Выставку в Витебске открыли: Государственный секретарь Союзного государства Рапота Г.А., заместитель министра культуры РФ Овсиенко Н.П. и министр информации Республики Беларусь Карлюкевич А.Н., а в Торопце - глава администрации Торопецкого района Бриж А.Г. и епископ Ржевский и Торопецкий Адриан. Основу выставки в Витебске составили картины московского художника Филиппа Москви тина «Князь Александр Невский и Полоцкая княжна Александра Брячиславна», «Святой князь Александр Невский», «Князь Александр Невский и хан Сартак в Орде», а также объемная композиция Ирины Волкодаевой «Великий Князь Александр Ярославич Невский и княгиня Александра Брячиславна XIII век» и парсуны с образами князя Александра Невского и полоцкой княжны Александры Брячиславны художника Сергея Феофанова, специально написанные к выставке. На выставке была представлена копия с оригинала фрески Федора (Фридрих) Моллера «Венчание князя Александра с дочерью полоцкого князя Александрой» из Александровского зала Кремлёвского дворца в Москве 1865 года, специально написанная к выставке по заказу Женского православно-патриотического общества. Уменьшенная копия картины «Венчание князя Александра с дочерью полоцкого князя Александрой» была передана в дар Художественному музею города Витебска. Основой презентации проекта в Торопце стала персональная выставка художника Филиппа Москвитина «Образ Александра Невского в изобразительной искусстве» и презентация проекта его скульптуры «Князь Александр Невский и Полоцкая княжна Александра Брячиславна». Торопчане оставили многочисленные отзывы и пожелания, чтобы такой памятник был установлен в их ­городе. Сегодня, когда мы говорим о наших общих корнях с Белоруссией, в том числе в контексте скорого 20-летия подписания Договора о создании нашего Союзного государства, нам очень важно вспомнить и это событие 780-летней давности, прообраза и начала нашего единения. Программа «Супружества благословение» соединила святых Александра и Александры, Витебск с Торопцем и Россию с Белоруссией.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/21/sv...

20) «Татарский погром и св. благоверный вел. кн. Александр Невский». П. Рогов, СПб., 1890. 21) «Сказание о св. благоверном вел. кн. Александре Невском». А. Петрушевский. Изд. СПб. ком. грам. СПб., 1885. 22) «Святый благоверный вел. князь Александр Ярославич Невский». Изд. Правосл. Бр. св. Ал. Невского во Владимире. Вязники, 1888. 23) «Житие св. благоверного вел. кн. Александра Невского с приложением стихов в честь благоверн. князя». СПб. Изд. иеродиак. Серафима, 1888. 24) «Св. благоверный кн. Александр Невский». М., Изд. Преснова, 1876. 25) «Александр Невский». СПб. Тип. Штауфа, 1876. 26) «Жизнеописание вел. кн. Александра и указ о перенесении мощей в СПб.» в статье «Владимирск. Рождественск. монастырь». (Материалы для истории и археологии). Влад. губ. вед. 1869 24, 26, 31, 32, 34, 39 и 40. 27) Святый благоверный великий князь Александр Невский. Бронзова. Странник. 1880. Июнь–июль. IV. По истории России 1) Татищева (1686–1750): «История Российская с самых древнейших времен, неусыпным трудом через тридцать лет собранная и описанная». В 1769–1774 гг. изданы были, впрочем, не в полном составе первые три тома при Моск, университете. В 1784 г. в Петербурге был напечатан IV том. Пятый, случайно найденный Погодиным в его рукописях, издан в 1848 г. Моск. Общ. Ист. и Древн. в «Чтениях Общ. Ист. и Др», т. 3, кн. IV и IX. 2) Князя М.М. Щербатова (1733–1790) «История России» в 5 т. СПб., 1770–1792. 3) «Ядро Российской истории, соч. ближним стольником и бывшим в Швеции резидентом князем Андреем Яковл. Хилковым». М., 1784. 4) Карамзина «История государства Российского с древнейших времен». Изд. А. Смирдина. СПб., 1851. 5) «Русская история, сочиненная Сергеем Глинкою». Ч. III, М., 1823. 6) «История русского народа» Н. Полевого. Т. IV, 1833. 7) Арцыбашева «Повествование о России» в 2 т. М., 1837–43. 8) Соловьева «История России с древнейших времен». 9) Бестужева–Рюмина «Русская история». СПб., 1872. 10) Погодина «Древняя русская история до монгольского ига». М., 1872. 11) Беляева «Рассказы из русской истории». М., 1865.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Фильм «Александр Невский», по их твердому убеждению, это «сталинская пропаганда», «сталинский миф», раздувание шовинизма и ненависти к Западу. Несколько лет назад в передаче Сванидзе «Суд времени» мы имели возможность наблюдать, как историки либеральных взглядов выплескивали свои обиды не только на «рабский народ» и «тысячелетнюю традицию деспотического правления» в «этой стране», но и нашли виновника всех русских бед и несчастий. Российские либералы, наконец, определили того, кто мешает им осчастливить «этот» народ. Виновником провала всех либеральных проектов в России оказался св. блгв. князь Александр Невский. Именно благоверный князь, по мнению российских либералов, основал «полицейское государство», с которым им, бедным, приходится бороться и в XXI веке. Действительно Российское государство построено на том духовно-нравственном основании, которое завещал потомкам святой князь Александр. Русская цивилизация, Русский мир стоит и будет стоять на завете Александра Невского: «Не в силе Бог, а в Правде». Пожалуй, самое выдающееся открытие из всех устроивших суд над святым Александром Невским сделал профессор Пивоваров. Мы услышали настоящий шедевр либеральной мысли: «Богомерзкий Сталин создал отвратительный культ Александра Невского и лживый миф о нем. До революции этого не было». Пивоваров, а вместе с ним и прочие обвинители дружно утверждали : «Именно Невский и заложил основы самодержавия, деспотизма, полицейского государства… Именно Невский виноват, что к власти в стране пришли большевички». Пивоваров с комиссарским напором, будто на митинге, вбивал в сознание зрителей: «Невский - это идеал Сталина. Выбрав именем России Александра Невского, Россия выбрала ставленника Сталина». Когда же попытались напомнить этим либеральным «судьям», что в создании «мифа о Александре Невском», по их же словам, произнесенным в первой части передачи, виноваты «русские тираны» царь Иоанн Грозный и Петр Первый, а также императрица Екатерина, Пивоваров смутился ровно на секунду: «Да, виноваты и они. Они соучастники» . Но не дал себя сбить с мысли: «Повторяю, этот ложный отвратительный миф об Александре Невском навязал нашему народу богомерзкий Сталин». По мнению Пивоварова, «соучастники (!) Сталина», Иоанн Грозный и Петр I, как и диктатор, создавали культ Невского, так как были исполнены ненависти к Западу». Т.е. вся Русская история – это сплошная ксенофобия, отсутствие толерантности и братской любви к западным христианам.

http://radonezh.ru/2023/09/12/aleksandr-...

Показательно, с какими словами обратился Великий Князь Александр Невский к освобожденным псковичам: «Не простила бы Русь ни вам, ни нам маломужества. Так о том и помните. Детям и внукам накажите. А забудете - вторыми Иудами станете, Иудами земли русской». Это – страшное предупреждение современникам, склонных торговать Россией и оптом и в розницу, как это делал Твердила Иванкович. Своей мудрой политикой святой Князь Александр Невский неоднократно спасал Россию от татарских нашествий. Когда его призвал к себе Батый, Александр поклонился ему как царю, которому Бог даровал власть над многими землями, но отказался кланяться кусту и огню даже под угрозой мучительной смерти. И Бог его уберег: Батый подивился его смелости и отпустил живым. Последнее свое путешествие в орду Князь Александр Невский совершил в 1262 году, чтобы отмолить Русь от татарского нашествия, за всенародное восстание против нетерпимого ордынского ига. Это ему удалось, но, возвращаясь из Орды, он заболел и умер в Городце 24 ноября (6 декабря по н.ст.) Существует мнение, что Князь был отравлен в Орде. Если это так, то он увенчался и мученическим венцом. Перед кончиной он принял монашеский постриг с именем Алексий, присоединяясь к тем самым ангельским силам, которые даровали ему победу на Чудском озере. Святой благоверный Великий Князь Александр Невский являет нам пример воинского предстояния перед Господом, защиты земного Отечества. В то же время он являет собой пример мудрого и сострадательного правителя, который делал, что мог для залечивания ран Русской Земли после монгольского нашествия. Он являет собой образ мудрого дипломата, достойно отвечавшего на вызовы своего лукавого времени. Он являет образ великого молитвенника и печальника за Землю Русскую. Он являет нам великий и высокий пример духовного мужества, человеколюбия, дерзновенной молитвы ко Христу Вседержителю. Святой благоверный Великий Князь Александр Невский недавно был провозглашен Именем России. Сказать этого мало. Имя Александра Невского укрепляет, просветляет и преображает душу русского человека. Это один из стержней нашего национального самосознания, один из наших проводников по пути в Царствие Небесное.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/9/11/svy...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Святой Александр Невский телесно возвращался на места своих былых побед» Диакон Владимир Василик о Великом Князе ко дню перенесения его святых мощей в Петербург 11.09.2010 595 Время на чтение 5 минут Завтра Русская Православная Церковь празднует перенесение мощей святого благоверного Великого Князя Александра Невского из града Владимира в град святого Петра, что произошло в 1724 года. Это перенесение явилось неслучайным и промыслительным. Святой Князь Александр Невский телесно возвращался на места своих былых побед, - на то место, где Господь сподобил его остановить первый натиск еретического Запада. Промыслительно также, что перенесение мощей осуществил первый Император Всероссийский Петр Великий. К сожалению, временами в отечественной историографии встречается мысль о том, что война со Швецией была не нужна, что ее урон был равен пяти Швециям. Это далеко не так. На самом деле этой война была нужна, во-первых, для освобождения православных Ингрии и Карелии, которых угнетали шведы-протестанты и стремились постепенно ассимилировать и опротестантить. Во-вторых, для того, чтобы Россия открыла себе «окно в Европу». И не для того, что заражаться тлетворным западным духом. Петр I сказал замечательные и глубокие слова: Европа нужна нам лет на тридцать, а потом смело можем повернуться к ней спиной. Это нужно было для того, чтобы устоять в технологическом соревновании с Западом, остаться великой державой и не погибнуть. Святой благоверный Великий Князь Александр Невский своими мощами освятил град святого Петра – будущий маяк апостольства не только для северных земель, но и для всего мира. Для нас память святого Александра Невского жизненно важна по многим обстоятельствам. Во-первых, он показал нам наш путь и великий исторический выбор. В XIII веке Русь оказалась в клещах. С одной стороны – Золотая Орда, татары, с другой стороны – шведы и Тевтонский орден. Воевать на два фронта Русь не могла. С кем было мириться, заключать союз, а с кем – воевать? Святой Князь Александр Невский промыслительно разглядел антихристианскую сущность католического Запада, его свирепый и неуемный натиск на Восток («Drang nach Osten»), его желание асссимилировать и покорить народы, и не только языческие, но и православные. И, напротив, он ясно осознал ту истину, что татарам нужна дань и покорность, но русскую душу они не тронут, поскольку они веротерпимы и безразличны к духовной жизни покоренных народов. Им нужна материя, а Западу – душа русского человека, которую Запад пытался и пытается пересоздать по своему образу и подобию. Александр Невский сделал выбор между внешним и внутренним рабством, между внешним порабощением и внутренним растлением.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/9/11/svy...

Наконец, миссионерское служение немыслимо без жертвенности и самоотречения. «Путь миссионера легок не бывает» 21 , и это видно как в житиях святых апостолов, так и проповедников последующих времен. Но «неужели мы убоимся издержек, беспокойств, неудач, ведущих к решительному успеху в деле, составляющем внутреннюю, неувядающую, истинную, и вечную славу нашего народа? Нет, не убоимся, если только возжелаем сей славы… если решимся… стремиться к цели, к награде вышнего звания Божия во Христе Иисусе» 22 . 1 — Св. Николай Японский. Дневник, 8 августа 1881 г. 2 — Свт. Иннокентий Московский. Наставления священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру. 3 — Свт. Иннокентий (Вениаминов). Наставления, 17. 4 — Св. Николай Японский. Дневник, 23 декабря 1898 г. 5 — Свт. Макарий (Невский). Беседы о миссионерском деле. С. 223. 6 — Св. Николай Японский. Письма. С. 281. 7 — Св. Николай Японский. Письма. С. 78. 8 — Свт. Макарий (Невский). Беседы, С. 211. 9 — Свт. Макарий (Невский). Беседы, С. 212. 10 — Прп. Макарий (Глухарев). Мысли о способах к успешнейшему распространению Христианской веры между Евреями, Магометанами и язычниками в Российской державе, XXXIII. 11 — Свт. Иннокентий (Вениаминов). Наставления, 2. 12 — Св. Николай Японский. Дневник, 4 марта 1888 г. 13 — Свт. Иннокентий (Вениаминов). Наставления, 33. 14 — Свт. Иннокентий (Вениаминов). Наставления, 5. 15 — Прп. Макарий (Глухарев). Мысли, XXVII. 16 — Свт. Макарий (Невский). Беседы, С. 202. 17 — Св. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Часть I.4. 18 — Свт. Макарий (Невский). Беседы, С. 227. 19 — Прп. Иустин (Попович). Внутренняя миссия нашей Церкви. 20 — Свт. Макарий (Невский). Беседы, С. 214. 21 — Свт. Филарет Московский. Письма к игумении Марии (Тучковой), 26. 22 — Прп. Макарий (Глухарев). Мысли, VI. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/zhivoj-razgovor-o-miss...

В 8 день октября прошлого 1835 года за 672, имел я честь представить коллегии ведомость об упразднённых на основании Высочайшего именного указа, от 6 декабря 1829 года, 29 приходах Литовской епархии, с показанием в особых графах их названия, времени и причин их упразднения, церквей, к которым причислены, а также губерний, в коих они находятся. Ныне долгом поставляю представить коллегии таковую же ведомость об упразднённых после того 83 приходах, и с тем вместе присовокупить, что упразднение сих приходов производилось по тем же причинам и с таковыми же предосторожностям и, каковые изъяснены мною в упомянутом выше рапорте моём, от 8 октября прошлого года. Засим остаётся уже небольшое только число приходов Литовской епархии, упразднению подлежащих, о коих ещё требуются нужные местные сведения. Ведомость приходам Литовской Греко-униатской епархии, упразднённым по силе Высочайшего именного указа, от 6 декабря 1829 года Губерния Название упразднённого прихода Время упразднения Гродненской Кобринского Кобринский Николаевский 22 октября 1835 г. и 9 августа 1836 г. Волынской Ковельского Окунинский 25 октября 1835 г. Кругельский Старокошарский Рождественский ийитинский 26 октября 1835 г. Березницкий Малообзирский Волынской Ковельского Миринской 28 октября 1835 г. Дубенског Хорлупский Иоанновский Котовский Покащевский Луцкого Озденижский Ковельского Михновский Заболоцкий Минской Слуцкого Тимковицкий Ильинский 31 октября 1835 г. Велешинский Гродненской Кобринский Замошский 2 ноября 1835 г. Сохский Новогрудского Сенежицкий 16 ноября 1835 г. Миратицкий Минской Минского Чиковский 18 ноября 1835 г. Пинского Локницкий 24 ноября 1835 г. Нобельский Пречистский Любяский Пятницкий 25 ноября 1835 г. Гродненской Гродненского Верцелиский 3 ноября 1835 г. Брестского Пониковский 10 декабря 1835 г. Минской Слуцкого Урведзкий 24 января 1836 г. Волынской Дубенского Дублянский 31 января 1836 г. Лысинский Туриянский 5 февраля 1836 г. Гродненской Гродненского Головацкий 19 февраля 1836 г. Волковыского

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

17 Февраля (1835 г.). Завтра пришлите мне о. Екклезиарха. 101 Отец Наместник! Посылаю вам две бумаги – 1) отношение военного департамента, по которому справясь разсмотрите и представьте; 2) письмо от неизвестного по почте полученное, по которому секретно разыщите и мне доложите. Неизвестно, кто сей бабе позволил жить на гостиннице. Спросить о сем и Благочинного. Евгений М. Киевский. 26 Марта: 1835 г. 102 Отец Наместник! Вы не оставили мне отношения Инженерного Департамента о Якушкинском подворье 164 . А мне надобно сообразно оному отвечать. Пришлите Е. М. К. 19 Апреля (1835 г.) 103 Отец Наместник! Пришлите мне репорт Собору от щетного Стола, поданный в 1834 г. Сентября 28. Е. М. К. 6 Апреля (1835 г.). 104 (Черновая – собственною рукою М. Евгения). В Московский Цензурный Комитет. По цензуре оного Комитета напечатанное Краткое историческое сведение о селении Белогородке в четырёх экземплярах с подлиником при сем представляется с прозбою о выдаче позволения на выпуск оного из типографии Киево-Печерской 165 Из Духовного Собора Киево-Печерской Лавры. Мая 1835 года. 105 Отец Наместник! Вчера был у меня Левашев 166 . Я говорил ему о прибавке к строению ещё кладовой. Он сказал прислать ему план. И так наведите линий сей кладовой и сегодня пришлите ко мне. Завтра я к нему поеду, и он решит. Е. М. К. Отцу Наместнику в Лавре. 17 июля 1835 года. 106 Отец Наместник! В Казённую Палату требуют приходо-расходные книги за прошлый год. Не у вас ли они? Пересмотрите их поскорее и пришлите. Е. М. К. 5 Августа 1835 года. 107 Отец Наместник! Мне надобно у вас в настоятельских покоях ночевать 14 Августа. Но они сыры. Прикажите провеять их топкою с нынешнего дня. Е. М. К. 12 Августа 1835 года. 108 Отец Наместник! Чтобы сберечь известку, кладите весь фундамент на глине. Весь фундамент конюшни на ней кладен. В земле будет прочна. Е. М. К. 2 Октября (1835 года). 109 О. Наместник! Завтра часу в 11 поеду я к Трощинскому 167 и от него заеду в Конюший двор осмотреть. Надеюсь вы там будете 168 . Е. М. К.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

98 Флоря Б.Н. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье: Сб.. М., 2007. С. 213. 99 Кудрявцев О.Ф. «Другой мир»: характерные черты восприятия Руси и русских средневековым Западом//Многоликость целого: из истории цивилизаций Старого и Нового Света. М., 2011. C. 508–540. 101 Хроника Ливонии» Генриха Латвийского. Введение, перевод и комментарии С. А. Аннинского. М.; Л.: Изд. АН СССР, 1938. 352 с. 102 Хрусталев Д.Г. Новгород и его власть в Прибалтике в XII – 1-й четв. XIII в//Северные крестоносцы. Русь в борьбе за сферы влияния в вост. Прибалтике XII–XIII вв. СПб., 2017. С. 68–138. 103 Конопленко А.А. Орден меченосцев в политической истории Ливонии. Дис. канд. ист. наук. Саратов, 2005. 229 с. 105 Кудрявцев О.Ф. Александр Невский и папство//Александр Невский: Государь, дипломат, воин. М.: Р. Валент, 2010. С. 160; Флоря Б.Н. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье: Сборник. М., 2007. С. 182–183. 106 Кудрявцев О.Ф. Александр Невский и папство//Александр Невский: Государь, дипломат, воин. М., 2010. С. 161 . 107 Рамм Б.Я. Папство и Русь в X– X V веках. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1959. С. 114; Флоря Б.Н. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье: Сб.. М., 2007. С. 186–187. 108 Кудрявцев О.Ф. Александр Невский и папство//Александр Невский: Государь, дипломат, воин. М., 2010. С. 170. 109 Головко А.Б. Встреча цивилизаций в середине века: государство князей Романовичей между католическим Западом и монгольским Востоком//Вестн. Удмуртского ГУ. 2012. 3. С. 16–24; Котляр Н.Ф. Даниил, князь Галицкий: док. повествование. СПб.;Киев, 2008. С. 295; Матузова В.И., Назарова Е.Л. Крестоносцы и Русь, конец XII в. – 1270 г.: Тексты. Перевод. Комм. М.: Индрик, 2002. С. 361; Паславський Kopohaцiя Данила Галицького в kohmekcmi noлimuчhux i церковних biдhocuh XIII ст. Льbib, 2003. С. 82. 111 Кудрявцев О.Ф. Александр Невский и папство//Александр Невский: Государь, дипломат, воин. М., 2010. С. 171. 112 Флоря Б.Н. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье. М., 2007. С. 210–211.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ, ВЕЛИКИЙ ВОИН, ВЕЛИКИЙ ХРИСТИАНИН сентября 2004 Любому человеку, родившемуся и выросшему в России, не нужно объяснять кто такой Александр Невский. Прославленный полководец и тонкий политик, он жил в тяжелые для России времена. Но именно в годы лихолетья, по промыслу Божьему, суждено было ему княжить, для спасения русской земли. Любому человеку, родившемуся и выросшему в России, не нужно объяснять кто такой Александр Невский. Прославленный полководец и тонкий политик, он жил в тяжелые для России времена. Но именно в годы лихолетья, по промыслу Божьему, суждено было ему княжить, для спасения русской земли. Как сказал летописец: " Без Божия повеления не было бы княжения его " . Александр Невский родился 30 мая 1220 г. в Переславле-Залесском. Его отцом был князь Ярослав - младший сын князя Всеволода Большое Гнездо. Александру пришлось рано повзрослеть - с юных лет он сопровождал отца в военных походах. Когда же молодому князю исполнилось 16 лет, Ярослав оставил его самостоятельно княжить в Новгороде и уехал в Киев. Начиналось самое трудное для Руси время. В 1237 г. к русским границам подошли войска Батыя. Огнем и мечом пройдя по цветущему государству, татары устремились в Западную Европу, оставив в руинах Рязань, Коломну, Владимир, Киев и многие другие города. Россия была обескровлена, она приняла на себя удар и фактически заслонила собой Запад. А Запад, как всегда, воспользовавшись тяжелым положением русского народа, решил, что настало самое подходящее время, чтобы объявить крестовый поход и, наконец, привести " схизматиков " 1-русских в " истинную католическую веру " . Однако, победами в Невской битве и на Чудском озере Александр Невский блистательно показал всем желающим " просветить " Русь, что введение католичества на Руси - вещь крайне сложная. Западные пределы русской земли были надежно ограждены, но перед князем стояла другая, не менее сложная задача: нужно было превратить татар из врагов и грабителей в почтительных союзников. И вот, Александр Невский, прославленный полководец, человек, которого даже на мгновение нельзя заподозрить в каких-то личных интересах или трусости, с татарами начинает вести политику совершенно иную, чем с немцами или шведами. При всей своей воинственности, у татар было одно преимущество: их веротерпимость. Александр понимал, что борьба с татарами должна быть отложена. Нужно было восстановить разрушенные города и любой ценой сохранить русскую государственность и православную веру.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=170...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010