В.П. Быков Заключение Заканчивая описание всего вышеизложенного, я, прежде всего, приношу свою искреннюю, сердечную, благодарность Милосердному Господу Богу, призревшему на меня, нечестивого, с высоты своей Божественной праведности и во исполнение Своих великих заветов: насытить алчущего правды, оказать благодушие заблудившейся, но всегда искавшей Его; помогшему мне выбраться из бездны погибели теми мудрыми путями, которые были ведомы только лишь Ему Одному и до последнего момента непонятны мне, и через тех людей, которые, исполняя Его волю, казались мне моими врагами. Точно также я приношу свою благодарность всем тем, кто стремился отвлечь меня от захватывавшего зла, начиная с представителей родного мне православия и кончая людьми всех инославных христианских исповеданий в России и за границею; затем, тем из моих друзей, которые предупреждали меня о грозившей опасности, и которым я в свое время не внимал. Считаю своим нравственным долгом еще раз выразить глубокую признательность беспощадным образом бичевавшему меня с моей ересью И.Е.Айвазову, и этими бичеваниями не дававшего покоя моей усыпленной душе до тех пор, пока она не проснулась. Это были первые мои врачи, которые поставили диагноз моей болезни. Сердечное и молитвенное спасибо тому смиренному иноку архимандриту, который направил меня в Оптину пустынь и этим указал самое верное лечение моего недуга. Вечная молитва и смиренная, глубокая благодарность высокоуважаемым старцам: Анатолию, Феодосию, Нектарию и Герасиму, произведшим, своими молитвенными назиданиями и трудами самую серьезную и решительную операцию над моей зараженной гангреной греха душою, совершенно не знавши меня. Наконец, великое спасибо, искреннее спасибо матушке Софии, с любовной бережностью сестры милосердия наложившей на меня последнюю повязку исцеления. А обителям: Тихоновой пустыни, Сергиева скита, Оптиной пустыни, Шамординской пустыни, Свято-Троицкой общине и Общине «Отрада и Утешение» – великую благодарность за то, что они непозыблемым, неукоснительным выполнением своего принятого ими на себя тяжелого служения; своим молитвенным отношением к Господу Богу; своим кротким, смиренным и любовным отношением ко всякому, приходящему в их обители; строгим исполнением своего долга, не ради людей и не ради земных наград, а ради Господа нашего Иисуса Христа, создавали и создают ту атмосферу вокруг своих обителей, которая, как яркие лучи восходящего солнца, отогревала мою застывшую душу, размягчала кору, покрывающую мое греховное сердце, и делала его восприимчивым к тем целительным лучам Божественного милосердия, которое Господь ниспосылал на меня через указанных выше работников на ниве Божией, подвижников духа и молитвенников.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tih...

Скачать epub pdf Письмо 1 Христос Воскресе! Достопочтеннейшая о Господе Сарра Николаевна! Приношу Вам усердное благодарение за поздравление меня со Светлым Праздником и благожелание. На Ваш радостный привет отвечаю: Воистину Воскресе! И от всей души желаю, что вера и упование, и добродетельная жизнь с надеждою на великие милости Воскресшего Спасителя соделают Вас причастницей вечной Пасхи, в невечерний день которой неизреченной радости и неприступного света приобщитесь и Вы, со всеми благоугодившими Ему. Сколько возможно, потщусь к утешению Вашему, ответить на вопросы Вашего почтенного письма от 17 апреля. Пишете, что долгое время боролись с мыслью, что отношения покойного о. Варсонофия к Вашей сестрице были не как старца, а более противоречащие монашеской жизни и даже вводящие в заблуждение и уклонение от правого пути. Лично я бы многое мог Вам сказать к разрешению в сем недоумении; но здесь – письменно ограничусь искренним желанием без сомнения отнестись к моим словам. У мужей великих и древних, глубоко познавших духовную и физическую сторону жизни бывали ошибки, проявлялись иногда даже очень явственно поступки, как обыкновенного человека, даже наклонности (хотя весьма редко) иногда с трудом поддающиеся перелому. Почему божественное мироправление, руководя везде и всем, созидая одно и разрушая другое ко благу человека, иногда действует как бы противоположно назначению высшему человека, как бы забывает разум его (человека) им же самим направленный ко благу и всему духовному – почему это, – отчасти можно рассудить. Но в дальнейшем испытывать до глубины не безопасно. Посему покойного о. Варсонофия отриновение и привлечение (в духовном смысле) Вашей сестрицы было основано на желании всяким образом спасти ее, но тут примешалась может быть сторона несовершенства духовного. А премудрый и всеблагой Промысл Божий привел или приведет это дело ко благу. Когда она, как жертвовательница, опять возымела духовное благорасположение о. Варсонофия, то здесь нужно припомнить, что говорит св. Писание: милостынями очищаются грехи , и есть еще места в Писании, где милостыня является избавлением от многого. Что о. Варсонофий позволил ей продолжать науку после сего, то может быть, испытав ее совесть, нашел, что наука и жизнь за границей если не принесет ей пользы, то и повредить ей не может. В подобных же случаях, как пишете о сем деле, иногда допускается суд, только может быть по сложным обстоятельствам, о. Варсонофий упустил из виду некоторые условия в сем деле, а потому образ отношения его вышел не нравоучителен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 37. Старец Нектарий (Тихонов). Власти разгоняют монахов из обители Старец Нектарий звался в миру Николаем Васильевичем Тихоновым. Он родился в 1853 году в городе Ельце Воронежской губернии. Родители его, Василий и Елена Тихоновы, были люди бедные (отец был работник на мельнице, мать поденщицей), но верующие, благочестивые. Когда будущий старец был еще отроком, отец его умер, благословив его иконой святителя Николая, – старец потом не расставался с ней. Образование отрок получил обычное для бедняков – его учил церковнославянской азбуке дьячок. Потом скончалась и мать. Оставшись сиротой, отрок трудился в лавке купца Хамова. Был усерден, исполнителен и скромен, что понравилось хозяину, который решил женить его на своей дочери. В то же время схимница Феоктиста, духовная дочь святителя Тихона Задонского , столетняя старица, сказала юноше: «Пойди в Оптину к Илариону, он тебе скажет, что делать». В Оптиной он разыскал отца Илариона, но тот сразу же направил его к старцу Амвросию, который и принял его послушником в скит. Двадцать пять лет прожил он в келии при церкви святого Иоанна Предтечи, будучи пономарем. Духовным отцом его стал отец Анатолий (Зерцалов) . 3 апреля 1876 года он был пострижен в рясофор, а 14 марта 1887 года – в мантию с именем Нектарий, в честь преподобного Нектария Киево-Печерского. Несколько лет после этого он пребывал в полузатворе, выходя из келии только по необходимости – в храм, к духовному отцу, в трапезную... Жизнь его в этом затворе мало известна, – он подвизался в посте и молитве и много читал. В келии у него образовалась довольно большая библиотека. Обращался он и к книгам библиотеки скита. Есть свидетельства, что он изучал не только писания святых отцов, но и книги научного и литературного характера. Он жил в тишине и смирении, возрастая в любви к Богу и к монашескому образу жизни. За эти годы он приобрел не только знания, весьма основательные, но и духовные дары, очень значительные, которые тщательно скрывал – даже и тогда, когда стал наставником братии. «Я в новоначалии, я учусь... – говорил он. – Я наистарейший в обители летами... а наименьший по добродетели»; «Я мравий, ползаю по земле и вижу все выбоины и ямы, а братия очень высоко, до облаков подымается» 579 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рубрики Преподобный Нектарий Оптинский: как бросить курить 2 мин., 11.05.2017 Поделиться Из воспоминаний старца Нектария Оптинского: " …Вы не поверите! – я, ведь, и сам едва не записался в курильщики. Было это еще в ребячестве моем, когда я дома жил с маменькой. Первый раз попробовал: голова закружилась, а все-таки понравилось. Окурок за окурком – и стал я уже привыкать попрошайничать, а там и занимать стал в долг, надеясь как-нибудь выплатить… Раз как-то тайком затянулся, а маменька – шасть! тут как тут: " Ты сейчас курил? " – спрашивает. Я опять: " Нет, маменька! " А где там – нет? – от меня чуть не за версту разит – табачищем… Ни слова маменька тут не сказала, но таким на меня взглянула скорбным взглядом, что, можно сказать, всю душу во мне перевернула. Отошла она от меня куда-то по хозяйству, а я забрался в укромный уголок и стал неутешно плакать, что огорчил маменьку, мало – огорчил, обманул и солгал вдобавок. Не могу выразить, как было-то мне больно!.. Прошел день, настала ночь, мне и сон на ум не идет: лежу в своей кроватке и все хлюпаю, лежу и хлюпаю… Маменька услыхала. " Ты что это, Коля? – никак плачешь? " " Нет, маменька " . " Чего ж ты не спишь? " И с этими словами матушка встала, засветила огонюшка и подошла ко мне; а у меня все лицо от слез мокрое и вся подушка мокрехонька… И что тут у нас было… И наплакались мы оба и помирились мы, наплакавшись с родимой, хорошо помирились! Так и кончилось баловство мое с куреньем " . Преподобный Нектарий Оптинский (в миру Николай Васильевич Тихонов) (1853 – 1928 гг.) родился в Орловской области. Он рано остался сиротой, и в возрасте двадцати лет пришел в знаменитую Оптину пустынь. Через четырнадцать лет преподобный Нектарий был пострижен в монашество, еще через одиннадцать рукоположен в сан священника, а в 1912 году стал духовником Оптиной пустыни . Современники относились к святому неоднозначно. Немало людей попросту считали его чудаком, но под своими " чудачествами " старец скрывал духовные дары, полученные от Бога, в частности, дар пророчества. Например, люди недоумевали и смеялись над тем, как старец Нектарий внезапно зажигал электрический фонарик и с самым серьезным видом ходил с ним по своей келье, осматривая все углы и шкафы… А после 1917 года вспомнили это " чудачество " совсем иначе: именно так, во тьме, при свете фонариков, большевики обыскивали кельи монахов, в том числе и комнату старца Нектария. Впрочем, странным его считали далеко не все.

http://foma.ru/prepodobnyiy-nektariy-opt...

Список настоятелей Тихоновой Калужской пустыни А. Игумены. От основания обители, в 15 столетии, до приписки ее к Московскому Ставропигиальному Донскому Монастырю настоятельство в ней было игуменское. 1) Основатель обители и первый ее настоятель игуменского сана преподобный Тихон Чудотворец; преставился в 1492 году. 2) Игумен Исаия 3) Игумен Никандр 4) Игумен Трифон схимник 5) Игумен Авраамий схимник 6) Игумен Иосиф схимник 7) Архимандрит Иродион схимник 54 8) Игумен Пахомий, схимник упоминается и во вкладной книге без означения лет. 9) Игумен Герасим 55 , схимник, упоминается в монастырских актах от 1627 – 1630 годов, а также и во вкладной книге, из которой видно, что он был строителем при игумене Иродионе. 10) Игумен Феодосий, схимник, упоминается во вкладной книге под 1648 и 1654 годами и в монастырских актах под 1650 годом. 11) Игумен Иона упоминается во вкладной книге под 1661–1684 годами 56 . В. Наместники из Донского монастыря. После приписки сей пустыни, по царскому указу, к московскому Донскому монастырю, она управлялась посылаемыми оттуда наместниками, со званием строителей; имена некоторых из них становятся известны из вкладной книги и монастырских бумаг. 1) Иеромонах Исаия упоминается под 1684 годом 57 . 2) Иеромонах Гервасий упоминается под 1698 годом. 3) Иеромонах Антоний упоминается под 1701 годом. 4) Иеромонах Дамаскин упоминается под 1705 годом. 5) Иеромонах Нектарий упоминается под 1723 годом. 6) Иеромонах Игнатий упоминается под 1726 годом. 7) Иеродиакон Иосиф Воронежец от ,, 1728–1732. 8) Иеромонах Тихон 58 упоминается под 1755 годом. 9) Иеромонах Филарет упоминается под 1756 годом. 10) Иеромонах Ипатий 59 упоминается под 1761–1764 годом. С. Игумены и строители С того времени, как была восстановлена самостоятельность обители преподобного Тихона в 1765 году и до настоящего времени, утвердилось в ней настоятельство строителъское; впрочем, было несколько и игуменов. 1) Игумен Мануил перев. Из Черноостровского монастыря (куда определен 3 апр., а в конце 1765 г. перев. В Тихонову пустынь). Управлял восстановленною обителью с 1765 по 1784 год. «Наслан (как сам он выражается) со отказу 1764 года монастырских вотчин в экономическое управление, в 1765 году крутицким архиепископом Амвросием», а в 1784 году уволен на покой в Боровский Пафнутьев монастырь, но 15 октября 1785 г. опять перепросился в Тихонову пустынь на собственном содержании, а в марте 1786 году уволен в Свято-Троицкую лавру в число больничных.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Для корректной работы сайта необходимо включить поддержку JavaScript в настройках Вашего браузера Статистика Всего в библиотеке документов: 6556 Андрей (Рымаренко), архиеп. О. Адриан Рымаренко был духовным сыном оптинских старцев, Анатолия-младшего (Потапова) и, в значительной степени, Нектария (Тихонова). Адриан Адрианович Рымаренко родился 28 марта (по новому стилю) 1893 г. в г. Ромны Полтавской губернии, в семье промышленника, некогда богатой, но разорившейся. По окончании Роменского реального училища он поступил в Петроградский политехнический институт, где с отличием проучился 3 года. Будучи инженером, А. Рымаренко тем не менее всегда интересовался областью гуманитарной, увлекался Достоевским, встречался и беседовал с православными пастырями. Поиски истинного смысла жизни привели молодого человека в Оптину пустынь, где он обрел духовника и путеводителя своей жизни — старца иеромонаха Нектария. Именно в Оптиной пустыни инженер Рымаренко определил свой дальнейший жизненный путь и получил благословение старца Нектария рукополагаться в священники. К иерейской жизни у А. Рымаренко было одно необыкновенное предзнаменования. Будучи еще молодым человеком, А.А. Рымаренко на должности статистика работал в Полтавской губернии и по долгу службы объезжал с другими статистиками села и деревни. Он уже тогда решил принять священство, но никто из попутчиков этого не знал. Во время поездки каждый раз происходило что-то странное. Всякий раз, когда подвода приближалась к очередному селу, раздавался колокольный звон. Мог быть в одном селе престольный праздник, но не во всех же! — вспоминал позже, уже в США, Владыка Андрей (Рымаренко). — Мог архиерей объезжать свою епархию, но архиерея нигде не встречали. Тем не менее, колокольный звон повторялся у каждого села. Один из статистиков тогда сказал: " Это неспроста: быть кому-нибудь из нас архиереем " . Слова эти оказались пророческими — в США в 1968 г. протоиерей Адриан после смерти супруги, принял монашеский постриг с именем Андрей и был хиротонисан во епископа Роклэндского Русской Зарубежной Церкви.

http://lib.cerkov.ru/authors/339

Записи воспоминаний об оптинском старце Нектарии Скачать epub pdf Записи воспоминаний о старцах иеросхимонахе Анатолии (Потапове) и иеромонахе Нектарии (Тихонове) сделаны Надеждой Григорьевной Чулковой (супругой писателя Г. И. Чулкова), жившей в начале 1920-х гг. в Оптиной Пустыни. Машинописный сборник, названный ею «Цветочки Оптиной пустыни», она подарила о. Сергию Мечеву , объяснив это название тем, что от каждого человека в Оптиной она чувствует духовный аромат. Машинописный сборник датирован 1925 годом. Воспроизводится по машинописи из архива Е. В. Апушкиной (Москва) – духовной дочери о. Алексия и о. Сергия Мечевых . Запись со слов Н. Д.: Я ездила в Оптину с 1907 года. Там передо мной как солнце горел о. Анатолий, а на других старцев я и внимания не обращала, только по большим праздникам ходила на благословение к батюшке Иосифу. Несколько раз я в то время встречала у батюшки Анатолия батюшку Нектария – тогда еще иеромонаха. Ходил он в шали, на одной ноге башмак, на другой – туфля, и вообще будто юродствовал. Одной моей подруге батюшка Анатолий сказал: «Попроси благословения у о. Нектария, это наш скитский затворник и молитвенник. Он великий муж». Когда батюшка стал старцем, однажды на новый год я с моими подругами пошла к нему. Он сразу нас принял и сначала все говорил о судьбе моей подруги: «Твоя судьба за чашкой чая определится». Так и случилось впоследствии. Пила она чай у батюшки Анатолия; тут вошла ее мать и тут же благословила ее на монашество. А я стою в стороне, пока батюшка Нектарий говорит о моей подруге, и рвусь к батюшке Анатолию. И вдруг моя душа стала смягчаться и я подумала: «Батюшка Нектарий прямо ангел». Тут он подозвал меня к себе и я ближе всех очутилась к нему. «А твоя судьба не решена еще», – и стал говорить о нерешительности моего характера. Потом стал он оделять нас апельсинами, всем по одной доле дает, а мне двойную. Его и стали спрашивать, почему нам надо по стольку, а ей вдвойне? А он говорит: «У Нины две руки». А потом через много лет напомнил мне: «Я потому сказал, что у тебя две руки, что мы тебя вдвоем поддерживаем – я и батюшка Анатолий». После этого раза он долго не обращал внимания на меня и я к нему не ходила.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

Скачать epub pdf 1 часть Детство, отрочество, юность Оптинский старец Нектарий родился в 1853 году в городе Ельце Орловской губернии в семье Василия и Елены Тихоновых, людей глубоко верующих и благочестивых. Отец был рабочим на мельнице, мать – наемной работницей. Мальчика крестили в Елецком храме, освященном в честь преподобного Сергия Радонежского, и нарекли Николаем. Крестных его звали Николай и Матрона. О них и родителях своих он всегда молился. Когда отроку исполнилось семь лет, отошел ко Господу его отец. Перед кончиной он благословил сына иконой Святителя Николая, поручая его попечительству свое чадо. С этой иконой Старец не расставался всю жизнь. Кроме Николая, на руках матери осталось несколько младших детей, которые вскоре поумирали от голода и болезней. Рассказы о детстве старец Нектарий часто начинал словами: «Было это в младенчестве моем, когда жил я с маменькой. Двое нас было на белом свете, да еще кот жил с нами. Мы низкого были звания и притом бедные. Кому нужны такие?» Из раннего детства Старца известен один случай: Николай еще не умел ходить, играл он как-то возле матери, а рядом сидел котенок и глаза у него ярко светились. Мальчик схватил иголку и решил проколоть ему глаз, посмотреть, что там светится. Но мать успела ударить его по руке: «Ах, ты! Вот как выколешь глаз кошке, сам потом без глаза останешься. Боже тебя сохрани!» Через много лет, уже иеромонахом, отец Нектарий вспомнил эту историю. Пришел он как-то к скитскому колодцу, где был подвешен ковш с заостренной рукояткой, а в это время другой монах, не заметив отца Нектария, поднял ковш так, что острие пришлось прямо против его глаза и лишь в последнее мгновение Батюшке удалось уклониться от острия. «Если бы я тогда кошке выколол глаз, и я был бы сейчас без глаза, – говорил он. – Видно, всему этому надо было случиться, чтобы напомнить моему недостоинству, как все в жизни от колыбели до могилы находится у Бога на самом строгом учете». Вскоре рукоять у черпака наполовину срезали, хотя Батюшка никому не рассказывал об этом случае.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 6 (19) апреля Преподобноисповедник Севастиан (Фомин) Преподобноисповедник Севастиан родился 28 октября 1884 года в селе Космодемьянское Орловской губернии в семье крестьян Василия и Матроны Фоминых и в крещении наречен был Стефаном в честь преподобного Стефана Савваита. В семье было три сына – Иларион, Роман и Стефан. В 1888 году, когда Стефану исполнилось четыре года, родители свозили сыновей в Козельскую Введенскую Оптину пустынь благословиться у старца Амвросия . В 1888 году умер отец, а на следующий год мать, и остались братья сиротами семнадцати, одиннадцати и пяти лет. Старший, Иларион, после смерти родителей женился; средний, Роман, в 1892 году ушел в Оптину пустынь и был принят послушником в Иоанно-Предтеченский скит при ней; младшему, Стефану, пришлось остаться со старшим братом и помогать ему по хозяйству. Живя с братом, Стефан окончил церковноприходскую школу, причем показал хорошие способности в обучении, и приходской священник стал давать ему читать книги из своей библиотеки. Для обычных крестьянских работ Стефан оказался слаб здоровьем, и большей частью ему приходилось быть в селе пастухом. Озорные сверстники недолюбливали его за смирение и кротость и называли «монахом». Самым большим для него утешением стало посещение брата Романа в Оптиной пустыни, что бывало всякий раз после окончания осенью крестьянских работ. В 1908 году Роман Васильевич принял монашеский постриг с именем Рафаил, а 3 января 1909 года Стефан был принят келейником к старцу Иосифу (Литовкину) . «Жили мы со старцем, – вспоминал он впоследствии, – как с родным отцом. Вместе с ним молились, вместе кушали, вместе читали или слушали его наставления» . 9 мая 1911 года иеросхимонах Иосиф скончался, и в его келье поселился старец Нектарий (Тихонов) , у которого Стефан остался келейником, перейдя под его духовное руководство. 15 марта 1912 года Стефан был определен в число братии. У отца Нектария тогда было два келейника: старший – Стефан, которого за мягкосердечие и сострадательность называли «летом», и младший – Петр Швырев, который был погрубей и построже, и его называли «зима». Когда народ, пришедший к хибарке , начинал от долгого ожидания унывать, отец Нектарий посылал Стефана, а когда ожидавшие начинали роптать и поднимали шум, к ним выходил Петр и строгостью умирял народ. Люди, бывало, то и дело посылали Стефана сказать старцу, что многие очень долго ждут и некоторым надо уже уезжать. Стефан шел в келью старца, и тот говорил: «Сейчас собираюсь, одеваюсь, иду», но сразу не выходил, а когда выходил, то при всех говорил Стефану: «Что же ты до сих пор ни разу не сказал, что меня ждет с нетерпением столько народа?» В ответ Стефан кланялся старцу в ноги и просил прощения.

http://fond.ru/ikony/371/Sevastian/

С. Девятова Содержание Оптинское Старчество Преподобный Иосиф Оптинский Преподобный Варсонофий Оптинский Преподобный Анатолий (младший) Оптинский... Преподобный Нектарий Оптинский Преподобный Никон Оптинский Преподобный Исаакий Оптинский, священномученик... Старец Захария Преподобный Кукша Одесский Преподобный Лаврентий Черниговский Преподобный Амфилохий Почаевский Святой праведный Иоанн пресвитер Кронштадтский, чудотворец... Преподобный Силуан Афонский Старец Аристоклий Афонский Святой праведный Алексий Мечев Преподобный Гавриил Старец Серафим Вырицкий Старец Серафим (Тяпочкин) Старец Феодор Блаженный Иоанн (Максимович) Епископ Василий (Родзянко Владимир Михайлович)... Старец Николай (Гурьянов) Преподобный Феодосий Кавказский Святитель Лука (Валентин Ф. Войно-Ясенецкий)... Преподобный Симеон (Василий И. Желнин) Старец Афиноген (Василий Агапов) Старец Савва Старец Арсений (Стрельцов Пётр Андреевич)... Блаженная Матрона Блаженная Матрона Анемнясевская Схимонахиня Нила Блаженная Алипия (Агапия Тихоновна Авдеева)... Старица Макария (Феодосия Артемьева) Блаженная Любушка (Любовь Лазарева) Схимонахиня Антония Святитель Нектарий Эгинский Старец Паисий Святогорец Молитва оптинских старцев Библиография Информация о первоисточнике Оптинское Старчество    Возможно у людей, приступивших к изучению жизни старцев, под впечатлением чтения жития пустынных отцов и повествования о жизни Афонских старцев, невольно сложится мнение, что старцы должны быть непременно отшельниками, аскетами, ушедшими не только от мира, но и от братии. Именно годы безмолвия, непрестанная молитва, самоуничижение, жизнь в уединенных местах, полное отрешение от своей воли, умение вверить свои судьбы промыслу Божиему и отличало старцев первых времён, и их последователей.    Однако, знакомясь с жизнью Оптинских старцев, читатель постепенно привыкает к мысли о том, что в современных условиях весьма органично сочетаются “духовный подвиг внутреннего делания” и повседневные заботы о страждущих.    Оптину Пустынь в XIX-XX веках считали маяком русской интеллигенции, для крестьян и ремесленников каждый старец был “как отец родной”. Оптинским старцам были присущи не только исключительная глубина духовной жизни, обладание дарами прозорливости, рассуждения, но и великая любовь к людям, нескончаемое желание поделиться духовными сокровищами с миром. И если первый Оптинский старец, отец Леонид (Лев), подобно древним отцам долгое время жил в уединении, то его преемники как бы по наследству перенимали старчество, многие из них были сначала келейниками у старцев, потом помощниками, наконец, преемниками своих духовников.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4131...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010