19 нояб. 1925 г. И. был арестован вместе с пребывавшими в Даниловом мон-ре архиепископами Гурием (Степановым) и сщмч. Прокопием (Титовым) . Позднее по тому же делу были арестованы архиеп. Пахомий (Кедров) , епископы священномученики Амвросий (Полянский) , Дамаскин (Цедрик) , Парфений (Брянских) и др. И. содержался во внутренней тюрьме ОГПУ. Его обвиняли в том, что он оказывал «пособничество и укрывательство группе монархических епископов и мирян, поставивших своей задачей использование Церкви для нанесения явного ущерба диктатуре пролетариата, путем воздействия на массу и на церковнослужителей». 21 мая 1926 г. особым совещанием при Коллегии ОГПУ И. был приговорен к 3 годам ссылки в Коми (Зырян) автономную обл. Затем место ссылки было изменено на с. Туруханск, куда И. прибыл в авг. 1926 г. Во время ссылки вел переписку с митр. Кириллом (Смирновым). После появления «Декларации» 1927 г. Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) И. вместе с митр. Кириллом перешел в оппозицию к митр. Сергию (утверждение, что И. отказался подчиняться митр. Сергию из-за назначения управляющим Казанской епархией архиеп. Афанасия (Малинина), ошибочно). В то же время И. не разделял и крайних взглядов тех противников митр. Сергия, к-рые считали безблагодатными таинства, совершаемые в «сергианских» храмах. Сщмч. Иоасаф (Удалов), еп. Чистопольский. Фотография. Тюрьма г. Казани. 1937 г. Сщмч. Иоасаф (Удалов), еп. Чистопольский. Фотография. Тюрьма г. Казани. 1937 г. По окончании ссылки И. 2 месяца жил в г. Енисейске, затем был отправлен в г. Козмодемьянск Марийской автономной обл. под адм. надзор с запретом на служение в храмах. 30 нояб. 1930 г. арестован, переведен в Казань, содержался в тюремном изоляторе Полномочного представительства ОГПУ в Татарской АССР. Проходил по делу «Казанского филиала Всесоюзного центра контрреволюционой монархической организации Истинно-православной церкви» вместе с еп. Нектарием (Трезвинским), бывш. профессорами КазДА В. И. Несмеловым, М. Н. Васильевским , Е. Я. Полянским , И. М. Покровским , бывш. ректором Казанского Богословского ин-та прот. Николаем Петровым и др. И. был обвинен в руководстве «Казанской церковно-монархической организацией». Отказался признать себя виновным в «контрреволюционной деятельности», не стал давать показания против др. обвиняемых. Заявил следователю, что его неподчинение митр. Сергию и поддержка позиции митр. Кирилла, обвинявшего Заместителя Патриаршего Местоблюстителя в превышении данных ему полномочий, «не имеет никакого политического характера». Сам И., по его словам на допросе, во время ссылки был «в отдалении от митрополита Сергия, но не в отделении». В случае если бы он получил возможность личной встречи с Заместителем Местоблюстителя, то «возможно на многое вышеизложенное изменил бы настоящую точку зрения». 5 янв. 1932 г. приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3 годам ИТЛ.

http://pravenc.ru/text/578054.html

21 марта 1921 года протоиерей Сергий был арестован. 20 апреля Коллегия ЧК Симбирской губернии постановила заключить священника на пять лет в концлагерь.  22 февраля 1924 года Комиссия НКВД по административным высылкам изменила приговор на два года ссылки в Зырянский край. Через восемь месяцев отец Сергий был освобожден; возвращаясь в Симбирск, он остановился в городе Вятке, так как не имел средств доехать до Симбирска, и на следующий день по приезде в Вятку был назначен настоятелем Успенского собора в городе Яранске. В январе 1925 года в Яранск прибыл направленный сюда Патриархом Тихоном епископ Нектарий (Трезвинский), он назначил протоиерея Сергия своим секретарем; в этой должности отец Сергий пробыл до ареста владыки. Активная церковная деятельность православных привлекла внимание властей. 5 апреля 1925 года епископ Нектарий был арестован и заключен во внутреннюю тюрьму Вятского ОГПУ. Желая избежать ареста, отец Сергий решил ехать в Москву и перед отъездом зашел в дом к священнику Милославскому попрощаться, и тот предложил ему взять повестку, врученную ему накануне следователем, приглашавшим отца Сергия на допрос, но отец Сергий не взял ее.  Протоиерей Сергий отправился в Арзамас, а оттуда пешком в Саровскую пустынь помолиться преподобному Серафиму. В Сарове он прожил больше недели, усердно прося преподобного о помощи. Из Сарова он выехал во Владимир, оттуда в Муром, и здесь ему сообщили, что вскоре освободится место священника, о чем его известят. Отец Сергий уехал в Москву и вскоре получил телеграмму, что место освободилось. Выехав в Муром, он прибыл туда в тот день, когда там развернулась многолюдная ярмарка. Но невозможно избежать креста для служителя Господа, сама эта попытка привела его попущением Господним к еще большему смирению. Обо всем происшедшем с ним на ярмарке отец Сергий писал впоследствии супруге Марии: «Господь послал для меня новое испытание... В Муроме 25 июня старого стиля, в день Петра и Февронии, Муромских чудотворцев (я в этот день служил в соборе и у раки святых молился о благополучном исходе твоей болезни), я задержан, арестован и заключен в Муромскую тюрьму, где просидел недолго, этапом через Московскую Таганскую переправлен во Владимир. Теперь сижу здесь. Через два дня будет две недели как я за решеткой... Видно, Господу не угодно пока, чтобы мы устроились так, как было хотели... Заключенные со мною говорят, что это — судьба, злой рок. Долго сам я даже недоумевал, как мог очутиться в таком положении, но священники и архиереи, находящиеся в тюрьме, видят в этом верх испытания, которым Господь испытует мою веру и любовь. Этим они меня успокоили... Перенесем оба, что еще суждено, стоически Только слушай же спокойно, как Господь меня испытует.

http://foma.ru/govoryat-xristianstvo-otz...

1 окт. 1924 г. хиротонисан в Москве Патриархом Московским и всея России св. Тихоном во епископа Каргопольского. Назначен викарием Олонецкой епархии. Служил в Никольском храме г. Каргополя. В дек. 1924 г. арестован и выслан в Смоленск, продолжал носить титул епископа Каргопольского. В апр. 1925 г. в Москве принимал участие в погребении Патриарха Тихона и подписании акта о восприятии Крутицким митр. сщмч. Петром (Полянским) власти Патриаршего Местоблюстителя. В июне 1925 г. назначен митр. Петром викарием Смоленской епархии с титулом «епископ Бельский и Демидовский» по городам Белый и Демидов (до 1918 г. Поречье, отсюда др. наименование титула И.- «епископ Пореченский»). Прибыл в Смоленск 19 июня, исполнял обязанности временного управляющего («духовного попечителя») Смоленской епархии. Как показал позднее на следствии, не выезжал из Смоленска, не читал проповедей, «исключительно из опасений, чтобы слова мои не были неверно истолкованы». 5 февр. 1927 г. арестован, помещен во 2-ю городскую тюрьму Смоленска. Проходил по одному делу с Вяземским еп. Венедиктом (Алентовым) . И. обвинили в соучастии в деятельности «контрреволюционной монархической группы», образовавшейся вокруг «лиц, выдававших себя за членов семьи бывшего царского дома Романова». И. отрицал свою вину. По данным следствия, на вопросы об отношении к выдававшим себя за великих князей и княжон «давал лаконичные уклончивые ответы». 29 авг. 1927 г. приговорен Коллегией ОГПУ к 10 годам заключения в концлагере. Отбывал срок на Соловках. В лагере сблизился с викарием Вятской епархии Яранским еп. Нектарием (Трезвинским) . После освобождения еп. Нектарий 4 марта 1928 г. от своего имени и от имени остававшегося в заключении И. (назван епископом Котельничским) объявил об отделении от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и о присоединении к сторонникам Глазовского еп. священноисп. Виктора (Островидова) , к-рый управлял не признававшими митр. Сергия приходами Вятской епархии. В лагере И. выполнял тяжелую физическую работу, вязал сети. Участвовал в тайных богослужениях сторонников Ленинградского митр. Иосифа (Петровых) . На Соловках его звали Иларионом Маленьким в отличие от Илариона Большого - Верейского архиеп. сщмч. Илариона (Троицкого) . Был одним из самых непримиримых противников митр. Сергия, отрицал действенность таинств, совершаемых священниками, к-рые признавали его каноническое главенство. В сент. 1931 г. И. был переведен на строительство Беломорско-Балтийского канала (командировка Майгуба).

http://pravenc.ru/text/389173.html

Весной 1926 г. в Соловецком лагере принудительных работ особого назначения ОГПУ в числе ок. 120 заключенных священнослужителей пребывали 24 правосл. архиерея, в т. ч. архиепископы священномученики Благовещенский Евгений (Зернов ; впосл. митрополит), Верейский Иларион (Троицкий) , Одесский Прокопий (Титов) , Курский Иувеналий (Масловский) , Черниговский Пахомий (Кедров) , епископы Подольский сщмч. Амвросий (Полянский) , Нижнечирский сщмч. Захария (Лобов ; впосл. архиепископ), Лужский Мануил ( Лемешевский; впосл. митрополит), Михайловский Глеб ( Покровский; впосл. архиепископ), Яранский Нектарий (Трезвинский) и др. Заключенные на Соловках архиереи в то время представляли собой наиболее многочисленную группу епископов, находившихся в одном месте. Уникальность ситуации состояла в том, что только у соловецких узников в отличие от остававшихся на свободе, но находившихся под жестким контролем властей архиереев была на тот момент возможность проведения представительных епископских совещаний - подобия малого архиерейского Собора. Обеспокоенные тяжелым положением Церкви, соловецкие архипастыри обсуждали между собой и с др. сведущими заключенными возможность урегулирования государственно-церковных отношений при обязательном условии сохранения канонических основ веры. В мае 1926 г. по инициативе архиеп. Илариона (Троицкого) др. соловецкий узник, известный богослов мч. Иоанн Васильевич Попов , бывш. профессор МДА, составил проект обращения к советскому правительству для последующего его рассмотрения собранием всех находившихся на Соловках архиереев. Важную роль в организации такого собрания сыграли архиеп. Евгений (Зернов), признанный др. заключенными архиереями своим духовным главой, и игум. Питирим ( Крылов; в том же году возведен в сан архимандрита, впосл. архиепископ), зав. лагерным продуктовым складом, к-рый предоставил одно из складских помещений для тайного епископского совещания. В среду 9 июня 1926 г. (протопресв. Польский приводит дату 7 июня, но это не совпадает с указанным им же празднованием в тот день отдания Пасхи) на территории закрытого Соловецкого мон-ря на Б. Соловецком о-ве в помещении продуктового склада собрались 17 архиереев (перечень их имен остался неизвестным), к-рые заслушали доклад проф. И. В. Попова и после обсуждения утвердили текст П. з. с. е.; впосл. его одобрили и другие находившиеся на Соловках архиереи, которые не смогли участвовать в совещании 9 июня. П. з. с. е. была принята как обращение к правительству СССР «руководящего органа Православной Церкви». Возможно, в дальнейшем предполагалось одобрение документа заместителем патриаршего местоблюстителя (10 июня того же года, практически одновременно с появлением «Соловецкой декларации», митр. Сергий самостоятельно направил в органы гос. власти и в епархии проект обращения ко всероссийской пастве по проблемам государственно-церковных отношений, очень близкий по тезисам к П. з. с. е.).

http://pravenc.ru/text/2578774.html

Константин Булычев 04.10.1911 18.06.1914 11.07.1914 15.05.1917 22.01(04.02)1919 21.11(04.12)1919 23.09(06.10)1923 23.09(06.10).1923 02.1925 19.06(02.07)1927 Нектарий Трезвинский 02.1928 04.1928 22.04(05.05)1928 13(26)07.1932 07(20)10.1932 29.07(11.08)1933 29.07(11.08)1933 09(22)11.1933 09(22)11.1933 10(23)07.1935 17(30)09.1935 19.11(02.12).1935 08(21)04.1937 10(23)05.1937 08.1937 Феодосий II Кирика 19.08(01.09)1937 30.09(13.10)1937 31.12.1946 13.01.1947) 31.12.1946 13.01.1947) 21.05(03.06)1948 21.05(03.06)1948 18.09(01.10)1951 08(21)12.1951 25.01(07.02)1956 25.01(07.02)1956 26.04(09.05)1956 26.04(09.05)1956 26.11(09.12)1958 Иннокентий II Зельницкий, паки 26.11(09.12)1958 08(21)05.1959 Роман Танг 29.05(11.06)1959 27.03(09.04)1962 Леонид Поляков 27.03(09.04)1962 31.05(13.06)1962 25.06(08.07)1962 12(25)06.1971 12(25)06.1971 14(27)07.1971 в/у Орест Бычковский 15(28)07.1971 21.08(03.09)1974 Николай Бычковский 21.08(03.09)1974 04(17)12.1984 04(17)12.1984 04(17)08.2004 04(17)08.2004 Курская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1938 г. Викарные кафедры: Белгородская, Рыльская, Шадринская, Льговская. 1922 03.1923 Иннокентий Пустынский " 03.1923 17(30)03.1924 Василий Ратмиров 11.1924 27.09(10.10)1925 01(14)05.1924 07(20)02.1925 Петр Сергеев 05(18)06.1924 12(25)01.1925 27.09(10.10)1925 18(31)08.1926 18(31)08.1926 13(26)01.1928 Гервасий Малинин 26.03(08.04)1927 07.1927(?) 07.1927 01.1928 в/у (?) Павел Масленников 01.1928 09.1928 14(27)01.1932 18(31)01.1932 09(22)03.1934 Георгий II Константиновский 21.03(03.04)1937 2341 Митрополит Крутицкий. «...Определен в октябре 1657 г. митр. Белгородским (указ 9 ноября), но вскоре оставлен Сарским (указ 23 ноября)...» (Н.Д. Иерархия... С. 545, со ссылкой на рукописное собрание Московской Патриаршей Библиотеки). 2342 Бывший митрополит Вершецкий («Вршачки»; Сава, епископ Српски jepapcn оддеветогдо двадесетог века. Београд, Подгорица, 1996. С. 488), выходец из Печской Патриархии. Титулярный митрополит бывший Сербский и Архангельский (Архангельского собора Московского Кремля).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

насельников закрытых марийских обителей, правосл. общин, а также оставшихся верными Православию архипастырей соседних епископий началось воссоединение с Церковью уклонившихся в раскол священнослужителей и приходов. По требованию церковных советов и прихожан клирики ездили с покаянием к викарию Вятской епархии Яранскому еп. Нектарию (Трезвинскому) и Нижегородскому митр. Сергию (Страгородскому ; впосл. патриарх Московский и всея Руси). К кон. 1925 г. встал вопрос об образовании в Краснококшайске в противовес обновленческой структуре «Православного церковного управления староцерковников». 18 нояб. состоялось организационное собрание представителей духовенства и мирян Краснококшайского кантона, признавшее необходимость образования Управления. Оно должно было подчиняться правящему архиерею-«староцерковнику», прием общин в его состав предполагалось осуществлять по письменному заявлению церковноприходских советов и с благословения правящего архиерея. В положении об Управлении подчеркивалось, что оно должно быть лояльным к существующему гос. строю и не вмешиваться в политические дела, «памятуя, что Церковь есть собрание верующих для молитвы и исполнения религиозных потребностей». 18 янв. 1926 г. собрание духовенства и мирян Краснококшайского кантона признало правильным и приняло к руководству положение о краснококшайском «Православном церковном управлении староцерковников». Его главой единогласно был признан проживавший в Казани временно управляющий Казанской епархией Чебоксарский еп. Афанасий (Малинин ; впосл. архиепископ). Управление фактически выполняло функции вик-ства, отличалось от него лишь отсутствием отдельного архиерея с титулом «Марийский». При образовании Управления в его состав были включены 12 общин Краснококшайского кантона, из к-рых только 2 не уклонялись в обновленчество; остальные принесли покаяние и были воссоединены с Церковью. 3 марта 1926 г. в состав Управления из Уржумской епископии Вятской епархии вошли приходы 17 селений Сернурского и Мари-Турекского кантонов Марийской автономной обл., 4 июля того же года были приняты общины 14 селений Сернурского и Новоторъяльского кантонов, также входившие в Уржумскую епископию.

http://pravenc.ru/text/2562032.html

Резкую отповедь лицемерным проискам раскольников дали митрополит Казанский Кирилл и епископ Яранский Нектарий (Трезвинский). Митрополит Петр, не пренебрегая контактами с обновленцами, занял, однако, твердую позицию: речь должна идти не о соединении, а лишь о присоединении к Православной Церкви отпавших от нее, в случае их покаяния. 28 июля 1925 года Местоблюститель Патриаршего Престола обратился к пастве с посланием: «Истинная Церковь едина, и едина пребывающая в ней благодать Святаго Духа. Не может быть двух Церквей и двух благодатей. Не о соединении с Православной Церковью должны говорить так называемые обновленцы, а должны принести истинное раскаяние в своих заблуждениях». В обращении к благочинным, причтам и приходским советам Московской епархии он писал, что «обновленцы протягивали православным руку примирения только затем, чтобы стащить их в бездну». Между тем все лето 1925 года обновленцы готовили новое сборище, которое наименовали III Поместным Собором. Лжесобор открылся 1 октября. В нем участвовало 106 лиц, именовавших себя архиереями, более 100 «клириков» и столько же мирян. На лжесобор прибыл и представитель Константинопольского Патриарха архимандрит Василий (Аимопуло). «Собор» избрал Синод из 35 «епископов», «пресвитеров», и мирян. Внутри Синода образован был президиум в составе Председателя лжемитрополита Вениамина и 4-х членов, среди которых ключевой фигурой стал всевластный А. Введенский, украсивший себя титулом «митрополита». Старчески обессиленный Вениамин служил вывеской обновленческому Синоду, будучи покорной марионеткой в руках истинного верховода раскола Введенского. Главным деянием лжесобора явилась искусно разыгранная провокация, задуманная задолго до открытия разбойничьего сборища. Незадолго до «Собора» обновленческим Синодом в Уругвай был направлен некий Соловейчик с титулом епископа Южной Америки. Через два месяца после выезда Соловейчик выступил с заявлением, которое можно было расценивать как свидетельство о раскаянии в грехе раскола. Прошел год, и Соловейчик прислал на имя лжесобора письмо, которое и было оглашено на нем: «Мое преступление перед Священным Синодом заключается в следующем: 12 мая 1924 года, за 4 дня до моего отъезда за границу, я имел двухчасовое совещание с Патриархом Тихоном и Петром Крутицким. Патриарх Тихон дал мне собственноручно написанное письмо следующего содержания: 1) что я принят и возведен в сан архиепископа, 2) что Святая Церковь не может благословить великого князя Николая Николаевича, раз есть законный и прямой наследник престола - великий князь Кирилл».

http://sedmitza.ru/lib/text/439998/

С вступлением еп. Авраамия в управление приходами Глазова и Глазовского у. церковная жизнь там стабилизировалась; еп. Никифор писал, что в Глазове все духовенство принесло покаяние и перешло в ведение митр. Сергия (Письмо еп. Никифора «О церковном бунте, поднятом бывшим Глазовским епископом Виктором и по его имени названном «викторианством» и «викторовщиной»» - Там же. Д. 92. Л. 1-51). Приходы, возвращавшиеся из раскола, подавали в Патриархию прошения о воссоединении через еп. Авраамия. Имя еп. Авраамия возносилось за богослужениями во всех храмах Вятской епархии (это было одним из средств борьбы с последователями епископов Виктора (Островидова) и Нектария (Трезвинского) ). После возвращения значительного числа храмов Вятской епархии в юрисдикцию митр. Сергия необходимость в возношении имени еп. Авраамия в храмах Вятской епархии отпала. В марте 1932 г. по предложению Котельнического архиеп. Евгения (Зёрнова) , управлявшего Вятской епархией, временный Вятский епархиальный совет постановил прекратить возношение имени Авраамия, бывш. еп. Уржумского, в церквах Вятской епархии. Указом митр. Сергия и Временного Свящ. Синода 14 мая 1935 г. еп. Авраамий (Дернов) был назначен епископом Глазовским. К 1935 г. в Г. е. насчитывалось 28 действующих храмов, что составляло примерно половину церквей, существовавших в Глазовском у. в нач. 1917 г.; кафедральным являлся Преображенский собор в Глазове. Будучи самостоятельной, Г. е. (в соответствии с насаждавшимся светской властью принципом соотнесения епархиального деления с территориально-адм. делением) входила в состав Кировского церковного окр. (в дек. 1934 Удмуртская АО стала частью Кировского края). В храмах Г. е. за богослужением поминался Кировский архиеп. Киприан (Комаровский) , в марте 1935 г. зарегистрированный местными властями «в должности областного архиерея Кировского края и Удмуртской автономной республики». После принятия 5 дек. 1936 г. новой Конституции СССР Удмуртская АССР наравне с др. автономными республиками вошла непосредственно в состав РСФСР. 5 февр. 1937 г., после доклада архиеп. Киприана, указом митр. Сергия и Временного Свящ. Синода Ижевская и Глазовская епархии были изъяты из ведения Кировского архиерея (Там же. Д. 196. Л. 32).

http://pravenc.ru/text/165077.html

Столичным службам с раскольниками владыка Иларион предпочитает тайное пасхальное богослужение в недоконченном здании пекарни в пересыльном лагере Попова острова, которое они с епископом Нектарием (Трезвинским) и священником Павлом Чехрановым не столько пропели, сколько прошептали весной 1926 года 375 . Есть некоторые упоминания о том, что в июне 1927 года были возобновлены уговоры привезенного в Москву архиепископа Илариона возглавить григорианское ВЦУ с обещанием белого клобука и полной свободы действий 376 . Переговоры вел сам расколоначальник архиепископ Григорий. Ответ владыки был неизменен. Впрочем, Тучкову удалось, вероятнее всего в феврале 1926 года, убедить архиепископа Илариона написать письмо митрополиту Сергию об условиях возможного Собора 377 . Не зная хорошо современной обстановки вокруг Церкви, владыка невольно высказал мысли, использованные раскольника-мигригорианами в свою пользу. «Григорьевцы, конечно, по этому поводу немало ликовали, а арх. Иларион, возвратившись в Соловки, поскорбел. Часто, прерывая какие-то свои мысли, он говорил нам вслух: „Вот, григорьевцы говорят, что Иларион за нас, а Иларион опять в Соловках " ». 378 Степень причастности владыки Илариона к написанию «Соловецкого послания» недостаточно ясна. Можно лишь предположить, что вряд ли она была значительной, поскольку после длительных переговоров с Тучковым сомнительно наличие у высокопреосвященного Илариона надежды на попытку понимания позиции Церкви со стороны власти, свое отношение к которой владыка приблизительно в это время выразил словами: «Это воочию сам сатана...» 379 . Игумен Дамаскин по этому поводу пишет следующее: «Когда владыка прибыл на остров [из Ярославля в нач. лета 1926 г. – Примеч. авт.], текст декларации уже был одобрен большинством архиереев. Единомыслен был с ними и архиепископ Иларион, лишь выразил сомнение, не будет ли некорректным поучать заместителя местоблюстителя митрополита Сергия, но по размышлении согласился, что это послание будет иметь для митрополита значение совета, который он волен принять или нет» 380 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Сергия, к этим приходам принадлежала почти половина верующих), временно управляющий делами Вятской епархии Котельнический еп. Никифор (Ефимов) обратился к митр. Сергию с просьбой назначить Г. на Нолинское вик-ство Вятской епархии. Указ о назначении вышел 1 марта 1929 г. 30 марта Г. прибыл в Вятку, 1 апр. был зарегистрирован в адм. отделе губисполкома в качестве «товарища председателя Вятского временного епархиального совета», 2 апр. участвовал в заседании епархиального совета, 6 апр. прибыл в Нолинск. Особые усилия Г. направил на борьбу против распространения викторианства в Нолинском и Уржумском вик-ствах: служил в храмах, объезжал приходы, много проповедовал. В февр. 1930 г. Ижевский и Вотский еп. Синезий (Зарубин) подал прошение об увольнении от управления епархией. Временно управляющим Ижевской кафедрой был назначен Г. Прибыв в Ижевск, он установил факт отделения еп. Синезия от митр. Сергия, о чем сообщил Временному Священному Синоду . В связи с арестом Вятского и Слободского еп. Стефана (Знамировского) указом 4 июня 1930 г. Г. было поручено временное управление Вятской епархией. Вернувшись в Нолинск, архиерей сообщил Вятскому временному епархиальному совету о вступлении в управление епархией. Однако в Вятку он не смог выехать из-за отказа губисполкома в регистрации, в авг. архиерей был освобожден от временного управления Вятской епархией. В отчете о положении дел в Нолинском вик-стве за 1930 г. Г. отмечал, что, несмотря на аресты клириков (в 1930 были арестованы 20 священников, 2 диакона, 2 псаломщика), число приходов, подчиняющихся митр. Сергию, увеличилось до 71. (Помимо деятельности Г. на снижение активности викториан в большой степени повлиял арест 30 авг. 1930 Яранского еп. Нектария (Трезвинского), управлявшего приходами «непоминающих» в Яранском, Нолинском и Малмыжском р-нах.) С февр. по 18 апр. 1931 г. Г. находился под арестом. После освобождения Г. по поручению временно управляющего Вятской епархией Котельнического архиеп. Евгения (Зёрнова) временно управлял Малмыжским вик-ством (граничившим с Нолинским вик-ством).

http://pravenc.ru/text/164251.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010