Они ничего мне не сказали. Поздно ночью я исповедовался у о. Николая П., замечательного священника – исповедника, бывшего духовником всех верующих врачей. Отец Николай сказал мне, что я поступил неправильно. Надо было, помолясь, чтобы Господь покрыл, освобождать всех без исключения больных, несмотря на то, богохульник он или праведник, а кроме того, освобождать и всех православных, внутренне молясь, чтобы Господь помог почувствовать таковых по их взглядам... Совесть моя сказала мне, что о. Николай был прав! Наступил Великий Четверток. Вечером, часов в восемь, в нашу камеру врачей, где, кроме меня, находились епископ Максим (профессор доктор медицины Жижиленко) и врачи К. и П. – пришли, якобы по делу о дезинфекции, епископ Виктор (викарий Вятский) и о. Николай П. Шепотом, катакомбно, отслужили церковную службу с чтением 12 евангелий... В пятницу утром был прочитан по ротам приказ: в течение трех дней выход из рот после восьми часов вечера разрешался только в исключительных случаях по особым письменным пропускам коменданта лагеря. В семь часов вечера, когда мы, врачи, только что вернулись в свои камеры после 12-часового рабочего дня, – к нам пришел о. Николай П. и сообщил следующее: «плащаница, в ладонь величиной, написана заключенным художником Р. Богослужение – чин погребения – состоится и начнется через час». – Где?! – нетерпеливо спросили мы. – В большом ящике (около четырех сажен длиной), для сушки рыбы; этот ящик находился в лесу, в полкилометра от роты Условный стук: 3 и 2 раза. Приходить лучше по одному. Через полчаса владыка Максим и я вышли из нашей роты и направились по указанному «адресу». Дважды у нас патрули спросили пропуска. Мы, врачи, их имели. Вот и лес. Без окон. Дверь едва заметна. Сумерки. Стучим 3 и 2 раза. Входим. Внутренность ящика – превратилась в церковь . На полу, на стенах – еловые ветви. Теплятся свечи. Маленькие бумажные иконки. Маленькая, в ладонь величиной, плащаница утопает в зелени веток. Человек 10 молящихся. Среди них владыка Виктор (Вятский), владыка Илларион (Смоленский) и владыка Нектарий (Трезвинский), о. Николай П., о. Митрофан И., профессор А. А. М. (известный русский философ), два студента, два незнакомых монаха... Позднее пришло еще человек пять. Началось Богослужение. Шепотом. Казалось, что тел у нас не было. Были только одни души. Ничто не развлекало и не мешало сосредоточенности молитвы...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Панкратия близ Сухаревой башни проводил беседы о творениях святых отцов, а по средам — о прп. Серафиме Саровском. О паломничестве в Саров и Дивеево (лето 1926) племянница о. Валентина писала: " Незабвенный это был поход… Помню о. Валентина, служащего в пути, и общее пение в вагоне поезда… со сплошными нарами вместо полок. В нём мы ехали от Москвы до Арзамаса. Дальше — шестьдесят километров пешком. Акафисты служили при входе в различные деревни, на пригорках среди полей. Кругом нашего паломничества собирались крестьяне, выносили хлеб, соль, встречали после акафиста, приглашали к себе, угощали молоком с деревенским чёрным хлебом. Мы двигались обозом в шесть подвод (с вещами и для отстающих) и шестьдесят человек, стар и млад, простые люди и интеллигентные… Солнце палило, все обгорели, некоторые до пузырей, отец Валентин мерно шагал впереди. Наконец, вошли в Предсаровский вековой сосновый лес. Залитые багрянцем летнего заката сосны — и опять акафист. А там уже видна колокольня и белые стены Саровской обители. В то время ещё существовала монастырская гостиница, все разместились там " (Там же. С. 202–203). 14  Чернявская Елена Петровна (1893--?), монахиня — с 1914 послушница в монастыре, в 1920–х трудилась в хр. НБК, жила в здании церковной колокольни. Арестована 28 декабря 1930, выслана на 3 года в Северный край. 15  Никитин Алексей Александрович (1886--?), иерей — с 1927 в общине хр. НБК. Арестован 29 декабря 1930, приговорён к 5–ти годам концлагеря. 16  Туголесов Борис Александрович (1908--1941), иеродиакон — рукоположен во диаконы еп. Нектарием (Трезвинским), служил в хр. НБК. Арестован 29 декабря 1930, приговорён к 5–ти годам концлагеря. Расстрелян 7 декабря 1941. 17  Баулина Мария Иосифовна (1877--1943) — до 1917 служила в Павловской общине сестёр милосердия, до 1922 работала в игрушечной мастерской. В НБК была старостой, " правой рукой настоятеля " , по устным воспоминаниям А. Б. Свенцицкого. Арестована 14 апреля 1931, приговорена к 3–м годам концлагеря. Похоронена рядом с о. Валентином. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

«По-видимому, – улыбаясь (что было редко), заключил Владыка Максим, – мы чуточку заразили друг друга своими настроениями: я его – пессимизмом, а он меня – оптимизмом...» Прибытие Владыки Максима в Соловки произвело большие изменения в настроении заключенных из духовенства. В это время в IV отделении Соловецких лагерей (т.е. на самом о. Соловки) среди заключенных епископов и священников наблюдался такой же раскол, какой произошел «на воле» после известной Декларации митрополита Сергия. Одна часть епископата и белого духовенства совершенно разорвали всякое общение с митрополитом Сергием, оставшись верными непоколебимой позиции митрополитов Петра, Кирилла, Агафангела, Иосифа, архиепископа Серафима (Угличского) и многих других, засвидетельствовавших свою верность Христу и Церкви исповедничеством и мученичеством. Другая же часть – стала «сергианами», принявшими так называемую «новую церковную политику» митрополита Сергия, основавшего Советскую церковь и произведшего новообновленческий раскол. Если среди заключенных, попавших в Соловки до издания Декларации митрополита Сергия, первое время большинство было «сергианами», то среди новых заключенных, прибывших после Декларации, наоборот, преобладали так называемые «иосифляне» (по имени митрополита Иосифа, вокруг которого главным образом группировались непоколебимые верные чада Церкви). С прибытием новых заключенных число последних все более и более увеличивалось. Ко времени прибытия владыки Максима на Соловках были следующие епископы «иосифляне»: епископ Виктор Глазовский (первый выступивший с обличительным посланием против Декларации митрополита Сергия), епископ Иларион, викарий Смоленский и епископ Нектарий Трезвинский. К «сергианам» же принадлежали: архиепископ Антоний Мариупольский и епископ Иоасаф (кн. Жевахов). Менее яростным, но все же «сергианцем» был и архиепископ Иларион Троицкий , осуждавший Декларацию митрополита Сергия, но не порвавший общения с ним, как «канонически правильным» Первосвятителем Русской Церкви. Прибытие на Соловки Владыки Максима чрезвычайно усилило (и до этого преобладавшее) влияние «иосифлян».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По вопросу об отношении к митрополиту Сергию и к его политике о. Иаков принимает позицию митрополита Кирилла (Смирнова) и других членов так называемой «правой» оппозиции. Это подтверждается многими документами, где упоминается имя о. Иакова. В числе авторитетных «непоминающих», с которым был тесно связан протоиерей Я.Я. Галахов, был священномученик епископ Дамаскин (Цедрик), с которым сложились теплые взаимоотношения. Они были достаточно близки и интересовались судьбой друг Профессор-протоиерей Иаков Галахов не только занимал твердую позицию в вопросе несогласия с политикой Заместителя Местоблюстителя митрополита Сергия, но и активно способствовал скорейшему разрешению данного вопроса, оказывая всевозможную поддержку виднейшим представителям «правой» (Доказательством позиции протоиерея Галахова и его отношения к «главе» «правой» оппозиции митрополиту Кириллу (Смирнову) выступает цитата из «Послания к пастве» Епископа Нектария (Трезвинского) от 8 января 1929 года: «имеются достоверные данные от бывшего профессора богословия в Томском университете, митрофорного протоиерея о[тца] Иакова Галахова , находящегося в 60 верстах в Сибири в ссылке, о великом в наши дни святителе исповеднике митрополите Казанском и Свияжском Кирилле. По сведениям от этого ученого старца-протоиерея, Владыка Кирилл, сей великий адамант и столп Православия, томящийся многие годы по отдаленным ссылкам, этапам и домзакам, сей первейший по патриаршему завещанию Местоблюститель Патриаршего Престола, тоже не признает отступника Нижегородского Сергия и не находится с ним ни в церковно-каноническом, ни в молитвенном общении. А митрополит Кирилл теперь единственный у нас в современной церковной жизни беспримерный Свою позицию о. Иаков выражал твердо и ясно. Он смело заявлял о своем отношении и давал резкие критические оценки, что предопределило его судьбу. Очевидно, он осознавал, что подобная смелая и твердая позиция может привести к дальнейшим гонениям, и как часто бывало в те годы – к расстрелу. С 1930 года протоиерей Иаков Галахов жил в Казани на квартире у сына Николая, освобожденного по амнистии в 1927 Николай Яковлевич в то время работал заведующим Арским кладбищем, занимал должность чтеца и певца при кладбищенской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Подводя итог, необходимо отметить следующее. Профессор протоиерей Я.Я. Галахов был видным научным и общественно-церковным деятелем. Мученический (исповеднический) подвиг профессора протоиерея Якова Яковлевича Галахова не вызывает сомнений. Протоиерей Иаков явил себя как мужественный защитник православной веры. Об этом свидетельствует его авторитет и признание среди ныне уже святых епископов. В тяжелые годы церковных нестроений 1920­–1930 гг. к нему обращались за советом и поддержкой такие пастыри Церкви, как священномученник епископ Дамаскин (Цедрик), святитель Нектарий (Трезвинский) и другие. Помимо того мы узнаем о нем как об известном ученом-богослове, ныне несправедливо забытом, чьи апологетические труды являются актуальными в наше время и требуют изучения. Профессор протоиерей Я.Я. Галахов был мужественным и любящим пастырем, отличным семьянином, воспитавшим семерых детей, которые сохранили и передали добрую память о нем своим детям. Литература 1 . ГА ТО. Ф. 102. О.14. Д. 2. Л. 3–4. 2 . Прот. И. Галахов .//Колокол. 8 июля 1908 года. Чудо над дочерью Галахова. Приводится по книге «Святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская» (С. 226–227). Цит. по: Бессемянная Г. «Радуйся, градов Твери и Кашина и всея земли нашея украшение». Дата публикации: 14 10. 2009. http://www. s edmitza. ru/text/829475.htm. дата обращения: 24.05.2012. 3 . НА РТ. Ф. 10. О.1. Д. 8053. (Дело Совета КаДА О составе курса студентов КазДА). 4 . НА РТ Ф. 10. О.1. Д. 8529. Л. 9–14. (Табель баллов, полученных студентами IV курса КазДА за 1886/7, 1887/8, 1888/9, 1889/0 уч. гг.). 5 . НА РТ. Ф. 10. О. 1. Д. 8529. Л. 21. (Сведения о поведении студентов окончивших курс учения в КазДА в 1890 г.). 6 . НА РТ. Ф. 10. О.1. Д. 8070а. Л. 3. (Дело Совета Духовной Академии с темами кандидатских сочинений на 1889/90 уч. г.). 7 . НА РТ. Ф. 10. О.2. Д. 591. (Курсовое сочинения студента XXXI курса Якова Галахова «Экзегетический анализ послания Св. Апостола Павла к Галатам»). 8 . НА РТ. Ф. 10. О.2. Д. 591. Л. б/н.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Представители власти первоначально, вероятно, обдумывали возможности использовать деятельность сторонников митр. Иосифа в целях дальнейшего ослабления Церкви. Однако вскоре И. стало рассматриваться гос. органами как наиболее опасное для властей религ. течение, представители к-рого должны быть репрессированы в первую очередь. В многочисленных следственных делах сторонники митр. Иосифа (Петровых) представлялись членами нелегальной «Истинно-православной церкви». Этот термин употреблялся митр. Иосифом, но имел др. значение, чем то, которое хотели придать ему следователи ОГПУ. Уже с нач. 1928 г. начались аресты деятелей И. Настоятель Спасо-Преображенской ц. пос. Стрельна прот. Исмаил Рождественский в февр. был арестован и выслан на Урал. В апр. в Глазове был арестован еп. Виктор (Островидов), в мае смертельно ранен при задержании еп. Иерофей (Афонин). В сент. арестовали автора основных программных текстов И. прот. Ф. Андреева (в заключении он тяжело заболел и умер вскоре после освобождения). В марте 1929 г. арестован Михаил Новосёлов, тогда же в Ельце был задержан еп. Алексий (Буй). В нояб. 1929 г. в Ленинграде начались массовые аресты иосифлян: были заключены в тюрьму 44 чел., в т. ч. фактический руководитель движения архиеп. Димитрий (Любимов) и прот. В. Верюжский, настоятель главного иосифлянского собора Воскресения Христова (закрыт 17 нояб. 1930). Одновременно проходили аресты иосифлян в Центр. Черноземье, на Кубани, Сев. Кавказе и Украине. Сменивший архиеп. Димитрия в качестве руководителя движения еп. Сергий (Дружинин) был арестован вместе с еп. Василием (Докторовым) в дек. 1930 г., во время 2-й волны массовых арестов иосифлян. Тогда по одному следственному делу в Ленинграде были арестованы 89 чел. По особому делу проходили иосифляне Кронштадта и Ораниенбаума, среди к-рых было много иоаннитов. Также отдельно было оформлено дело против ленинградских иосифлян-единоверцев. Одновременно прошли новые аресты иосифлян в Москве, на юге России, на Украине, в Белоруссии и др. местах. Руководители И. во главе с митр. Иосифом были привлечены к следствию по делу «Всесоюзная контрреволюционная монархическая организация церковников «Истинно-православная церковь»» и приговорены в сент. 1931 г. к длительным срокам заключения. Всего за март 1929 - февр. 1931 г. по следственным делам было арестовано свыше 4 тыс. иосифлян, в т. ч. ок. 1,6 тыс. священнослужителей. Последние крупные процессы по делу иосифлян прошли в Ленинграде, Москве и Воронеже в 1932-1933 гг. Одной из самых масштабных репрессивных акций стал арест в ночь на 18 февр. 1932 г. в Ленинграде большинства остававшихся на свободе монахов, а также связанных с монастырями представителей приходского духовенства и мирян, среди к-рых было много сторонников И.,- всего ок. 500 чел. Позднее, в 1937-1938 гг., почти все остававшиеся руководители И., в т. ч. митр. Иосиф (Петровых), епископы Сергий (Дружинин), Алексий (Буй), Нектарий (Трезвинский) и др., находившиеся в лагерях или в ссылках, были расстреляны.

http://pravenc.ru/text/673719.html

Протоиерей Александр Гутаревич села Слипче, Грубешевского у., Холмской губ., убит партизанами-большевиками вместе с дочерью Ангелиной, 17 лет (над которой издевались) и подругой дочери Евгенией, 16 лет, 11 апреля 1944 г. Протоиереи о. Николай Пискановский и о. Антоний Котович. Родственники, оба они во время первой войны приехали из Гродненской губ. и поселились в Александрийском уезде Херсонской губ. Потом были в г. Александрии, где был и о. Варсонофий. О. Николай был священником в глухом с. Ивановка, Александрийского у. При возникновении обновленчества один едва ли не во всем округе устоял против обновленчества. Потом был назначен настоятелем в Успенский собор г. Александрии, но пробыв там несколько недель был арестован. По освобождении опять несколько раз арестовывался и переселялся с места на место административно: в Полтаву, кажется в Курск, и наконец в Воронеж, где был окончательно арестован и сослан на Соловки, там и скончался от туберкулеза около 1932 г. О. Николай был весьма энергичный пастырь и стоятель за правду Божию; несмотря на свое краткое пребывание в тех или иных местах, быстро приобретал всеобщее уважение и любовь верующих. Имел достойную его имени, примерную в христианской жизни благочестивую семью, всеми любимую. (Дополнительный сведения о протоиерее о. Николае Пискановском (по другим сведениям – Пискуновский). Протоиерей о. Николай Пискановский с 1928 по 1931 г. находился в 4-м отд. Соловецкого концлагеря (на самом острове «Соловки»). Работал он в так назыв. «Рыбзверпроме», где плел сети, творя Иисусову молитву. Отец Николай был духовником всего «катакомбнаго» духовенства и мирян в концлагере. Его глубоко чтили все епископы, не принявшие декларации митроп. Сергия: епископ Виктор Воткинский, еписок Максим Серпуховский, епископ Иларион, викарий Смоленский, епископ Нектарий Трезвинский. Замечательный пастырь, аскет, исповедник, молитвенник, он был любим всеми окружающими за свою доброту, отзывчивость, постоянное душевное спокойствие, умение утешить всякую скорбь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Ряд епархий, возглавляемых своими архипастырями, стали отходить от митроп. Сергия и его Синода. Первыми отложились петроградцы – епископ Димитрий Гдовский и епископ Сергий Марвский со своей паствой, написав 16 декабря специальное мотивированное послание митроп. Сергию. 22 декабря отложилась Глазовская епархия, возглавляемая епископом Виктором. 30 декабря отложились серпуховского духовенство и миряне во главе с еп. Алексием (Готовцевым). 9 января 1928 года отложился управляющий Воронежской епархией епископ Козловский Алексий со своей паствой. 12 января отошел со своей паствой епископ Никольский Иерофей. Послания с мотивами своего отхода написали: митроп. Агафангел, архиеп. Угличский Серафим, митроп. Петроградский Иосиф, архиеп. бывш. Пермский Варлаам (Ряшенцев) , епископ Ростовский Евгений (Кобранов). В разное время прервали общение с митрополитом Сергием: митроп. Казанский Кирилл, архиеп. Пахомий, епископы: Дамаскин, Василий, Иларион (викарий Смоленский), Максим (Серпуховской), Аверкий, Нектарий (Трезвинский) и другие, написав митрополиту Сергию мотивированные послания. 14/27 сентября 1927 года митроп. Сергию было написано “Открытое письмо” соловецких узников по поводу его Декларации, в котором, в частности, говорилось: 1) Мы одобряем самый факт обращения Вашего к Правительству с заявлением о лояльности Церкви в отношении к Советской власти, что касается гражданского законодательства и управления... 2) Мы вполне искренно принимаем чисто политическую часть послания... 3) Но мы не можем принять и одобрить Послание в его целом, по следующим соображениям: а) в абзаце “5” мысль о подчинении Церкви гражданским установлениям выражена в такой категорической и безоговорочной форме, которая легко может быть понята в смысле полного сплетения Церкви и Государства. Церковь не может взять на себя пред Государством (какова бы ни была в последнем форма правления) обязательства считать все радости и успехи Государства – своими радостями и успехами, а все неудачи – своими неудачами, ибо всякое Правительство может принимать иногда решения безрассудные, несправедливые и жестокие, которым Церковь вынуждена бывает подчиниться , но не может им радоваться или одобрять. В задачу настоящего Правительства входит искоренение религии, но успехи его в этом направлении Церковь не может признать своими успехами;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Священник Евлампий Своеземцев родился в деревне Ананьевская Спасской волости Тотемского уезда Вологодской губернии. В 1915 г. был взят в царскую армию. К 1917 г. дослужился до прапорщика. Началась революция. Ув­леченный красными агитаторами и обещаниями «светлого будущего», Евлампий стал красноармейцем. Образование позволило ему стать начальником школы 5-го Пермского полка Красной армии, затем работать во Всеобуче Курской гу­бернии и даже стать начальником штаба 2-й отдельной бригады Курского укре­прайона, а затем – начальником штаба бригады 1-й и 9-й дивизии. Е. Своеземцева ждала блестящая карьера красного командира и вполне обеспеченная жизнь. Но душевный переворот, полное разочарование в советской власти, при­несшей столько бед и несчастий России, заставили 27-летнего молодого челове­ка переосмыслить всю свою жизнь и уйти с военной службы. Своеземцев прини­мает посвящение от архиепископа Назария (Кириллова) и становится священ­ником в слободе Михайловка Курской области. Обстоятельства вынудили о. Ев­лампия переехать в Ярославскую область. Будучи священником с. Орлова Рыбин­ской области, о. Евлампий был арестован 27 ноября 1922 г. за то, что организо­вал братство для преподавания Закона Божиего взрослым и детям и для помощи неимущим. В ГПУ священнику предъявили обвинения в «контрреволюционной тихоновской политике», «подрыве авторитета органов власти», «преподавании Закона Божиего несовершеннолетним», и в феврале 1923 г. сослали на три года в Зырянскую область. Здесь состоялось знакомство о. Евлампия с митрополитом Кириллом, томившимся вместе с епископом Афанасием (Сахаровым) в этих же местах. В марте 1926 г. о. Евлампий возвратился в с. Орлово, где был встречен ве­рующими односельчанами как мученик за веру. К священнику началось палом­ничество из других приходов, так как о. Евлампий был еще и замечательным проповедником. Вероятно, именно в это время начинается переписка о. Евлам­пия с митрополитом Кириллом. В начале 1927 г. о. Евлампий был вновь аресто­ван, теперь уже за создание сестричества, проведение внебогослужебных рели­гиозных бесед и за проповеди против обновленчества. Между прочим, о. Евлам­пию вменялась в вину организация детской рождественской елки. Священник был осужден еще на три года ссылки, после отбытия которой выбирает для посе­ления г. Казань, полагая, что именно там много единомысленного митрополиту Кириллу духовенства. В Казань священник Евлампий прибывает 30 июля 1930 г., здесь знакомится с проживающим на поселении епископом Нектарием (Трезвинским) и селится в академической слободе (поблизости от закрытой к тому времени Казанской Духовной академии). Но уже в том же 1930 г. о. Евлампий был привлечен к процессу по делу о т. н. Казанском филиале «Всесоюзной церковно­монархической черносотенной организации Истинно-Православная Церковь ».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Спас Господь! — повторил я про себя слова владыки Илариона, сказанные им на берегу. — Спас тогда и теперь!..» Не только Ширяев, но и другие свидетели сообщают о том, что единственное в истории Соловецкого лагеря пасхальное богослужение (1926 год) возглавлял святитель Иларион (Троицкий). По воспоминаниям соловецкого узника священника Павла Чехранова, служба (проведенная по инициативе святителя Илариона), состоялась втайне от начальства в недостроенной пекарне. Участвовали кроме отца Павла в ней всего два человека — епископ Нектарий (Трезвинский) и архиепископ Иларион (Троицкий). «Пропели полунощницу. Архиепископ Иларион благословил заутреню. «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его…» — не сказал, а прошептал, всматриваясь в ночную мглу, владыка Иларион. Мы запели»Христос воскресе!«Плакать или смеяться от радости? — думал я». В лагере владыка пользовался великим почетом. Многие видели в нем духовного отца; а в отношении душ, уже отравленных неверием, он был миссионером. Авторитет святителя был так высок, что вскоре сведения о его лагерной деятельности дошли до эмиграции. И благодаря, в частности, ему Соловецкий лагерь в 20–х годах был своеобразным духовным очагом, возле которого многие нашли спасение. Святитель Иларион был одним из автором так называемой»Памятной записки соловецких епископов»(27 мая/9 июня 1925 года), выразившей волю группы епископов, которая стала как бы негласным церковным собором.«Записка»имела целью разработать основы для сосуществования Церкви и государственной власти в тех условиях, когда их духовные принципы противоположны, несовместимы; она продолжала линию церковной политики, которую вел Патриарх Тихон. Составители»Записки»заявили о систематических гонениях на Церковь в Советском Союзе и обличили неправду обновленчества. Они призвали к последовательному проведению в жизнь закона об отделении Церкви от государства; речь шла, в сущности, о желании Церкви действовать без опеки государственных чиновников. В конце лета 1925 года святителя внезапно перевели из Соловков в ярославскую тюрьму. Это было сделано ради того, чтобы склонить священномученика к присоединению к новому обновленческому расколу — григорьевщине. В разговоре с агентом ГПУ святитель решительно отверг это предложение.«Я скорее сгнию в тюрьме, но своему направлению не изменю», — говорил он своему соузнику, обновленческому»епископу»Гервасию. Через год святителю дали новый трехлетний срок. Основанием для этого было сделано»разглашение»святителем среди заключенных содержания его разговора с агентом.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010