Нестор (Тугай), епископ ЦИА ПСТГУ Будущий епископ Нестор (в миру Никита Арсентьевич Тугай) родился 3 апреля 1900 г. в крестьянской семье с. Жуляны Киевского уезда и области. В десятилетнем возрасте он был принят в Киево-Печерскую лавру, где в течение ряда лет нес различные послушания. Будучи послушником лавры, Никита Тугай выдержал в 1918 г. испытание на псаломщика при Киевской духовной консистории, а в 1920 г. окончил пастырские курсы при Киево-Михайловском монастыре с правом быть приходским священником. В 1923 г. Никита Тугай был переведен в Петроград регентом Киевского подворья и там в 1924 г. пострижен в монашество с именем Нестор и рукоположен во иеродиакона преосвященным Нектарием (Трезвинским), епископом Полоцким. Арестован 16 февраля 1933 г. в Ленинграде. 5 апреля 1933 г. приговорен к 10 годам лагерей. В годы Великой Отечественной войны находился в рядах Красной Армии. После войны иеродиакон Нестор возвратился в Киев и был принят число братии Киево-Печерской лавры на послушание уставщика. 30 декабря 1946 г. митрополит Киевский и Галицкий Иоанн рукоположил его в сан иеромонаха и назначил благочинным лавры. В 1949 г. иеромонах Нестор поступил в Киевскую духовную семинарию, которую окончил в 1953 году по 1-му разряду, затем 1 августа 1953 г. назначен наместником лавры, 16 августа того же года он был возведен в сан архимандрита. 6 декабря 1953 г. хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской епархии. С 11 ноября 1954 г. переименован из Уманского во епископа Переяслав-Хмельницкого. С 16 марта 1961 г. епископ Харьковский и Богодуховский. С 30 марта 1964 г. епископ Черниговский и Нежинский и временно управляющий Сумской епархией. Умер 17 февраля 1969 г. Похоронен на городском Зверинецком кладбище. 1. 15 сентября 1961 г. ВАШЕ ПРЕОСВЯЩЕНСТВО, ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИЙ И ДОРОГОЙ ВЛАДЫКО! Приветствую Вас и с великой любовью и радостью выполняю желание ВАШЕГО ПРЕОСВЯЩЕНСТВА. Посылаю частицу мощей Святителя АФАНАСИЯ, туфелек с правой ножки, краткое жизнеописание Святителя, два экземпляра Нового Завета на Греческом языке. Быть может, [кто-то] из Ваших знакомых имеет потребность в них, ибо у меня их много и лежат они в бездействии.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Дремин Иван, Евлампия Сведений нет. 22 мая 1955 г. Х[ристос] п[осреде] нас. Здравствуйте, уважаемый нами и близкий по сердцу Вл[адыка] Афанасий. Приветствуют Вас с любовию Иван и Евлампия. Получили мы ваше пасхальное письмо, наполненное духовной радостью Вашего поздравления нас с праздником светлого Христова Воскресения. Что близкое и родное сердцу дошло, утешило и порадовало нас. Спаси Вас Господь за сочувствие к нам. Христианской любви давно уже стало, не слышно голоса нашего канонического вл[адыки] Нектария 397 , который утешал нас, находясь на острове Гурьев в Казахстане и еще таких же, находящихся в других местах, быть может, их уже нет в живых. Вл[адыка] Афанасий, мы не дождались ответа на свое письмо в Мордовию. Сестра поспешила Вам туда послать к Пасхе посылочку. Конечно, нам и нужно было послать. Посылочка после вернулась обратно, ну все это ничего, все хорошо. Еще спрошу Вас. И желаем вам послать что более подходящее продуктами или деньгами, есть здесь рис, манная, пшено, мед, вермишель, мука белая. Вы простите нас за беспокойство, но мы что более для вас лучше – деньгами или продуктами – пошлем Вам. Господь щедр и милостив и всем богато [?] нам во всем помогает. Письмо ваше получили в Преполовение. А как же мы останемся без внимания к своим близким, уделить хотя как две лепты уделила Евангельская вдовица. Хотя мы далеко друг от друга, но сердцем близко. С любовию к Вам Иван и Евлампия. 22 мая 1955 г. Д. 7. Л. 57–58. Подлинник. Автограф. 397 Нектарий (Трезвинский Нестор Константинович; 1889–1937), епископ Яранский, викарий Вятской епархии. Принадлежал к «иосифлянскому» течению. В 1932 г. арестован и заключен в Соловецкий лагерь. Во второй половине 1930-х гг. переведен в лагерь в Казахстане. Осужден в лагере и расстрелян на о. Гурьев. Читать далее Источник: Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову) : в 2 кн./Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т ; [вступ. ст., примеч., подгот. текста О. В. Косик]. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2013-2014. (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви)./Кн. 1: А - Н. - 2013. - 799 с. : ил., портр., факс. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Нестор (Тугай Никита Арсентьевич), еп. Черниговский и Нежинский Родился 3 апреля 1900 года в крестьянской семье села Жуляны Киевского района и области. В десятилетнем возрасте он был принят в Киево-Печерскую Лавру, где в течение ряда лет нес различные послушания. Будучи послушником Лавры, Никита Тугай выдержал в 1916 году испытание на псаломщика при Киевской Духовной Консистории, а в 1920 году окончил пастырские курсы при Киево-Михайловском монастыре с правом быть приходским священником. В 1923 году Никита Тугай был переведен в Ленинград регентом Киевского подворья и там в 1924 году пострижен в монашество с именем Нестор и рукоположен во иеродиакона Преосвященным Нектарием (Трезвинским), епископом Полоцким. После Великой Отечественной войны иеродиакон Нестор возвратился в Киев и был принят в число братии Киево-Печерской Лавры на послушание уставщика. 30 декабря 1946 года митрополит Киевский и Галицкий Иоанн рукоположил его в сан иеромонаха и назначил благочинным Лавры. В 1949 году иеромонах Нестор, по благословению митрополита Иоанна поступил в Киевскую духовную семинарию, которую окончил в 1953 году по первому разряду, затем I августа 1953 года последовало назначение иеромонаха Нестора наместником Лавры, а 16 августа того же года он был возведен в сан архимандрита. 6 декабря 1953 года хиротонисан во епископа Уманского, вик. Киевской епархии. Хиротония состоялась в Киево-Печерской Лавре. Чин хиротонии совершали: митрополит Киевский и Галицкий Иоанн, архиепископ Херсонский и Одесский Никон, епископ Волынский и Ровенский Палладий и епископ Черновицкий и Буковинский Андрей. С II ноября 1954 года переименован из Умайского во епископа Переяслав-Хмельницкого. С 10марта 1961года – епископ Харьковский и Богодуховский. С 30 марта 1964 года – епископ Черниговский к Нежинский и временно управляющий Сумской епархией. + 17.II.1969. Литература: “ЖМП» 1954, 1, стр.30. -“- 1954, 2, стр.20–22. -“- 1959, 3, стр. 13. -“- 1959, 9, стр.23. -“- 1959, стр.24, 25. -“- 1961, 4, стр.5. -“- 1961, 6, стр.26–27. -“- 1961, 8, стр.32. -“- 1963, 6, стр. 10. -“- 1964, 5, стр.7. «Журнал Засед.Свящ.Синода» от II.XI. 1954·г. - " - 13 от 16.XI.1953 г. «ЖМП” 1964, 10, стр. 12. MP 1967 ,2,35f. MP 1969,4,24–25: N. Er starb am 17.2.1969 «nach langer und schwerer Krankheit» in Kiev. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 5. Назарий (Андреев) – Руфим (Троицкий). – 1987. - 504 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Еще одним важным центром оппозиции стало Центральное Черноземье. Ее лидером здесь стал епископ Козловский Алексий (Буй), временно управлявший Воронежской епархией. По его имени местная оппозиция стала именоваться “буевской”. Мощным оппозиционным движением было охвачено практически все Поволжье. В Кировской области возникла и получила широкое распространение “викторовская” (или “викториан­ская”) оппозиция, которую воглавил епископ Ижевский Виктор (Островидов). Оппозиционеры центрального Поволжья находились под духовным руководством епископа Яранского Нектария (Трезвинского), викария Вятской епархии, поддерживавшего тесную связь с епископом Виктором (Островидовым) и его паствой. Последователи епископа Нектария оставались здесь и в 40-е гг. и были известны под именем “нектарцев”. Несколько особняком по отношению к упомянутым группам поволжской оппозиции стояла Уфимская епархия, также заявившая о своем церковном самоуправлении. Оппозиционные епархии существовали короткое время и на востоке Украины (Харьковская и Сумская епархии), в Самаре и Ярославле. В Киеве, Москве, Одессе и других крупных городах не было оппозиционных епархий, но здесь были оппозиционные приходы, группировавшиеся вокруг авторитетных и ярких священников, примкнувших к оппозиции: например, протоиереев Валентина Свенцицкого и Сергия Голощапова в Москве или отца Анатолия Жураковского в Киеве и др. Вообще роль епископов и авторитетных пастырей в формировании оппозиции была ключевой. Недаром мощные оппозиционные движения возникли и продолжали существовать в 40-е гг. как раз на месте бывших оппозиционных епархий. Характерный пример важной роли епископата можно найти в церковной истории Самарской епархии. Первоначально, в самом начале 1928 г. епархия, возглавляемая оппозиционным епископом Сергием (Никольским), практически полностью ушла в оппозицию. В самой Самаре только два из более чем десяти приходов оставались лояльны митрополиту Сергию. Однако после того, как епархию возглавил убежденный сторонник его линии архиепископ Александр (Трапицын), во всей Самарской епархии к концу 1928 г. осталось лишь четыре “непоминающих” прихода 8 .

http://pravmir.ru/tserkovnaya-oppozitsiy...

11 апреля по поводу кончины Святейшего Патриарха Тихона обновленческий синод во главе с лжемитрополитом Вениамином (Муратовским) выступил с призывом к объединению, которое должно было, по их планам, состояться на третьем Соборе осенью 1925 г. Бывший епископ Антонин (Грановский) со свойственным ему своеобразием призывал митрополита Петра «на весь мир громко воскликнуть: Кириллы и Николаи Романовы и вся зарубежная шатия, я от вас отвернулся давно! Я ваш враг, поскольку вы враги новых условий общественности, созданных революцией... Тогда только станет ясно,– продолжал он,– что митрополит Петр не контрреволюционер, а холодное, вежливое признание Советской власти – это скрытая форма контрреволюции» 203 . Хотя Антонин, тогда уже порвавший с обновленческим синодом, говорил это лично от себя, тем не менее стали понятны те жесткие условия, которые выдвигались приверженцами «объединения» своим предполагаемым партнерам. Некоторые из пастырей и архипастырей, скорбевших о церковных нестроениях, все еще надеялись на возможность преодоления раскола, иные готовы были даже пойти навстречу пожеланиям раскольников. В Ленинграде одним из самых ревностных сторонников объединения стал протоиерей Николай Чуков. С призывом к прекращению вражды с обновленцами выступил и сосланный в Туркестан епископ Андрей (Ухтомский), не видевший достаточных оснований для распрей. Московская паства была встревожена позицией митрополита Уральского Тихона (Оболенского), склонного к примирению с обновленцами из-за прежних дружественных отношений с председателем обновленческого синода лжемитрополитом Вениамином. Для успокоения паствы митрополит Тихон на некоторое время удалился из Москвы в свою епархию. Одним из самых непримиримых противников раскола и борцов за чистоту православия был томившийся в далекой северной ссылке митрополит Кирилл (Смирнов). В письмах и высказываниях, доходивших до верных чад Церкви, митрополит Кирилл предостерегал паству от примирения с раскольниками, похитителями церковной власти и изменниками православия. В ответ на приглашение участвовать в обновленческом соборе епископ Яранский Нектарий (Трезвинский), викарий Вятской епархии, выпустил послание к своей пастве, в котором заклеймил обновленцев как раскольников и врагов Божиих, и в частности обновленческого архиепископа Иосифа, также обратившегося к верующим с обновленческих позиций 204 . Непримирим по отношению к раскольникам был тогда и митрополит Нижегородский Сергий, в прошлом присоединявшийся на короткое время к обновленцам. Местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр считал, что речь на переговорах может идти не о соединении, а лишь о присоединении к православной Церкви отпавших от нее после их покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В кон. окт. 1929 г. М. прибыл в 4-е отд-ние Соловецкого лагеря особого назначения. Был назначен врачом санитарной части 1-й роты 4-го отд-ния, пользовался большим авторитетом у заключенных. Совершал тайные службы с епископами Виктором (Островидовым) , Иларионом (Бельским) и Нектарием (Трезвинским) . 28 окт. 1930 г. постановлением выездной Коллегии ОГПУ срок заключения М. был увеличен на 5 лет, его перевели в Беломоро-Балтийский лагерь. 19 авг. того же года органами ОГПУ в Московской обл. было начато групповое следственное дело «Нелегальная церковно-монархическая организация «Всесоюзный Центр Истинного Православия»». Было решено привлечь к следствию и отбывавшего срок в лагере М. В дек. 1930 г. он был взят под стражу в Беломоро-Балтийском лагере и 27 янв. 1931 г. доставлен в Бутырскую тюрьму Москвы. На допросах отвергал обвинения в контрреволюционной деятельности. Постановлением Коллегии ОГПУ от 18 февр. приговорен к расстрелу. Был казнен и похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы. Место захоронения неизвестно. 1 нояб. 1981 г. канонизирован Архиерейским Собором РПЦЗ. 11 марта 2020 г. решением Синода Русской Православной Церкви имя Максима (Жижиленко) включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Арх.: Архив УФСБ РФ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. Д. П-66773; ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-28850, П-51903. Лит.: Андреев И. М. (псевд., Андреевский). Еп. Максим Серпуховский (Жижиленко) в Соловецком концентрационном лагере//ПрПуть. 1951. С. 61-70; Польский. Т. 2. С. 22; Регельсон Л. Трагедия Рус. Церкви (1917-1945). П., 1977; Трифунович З. В. И. М. Андреевский: Из вклада Зарубежья в рус. возрождение//Рус. возрождение. П., 1978. 4. С. 217-219; Иоанн (Снычев). Церк. расколы. С. 304; Акты свт. Тихона. С. 547, 872, 979; Максим, еп. Серпуховский//Вестн. Германской епархии РПЦЗ. 1994. 2. С. 23-24; 4. С. 13-14; Резникова И. А. Православие на Соловках. СПб., 1994. С. 161; Цыпин. История РЦ; Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воды слез...». М., 1998. С. 260; Вятский сушильник//Суздальские ЕВ. 1998. 4. С. 34; Шкаровский М. В. Иосифлянство: Течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 290-291; он же. Судьбы иосифлянских пастырей. СПб., 2006. С. 207-235; Глазков К. В. Новомученик еп. Серпуховский Максим (Жижиленко)//Правосл. жизнь. Джорд., 2001. 2. С. 1-7; Свенцицкий В., прот. Письма из ссылки//БСб. 2001. 8. С. 318-319; «Тайный» еп. Серпуховской Максим (Жижиленко): Сподвижники его и сострадальцы: Жизнеописания и док-ты/Сост.: Л. Е. Сикорская. М., 2014.

http://pravenc.ru/text/2561606.html

В совр. литетаруре получило распространение утверждение, что в кон. 20-30-х гг. в СССР существовала развитая иерархическая структура катакомбной «Истинно Православной Церкви», включавшей тайный епископат иосифлянского, андреевского и даниловского (по Даниловской группе непоминающих ) преемства. В наст. время большинство авторитетных исследователей сомневаются в истинности подобных утверждений. Значительная часть общин оппозиционных церковных течений действительно сумела сохраниться на некоторое время, перейдя на нелегальное положение и продолжая богослужения после закрытия храмов в домашних церквах и молельнях. Однако единой, охватывавшей всю страну орг-цией эти оппозиционные церковные группы не являлись. Как правило, они образовывали своеобразные региональные объединения, получившие название по имени местных архиереев, впосл. репрессированных органами ОГПУ. Так, в Центр. Черноземье буевцы самоназывались по фамилии бывш. временно управлявшего Воронежской епархией Козловского еп. Алексия (Буя), сторонника митр. Иосифа. Позднее к буевцам примкнули уаровцы - паства канонического Липецкого еп. сщмч. Уара (Шмарина) . Ерофеевцы на Вологодчине вели свою традицию от Никольского еп. Иерофея (Афонина) , бывш. викария Великоустюжской епархии; викториане и нектариевцы в Ср. Поволжье и Предуралье - от бывш. викариев Вятской епархии: Глазовского еп. священноисп. Виктора (Островидова) и Яранского еп. Нектария (Трезвинского). В связи с продолжавшимися массовыми арестами духовенства общины оппозиционных церковных течений оставались уже не только без архипастырского, но часто и без пастырского окормления. Отсутствие священников вынуждало их отказаться от большинства таинств, а сохранившиеся обряды во многом упростились. Крещение, отпевание, а иногда и подобие причастия стали проводить заменяющие священника наиболее авторитетные члены общины (порой из церковнослужителей) - пожилые мужчины, т. н. дедушки, или женщины-чернички, своего рода самопостриженные монахини. Нередко в нелегальные религ. группы проникали мошенники, выдававшие себя за духовных лиц. Так, в 1940 г. в Киеве один из деятелей подпольного религ. движения М. А. Поздеев после освобождения из лагеря представлялся якобы вернувшимся из ссылки архиеп. сщмч. Серафимом (Остроумовым) , к-рый к тому времени уже был казнен. В том же году Поздеев был вновь арестован и приговорен за мошенничество к тюремному заключению.

http://pravenc.ru/text/675029.html

Владыка одним из первых среди епископата объявил об отделении и перешёл на самоуправление, возглавив оппозицию, названную его именем (викторианская) в Вятской и Вотской епархиях и объединив приходы в Вятке, Ижевске, Воткинске, в Глазовском, Слободском, Котельническом и Яранском уездах. 23 декабря 1927 года определением Временного Синода он был запрещён в священнослужении. Однако Владыка не признал этого определения, говоря, «ведь и раньше нередко бывало... что отпадшие от истины составляли соборы, и Церковью Божией себя называли и, по-видимому заботясь о правилах, делали запрещения неподчинившимся их 6езумию». Конечно, отделившихся архиереев сохраняла от обвинения в расколе их верность законному Главе Церкви митрополиту Петру (Полянскому, память 27 сентября), находящемуся в заключении. Уже в начале 1928 года Владыкой было налажено тесное общение с Петроградскими иосифлянами, и вскоре произошло практически полное с ними слияние. В марте 1928 года Святитель пишет «Послание к пастырям», где снова повторяет свои мысли, выраженные в «Письме к ближним», предостерегая пастырей от принятия идеи насильственного соединения Церкви (путём превращения Её в политическую организацию) с организацией гражданской власти «на служение миру сему, во зле лежащему»: «Дело наше есть не отделение от Церкви, а защищение Истины», — так заканчивал своё послание Владыка. Позиция же митрополита Сергия, по мнению Владыки, исключала подвиг исповедничества, так как он «в силу нового своего отношения к гражданской власти вынужден забыть каноны Православной Церкви, и вопреки им он уволил всех епископов-исповедников с их кафедр, считая их государственными преступниками, а на их места он самовольно назначил не признанных и не признаваемых верным народом других епископов». Вскоре, 22 марта (4 апреля) 1928 года Владыка быль арестован в Глазове и приговорён к 3 годам лагерей. Перед отправкой в лагерь он передал свои приходы в управление священномученику епископу Гдовскому Димитрию (Любимову). В заключении на Соловках (июнь 1928-1930 гг.) Святитель работал бухгалтером на канатной фабрике, участвовал в тайных богослужениях — «рискуя быть запытанными и расстрелянными, Владыки Виктор (Островидов), Иларион (Бельский, память 18 августа), Нектарий (Трезвинский, память 26 августа) и Максим (Жижиленко, память 22 мая), не только часто сослужили в тайных катакомбных богослужениях в лесах острова, но совершили тайные хиротонии нескольких епископов. Совершалось это в строжайшей тайне даже от самых близких, чтобы в случай ареста и пыток они не могли выдать Г.П.У. воистину тайных епископов».

http://pravicon.com/info-1975

Епископ Петр был очень популярен в Нижегородской епархии, и тысячи верующих стали писать ходатайства об освобождении владыки в различные советские инстанции. Одно из таких коллективных обращений рабочих и служащих Сормовского завода попало к председателю ВЦИК М.И. Калинину, и тот 2 июня 1921 г. написал резолюцию: «Т. Уншлихт, если нет реального обвинения, то я думаю политически правильным его освободить». Однако петроградские чекисты сумели добиться передачи обвиняемого в их руки, и 14 августа епископа Петра перевезли в город на Неве. Более трех с половиной месяцев провел он в Петроградском доме предварительного заключения, где подвергался допросам. 29 октября было составлено обвинительное заключение по делу «Шибакина и Зверева», их признали виновными в «распространении нелепых слухов с целью дискредитации советской власти» и посчитали необходимым отправить в концлагерь. Однако 4 декабря 1921 г. Президиум Петроградской губернской ЧК решил на основании постановления ВЦИК дело прекратить и арестованных освободить. Епископ Петр и священник П.И. Шибакин вышли на свободу 6 декабря, после чего владыка еще две недели оставался в Петрограде. Так, 18 декабря епископ возложил набедренник на о. Петра Шибакина за Божественной литургией в Никольской церкви Иоанновского монастыря, а затем вернулся в Нижний Новгород [vii] . Отец Петр после освобождения еще почти год служил в Троцком соборе Лавры, затем в конце 1922 г. был вновь арестован и сослан на 2 года в Семипалатинскую губернию (Казахстан). Другим примером репрессий является арест 1 сентября 1921 г. иеромонаха Нектария (Трезвинского). Он был заключен в тюрьму «Кресты» и 8 октября приговорен Президиумом Петроградской губернской ЧК к 1 году принудительных работ под стражей. После освобождения в декабре 1921 г. по амнистии о. Нектарий вернулся в Лавру [viii] . Несмотря на все внешние трудности и препятствия, монашеская жизнь в Лавре при наместничестве архим. Николая не только не угасла, а переживала настоящий подъем. Обитель была несомненным центром церковной жизни всей Петроградской епархии. Помимо Александро-Невского братства, в ее стенах собирался близкий к братству богословский кружок св. Иоанна Златоуста, на заседаниях которого выступали с докладами Николай Лосский и другие знаменитые богословы. Существовало в Лавре и особое объединение «алтарниц». О нем говорилось в упоминавшемся выше январском 1922 г. донесении секретного осведомителя ГПУ: «В Невской Лавре существует общество «уборщиц церквей». Вход в алтарь в православной церкви разрешается монахиням и женщинам, достигшим 50-летн. возраста, последним с разрешения митрополита. Названное общество состоит главным образом из подобных перезрелых поклонниц наместника Лавры Николая Ярушевича. Надо отдать им справедливость, что церкви, особенно те, где службы совершались редко, как, например, Исидоровская, пришли за последнее время в страшное запустение, и грязь в них завелась невероятная. Они все вычистили и привели в относительный порядок» [ix] .

http://bogoslov.ru/article/3119298

К собору принадлежат жители города и ближайших деревень, расположенных на расстоянии 4 -15 верст от города. Прихожан военного звания муж. пола 188, жен. 83; статских муж. пола 34, жен. 33; купцов и мещан муж. пола 16, жен. 184; крестьян муж. пола 915, жен. 831. Прихожане - великорусы и несколько эстонцев, занимаются отхожими промыслами и работой на Нарвских фабриках. У горожан единственное средство содержания - плата за квартиры. Школа одна, земская в дер. Большом Луцком и начальная городская. Часовен три: каменная – в Луцком, деревянные в Порхове и Жабине. «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», выпуск 10. С.-Петербург, типография Департамента Уделов (Моховая, 1885 г. Еатерины великомученицы собор (г. Кингисепп, пл. Николаева, 6). Каменный собор построен на гл. площади Ямбурга по указу имп. Екатерины II после того, как в 1760 г. сгорел крепостной дерев. собор Св. Архангела Михаила. Стротельство велось в 1764-83 гг. по проекту арх. А. Ринальди. Освящен в 1783 г. Выдающийся памятник переходного периода от барокко к классицизму. В плане – квадрифолий. Церковь завершена пятиглавием на высоких барабанах (общая высота 36 м), с запада – трехъярусная колокольня с высоким шпилем. Отличается тщательной проработкой декора коринфского ордера. Главная святыня – икона св. Екатерины (утрачена). В нач. XX в. собор реставрировался, были укреплены конструкции куполов и сводов. Пострадал в годы Гражданской войны (осень 1919 г.). В 1920-21  гг. настоятель иером. Александро-Невской лавры Нектарий (Трезвинский) (в сане епископа расстрелян в 1937 г., новомученик). К приходу относились горожане и жители восьми пригородных деревень (на 1922 – 1430 чел.). Храм закрыт постановлением Президиума Ленсовета от 2 декабря 1931 г., переоборудован под физкультурный зал и клуб 12-го Туркестанского полка. Летом 1941 г. сильно пострадал от немецких обстрелов. Реставрировался в 1967-1980-е гг. (арх. В.М. Тихомиров). В 1980-е гг. в здании собора находился краеведческий музей. Возвращен верующим летом 1990 г., освящен 15 сентября 1991 г. Настоятель – архим. Гурий (Кузьмин). Имеются мощевики и другие святыни.

http://sobory.ru/article/?object=00113

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010