Лит.: Путинцев М. П. Алтай: его святыни. Миссионерство. Дивные пути Промысла Божия в обращении язычников в христианство. Восп. о почивших миссионерах. М., 18912. С. 8, 14-16; Михайловский М. По поводу 40-летней годовщины служения Церкви Преосв. Макария, еп. Томскаго и Семипалатинскаго//Томские ЕВ. Отд. неофиц. 1895. 4. С. 7-15; 5. С. 4-12; Пятьдесят лет священнослужения Высокопреосв. архиеп. Макария (19 мар. 1861 - 19 мар. 1911 г.)//Там же. 1911. 7. С. 373-389; 8/9. С. 448-458; 10. С. 502-513; 11. С. 553-573; 12. С. 623-647; 13. С. 673-691; 14. С. 725-738; 15. С. 761-765; Его Высокопреосвященство митр. Московский и Коломенский Макарий у себя на родине//Моск. ЦВед. 1913. 40. С. 814-820; Поездка Высокопреосв. митр. Макария на Алтай//Там же. 1914. 46. С. 929-937; Макарова-Мирская А. И. На служении Алтаю: (Повесть о жизни и деятельности Высокопреосв. Макария, митр. Московского и Коломенского, в связи с деятельностью др. миссионеров Алтая). Х., 1914; она же. Апостолы Алтая. М., 1997р. С. 10-88; Знаменский П. В. Несколько мат-лов для истории Алтайской миссии и участия в ее делах Н. И. Ильминского. Каз., 1901. С.16-27, 68; Ливанский И., прот. Высокопреосв. Макарий, митр. Московский, и архим. Макарий (Глухарев) - основатели Алтайской миссии. Орел, 1913; Авроров П., свящ. Пребывание высокопреосв. митр. Макария Московского на своей родине. СПб., 1914; Томская епархия//Справ. кн. по Томской епархии. Томск, 1914. С. VII-VIII; Арсений (Жадановский), еп. Воспоминания. М., 1995. С. 186-246; Сечина Н. В. Митр. Московский и Коломенский Макарий (Невский), 1835-1926// Макарий (Невский), митр. Избранные слова, речи, беседы, поучения (1884-1913). М., 1996. С. 3-28; Царю Небесному и земному верный: Митр. Макарий Московский, апостол Алтайский (Парвицкий-«Невский») 1835-1926/Авт.-сост.: Т. Гроян. М., 1996; Биогр. словарь миссионеров РПЦ/Авт.-сост.: свящ. С. Широков. М., 2004. С. 83-86; Дмитрук А., прот. Патерик сибир. святых и подвижников благочестия. Единец, 2006. С. 337-340; Житие св. Макария (Невского; 1835-1926), митр. Моск. и Алтайского// Макарий (Невский), свт. Единое на потребу. М., 2011. Т. 1. С. 5-33; Шипилов В. Митр. Макарий (Невский): Апостол Алтая. Барнаул, 2015.

http://pravenc.ru/text/2561280.html

Нравственно-богословские воззрения святителя в первую очередь отражают его духовный облик – облик смиренного подвижника, не любящего ничего вычурного, искусственного. Проповедуя учение о Боге и высокие истины христианской нравственности, святитель говорит об этом очень просто, чтобы слушатели его усвоили дух Христова учения, а не прельстились формой, в которую облечено это учение. Доступность его речи делают проповеди удобным пособием для церковных проповедников и доходчивым христианским чтением как в храме, так и в кругу семьи. Источники: Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения. В 4-х т. М., 2011–2012. Царю Небесному и царю земному верный. Митрополит Макарий Московский, Апостол Алтайский (Парвицкий–Невский). М., 1996. «Вы — соль земли»//Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения. В 4-х т. М., 2011–2012. Т. 4. С. 36. «Опомнимся! Покаемся!»//Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения. В 4-х т. М., 2011–2012. Т. 4. С. 216. «Поучение, сказанное в церкви Енисейского полка в городе Ново-Николаевске»//Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения. В 4-х т. М., 2011–2012. Т. 4. С. 201. «Что такое свобода?»//Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения. В 4-х т. М., 2011–2012. Т. 4. С. 240–241. «Архипастырская беседа по поводу стремления современной женщины к высшему образованию и уравнению в правах с мужчиной в общественной и государственной службе»//Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения. В 4-х т. М., 2011–2012. Т. 4. С. 306. «Семейное воспитание как наилучший способ приготовления народа к благотворному пользованию дарованной ему свободой»//Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения. В 4-х т. М., 2011–2012. Т. 4. С. 123.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

1808. РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 152–154об. 1809. Василий (Зеленцов), епископ. Общая картина отношений. С. 167. 1810. Арсений (Стадницкий), митрополит. Дневник (не издан; запись от 26 февраля 1914 г.). 1811. Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский (в миру Михаил Андреевич Парвицкий), родился 1 октября 1835 года в селе Шапкино Владимирской губернии в простой благочестивой семье. В 1855 г. окончил духовную семинарию и определен в Алтайскую духовную миссию рядовым сотрудником. 16 марта 1861 г. пострижен в монашество, 17 марта рукоположен в сан иеродиакона, 19 марта — в сан иеромонаха. Положил начало переводам священной и богослужебной литературы на алтайский язык; в 1869 г. совместно с Н. И. Ильминским подготовил к изданию грамматику алтайского языка. 29 июля 1871 года возведен в сан игумена. В 1875 г. стал помощником начальника Алтайской духовной миссии, а в 1883 г. назначен начальником миссии с возведением в сан епископа Бийского. В 1891 г. назначен епископом Томским и Барнаульским. 6 мая 1906 года возведен в сан архиепископа. 25 ноября 1912 г. назначен митрополитом Московским и Коломенским и членом Святейшего Синода. Вскоре после отречения Николая II от престола под угрозой заточения в Петропавловской крепости подал прошение об уходе на покой, после чего был лишен проживания в Троице–Сергиевой Лавре и выслан в Николо–Угрешский монастырь, где и скончался 19 февраля 1926 года на 91–м году жизни. См.: Сечина Н. Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский), 1835–1926. В кн.: Макарий (Невский), митрополит Московский. Избранные слова, речи, беседы, поучения. М, 1996. С. 3–28. По многочисленным свидетельствам современников, митрополит Макарий отличался простотой нрава и святостью жизни. На Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года причислен к лику святых для общероссийского почитания. 1812. Суд над афонскими монахами. — Санкт–Петербургские ведомости, 11.04.1914 57). 1813. Львов А. Что это значит? — Дым отечества, 27.02.1914 9). 1814. См.: К суду над афонцами. — Дым отечества, 6.03.1914 10).

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

8 . Полное собрание проповеднических трудов преосвященного Макария, архиепископа Томского и Алтайского. – Томск, 1910. 9. Чевалков М., прот. Памятное завещание//«Свет Христов просвещает всех!»: Сб. трудов выдающихся миссионеров Русской Православной Церкви « Сост., вступ. ст. и примеч. прот. Б. Пивоварова. – Новосибирск: Изд-во Правосл. гимназии во имя прп. Сергия Радонежского, 2000. – С. 350–444. 10 . «Царю Небесному и земному верный»: Митрополит Макарий Московский , Апостол Алтайский (Парвицкий- " Невский»), 1835–1926. – М: Паломник, 1996. 11 .  Макарий (Невский) , свт. «Не отчаиваюсь в Божией помощи»: Сб. писем/Сост. Г. Г. Гуличкина. – М.: Изд-во Сретенского монастыряря, 2006. Дополнительная литература 12. Авроров П., свящ. Пребывание Высокопреосвященнейшего митрополита Макария на своей родине. – СПб., 1914. 13. Арсений (Жадановский) , еп. Духовный дневник (1912–1917). – М.: Правило веры, 1999. 14 . Архипастырь-миссионер. – СПб., 1895. – Т. 1: [В связи с сорокалетием миссионерского служения]. 15. Афанасьев А. Л. Митр. Макарий (Невский) как покровитель и участник трезвеннического движения 1901–1916 гг.//Культура Отечества: Прошлое, настоящее, будущее. – Томск, 1994. – Вып. 2. 16. Вербицкий В. И., прот. Алтайские инородцы: Сб. этногр. статей и ис-след. – М., 1893. 17. Вербицкий В. И., прот. Очерк деятельности Алтайской духовной миссии по случаю ее юбилея (1830–1880 гг.)//Памятная книжка Томской губернии 1885 года. – Томск, 1885. – С. 142–221. 18. Волков С. А. Возле монастырских стен: Мемуары, дневники, письма. – М.: Изд-во гуманит. лит-ры, 2000. 19 . Всероссийское Православное миссионерское общество в 1914 г.: [Отчет]. – М., 1916. 20. ГеноА. Алтайские подвижники. – СПб., 1903. 21. Голубцов С. , протодиак. Московское духовенство в преддверии и начале гонений 1917–1922 гг. – М., 1999. 22. Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Восп. митр. Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной. – М., 1994. 23. Егорова Е. Н., Антонова И. В. Обитель на Угреше. – Дзержинский, 2000.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во второй половине XIX века в Миссии подвизался святитель Макарий (Невский) . Он родился в 1835 году и 19-летним юношей, по окончании Тобольской семинарии, приехал на Алтай. Свои апостольские труды он начал с изучения алтайского наречия. В 1861 году Михаил Андреевич Невский был пострижен и в память об основателе Миссии принял имя Макария. В сане иеромонаха он основал монастырь в глухой долине. Отец Макарий без устали разъезжал по аилам алтайцев, проповедуя им слово Божие. Молодой миссионер с ревностью совершал свое апостольское служение. Свидетель его подвигов вспоминал о нем: «Дым от разведенного костра, точно фимиам, подымался к небу, и слова проникновенные, полные любви, на алтайском языке лились убедительно, властно, чарующе и правдиво... Какие это были слова? Молодая душа, горевшая любовью, влагалась в них, они звучали не выразительным убеждением, они трепетали бесконечной верой и звали за собой к Тому, о Ком вещали... Старик-алтаец бросил трубку, которая давно потухла, его молодые сыновья и подросток-дочь слушали, не спуская глаз, а другие, сидевшие поодаль, тихо придвинулись ближе, а по лицу толмача Чевалкова катились слезы, которых он не замечал». После многих лет миссионерского послушания на низших должностях отец Макарий (Невский) был назначен начальником Миссии, а через год, в 1884 году, в связи с переводом епископа Владимира (Петрова) на Томскую кафедру, был хиротонисан в епископа Бийского. Впоследствии он занимал Томскую, а с 1912 по 1917 годы уже на склоне лет, Московскую митрополичью кафедру. Скончался великий старец-иерарх в 1926 году в Подмосковье, в 90-летнем возрасте, удостоенный незадолго до смерти титула митрополита Алтайского. В 50-х годах его гробница была перенесена в храм во имя Всех святых в земле Российской просиявших, под Успенским Собором Троице-Сергиевой Лавры. Святитель Макарий включен в Собор Сибирских святых. Еще будучи рядовым миссионером, он составил первый алтайский букварь и проделал большую работу по переводу на алтайский язык Четвероевангелия. С его участием переводились и другие Священные и Богослужебные книги. В Бийске святитель Макарий устроил типографию, в которой печатались книги на алтайском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Львов 1-й Николай Николаевич (1867–1940) – общественный и политический деятель, помещик. Депутат I, III и IV Гос. Дум от Саратовской губ., к.-д., мирн. об., прогр. Старший товарищ председателя Думы, председатель Думы. Окончил юридический факультет Московского университета. С 1900 г. предводитель дворянства Балашовского уезда Саратовской губ. Видный земский деятель. В 1906 г. основал Партию народного обновления. В 1912 г. учредил партию прогрессистов. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. по избранию от Гос. Думы. Участник Белого движения. В 1920 г. эмигрировал. – 134, 179,191,211,212,216,217,343 Любимов Д. Н. – помощник варшавского генерал-губернатора – 225 Люц Людвиг Готлибович (1880–18.11.1941) – помещик, товарищ прокурора при Симферопольском окружном суде. Депутат II, III и IV Гос. Дум. от Херсонской губ., окт. В IV Думе был товарищем председателя комиссии по запросам и председателем комиссии о собраниях. Окончил юридический факультет Новороссийского университета. Почетный мировой судья. После революции в эмиграции. –334 М. Р. – авт. соч. – 42 Макарий, митрополит Московский см. Макарий (Парвицкий-Невский Михаил Андреевич), митрополит Макарий (Парвицкий-Невский Михаил Андреевич) (01.10.1835–01.03.1926) – свт., «Апостол Алтая», митрополит Московский и Коломенский. Родился в с. Шапкине Ковровского уезда Владимирской губ. в семье пономаря. В 1854 г. окончил Тобольскую духовную семинарию, в которой получил фамилию Невский. Поступил в состав Алтайской духовной миссии. В 1861 г. принял монашество и был рукоположен во иеромонаха. В 1861–1864 гг. трудился над устроением Чулышмановского монастыря, работал над грамматикой алтайского языка, издал на нем ряд богослужебных и святоотеческих книг. С 1883 г. – начальник Алтайской духовной миссии, архимандрит. 12.02.1884 хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии. С 26.05.1891 – епископ Томский и Семипалатинский; с 18.02.1895 именовался «Томский и Барнаульский». С 06.05.1906 – архиепископ; с 17.10.1908 именовался «Томский и Алтайский». С 25.11.1912 – митрополит Московский и Коломенский, член Св. Синода. Почетный член Санкт-Петербургской духовной академии. 20.03.1917 – антиканонично уволен обер-прокурором Львовым на покой с местом пребывания в Николо-Угрешском монастыре Московской епархии. 01.09.1920 во внимание к великим 50-летним миссионерским трудам на Алтае отмечен св. Патриархом Тихоном пожизненным почетным титулом «митрополита Алтайского». Канонизирован Юбилейным Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13–16.08.2000. – 238, 303, 306

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Святитель Макарий (Невский) – «второй Макарий», как его любовно называли в Сибири, стал одним из достойных продолжателей миссионерских традиций перво-апостола Алтая. Святитель Макарий родился в 1835 г. в бедной многодетной семье дьячка Андрея Парвицкого в г. Шапкине Владимирской губернии и был наречен Михаилом. Вскоре их семья переехала в Сибирь, где мальчик впервые услышал о преподобном Макарии. Когда дети А. Парвицкого учились в семинарии, всем им дали фамилию Невский в честь святого благоверного князя Александра Невского. Пример апостола Алтая возбудил в Михаиле ревность о просвещении несчастных язычников, и юноша принял решение посвятить этому свою жизнь. Окончив в 1854 г. Тобольскую духовную семинарию, он не стал продолжать учебу в академии, куда его зачисляли без экзаменов за отличные успехи в учебе, и в двадцатилетнем возрасте начал свое служение учителем в Алтайской миссии в селении Чемал. В монашестве Михаил воспринял имя Макарий «по благоговейному уважению к памяти отца архимандрита Макария, миссионерского служения которого Церкви и Отечеству он был от юности своей... ревностнейшим продолжателем и подвигу которого он подражал» (Ливанский И. Высокопреосвященнейший Макарий, митрополит Московский, и отец архимандрит Макарий Глухарев, основатель Алтайской миссии. Орел, 1913. С. 9; Харлампович К. Макарий (Невский Михаил Андреевич), митрополит Московский и Коломенский//Metropolit Manuil (LemeAevskij). Die Russischen orthodoxen Bischofe for 1893 bis 1965. Band 23. Erlangen 1986. T. IV. S. 224). В Алтайской миссии он прослужил 37 лет, восемь из которых возглавлял ее (1881–1891). Московский период жизни святителя Макария подробно освещен в литературе; достаточно упомянуть лишь о том, что он в числе немногих остался до конца верным царю; изгнанный с Московской кафедры и сосланный богоборческими властями в Николо-Угрешский монастырь, он вплоть до своей кончины (t 16 февраля/1 марта 1926 г.) непрестанно молился за родную Алтайскую миссию, за исповедников-миссионеров и за новокрещенную алтайскую паству. В 1920 г. преосвященный Макарий получил от святейшего Патриарха Тихона титул митрополита Алтайского. Находясь за тысячи километров от Алтая, святитель Макарий рукополагал для миссии священников, благословлял насельниц миссионерских обителей, принимал других посланцев из Горного Алтая, давал им духовные советы и со слезами молился с ними, когда они совершали церковную службу на алтайском языке. Митрополит Макарий причислен к лику святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Можайске. В 1937 вновь арестован, расстрелян 19.11.1937 на полигоне в Бутово. Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских (2005). Реабилитирован в 1989 по делу 1937 г. и в 1990 – по делу 1932 г.; Людовик Филипп, см. Луи Филипп; Лютш Александр Яковлевич (1893–1918), магистрант историко-филологического ф-та М.у.; Мазепа Иван Степанович (1644–1709), гетман малороссийский (1687–1708); Майков Аполлон Николаевич (1821–1897), поэт, переводчик, член-корр. Петербургской АН (1853). Окончил юридический ф-т Петербургского ун-та (1841). Начал печататься в 1835. Служил в б-ке при Румянцевском музее, с 1852 – в К-те иностранной цензуры; Макарий (в миру Михаил Петрович Булгаков) (1816–1882), историк, богослов, публицист, бакалавр (1842), доктор (1847) богословия, академик Петербургской АН (1854). В 1841 пострижен в монашество, преподаватель Киевской ДА (1841), профессор (с 1843), ректор (1850–1857) Петербургской ДА, редактор журнала «Христианское чтение» (1850–1857), основатель харьковского журнала «Духовный вестник» (1861). Епископ Тамбовский (1857), Харьковский (1859), Винницкий, архиепископ Литовский и Виленский (1862–1879), митрополит Московский и Коломенский и Свято-Троице-Сергиевой Лавры священноархимандрит (1879–1882), одновременно, член Синода; Макарий (в миру Михаил Андреевич Парвицкий – «Невский») (1835–1926), епископ – Бийский (1884–1891), Томский (1891–1912), митрополит Московский и Коломенский (1912– 1917), Алтайский (с 1920); Макаров Александр Александрович (1857–1919), государственный деятель. Помощник секретаря канцелярии председателя (1880), секретарь 1-го отделения (1882), член (1885–1889) Петербургского окружного суда, прокурор Ревельского (1889–1894), Нижегородского (1894–1897), Московского (1897–1899) окружных судов. Председатель Киевского окружного суда (1899–1901), прокурор Саратовской судебной палаты (1901–1906). Товарищ министра (1906–1909), министр (1911–1912) внутренних дел, государственный секретарь (1909–1911), сенатор (1907), член Государственного совета (1912), министр юстиции (июль–декабрь 1916).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

– Париж: УМСА-Ргезз, 1937. 62 . Харлампович К. Архимандрит Макарий Глухарёв и его отношение к родным//Смоленские епархиальные ведомости. – 1904. – 10. – С. 626–634; 13. - С. 785–798; 14. - С. 846–852; 15. - С. 903–912; 16. – С. 964–970. 63 . Харлампович К. Архимандрит Макарий Глухарёв, основатель Алтайской миссии, и его пребывание в Казани в 1840 году//Православный собеседник. – 1904. – Февраль. – С. 205–230. 64. Харлампович К.  Макарий Глухарёв и тобольские декабристы//Русский архив. – 1904. – Кн. 1. Вып. 2. – С. 235–243. 65. Харлампович К. В. , проф. Наши миссионеры в Сибири. – СПб., 1905. 66 .  Харлампович К. В.  Архимандрит Макарий Глухарёв: По поводу 75-летия Алтайской миссии. – СПб., 1905. – 129 с. (то же: Христианское чтение. – 1905. – Т. ССХХ. Кн. 9. – С. 295–315; Кн. 10. – С. 478–530; Кн. 11. – С. 644–675; Кн. 12. – С. 780–803). 67 . Чистович И. А. История перевода Библии на русский язык. – СПб., 1899. Глава 9. Алтайская миссия. Святитель Макарий (Невский) В 1884 г. руководство Алтайской миссией перешло к архим. Макарию (Парвицкому-Невскому) (1835–1926), будущему митрополиту Московскому (1912–1917). Михаил Андреевич Парвицкий родился в 1835 г. в селе Шапкине Ковровского уезда Владимирской губернии в очень бедной семье. Отец его, Андрей Иванович, был пономарем храма Рождества Богородицы, мать, очень набожная женщина, приучала детей к молитве, домашней и церковной. Михаил был шестым ребенком в большой семье. Поскольку жили они в полной нищете, родители решили, что надо перебираться в Сибирь, но, пока они собирались, случилось несчастье – сгорел их дом, и пришлось им жить у соседей – в бане, которая топилась по-черному. В этих крайних обстоятельствах мать обратилась за помощью к брату, священнику, который служил в Москве, и тот похлопотал, чтобы Андрею Ивановичу дали место псаломщика в Томской епархии. Жизнь их была настолько скудной, что, по воспоминаниям владыки Макария, детей по дороге в Томск кормили по очереди. По приезде в Томскую епархию оказалось, что обещанного места нет, и только через некоторое время отец получил место пономаря по настойчивому ходатайству из Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

663 . СаблуковГ. Сличение мохамедцанского учения о именах Божиих с христианским о них учением. Казань, 1872. 664 . СаввовА. Синод и имяславцы. – Биржевые ведомости, 20.04.1914 14 111). 665 . Сборник документов относящихся к Афонской имябожнической смуте. Петроград, 1916. 666 . Сборник избранных сочинений Блаженнейшего Антония, Митрополита Киевского и Галицкого. Белград, 1935. 667 . Свенцицкий Валентин , протоиерей. Граждане неба. М., 1998. 668 . Свете тихий. Жизнеописание и труды епископа Серпуховского Арсения (Жадановского) . Т. 1. Составитель Сергей Фомин. М., 1996. 669 . Святейший Правительствующий Синод. – Церковные ведомости 1913. С. 277. 670 . Святогорец. О почитании Имени Божия. – Наставление и утешение святой веры христианской 4. Одесса, 1912. 671 . Святое Православие и именобожническая ересь. Т. 1–3. Харьков, 1916. 672 . Святой мученик Иустин об Имени Божием. СПб., 1914. 673 . Священный Собор Православной Российской Церкви. Т. 1. М., 1918. 674 . Семенов Н. А. Афон – гора святая. М., 1928. 675 . Семенов Н. А. Фабрика святых или Св. Гора Афон. М., 1924 (2-е издание, дополненное: М.-Л., 1925). 676 . Серафим (Соболев) , архиепископ. Новое учение о Софии Премудрости Божией. София, 1935. 677 . Серафим, архиепископ Чикагский. Воспоминание об афонском старце иеросхимонахе Феодосии Карульском. – Православная жизнь 1 (445). Джорданвилль, январь 1987. 678 . Сергеев С. М. Митрополит Антоний (Храповицкий) . – Великие духовные пастыри России. Под редакцией проф. А. Ф. Киселева. М., 1999. 679 . Сергиев Иоанн, протоиерей ( Иоанн Кронштадтский ). Моя жизнь во Христе. – Полное собрание сочинений. Т. 5. М., 1892. 680 . Сергиев Иоанн, протоиерей ( Иоанн Кронштадтский ). Моя жизнь во Христе. Изд. 2-е. Т. 1–4. СПб., 1893. 681 . Сергиев Иоанн, протоиерей ( Иоанн Кронштадтский ). Моя жизнь во Христе. Изд. Сойкина. СПб., 1903. 682 . Сергия (Клименко), монахиня. Минувшее развертывает свиток... М., 1998. 683 . Сечина Н. Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский) , 1835–1926. –Митрополит Московский Макарий (Невский) . Избранные слова, речи, беседы, поучения. М, 1996. С. 3–28.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010