Преподобный Анатолий (в миру – Александр Сергеевич Потапов) родился в 1855 году и был родом из калужских мещан. В 30 лет поступил в Оптину пустынь и был определен келейником старца Амвросия, после кончины которого стал келейником старца Иосифа. В1895 году послушник Александр принял монашеский постриг с именем Анатолий. В1908 году иеромонах Анатолий был переведен из скита в монастырь и назначен духовником приезжающих в Оптину богомольцев, его называли народным старцем. Духовное руководство старца Анатолия отличалось особой кротостью и мягкостью. О молитве Иисусовой он учил: «Просто, от души взывай ко Господу; за простоту Господь пошлет сердечную молитву». О России старец говорил: «Будет шторм, и русский корабль будет разбит. Но ведь и на щепках и обломках люди спасаются. Бог не оставит уповающих на Него. Надо всем каяться и молиться горячо. И явлено будет великое чудо Божие: все щепки и обломки волею Божией и силой Его соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль во всей красе и пойдет путем, Богом предназначенным. Так это и будет, явное всем чудо». Преподобному довелось дожить до грозных революционных событий. 29 июля 1922 года старца хотели арестовать. Он попросил отсрочить арест на один день. На другой день рано утром иеросхимонах Анатолий тихо, в молитве предал дух свой Богу, и приехавшие его арестовывать застали в келье гроб с телом почившего. Преподобный Нектарий (в миру – Николай Васильевич Тихонов) родился в 1853 году в городе Ельце Орловской губернии в благочестивой семье Василия и Елены Тихоновых. Отец был рабочим на мельнице. Мальчик рано остался сиротой. В 18 лет он пришел в Оптину получить благословение на брак. Старец Амвросий с ним побеседовал и Николай остался в Оптиной навсегда. В постриге он был наречен Нектарием. Проведя более двадцати лет в подвиге уединения, молитвы и смирения, он стяжал многие благодатные дары, которые, по благословению старцев, вначале скрывал юродством. Преподобному были открыты грядущие события. Он предсказывал, что через годы испытаний Россия воспрянет и будет материально не богата, но богата духом. Преподобный Нектарий нес крест старческого служения в годы самых тяжелых испытаний для Русской Церкви и страны. После закрытия в 1923 году Оптиной пустыни старец поселился в селе Холмищи Брянской области, куда к нему потянулся поток людей со всей России. С преподобным Нектарием советовался через доверенных людей святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси. Иеросхимонах Нектарий скончался 29 апреля 1928 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) , 1845–1913. Дни памяти: 1/14 апреля (преставление); 27 июня/10 июля (обретение мощей) «Не давайте сердцу привязываться к тленным благам мира сего, гоните из него всякое пристрастие, так как только в сердце, свободном от всех пристрастий, может сотворить Себе Обитель Господь». Скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий. Преподобный был направлен Синодом к отлученному от Церкви, находящемуся на смертном одре Л.Н. Толстому, однако родственники писателя не допустили старца к умирающему. Иеросхимонах Анатолий (Потапов), 1855–1922. Дни памяти: 30 июля/12 августа (преставление); 27 июня/10 июля (обретение мощей) «Весь живот наш Христу Богу предадим в единении со св. Церковью Православной, ея же врата адова не одолеют, стараясь ходить непорочно в заповедях Его, немощи смирением, самоукорением и покаянием исправляя в светлом уповании и благой надежде на помощь Вездесущаго и Всевидящаго Господа отчаяния и нечаяния устраняясь, все с молитвой и извещением от Него творя и благоуправится житие наше во спасение». Прозванный в народе утешителем, был наделен Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся свое пастырское служение в тяжелые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере. Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) , 1853–1928. Дни памяти: 29 апреля/12 мая (преставление); 3/16 июля (обретение мощей) «Спрашиваешь, как обращаться с неверующими — отвечать с благоразумием. А пробуждать людей и вести к Богу — это не твое дело. Слово Божие всем проповедано и проповедуется. В [беседах] с сослуживцами неверующими обходись так же как и с верующими, но не входи с ними в религиозные споры — это безполезно. Спасайся, и да поможет тебе Царица Небесная».

http://azbyka.ru/shemy/optinskie-startsy...

Храм в саманном домике В 1930–1950-х годах в Казахстане находилось одно из самых страшных подразделений ГУЛАГа — Карлаг (Карагандинский исправительно-трудовой лагерь). Среди его узников было немало православных архиереев, священников, монахов и мирян, принявших смерть за Христа. Шесть лет здесь провел в заключении схиархимандрит Севастиан (Фомин), ­которого многие верующие знают как Севастиана ­Карагандинского, одного из самых почитаемых ныне святых Казахстанской земли. Будущий старец родился в крестьянской семье и был младшим из трех братьев. Когда ему было четыре года, умер отец, через год мать. Следом за средним братом Романом, принявшим постриг в Оптиной пустыни, он в январе 1909 года поступил келейником к преподобному Иосифу (Литовкину) в Предтеченский скит Оптиной пустыни . После кончины своего наставника стал келейником преподобного Нектария Оптинского (Тихонова). В 1917 году пострижен в мантию с именем Севастиан. В 1918 году декретом Совнаркома Оптина пустынь была закрыта, но монастырь продолжал существовать в качестве сельскохозяйственной артели. В 1923 году богослужения были запрещены, а скит был закрыт. Отец Севастиан, как и большинство монашествующих, перебрался в Козельск, где по благословению старца Нектария стал служить в Ильинском храме. Он решительно противостоял обновленцам, поддерживал связь с бывшей оптинской братией, окормлял многих монахов и монахинь из разоренных обителей, проживавших в городе, а также прихожан, посещавших ранее Оптину. Это не могло нравиться новой власти. В феврале 1933 года его арестовали; на вопрос следователя, как священник относится к советской власти, он отвечал: «На все мероприятия советской власти я смотрю как на гнев Божий, и эта власть есть наказание для людей... Нужно молиться, молиться Богу, а также жить в любви, тогда только мы от этого избавимся». Чтобы священник отрекся от веры, его оставляли на ночь на морозе в одной рясе. «Матерь Божия опустила на меня такой " шалашик " , что мне было в нем тепло. А утром меня повели на допрос и говорят: " Коль ты не отрекся от Христа, так иди в тюрьму " », — вспоминал он впоследствии свое пребывание в тамбовском ОГПУ.

http://e-vestnik.ru/analytics/antimins_e...

– Следствие располагает данными, что вы участвовали в монашеских сборищах и распространяли контрреволюционную агитацию против советской власти. Требуем по­казать правду. – Работая по домам колхозников, я говорил, что «вся­кая власть от Бога». Мне власть всякая хорошая, которая не делает мне вреда. Я везде говорил, что есть Бог и нужно веровать в Бога. Бог есть будущая наша жизнь. Против советской власти я не выступал, а держусь крепко за Божественные убеждения и призывал всех веровать. Из монастырских и скитских старцев я хорошо знал Иосифа, Нектария, Феодосия и Варсонофия. Все они уже умерли, они служили при мне в монастыре, в Оптине. – Следствие располагает данными, что вы саботиро­вали уплату государственных налогов. Просим показать правду. – Я средств для уплаты налогов не имел, поэтому го­сударственные налоги не платил, я жил, не имея хлеба. Преподобномученик Марк родился 3 октября 1875 года в деревне Зайцево Бабичевской волости Малоярославецкого уезда Калужской губернии в семье крестьянина Емельяна Махрова и в крещении наречен был Михаилом. В Оптину Пустынь Михаил поступил в 1899 году, и про­ходил послушание садовника, а 24 июня 1911 года на престольный праздник святого Иоанна Предтечи, в тот же день, что и монах Евтихий, он был пострижен в мантию с именем Марк . Духовником его был иеромонах Нектарий (Тихонов) [d] . С 1923 года, после закрытия обители, монах Марк по­селился в Козельске, зарабатывая тем, что помогал жителям в тех или иных работах, остальное время посвящая молитве на службах в храме или в келье. 30 октября 1937 года он был арестован и заключен в тюрьму в Сухиничах. На допросах он показал, что монахи сохранили монашеские традиции, участвовали в церковных службах, а зарабатывали случайными работами, что конечно раньше в монастыре жилось лучше, они были обеспечены хлебом и квартирой, а после закрытия обители, когда их отказывались принять на работу, жизнь ухудшилась, а теперь и совсем стало плохо. Мученик Борис родился 23 июля 1886 года в деревне Слепцово Козельского уезда Калужской губернии в семье крестьянина Антона Козлова. Как многие тогда крестьян­ские дети, он в поисках заработка ушел в Санкт-Петербург и устроился на Путиловский завод. Но безбожная в то время рабочая среда была нравственно тяжела для религи­озного деревенского юноши, он ушел с завода и с 1909-го по 1911 год был трудником в одном из монастырей Санкт-Петербурга, затем служил у помещика в Малоярославце, работал в Калуге, а в 1920 году вернулся в родную деревню и стал заниматься крестьянством.

http://fond.ru/imennoj-ukazatel/1328/And...

А тогда, в 1944 году, в новом доме на Западной улице была устроена небольшая домовая церковь, и отец Севастиан тайно совершал в ней Божественную литургию. Шло время. Жители Михайловки, узнав о батюшке, стали приглашать его к себе, в свои дома. Разрешения на совершение треб не было, но батюшка ходил безотказно. Народ в Караганде был верный – не выдадут. Не только в Михайловке, но и в других районах полюбили батюшку, поверили в силу его молитв. Батюшка помогал людям тайной молитвой, открыто проявляя дар прозорливости лишь когда того требовала ситуация. Приводил духовным чадам и слова старца Нектария о том, что мудрость, разум, рассудительность – дары Святого Духа, они приводят к благочестию; что человек, лишенный дара рассуждения, часто помышляет в себе превосходство над другими. Со всех краев в Караганду стали съезжаться духовные чада старца – монашествующие и миряне, ищущие духовного руководства. Ехали из Европейской части России, с Украины, из Сибири, с дальних окраин Севера и Средней Азии. Он всех принимал с любовью и помогал устроиться на новом месте. Домики в Караганде в то время продавались недорого. Они принадлежали спецпереселенцам, которые со временем выстраивали для себя новые дома, а свои саманные хибарки продавали. Батюшка давал деньги на покупку домика тем, у кого их не было, или добавлял тем, кому их не хватало. Когда деньги ему со временем возвращали, он отдавал их другим… Однажды он с монахинями Марией и Марфой ходил на кладбище, что за Тихоновкой, в середине которого были общие могилы. В эти могилы клали в день по двести покойников-спецпереселенцев, умиравших от голода и болезней; их зарывали без насыпи, без крестов. Посмотрев на все это и обо всем наслушавшись, старец сказал: «День и ночь здесь, на этих общих могилах мучеников, горят свечи от земли до неба». И батюшка молился за всех невинно убиенных и за веру пострадавших. Вскоре власти приняли кощунственное решение: на окраине кладбища был выстроен стадион. Но футболисты все время ломали там себе ноги, и стадион пришлось закрыть. Теперь на этом месте – церковь во имя новомучеников Российских.

http://pravoslavie.ru/3975.html

В творчестве А. поэтический дар сближается с пророческим, она особенно почитала свою небесную покровительницу прав. пророчицу Анну (пам. 3 февр.). Пророчество о близком будущем России возникает в стихотворении «Июль 1914»: «одноногий прохожий» предсказывает войну и суровые испытания, одновременно уповая на помощь Богородицы. Ок. 1922 г. А. посетила Оптину пуст. и встретилась с прп. иеросхим. Нектарием (Тихоновым) . В стихотворении «Предсказание» (1922) она передала пророческие слова преподобного о том, что в будущем ее ожидают страдания и «терновый венец». По мысли А., страдания людей предваряют Страшный Суд и являются предуготовлением к историческому концу мира. Впервые разрушение мира упоминается в стихотворении «Первое возвращение» (1910); в позднем творчестве А. апокалиптические мотивы встречаются в «Поэме без героя» (1940-1962) и в стихах «Из «Дневника путешествия»» (1964), но символизируют не гибель всего мира, а конец человеческой жизни, земного пути. В «Поэме без героя», опубликованной после смерти автора, А. размышляет о прошлом, ищет путь к духовному очищению и признает творчество («победившее смерть слово») оправданием своей жизни. Поэзия А. отличается многообразием и не сводится к православно-христ. тематике. Вместе с тем несомненно, что вера являлась для нее духовным ориентиром и одним из важнейших источников творчества. Арх.: РГАЛИ. Ф. 13; ИМЛИ. Ф. 188; ГЛМ. Ф. 40; РНБ. Ф. 1073. Соч.: Стихотворения и поэмы. Л., 19762; Соч.: В 2 т. М.: Худож. лит., 19902; Соч.: В 2 т. М.: Правда, 1990; Записные книжки А. Ахматовой (1958-1966). М.; Torino, 1996; Собр. соч.: В 6 т. М., 1998-2002. Лит.: Эйхенбаум Б. М. Анна Ахматова: Опыт анализа. Пг., 1923; Хейт А. Анна Ахматова: Поэтическое странствие: Дневники, восп., письма А. Ахматовой: [Пер. с англ.]. М., 1991; Руденко М. С. Художественное осмысление религиозных образов и мотивов в поэзии А. Ахматовой: Канд. дис. М., 1995; Reder R. Anna Achmatova: Poet and Prophet. N. Y., 1995; Лосиевский И. Анна Всея Руси: Жизнеописание А. Ахматовой. Х., 1996; Королёва Н. В. Анна Ахматова: Жизнь поэта// Ахматова А. А. Собр. соч.: В 6 т. М., 1998. Т. 1. С. 495-672; Т. 2. Кн. 1. С. 255-392; Т. 2. Кн. 2. С. 261-312; она же. Церковь и вера в жизни и поэзии Анны Ахматовой//Сибирская горница. 1999. 4. С. 87-98; Анна Ахматова: Pro et соптга. СПб., 2001.

http://pravenc.ru/text/77204.html

единомысленно ОПРЕДЕЛЯЕТ: 1. Причислить к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания святителя Макария, святого праведного Алексия Мечева, преподобного Алексия старца Зосимовой пустыни, преподобного Серафима Вырицкого, 34 преподобномучеников Валаамских, священномученика Арсения Ростовского, святителя Иннокентия Пензенского, преподобного Макария, святого праведного Алексия Бортсурманского, преподобномученика Парфения, игумена Кизилташского монастыря. 2. Причислить к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания в лике преподобных иеросхимонаха Иова, в схиме Иисуса, Анзерского, и Оптинских старцев: иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768-1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788-1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782-1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795-1865), иеросхимонаха Илариона (Пономарева; 1805-1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824-1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810-1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837-1911), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова; 1845-1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855-1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1853-1928); иеромонаха Никона (Беляева; 1888-1931) – как преподобноисповедника; архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865-1938) – как преподобномученика. 3. Честные их останки, у коих такие обретаются, считать святыми мощами; а у коих не обретаются, оставить на Божие произволение. 4. Службы сим святым составить особые, а до времени составления таковых после сего дня прославления отправлять по Общей Минеи, каждому по его чину. 5. Память их праздновать: святителю Макарию – 16 февраля/1 марта; праведному Алексию Мечеву – 9/22 июня; преподобному Алексию, старцу Зосимовой пустыни, – 19 сентября/2 октября; преподобному Серафиму Вырицкому – 21 марта/3 апреля; 34-м преподобномученикам Валаамским – 20 февраля/4 марта; священномученику Арсению Ростовскому – 28 февраля/12 марта; святителю Иннокентию Пензенскому – 10/23 октября; преподобному Макарию – 15/28 мая:

http://sedmitza.ru/lib/text/429379/

Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) – последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь , сам находясь в изгнании за исповедание веры, неустанно окормлял верующих. Иеромонах Никон (Беляев) ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник. Архимандрит Исаакий II (Бобриков) – последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители. Неся свой крест настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви. Этот святой старец четырежды претерпел тюремное заключение и увенчал свою исповедническую жизнь мученичеством за Христа. Возлюбленные! В наши непростые дни, когда все мы ощущаем на себе сложности жизни и происходящие в Отечестве перемены, когда оскуде преподобный и умалишася истины от сынов человеческих ( Пс 11:2 ), каждый христианин всем своим сердцем должен почувствовать, сколь благодатны и вдохновенны светлые образы великих Оптинских старцев, сколь яркий свет подлинно евангельской жизни излучают они на современную нам Русь, подавая пример искренней веры, надежды и любви, свидетельствуя, что Христос вчера и сегодня и во веки Тот же ( Евр 13:8 ), пример жертвенного служения ближним и дальним, пример беззаветной преданности православному Отечеству нашему. Памятуя евангельскую заповедь поминать наставников наших и подражать вере их ( Евр 13:7 ), поспешим сегодня в молитве припасть к иконе вновь прославленных местночтимых старцев Оптинских, которые отныне вместе со всероссийски почитаемым преподобным Амвросием Оптинским будут сиять на небосводе церковном, молясь о всех нас, а наипаче о богохранимом крае, перед Престолом Всевышнего о даровании всем нам сил в несении жизненных испытаний, чтобы имели мы мир душевный, чистоту сердечную и проводили жизнь в целомудрии и святости, сохраняя единство духа в союзе мира ( Еф 4:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Изучив житие и подвиги Оптинских старцев, подвижников веры, и отметив их праведное житие во исполнение заповедей Христовых и во славу Святой Троицы, духовничество и наставление в вере православной чад церковных, дар прозорливости и пророчества, исповедничество и мученичество, бывшие по молитвам старцев чудотворения, продолжающиеся и поныне, непрекращающееся народное почитание, мы с благоговением и любовью определяем: 1 . Причислить к лику местночтимых святых Оптиной пустыни преподобных: иеросхимонаха Льва (Наголкина) , схиархимандрита Моисея (Путилова), иеросхимонаха Макария (Иванова) , схиигумена Антония (Путилова), иеросхимонаха Илариона (Пономарева), схиархимандрита Исаакия (Антимонова), иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова) , иеросхимонаха Иосифа (Литовкина) , схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова) , иеросхимонаха Анатолия (Потапова), иеросхимонаха Нектария (Тихонова) , иеромонаха Никона (Беляева) , исповедника, и архимандрита Исаакия (Бобрикова), священномученика. 2 . Честные их останки считать святыми мощами. 3 . Установить им общее Соборное празднование 11/24 октября. 4 . Службу сим преподобным составить особую, а до времени составления таковой после сего дня прославления их отправлять общую преподобным. 5 . Писать Оптинским преподобным иконы для поклонения и чествования согласно правилам Седьмого Вселенского Собора. 6 . Составить и напечатать отдельным изданием Оптинский Патерик для наставления и назидания в вере православной чад церковных. 7 . О сей благой и благодатной радости прославления Оптинских старцев в Соборе Оптинских святых возвестить пастве Русской Православной Церкви. Молитвами и предстательством Оптинских святых да дарует Всемилостивый Господь благословение всем, с верою и любовию притекающим к их небесному заступничеству. Божиею милостию смиренный АЛЕКСИЙ II, Патриарх Московский и всея Руси, Священноархимандрит Свято-Введенской Оптиной пустыни Читать далее Источник: Альманах " Альфа и Омега " : Часть I 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 30; 1998, 1999, 2000, 2001

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Комиссию по делам молодежи при Епархиальном совете города Москвы. Говорит о сегодняшнем отношении Церкви «к молодежной работе» и ее конкретных задачах. ВЕРА (раздел). – С.30-41. Сергей Худиев . Иллюзия научности. Ортодоксальный атеист – против равнодушия . Фото с сайта http://apod.nasa.gov , из архива ИТАР-ТАСС//Фома. - – апрель 2009. – С.30-33. – (раздел « Вера »). Новомученики: Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru. Вторая Родина. Памяти преподобноисповедника Севастиана (Фомина). – 19 апреля . Фото из архива автора//Фома. - – апрель 2009. – С.34-35. – (раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). На врезке к статье: Цитата. Преподобномученик Севастиан («Что дороже всего на свете? Время! И что теряем без сожаления и бесполезно? Время!..»). – С.35. Родился в 1884 году в благочестивой семье крестьян Орловской губернии. С 1909 года стал келейником преподобного Иосифа (Литовкина), а после его кончины в 1911 году – келейником Нектария (Тихонова). С закрытием монастыря стал служить в Ильинском храме в городе Козлове Тамбовской области. В феврале 1933 года арестован и приговорен к 7 годам заключения, отправлен в лагерь в Караганду. В тюрьме и в лагере отца Севастиана неоднократно подвергали   пыткам, били, истязали, требуя, чтобы он отрекся от Бога. Освободившись из заключения в 1939 году, отец Севастиан поселился в поселке Михайловка неподалеку от лагеря. Он считал, что его место (Вторая Родина) здесь – среди наиболее страдающей части народа, среди сосланных в казахскую степь, беззащитных, обреченных на вымирание людей. Он стал их духовным отцом и служителем, тайно совершал Литургию, причем, несмотря на большую опасность и преследования властей, «в этой юдоли страданий предателя не оказалось». В 1957 году возведен в сан архимандрита. Умер 19 апреля 1966 года. 22 октября 1997 года были обретены его мощи, которые находятся ныне в Свято-Введенском соборе города Караганды.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-72-a...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010