В 1993-2008 гг. число приходов в Марий Эл возросло с 30 до 85, почти в 3 раза увеличилось количество священнослужителей (до 98 священников и 14 диаконов). В 1994 г. был восстановлен Мироносицкий в честь Нерукотворного образа Спасителя жен. мон-рь в с. Ежове (близ Йошкар-Олы); к празднованию 350-летия явления Мироносицкой (см. Царевококшайская ) иконы Божией Матери в 1997 г. в обители был отреставрирован 2-этажный храм. после прошедшего в Мироносицком мон-ре 19 сент. 2002 г. торжества прославления новомучеников, пострадавших за веру Христову в Марийском крае, в обители была сооружена первая в епархии часовня в честь новомучеников Марийских; в июле 2008 г. в центре Йошкар-Олы был торжественно открыт памятник Марийскому еп., викарию Нижегородской епархии, сщмч. Леониду (Антощенко) . Второй обителью Й.-О. и М. е. стал построенный в 1997-1999 гг. Килемарский Богородице-Сергиев муж. мон-рь . В авг. 1998 г., впервые после 1928 г., на территории Марий Эл состоялся крестный ход: из Вознесенского собора Йошкар-Олы в Килемарскую пуст. была перенесена чудотворная икона «Явление Пресв. Богородицы прп. Сергию Радонежскому» (в нач. XX в. икона находилась в царёвококшайском Богородице-Сергиевом жен. мон-ре, закрытом в 1921). В 1995 г. возобновилось богослужение в отреставрированной Вознесенской ц. (XVIII в.) в Йошкар-Оле, получившей статус кафедрального собора. На месте Воскресенского собора, разрушенного в 1961 г., в столице Марий Эл в 1990 г. епархия построила временное молитвенное здание, в 2010 г. храм был полностью восстановлен, в нем устроена нижняя ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. Началось возведение Благовещенского собора. Епархия поддерживает тесные контакты с вооруженными силами и правоохранительными органами республики, в 1998 г. еп. Иоанн освятил 1-й в республике тюремный храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». При городской и республиканской больницах в Йошкар-Оле существуют молитвенные комнаты, при больнице в Волжске построен храм. При Марийском гос. техническом ун-те в 2005 г. был освящен домовый храм во имя мц. Татианы, получивший статус архиерейского подворья. В 2006 г. построен Успенский храм на территории Дома правительства Марий Эл. В наст. время в Марий Эл действует более 80 церквей и часовен, в т. ч. 10 храмов в столице, 12 храмов в Горномарийском р-не. Значительное число бывш. церковных зданий в Марий Эл, особенно в луговой части, находится в полуразрушенном состоянии.

http://pravenc.ru/text/1238037.html

Вагино, урочище. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Место села, ставшего в последние годы заброшенным и труднодоступным, находится в 14 км к западу от села Сырьяны за деревней Пашково недалеко от реки Вятки. Первая деревянная Троицкая церковь была построена в 1879 году, но она осталась приписной к Благовещенскому храму села Шестакова, обширный приход которого включал и деревню Вагинскую, территориально расположенную в заречной части. Сведений о том, как выглядел этот храм, не сохранилось. Место под постройку отводил архитектор М. В. Дружинин. Вероятнее всего, он и явился автором деревянного храма либо осуществил «привязку» одного из образцовых проектов, которые широко использовались в те годы для строительства в сельской местности. Самостоятельный приход образовался здесь только в 1888 году. На то время в нем насчитывалось 160 дворов, где проживали более 1500 человек. 1 сентября 1887 года в селе открылась начальная земская школа. Двухэтажный деревянный дом для размещения школы был безвозмездно передан церковным причтом. Позднее для школы построили отдельное здание, рассчитанное для обучения 20 мальчиков и 10 девочек. К началу XX века возникла потребность в возведении нового каменного храма. Работы велись на средства прихожан, денег не хватало, поэтому строительство затянулось. Возможность активизировать его появилась после назначения настоятелем будущего храма священника М. С. Елабужского, которому удалось не только организовать дополнительные сборы с прихожан, но и привлечь к пожертвованиям состоятельных жителей Слободского и Вятки. Церковь освятили в канун 1912 года. Кроме главного Троицкого престола, там имелся придел во имя Нерукотворного образа Спасителя. Первый год после освящения новой каменной церкви прихожан было более 2200 человек, а приход состоял из 41 селения. По данным на 1916 год, в селе было 3 двора церковнослужителей, где проживали 14 человек, 29 крестьянских дворов с населением более 160 человек, имелись земская одноклассная школа волостное правление, фельдшерский пункт. Ликвидация села прошла в 1970-е годы в рамках программы по укрупнению колхозов.

http://sobory.ru/article/?object=15186

Епископ Игнатий совершил Литургию в кафедральном соборе Выборга апреля 2019 Владыка совершил диаконскую хиротонию Дмитрия Василенко. 21 апреля, в праздник Входа Господня в Иерусалим, Вербное воскресенье, епископ Выборгский и Приозерский Игнатий совершил Божественную литургию в кафедральном Спасо-Преображенском соборе города Выборга . Правящему архиерею сослужили клирики собора. В этот день Преосвященнейший Игнатий также совершил диаконскую хиротонию алтарника храма Спаса Нерукотворного Образа на " Дороге жизни " Дмитрия Василенко . В архипастырском слове владыка Игнатий поздравил выборжан с двунадесятым праздником, напутствовав на дни Страстной седмицы: " Всех вас, дорогие отцы, братия и сестры, поздравляю с двунадесятым праздником - Неделей ваий (ветвей), Вербным воскресением! Это торжество - воспоминание исторического события, потрясшего многих жителей древнего Иерусалима и описанного евангелистами. Совсем незадолго до него Господь совершает чудо, воскрешая из мертвых праведного Лазаря, четыре дня пребывавшего во гробе. По всем земным законам тело его должно было бы предано тлению и не могло быть и речи о дыхании в нем жизни, тем паче о воскресении… Спаситель много раз совершал чудеса, но это чудо, совершенное накануне Его Крестных страданий, было совсем особенным. " Лазарь, гряди вон! " - звучат повелительные слова Христа, и все окружающие ужасаются тому, как Он преступает законы природы, противоречит человеческому разуму. После воскрешения Лазаря Господь вновь отошел к пределам реки Иордан, чтобы люди успокоились. Во время вкушения Им трапезы в Вифании, селении близ Иерусалима, произошло еще одно событие. Марфа и Мария, сестры Лазаря, принимали Господа в доме. Марфа заботилась об угощении, устроении гостей, а Мария " избрала благую часть " , внимая словам Христа. Она желала осознать Божественное учение Христа, впитать слово Божие. И в некий момент трапезы Мария разбивает сосуд с драгоценным миром - дорогим веществом, использовавшимся в те времена для приготовления к погребению - демонстрируя, как она отдает миро еще живому Человеку. Своими слезами и миром она омывает ноги Спасителя, отирает их своими волосами, предуготовляя Его, сама не зная к чему… Это действие произвело разногласия. Мы слышим в Евангелии от Иоанна, как Иуда, носивший ящик для сбора пожертвований, первым возмутился, сказав, какая это глупая и ненужная трата: можно было бы продать его. Миро стоило тогда в Палестине огромных денег! Иногда люди собирали средства на приобретение миро для погребения на протяжении жизни… Иуда оправдал свои слова, выразив желание раздать деньги нищим. Но апостол Иоанн Богослов четко говорит: он не заботился о нищих, а был вором, потому и сказал так. Очевидно, и апостолы - кто молча, кто вполголоса - возмутились…

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Илл. 1. «Дорога памяти» проходит по периметру территории всего храмового комплекса ЖМП 5 май 2019 /  9 августа 2019 г. 15:31 Главный храм Вооруженных сил России ВЕЛИКОЕ ОСВЯЩЕНИЕ СОБОРА ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА В ПОДМОСКОВНОМ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ПАРКЕ КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА " ПАТРИОТ " НАМЕЧЕНО НА МАЙ 2020 ГОДА Возведение главного храма Вооруженных сил в парке «Патриот» в подмосковной Кубинке идет полным ходом. За год до великого освящения, строители завершили часть работ по стилобатной части и приступили к сооружению стен основного храмового объема. На воронежском заводе Анисимова «Вера» отлита звонница из 18 колоколов общей массой 18 тонн. Глава российского государства Владимир Путин пожертвовал средства для написания храмового образа Спаса Нерукотворного, который сегодня совершает паломничество по военным округам нашей страны. PDF-bepcuя Строим всем миром Вся стройка в парке «Патриот» идет целиком на меценатские средства. По состоянию на май 2019 года совокупная сумма взносов приближается к 2,5 млрд руб., а число жертвователей — физических лиц — превысило 50 тыс. Среди крупных спонсоров (оборонных фирм): оружейный концерн «Калашников», авиастро­ительные корпорации «МиГ», «Туполев», «Ил», НПП «Рубин», вертолетостроительный холдинг «Роствертол». Для сбора средств создан благотворительный фонд «Воскресение» , деньги на счет которого можно перечислить, помимо традиционных и онлайн-схем, в том числе и СМС-переводом. Каждый донатор при этом получает уникальный регистрационный номер, а его фамилия заносится в фондовый архив. Финансирование методом народной стройки роднит собор в «Патриоте» с другим памятником воинской славы — Храмом Христа Спасителя . До разрушения безбожной властью он, собственно, и воспринимался в народном сознании как сакральное место молитвенной памяти обо всех воинах Отечества — живых и усопших. Но теперь он несет функцию в первую очередь кафедрального соборного храма, в историческом же аспекте ассоциируется прежде всего с Отечественной войной 1812 года. А вот настоящего общенародного собора в честь Победы в Великой Отечественной войне в России до сих пор не было. В силу объективных причин таковыми, конечно, не воспринимаются ни церкви Георгия Победоносца на Поклонной горе в Москве и на Средней Рогатке в Санкт-Петербурге , ни ряд других храмов, возникших в остальных регионах России на памяти нынешнего поколения.

http://e-vestnik.ru/society/glavnyy_hram...

Истобенск. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Николаевская церковь каменная, построена в 1768 г. расстоянием от гор. Вятки в 60 верстах, от уездного города и от благочиния в 15 верстах. Часовни: сельская каменная, построена в 1855 г., и в деревне Филимоновской деревянная, построена в 1880 г. Причта по штату положено: 1 священник, 1 диакон, 1 псаломщик; квартиры для причта казенные. Земли: надельной земли усадебной 1 десятина 714 сажень, земли общего владения с Троицкой церковью: пахотной 24 десятин 796 сажень, сенокосной 119 десятин 2204 сажени, неудобной 15 десятин 1342 сажени. Братский денежный доход: священника 1312 руб. 53 коп., диакона 875 руб. 2 коп., псаломщика 437 руб. 51 коп. Руги собирается на весь причт 6 пуд. ржи и 75 пуд. овса. Прихожан: православных русских 1507 муж. пола, 1525 жен. пола; приход состоит из 22 селений, расстоянием до 8 верст. Село расположено на левом возвышенном берегу реки Вятки, правый же берег реки Вятки низменный, покрытый в одном месте кустарником, а в другом месте многочисленными озерами; вдали видна казенная корабельная роща. В селе имеются: министерское двухклассное училище, одна церковно-приходская школа и четыре земские училища, в деревнях две земские школы. Главное занятие прихожан отхожий промысел и бурлачество; большая часть крестьян матросы, водоливы, лоцмана и капитаны. Женщины же занимаются огородничеством – посадкой огурцов и особенно капусты, которая отправляется на продажу в разные уезды. Из старинных предметов в церкви имеются: из утвари – ковчег, крест, евангелие; из отдела икон – Св. Николая, бессребрен. Космы и Дамиана, Божией Матери Афонской, Воскресения Христова, Нерукотворного Образа Спасителя, Божией Матери Смоленской и Всех Скорбящих радости; из библиотеки – служебник 1676 г., евангелие учительное 1681 г., триодь постная 1682 г., ирмологий 1694 г. и немало других от 1700-х г. В. И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.».

http://sobory.ru/article/?object=09095

Калязин. Троицкий Калязинский Макарьевский монастырь. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Основан не ранее 1434 года монахом Макарием, ставшим первым игуменом Троицкого монастыря. В 1655 году игумен Сергий был возведен в сан архимандрита. В 1764 году монастрырь получил чин первоклассного.  За 500 лет существования Троицкй Калязинский монастырь неоднократно перестраивался, обновлялся. Последнее капитальное строительство в монастыре произведено в первой половине-середине XVII в. после разорения его польскими захватчиками в 1610 году. Троицкий Калязинский монастырь просуществовал почти 500 лет. В 1920 году монастырь был закрыт, а в течение 1936-1939 г. он был разобран перед затоплением территории монастыря и всей Предмонастырской слободы водами Угличского водохранилища. В начале 1930-х г. в монастыре был размещен дом отдыха для рабочих и служащих Московского электрозавода. В кельях была размещена экспозиция Калязинского историко-краеведческого музея, основанного И.Ф. Никольским в 1920 году. По Постановлению Президиума ВЦИК и СНК РСФСР от 1 августа 1936 года началась разборка стен, башен, затем всех сооружений. ВЦИК и СНК РСФСР обязывали другие компетентные органы произвести замеры, фотофиксации и изготовление макета не только стены, но и всего памятника в целом за счет строительства Волга-Москва. Так же поручалось Комитету по охране памятников обеспечить сохранность фресок и ценного инвентаря. Все ценные материалы, документы о замерах, фотофиксации, изготовленные макеты Троицкого собора и Трапезной, фрески и др. памятники, инвентарь хранятся в Музее архитектуры РФ и в Тверском областном объединенном музее. Все, что будет сказано ниже о Троицком Калязинском монастыре, относится к существованию монастыря до 1917 года. Храмы монастыря: 1. Троицкий собор построен в 1654 г. на монастырские средства, каменный, строил " каменных дел подмастерье " Аверкий Мокеев, престолов 2: южный Нерукотворного образа Спасителя; северный Рождества Пресвятой Богородицы. В арке между Троицким храмом и Спасским приделом хранились нетленные мощи основателя обители препод. Макария, игумена Калязинского Чудотворца. Рака устроена в 1700 г. на монастырские средства.

http://sobory.ru/article/?object=24771

Каменск-Уральский. Кафедральный собор Троицы Живоначальной. Свято-Троицкий собор Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Каменск-Уральский ведет свое летоисчисление с XVII века. Свято-Троицкий собор, построенный по проекту архитектора М.П.Малахова, является для Каменска-Уральского своего рода символом. Талант Малахова и мастерство рабочих дали жизнь настоящему памятнику архитектуры, сохранившемуся до наших дней. Проект был выполнен в 1821 году. Собор с величественной колокольней, увенчанной куполом с обелиском, стала символом города. Церковь владела торговой площадью. Рядом располагалось небольшое церковное кладбище. Заводская церковь во имя Святой Троицы, несомненно, являлась важным архитектурным элементом в ансамбле площади. Собор был обезображен и обезглавлен в советский период. 1997 год стал для Собора годом возрождения. В настоящее время собор действует и полностью восстановлен. Храм выходит на главную улицу Ленина, а с противоположной стороны собора в сторону реки находится Каменск-Уральский краеведческий музей и бронзовый крест «В память о жертвах массовых незаконных репрессий». " Начало Каменского прихода относится к 1700 г. (Каменский завод строится в этом же году)… Первый деревянный храм, построенный в 1701 г., в честь Трех Святителей с приделом праведного Артемия Верхольскаго, сгорел в 1768 г. (Первую продукцию Каменский завод выдал в этом же году). Перестроенный в 1770 г., второй деревянный храм в честь тех же святых… также сгорел во время пожара в 1815 г. " . Но так как " этот храм был построен из соснового леса, перед тем много лежавшего и одрябшего, в следствие чего преждевременно пришел в ветхость, то еще в 1790 г. дано было разрешение на построение каменного трехпрестольного храма - большого во имя Пресвятой Живоначальной Троицы и придельных: с правой стороны в честь Трех Святителей, а с левой - Артемия Верхольскаго. В 1805 г. были освящены придельные храмы. В 1813 г. - храм Живоначальной Троицы. В 1828 г. приделы и колокольня перестроены. Над приделами воздвигнут второй этаж, в коем устроены три придела престола: во имя Нерукотворного образа Спасителя, Тихвинской иконы Божией Матери, Святаго пророка Илии. А к нижнему этажу пристроены еще два придела: с южной стороны - в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, а с северной - во имя Святой великомученицы Параскевы " . Таким образом, " ныне существующий храм - восьмипрестольный, устроен старанием и иждивением прихожан. Иконостасы в нижней церкви гладкие, сплошь золоченые " .

http://sobory.ru/article/?object=02504

Лубягино. Церковь Спаса Всемилостивого. Спасская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Спаса Всемилостивого , Василия Великого , Димитрия Солунского Год постройки:не позже 1802. Год утраты:Не установлен. Адрес: Кировская область, Кирово-Чепецкий район, с. Лубягино Координаты: 58.458207, 49.623382 Проезд:Из Кирова 1) Через Нововятский район, поворот в Сошенях на Радужный, по ул. Индустриальной выезд на д. Татары, Кузнецы и далее до Лубягино. 2) По Советскому тракту, в районе д. Камешник, поворот налево, за заправкой, гравийка до Лубягино. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты " Построена в 1802г. усердием прихожан, при пособии Вятского купца Федора Злыгостева и других жертвователей; зданием каменная с таковою же колокольней. Престолов три: в холодном храме во имя Всемилостивого Спаса, в теплом храме на правой стороне во имя Святителя Василия Великого, на левой стороне предполагается освятить во имя Великомученика Димитрия. При церкви состоят священник и два причетника. Собственных домов не имеют, а живут в церковных домах. Земли при церкви усадебной три десятины, пахотной и сенокосной 33дес. и 800саж. Церковный причт получает содержание от возделывания земли и от вознараждения за исправление треб, сбор же с прихожан хлеба и других хозяйственных предметов очень скудный. В приходе 37 деревень и починков, прихожан 832 м.п. и 932 ж.п., раскольников 31 чел. того и другого пола. Ближайшие села: на севере Красное в 10 в., на востоке Кстинино в 8 в., на юге Вяз в 10в., на западе Пасегово в 9в. " " Вятские Епархиальные Ведомости " , 2, 1873г. Ведомость о церкви с. Лубягино Вятского уезда, 1915 г.: Церковь построена в 1802 г. тщанием прихожан при пособии вятского купца Злыгостева и других жертвователей. Зданием каменная с таковой же колокольней вновь выстроенной в 1887 г., соединенной каменным проходом. Крыша железная, крашенная. Кругом церкви каменная ограда с железной решеткой, поставлена в 1901 г. Престолов в ней три: в холодном во имя нерукотворного образа Христа Спасителя; в теплой во имя св. Василия Великого; в левом во имя св. мученика Дмитрия Солунского. Утварью достаточна.

http://sobory.ru/article/?object=34989

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕНИСОВ Леонид Иванович [в монашестве Арсений, еп. Каширский, вик. Московской епархии] (1866, Н. Новгород - 1942), духовный писатель, церковный историк. Окончил Московский ун-т. Служил сотрудником ж. «Церковные ведомости» , где публиковал и свои статьи. Д.- составитель большого количества жизнеописаний святых, выдержавших в совокупности множество переизданий. Из них выделяется опубликованное в 1904 г. Житие прп. Серафима Саровского , к-рое Д. составлял с 1902 г. Помимо жизнеописания оно включало материалы по канонизации прп. Серафима, иконографии, исторические очерки о Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни и жен. монастырях, основанных по инициативе прп. Серафима. В 1908 г. вышел в свет составленный Д. справочник «Православные монастыри Российской империи», содержащий иллюстрированные описания всех мон-рей, архиерейских домов и жен. общин в России. Д. состоял членом Общества любителей духовного просвещения , выпустил ряд брошюр, посвященных вопросам нравственности, воспитания детей, распространения грамотности в народе. Публиковал сборники с поучениями святых, в частности прп. Ефрема Сирина . Составил акафист мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. Сочинял стихи, в т. ч. посвященные русско-япон. войне 1904-1905 гг., и прозу, в особенности рассказы для детей, рассказы и повести о жизни христиан первых веков после Р. Х. (см. сб. «Сыны света» (М., 1898)), писал о древней иконографии. В частности, изложил историю Нерукотворного образа Спасителя, написал работу «Каким требованиям должна удовлетворять православная икона?» (ВиЦ. 1901. Т. 1. Кн. 4. С. 585-597). Овдовев, в окт. 1908 г. в соборе Двенадцати апостолов Московского Кремля принял монашеский постриг с именем Арсений, в нояб. того же года был рукоположен во иерея, назначен на должность помощника синодального ризничего. В мае 1914 г. возведен в сан архимандрита и назначен синодальным ризничим при соборе Двенадцати апостолов.

http://pravenc.ru/text/171685.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Еп. Николай (Налимов). Фотография. 90-е гг. XIX в. (Налимов Николай Александрович; 19.06.1852, Нов. Ладога С.-Петербургской губ.- 13.07. 1914, С.-Петербург), архиеп. Владимирский и Суздальский. Род. в семье свящ. (впосл. протоиерея) Александра Налимова, окончившего в 1847 г. СПбДС. В 1872 г. о. Александр († 6 апр. 1883), прослужив более 20 лет в Климентовском храме Нов. Ладоги, был переведен в деревянную ц. Нерукотворного образа Спасителя в с. Парголове (ныне в черте С.-Петербурга), где организовал строительство каменного 3-престольного храма на 850 чел. по проекту архит. К. А. Кузьмина (возведен в 1876-1880; в советский период не закрывался). В 1873 г. Н. Налимов окончил СПбДС 1-м по списку, затем поступил в СПбДА. В 1877 г. окончил академию со степенью кандидата богословия и с правом получения степени магистра. Младшие братья Н., Владимир (1857-1909), Симеон и Тимофей (1862-1925), также выпускники СПбДА (соответственно 1882, 1885 и 1886 гг.), впосл. стали протоиереями. Наиболее известный из них, экстраординарный профессор прот. Тимофей Налимов, магистр богословия, преподавал в СПбДА патрологию и пастырское богословие. 4 апр. 1908 г. Советом академии он был избран ректором, 30 апр. утвержден Синодом в должности исполняющего обязанности ректора, но через месяц написал прошение об освобождении от этой должности (и. о. ректора был назначен архим. Феофан (Быстров) ). В 1922 г., после ареста патриарха Московского и всея России св. Тихона (Беллавина) , захвата патриаршей канцелярии обновленцами и создания неканонического Высшего церковного управления, прот. Т. Налимов стал одним из инициаторов провозглашения т. н. Петроградской автокефалии. После окончания академии Налимов 11 авг. 1877 г. назначен преподавателем греч. языка в Александро-Невском ДУ, 28 авг. 1878 г.- помощником инспектора СПбДС. С 1879 г. он преподавал греч. язык, в 1880, 1884, 1885 гг. временно исполнял должность инспектора семинарии. Любовь к греч. языку «сохранил до конца жизни». Впосл., будучи Владимирским архиепископом, часто посещал уроки во Владимирской ДС, принимал участие в переводах и разборе греч. текстов.

http://pravenc.ru/text/2565994.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010