Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕКТАРИЙ Нектарий (Трезвинский), еп. Яранский. Фотография. Сер. 20-х гг. XX в. Нектарий (Трезвинский), еп. Яранский. Фотография. Сер. 20-х гг. XX в. (Трезвинский Нестор Константинович; 20.10.1889, с. Яцки Васильковского у. Киевской губ.- 8.09.1937, г. Гурьев Западно-Казахстанской обл. (ныне Атырау, Казахстан)), еп. Яранский. Род. в семье крестьянина, в 3 года взят на воспитание священником. В 1908 г. окончил Киевскую ДС, был послушником в мон-ре, затем прислуживал в церкви с. Яцки. Рукоположен во иерея. В 1911 г. поступил в КДА и в 1915 г. окончил ее со степенью кандидата богословия. В 1914 г. принял монашеский постриг с именем Нектарий в Киево-Печерской лавре . С осени 1915 по осень 1917 г. служил священником 1-го Туркестанского стрелкового полка. В нояб. 1917 г. приехал в Петроград, 9 дек. принят в число братии Александро-Невской лавры с возложением обязанностей чередного иеромонаха. 29 янв. 1918 г. назначен воспитателем певчих Митрополичьего хора, с 6 июня 1918 г. занимал должность библиотекаря мон-ря, с 23 янв. 1919 г. исполнял обязанности письмоводителя в канцелярии Духовного Собора лавры, 27 янв. 1919 г. также назначен уставщиком. 9 апр. 1919 г. указом Синода за «отлично-усердную службу» к Пасхе был награжден золотым наперсным крестом. 20 июня 1919 г. освобожден от канцелярской деятельности с назначением постоянным панихидным иеромонахом на лаврских кладбищах, но при этом оставлен уставщиком. В нач. 1920 г. также исполнял послушание зам. библиотекаря. В марте 1920 - сент. 1921 г. был настоятелем Екатерининского собора в Ямбурге, оставаясь при этом в братии лавры. Впервые арестован в 1919 г., вскоре освобожден. Вновь арестован 1 сент. 1921 г. в Ямбурге по обвинению в антисоветской агитации, заключен в петроградскую тюрьму «Кресты». 8 окт. 1921 г. приговорен Президиумом Петроградской ГубЧК к 1 году принудительных работ с содержанием под стражей. Отбывал срок во 2-м лагере принудительных работ при тюрьме «Кресты».

http://pravenc.ru/text/Нектарий ...

Жукова Ксения Николаевна, Анна, Валентина Православные женщины, проживавшие в Енисейске. Судя по письмам, приехали в город издалека, возможно, были сосланы. В книге протоиерея Г. Фаста «История церкви в Енисейске» упоминается Ксения Николаевна Жукова в числе лиц, подписавших договор с горсоветом о передаче Успенской церкви в пользование прихода Православной Церкви в 1946 г. Договор был заключен 3 июля 1946 г. 448 Анна и Валентина ранее принадлежали к одной из тайных обшин, окормляемой, судя по письмам, епископом Нектарием (Трезвинским?) 449 . 1. 1 ноября 1954 г. 450 Христос посреди нас. Милость Божья будет с вами, владыка святый, спаси вас Господи за ваше вниманье к нам, грешным. Получили Ваше письмо с молитвою, сердечно благодарим, читаем утром и вечером на молитве, но этого нам еще мало обличенья, живем – плохо исправляемся, вкоренилось зло и гордость и все прочие пороки, помолитесь, чтобы Господь помог исправиться, думаем стараться, а лукавый опять искушает. Жили мы 5 человек да на дворе во флигеле 4 человека, сейчас остались трое: мы с сестрой да хозяйка Ксенья Н[иколаевна]. Все ушли в казенные квартиры, много настроили казенных. К тюрьме там все новы дома, 9 человек все молились вместе и сейчас когда приходят на праздник. В церковь мы не ходим, грешники, с первых перевыборов, простите, может, и неладно живем и поступаем не так, как надо. Приезжает из Красноярска епископ, и на груди у него медаль с Ленин[ым], и все порядки не как раньше, но я их не сужу, такой им приказ, молитесь, чтобы Господь помог жить по духу, а не по плоти, быть Марфой, а не Марией, получили ваше письмо давненько, пишу 19 октября по-старому, выпал снег, уже 5 дней лежит. Как Ваше положенье, о жизни, ничего Вам не объясняют, когда вас отпустят, пишите в чем будете нуждаться, не стесняйтесь, привет передавайте Аполинарье, очень жаль ее, у них домик свой, огород [?]. Очень хорошо в доме, дом не на планту, в огороде сейчас одна сестра ждет без терпенья [?], все мы вам низко-пренизко кланяемся и просим ваших свя[тых] мол[итв] и Бож[иего] благ[ословения]. Печатно я очень хорошо Ваши письма разбираю, а письменно трудновато, можете изменить почерк [?]... мы все малограмотны. Будьте здоровы и Богом хранимы. Остаемся помнящие Вас

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НЕКТАРИЙ (ТРЕЗВИНСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Епископ Яранский Нектарий (Трезвинский), 1920-е. На допросе показал: " Моление в моей квартире-келье происходит по воскресеньям и двунадесятым праздникам, в числе молящихся у меня бывали приезжие из Яранской епархии, не признающие митрополита Сергия и его Синод. Я истинный сторонник Патриарха Тихона и готов за него умереть, и стремлюсь быть таковым. А также молящиеся есть постоянные, проживающие в Казани, но сказать, кто и фамилии их — я этого не стану, так как считаю это подлостью (предательством), и вообще о своем богослужении говорить не намерен, и с моей стороны этого сказано никогда не будет " 5 января 1932 года осужден к 10 годам лагерей, помещен в Прорвинский лагерь Западно-Казахстанского края. 2 августа 1937 года арестован в лагере, обвинен в антисоветской агитации и приговорен к расстрелу. Расстрелян 8 сентября 1937 года в Гурьеве . Реабилитирован 21 марта 1990 года по 1932 году репрессий и 28 января 1992 года по 1928 году репрессий. Сочинения Службы двунадесятых праздников у нас и в Римском бревиарии. (кандид. соч., Киев, 1915). Послания и письма свят. Нектария//Православная жизнь. – 1997. – 2. – С. 16-27. Три письма из лагеря священномученика Нектария, епископа Яранского/публ. В. В.Антонова//Рус. пастырь (Сан-Франциско). – 1998. – 1 (30). – С. 93-100. Литература Из церковной жизни греко-униатов Галиции//Церковно-общественная мысль.1918. 11–12. С. 15–24. Письмо епископа Нектария (Трезвинского) от 25 апреля 1928 г.//В объятиях семиглавого змия. Монреаль, 1984. С. 102; Послание из ссылки//Православный вестник. 1996. 87. С. 15. Книга памяти жертв политических репрессий Кировской области. – Киров, 2001. – Т. 4. – С. 378. Шкаровский М. В. Судьбы иосифлянских пастырей. Иосифлянское движение РПЦ в судьбах его участников. СПб., 2006. С. 171–175. Из тьмы забвения : Книга памяти жертв политических репрессий, 1918-1986. – Астрахань, 2008. – Т. 4. – С. 320. Стародуб А.В. (Трезвинський Нестор духовна в 1819-1924. К., 2016. Т. 2.С. 259–261. Священномученик Нектарий, епископ Яранский : Его приходы и паства в Вятской губернии : Жизнеописания и документы/сост. Л. Е. Сикорская. – М. : Братонеж, 2016. – 616 с. : 24 л. ил. – (Новомученики и исповедники Российские пред лицом богоборческой власти). В содерж.: Нектарий, еп. Автобиография, письма из заключения 1925-35 гг.; материалы следственных дел.

http://drevo-info.ru/articles/13680720.h...

Нектарий (Трезвинский Нестор Константинович), еп. Яранский, вик. Вятской епархии Родился в семье священника с. Яцек Васильковского уезда. Пострижен в монашество. В 1917 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Возведен в сан архимандрита. С 1918 по 192O г. был архимандритом Александро-Невской Лавры. 3 июня 1924 года хиротонисан во епископа Велижского, вик. Полоцкой епархии. В 1924 году управлял Полоцкой епархией. С 1925 года – епископ Яранский, вик. Вятской епархии. Из обновленческого журнала “Вестник Св.Синода» известно, что в самый разгар обновленческого движения, в 1925 году, получив приглашение принять участие в подготовке собора, он выпустил по существу правильное, но по форме чрезвычайно резкое послание: «Богомерзкого обновленческого движения отрицаюся и анафематствую оное. Богомерзкий, разбойничий, т.н. собор 1923 года в Москве со всеми его постановлениями анафемствую со всеми примкнувшими к сему обновленческому соблазну обещаюсь не имети канонического общения. Православные вятичи! Волк в овечьей шкуре, обновленец архиепископ Иосиф обратился к верующим... Блюдите, православные, какое опасно ходите. Дние лукави суть»... В том же послании еп. Нектарий называет обновленческое духовенство безблагодатным, их таинство – не имеющими силы, евхаристию не совершающейся. (Остаются простые хлеб и вино). И призывает не ходить в обновленческий собор, а следовательно, и не участвовать в их съезде. Таким образом, в эти годы он остался верным Православной Церкви, но дальнейшие сведения о нем говорят не в его пользу. В 1927 или 1928 году он уволен на покой. 4 марта 1928 года отделился от митрополита Сергия. В октябре 1930 года упоминается как епископ, запрещенный в священнослужении. Несколько лет проживал в Казани, будучи удален от управления епархией. О нем известно, что он допускал большие бесчиния в церкви. Так, например, он, будучи в запрещении, рукоположил во диакона человека, женатого на вдове, причем посвятил насильно, взяв последнего за рукав, обвел три раза вокруг стола (дома) и прочитал молитву. Это было в 6 часов вечера.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В нояб. 1918 г. избран в состав Временного высшего церковного управления Сибири, осуществлявшего церковную власть в районах, находившихся под контролем правительства А. В. Колчака, и выехал в Омск, где находилось управление. При отступлении белых остался в Омске. Арестован 9 апр. 1920 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности. 5 июля того же года решением Омской ЧК освобожден, но не оправдан, с этого времени в его документах появилась отметка о том, что принимал «участие в белом движении». После освобождения вернулся в Томск. В 1922 г. был повторно арестован и приговорен к расстрелу Томским губ. судом, замененному 5 годами заключения. Наказание отбывал в Александровском исправительном доме в Иркутской губ. Освобожден по амнистии в соответствии с постановлением ВЦИК от 24 февр. 1924 г. В том же году назначен настоятелем Благовещенской ц. Иркутска. Во время пребывания в Иркутске именовался митрофорным протоиереем (когда и кем был награжден митрой, выяснить не удалось). 12 апр. 1927 г. арестован. Постановлением Особого совещания Коллегии ОГПУ от 1 июля 1927 г. приговорен к 3 годам ссылки, к-рую отбывал в Туруханске, поддерживал связь с находившимся в том же районе митр. Кириллом (Смирновым) . Критически относился к деятельности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) (впосл. Патриарх) и примкнул к непоминающим . После освобождения из ссылки в 1930 г. жил в Казани у сына Николая, освобожденного по амнистии в 1927 г. 31 авг. 1930 г. вновь арестован по делу о создании контрреволюционной орг-ции Истинно Православной церкви в Казани. Особым совещанием коллегии ОГПУ ТАССР 5 янв. 1932 г. приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан. По этому же делу были осуждены более 30 казанских «непоминающих», в т. ч. еп. Иоасаф (Удалов), еп. Нектарий (Трезвинский), профессора КазДА, монахи и монахини. Ссылку отбывал в Актюбинской обл., после завершения срока ссылки жил в Актюбинске. В 1938 г. был арестован и расстрелян в соответствии с постановлением тройки НКВД по Актюбинской обл.

http://pravenc.ru/text/161513.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИЯ Измайлович (Исмаилович) Измайлов (1882, с. Хормалы Цивильского у. Казанской губ. (ныне Ибресинского р-на, Чувашия) - 17.09.1937, г. Алатырь), сщмч. (пам. 4 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из крестьянской чувашской семьи. Учился в церковноприходской школе, пел в церковном хоре, позднее управлял им. С 1916 г. на военной службе, участвовал в первой мировой войне. После демобилизации в 1918 г. увлекся революционными идеями, служил председателем Хормалинского волостного земельного комитета, до 1920 г. был членом волостного исполкома советов. В 1920 г. отошел от политической деятельности. В 1925 г. Ибресинским еп. сщмч. Германом (Коккелем) в Смоленско-Седмиозерной ц. в Козьей слободе г. Казани рукоположен целибатом во иерея. В связи с борьбой сщмч. Германа с григорианским расколом , охватившим Ульяновскую епархию, И. вместе с еп. Германом приехал в с. Хормалы, в результате григорианский свящ. Краснов был изгнан, а И. стал настоятелем Казанской Богородицкой ц. с. Хормалы. «Декларацию» 1927 г. И. не принял. В 1930 г. храм был закрыт. Под рук. И. была составлена просьба во ВЦИК СССР об открытии храма, к-рую подписали 80% жителей села. Храм был открыт. 25 марта 1932 г. И. арестован и заключен в тюрьму г. Цивильска по обвинению в «принадлежности к антисоветской группировке «Истинно-Православной церкви»», возглавляемой Яранским еп. Нектарием (Трезвинским). На допросах И. заявил, что к «сектантам» не принадлежал, а митр. Сергия (Страгородского) не поминал «по просьбам прихожан». Приговорен особым совещанием Коллегии ОГПУ к 3 годам ссылки в Казахстан. Наказание отбывал на северо-вост. берегу Каспийского м. в пос. Жилая Коса Гурьевского окр. 24 марта 1935 г. вернулся в с. Хормалы, где храм к этому времени был закрыт. Отказался от предложения Чувашско-Чебоксарского еп. Владимира (Юденича) занять вакантное место священника. Продолжил окормлять верующих в своем и в соседних селах.

http://pravenc.ru/text/389323.html

Митрополит Варсонофий обратился с архипастырским словом к заключенным и сотрудникам УФСИН. «Господь говорит, что пришел не праведников спасти, но грешников, и как не здоровые нуждаются во враче, а больные, так и грешники нуждаются в помощи Господа нашего Иисуса Христа (Мф. 9:12-13), — сказал владыка. — Господь Сам сказал, что тюремное служение для Него очень важно, и на Страшном Суде Он будет спрашивать, приходили ли мы к Нему в темницу: " Я был в темнице, и вы не посетили Меня " (Мф. 25:31-45). Чтобы нам было что сказать, когда мы окажемся перед Богом, мы и посещаем темницы, тюрьмы, изоляторы, делимся с нашими братьями, которые здесь находятся, пасхальной радостью. Мы хотим принести доброту в их сердца и души, потому что только добро, только любовь имеют перспективы в вечной жизни. Все остальное на этой земле останется». Владыка пожелал сотрудникам СИЗО помощи Божией: «Желаю вам по-доброму относиться к подопечным, чтобы у вас был хороший человеческий контакт, чтобы люди чувствовали, что мы друг другу не враги». После молебна состоялся концерт, который вели иерей Дионисий Харин и руководитель сектора коммуникаций при епархиальном информационном отделе Наталья Родоманова. В фестивале приняли участие праздничный хор Новодевичьего монастыря, исполнители камерной музыки, грузинский фольклорный ансамбль «Баллада». Прозвучала музыка Петра Чайковского, Александра Кастальского, Артемия Веделя, Антонина Дворжака, протоиерея Михаила Лисицына, Бориса Ледковского, народные и церковные песнопения, молитва «Отче наш», написанная Католикосом-Патриархом Грузинской Православной Церкви Илией II. Кульминацией фестиваля стало выступление народного артиста России и Украины Валерия Ивченко. Он прочитал текст «Письма священномученика», созданный из отрывков воспоминаний священномученика Павла Черханова о Пасхе 1926 года на Соловках. Осужденным запретили ее праздновать, но трое заключенных в священном сане — архиепископ Иларион (Троицкий), епископ Нектарий (Трезвинский) и сам отец Павел — тайком пробрались в недостроенную пекарню и пропели все богослужение шепотом, при этом у них возникло ощущение, что стены разрушились, они почувствовали всем сердцем Воскресение Христово, настоящую свободу. «Мы пели шепотом Пасху, и в это время рушились стены тюрьмы, воздвигнутой обагренными кровью руками. Кровь, пролитая во имя любви, дарует жизнь вечную и радостную. Пусть тело томится в плену — дух свободен и вечен. Нет в мире силы, властной к угашению его! Ничтожны и бессильны вы, держащие нас в оковах! Духа не закуете, и воскреснет он в вечной жизни добра и света!» — так писал отец Павел.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4048795...

Общедоступный читальный зал открыт в Александро-Невской лавре 27 сентября 2013 г. 16:09 Книжная сокровищница Александро-Невской лавры доступна теперь каждому желающему: в год своего 300-летия монастырь открыл общедоступный читальный зал. Он находится в музейно-библиотечном корпусе и включает в себя два отдела. Первый из них — это электронный каталог, созданный благодаря участию библиотеки в конкурсе «Православная инициатива» . На выигранный грант была установлена новая версия автоматизированной библиотечно-информационной системы «Ирбис-64». Второй отдел предназначен для изучения информации на бумажных носителях. При нем с 3 октября начнут работать курсы по церковнославянскому языку и церковному чтению. Их будет вести кандидат филологических наук Сергей Наумов — ученик известного слависта Нины Саблиной. Библиотека лавры — старейшая среди церковных библиотек Санкт-Петербурга. Начало ей положил император Петр I. Собирание книг было предпринято в связи с началом богослужений в монастыре в 1713 году, открытием монастырской типографии и Славянской школы. Долгое время книжное собрание, ризница и архив перемещались из одних помещений в другие. В 1910 году, в период управления митрополита Антония (Вадковского) и наместника архимандрита Феофана (Тулякова), библиотека вместе с архивом и древлехранилищем была размещена в Новой ризнице, построенной по проекту Льва Шишко за Духовским братским корпусом. В 1918 году библиотека была разорена, книжные собрания национализированы и переданы в Российскую Национальную (тогда — Публичную) библиотеку и другие хранилища. Считалось, что все книги были изъяты, но каким-то образом библиотека продолжала действовать. Ее заведующим назначили иеромонаха Нектария (Трезвинского). Впоследствии он стал епископом Яранским, а после смерти был канонизирован в Русской Зарубежной Церкви как священномученик. «Мы нашли штамп на некоторых книгах духовной академии: " Читальня Александро-Невской лавры " . То есть это книги не из монастырской библиотеки, а из читальных залов, доступных для всех. Но пока остается загадкой, что это могли быть за учреждения. Возможно, библиотека маскировалась под читальню, которая советской власти была удобна, ведь монахи при этом превращались в " полезных членов общества " », — рассказала главный книгохранитель монастыря Неонилла Голубятникова.

http://patriarchia.ru/db/text/3262455.ht...

С 1928 по 1930 гг. включительно, епископ Виктор находился в 4-м отделении СЛОН (Соловецкий Лагерь Особого назначения), на самом острове Соловки и работал бухгалтером Канатной фабрики. Домик, в котором находилась бухгалтерия и в котором жил владыка Виктор, находился вне кремля, в полуверсте от него, на опушке леса. Владыка имел пропуск для хождения по территории от своего домика до кремля, а потому мог свободно (якобы «по делам») приходить в кремль, где в роте санитарной части, в камере врачей, находились: владыка епископ Максим (Жижиленко), первый катакомбный епископ и доктор медицины, вместе с врачами лагеря доктором К.А. Косинским, доктором Петровым и мною. Все мы четверо были церковно-православными людьми, не признававшими митрополита Сергия после его «Декларации» и состоявшими в лоне так называемой «Катакомбной Церкви», за что и отбывали наказание. Владыка Виктор приходил к нам довольно часто вечерами и мы подолгу беседовали по душам. Для «отвода глаз» начальства роты, обычно мы инсценировали игру в домино, за чашкой чая. В свою очередь мы все четверо, имевшие пропуска для хождения по всему острову, часто приходили, тоже якобы «по делам», в домик на опушке леса, к владыке Виктору. В глубине леса, на расстоянии одной версты, была полянка, окружённая берёзами. Эту полянку мы называли «Кафедральным собором» нашей Соловецкой Катакомбной Церкви, в честь Пресв. Троицы. Куполом этого собора было небо, а стенами – берёзовый лес. Здесь изредка происходили наши тайные Богослужения. Чаще такие богослужения происходили в другом месте, тоже в лесу, в «церкви» имени св. Николая Чудотворца. На богослужения, кроме нас пятерых, приходили ещё и другие лица: священники о. Матфей, о. Митрофан, о. Александр; епископы Нектарий (Трезвинский), Иларион (викарий Смоленский), и наш общий духовник, замечательный духовный общий наш руководитель и старец – протоиерей о. Николай Пискуновский. Изредка бывали и другие заключённые, верные наши друзья. Господь хранил наши «катакомбы» и за всё время с 1928 по 1930 г. включительно мы не были замечены. Владыка Виктор был небольшого роста, полный, пикнической конституции, всегда со всеми ласков и приветлив, с неизменной светлой всерадостной тонкой улыбкой и лучистыми светлыми глазами. «Каждого человека надо чем-нибудь утешить» – говорил он и умел утешать всех и каждого. Для каждого встречного у него было какое-нибудь приветливое слово, а часто даже и какой-нибудь подарочек. Когда, после полугодового перерыва, открывалась навигация и в Соловки приходил первый пароход, тогда, обычно, владыка Виктор получал сразу много вещевых и продовольственных посылок с материка. Все эти посылки через несколько дней владыка раздавал, не оставляя себе почти ничего. «Утешал» он очень многих, часто совершенно ему неизвестных заключённых, особенно жалуя так называемых «урок» (от слова «уголовный розыск»), т.е. мелких воришек, присланных как «социально вредных», «по изоляции», по 48 статье.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

Сортировать по Исключить новости В год 300-летия Александро-Невской в музейно-библиотечном корпусе монастыря открылся обещедоступный читальный зал. 28 сентября, ПРАВМИР. В год 300-летия Александро-Невской в музейно-библиотечном корпусе монастыря открылся обещедоступный читальный зал. Он включает в себя два отдела. Первый из них — это электронный каталог, созданный благодаря участию библиотеки в конкурсе «Православная инициатива». На выигранный грант была установлена новая версия автоматизированной библиотечно-информационной системы «Ирбис-64», — сообщает Патриархия.ru Второй отдел предназначен для изучения информации на бумажных носителях. При нем с 3 октября начнут работать курсы по церковнославянскому языку и церковному чтению. Их будет вести кандидат филологических наук Сергей Наумов — ученик известного слависта Нины Саблиной. Библиотека лавры — старейшая среди церковных библиотек Санкт-Петербурга. Начало ей положил император Петр I. Собирание книг было предпринято в связи с началом богослужений в монастыре в 1713 году, открытием монастырской типографии и Славянской школы. Долгое время книжное собрание, ризница и архив перемещались из одних помещений в другие. В 1910 году, в период управления митрополита Антония (Вадковского) и наместника архимандрита Феофана (Тулякова), библиотека вместе с архивом и древлехранилищем была размещена в Новой ризнице, построенной по проекту Льва Шишко за Духовским братским корпусом. В 1918 году библиотека была разорена, книжные собрания национализированы и переданы в Российскую Национальную (тогда — Публичную) библиотеку и другие хранилища. Считалось, что все книги были изъяты, но каким-то образом библиотека продолжала действовать. Ее заведующим назначили иеромонаха Нектария (Трезвинского). Впоследствии он стал епископом Яранским, а после смерти был канонизирован в Русской Зарубежной Церкви как священномученик. «Мы нашли штамп на некоторых книгах духовной академии: «Читальня Александро-Невской лавры». То есть это книги не из монастырской библиотеки, а из читальных залов, доступных для всех. Но пока остается загадкой, что это могли быть за учреждения. Возможно, библиотека маскировалась под читальню, которая советской власти была удобна, ведь монахи при этом превращались в «полезных членов общества»», — рассказала главный книгохранитель монастыря Неонилла Голубятникова.

http://pravmir.ru/otkrylsya-obshhedostup...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010