костромской иконописец, деятельность к-рого прослеживается по документам 1670-1689 гг., возможно, являлся учеником ярославского мастера Севастьяна Дмитриева Башки ( Кочетков. Словарь иконописцев. С. 340). В 1670 г. его вызвали в Москву для написания местных икон для дворцовой ц. Нерукотворного образа Спасителя; в следующем году он участвовал в росписи Успенского собора Ростова и в создании для него икон (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 10. 13556), писал иконы для царя вместе с Гурием Никитиным и др. своими земляками (Там же. Ч. 11а. Т. 2. 15477). В марте 1673 г. был вызван в Москву в составе костромской артели и поступил на службу в Оружейную палату Московского Кремля в качестве кормового иконописца 2-й статьи (Там же. Ч. 10а. 14052, 14095). В 1676 г. он снова участвовал в создании икон («деисусов и праздников») и расписывал стены в ц. Нерукотворного образа Спасителя во дворце (Там же. Ч. 11а. Т. 2. 16069), в том же году, согласно царскому указу, стал получать жалованье в числе др. костромских иконописцев ( Брюсова. 1984. С. 316). В июле 1679 г. выполнил иконы для ц. Покрова Пресв. Богородицы с. Измайлова. Участвовал в росписи ц. прор. Илии в Ярославле (1680; его имя содержится в летописи на юж. стене храма) и Троицкого собора Ипатиевского мон-ря в Костроме вместе с Гурием Никитиным (1684). Костромские мастера во главе с Василием К. и Василием Осиповым расписывали Преображенский собор Новоспасского монастыря в Москве (1689; Она же. 1982. С. 257-260), после смерти Никитина оба иконописца возглавили костромскую артель. В. Г. Брюсова приписывает Василию К. авторство клейм Феодоровской иконы Божией Матери в чудесах Гурия Никитина (КГОИАХМЗ, кон. XVII в.; см.: Там же. С. 134-144), обнаруженной в 1960 г. С. И. Масленицыным в ц. Нерукотворного образа Спасителя на Запрудне в Костроме (реставрирована Н. В. Дунаевой в 1969). Брюсова также предполагает, что Василий К. мог принимать участие в создании еще одного списка Феодоровской иконы Божией Матери (КГОИАХМЗ, кон. XVII в.) в качестве ученика Гурия Никитина, выполнившего «доличное» письмо (Там же. С. 144). Иван

http://pravenc.ru/text/1841700.html

Святой источник в честь Нерукотворного Образа Спасителя (Холуново) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] Святой источник находится в селе Холуново (деревня Юксеево) Слободского района, Кировская область. Предание об явлении иконы: «Один благочестивый мужичок, проходя мимо ключа, истекающего из угора, на котором теперь стоит деревянная церковь, и позади каменная, обе во имя Нерукотворного Образа Христа Спасителя, вдруг увидел блеск в ключе наподобие солнечного сияния. Это было вечером уже поздно. Он усомнился и испугался, что за видение такое, разве буди клад мне видится, дай подойду ближе. Подошел ближе, видит, что икона Спасителя ему явилась, а сияние еще больше. Он в испуге и радости ушел в свое селение и рассказал там об этом, что он видел и зовет мужичков, чтобы взять этого Спасителя и унести его домой. Когда пришли другие соседи с этим стариком, тогда сияния большого уже не было, а только небольшой свет. Перекрестясь и помолившись, взяли они образ Спасителя, принесли во свое селение и поставили у этого благочестивого мужичка в другую избу, более чистую, в переднем углу. На другой день об этом узнали все жители этого местечка и пришли на поклонение сему Спасителю. А этот уголок жителей причислен был к приходу села Лекмы. Узнал об этом потом священник села Лекмы, что явился Спаситель в этом местечке, приехал помолиться и чтобы увезти его в свою церковь, но благочестивый старик с соседями не отдавали его. Приехавшие старались было унести Образ силой, но не могли: когда хотели нести, ноги у людей не шли, когда хотели везти на лошадях, лошади не везли. Так и оставил этот священник Образ на месте его явления. А где Спаситель явился, старичок распорядился, чтобы это место огородить изгородью, а повремени срубили часовню. Об этом явлении узнали многие прихожане Лекомского и Шестаковского приходов и стали приходить на поклонение и чтобы приложиться к этой святыне. Которые приходили с верою, любовью и чистым сердцем, те получали исцеления от этой святыни.

http://azbyka.ru/palomnik/Святой_источни...

Аксиньино. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Карта и ближайшие объекты Храм, во имя Нерукотворного Образа Спасителя, с приделом, во имя Архангела Михаила, начало строительства - в 1790 году на средства прихожанки, помещицы Параскевы Алексеевны Давыдовой. Сначала был устроен придел; строительство главного храма продолжалось до 1863 года. Продолжал постройку наследник госпожи Давыдовой, Алексей Владимирович Давыдов. Закончил строительство новый владелец имения, подполковник Павел Иванович Кремешной. В 1895 году состав прихода входят следующие деревни: Милохово, Веино, Подлинки, Софьино, Пирогово, Тетеево и Невежино. Кроме того, к нему было приписано село Кайдаково, находящееся в 2-х верстах. Причт состоял из священника и псаломщика. К 1917 году к составу прежнего прихода прибавилась деревня Приваловка. Согласно декрету СНК РСФСР от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» лишена прав юридического лица. В советское время церковь продолжала действовать нерегулярно: Богослужения и крещение младенцев производились по большим праздникам до смерти священника в 50-х годах. Местные жители разнесли часть имущества по домам. Затем церковь использовалась под склад колхоза до 80 – х годов. В настоящее время сохранился основной объем храма, алтарь и колокольня. Внутри сохранились колонны в основном объеме и в алтаре, а так же дверные коробки, кованые двери и решетки. Отсутствуют трапезная и купол на колокольне. Михайло-Архангельская церковь уникальна по своей архитектуре. На куполе храма сохранилась, но с повреждениями скульптура коленопреклоненного Ангела с Крестом. Рядом, в полуразрушенном виде сохранилась часовня, находящаяся слева при входе в ворота. Бывший волостной центр Веневского уезда. Удалено от Венева на 21 км. Впервые село Аксиньино на реке Горней упоминается в писцовой книге Растовецкого стана Тульского уезда 1626 года. В 1626 году в селе существовала церковь Архистратига Михаила. В 1646 году упомянуты фамилии крестьян: Фуников и Лобанов. В 1676 году по описи засечных укреплений в селе Аксиньино числились " двое ворот с городком " . В конце XVIII - начале XIX века село принадлежало Давыдовым. Здесь сохранилась Спасская церковь, строительство которой началось в 1790 году попечительством Прасковьи Алексеевны Давыдовой. Окончена была только в 1863 году новым владельцем имения подполковником Павлом Ивановичем Кремешным.

http://sobory.ru/article/?object=16805

Астрахань. Кремль. Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Архиерейских (Митрополичьих) палатах. Крестовая церковь Карта и ближайшие объекты " Крестовыми назывались домовые храмы русских архиереев. Устраивались они обычно в архиерейских палатах, где для них выделялись особые комнаты с иконостасом и небольшим алтарём с престолом за ним. Почему эти домовые церкви назывались крестовыми? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к историческим письменным памятникам. Уже в XVI веке появляется выражение «служить у крестов», которое фигурирует вплоть до XVIII века, относясь к домовым царским или боярским храмам. Здесь, в домах русских государей или знатных русских семейств, в особых моленных комнатах веками накапливались различные святыни, как-то: в виде частиц от святых мощей, почитаемых икон и других святынь, чаще всего привезённых с православного Востока и из Святой Земли. Святыни чаще всего благоговейно вкладывались в особые кресты-мощевики, ставшие обязательным предметом этих молельных комнат или домовых храмов. Присутствие этих крестов со святынею, как главных атрибутов домашних церквей, и придало им название крестовых, которое со временем закрепилось только за архиерейскими домовыми храмами. Появление Крестового храма в Астрахани можно отнести ко времени учреждения здесь самостоятельной епархии в 1602 году. При первом Астраханском архиепископе Феодосии были выстроены рядом с Успенским собором в кремле деревянные архиерейские палаты. Возможно, что в этих палатах была устроена и домовая архиерейская церковь. Первое достоверное упоминание о ней относится ко времени митрополита Иосифа (1666 – 1671 гг.). В известной летописи Петра Золотарёва, повествующей о страдании и мученической кончине святителя Иосифа, говорится, что когда в ноябре 1670 года прибыла к митрополиту царская милостивая грамота, призывавшая мятежников разинцев к прекращению бунта, то он, митрополит, благословив сделать с неё три списка, один повелел положить «в домовой церкви у Спаса». То есть это известие подтверждает существование в это время в архиерейских палатах домовой крестовой церкви в честь Нерукотворного образа Спасителя.

http://sobory.ru/article/?object=34552

Бобрик-Гора. Церковь Спаса Преображения. Спасская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Спаса Преображения (Свято - Преображенский храм) была построена в 1778 году по указанию императрицы Екатерины II по проекту архитектора И. Е. Старова во имя Спаса Нерукотворного Образа с приделом во имя Архистратига Божия Михаила. Согласно церковным документам, была освящена 22 августа 1878 года. В двадцатые годы прошлого века церковь была закрыта и разграблена. С 1933 по 1991 гг. в здании храма находился музей Подмосковного угольного бассейна и планетарий. В июне 1991 года храм был возвращен верующим и в 1994 году освящен Преосвященным митрополитом Серапионом. В приходе: с. Бобрики, д. Дубовая, д. Задок, д. Клин, д. Лешки, д. Михайловка, д. Моисеевка, д. Никольская, д. Петровка, д. Пучки. Время образования прихода не установлено. Каменная церковь построена в 1778 г. Два престола: главный - во имя Спаса Нерукотворного Образа, в приделе - во имя Архистратига Михаила.ГАТО. Ф. 3. Оп. 17. Д. 459., лл. 155, 163 страничке храма, на сайте благочиния указано нынешнее посвящение - во имя Преображения Господня, но что заложена она была в 1773 году как церковь " Нерукотворного образа Спасителя " . Ясности, когда именно церковь была переосвящена (?) - из статьи не следует. В 1520 году в Туле был построен каменный Кремль, практически неприступный для того времени. Были возобновлены города Венев, Дедилов, Белев, Одоев, построена Епифань. Населением этих городов были в основном военные " засечники " , которые держали оборону в сторожевых башнях-крепостях и занимались освоением этих плодородных земель. Таким же сторожевым местом и был Ходырев Починок, позднее ставший Бобрик-Горой. Впервые о нем упоминается в Писцовой книге 1571 года: " На реке на Дону усть речки Бобрика церковь страстотерпца Гегория поставление и строение приходное, а стоит без пения, а дворов у церкви: двор попов пуст, во дворе пономарь. Пашни в поле доброй земли 5 четьи, да дикого поля 25 четьи... " . В те времена любое поселение начиналось с церкви. Не был исключением и Ходырев Починок. Военные холопы князя Мстиславского и их предводитель по кличке Ходор привели с собой из северных костромских мест священника, который до постройки деревянной церкви вел службу под навесом возле иконы Спаса Преображённого.

http://sobory.ru/article/?object=03809

Городец. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь Карта и ближайшие объекты Построенная в 1752 году церковь в честь Нерукотворного образа Спасителя (Спасская церковь) в настоящее время является одной из самых красивых приходских церквей г. Городца. Кирпичная церковь Спаса выстроена в духе московского барокко. Здание типа " восьмерик на четверике " с трапезной, с южным приделом преп. Алексия, человека Божия, и шатровой колокольней. Четверик храма увенчан полусферическим куполом на высоком барабане диаметром около 8 метров и луковичной главой на восьмигранной шейке. С запада к четверику примыкает равная ему по ширине трапезная под двускатной крышей, а к ней, в свою очередь, - небольшой притвор и колокольня. Притвор был выстроен в 1901 году, о чём свидетельствует надпись на западной стене, прекрасно сохранившаяся до нашего времени. С востока примыкает троечастный алтарь с полукруглыми апсидами. Окна двухсветного храма и низменного придела получили набранные из фигурных отформованных кирпичиков килевидные наличники (в характере XVII в.). Луковичной формы кирпичную главу покрывает черепица под золото. Крест на ней фигурный, позолочен. Церковь была закрыта в конце 1930-х годов и только в 1989 году возвращена верующим.   Говоря о строительстве на северной оконечности Городца Спасского храма, нельзя не обратиться к теме старообрядчества, так как церковь эта возводилась здесь именно для противодействия влиянию староверов. Жёсткие гонения, обрушившиеся во второй половине XVII века на ревнителей " старой веры " , заставили многих из них бежать в заволжские леса, " ключом " к которым являлся тогдашний Городец. Согласно некоторым сведениям, уже в конце столетия поблизости от нынешнего Спасского храма стояла старообрядческая часовня. И построили её раскольники здесь неслучайно. Они утверждали, что именно на этой территории располагался древний Фёдоровский монастырь, возрождённый в 1700 году на другом месте. Позже, судя по всему, часовню эту упразднили, однако само место святым для староверов быть не перестало: их тут всегда было много. При Елизавете Петровне они устраивают здесь кладбище, всячески его обихаживая, имея в планах возвести на нём новую часовню, а позже официально преобразовать её в храм. Тогда православное духовенство строит поблизости деревянную церковь.

http://sobory.ru/article/?object=19307

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Спас Нерукотворный Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Глинский Нерукотворный Образ Спасителя Эта икона, наряду с чудотворным образом Рождества Пресвятой Богородицы, является главной Глинской святыней. Принесена в обитель в период настоятельства преподобного Филарета и с тех пор прославилась многими чудотворениями. После закрытия пустыни в 1961 году хранилась у одного из бывших насельников монастыря и вновь вернулась в Глинскую пустынь в 2006 году. Файл 12671.jpg:   Размер: 768x960, 0.74 MPix, 309 Kb. Дата: 2011-05-31, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (438) , 1 (21) . Описание: Икона " Спас Нерукотворный " с архангелами Гавриилом, Рафаилом и Михаилом. В медальонах помещены изображения, иллюстрирующие страницы Библейской истории " Несение Господом Креста " , " Появление Нерукотворного образа на вратах города " и " Принесение Нерукотворного образа к царю на поклон " . Дерево, левкас, темпера, сусальное золото. 53,5х45,5 см. Россия, Ветка, конец XIX века. Файл 13568.jpg:   Размер: 836x1000, 0.84 MPix, 358 Kb. Дата: 2011-09-22, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (545) , (19) . Описание: Икона " Спас Нерукотворный " с придержывающими плат архангелами Михаилом, Гавриилом и ангелом. Дерево, левкас, сусальное золото, темпера. 36Х32. Ветка, конец XIX в. Файл 13663.jpg:   Размер: 786x900, 0.71 MPix, 424 Kb. Дата: 2011-09-26, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (337) , (6) . Описание: Принесение убруса нерукотворного образа. 1-я четв. XVII в. (после 1610 г.) ГТГ. Инв. 15022. 40х34 см. Находилась в Никольском Единоверческом монастыре. Пост. через ЦГРМ в 1934 г. На обороте иконы круглое клеймо с надписью: “Сии образ написан по повелению Максима Яковлевичя Строганова и ево детей Ивана и Максима писмо человека ево Первуши”. Под верхней шпонкой выжженное клеймо Никольского Единоверческого монастыря в Москве

http://pravicon.com/icon-429-photo

Санкт-Петербург. Церковь Спаса Нерукотворного образа в здании Конюшенного ведомства. Спасо-Конюшенная церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. История храма берет свое начало от создания на берегу реки Мойки и Екатерининского канала (канал Грибоедова) Конюшенного двора, существовавшего в Петербурге наряду со Смольным, Литейным и пр. дворами, как это было заведено в Англии. Моду на все " английское " привез в Россию в свое время Петр I. Сооружен Конюшенный двор был в 1720-1724 гг. по проекту архитектора Н. Гербеля. В Зданиях двора расположились конюшенная контора, конюшни, службы, а также квартиры работников Двора. В 1736 г., по желанию служащих иметь свой храм, императрица Анна Иоанновна повелела устроить церковь в главном здании придворных конюшен, в палате, что над воротами. Там и была устроена деревянная церковь, освященная во имя Нерукотворного Образа Спасителя в 1737 г. По документам есть основание предполагать, что ее проектировал Д.Трезини. Через 10 лет, в 1746 г. по повелению императрицы Елизаветы Петровны была заложена каменная церковь и освящена в 1747 г. В 1822 г. церковь перестраивается по проекту архитектора В.П.Стасова. После Стасова наибольшее исправление храма было произведено в 1857-1862 гг. архитектором П. Садовниковым. Храм расширился, наружные колонны портала стали полуколоннами: их соединила стена, а в промежутках были сделаны окна. Портал стал псевдопорталом. Фасад церкви со времен стасова украшают барельефы: " Вход Господень в Иерусалим " и " Несение Креста " , выполненные в 1822 г. В.Демут-Малиновским. Внутреннее украшение храма всегда было выполнено с особой роскошью и блеском. С 1746 г. его украшал трехярусный позолоченный иконостас, иконы для которого писал придворный живописец Мина Колокольников.После капитальной перестройки храма мастер П.Крейтан изготовил по искизам Стасова новый, круглый " полуциркульный " иконостас, ставший лучшим образцом в Петербурге. В 1826 г. на первом этаже церкви была установлена " печальная колесница " Александра I, на которой привезли тело Императора из Таганрога. Потом она была передана в Конюшенный музей. После 1917 г. храм сильно пострадал, был разграблен. Возвращен церкви в 1991 г.

http://sobory.ru/article/?object=01675

Спасское. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Нерукотворного Образа Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1804 и 1814. Адрес: Россия, Оренбургская обл., Саракташский район, с. Спасское, ул. Заречная, д.21 Координаты: 52.008611, 56.538543 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью 17 декабря 2014 г. в селе Спасское Саракташского района состоялось поистине историческое событие, венчающее весь Год культуры в Оренбургской области – торжественное открытие храма Христа Спасителя – объекта культурного наследия федерального значения «Спасская церковь». Село Спасское ныне Саракташского района появилось на карте Оренбурской губернии в конце XVIII, благодаря генерал-поручику Павлу Дмитриевичу Мансурову, которому государыня Екатерина II пожаловала 40 000 десятин земли по правому берегу реки Большой Ик за подавление восстания Емельяна Пугачёва. В 1785 г. он основал село Мансурово (первое название Спасского), в 1788 г. – Новосёлки, а в 1791-ом – Александровку, куда переселил крестьян из Медынского и Масальского уездов Калужской губернии и Сызранского уезда Симбирской губернии. Прошение о строительстве церкви в Мансурово на высочайшее имя подавал уже его сын Александр Павлович, также генерал. Сам Павел Дмитриевич на тот момент имел должность сенатора 2-го департамента в Санкт-Петербурге и, по всей видимости, способствовал ускорению дела. Первоначально предполагалось построить деревянную церковь. Это видно из Указа императрицы Екатерины II от 3 августа 1789 г. о рассмотрении его просьбы. Екатерина распорядилась обосновать необходимость постройки возросшим числом народонаселения с помощью учета жителей села Спасского и близлежащих населенных пунктов. Сохранился реестр имущества и материалов, составленный А.П. Мансуровым для постройки новой деревянной церкви в селе Спасском. В наличии было 500 рублей денег, 1000 м3 соснового леса, 400 половых досок, 600 досок для покрытия крыши, 50 пудов железа, два ящика стекол для окон, 400 пудов жести, 50 тысяч кирпичей для фундамента, 350 липовых досок для иконостаса, 10 пудов муки (планировалось выделять ежегодно), более 1 ведра кагора, 1 пуд ладана, 3 пуда воска.

http://sobory.ru/article/?object=33455

Церковь отмечает перенесение Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа 29 августа, 2014. Новостная служба Во времена иконоборческой ереси защитники иконопочитания, проливая кровь за святые иконы, пели тропарь Нерукотворному Образу. 29 августа. ПРАВМИР. Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа было в 944 г. Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь. Он был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии (Мф. 4, 24) и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от 70-ти святой Фаддей (память 21 августа), который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами. Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Едесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Но вот, когда в 545 г. персидский царь Хозрой I осадил Едессу и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.

http://pravmir.ru/tserkov-otmechaet-pere...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010