С.А. Нилус в Оптиной. Искушения, постигшие старца Варсонофия. Перемещение его в Старо-Голутвин монастырь Глава 32. Духовный подвиг отца Варсонофия. Его кончина и погребение в Оптиной пустыни. Некрополь 1900-х годов Глава 33. Приезд в Оптину владыки Михея (Алексеева). Посещение Оптиной Великой княгиней Елисаветой Феодоровной Романовой Глава 34. Начало Первой мировой войны. Кончина настоятеля Оптиной пустыни архимандрита Ксенофонта (Клюкина). Избрание на его место архимандрита Исаакия II (Бобракова). Романовы в Оптиной: князь Константин Константинович младший (сын К.Р.), Великий князь Дмитрий Константинович (брат К.Р.). Трудности военного времени Глава 35. Старец Анатолий (Потапов) Глава 36. Всероссийский Церковный Собор 1917 года (восстановление патриаршества). Декрет 1918 года о закрытии монастыря Оптина пустынь. Жизнь обители под видом трудовой артели. Открытие музея в монастыре. Отец Феодосий (Поморцев). Кончина старца Анатолия Глава 37. Старец Нектарий (Тихонов). Власти разгоняют монахов из обители Глава 38. Аресты монахов. Оптинские монахи в Козельске. Старец Нектарий в ссылке в селе Холмищи. Отец Никон (Беляев). Крестный путь рассеянного братства Глава 39. Духовная деятельность отца Никона в Козельске. Его арест Глава 40. Кончина старца Нектария. Жизнь и смерть отца Никона в ссылке Глава 41. Отец Досифей (Чучурюкин). Жизнь архимандрита Исаакия в Белёве. Его арест вместе с группой единомышленников и расстрел Глава 42. Оптинские монахи в рассеянии: служение в миру, тюрьмы, лагеря, расстрелы, ссылки. Их святое стояние в непоколебимой вере и верности Христу Список цитируемой литературы Памяти монаха Лазаря (Афанасьева)     Пролог Русский летописец под 6545 (1037) годом отмечает, что от крещения Руси «нача вера хрестьяньска плодитися... и манастыреве починаху быти. И бе Ярослав, любя церковныя уставы, попы любяше повелику, излиха же черноризьце» 1 , то есть более всего любил монашество. В те времена и многие века позднее монашеским духом пронизан был вообще весь быт православных 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

29 авг. 1902 г., в день усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, скончалась жена А. Он был безутешен до тех пор, пока духовные чада не устроили его встречу с о. Иоанном Кронштадтским . «Вы пришли разделить со мной мое горе?» - спросил А., когда вошел о. Иоанн. «Не горе твое я пришел разделить, а радость,- ответил о. Иоанн,- тебя посещает Господь. Оставь свою келью и выйди к людям; только отныне и начнешь ты жить. Ты жалуешься на свои скорби и думаешь - нет на свете горя больше твоего... а ты будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя и тогда увидишь, что твое несчастье мало, незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет». Сказанное А. принял как возложенное на него послушание старчества, к к-рому он был подготовлен многими годами подвижнической жизни. «Пастырь должен разгружать чужую скорбь и горе»,- учил он впосл., опираясь на опыт своей жизни. Духовно близкими к А. были современные ему оптинские подвижники - иеросхим. прп. Анатолий (Потапов) и скитоначальник схиигум. Феодосий . Они изумлялись подвигу московского старца «во граде, яко в пустыни». Прп. Анатолий приезжавших к нему москвичей направлял к А. Старец Нектарий (Тихонов) говорил: «Зачем вы ездите к нам? У вас есть отец Алексей». Ранее пустая ц. свт. Николая стала переполняться богомольцами, среди к-рых появились представители интеллигенции (профессора, врачи, учителя, писатели, инженеры, художники, артисты, философы) и студенческая молодежь, к-рой А. уделял особое внимание. В нижнем, жилом, этаже храма А. открыл начальную церковноприходскую школу, а также устроил приют для сирот и детей неимущих родителей. В течение 13 лет А. преподавал Закон Божий в частной жен. гимназии Е. В. Винклер. А. благословил на писание икон свою духовную дочь Марию, пришедшую к нему в храм девочкой-подростком вскоре после смерти отца, свящ. и худож. Н. А. Соколова. Впосл. она стала замечательным иконописцем, приняла монашество с именем Иулиания , основала при МДА иконописный кружок, из к-рого выросла иконописная школа.

http://pravenc.ru/text/64634.html

Анна Александровна Соколова-Исакова (в тайном постриге монахиня Анна), мать художника Льва Бруни, который рисовал в Оптиной, запечатлевая ее последние дни, с весны 1923 года до начала следующего вела в Оптиной дневник 597 . Из него видно, как сложен был этот год, последний уже не перед закрытием монастыря, а перед варварским его разрушением. Она пишет, что 23 марта прибыли «из московской комиссии в Оптину пустынь» представители Отдела музеев А.Н. Гриневский и Л.И. Гиринский, а 29 марта представитель Губмузея А.М. Покровский. Они заседали вместе с Исполкомом и 30-го уехали. Монахиня Анна пишет: «1 апреля. Арест Никона (Беляева) . Арест в 7 часов Л.В. Защук» 598 . 3 апреля: освобожден владыка Михей с келейниками. Около 2 часов дня арестован сотрудник музея Таубе. «5 апреля: освобождение из-под ареста М.М. Таубе и всех, кроме отца Нектария и Л.В. Защук... Около 6 часов предъявлено обвинение отцу Н. Тихонову 599 в сокрытии ценностей. Отъезд из Оптиной под конвоем в г. Козельск о. Нектария (в больницу) и Л.В. Защук (в арестный дом). “Ликвидационная комиссия” прервала работу до 11 апреля. Отъезд членов комиссии. Отъезд в Москву Н. Павлович 600 . 16 апреля. Освобождение Л.В. Защук из-под ареста. Снятие последнего караула. 17 апреля. Снятие караула с о. Нектария. 18 мая. Постановление о передаче имущества Товарищества в Полошковский пункт. 26 мая. С сегодняшнего дня обедня в 5 часов. Служба в Казанском, о. Никон и о. Аифал. После обедни молебен с водосвятием у о. Варнавы... Военком Абрамов смотрел себе помещение в скиту. Пока поселяется в Племхозе. Л.В. Защук в казначействе получила разные кредиты. На входе в скит вывешено объявление о запрещении входить посторонним без разрешения зав. музеем. 27 мая. Обедня – о. Никон и о. Серафим [иеродиакон] 601 . Проверка ризницы в Предтеченской церкви в скиту – о. Никон, стенинский Антонов и Таубе. В 5–7 часов “товарищи” Панков и Кузовков – раздача вещей из хибарки старца Нектария». Записи эти беглы, торопливы, но открывают много мелких фактов, в целом рисуя выразительную картину тех трагических дней. Называются фамилии разных людей – не все они ныне известны. Но продолжим цитирование.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В общении с преподобным Иосифом послушник получил бесценные примеры настоящей жизни по Евангелию и глубокие духовные уроки. Стефан был свидетелем того, как 29 октября 1910 года великий русский писатель с трагической судьбой Лев Толстой дважды подходил к воротам Оптинского скита, где тогда находился больной отец Иосиф, но из гордости не решился встретиться со старцем. Современная исследовательница жития преподобного Севастиана монахиня Сергия (Королева) передает в своей книге «Живой воды неиссякаемый источник. Карагандинский старец преподобный Севастиан» его рассказ: «Я увидел Льва Николаевича и доложил старцам, что он возле дома близко ходит, то подойдет, то отойдет. Старец Иосиф говорит: “Трудно ему. Он ведь к нам за живой водой приехал. Иди, пригласи его, если к нам приехал. Ты спроси его”. Я пошел, а его уж нет, уехал. Совсем еще мало отъехал, а ведь на лошади он, не догнать мне было». Не благословил Бог тогда стать Стефану Фомину проводником отлученного гения обратно, в ограду Церкви. Старчество в изгнании После смерти отца Иосифа его келейник перешел на послушание к старцу Нектарию (Тихонову) — последнему светильнику Оптиной пустыни в период до ее закрытия большевиками. Пострижение в рясофор послушник Стефан принял в 1912 году, а постриг в мантию с именем Севастиан (в честь мученика Севастиана) — в роковом 1917 году, буквально за несколько месяцев до скорбной даты 10/23 января 1918 года — юридического прекращения деятельности обители, которая, впрочем, еще некоторое время существовала под видом сельскохозяйственной артели. Изгнанный в 1923 году из обители старец Нектарий доживал свои дни в селе Холмищи Брянской губернии. Рядом с ним снимал комнату отец Севастиан, который незадолго до преставления иеросхимонаха Нектария (29 апреля/12 мая 1928 года) был рукоположен в священники. Еще не достигнув своего 45-летия, подвижник стал преемником великих оптинских старцев, открыв новую страницу бытия пустыни — период старчества в изгнании. С 1928 по 1933 год иеромонах Севастиан служил в городе Козлове (Мичуринске) Тамбовской области под руководством протоиерея Владимира Нечаева.

http://e-vestnik.ru/analytics/shiarhiman...

Вскоре после окончания Духовной академии (в конце 1957 г. или в 1958 г.) новая милость Божия была явлена на мне – я встретился с духовным сыном последнего оптинского старца (перед закрытием обители) Нектария (Тихонова ,†1928), исповедником протоиереем Сергеем Никитиным (впоследствии Стефан, епископ Можайский, затем Калужский) (†1963). Тогда же состоялась беседа и с матушкой Евфросинией (кажется, из района Павлова Посада, † после 1958) в московской квартире моих знакомых (Ольги и Татьяны Крюковых). – Разные личности, но обе высочайшей духовной жизни, обладавшие даром мудрости и совета. Именно их молитва и совет определили мое будущее. К тем же годам относится и мое сближение со схиархимандритом Иоанном (Масловым) магистром богословия, доцентом Московской духовной академии, благодатным старцем (†1991) и протоиереем Александром Егоровым, добрейшим пастырем – служителем в храме святого пророка Божия Илии (Обыденного) г. Москвы (†2000). И еще: в сентябре 1958 г. я встречал в моей рабочей комнате в Московской духовной академии после богослужения в академическом храме Ольгу Серафимовну Дефендову (в тайном постриге монахиня Серафима, † 1960), всю свою жизнь посвятившую служению ближнему во славу Божию (в последние годы жизни митрополита Макария (Невского , †1926)) она в течение восьми лет преданно служила ему. Неоднократно молились мы вместе с ней у могилы святителя. А ведь митрополит Макарий прослужил Церкви Божией семьдесят один год, а ныне прославлен! Что здесь знаменательно? – И то, что монахиня Серафима была великой подвижницей, и то, что через своего отца, лично знавшего и встречавшегося с преподобным Серафимом Саровским , она восприняла РАДОСТЬ ПРЕПОДОБНОГО – никто не видел ее унывающей. Знаменательно в этой академической встрече было и то, что вместе с ней был Константин Константинович Апушкин (†1965), духовный сын отца Алексия Мечева (канонизован в 2001 г.), тоже человек Божий, заслуживающий только доброго слова: в суровые советские годы, когда стремились уничтожить все священство Русской Православной Церкви, он был тайно рукоположен во иерея, взят под стражу ГПУ, подвергся допросу, жестокому избиению (загнали под стол, сидевшие за столом произвольно – не глядя – били со всех сторон сапогами), в результате чего потерял здоровье и преждевременно скончался. Как же монахиня Серафима хвалила предложенный мной завтрак! Слушая ее, можно было подумать, что я самый искусный повар. А предложено было очень скромное угощение: на маленькой электрической плитке я поджарил несколько яиц... «Какая же вкусная яичница! Я никогда не ела такой вкусной! Как вы вкусно готовите!» – восторгалась матушка... Она и здесь – в этом незначительном событии умела утвердить «СЕРАФИМОВСКУЮ РАДОСТЬ»! И могилки их обоих совсем близко – почти рядышком – на Введенском кладбище в г. Москве. 9

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Двое из моих близких знакомых были носителями Святых Даров. Один из них – Игорь Константинович Фортунатов (1908-1987), другой – Сергей Алексеевич Никитин. Однажды его, опытного врача-невропатолога, пригласили в дом, вернее, привели в дом начальника тюрьмы или лагеря с тем, чтобы он осмотрел больную сестру жены этого начальника. Когда он вошел, то больная заметалась, закричала, стала махать руками, что она не желает, не может с ним встретиться. «Уберите его, уберите!» – кричала она. И перебежав из одной комнаты, которая находилась недалеко около входа, забилась в углу квартиры. «Не могу, не могу, не хочу!» – кричала она. Родные её пытались уговорить, что пришел врач, что ей нужно полечиться. Но она кричала своё «не могу, не могу». И тогда хозяин квартиры, начальник лагеря сказал: «Ну, ничего, к сожалению, не получается. Она не хочет с вами встретиться». Сергей Алексеевич понял, что женщина – бесноватая, и бесу нестерпимо приближение к нему Святых Даров. Вот почему она так шумела, вот почему она кричала и махала руками –   бес не мог перенести приближения Святых Даров. Постоянное ношение на груди Святых Даров откладывало на человека не только духовный, но и физически зримый отпечаток. В облике владыки Стефана было что-то от светящегося Серафима Саровского и оптинских старцев. Выбор пути: Маросейка и оптинские старцы Жизненный путь владыки Стефана с юных лет был духовно определен общением с «маросейской семьей» и встречей с оптинским старцем Нектарием. Об этом рассказывает диакон Дмитрий Пономаренко, сотрудник научно-исследовательского отдела Новейшей истории РПЦ Свято-Тихоновского гуманитарного университета,   клирик храма святителя Николая в Кузнецах: — Сергей Алексеевич Никитин, будущий епископ Стефан, родился 28 сентября 1895 года в благочестивой семье московских мещан. Отец его по роду деятельности отправлялся почасту в разъезды и, возвращаясь из своих поездок, любил рассказывать о том, как служат в тех местностях, где ему приходилось бывать. В результате дети, а кроме Сергея ещё было у него три дочери, до самой смерти оставались глубоко верующими людьми.

http://pravmir.ru/o-episkope-stefane-nik...

До старости не забывал он своего детства, находил в нем и рассказывал поучительные случаи. О том, как то, что случается в детстве, отзывается через много лет и иногда очень сильно… Однажды мать его сидела и шила что-то, а он, Коля, играл на полу возле ее ног с котенком. В комнате было темновато от скудного освещения, по углам стоял мрак. Но у котенка большие зеленые глаза в полусумраке светились, как фонарики. Коля с удивлением обратил на это внимание, это его сильно поразило… И вдруг, когда котенок мирно сидел возле него, схватил он из маминой иголочной подушечки одну иголку и хотел уже проколоть котенку глаз, чтобы посмотреть, что там такое светится… Но мать заметила это и быстро перехватила его руку. «Ах ты! – воскликнула она. – Вот как выколешь глаз котенку, сам потом без глаза останешься. Боже тебя сохрани!» Прошло много лет, Николай Тихонов, уже юноша, успевший пройти некоторую жизненную школу, пришел в Оптину Пустынь, в Иоанно-Предтеченский Скит, к преподобному Амвросию. Преподобный был прозорлив, он посмотрел на этого юношу и увидел его будущее… Николай стал послушником и начал помогать цветоводу украшать дивными цветами Скит, и без того благоухающий и преиспещренный… А Николай с детства любил и цветы, и простую травку, и всякую живность, порхающую, ползающую, бегающую по земле среди травы и листьев… Радовал его Господь творением Своим, веселил его сердце. Начал он привыкать понемногу к трудной монашеской жизни, с Божьей помощью и при неустанной молитве взращивать в своей душе все доброе. Когда был он уже иеромонахом, нареченным при постриге Нектарием, он подошел однажды к святому Амвросиевскому колодцу, что возле скитских ворот, а там другой монах набирал себе воды. Над колодцем подвешен был черпак с длинной заостренной ручкой. И вот тот монах, черпая воду, едва не выколол нечаянно глаз отцу Нектарию длинной ручкой черпака, так как конец ее пришелся как раз против его глаза. Еще секунда – и остался бы старец с одним глазом. «Если бы я тогда котенку выколол глаз, – говорил он, – и я был бы сейчас без глаза. Видно, всему этому надо было случиться, чтобы напомнить моему недостоинству, как все в жизни от колыбели до могилы находится у Бога на самом строгом учете».

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Ельца. 16 сент. 1937 г. арестован в Ельце после доноса о произнесении проповеди в память о митр. сщмч. Петре (Полянском) и заключен в тюрьму г. Липецка. На допросе П. не признал себя виновным в контрреволюционной деятельности. Определением Особой тройки при УНКВД по Орловской обл. от 15 нояб. 1937 г. приговорен к расстрелу. Расстрелян и погребен в общей безвестной могиле. Определением Синода РПЦ от 6 окт. 2005 г. имя П. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Арх.: ГАЛО. Ф. 2210. Оп. 1. Д. 22666; Архив УФСБ по Калужской обл. Д.П-13910; РГБ ОР. Ф. 213. К. 1. Ед. хр. 3; К. 3. Ед. хр. 23; К. 65. Ед. хр. 40; ГИМ ОПИ. Ф. 521. Ед. хр. 44; ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 2. Д. 1725, 1810, 2159, 2210; Ф. 903. Оп. 1. Д. 285, 294, 304; Ф. 1267. Оп. 1. Д. 2, 4; Ф. Р-42. Оп. 1. Д. 2106. Лит.: Цветочки Оптиной пуст.: Восп. о последних Оптинских старцах о. Анатолии (Потапове) и о. Нектарии (Тихонове)/Сост.: С. В. Фомин. М., 1995. С. 21, 77, 169; Их страданиями очистится Русь. М., 1996. С. 197; Помнить поименно: Кн. памяти жертв полит. репрессий Липецкого края с нояб. 1917 г. Липецк, 1997. Т. 1. С. 38; Амвросия (Оберучева), мон. История одной старушки: Очерки из многолетней жизни... М., 1999. С. 89; Оптинский альманах. Козельск, 2007. С. 67-68, 81; Жития новомучеников и исповедников Оптиной пуст. Письма преподобноисп. Рафаила/Сост.: игум. Дамаскин (Орловский). Козельск, 2008. С. 103-112; 20142. С. 117-126; Запальский Г. М. Оптина пустынь и ее воспитанники в 1825-1917 гг. М., 2009. С. 336-337. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ (Арапов; 1880-1919), игум., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (Никольский Василий Михайлович; 1872 - 1937), игум., прмч. (пам. 6 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВГЕНИЙ Игнатьевич Выжва (1883 - 1937), игум., прмч. (пам. 7 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЕВТИХИЙ (Качур Евфимий Викторович; 1891-1937), игум., прмч. (пам.

http://pravenc.ru/text/2578848.html

К концу жизни лицо его утратило отблеск молодости, который так долго покоился на нем и вернулся к нему лишь во время предсмертной болезни. Если в эти последние годы лицо его светлело, то только каким-то вневременным светом. Старец очень одряхлел, ослабел, часто засыпал среди разговора, но еще чаще он погружался в глубокую умную молитву, как бы выходя из мира, и, возвращаясь к нам, был полон особой силы духа и просветленности. Вся жизнь старца, от младенчества до смертного часа, была отмечена Божиим Промыслом. Он родился в Ельце в 1857 году у бедных родителей, Василия и Елены Тихоновых. Крещен в елецкой церкви, освященной во имя преподобного Сергия, при крещении назван Николаем, крестных звали Николай и Матрона. О них и о родителях своих он всегда молился. Отец был рабочим на мельнице, скончался он тогда, когда сыну исполнилось семь лет. Мальчик был умным и любознательным, но учиться ему пришлось только в сельской школе – помешала нужда. Из раннего его детства известен только один случай: однажды он играл около матери, а рядом сидела кошка, и глаза у нее ярко светились. Мальчик схватил иголку и вздумал проколоть глаз животного, чтобы посмотреть, что там светится, но мать ударила его по руке: «Ах ты! Вот как выколешь глаз кошке, сам потом без глазу останешься». Через много лет, уже монахом, старец припомнил этот случай. Он пошел к скитскому колодцу, где был подвешен ковш с заостренной рукояткой. Другой монах, не заметив батюшки, поднял ковш так, что острие пришлось прямо против батюшкиного глаза, и лишь в последнее мгновение старцу удалось оттолкнуть острие. «Если бы я тогда кошке выколол глаз, и я был бы сейчас без глаза, – говорил он. – Видно, всему этому надо было быть, чтобы напомнить моему недостоинству, как все в жизни от колыбели до могилы находится у Бога на самом строгом учете». С матерью у Николая была глубокая душевная близость. Она была строга с ним, но больше действовала кротостью и умела тронуть его сердце. Одиннадцати лет устроила Николая в лавку купца Хамова, и там к семнадцати годам он дослужился до младшего приказчика. Вырастал юноша тихим, богомольным, любящим чтение. «Лицом он был очень красив, с румянцем нежным, как у девушки, с русыми кудрями», – рассказывали старейшие Оптинцы, помнившие его в молодости. О дальнейшей жизни своей он тогда не загадывал. Как стукнуло ему восемнадцать лет, старший приказчик Хамова задумал женить его на своей дочери, и хозяин этому сочувствовал. Девушка была очень хороша и Николаю по сердцу.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

На выбор духовного пути Вячеслава повлияли известные Оптинские старцы — Анатолий (Потапов) и Нектарий (Тихонов), а также священник Георгий Коссов. На монашество его благословил епископ Сергий (Тихомиров), служивший в те годы в Японии, — они были давно знакомы, и Вячеслав еще мальчиком помогал ему в алтаре. Петроград. Александро-Невское братство В 1917 году, сразу после окончания академии, иеромонах Гурий был принят в число братии Александро-Невской лавры . К тому времени Петроградскую епархию возглавил епископ Вениамин (Казанский), вскоре возведенный в сан митрополита. Пользовавшийся авторитетом у верующих петроградский архиерей поддержал миссионерское служение трех молодых иеромонахов — братьев Гурия и Льва (Егоровых) и Иннокентия (Тихонова), предоставив им Крестовую церковь в Александро-­Невской лавре. Молодые монахи преуспели в пастырской деятельности. Братья сняли комнату на Лиговке и проводили беседы для рабочих: рассказывали о событиях из Священной истории, сопровождая их показом диапозитивов, вели беседы о жизни. Однажды иеромонах Гурий представился митрополиту Антонию (Храповицкому). Когда он назвал свою фамилию, владыка Антоний воскликнул: «А, братья Егоровы, как вас не знать, вся Россия знает братьев Егоровых». В 1918 году, когда Патриарх Тихон приехал в Петроград, митрополит Вениамин представил ему молодых монахов. В ответ на это Святейший сказал: «Ну кто же их не знает: Иннокентия, Гурия, Льва…» После прихода к власти большевики попытались ликвидировать Александро-Невскую лавру, ответом на это стало образование Александро-Невского братства в 1918 году. Историк Михаил Шкаровский отмечает, что Александро-Невское братство явилось уникальным явлением не только в Петроградской епархии, но и во всей Русской Православной Церкви. Это был «живой, динамичный организм — конкретные виды и формы его работы неоднократно менялись с учетом изменения общественно-политических и социальных условий. …Оно представляло собой стержень жизни епархии, на протяжении четырнадцати лет играя заметную роль во всех важнейших событиях этой жизни, в частности, активно борясь с обновленческим расколом…» 1 .  Основой духовной жизни членов Александро-Невского братства являлись ежедневные богослужения в Крестовой церкви, которые часто возглавлял митрополит Вениамин. Практиковалось строго уставное чтение и общенародное пение. У братства было два собственных хора, которыми руководили иеро­монахи Иннокентий и Гурий. В 1919-1920 годах в братство вступили многие учащиеся Богословско-пастырского училища, в котором иеромонах Гурий преподавал Священное Писание Нового Завета. Один из членов братства, Н.А. Мещерский, так охарактеризовал иеромонаха Гурия в своих воспоминаниях: «…Он [иеромонах Гурий] больше обращал внимание на внутреннюю, духовную сторону, на духовное аскетическое направление. Он был… очень хороший проповедник, необыкновенный духовник, очень обаятельный и приятный человек, он умел привлекать к себе самых разных людей» 2 .

http://patriarchia.ru/db/text/6022890.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010