Л., 1978.; Андреев А.Р. Князь Довмонт Псковский. Документальное жизнеописание. М., 1997.; Бегунов Ю.К. Александр Невский. Жизнь и деяния святого и благоверного великого князя. М., 2003.; Князь Александр Невский: Мат-лы науч.-практ. конф. 1989 и 1994 гг. СПб., 1995; Князь Александр Невский и его эпоха. СПб., 1995; Александр Невский и история России: Мат-лы науч.-практ. конф. 1995 г. Новгород, 1996; и другие. См.: Данилевский И.Н. Ледовое побоище: смена образа// http://www.strana-oz.ru/?numid=20&article=934 ; Смирнов С.Б. Конец русской демократии// . Из самых последних работ критического характера можно выделить книгу А.Н. Нестеренко «Александр Невский. Кто победил в Ледовом побоище» (М., 2006). «Какой же будет объективная оценка деятельности Александра Ярославича? Реальный Александр был пособником татар и не отражал никакой угрозы с Запада. Он не был защитником Русской земли и выдающимся полководцем», – такой вывод делает А.Н. Нестеренко (С. 270). Среди зарубежных критиков можно выделить работы профессора Оксфордского университета Дж. Феннела «Кризис средневековой Руси: 1200–1304 гг.» (Под ред. А.Л. Хорошкевич и А.И. Плигузова. М., 1989. С. 142–145, 162–163.) и статью директора Института восточной и юго-восточной истории при Мюнхенском университете им. Людвига Максимилиана Эдгара Хёша (Хёш Э. Восточная политика Немецкого ордена в XIII в.//Князь Александр Невский и его эпоха. Исследования и материалы. СПб., 1995. С. 65–74). Регинская Н.В., Цветков С.В. Благоверный князь православной Руси – святой воин Александр Невский. СПб., 2010. С. 179–182. Сурмина И.О. Александр Невский в русской дореволюционной историографии// http://www.sgu.ru/files/nodes/9832/02.pdf . Фритьон Беньямин Шенк. Русский герой или миф?//Родина. 2003. 12. С. 91–93. Бегунов Ю.К. Житие Александра Невского в русской литературе XIII–XVIII вв.//Князь Александр Невский и его эпоха. С. 163–164. Фритьон Беньямин Шенк. Русский герой или миф? С. 92. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской церкви. Т. 3// .

http://pravoslavie.ru/48583.html

Дав такое объяснение, он просил преждеиздержанные им 612 р. 50 к. выдать ему, а вновь израсходованной (660 руб.) сумме счет прекратить, за исключением счета по новой гостинице, который в состав сего расхода не входит. Журналом 2 мая 1835 года Учрежденный Собор признал отчет о. депутата весьма неудовлетворительным и постановил отчет приобщить к делу в ожидании правильного объяснения 751 . —84— Между тем иеромонах Филарет, как видно из дела, другого отчета в Собор не представлял, а 5 августа 1835 года репортовал в Собор, что указом 12 февраля 1835 года 80 752 , Собором предписано ему иметь хождение, где следует, о постановлении границ на площади вокруг Лавры по силе распоряжения князя Прозоровского и просил на расходы по сему предмету прислать ему на Троицкое Сухаревское подворье 200 рублей, каковые деньги Собором и посланы были ему 22 августа 1835 года. Кроме того Иеромонах Филарет, получив 15 сентября 1835 г. еще 100 руб., 17 октября того же 1835 г. просил прислать на то же подворье 200 руб. Вследствие сего Собор журналом 18 октября 1835 г. определил выдать ему кружечный его доход, состоявший из 200 руб., с оговоркою, что они награждаются доходом за службу в церкви Божией, а он, иеромонах Филарет, за дело вне церкви 753 . —85— Затем иеромонах Филарет, согласно просьбе, получил 13 февраля 1836 г. из средств Собора 200 рублей 754 , а 18 мая 1836 г. просил выслать ему 200 руб., Собор же 27 мая того года постановил выдать ему 100 руб., 6 июля 1836 года о. депутат просил выдать еще 300 руб., но Собор 19 июля того года выдал 150 руб., оговорив в указе о. казначею, что выдача сия производится по дозволению Его Высокопреосвященства. Доселе дело, как видим, шло более или менее гладко; иеромонах Филарет с успехом выполнял возложенные на него поручения, а Учрежденный Собор удовлетворял его денежные претензии, и наместник Антоний сохранял к нему дружественные чувства. Но вот 6 февраля 1837 года о. казначей Лавры иеромонах Анастасий, в бытность свою в Москве, неожиданно объявил иеромонаху Филарету словесное приказание о. Наместника, чтобы он оставил порученное ему дело без исполнения и возвратился в Лавру на жительство 755 . Получив это приказание, иеромонах Филарет рапортом 11 февраля 1837 г. объяснил Собору, что дело поручено ему для исполнения на основании резолюций Его Высокопреосвященства, согласно указного предписания, а потому он не может основываться на словесном приказании о. Наместника тогда, когда имеет письменное его приказание, чтобы ничем не смущаться и ни о чем не

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На Заседании обсуждались программы на 2007-2008 гг. Особое внимание было уделено образовательной составляющей проекта. Принято решение об объявлении Всероссийского конкурса «Александр Невский» на лучшую творческую, научную и методическую работу среди школьников, учащихся, студентов, курсантов, аспирантов, педагогов и журналистов по проблемам актуализации исторического наследия. Конкурс проводится в номинациях: творческая работа (художественные, публицистические произведения, мультимедийные презентации, теле- и радиопередачи, документальные фильмы, социальная реклама); научно-исследовательская работа (курсовые работы, дипломы, диссертационные работы, отчеты о поисковых экспедициях); научно-методическая работа (конспекты урока, лекции, сценарии внеклассного мероприятия, викторины, олимпиады). Примерная тематика конкурсных работ: «Великий князь Александр Невский как выдающийся государственный деятель», «Дипломатическая политика князя Александра Невского», «Святой Александр Невский и Русская Православная Церковь», «Великий князь Александр Невский — защитник Отечества». В настоящее время в рамках реализации программы «Александр Невский» осуществляется подготовка круглого стола по теме «Александр Невский — мудрый правитель и искусный дипломат», создается документальный фильм об Александре Невском телеканалом «Россия»; готовятся учебные пособия и научно-просветительские книги об Александре Невском. Рабочей группе было поручено доработать детальный план мероприятий на 2007-2008 гг. по другим направлениям программы. На Заседании выступали представители Министерства обороны, Министерства иностранных дел, представители ведущих ВУЗов страны, которые говорили об исторической значимости Александра Невского, как персоны, заложившей основы российской государственности, русской идентичности, межцивилизационного диалога. Посол РФ по особым поручениям М.В. Майоров отметил, что «Александр Невский заложил основы единого русского государства, основы веротерпимости в нашей повседневной жизни». По его словам, «дипломатия, служившая Старой России, считала своим покровителем Александра Невского». По его мнению, необходимо возрождение традиции почитания Александра Невского, как покровителя российской дипломатии.

http://patriarchia.ru/db/text/247651.htm...

Во второй половине дня уже на теплоходе состоялось пленарное заседание. Открыл конференцию епископ Петр, который зачитал приветственное слово участникам конференции архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия. По словам владыки Димитрия, победа, одержанная Александром Невским в проекте «Имя Россия», показало, какое большое значение современные русские люди придают историческим заслугам князя. Александр Невский, отметил архиерей, не только был героем, но также был и святым человеком, сочетавшим в себе смиренномудрие с воинским бесстрашием и отвагой. Александру Невскому, уверен владыка, мы обязаны тем, что Россия стала не католическим, а православным государством. Мудрая политика Великого князя в отношениях с татаро-монголами вообще определила развитее Руси на много столетий вперед. Святой князь, уверен владыка Димитрий, может стать наилучшим примером для молодежи. И если при жизни Александр Невский был отважным воином, мудрым правителем и тонким дипломатом, то после своей кончины, отметил витебский архипастырь, он стал нашим небесным покровителем и молитвенником на небесах. Не раз русский народ, по словам владыки Димитрия, получал помощь и поддержку Александра Невского. Невский герой явился народу накануне Великой Отечественной войны в фильме «Александр Невский» в «иконописном и гениальном исполнении Черкасова», с тем, чтобы укрепить дух народный перед надвигающейся бедой. Второй раз святой князь явил себя в 1942 году, когда был учрежден советский орден Александра Невского, который вручался военачальникам в знак особых полководческих заслуг. Затем выступил заместитель председателя правления Александро-Невского братства Сергей Шаров с докладом «Концепция программы «Александр Невский – Имя России». Главной целью программы, по его словам, является создание системы воспитания молодежных лидеров по примеру образа Александра Невского, которые могли бы стать частью национальной элиты. Молодежный лидер должен сочетать в себе все основные качества святого князя: святость, мудрость, здоровье, служение народу. Сергей Шаров, отметив полезную воспитательную деятельность государства и Церкви, обратил внимание на отсутствие между ними конструктивного взаимодействия. Александр Невский, уверен Шаров, может быть знаменем, вокруг которого могут консолидироваться эти институты. Тем более, что победа святого князя в конкурсе «Имя Россия», по его мнению, говорит о том, что это имя востребовано властью. Александр Невский является образцом того человека, который должен представлять национальную элиту. Если элита не будет состоять из людей, похожих на Великого князя, то Россию, считает С.Шаров, ничего хорошего не ждет. «Мы стараемся сделать так, чтобы во власти появились такие люди. Нашей главной задачей является разработка такой системы воспитания, которая позволила бы готовить молодежных лидеров, подражающих Александру Невскому».

http://ruskline.ru/news_rl/2010/05/5/ale...

Александр Невский своими подвигами и трудами оказал огромное влияние на формирование национального сознания русского народа. Это влияние с исключительной силой сказалось в годы Великой Отечественной войны. В годы войны с фашистской Германией в Советском Союзе появился и «чисто» военный орден Александра Невского, которым награждался высший командный состав Красной Армии. Александр Борисович Бадьянов, кандидат социологических наук Казимир-Полонская Е. Записки православного миссионера. Святой Благоверный Великий Князь Александр Невский. О действии благодати Божьей в современном мире.- С-Пб,1998. Даманин А.А. Монгольская империя чингизидов. Чингиз-хан и его преемники.-М,. 2005. Почекаев Р.Ю. Батый, который не был ханом./ Р.Ю. Почекаев - М.,С-Пб., 2006,с. 117. Цит. по: Орлов А.С., Полунов А, Ю., Терещенко Ю. Я. Основы курса истории России./под. Ред. Проф. А.С.Орлова .- М.,2005. С. 68. См. Чойсамба Чойжилжаван. Завоевательные походы Бату-хана.-М., 2006, с.78. Повесть о разорении Рязани Батыем. За землю Русскую. Древнерусские воинские повести.Сост. М.Е.Устинов ; пер. Д.М.Буланина. -Челябинск, 1991с. 68. См. История русской церкви/ М.В.Толстой . Рассказы по истории русской церкви СПб,1991. Цит. по: Татищев В.Н. История Российская. Собрание сочинений в 8-и томах.Том 1- М., 1994, с.233. Гумилев Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории. - С-Пб., 1992, с.1004. См. Орлов А.С., Полунов А, Ю., Терещенко Ю. Я. Основы курса истории России./под. Ред. Проф. А.С.Орлова .- М.,2005. См. Шишов А.В. Александр Невский. 100 великих героев.- М., 2005, с.215. См. Хитров М. Великий князь Александр Невский.(подробное жизнеописание с рисунками, плакатами и картинами. -М., 1893,.с.83. См. Шишов А.В. Александр Невский. -Ростов н.Д., 1999, с.134. Карамзин Н.М. Предание веков.Сказания, легенды, рассказы из " Истории государства Российского " М.,1988, с.281-282. Данилевский В. Александр Невский. Дмитрий Донской. - Иркутск, 1946, с. 14. Беляев Н.И. Александр Невский. -М., 1951, с.28-29. См. Кареев Г.А. Потресов А.С. Загадка Чудского озера. - М., 1976, с. 216 - 217.- 238 с.

http://ruskline.ru/analitika/2019/05/07/...

Реклама: С.61. Наталья Ключарева . Юркино Рождество . Рассказ. Рисунки Наталии Кондратовой. Фото Владимира Ештокина//Фома. - – январь 2009. – С.62-66. – (раздел « Книжный компас », рубрика « Читальный зал »). Имеется биографическая справка « Наталья Ключарева » (С.62). См. также подборку: «Это и есть христианская мораль?». На рассказ Натальи Ключаревой «Юркино Рождество», за январь 2009 года. Включает письмо в редакцию читательницы Светланы Лубенец и ответ на него священника Димитрия Струева , руководителя православного молодежного культурного центра «Экклезиаст», г. Липецк//Фома. - – март 2009. – С.98. – (рубрика « Отклики »). Врезка к теме: Рекомендуем: Список произведений мировой литературы, связанных с темой Рождества Христова (11 назв.)//Фома. - – январь 2009. – С.65. – (раздел « Книжный компас », рубрика « Читальный зал »). Реклама: С.67. КУЛЬТУРА (раздел). – С.68-91. (на заставке – фото Russian Look) Александр Невский :   Путь воина . Вступительная статья от Редакции. Об осуществленном в 2008 году телеканалом «Россия» уникальном телепроекте «Имя Россия», где среди двенадцати исторических «финалистов» реальным претендентом на «победу» является князь Александр Невский, прославленный Русской Церковью в лике святых//Фома. - – январь 2009. – С.69. – (раздел « Культура », рубрика « Александр Невский »). Во имя Александра. Информация о православных храмах в честь святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербурге, Пскове, Новосибирске, Москве и о том, как почитается его имя в Городце – городе, где он принял монашеский постриг и скончался//Фома. - – январь 2009. – С.70-71. – (раздел « Культура », рубрика « Александр Невский »). Только факты. Подборка биографических сведений о князе Александре Невском//Фома. - – январь 2009. – С.71. - (раздел « Культура », рубрика « Александр Невский »). Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Постижение России, или Открытый урок гражданственности. Беседовал Владимир Легойда . Фото Владимира Ештокина. Ил.: Александр Невский в Орде. Генрих Семирадский; Князь Александр Невский. Виктор Васнецов. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве; Военные ордена Александра Невского: орден Российской империи (XIX век) и советский орден, введенный в 1942 году//Фома. - – январь 2009. – С.72-73,74-75,77,78-79,80,82. – (раздел « Культура », рубрика « Александр Невский »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1-69-y...

Мы выехали отсюда через лощину, где были Соломоновы сады, к самой плотине крайнего водохранилища Соломонова. Отдохнув несколько в этом месте, мы прибыли к ночи в отрадный Вифлеем, под кров доброго отца Иоаникиоса. На другой день, с растроганным сердцем, с душевною молитвою на устах, расстался я с великою святынею Рождества Господа нашего Иисуса Христа и направился, с глубокою думою, по пустынной дороге Иерусалимской… 101 См.: Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, заключающие в себе и перевод сей книги на русское наречие. Часть 1–3. СПб., 1835. 102 Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, заключающие в себе и перевод сей книги на русское наречие. Часть 1–3. СПб., 1835. 103 «Adam maximus ibi inter Enacim situs est». См. также об этом предмете в: Bochart Samuel. Samuelis Bocharti Animadversionenis ad Hannonis Periplum, ex parte altera Geographiae sacrae. 1674. P. 339–340 и 363. 104 Josephus Flavius. De bello Iudaico, I–VII/Flavii Iosephi Opera/Ed. B. Niese. B., 1895, 1955r. T. 6 (рус. пер.: Иосиф Флавий. Иудейская война/Пер. М. Финкельберг, А. Вдовиченко. М.; Иерусалим, 19992). IV. 9. 7. 106 См.: Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, заключающие в себе и перевод сей книги на русское наречие. Часть 1–3. СПб., 1835. См. Ч. 1. С. 34 и Ч. 2. С. 59. 107 Josephus Flavius. De bello Iudaico, I–VII/Flavii Iosephi Opera/Ed. B. Niese. B., 1895, 1955r. T. 6 (рус. пер.: Иосиф Флавий. Иудейская война/Пер. М. Финкельберг, А. Вдовиченко. М.; Иерусалим, 19992). V. 7. 108 Baronius Caesar. Abrégé des Annales ecclesiastiques de Caesar Baronius Composé en latin, par le R. P. Aurele Perusin … et traduit … par Me Charles Chaulmer 8 tom. Paris, 1673. T. III. sub. A. 326. Читать далее Источник: Путешествие по святой земле в 1835 г. В двух частях./А.С. Норов, Санкт-Петербург, типография А. Смердина, 1838 г. Путешествие по Святой земле в 1835 году/[Соч.] Авраама Норова; С примеч. на Путешествие игумена Даниила в XII в. Ч. 1-2. - (2-е изд., доп.). - Санкт-Петербург : тип. III Отд-ния Собств. е. и. в. канцелярии, 1844. - 2 т.; 27. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Герасим Петрович Павский – определен к придворному собору 1829 года апреля 3 дня на место Николая Стефанова с тем, чтобы во время отлучки или болезни О. Духовника, служил в малой церкви. В 1835 году 24 января перемещен к церкви Таврического дворца, но с тем, чтобы при соборном служении он сохранял старшинство, какое до ныне имел в придворном соборе. Умер 1861 года. Антипа Гаврилович Гаврилов – протоиерей Преображенского собора определен ко двору 1829 года сентября 6 дня, на место Михаила Иванова. Исидор Артемьевич Канашевич – духовник государя-цесаревича Константина Павловича, обер-священник бывшего отдельного Литовского корпуса, протоиерей, определен к придворному собору 1831 года августа 6 дня на место Песоцкого, с производством из государственного казначейства 1400 руб., в сравнении с окладом по званию обер-священника, и с пенсионом по званию духовника цесаревича 300 руб. Петр Иванович Турчанинов – по Высочайшему повелению 1831 года 9 февраля получал из кабинета 1600 руб., ко Двору определен 1833 года мая 1 дня. В 1835 году 24 января перемещен к церкви Мраморного дворца, с прежним содержанием. В 1835 году февраля 12 дня переведен в Стрельну к тамошней придворной церкви. Гавриил Филиппович Полянский – определен к придворному собору 1835 года 24 января из протоиереев Таврического дворца на место Павского; а впоследствии перемещен в Конюшенную церковь . Василий Иванович Моисеев – протоиерей лейб-гвардии Егерского полка, определен к придворному собору 1835 г. марта 1 дня. Умер 1841 года 6 октября. На место Моисеева 1841 года октября 18 определен ко Двору пресвитером Илья Петрович Никольский, в 1849 году перешедший в Конюшенную церковь . Николай Алексеевич Мещерский – из петергофской придворной церкви перемещен к придворному собору 1835 года 24 января на место Левитского. Петр Андреевич Евланов – из священников лейб-гвардии драгунского полка переведен ко Двору 1850 года 27 февраля. Умер в 1851 году. Александр Иванович Лебедев – из священников (1830 года 10 августа) Кексгольмского собора переведен ко Двору 1838 года 5 января. Умер в 1861 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

System der katholischen Dogmatik. 1831. S. 217, 225; Idem. Katholische Dogmatik. 1835. Bd. 2. S. 169, 188; см. также: Nichols A. Catholic Theology of the Trinity in the 19th Cent.//The Oxford Handbook of the Trinity/Ed. G. Emery, M. Levering. Oxf.; N. Y., 2011. Р. 284), он постоянно говорит о Духе как о божественной Личности (Person, Persönlichkeit), настоятельно подчеркивает Его особую внутритроичную самостоятельность (die wahrhaftige Subsistenz und persönliche Besonderung des Geistes - Klee. Katholische Dogmatik. 1835. Bd. 2. S. 173) в силу неизъяснимого, но реального отличия образа Его происхождения от Отца как «spiratio» (лат. «дыхание») от предвечного «рождения» Сына, отмечает специфическую домостроительную активность Св. Духа ( Idem. System der katholischen Dogmatik. 1831. S. 220-224; Idem. Katholische Dogmatik. 1835. Bd. 2. S. 171-181). Св. Дух полноценно участвует во взаимопроникающем имманентном пребывании Лиц Пресв. Троицы друг в друге (circuminsessio - Idem. Katholische Dogmatik. 1835. Bd. 2. S. 113-115; ср.: Idem. System der katholischen Dogmatik. 1831. S. 192). Опираясь на триадологию отцов-каппадокийцев, К. показывает Св. Духа в роли совершителя исполненных Сыном замыслов и воли Отца ( Idem. Katholische Dogmatik. 1835. Bd. 2. S. 117-118) - Того, Кто совершенствует мир после творения (Nach-Schöpfer) и довершает в Церкви дело искупления (Nach-Erlöser) ( Idem. System der katholischen Dogmatik. 1831. S. 225-226). При этом если творческие и искупительные действия Сына направлены на универсум в целом (Weltmasse), на общие начала, имеют следствия для общего природного порядка (im Allgemeinen, in der Masse), то Св. Духу предлежит их формо- и жизнеобразующее продолжение (Gestalt und Leben verleihend - Idem. System der katholischen Dogmatik. 1831. S. 226) в частном отношении (im Einzelnen), развитие в плане духовной свободы и сознания, способствование освящению человека и личному приятию спасительной благодати каждым в отдельности ( Idem. Katholische Dogmatik. 1835.

http://pravenc.ru/text/1841279.html

168 ЦИАМ. Ф. 617, оп. 1, д. 3, л. 1–6. Два письма старца Зосимы 1832 года к благодетелю Семену Лонгиновичу Лепешкину (автографы). 169 «В исполнение указа Московской Духовной консистории от 19 числа сентября 1855 года за 8162, завещанный покойным почетным гражданином Семеном Лонгиновичем Лепешкиным билет Сохранной казны в десять тысяч рублей серебром в пользу сестер общежития от сына завещателя Василия Семеновича Лепешкина получен и по монастырским документам записан под 22-м 1856 года июня 12 дня» [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 640, д. 153]. 173 Начиная с 1835 года в исповедальных росписях села Руднева указаны «господ Верховских крестьяне»: Никита Андреев (31-летний в 1835 г.), жена его Ульяна Андреева и трое детей: Параскева (8 лет в 1835 году), Дарья (3 лет в 1835 году) и Иван (род. в 1836 году). Кроме этой семьи в 1835 году поименована еще одна крестьянская семья из четырех человек, а в 1836 году – другие четыре семьи из 16 человек [ЦИАМ Ф. 203, оп. 747, д. 1262 (1835 г.), 1286 (1836 г.), 1309 (1837 г.), 1330(1838 г.), 1352(1839 г.), 1374(1840 г.), 1396(1841 г.)]. Параскева Никитина, в возрасте 41 года в 1870 году, числилась в списках послушниц Троице-Одигитриевского монастыря, живущих «по виду» [ЦИАМ. Ф. 1368, оп. 1, д. 15, л. 1 ], т. е. не утвержденных еще указом из консистории. Сама о себе она свидетельствовала в 1872 году так: «Я привезена с благословения старца Изосимы – покойную матушку игумению Веру посылал за послушание привезти себе в кучера моего родителя в 1833 году. Они и сейчас живут на конном дворе. Меня привезли 5 лет. Покойная игумения Вера выучила и 26-ти лет накрыла. Тринадцать лет покрыта рясофором отцом наместником... [Подпись] – Клавдия Никитина» [ЦИАМ. Ф. 1368, оп. 1, д. 39, л. 48]. 174 «Жизнь в Бозе почившаго блаженной памяти схимонаха Зосимы» и «Изречения старца схимонаха Зосимы и извлечения из сочинений его» (две книги в одном переплете). М., 1860. 175 Житие и подвиги в Бозе почившаго блаженный памяти старца схимонаха Зосимы, его изречения и извлечения из его сочинений. М., 1889. В 2-х частях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010