Скачать epub pdf Преподобный Нектарий (1856 – 29 апреля/12 мая 1928) Преподобный Нектарий (в миру Николай Васильевич Тихонов) родился в г. Ельце в бедной семье. В юности он потерял родителей и поступил на работу в лавку. В свободное время Николай ходил в храм и читал церковные книги. В 1873 г. он пришел в Оптину пустынь и после разговора со старцем Амвросием остался в скиту. Николай был духовным сыном прп. Анатолия (Зерцалова) , также советовался с прп. Амвросием. В 1887г. он был пострижен в мантию, в 1894 г. посвящен в иеродиакона, в 1898 г. – в иеромонаха. В 1912 г. иером. Нектарий был соборно избран старцем Оптиной, которым он стал только за послушание братии. В 1923 г. старца арестовали. После выхода из тюрьмы и до смерти прп. Нектарий жил в с. Холмищи у крестьянина, куда к нему приезжали многочисленные духовные чада. Особенно чтили старца Нектария монашествующие и интеллигенция. «От его слов чувствуешь, будто огненный меч направляется к тебе, не в смысле гневном, а в смысле, раскрывающем совесть», – говорила духовная дочь преподобного. Указание пути ко спасению Творите добро ближнему, делайте внешнее, а когда оно будет в исправности, то и внутреннее образуется. Но, сделав добро, не гордитесь, а благодарите Господа: «Твоим благословением, Господи, совершил я это». Помните завет: «Без Мене не можете творити ничесоже» 73 . Чтобы не потерять благодати Божией, паче старайся к приобретению памяти Божией. Нужно соблюдать слово Божие, или заповеди, как и Сам Господь сказал: «Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя» 74 . Таким же образом достигается искреннее служение Богу всем сердцем. Надо ближнего возлюбить, но возлюбить искренно, а не с расчетом. Любовь – это самое прекрасное, самое святое. Это такая красота! Но люди исказили ее, а она должна быть, как у Христа, когда Он за нас пострадал. Спрашиваете: «Каким путем идти к Богу?» Идите путем смирения! Смиренным несением трудных обстоятельств жизни, смиренным терпением посылаемых Господом болезней, смиренной надеждою, что не будете оставлены Господом, скорым Помощником и любвеобильным Отцом Небесным, смиренною молитвою о помощи свыше, об отгнании уныния и чувства безнадежия, которыми враг спасения тщится привести к отчаянию, гибельному для человека...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/optins...

Наставник и чудотворец: Жизнь Оптинского старца преподобного Нектария (Тихонова) Монах Лазарь (Афанасьев) Наставник и чудотворец: Жизнь Оптинского старца преподобного Нектария (Тихонова)/Авт.-сост. монах Лазарь (Афанасьев). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2013. 160 с.: ил. (Серия «Подвижники благочестия XX века»). Монах Лазарь (Виктор Васильевич Афанасьев) — член Союза писателей России с 1971 года. Он автор многих книг — стихов, прозы, литературоведческих и исторических, сочинений духовного характера; среди них десять книг об Оптиной пустыни. Особое его направление — рассказы, стихи и сказки для отроков (всё в православном духе). В книге о преподобном Оптинском старце Нектарии (Тихонове) отдано предпочтение документам. Вместе с авторским текстом они рельефно воссоздают образ великого прозорливца и молитвенника. В тексте сохранены отдельные особенности написания, предложенные автором. ПРЕДИСЛОВИЕ Какие они великие и непостижимые, Божьи дела! Какими великими дарами может Он почтить Свое создание – человека! В данном случае я имею в виду монахов – старцев-наставников, подвижников суровой аскетической жизни. Таковые люди — прозорливцы и чудотворцы — являлись среди христиан во все века. Это были поистине Божьи избранники. Через Него, научаемые Им, служили они людям, наставляя их на путь вечного спасения, удерживая от падений, исцеляя от духовных и телесных болезней. Каждый из них — в своей мере — повторял земной путь Иисуса Христа. Иногда возникали такие чудесные явления, как непрерывная цепь старцев, — например, в Оптиной пустыни в XIX — начале XX века. Здесь, как свеча от свечи, — друг от друга — возгорались их великие души чудесными способностями, главная из которых — видение Божьей воли по отношению к конкретным людям, обращавшимся к ним за духовной помощью. В Оптиной пустыни цепь этих великих наставников протянулась от старца Льва (Наголкина) до старцев Нектария (Тихонова) и Никона (Беляева). О них много написано — есть очень хорошие их жития, краткие и пространные, сохранились и частично изданы их переписка, дневники, воспоминания о них и документы.

http://pravoslavie.ru/61041.html

В Неделю 25-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя 29 ноября 2009 г. 15:46 29 ноября, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице и день памяти святого апостола и евангелиста Матфея, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Его Святейшеству сослужили: митрополиты Петрский и Херонисский Нектарий (Константинопольский Патриархат), Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Варненский и Великотырновский Кирилл (Болгарская Православная Церковь); архиепископы Саранский и Мордовский Варсонофий, и.о. управляющего делами Московской Патриархии; Истринский Арсений; Томский и Асиновский Ростислав; Верейский Евгений, председатель Учебного комитета при Священном Синоде, ректор Московских духовных академии и семинарии; Вышгородский Павел, наместник Свято-Успенской Киево-Печерской лавры; Сергиево-Посадский Феогност, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; Нижегородский и Арзамасский Георгий; епископы Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; Подольский Тихон, председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии; архимандрит Климент (Родайкин), избранный и нареченный во епископа Рузаевского, викария Саранской епархии; протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; священнослужители Москвы и Московской области. В алтаре молился епископ Балтийский Серафим. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Кирилла (Покровского) во епископа Павлово-Посадского, викария Московской епархии . Святейший Патриарх Кирилл вознес молитвы о упокоении душ погибших и выздоровлении пострадавших в результате подрыва террористами скоростного пассажирского поезда «Невский экспресс». По окончании Божественной литургии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил заупокойную литию по жертвам теракта. Святейший Владыка молился о «рабех Божиих, из Москвы в Петербург путешествовавших и по злой и преступней воле человечестей убиенных».

http://patriarchia.ru/db/text/952743.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВГУСТА (Защук Лидия Васильевна; 1871, Санкт-Петербург – 8.01.1938, Тульская обл.), прмц. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), схим. Род. в дворянской семье, владела шестью иностранными языками, обладала литературным дарованием, занималась журналистикой в Санкт-Петербурге. А. глубоко почитала преп. иером. Нектария (Тихонова). После закрытия Оптиной пустыни А. основала одноимённый музей, став его заведующей; в музее работали многие бывшие насельники обители. 10 авг. 1927 г. в г. Козельске Калужской губ. с А. была взята подписка о невыезде в связи со следствием по групповому «делу иеромонаха Никона (Беляева) и др.». 19 дек. того же года А. была приговорена к высылке на 3 года с запрещением проживания в семи крупных городах СССР. По окончании срока высылки жила в Туле, а после переезда прмч. архим. Исаакия (Бобракова) в г. Белёв А. переселилась туда же. Вскоре она приняла схиму с именем Августа, с 1934 г. была игуменией тайного женского мон-ря в Белёве. 16 дек. 1937 по групповому делу епископа Никиты (Прибыткова) был арестован архим. Исаакий, а вместе с ним и А. как «игумения подпольного монастыря «тихоновской ориентации»». Во время допроса, продолжавшегося 16 суток, А. была подвергнута пыткам. По приговору Особой тройки при УНКВД по Тульской обл. от 30 дек. 1937 г. А. была расстреляна. Похоронена в братской могиле на 162 км Симферопольского шоссе. Имя А. внесено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Свящ. Синода РПЦ от 26 дек. 2001 г. Арх.: Архив УФСБ по Тульской обл. Д. 9953; Архив УФСБ по Калужской обл. Д. П-16298. Лит.: Цветочки Оптиной пустыни. М., 1995; Оптина Пустынь в судьбе Н. А. Павловича//Троицкое слово. 1993. 8. С. 9, 11; Житие сщмч. архим. Исаакия. Введенская Оптина Пустынь, 1996. С.111-113; За Христа пострадавшие. Кн. 1. М., 1997. С. 26. Рубрики: Ключевые слова: АГАФИЯ Крапивникова (1890 - 1937), прмц. Павлодарская (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/374032.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРК (Махров Михаил Емельянович; 3.10.1875, с. Зайцево Малоярославецкого у. Калужской губ.- 5.12.1937, г. Сухиничи, Смоленская обл.), прмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших), мон. Из крестьянской семьи. Поступил послушником в Оптину в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынь близ Козельска. 24 июня 1911 г. принял постриг с именем Марк. Проходил послушание садовника. Духовником его был иером. прп. Нектарий (Тихонов) . В 1923 г., после закрытия Оптиной пуст., М. поселился в Козельске. Зарабатывал на жизнь, помогая жителям по хозяйству, остальное время посвящал молитве в храме или в келье. 30 окт. 1937 г. он был арестован в Козельске и доставлен в окружную тюрьму в г. Сухиничи. Обвинялся в «контрреволюционной агитации, клевете на Советскую власть» и в участии в «тайных сборищах монахов». На допросах говорил, что раньше в мон-ре жилось лучше: монахи были обеспечены «хлебом и квартирой», а после закрытия обители, когда их перестали принимать на работу, жизнь ухудшилась, а теперь «совсем стало плохо». 21 нояб. 1937 г. Особая тройка НКВД по Смоленской обл. приговорила М. и арестованных с ним оптинских монахов, преподобномучеников Евтихия (Диденко), Авенира (Синицына), Савву (Суслова) и мирянина мч. Бориса Козлова, к расстрелу. Они были расстреляны 5 дек. 1937 г. и погребены в общей безвестной могиле. Имя М. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Свящ. Синода от 27 марта 2007 г. Арх.: РГБ ОР. Ф. 213. К. 1. Д. 3; ГА Калужской обл. Ф. 903. Оп. 1. Д. 339; Арх. Оптиной пустыни; Арх. УФСБ России по Калужской обл. Д. П-1218. Лит.: Жития мучеников и исповедников Оптиной пуст. Письма прп. Рафаила исп./Сост. игум. Дамаскин (Орловский). Козельск, 2014. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2562184.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. НЕКТАРИЙ (Тихонов Николай Васильевич; 1853-1928), иеросхимонах, прп. (пам. 29 апр. и в Соборе преподобных Оптинских старцев) НЕОФИТ Порфирьевич Любимов (1846-1918), прот., сщмч. (пам. 17 окт., в Соборе Симбирских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НЕОФИТ († 6 апр. 1558), прмч. Липсийский (пам. в воскресенье после 27 июня; пам. греч. в 1-е воскресенье после 10 июля и в следующее воскресенье после праздника Всех святых - в Соборе Патмосских святых), мон., уроженец о-ва Аморгос НЕОФИТ († 8 дек. 1609), мон., был убит пиратами на о-ве Липси, прмч. Липсийский (пам. в воскресенье после 27 июня; пам. греч. в 1-е воскресенье после 10 июля и в следующее воскресенье после праздника Всех святых - в Соборе Патмосских святых) НЕОФИТ (Осипов Николай Александрович; 1875 - 1937), архим., прмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НЕСТОР († 1-я четв. XII в. (?), Киево-Печерский мон-рь), древнерус. агиограф, летописец, прп., Киево-Печерский (пам. 27 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) НЕСТОР († ок. 1632), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Соловецкий пустынножитель НЕСТОР Прокофьевич Панин (1881-1937), прот., сщмч. (пам. 9 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКАНДР (XVI в.), Городноезерский, основатель Никандровой пуст., прп. (пам. 4 нояб. и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) НИКАНДР (Никон; 1507 (?) - 1581), пустынник Псковский, прп. (пам. 24 сент., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских и Новгородских святых) НИКАНДР Семенович Гривский (1880-1940), свящ., сщмч. (пам. 24 сент., в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122346_49.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Анатолий (Потапов) (Потапов Александр Алексеевич; 15.02.1855, Москва -12.08.1922, Оптина пуст.), прп. (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), Оптинский. Род. в купеческой семье, до поступления в мон-рь занимался торговлей, служил приказчиком в Калуге. Мать не хотела отпускать сына в мон-рь, и только после ее кончины, в 1885 г., А. А. Потапов поступил послушником в Оптину в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст . Был определен в Иоанно-Предтеченский скит келейником прп. Амвросия (Гренкова) вместе с иноком прп. Нектарием (Тихоновым) . 23 апр. 1888 г. пострижен в рясофор, 3 июня 1895 г. принял монашество с именем А. в честь свт. Анатолия , Патриарха К-польского. 5 июля 1899 г. Калужским еп. Макарием (Троицким) рукоположен во иеродиакона, 26 марта 1906 г. рукоположен во иеромонаха, указом Калужской консистории от 6 марта 1906 г. назначен духовником Шамординского в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ря . В 1908 г., после кончины духовника Оптиной пуст. иеросхим. Саввы, А. был переведен из скита в мон-рь, в келью при Владимирском храме. А., принимая прежде всего мирян, с большой любовью относился к людям: был всегда приветлив, ласков, сердечен. Он стяжал духовные дары прозорливости, любви, утешения и исцеления; старец помогал болящим прикровенно, посылая их на источник прп. Пафнутия Боровского или на могилу прп. Амвросия. В 1914 г. к А. для духовных бесед приезжала вел. кнг. мц. Елисавета Феодоровна . В разные годы к нему обращались за советами известные впосл. священнослужители: архиеп. Серафим (Соболев) , еп. Трифон (Туркестанов) , прот. Валентин Свенцицкий , сщмч. прот. Николай Загоровский , свящ. Павел Флоренский . В 1921 г. А. был арестован и отправлен в Калугу, по дороге заболел и по ошибке был помещен в тифозную больницу. Вернувшись в мон-рь, летом 1921 г. принял схиму. 11 авг. 1922 г., когда его пришли вновь арестовывать, А. попросил подождать до утра, чтобы приготовиться «в путь», всю ночь молился, а к утру в молитве отошел ко Господу. Отпевание совершалось в Казанском соборе Оптиной пуст. А. был погребен за Введенским собором, рядом с прп. Амвросием.

http://pravenc.ru/text/114960.html

(Никольский Виктор Александрович; 1888, Санкт-Петербург – 11.12.1937, пос. Пезмог Сывтывкарского р-на Коми АССР), прмч. (пам. 28 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), инок. Род. в семье чиновника мин-ва финансов, происходившего из духовного сословия. В мае 1913 г. стал послушником Оптиной пустыни. В 1918 г. принял монашество с именем Викентий. Во время пребывания в мон-ре нёс послушание на кухне, читал правило ослабевшему настоятелю обители схиархим. Ксенофонту (Клюкину), трудился в пекарне, просфорне, канцелярии. В духовной жизни руководствовался наставлениями духовника братии иером. прп. Нектария (Тихонова) , от которого приобрел навык постоянной Иисусовой молитвы. После закрытия Оптиной пуст. прп. Нектарий передал духовное руководство В. козельскому священнику, на приходе у к-рого он прожил два с половиной года, продолжая вести строгую монашескую жизнь. Около года В. работал в музее «Оптина пустынь», был сокращён и летом 1924 г. переехал в более подходящий по климату его слабому здоровью г. Ромны (ныне Сумской обл.), где два года до закрытия храма служил церковным сторожем. В авг. 1927 г. вернулся в Козельск. 18 авг. 1930 г. был арестован в числе большой группы монашествующих и мирян. 27 ноября 1930 г Особой тройкой ОГПУ приговорен к 5 годам ИТЛ. 31 дек.1930 г. был отправлен в Вишерские лагеря в г. Соликамске Пермской обл. Этап проходил через Пермь, где В. пробыл в тюрьме 5 месяцев, а затем был отправлен в Соликамск. Состояние здоровья В. было крайне тяжелым, медицинская комиссия нашла у него туберкулез легких в открытой форме, отчего он испытывал большую слабость и не мог работать. 26 апр. 1931 г. Центральная комиссия ОГПУ по разгрузке Вишерских ИТЛ от инвалидов, стариков и тяжело больных постановила освободить его и выслать на оставшийся срок на Урал. Он был отправлен сначала в с. Кудымкар, а затем в д. Дубровку Пермской обл. 5 сент. 1935 г. ему было разрешено вернуться в Козельск. 24 июля 1937 г. во время массовой чистки В. был арестован, 8 сент. Особой тройкой НКВД приговорен к 10-ти годам заключения в ИТЛ. 29 сен. выслан этапом в г. Котлас, затем в Локчимлаг Архангельской обл. Скончался 11 дек. 1937 г. в Локчимлаге, погребен в безвестной могиле. Имя В. внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 21 авг. 2007 г.

http://pravenc.ru/text/1356217.html

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / Церкви Предстоятель Церкви прибув до для друку 19 листопада 2016 р. 22:25 На торжества по случаю 70-летия Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Москву прибыл Предстоятель Кипрской Православной Церкви . 19 ноября 2016 года в аэропорту Шереметьево Блаженнейшего Архиепископа Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостома II встречали первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси митрополит Истринский Арсений , епископ Шахтинский и Миллеровский Симон , заведующий Сектором протокола ОВЦС игумен Феофан (Лукьянов). В составе делегации, сопровождающей главу Кипрской Православной Церкви, митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия, епископ Арсинойский Нектарий, диакон Киприан Кундурис. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru за темою Документальний життя Первосвятителя в Церкви [Стаття] Слово Кирила в : У 26-ту П " Предстоятель Церкви звершив в лаври Священний Синод констатував з Митрополит Волоколамський Хризостом щиро допомогти, коли розкол лише Митрополит Афанасий: ПЦУ — питання Церкви Видано переклад книги Церкви про церковне питання Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в з ключовими словами Кирила – Церква –   новини Митрополит Чорногорський Приморський звершив панахиду за жертвами теракту в «Крокус Предстоятель Церкви висловив у зв " язку з терактом у «Крокус Предстоятель Церкви закликав молитися про православних зазнають Православна Церква в небаченого та насильства та поховання Болгарського Начальник в день його Завершилося перебування Предстоятеля Церкви в Кирил: Руська та Сербська Церкви можуть внесок у що у "   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4686171...

Статистика Павел Левашов, прот. род. 9 декабря 1873 г. в местечке Чёрная гряда Череповецкого уезда Новгородской губернии. Дворянин. Окончил гимназию, духовное училище и семинарию. Епископом Мисаилом рукоположен во диакона, а потом во иерея. В Оптиной пустыни становится духовным чадом старца Иосифа и постоянно с ним переписывается. В начале 1900 гг. о. Павел назначается вторым священником в Петропавловский собор в г. Гомеле. В 1907-1914 гг. назначен благочинным Гомельской епархии. С началом войны переезжает в Петроград, на должность настоятеля церкви Главного штаба. После революции переехал в Москву и священствовал в Ново-Девичьем монастыре. После Поместного Собора 1917-1918 гг. вновь направляется в Гомель благочинным. В 1922-1923 гг. вместе с о. Елисеем (Назаренко), гомельским епархиальным миссионером, категорически отказывается примкнуть к " живой церкви " . В 1923-1924 гг. по благословению Св. Патриарха Тихона о. Павел принимает покаяние от обновленческих священников Гомельской губернии и присоединяет их из раскола к " тихоновской " Церкви. Был удостоен награды Золотым Крестом за борьбу с обновленчеством. В это время о. Павел поддерживает связь с Оптиной Пустынью и последним её старцем о. Нектарием (Тихоновым). После Декларации Митр. Сергия старец Нектарий и о. Павел отошли от общения с ним. За о. Павлом последовал его духовный сын о. Антипа Злотников. Духовным сыном у него был и другой белорусский исповедник о. Феодор Рафанович, служивший в местечке Шерстин. В 1927 г. Гомельским ОГПУ " за контреволюционную деятельность " о. Павел арестован, под следствием находился 1 месяц, но был освобожден. В июле 1928 г. вместе с несколькими священниками Гомельской епархии, в том числе с иеромонахом о. Герасимом (Каешко) и иереем о. Феодором Семёновым, о. Павел по благословению старца Нектария Оптинского подаёт одному из руководителей киевских иосифлян протоиерею Димитрию Иванову, направлявшемуся через Гомель в Петроград к Еп. Димитрию Гдовскому, письменное заявление о присоединении к ИПЦ.

http://lib.cerkov.ru/authors/467

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010