Кроме того, предлагалось члена Собора архим. Моисея перевести в другой монастырь, а благочинного иеромонаха Стефана, библиотекаря и архивариуса архим. Макария, свечника иеромонаха Серапиона и помощника благочинного иеромонаха Арсения освободить от должности. Для «приведения в порядок расстроенного хозяйства Лавры» настоятелю поручалось образовать под своим председательством особую временную комиссию из числа братии, членов Хозяйственного управления и синодального контроля [v] . Почти все указания Синода были вскоре выполнены. 21 декабря Духовный Собор постановил сохранить свое временное присутствие, исключив из него архим. Моисея и иеродиак. Товию, добавив бывших до мая 1917 г. членами Собора архим. Гедеона, иеромон. Всеволода и, проведя выборы еще двух новых членов от чередных иеромонахов (они вскоре избрали иеромон. Антония I) и иеродиаконов (выбравших иеродиак. Корнилия). Временное исполнение должности наместника было возложено на помощника председателя Собора архим. Авраамия (Чурилина). Другим своим постановлением от 2 января 1918 г. Духовный Собор назначил на должности уволенных от исполнения членов братии новых насельников: библиотекарем и архивариусом архим. Неофита, казначеем иеромон. Гурия, благочинным иеромон. Антония I, экономом иеромон. Платона. Еще 27 сентября 1917 г. новым духовником обители вместо убитого иеромонаха Филарета был избран уважаемый насельниками бывший смотритель Киновии иеромонах Гавриил (Стефановский). К 1918 г. братия монастыря уже пополнилась целой группой выдающихся представителей ученого монашества – кандидатов богословия, недавно закончивших Духовные Академии, некоторые из которых даже были профессорскими стипендиатами. К ним относились иеромонахи Гурий (Егоров), Иннокентий (Тихонов), Нектарий (Трезвинский), Серафим (Якубович) и др. [vi] Таким образом, Лавра вступила в пору безбожных гонений преобразованной и обновленной, что во многом помогло ей выстоять и просуществовать до 1933 г. – значительно дольше всех других главных монастырей на территории Советской России.

http://bogoslov.ru/article/3021404

Не подозревая подлога, Патриарх поручил этой группе принять синодальные дела и передать их вскоре митрополиту Агафангелу, как только он появится. Раскольники, однако, не стали дожидаться приезда митрополита и объявили себя Временным церковным управлением (ВЦУ), быстро состряпали и разослали во все епархии свои циркуляры. Некоторые епископы поддались обману, вероятно, не разобравшись в существе дела, – уж больно нагло и решительно действовали самозванцы. Таким образом, ВЦУ оказалось признанным какой-то частью Церкви «как единственно канонически законная церковная власть», все распоряжения которой «вполне законны и обязательны». Что же это было такое? Дело в том, что в обличии этого ВЦУ возобновила свою деятельность обновленческая «живая церковь », созданная еще в марте 1917 года так называемым Всероссийским союзом демократического православного духовенства и мирян. Истинно православные священнослужители разобрались в сути обновленчества и ничего, кроме презрения, не испытывали к людям, раболепствовавшим перед богоборческой властью и якобы стремившимся к «коллективизации народного духа на началах религии»... Обновленцы называли себя «прогрессивным духовенством» и занимались доносами и клеветой на Патриарха. Советская власть в лице «старосты» Калинина «благословила» существование ВЦУ, которое в мае 1923 года устроило лжесобор. На нем приняты были кощунственные решения о правильности введения в стране нового летосчисления, закрытия монастырей и другие. «Собор» разрешил архиереям вступать в брак, священникам жениться вторично, дерзнул даже «лишить» сана Патриарха Тихона и вообще «уничтожить Патриаршество как монархический и контрреволюционный способ руководства Церковью». В Шамординский монастырь прислан был священник, который открыто объявил себя обновленцем. Служб не было. Как писала мать Амвросия, врач обители, «1 октября на Покров Пресвятой Богородицы, нас созвали к храму, где с паперти комиссар объявил, что с сегодняшнего дня у нас нет монастыря». Сестры разошлись. Многие поселились в Козельске и его окрестностях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После осмотра этого храма отец Феодосий в ответ на их требование повел их в монастырь. 4 марта летописец записал: «Прощеный день... Время стоит тревожное. Из мира несутся угрозы по адресу монастыря и нашего скита. Уходить вечером в монастырь всей братии и оставлять скит на охранение одного лишь привратника очень опасно, ибо и по сие время часто в окрестностях раздаются одиночные ружейные выстрелы...» 550 . 13 апреля: «Страшно взволновала братию худая весть из Калужской Тихоновой пустыни. Какая-то группа лиц ограбила [монастырь]» 551 . В апреле 1918 года игумен Феодосий благословил всю территорию скита, там, где это возможно, превратить в сад-огород. Садовник и канонарх рясофорный монах Павел (Драчёв), будущий исповедник, прошедший через советские лагеря (на его руках в северной деревне близ Пинеги скончался преподобный Никон), начал эти труды. «С несколькими послушниками и рабочими он, – пишет летописец, – занялся перекопкой годной для посадки овощей земли сада» 552 . По его замыслу каждый клок скитской земли, зараставший прежде бурьяном, должен отныне быть переработан и использован. По его плану в годины, когда рушится почти все культурное в нашем Отечестве, сметаемое бешеным ураганом революции, скит должен стать одним из маленьких очагов сельскохозяйственной и садовой культуры. В саду под руководством отца Павла, в истинном смысле слова прогрессиста в своем деле (ориентирующегося в садоводстве и огородничестве на последние научные данные), непрерывно идут работы. Вскапываются целины, прежде вскопанные участки снова перекапываются, производится посадка новых яблонь. Отец Павел сажал не только яблони, но и вишневые деревья, ягодные кусты, стараясь добыть хорошие семена... 22 апреля была Пасха. На следующий день, как сообщается в Летописи скита, «в храме святого Иоанна Предтечи торжественно совершена литургия всечестнейшим отцом архимандритом Исаакием в сослужении достопочтеннейшего нашего аввы игумена Феодосия, отца Никона (из монастыря) 553 и отца Пиора. На богослужении присутствовали архимандрит отец Агапит и старец отец Нектарий» 554 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преемниками старца иеросхимонаха Льва (Наголкина) стали иеросхимонах Макарий (Иванов), иеросхимонах Амвросий, иеросхимонахи Анатолий (Зерцалов) и Иосиф (Литовкин), схиархимандрит Варсонофий (Плеханков), иеросхимонах Анатолий (Потапов). Последний великий оптинский старец иеросхимонах Нектарий (Тихонов) скончался в 1928 году. Старчество для оптинских иноков стало их церковным, общественным послушанием, служением. Они не только помогали обращавшимся к ним найти ориентиры в жиз­ни, но терпеливо, с великой любовью к своим чадам ду­ховным вели их к Дому Отчему. «Несть греха побеждающего милосердие Божие, хочет бо всем спастись и в разум истинный приидти, — писал в од­ном из своих писем преподобный Амвросий Оптинский. — Поэтому отложи свое неразумное отчаяние и старайся со­блюдать заповеди Божий; а в чем согрешишь, кайся и ис­правляйся. Все скорби, постигающие тебя, терпи по слову Божию: в терпении вашем стяжите души ваши, и, претерпевый до конца, той спасен будет. На домашних гнева не держи, а молись за них и за всех ненавидящих и обидящих тебя; милостью Божиею спасешься, аще сотворишь сие, то есть, заповеди Божии». Оптинское старчество соединило в себе духовные традиции иночества русского от самых первых веков христианского просвещения Русской земли и традиции иночества афонского, которые принесли в Россию ученики преподобного старца Паисия Величковского. Под руководством их выросло целое поколение насельников скита. Письма оптинских старцев приобщают нас к этому великому духовному наследию. Они помогают на нашем, подчас скорбном, пути. «Читайте эти письма, — говорил о письмах старца Макария преподобный Амвросий Оптинский. — Не сомневаюсь, что в них найдете вы себе обильное назидание и утешение в ваших скорбях и разрешение встречающихся вам недоумений». В скиту Оптиной пустыни сложилась своя особая эпистолярная традиция, соединившая традиционный жанр духовного послания и жанр частного письма уже нового времени, с присущей последнему психологической и историко-бытовой конкретностью.

http://pravoslavie.ru/5923.html

преподобных Оптинских старцев (причисление которых к лику местночтимых святых состоялось в 1996 году) - в лике преподобных: иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768-1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788-1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782-1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795-1865), иеросхимонаха Илариона (Пономарева; 1805-1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824-1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810-1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837-1911), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова; 1845-1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855-1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1856-1928); иеромонаха Никона (Беляева; 1888-1931) - как преподобноисповедника; архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865-1938) - как преподобномученика. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии за период, прошедший со времени последнего заседания Священного Синода, по вопросу подготовки Соборного прославления новомучеников и исповедников Российских XX века, материалы о которых были представлены в Комиссию правящими Преосвященными и наместниками ставропигиальных монастырей, а также по вопросу прославления других подвижников веры и благочестия. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Передать на решение очередного Архиерейского Собора вопрос об общецерковной канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских XX века представленных: от Алма-Атинской епархии: священника Василия Краснова (1886-1937), Георгия Юренева (1887-1937), священника Павла Гайдая (1896-1937), священника Иоанна Глазкова (1884-1937), священника Александра (Орлова; 1875-1937), диакона Михаила Исаева (1875-1937); от Барнаульской епархии: архиепископа Барнаульского Иакова (Маскаева; 1878-1937) и с ним убиенных священника Петра Гаврилова (1870-1937), священника Иоанна Можирина (1870-1937), инока Феодора (Никитина; 1873-1937),

http://sedmitza.ru/lib/text/429466/

Прозрел великий светильник Оптиной, преподобный Иосиф, в юном Стефане пока еще сокрытые духовные дары, расположение его воли к подвижническому житию, способность его сердца наследовать эту особую оптинскую благодать Всероссийского старчества. Избрал именно его, а не более взрослого и опытного насельника обители для того, чтобы тот продолжал служение старцев. Конечно, преподобный Иосиф не мог ошибиться.  Ведь он сам начал келейничать у старца Амвросия достаточно рано, в двадцатитрехлетнем возрасте и, прослужив ему верой и правдой более 30 лет, стал его наследником и преемником. Бесценные примеры настоящей жизни по Евангелию и глубокие духовные уроки получил послушник в общении с преподобным Иосифом. Стефан был свидетелем того, как 29 октября 1910 года, на закате своей бунтарской жизни, великий русский писатель с трагической судьбой Л.Н. Толстой дважды подходил к воротам Оптинского скита, где тогда находился больной отец Иосиф, но из гордости не решился встретиться со старцем. Современная исследовательница жития преподобного Севастиана монахиня Сергия (Королева) передает в своей книге о Карагандинском подвижнике его рассказ: «Я увидел Льва Николаевича и доложил старцам, что он возле дома близко ходит, то подойдет, то отойдет. Старец Иосиф говорит: " Трудно ему. Он ведь к нам за живой водой приехал. Иди, пригласи его, если к нам приехал. Ты спроси его " . Я пошел, а его уж нет, уехал. Совсем еще мало отъехал, а ведь на лошади он, не догнать мне было». Не благословил Бог тогда стать Стефану Фомину проводником отлученного гения обратно в ограду Церкви. После смерти отца Иосифа его келейник перешел на послушание к старцу Нектарию (Тихонову) — последнему светильнику Оптиной пустыни в период до ее закрытия большевиками. Пострижение в рясофор послушник Стефан принял в 1912 году, а постриг в мантию с именем Севастиан (в честь мученика Севастиана) — в роковом 1917-м, буквально за несколько месяцев до скорбной даты 10/23 января 1918 года — юридического прекращения деятельности обители, которая, впрочем, еще некоторое время существовала под видом сельскохозяйственной артели.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Старец часто и с любовью говорил о молитве. Он учил постоянству в молитве, считая добрым знаком от Господа неисполнение прошений. «Надо продолжать молиться и не унывать, – поучал батюшка. – Господь посылает Свою милость тогда, когда Ему это благоугодно, когда нам полезно её принять... Иногда через год Господь исполняет прошение... Пример надо брать с Иоакима и Анны. Они всю жизнь молились и не унывали, и какое Господь послал им утешение!». После закрытия монастыря в Вербное воскресенье 1923 года преподобного Нектария арестовали. Старца поместили в монастырский хлебный корпус, превращённый в тюрьму. Комната, куда его посадили, была перегорожена не до самого верха, во второй половине сидели конвоиры; они постоянно курили, и старец задыхался от дыма. В Страстной Четверг его увезли в тюрьму в Козельск. По выходе из тюрьмы власти потребовали, чтобы отец Нектарй покинул Калужскую область. Старец жил в селе Холмищи Брянской области у одного крестьянина, родственника духовного сына батюшки. ЧК грозила этому крестьянину ссылкой на Камчатку за то, что он приютил старца. Осенью 1927 года его обложили особенно тяжёлым налогом. В Холмищи, невзирая на трудности, приезжали духовные чада со всех концов России. Святой Патриарх Тихон советовался с преподобным Нектарием через своих доверенных лиц. Преподобный Нектарий, будучи провидцем, предсказывал в 1917 году: «Россия воспрянет и будет материально небогата, но духом будет богата, и в Оптиной будет еще семь светильников, семь столпов». С 1927 года Старец стал серьёзно недомогать, силы его угасали. К нему приезжал отец Сергий Мечев, чтобы причастить Старца. 29 апреля 1928 года до Холмищ с трудом добрался отец Адриан, на руках которого преподобный Нектарий скончался в эту же ночь. Незадолго до кончины на вопрос, где его хоронить, старец указал на сельское кладбище и не велел хоронить возле Покровской церкви, сказав, что там будет хуже свиного пастбища. Так и случилось. Храм разрушили, а на соборной площади устроили ярмарку и танцплощадку. Исполняя желание старца, его погребли на местном сельском кладбище в двух-трёх верстах от села Холмищи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

Кажется, в одном из писем моих я писал, как удобнее поступить с имением. Если бы хороший покупатель нашелся, – лучше продать. Молитвенно призываю Вам мир и Божие благословение; с искренним благожеланием грешный иеромонах Нектарий. 12 августа 1913 г. Письмо 5 [Открытка–шаблон] Христос посреди нас! Почтеннейшая о Господе Сарра Николаевна! Приветствую Вас с наступившим Новолетием благости Господней. Молитвенно желаю Вам провести оное в мире и духовном радовании о Господе, совлекаясь ветхого и облекаясь в нового человека благодатию Божию. Недостойный богомолец Ваш грешный иеромонах Нектарий. Скит Оптиной Пустыни. 1 января 1914 года. Письмо 6 Сестра о Господе! Да благословит Господь новолетие Вам и Вашему супругу и да пошлет Вам здоровья и всем и всего, что есть на благо души и жизни Вашей. Сердечно благодарю за память. С молитвой о Вас и супруге Вашем грешный иеромонах Нектарий. 3 января 1914 г. Письмо 7 Почтеннейшая о Господе Сарра Николаевна! Мира душевного, здравия и спасения Вам от Господа желаю и всему Вашему семейству. Сердечно сожалею Вашу сестрицу Антонину Николаевну, что она находится в таком колебании и в мыслях, и действиях. Но что же с ней делать, когда она в самом начале своего дела, которое может решить ее дальнейшую будущность в неблагоприятную сторону, – не послушала совета и слова от доброго сердечного желания исходящего. Теперь остается предоставить ее и судьбу ее воле Божией. А нам по любви христианской и родственной – молиться, и если обратится за словом и советом в скорби, то ответить в духе любви, с желанием помощи и утешения от Господа, что найти можно полезное. Иногда она мне пишет из Москвы, но так неясно и кратко, что ответить при всем желании трудно и невозможно, так как я всего не могу упомнить за множеством делов и писем, в чем ее скорбь и неустроение. Когда она бывает у нас в Оптиной, я всегда ее принимаю и говорю с терпением с ней, отвечая на вопросы ее и обсуждая вместе ее дела. А от нее зависит поступать так или иначе. Молитвенно призываю Вам, супругу и семейству Вашему мир и Божие благословение; с искренним благожеланием

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

Он видел человеческую душу, и по молитвам ему открывалось в человеке самое сокровенное, а это давало ему возможность воздвигать падших, направлять с ложного пути на истинный, исцелять болезни, душевные и телесные, изгонять бесов. Его дар прозорливости особенно проявлялся при совершении им Таинства исповеди. Иеросхимонах Анатолий II (Потапов) (1855—1922) Прп. Анатолий (Потапов) Преподобный Анатолий (младший), прозванный в народе утешителем, был наделён Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся своё пастырское служение в тяжёлые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере. Всегда смиренный и никогда не унывающий — в народе его ласково называли «утешителем», а еще — «вторым Серафимом». И действительно, та же любовь, радостный и светлый лик, всего несколько мудрых слов, простой подарок… А главное — совершенно особая атмосфера, царившая вокруг старца, оказавшись в которой, человек чувствовал себя как бы «побывавшим под благодатным золотым дождем». Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) (1853—1928) Прп. Нектарий Оптинский Последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, преподобный Нектарий неустанно окормлял верующих. Для каждого человека у старца был свой подход, «своя мера», порой он оставлял посетителя одного в тишине «хибарки» побыть наедине со своими мыслями, иногда долго и оживленно беседовал, удивляя собеседника своими познаниями, и люди спрашивали: «Где же старец окончил университет?» И не могли поверить, что он нигде не учился. «Вся наша образованность от Писания», — говорил о себе старец. Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931) Прп. Никон (Беляев) Ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник.

http://pravmir.ru/prepodobnye-starcy-opt...

Дед и прадед мальчика были весьма богаты. Почти все дома по Казанской улице принадлежали семье Плиханковых. Все члены семьи, благочестивые и глубоко верующие люди, много помогали находившемуся на этой же улице храму Казанской иконы Божией Матери. Семья считала, что их род находится под особым покровительством Казанского образа Божией Матери. После смерти матери отец женился вторично, и в лице мачехи Господь послал младенцу глубоко верующую, добрейшей души наставницу, которая заменила ему родную мать. И вот Павлуша с раннего возраста – настоящий православный человек. Он ходит с мамой (так называл он мачеху) в церковь, регулярно причащается, читает домашнее правило. Позднее он вспоминал: «Любила мама и дома молиться. Читает, бывало, акафист, а я распеваю тоненьким голоском на всю квартиру: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» Пяти лет Павлуша начал прислуживать в алтаре и нередко слышал, как люди предсказывали: «Быть тебе священником!» Иеросхимонах Анатолий (Потапов) (1855—1922) Преподобный Анатолий (Потапов), в миру Александр, вырос в большой семье, был воспитан в страхе Божием и православном благочестии. Преподобный Нектарий, в миру Николай, родился в бедной семье Василия и Елены Тихоновых. Отец его трудился рабочим и умер, когда сыну было всего семь лет. Перед кончиной он благословил сына иконой святителя Николая, поручая его попечительству своё чадо. С этой иконой старец не расставался всю жизнь. Преподобный Никон, исповедник, в миру Николай, родился в многодетной, дружной и благочестивой семье московских купцов Беляевых. В крещении был назван Николаем – в честь святителя Николая Мирликийского, Чудотворца. От родителей он унаследовал любовь к Церкви, чистоту и строгость нрава. Заслуживает внимания один случай, произошедший с его матерью, Верой Лаврентьевной. Однажды дом Беляевых посетил Праведный Иоанн Кронштадтский. Отслужив молебен, он благословил молодую мать и подарил ей свою фотографию с собственноручной подписью и датой – «год 1888, год рождения сына Николая». Отец священномученика Исаакия II подвизался в Оптиной пустыни и умер схимонахом.

http://pravoslavie.ru/56923.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010