Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла И. М. Концевич. Фотография. 3-я четв. XX в. Иван Михайлович (19.10.1893, Полтава (по др. сведениям, 13.10.1893, Варшава) - 6.07. 1965, Сан-Франциско, шт. Калифорния, США), историк Церкви, публицист, брат Сиэтлского еп. РПЦЗ Нектария (Концевича). Из семьи чиновника судебного ведомства (впосл. податного инспектора). После окончания Полтавской гимназии поступил на математический фак-т Киевского ун-та. В 1915 г., во время первой мировой войны, при эвакуации ун-та из Киева перешел в Харьковский ун-т. В Харькове жил в доме свящ. Николая Загоровского, к-рому прислуживал в церкви. В 1916 и 1917 гг. К. приезжал в Оптину в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст. , где, по его словам, «родился духовно», пользовался руководством оптинского старца прп. Нектария (Тихонова) . К. стремился к монашеству, но старец не благословил его на этот путь и посоветовал продолжать образование. Впосл. они поддерживали связь через переписку. Во время гражданской войны К. ушел с 4-го курса ун-та и вступил в Добровольческую армию. Принимал участие в боевых действиях, был контужен. Побывал в Балаклавском во имя вмч. Георгия Победоносца мон-ре . В 1920 г. вместе с войсками Белой армии эвакуирован из Крыма. В лагере для интернированных рус. военных в Галлиполи окончил Николаевско-Алексеевское инженерное уч-ще, был произведен в офицеры. Позднее работал на прокладке туннеля в Болгарии, затем переехал во Францию. В 20-х гг. XX в., когда появилась возможность посылать письма в Советскую Россию, смог возобновить переписку с прп. Нектарием и до самой его смерти пользовался непосредственным духовным руководством одного из последних подвижников Оптиной пуст. В 1930 г. К. окончил физико-математический фак-т в Сорбонне, а затем парижскую Высшую физико-электрическую школу, получил специальность электроинженера. Занимался проведением электролиний на юге Франции. В 1935 г. женился на Елене Юрьевне Карцевой (1893-1989). Их обвенчал в г. Алжир прот. В. В. Шустин, с к-рым они поддерживали связь в дальнейшем. Невеста была племянницей камер-фрейлины Е. А. Озеровой, жены известного религиозного писателя С. А. Нилуса . Е. Ю. Концевич стала помощницей и продолжателем дела своего мужа. У супругов Концевичей оказались нек-рые рукописи Нилуса, они занимались публикацией этих текстов, использовали их в своих произведениях. Во время второй мировой войны К. поступил в парижский Православный богословский ин-т прп. Сергия Радонежского , который окончил в 1948 г. Был удостоен звания кандидата богословия за диссертацию, к-рая была написана под рук. проф. А. В. Карташёва . В 1952 г. в Париже была издана подготовленная на материале диссертации главная работа К., кн. «Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси». Работа над книгой проходила при поддержке Свято-Сергиевского богословского ин-та, предоставившего К. стипендию, и при помощи Троицкого еп. Серафима (Иванова ; впосл. архиепископ).

http://pravenc.ru/text/2057170.html

митрополит Вениамин (Федченков) Содержание Выписки из записок Н. Павлович, сделанные митрополитом Вениамином (Федченковым)    Батюшка крещен в Ельце, в церкви преподобного Сергия; служил он потом приказчиком у купца Хамова. Мать звали Елена. Отца Василием. Фамилия: Тихоновы. Крестные: Николай и Матрона.    Батюшка стал старцем в 1913 году.    В первый раз я увидела старца Нектария в июне. Тогда это был старец с чудесным лицом: то невероятно древним — тысячелетним, то молодым — лет сорока. Черты лица правильны; из-под шапочки выбиваются длинные, редкие пряди волос... Длинные пальцы; походка скользящая, словно он мало касается земли, — и вместе старческая. Очи его небольшие. Такая в них мысль, ясность, иногда любовь.    К 1925 году старец одряхлел, согнулся; ноги страшно отекли, сочатся сукровицей (это следствие бесконечных стояний на молитве). Лицо его утратило отблеск молодости. Это все вернулось к нему только во время предсмертной болезни (я видела его за два месяца до смерти). Он очень ослабел... Часто засыпал среди разговора.    В 1921 году умер близкий мне человек... Мне нужен был учитель, который спас бы меня от прелести. Я молилась, в тот день пришли ко мне (знакомые) и рассказали об отце Нектарии. Я написала ему письмо. Тогда же я увидела его во сне, и сон этот произвел на меня глубокое впечатление. Я видела, что я и другие люди стоим в какой-то комнате и ждем выхода старца Нектария.    ...Наконец проходит он; я запоминаю его лицо; и все мое существо стремится за ним. Потихоньку я иду за ним в другую комнату Там стоят столы, и монахи рассаживаются и пьют чай. Я чувствую себя недостойной, забиваюсь в угол и оттуда со слезами гляжу на трапезующих. Предо мной как бы развертывается вся моя жизнь, а выйти из своего угла из-за шкафа просто невозможно. И когда я дохожу до какой-то предельной точки этого горького сознания, отец Нектарин встает, подходит ко мне, берет меня за руку, ведет к столу, усаживает рядом с собой и начинает поить меня чаем.    Проснувшись, я как-то затаила в себе сон.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4097...

монах Лазарь (Афанасьев) Наставник и чудотворец. Жизнь иеросхимонаха Нектария, преподобного старца оптинского (подвижники благочестия XX века) Источник Скачать epub pdf Предисловие Какие они великие и непостижимые, Божьи дела! Какими великими дарами может Он почтить Свое создание – человека! В данном случае я имею в виду монахов – старцев- наставников, подвижников суровой аскетической жизни. Таковые люди – прозорливцы и чудотворцы – являлись среди христиан во все века. Это были поистине Божьи избранники. Через Него, научаемые Им, служили они людям, наставляя их на путь вечного спасения, удерживая от падений, исцеляя от духовных и телесных болезней. Каждый из них – в своей мере – повторял земной путь Иисуса Христа. Иногда возникали такие чудесные явления, как непрерывная цепь старцев, – например, в Оптиной пустыни в XIX – начале XX века. Здесь, как свеча от свечи, – друг от друга – возгорались их великие души чудесными способностями, главная из которых – ведение Божьей воли по отношению к конкретным людям, обращавшимся к ним за духовной помощью. В Оптиной пустыни цепь этих великих наставников протянулась от старца Льва (Наголкина) до старцев Нектария (Тихонова) и Никона (Беляева) . О них много написано – есть очень хорошие их жития, краткие и пространные, сохранились и частично изданы их переписка, дневники, воспоминания о них и документы. Все они прославлены нашей Церковью во святых Божиих. Надо сказать, что, конечно, никто из писавших о них не выразил их жизни и деятельности во всей глубине, – это в принципе невозможно. Тем не менее много полезного почерпаем мы в описании их духовной деятельности. В их жизни все поучительно: каждое слово и каждый их поступок. Дерзнул и я составить книгу об одном из Оптинских старцев – о преподобном Нектарии. Я старался дать здесь как можно более документальных свидетельств, поэтому книга так густо цитатна. Это не первое мое обращение к оптинским темам. Об Оптинских старцах я писал в книгах «Житие схиархимандрита Варсонофий» (1995); «Преподобный Антоний, старец Оптинский» (2003); «По образу древних» (2004); «Житница Жизни» (2005); «Оптинские были» (2008); «Ангел на башне» (2010); «Древо чудоточное» (2011).

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

Преподобный Анатолий (Потапов) (1855–1922) Преподобный Анатолий был келейником старца Амвросия. Богомольцы шутили: «Какой чудесный келейник у отца Амвросия, лучше самого батюшки». В это же время начинает иноческий путь преподобный Нектарий (Тихонов) , последний Оптинский старец, который будет избран соборно. Они часто ходили друг к другу за духовными советами – преподобный Амвросий, предвидя их совместное старчество, уже в те годы приучал их жить в духе сотрудничества и советования. С 1906 года начинает преподобный Анатолий свое старческое служение. Он впитал дух оптинского подвижничества – суровое, напряженное бодрствование духа, скрытое в своей келье, той «расселине в скале, где Господь говорил к Моисею», по выражению преподобного Исаака Сирина , простое искреннее отношение ко всему внешнему, видимому – к братии, посетителям, природе, свету Божию. Уставной ход жизни обители, с ее богослужением, старцами, насыщенный духовно просветительной деятельностью, воспитали в нем аскета, делателя Иисусовой молитвы, проводившего ночи напролет в молитве, искусного борца с врагом рода человеческого, выдающегося общественного деятеля, воспитавшего тысячи русских душ в духе истинно христианского благочестия. Усвоив основы монашеского духовничества у великого Амвросия, старец Анатолий властно руководил монашеской внутренней жизнью. К мирянам преподобный обычно выходил в сени и благословлял каждого коротким, быстрым крестным знамением, слегка ударяя вначале несколько раз по лбу пальцами, как бы внедряя и запечатлевая крестное знамение. Маленького роста, необычайно живой и быстрый в движениях, он, обходя всех, отвечал на задаваемые вопросы, а затем принимал некоторых отдельно для беседы у себя в келье. Любовь и ласковость обращения привлекали всегда к старцу толпы людей. Во время своей болезни преподобный Анатолий, не выходя из кельи, только подходил к окну и сквозь стекло благословлял народ, собравшийся снаружи у окна. Увидев его, вся толпа припадала к земле. У него была грыжа, и часто он принимал сидя на маленькой скамеечке, а люди наклонялись, подходя по очереди. Старец постучит по лбу «цок, цок, цок» и благословит.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 7 (20) декабря Преподобномученик Гурий (Самойлов) Преподобномученик Гурий родился в 1880 году в селе Песья Медынского уезда Калужской губернии в семье рабочего Михаила Самойлова, в последние годы своей жизни работавшего на ткацкой фабрике в Москве, и в крещении был наречен Георгием. Окончив церковнопри­ходскую школу в родном селе, он до пятнадцати лет жил с матерью, а затем уехал в Москву и поступил учеником в типографию, где проработал до 1903 года. Знакомство со знаменитой Оптиной Пустынью, нахо­дящейся в Калужской губернии, влечение сердца и души привели к тому, что Георгий решился пойти в монастырь, чтобы, если то будет Богу угодно, остаться в нем на­всегда. В августе 1903 года он переступил порог обители. До рукоположения в священный сан он нес послушание в переплетной мастерской, по знакомству с этим делом в жизни мирской. 11 августа 1905 года Георгий был определен в число братии обители, 12 августа 1910 года – пострижен в монашество с наречением имени Гурий, а 17 марта того же года – рукоположен во иеродиакона . 20 апреля 1913 года в субботу Светлой недели скитоначальником иеромо­нахом Феодосием (Поморцевым), иеромонахами Нектарием (Тихоновым) и Кукшей (Степченковым) и иеродиаконом Гурием была отслужена литургия, а после литургии – соборная панихида по случаю двадцатого дня со времени кончины архимандрита Варсонофия . Старца Варсонофия все знавшие его любили как угодника Божия, человека искренне стремящегося ко спасению, в чьем христиан­ском сердце многим тогда было не тесно. Когда такой человек умирает, многие из знавших его весьма скорбят, скорбят не о нем, а о себе, впервые зачастую осознавая, что ушел ко Христу человек, чьи молитвы были приняты Богом, были им защитой на их земном скорбном пути, а советы, освещающие всякое действие светом христианско­го просвещения, приблизит ли тот или иной поступок к обретению человеком бесценной евангельской жемчужины, или еще дальше уведет от Христа, – ограждением от пагубных ошибок.

http://fond.ru/kalendar/1458/guriy/

Скачать epub pdf Предисловие Богу было угодно сделать нас свидетелями знаменательного события на нашей многострадальной родине, когда после 70-тилетнего гнета, без всякой войны или народного восстания, «сама собой» рухнула богоборческая власть! Об этом, как и об ужасах коммунизма, предсказывали последние оптинские старцы и некоторые праведники дореволюционной России. (Оптинские старцы Анатолий (Потапов, 1922) и Нектарий (Тихонов , 1928), иеросхимонах Аристоклий Московский (1918), старец Алексей (Зосимовский) и др. Важно отметить, что согласно их предсказаниям духовное возрождение России должно было произойти незадолго до конца мира, хотя они и не уточняли, сколько времени это «незадолго» продлится. Тем не менее, современные мировые события – перенаселение земного шара, катастрофическое загрязнение природы, истощение земных ресурсов и исполнение многих предсказаний Священного Писания , относящихся к последним временам, – наводят на мысль, что конец мира действительно не за горами. Когда две тысячи лет тому назад Господь Иисус Христос изгонял бесов, они вопили устами одержимых: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий. Пришел Ты прежде времени мучить нас!» Небезынтересно отметить, что теперь при попытках изгнания бесы тоже кричат, но совсем другое: «Оставьте нас! Ведь скоро Господь придет!» Об этом свидетельствует протестантский ученый Dr. Кигт Косн, написавший несколько серьезных трудов в области демонологии, парапсихологии и ложных чудес. Смотри его книги: «Bemween Christ and Saman», «Occulm Bondage and Deliverance», «Demonology Pasm and Presenm» и др., (Kregel Publicamions, Grand Rapids, Michigan, USA). Таким образом, все указывает на то, что день Второго пришествия Христова близок. В этой статье мы приведем основные признаки приближения конца мира и некоторые черты личности Антихриста, опишем второе пришествие Христово, воскресение мертвых, Страшный суд и будущую жизнь, как об этом учит Священное Писание , и раскроем необходимость всегда быть готовыми к встрече с Господом. В приложении покажем несостоятельность сектантского учения о Тысячелетнем царстве. Ожидание второго пришествия Христова

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Сщмч. Петр Петриков, свящ. Фотография. 20-е гг. ХХ в. Сергеевич Петриков (19.01. 1903, г. Можайск Московской губ. (ныне Московской обл.) - 27.09. 1937, полигон Бутово Московской обл.), сщмч. (пам. 15 сент., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи конторщика (впосл. помощника начальника ст. Тучково Московско-Брестской железной дороги). Учился в приходском уч-ще на ст. Батюшково Московско-Брестской железной дороги, затем в Вязьме Смоленской губ., с. Кубинском Верейского у. Московской губ., на ст. Мещёрская Московско-Брестской железной дороги, а с 1913 г.- в Можайском реальном уч-ще (с 1918 единая трудовая школа 2-й степени). В 1919 г. параллельно с обучением в трудовой школе посещал занятия во время общеобразовательного триместра и сдал экзамены в Московской горной академии. В 1920 г. окончил Можайскую единую трудовую школу. Зимой 1920/21 г. учился в школе телеграфистов, но не окончил ее из-за болезни отца. Летом 1921 г. вел крестьянское хозяйство в доме у родителей и зарабатывал шитьем обуви. В том же году П. по ходатайству наркома здравоохранения Н. А. Семашко был принят без экзаменов на медицинский фак-т 2-го Московского гос. ун-та. Был одним из лучших студентов, получал стипендию 1-й категории. Весной 1922 г. вслед. переутомления от занятий перенес нервное заболевание. После 2-летнего лечения в амбулатории при железнодорожной больнице пришел к вере. По инициативе П. в Можайске был создан Союз христианской молодежи. Познакомившись с прп. Нектарием (Тихоновым), стал его духовным сыном. В июне 1925 г. Можайским еп. Борисом (Рукиным) рукоположен целибатом во диакона и в том же году местоблюстителем Патриаршего престола Крутицким митр. сщмч. Петром (Полянским) - во иерея. В Москве П. не имел прихода и служил в храмах, помогая знакомым священникам, в т. ч. в 1925-1926 гг.- в Вознесенской ц. на Ильинке - на подворье Антиохийской Православной Церкви и с 1928 г.- в Николаевской ц. в Подкопаях - на подворье Александрийской Православной Церкви . В марте 1931 г. назначен в храм во имя свт. Николая в Клённиках.

http://pravenc.ru/text/2580200.html

В.П. Быков Заключение Заканчивая описание всего вышеизложенного, я, прежде всего, приношу свою искреннюю, сердечную, благодарность Милосердному Господу Богу, призревшему на меня, нечестивого, с высоты своей Божественной праведности и во исполнение Своих великих заветов: насытить алчущего правды, оказать благодушие заблудившейся, но всегда искавшей Его; помогшему мне выбраться из бездны погибели теми мудрыми путями, которые были ведомы только лишь Ему Одному и до последнего момента непонятны мне, и через тех людей, которые, исполняя Его волю, казались мне моими врагами. Точно также я приношу свою благодарность всем тем, кто стремился отвлечь меня от захватывавшего зла, начиная с представителей родного мне православия и кончая людьми всех инославных христианских исповеданий в России и за границею; затем, тем из моих друзей, которые предупреждали меня о грозившей опасности, и которым я в свое время не внимал. Считаю своим нравственным долгом еще раз выразить глубокую признательность беспощадным образом бичевавшему меня с моей ересью И.Е.Айвазову, и этими бичеваниями не дававшего покоя моей усыпленной душе до тех пор, пока она не проснулась. Это были первые мои врачи, которые поставили диагноз моей болезни. Сердечное и молитвенное спасибо тому смиренному иноку архимандриту, который направил меня в Оптину пустынь и этим указал самое верное лечение моего недуга. Вечная молитва и смиренная, глубокая благодарность высокоуважаемым старцам: Анатолию, Феодосию, Нектарию и Герасиму, произведшим, своими молитвенными назиданиями и трудами самую серьезную и решительную операцию над моей зараженной гангреной греха душою, совершенно не знавши меня. Наконец, великое спасибо, искреннее спасибо матушке Софии, с любовной бережностью сестры милосердия наложившей на меня последнюю повязку исцеления. А обителям: Тихоновой пустыни, Сергиева скита, Оптиной пустыни, Шамординской пустыни, Свято-Троицкой общине и Общине «Отрада и Утешение» – великую благодарность за то, что они непозыблемым, неукоснительным выполнением своего принятого ими на себя тяжелого служения; своим молитвенным отношением к Господу Богу; своим кротким, смиренным и любовным отношением ко всякому, приходящему в их обители; строгим исполнением своего долга, не ради людей и не ради земных наград, а ради Господа нашего Иисуса Христа, создавали и создают ту атмосферу вокруг своих обителей, которая, как яркие лучи восходящего солнца, отогревала мою застывшую душу, размягчала кору, покрывающую мое греховное сердце, и делала его восприимчивым к тем целительным лучам Божественного милосердия, которое Господь ниспосылал на меня через указанных выше работников на ниве Божией, подвижников духа и молитвенников.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tih...

Скачать epub pdf Письмо 1 Христос Воскресе! Достопочтеннейшая о Господе Сарра Николаевна! Приношу Вам усердное благодарение за поздравление меня со Светлым Праздником и благожелание. На Ваш радостный привет отвечаю: Воистину Воскресе! И от всей души желаю, что вера и упование, и добродетельная жизнь с надеждою на великие милости Воскресшего Спасителя соделают Вас причастницей вечной Пасхи, в невечерний день которой неизреченной радости и неприступного света приобщитесь и Вы, со всеми благоугодившими Ему. Сколько возможно, потщусь к утешению Вашему, ответить на вопросы Вашего почтенного письма от 17 апреля. Пишете, что долгое время боролись с мыслью, что отношения покойного о. Варсонофия к Вашей сестрице были не как старца, а более противоречащие монашеской жизни и даже вводящие в заблуждение и уклонение от правого пути. Лично я бы многое мог Вам сказать к разрешению в сем недоумении; но здесь – письменно ограничусь искренним желанием без сомнения отнестись к моим словам. У мужей великих и древних, глубоко познавших духовную и физическую сторону жизни бывали ошибки, проявлялись иногда даже очень явственно поступки, как обыкновенного человека, даже наклонности (хотя весьма редко) иногда с трудом поддающиеся перелому. Почему божественное мироправление, руководя везде и всем, созидая одно и разрушая другое ко благу человека, иногда действует как бы противоположно назначению высшему человека, как бы забывает разум его (человека) им же самим направленный ко благу и всему духовному – почему это, – отчасти можно рассудить. Но в дальнейшем испытывать до глубины не безопасно. Посему покойного о. Варсонофия отриновение и привлечение (в духовном смысле) Вашей сестрицы было основано на желании всяким образом спасти ее, но тут примешалась может быть сторона несовершенства духовного. А премудрый и всеблагой Промысл Божий привел или приведет это дело ко благу. Когда она, как жертвовательница, опять возымела духовное благорасположение о. Варсонофия, то здесь нужно припомнить, что говорит св. Писание: милостынями очищаются грехи , и есть еще места в Писании, где милостыня является избавлением от многого. Что о. Варсонофий позволил ей продолжать науку после сего, то может быть, испытав ее совесть, нашел, что наука и жизнь за границей если не принесет ей пользы, то и повредить ей не может. В подобных же случаях, как пишете о сем деле, иногда допускается суд, только может быть по сложным обстоятельствам, о. Варсонофий упустил из виду некоторые условия в сем деле, а потому образ отношения его вышел не нравоучителен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Преподобный Нектарий Оптинский: как бросить курить 2 мин., 11.05.2017 Из воспоминаний старца Нектария Оптинского: " …Вы не поверите! – я, ведь, и сам едва не записался в курильщики. Было это еще в ребячестве моем, когда я дома жил с маменькой. Первый раз попробовал: голова закружилась, а все-таки понравилось. Окурок за окурком – и стал я уже привыкать попрошайничать, а там и занимать стал в долг, надеясь как-нибудь выплатить… Раз как-то тайком затянулся, а маменька – шасть! тут как тут: " Ты сейчас курил? " – спрашивает. Я опять: " Нет, маменька! " А где там – нет? – от меня чуть не за версту разит – табачищем… Ни слова маменька тут не сказала, но таким на меня взглянула скорбным взглядом, что, можно сказать, всю душу во мне перевернула. Отошла она от меня куда-то по хозяйству, а я забрался в укромный уголок и стал неутешно плакать, что огорчил маменьку, мало – огорчил, обманул и солгал вдобавок. Не могу выразить, как было-то мне больно!.. Прошел день, настала ночь, мне и сон на ум не идет: лежу в своей кроватке и все хлюпаю, лежу и хлюпаю… Маменька услыхала. " Ты что это, Коля? – никак плачешь? " " Нет, маменька " . " Чего ж ты не спишь? " И с этими словами матушка встала, засветила огонюшка и подошла ко мне; а у меня все лицо от слез мокрое и вся подушка мокрехонька… И что тут у нас было… И наплакались мы оба и помирились мы, наплакавшись с родимой, хорошо помирились! Так и кончилось баловство мое с куреньем " . Преподобный Нектарий Оптинский (в миру Николай Васильевич Тихонов) (1853 – 1928 гг.) родился в Орловской области. Он рано остался сиротой, и в возрасте двадцати лет пришел в знаменитую Оптину пустынь. Через четырнадцать лет преподобный Нектарий был пострижен в монашество, еще через одиннадцать рукоположен в сан священника, а в 1912 году стал духовником Оптиной пустыни . Современники относились к святому неоднозначно. Немало людей попросту считали его чудаком, но под своими " чудачествами " старец скрывал духовные дары, полученные от Бога, в частности, дар пророчества. Например, люди недоумевали и смеялись над тем, как старец Нектарий внезапно зажигал электрический фонарик и с самым серьезным видом ходил с ним по своей келье, осматривая все углы и шкафы… А после 1917 года вспомнили это " чудачество " совсем иначе: именно так, во тьме, при свете фонариков, большевики обыскивали кельи монахов, в том числе и комнату старца Нектария. Впрочем, странным его считали далеко не все.

http://foma.ru/prepodobnyiy-nektariy-opt...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010