991 г. храм действует. Церковь во имя Нерукотворного Спаса (Перенесения Нерукотворного Образа Спасителя из Эдессы в Константинополь) была построена в 1850-1873 гг. на средства владелицы села Н.П.Глебовой-Стрешневой и купца А.Ф.Шленова. Одноглавый храм с обширной трапезной и многоярусной колокольней в русско-византийском стиле строился А.К.Тоном по типовому проекту его отца, архитектора К.А.Тона. Церковь освящалась святителем Иннокентием, Митрополитом Московским и Коломенским. В трапезной размещались приделы Богоявления Господня и Успения Пресвятой Богородицы (по материалам сайта " Храмы России " Казанской иконы Божией Матери). В 1936 г. церковь была закрыта, в годы войны здесь разместили госпиталь. Во время немецко-фашистской оккупации по просьбе верующих возобновились богослужения, которые проводил иеромонах Ефрем. После освобождения села он был репрессирован и обвинен в пособничестве фашистам - расстрелян вместе с церковным старостой. Затем храм закрыли, вновь открыли в 1947 г. Он действовал до 1961 г., когда его закрыли окончательно. Здание использовалось под склад и клуб. В период закрытий была утрачена колокольня. В 1991 г. храм был возвращен верующим. Ныне он восстановлен, воссоздана колокольня. Использованы материалы справочника " Подмосковье. Монастыри. Храмы. Источники " . - М., УКИНО " Духовное преображение " , 2008 г. Церковь Спаса Всемилостивого по адресу: Шаховской район, с.Ивашково, является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. 84/9). Современный адрес: с/п Раменское, с.Ивашково, ул.Центральная, д.50Б. Кирилл Аминов, 20 мая 2015 г.

http://sobory.ru/article/?object=00689

Курыничи. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Церковь Спаса Нерукотворного Карта и ближайшие объекты Курыничи, в 20 верстах от Перемышля, было центром Курыничской волости Перемышльского уезда, сейчас деревня находится на территории Каменского сельсовета Козельского района. В 1782 году принадлежало Анне Васильевне Давыдовой. В 83 дворах проживало 173 мужчины и 188 женщин. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была деревянной, Церковь была построена в 1733 году тщанием господ Давыдовых, а 2 марта 1826 года сгорела. В «Ведомости о церкви Спасской Перемышльского уезда Калужской епархии села Курынич» за 1915 год сказано, что церковь с каменной оградой была построена в 1830 году вдовой генерал-губернатора Петрограда Марией Михайловной Шульгиной. Церковь каменная, теплая, отапливалась духовой печью. Каменные так же были колокольня, церковная сторожка и ограда вокруг церкви. Церковь трехпрестольная: во имя Всемилостивого Спаса Избавителя, в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Построена в 1830 году вдовой генерала Губернатора Петрограда Марией Михайловной Шульгиной. Каменная, с каменной оградой. Трехпрестольная, с приделами в честь Рождества Богородицы и Покрова Пресвятой Богородицы. При храме имелась библиотека и две церковно - приходские школы. Приход состоял еще из 5 деревень. http://korolev.msk.ru/ Деревня Курыничи находится в 20 км от Перемышля и была центром Курыничиской волости. В конце 18 века она принадлежала Анне Давыдовой. Старанием семьи Давыдовых в 1733 году была построена церковь, впоследствии сгоревшая. В 1830 году возвели каменную трехпрестольную церковь, отапливаемую, колокольню и сторожку, обнесли оградой. Престолы были – Спаса Нерукотворного, Рождества Пресвятой Богородицы, Покрова Пресвятой Богородицы. В иконостасе главного храма села Курыничи был старинный образ Христа Спасителя, чья история такова. Образ сохранился от старой сгоревшей церкви и считается чудотворным. В село приезжают из соседних приходов, берут его и производят крестный ход вокруг своих жилищ. Кроме старинного Образа Христа в Курыничской цекви хранится Евангилие, напечатанное при патриархе Андриане.

http://sobory.ru/article/?object=07413

Райсемёновское. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Карта и ближайшие объекты Как утверждают специалисты, в Райсемёновском сейчас осталась лишь крошечная часть того великолепия, которое создал в своё время известный боярский род Ордын-Нащокиных. Церковь Спаса Нерукотворного, завершённая в 1774 1783 годах, относится к числу выдающихся памятников русской архитектуры XVIII века. Двухэтажный каменный однокупольный храм с колокольней – яркий образец классицизма. Так же, как и множество других церквей, закрыт и отдан на разграбление вандалам в 1930 году. Возвращён верующим лишь спустя 65 лет. Сейчас реставрируется. От церкви открывается великолепный вид на окрестности. Два века назад здесь террасами спускался к реке Наре обустроенный парк с беседками, гротами, мостиками и даже зверинцем. Тогда в Райсемёновском процветал курорт с источниками железистых вод. Водолечебница действовала с 1803 по 1820 годы, а затем пришла в упадок. Сейчас можно только полюбоваться на церковь Спаса Нерукотворного, порадоваться, что полным ходом идёт реконструкция и попытаться представить, как прекрасно здесь было всего каких то 200 лет назад. Официальный сайт администрации г. Протвино www.protvino.ru/news …Еще с дороги открывается дальний вид на долину Нары, где царит над окрестностью величественная церковь Спасителя в селе Рай-Семеновском. Немного правее – колокольня на Ивановой горе (конец XIX в.), придающая местности еще большую живописность. …Рай-Семеновское – усадьба А.П.Нащокина, гофмаршала Павла I. Хозяин окрестил ее Раем, чтобы отличать от другого Семеновского – Отрады, поместья Орловых. Д.Н.Свербеев остроумно замечал: «Само собою разумеется, что, кроме господ и духовенства, никто из народа не подозревал этих причудливых и пышных названий, и невозможно до сих пор добиться от соседних крестьян, чтобы они указали проезжему, где тут Отрада или где тут Рай». Нащокин, очевидно, не желал уступать Орловым не только в причудливости названий своей усадьбы, но и в великолепии самих построек ее. Усадебная церковь, выстроенная по проекту М.Ф.Казакова, поражает воображение. Вот свидетельство того же Д.Н.Свербеева: «У него (Нащокина – М.Д.) было чрезвычайно много вкуса, много вначале денег, а еще больше тщеславия. Церковь, выстроенная им в Рай-Семеновском, одна из самых изящных по селам, какие мне удалось видеть на Святой Руси». Со Свербеевым перекликается неизвестный автор, посетивший усадьбу в начале прошлого века: «Нигде в Европе, даже в самой Италии, нет частного человека, который имел бы у себя такую церковь».

http://sobory.ru/article/?object=04785

Большой и малый придворные соборы в зимнем дворце История их Зимний дворец, составляющий резиденцию, Государя Императора заложен в1754 году архитектором графом Растрелли. Императорское семейство начало жить в нем с 1762 года; хотя окончательно он был достроен только в 1767 году. После пожара 1837 года, здание это отделано еще с большей роскошью, чем прежде, но главнейшие черты внутреннего расположения оставлены в прежнем виде. Одновременно с помещением Императорского семейства во Дворце в 1762 году, устроена в здании его придворная соборная церковь , и освящена в том же году, 6 апреля, новгородским архиепископом Димитрием Сеченовым, во имя Воскресения Господня 49 . На подвижном амвоне, на оборотной его стороне находится медная дощечка с надписью: «устроен 1762 г., возобновлен 1837 г.» В следующем году, при перенесении в собор древнего образа Христа Спасителя на Убрусе, храм сей, по воле Императрицы Екатерины II, освящен вновь 12 июля 1763 года, преосвященным Гавриилом, архиепископом С.-Петербургским и Шлиссельбургским – во имя Спаса Нерукотворного образа, как видно из книги церковной описи. Антиминс за подписью этого преосвященного хранится в ризнице. По возобновлении, после пожара 1837 года, храм освящен в 1839 году 25 марта во имя Нерукотворного же образа, высокопреосвященным Филаретом, митрополитом Киевским и Галицким. В том же здании Зимнего Дворца на северо-западе от большого собора находится второй храм – малый собор, или малая церковь комнатная Императорского семейства. Престол в ней во имя Сретения Господня, первоначально освящен в 1768 году 10-го января, как видно из книги церковной описи, преосвященным Димитрием, архиепископом Новгородским. После пожара 1837 г., эта церковь возобновлена и освящена во имя Сретения же Господня, Филаретом, митрополитом Киевским и Галицким в 1839 году 1-го февраля; за подписью сего преосвященного хранится в ризнице и святой Антиминс. 1. Большой собор. Описание большого собора Храм во имя Спаса Нерукотворного образа одно-престольный. Антиминс на престоле новый, священнодействован Леонтием, епископом Ревельским, викарием С.-Петербургским. В ризнице собора хранятся прежние, обветшалые Антиминсы, с обыкновенными надписями и священными изображениями, именно:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Тара. Кафедральный собор Спаса Нерукотворного Образа. Карта и ближайшие объекты Спасская церковь (1754-1776). Это единственное в Омской области каменное культовое сооружение в стиле сибирского барокко, памятник церковного зодчества 2-й половины 18 века. Строили её из крупноразмерного кирпича местного производства. В храме есть зимняя и летняя церкви. Из книги А.В. Юдина " Вокруг света. Сибирь " . 2006 г. Спасская церковь г. Тары двухпрестольная, в нижнем этаже - во имя Нерукотворенного Образа Христа Спасителя, а в верхнем - во имя пророка Илии. Каменная, построена в 1776 г. тщанием прихожан, прочна и вместительна. К церкви приписана дер. Лоскутова, в 10 верстах от города, летом в сообщении препятствуют болота; часовен и молитвенных домов нет. Причтовых построек, а равно земли нет. Жалования от казны положено священнику 140 руб. и псаломщику 40 руб. в год. Капитал церковный в 5500 руб., с него получается процентов 192 руб. 17 коп. в год; капитал причта 4800 руб., процентов получается 180 руб. Братских кружечных доходов получается около 600 руб. Церковно-приходская школа устроена одна для всех приходов и содержится на средства всех городских церквей. На ее содержание от сей церкви выдается 35 руб. в год. Прихожан обоего пола 1262 человека, все православные. По штату причт положен из священника и псаломщика. К.Ф. Скальский «Омская епархия» Омск. Типография А. К. Демидова. 1900 г. Спаса Нерукотворного Образа церковь. Дата постройки: 1753-1776 гг. Двухэтажная, состоит из храма с апсидой, трапезной и притвора с восьмигранной колокольней. Храм завершается восьмигранным барочным куполом, увенчанным световым фонариком с куполочком и луковичной главкой на высокой шее, угловые лопатки, полуколонки, перехваченные дыньками, “пламенеющие” очелья наличников первого этажа, ярусность венчающих элементов, на втором этаже храма находился балкон. Размеры: длина 15 сажень, высота - 16 сажень, ширина - 5 саж. 2 арш. Кресты были восьмиконечные позолоченные. Иконостас: В нижнем храме: был новый с колоннами, без резьбы, окрашенный белой краской, иконы были обведены позолоченными рамками; Царские врата - резные, вызолоченные, двухстворчатые с дугообразным завершением. В верхнем храме старинный деревянный иконостас, весь вызолоченный листовым золотом, с колоннами, капителями и карнизами, шестиярусный; Царские врата с резными вызолоченными решетками. Иконы древнего письма в греческом стиле. Хоры с западной стороны верхнего храма.

http://sobory.ru/article/?object=07876

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНДРОНИКОВ В ЧЕСТЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Москве на левом берегу Яузы. История Андроников мон-рь. Акварель. 2-я пол. XIX в. (Частное собрание) Андроников мон-рь. Акварель. 2-я пол. XIX в. (Частное собрание) Основными источниками сведений об основании А. м. являются жития прп. Сергия Радонежского (в разных редакциях, отчасти противоречащих друг другу) и свт. Алексия , составленные иером. Пахомием Логофетом . По свидетельству жития свт. Алексия, мон-рь был основан при вел. кн. Иоанне II Иоанновиче , по-видимому ок. 1357-1358 гг., свт. Алексием, митр. Московским. Когда он возвращался из К-поля на Русь в 1354/55 г., на море поднялась буря и корабль начал тонуть, свт. Алексий дал обет: если избежит гибели, то построит мон-рь в честь святого, чей праздник случится в тот день. Корабль пристал к берегу 16 авг.- в день празднования Нерукотворного Образа Спасителя. Житие сообщает, что святитель поместил в новопоставленном храме икону Спасителя, привезенную им из К-поля. Возможно, в воспоминание топографии К-поля впадавший в Яузу ручей получил название Золотой Рожок по аналогии с зал. Золотой Рог у входа в Босфорский прол. А. м. был возведен не только по обету святителя, но и по желанию вел. кн. Иоанна Иоанновича, давшего землю под строительство. Земли около мон-ря принадлежали вел. князю, о чем свидетельствует московская запись о душегубстве XV в., согласно к-рой судьи вел. князя рассматривали уголовные преступления на территории Заяузья до А. м. и Городища (Запись о душегубстве. С. 188). Известно, что А. м. в Москве принадлежала Ильинская слободка, к-рую вел. кн. Иоанн III Васильевич выменял у обители до 1504 г. (Духовные и договорные грамоты. С. 354). Рака со святыми мощами преподобных Андроника и Саввы Московских в Спасском соборе. Кон. XIX в. Рака со святыми мощами преподобных Андроника и Саввы Московских в Спасском соборе. Кон. XIX в. Первым игуменом и строителем А.

http://pravenc.ru/text/115428.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010